Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
реферат Бюджет и бюджетная система РФ
Информация:
Тип работы: реферат.
Добавлен: 12.10.2012.
Год: 2010.
Страниц: 12.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Оглавление
Введение
В
любой стране государственный
бюджет - ведущее звено финансовой
системы, единство основных финансовых
категорий: налогов, государственных
расходов, государственного кредита
- в их действии.
Тем не менее, являясь частью финансов,
бюджет можно выделить в отдельную
экономическую категорию,
отражающую денежные
отношения государства с юридическими
и физическими лицами по поводу перераспределения
национального дохода (частично
и национального богатства)
в связи с образованием и
использованием бюджетного
фонда, предназначенного
на финансирование народного хозяйства,
социально-культурны мероприятий,
нужд обороны и государственного управления.
Именно
с помощью бюджета
государство имеет возможность
сосредоточивать финансовые ресурсы
на решающих участках социального
и экономического развития, с
помощью бюджета происходит
перераспределение национального дохода
между отраслями, территориями,
сферами общественной деятельности.
Ни одно из звеньев финансов
не осуществляет такого
многовидового и многоуровневого
перераспределения средств,
как бюджет.
Вместе с тем, отображая экономические
процессы, протекающие в структурных
звеньях экономики, бюджет дает
четкую картину того, как
поступают в распоряжение государства
финансовые ресурсы от
разных субъектов хозяйствования,
показывает, соответствует ли размер централизуемых
ресурсов государства объему его потребностей.
Таким
образом, при правильном подходе
бюджет объективно может быть
не просто средством
государственного экономического регулирования,
он может реально влиять на рост
экономики и социальной сферы,
ускорение темпов научно-технического
прогресса, обновление и совершенствование
материально-техничес ой базы общественного
производства.
Но
здесь важно подчеркнуть, что
проявление присущих бюджету
свойств, его использование в
качестве инструмента распределения
и контроля возможно только в процессе
человеческой деятельности, что
находит свое выражение в создаваемом
государством бюджетном механизме,
который является конкретным выражением
бюджетной политики, отражающим нацеленность
бюджетных отношений на решение экономических
и социальных задач.
Таким
образом, актуальность данной темы заключается
в первостепенной важности бюджета
для функционирования национальной
экономики, в его формировании и
исполнении регулирующей роли в использовании
ВВП.
Цель исследования - исследовать бюджетное
устройство в Российской Федерации, принципы
построения бюджетной системы и разработка
мероприятий по совершенствованию бюджетной
системы.
Поставленная цель предопределила
постановку и решение следующих
задач:
- исследовать
основные черты и принципы бюджетного
устройства Российской Федерации;
- рассмотреть
принципы построения бюджетной системы;
- изучить
источники формирования налоговых и неналоговых
поступлений доходной части бюджетов
разных уровней, а также рассмотреть расходы
бюджетов разных уровней;
- рассмотреть
бюджетную классификацию и ее использование;
- исследовать
отдельные звенья (уровни) бюджетной системы;
- предложить
мероприятия по совершенствованию бюджетной
системы Российской Федерации.
Объектом курсовой работы является
бюджет Российской Федерации и бюджетное
устройство. Глава1.
Бюджет, бюджетная система
и бюджетное устройство
РФ
1.1
Бюджетная система
РФ
Прежде
чем говорить о бюджетном устройстве
РФ, выявлять его достоинства и недостатки
необходимо определить, что, собственно,
представляет собой бюджет государства.
В самом общем виде им является план доходов
и расходов государства на текущий год,
составленный в форме баланса и имеющий
силу закона. В любой стране государственный
бюджет – ведущее звено финансовой системы,
единство основных финансовых категорий:
налогов, государственных расходов, государственного
кредита – в их действии. Тем не менее,
являясь частью финансов, бюджет можно
выделить в отдельную экономическую категорию,
отражающую денежные отношения государства
с юридическими и физическими лицами по
поводу перераспределения национального
дохода (частично и национального богатства)
в связи с образованием и использованием
бюджетного фонда, предназначенного на
финансирование народного хозяйства,
социально-культурны мероприятий, нужд
обороны и государственного управления.1
Именно
с помощью бюджета государство
имеет возможность сосредоточивать
финансовые ресурсы на решающих участках
социального и экономического развития,
с помощью бюджета происходит перераспределение
национального дохода между отраслями,
территориями, сферами общественной деятельности.
Ни одно из звеньев финансов не осуществляет
такого многовидового и многоуровневого
перераспределения средств, как бюджет.
Вместе с тем, отображая экономические
процессы, протекающие в структурных звеньях
экономики, бюджет дает четкую картину
того, как поступают в распоряжение государства
финансовые ресурсы от разных субъектов
хозяйствования, показывает, соответствует
ли размер централизуемых ресурсов государства
объему его потребностей.
Таким
образом, при правильном подходе
бюджет объективно может быть не просто
средством государственного экономического
регулирования, он может реально влиять
на рост экономики и социальной сферы,
ускорение темпов научно-технического
прогресса, обновление и совершенствование
материально-техниче кой базы общественного
производства. Но здесь важно подчеркнуть,
что проявление присущих бюджету свойств,
его использование в качестве инструмента
распределения и контроля возможно только
в процессе человеческой деятельности,
что находит свое выражение в создаваемом
государством бюджетном механизме, который
является конкретным выражением бюджетной
политики, отражающим нацеленность бюджетных
отношений на решение экономических и
социальных задач.
Для
России же в силу ее федеративного
устройства важную роль приобретает
не просто выработка грамотного бюджетного
механизма, а правильное соотношение
бюджетов различных уровней, действующих
на территории страны, что и составляет
понятие бюджетной системы. Даже грамотно
построенный и сбалансированный федеральный
бюджет не в состоянии в полной мере выполнять
свои перераспределительны и контрольные
функции при отсутствии надлежащего бюджетного
механизма непосредственно на местах.
Организационные
принципы построения бюджетной системы,
ее структура, взаимосвязь объединяемых
в ней бюджетов определяет бюджетное
устройство государства.
Как
уже упоминалось, бюджетная система
в первую очередь определяется действующим
государственным устройством. В унитарных
(единых) государствах бюджетная система
включает два звена: государственный бюджет
и многочисленные местные бюджеты.
Федеративное
государство представляет собой
такое административно-территориальное
устройство, которое состоит из государственных
образований, имеющих собственную государственность
и обладающих определенной политической
самостоятельностью в соответствии со
своими конституциями и законами. К такому
типу государственных образований относится
Российская Федерация.
Конституцией
РФ закреплено федеративное устройство
РФ, разграничены предметы ведения
и полномочия органов власти различных
уровней. Федеративное устройство РФ,
разграничение прав и полномочий между
Федерацией и ее субъектами, с одной стороны,
и муниципальным образованиями, с другой
стороны, являются основой бюджетного
федерализма РФ.
В
рамках федеративного государства
в РФ образуется федеральный бюджет
и бюджеты государственных внебюджетных
фондов, предназначенные для выполнения
расходных обязательств государством.
В
соответствии с Конституцией РФ и
Бюджетным кодексом РФ бюджетная
система РФ имеет три уровня бюджетов:
федеральный, региональный (субъект
РФ) и местный (муниципальный).
Исходя
из федерального принципа построения
РФ и ее административно- территориального
деления, бюджетная система РФ организационно
и функционально объединяет
федеральный
бюджет РФ;
21 бюджет
республик, входящих в состав РФ;
5 краевых
и областных бюджетов;
2 бюджета
городов Москвы и С.-Петербурга;
1 бюджет автономной
области;
Около 29 тысяч
местных бюджетов (районных, городских,
поселковых, сельских).
При
этом бюджеты нижестоящих органов
самоуправления не входят своими доходами
и расходами в бюджеты вышестоящих
уровней.
Важной
самостоятельной частью бюджетной
системы РФ как суверенного государства
является Федеральный бюджет. Именно он
обеспечивает мобилизацию финансовых
ресурсов, необходимых для последующего
их перераспределения и использования
для целей государственного регулирования
экономического развития страны и реализации
социальной политики на территории России.
Кроме того, за счет средств Федерального
бюджета покрываются такие затраты, как
содержание органов государственного
управления, обеспечение потребностей
обороны страны, финансовая помощь субъектам
Федерации, обслуживание государственного
долга, пополнение государственных запасов,
резервов и др.
Отдельное,
не менее, а может быть и более
важное звено бюджетной системы
РФ составляют многочисленные местные
бюджеты. Если в советские времена
стремление к всеобщей централизации
привело к тому, что удельный вес местных
бюджетов в государственном бюджете СССР
не превышал 10-15%, то с началом рыночных
преобразований в ведение местных властей
были переданы отрасли хозяйства, связанные
с непосредственным обслуживанием населения,
массовая сеть социально-культурных учреждений.
За счет местных бюджетов в настоящее
время обеспечивается финансирование
более 80% бюджетных расходов на здравоохранение,
более 60% расходов на просвещение, крупные
бюджетные средства направляются на развитие
производственной и социальной инфраструктуры.2
Совокупность
бюджетов всех уровней образует консолидированный
бюджет. Консолидированный бюджет определяется
Бюджетным кодексом как свод бюджетов
всех уровней на соответствующей территории
.
Консолидированный
бюджет субъекта РФ составляют бюджет
самого субъекта и свод бюджетов находящихся
на его территории муниципальных образований.
Консолидированный бюджет области может
быть представлен в виде следующей схемы:
Консолидированный бюджет области
1.Областной
бюджет
3.Бюджеты
районов
области
2.Бюджеты
городов
областного
подчинения,
в т.ч. областного центра
3.2.Бюджеты
городов
районного
подчинения
3.1.Районные
бюджеты
2.3.Бюджеты
городских
районов
3.3.Сельские
поселковые
и пр. бюджеты
2.1.Городские
бюджеты
Рис.
1 Схема консолидированного бюджета
области
Консолидированный
бюджет РФ – это федеральный бюджет
и
консолидированные бюджеты всех
субъектов федерации. Консолидированные
бюджеты позволяют получить полное
представление обо всех доходах и расходах
региона или страны в целом, они не утверждаются
и служат для аналитических и статистических
целей.
1.2.
Принципы бюджетной
системы РФ.
Бюджетным
Кодексом РФ3 законодательно закреплены
основные принципы, на которых строится
бюджетная система страны. В их число входят:
принцип единства
бюджетной системы;
принцип разделения
доходов и расходов между уровнями бюджетной
системы;
принцип самостоятельности
бюджетов;
принцип полноты
отображения доходов и расходов в бюджете;
принцип сбалансированности
бюджета;
принцип эффективности
и экономности использования бюджетных
средств;
принцип общего
покрытия расходов бюджетов;
принцип гласности;
принцип достоверности
бюджета;
принцип адресности
и целевого характера бюджетных средств
по отдельным видам расходов.
Принцип
единства бюджетной
системы означает единство правовой
базы, единство денежной системы страны,
где имеется одно платежное средство –
рубль, единство форм бюджетных документов,
единство форм бюджетного процесса, единство
ответственности и санкций за нарушение
бюджетного законодательства, а также
единый порядок финансирования расходов
бюджета, единообразный порядок бухгалтерского
учета бюджетных средств всех уровней
бюджетной системы. Принцип
разделения доходов
и расходов между
уровнями бюджетной
системы означает закрепление соответствующих
видов доходов (полностью или частично)
и полномочий на осуществление соответствующих
видов расходов за органами власти Российской
Федерации, субъектов Федерации и местного
самоуправления. Принцип
самостоятельности
бюджетов означает право законодательных
или представительских органов государственной
власти и органов местного самоуправления
на каждом уровне бюджетной системы осуществлять
бюджетный процесс. Он также означает
наличие собственных источников доходов
бюджетов каждого уровня, право органов
государственной власти и органов местного
самоуправления в соответствии с Бюджетным
Кодексом определять направления расходов
средств соответствующих бюджетов и источники
финансирования дефицита бюджета.
Потери
в доходах и дополнительные расходы,
возникающие в ходе исполнения бюджета
в соответствии с принципом самостоятельности,
не компенсируются за счет бюджетов других
уровней, за исключением случаев, связанных
с изменением законодательства. Принцип
полноты отображения
доходов и расходов
в бюджете означает, что все доходы
и расходы бюджета и другие обязательные
поступления, закрепленные налоговым
и бюджетным законодательством, подлежат
отражению в бюджете или бюджете государственного
внебюджетного фонда в обязательном порядке
и полном объеме. Это означает, что при
вступлении Бюджетного Кодекса в действие
многие внебюджетные фонды ликвидировались. Сбалансированность
бюджета проявляется в том, что
объем предусмотренных бюджетных расходов
должен соответствовать суммарному объему
доходов бюджета и источников покрытия
его дефицита. Причем при составлении
бюджета необходимо исходить из минимизации
его расходов. Принцип
эффективности и
экономности использования
бюджетных средств означает, что
при составлении и исполнении бюджетов
уполномоченные органы и получатели бюджетных
средств должны исходить из необходимости
достижения заданных результатов с использованием
наименьшего объема средств или достижения
наилучшего результата с использованием
определенного бюджетом объема средств. Принцип
общего покрытия расходов
бюджетов означает, что все расходы
бюджета должны покрываться общей суммой
средств от доходов и источников покрытия
бюджетного дефицита. Доходы и средства
от источников покрытия дефицита бюджета
могут быть привязаны к определенным расходам
бюджета исключительно по целевым бюджетным
фондам, а также в случае централизации
средств из бюджетов другого уровня. Принцип
гласности означает обязательное
опубликование в открытой печати утвержденных
бюджетов, отчет об их исполнении, полноту
информации об утвержденных бюджетах,
а также доступность иных сведений по
решению законодательных и представительных
органов власти. Кроме того, гласность
означает обязательную открытость для
общества и средств массовой информации
процедуры рассмотрения и принятия решений
по проектам бюджетов, в том числе вопросов,
вызывающих разногласия между представительными
и исполнительными органами власти.
Вновь
введенный и весьма актуальный в
настоящее время принцип
достоверности бюджетов
означает надежность показателей прогноза
социально-экономиче кого развития и
реалистичность расчетов доходов и расходов
бюджета. Принцип
адресности и целевого
характера бюджетных
средств означает выделение средств
в распоряжение конкретных бюджетополучателей
с обозначением целей, для достижения
которых используются выделенные средства.
1.3.
Формирование доходов
и расходов бюджетов
разных уровней
Составление
и исполнение бюджета базируется
на бюджетной классификации, в которой
выделяются целевые направления государственной
деятельности, вытекающие из основных
функций государства. Единая
бюджетная классификация
представляет собой группировку доходов
и расходов бюджетов всех уровней с присвоением
объектам классификации группировочных
кодов. Бюджетная классификация дает возможность
экономического и статистического анализа
доходов и расходов бюджетов РФ, обеспечивает
адресность выделения финансовых ресурсов.
Бюджетная
классификация в части классификации
доходов бюджетов РФ, функциональной
классификации расходов бюджетов РФ
экономической классификации расходов
бюджетов РФ, классификации источников
финансирования дефицитов бюджетов РФ
является единой для всех уровней бюджетной
системы и используется при составлении,
утверждении и исполнении бюджетов всех
уровней и составлении консолидированных
бюджетов всех уровней.
Классификация
доходов бюджетов Российской Федерации
является группировкой доходов бюджетов
всех уровней и основывается на законодательных
актах Российской Федерации, определяющих
источники формирования доходов бюджетов
всех уровней.4 Доходы
бюджета – денежные средства, поступающие
в безвозмездном и безвозвратном порядке
в соответствии с законодательством в
распоряжение органов государственной
власти соответствующего уровня.
В
соответствии с бюджетной классификацией
выделяются следующие основные виды налоговых
доходов:
налоги на
прибыль, доход, прирост капитала;
налоги на
товары и услуги, лицензионные и регистрационные
сборы;
налоги на
совокупный доход;
налоги на
имущество;
платежи за
пользование природными ресурсами;
налоги на
внешнюю торговлю и внешнеэкономические
операции.
Из
неналоговых же доходов основными
являются следующие виды:
доходы от
имущества, находящегося в государственной
и муниципальной собственности, или от
деятельности;
доходы от
продажи имущества, находящегося в государственной
и муниципальной собственности;
доходы от
реализации государственных запасов;
доходы от
продажи земли и нематериальных активов;
поступления
капитальных трансфертов из негосударственных
источников;
административные
платежи и сборы;
штрафные
санкции, возмещение ущерба;
доходы от
внешнеэкономической деятельности.
Конкретный
состав доходов и их объемы по каждому
отдельному бюджету устанавливаются
правовыми актами о соответствующем
бюджете на каждый год.
Основным
порядком в распределении доходов между
бюджетами является закрепление доходов
за бюджетами. Доходы могут быть закреплены
за тем или иным бюджетом на постоянной
или долговременной основе, что повышает
бюджетную самостоятельность субъектов
РФ и органов местного самоуправления.
При
закреплении тех или иных доходов
за бюджетами учитывается принцип
территориальности. Согласно этому
принципу в бюджет определенной территории
отчисляются средства предприятий,
находящихся на этой территории, независимо
от их подчиненности. Порядок распределения
доходов дан в ст. 13 Закона “Об основах
бюджетных прав…”. Состав доходов бюджетов
субъектов РФ, включая бюджеты городов
федерального подчинения, зачисляются:
подоходный налог с предприятий и организаций
(полностью или частично); подоходный налог
с физических лиц (полностью или частично);часть
платежей за землю; 50% налога на имущество
предприятий; налоги и другие платежи
за пользование недрами; налоги и другие
платежи, закрепленные полностью или частично
за соответствующими бюджетами; часть
доходов от государственных займов и государственной
денежно-вещевой лотереи; доходы от займов
и денежно-вещевых лотерей, организуемых
по решениям соответствующих представительных
органов власти; доходы от сдачи в аренду
имущества, находящегося в соответствующей
государственной собственности; часть
доходов от приватизации государственного
имущества; иные доходы.
Аналогичные
доходы зачисляются в районные бюджеты
районов и городские бюджеты
городов. В бюджеты этих уровней
зачисляются еще местные налоги
и сборы.
Более
ограниченный перечень закрепленных доходов
определен для районных бюджетов
районов в городе, поселковых и
сельских бюджетов.
Закрепленные
доходы обеспечивают лишь часть доходной
базы бюджетов.
Функциональная классификация расходов
бюджетов Российской Федерации является
группировкой расходов бюджетов всех
уровней, отражающей направление финансов
на выполнение основных функций государства.5 Расходы
бюджета– денежные средства, направляемые
на финансовое обеспечение задач и функций
государства и местного самоуправления
Состав
расходов бюджетной системы определяется
задачами и функциями государства.
В зависимости от уровня бюджетов
он может иметь некоторые различия.
Однако анализ российского бюджетного
законодательства позволяет выделить
следующие основные направления расходов,
характерные для бюджетной системы в целом:
расходы на
финансирование народного хозяйства;
расходы на
финансирование социально-культурных
мероприятий;
расходы на
финансирование государственных и муниципальных
программ и инвестиций;
расходы на
финансирование фундаментальных научно-технических
исследований, государственных и муниципальных
научно-технических программ;
расходы на
оборону;
расходы на
содержание органов государственной и
муниципальной власти, правоохранительных
органов, судов, прокуратуры;
расходы на
внешнеэкономическую деятельность;
расходы,
связанные с выплатой разного рода пособий
и компенсаций гражданам;
расходы по
выплате дотаций, субвенций и т.д.
Конкретные
направления и размеры расходов
бюджетов субъектов Российской Федерации
и местных бюджетов определяются соответствующими
органами государственной или местной
власти и закрепляются в правовых актах
о бюджете на конкретный год. Глава
2. Характеристика
отдельных звеньев бюджетной
системы
2.1
Федеральный бюджет
РФ
Бюджетная
система Российской Федерации состоит
из бюджетов трёх уровней: первый
уровень – федеральный бюджет и бюджеты
государственных внебюджетных фондов; второй
уровень – бюджеты субъектов Российской
Федерации и бюджеты территориальных
государственных внебюджетных фондов; третий
уровень – местные бюджеты.6 Федеральный
бюджет составляет первый уровень бюджетной
системы Российской Федерации. Федеральный
бюджет – это основной финансовый план
государства, утверждаемый Федеральным
Собранием в виде федерального закона.
Именно федеральный бюджет является
основным орудием перераспределения
национального дохода и ВВП,
через него мобилизуются финансовые
ресурсы, необходимые для регулирования
экономического развития стран
и реализации социальной политики
на всей территории России. Федеральный
бюджет строится с учетом необходимости
осуществления избранной социально-экономичес ой
стратегии.
Основными
функциями федерального бюджета
являются:
- перераспределение
национального дохода и ВВП;
- государственное
регулирование и стимулирование экономики;
- финансовое
обеспечение социальной политики;
- контроль
за образованием и использованием
централизованного фонда денежных
средств.7
До перехода
на рыночные отношения доходы государственного
бюджета СССР базировались на денежных
накоплениях государственных предприятий.
Они занимали более 90% общей суммы доходов
бюджета и в основном состояли из двух
платежей - налога с оборота и платежей
из прибыли.8
В
условиях перехода на рыночные механизмы
доходы бюджетной системы претерпели
коренные изменения.
Основными
доходами федерального бюджета являются
налоговые, они составляют 93,5%, а
около 34% от них составляет налог
на добавленную стоимость. Необходимо
отметить, что ряд федеральных
налогов поступает в федеральный
бюджет не полностью, часть из них направляется
в бюджеты субъектов РФ и в местные бюджеты.
Исключительно из федерального
бюджета финансируются следующие виды
расходов:
обеспечение
деятельности Президента Российской Федерации,
Федерального Собрания РФ, Счетной палаты
РФ, федеральных органов исполнительной
власти и их территориальных органов;
функционирование
федеральной судебной системы;
национальная
оборона и обеспечение безопасности государства;
фундаментальные
исследования и содействие научно-техническому
прогрессу;
государственная
поддержка железнодорожного, воздушного
и морского транспорта;
государственная
поддержка атомной энергетики;
ликвидация
стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций
федерального масштаба;
содержание
учреждений, находящихся в государственной
собственности;
обслуживание
и погашение госдолга РФ;
компенсация
государственным внебюджетным фондам
расходов на выплату государственных
пенсий и пособий, подлежащих финансированию
за счет средств федерального бюджета;
пополнение
государственных запасов драгоценных
металлов и драгоценных камней, государственного
материального резерва;
финансовая
поддержка субъектов Российской Федерации;
официальный
статистический учет и др.
Кроме
этого, средства федерального бюджета
используются для финансирования мероприятий
регионального и местного значения, включаемых
в целевые региональные и местные программы.9 Совместно
могут финансироваться
такие виды расходов,
как:
государственная
поддержка отраслей промышленности,
сельского
хозяйства, транспорта, связи;
обеспечение
правоохранительной деятельности;
обеспечение
социальной защиты населения;
охрана окружающей
среды;
развитие
рыночной инфраструктуры;
обеспечение
развития федеративных и национальных
отношений;
финансовая
помощь другим бюджетам и прочее.
2.2
Бюджеты субъектов
РФ
Бюджеты
субъектов Российской Федерации
входят во второй уровень бюджетной
системы.
Бюджет субъекта РФ – это форма образования
и расходования денежных средств, предназначенных
для обеспечения задач и функций, отнесенных
к предметам ведения субъекта РФ.
Бюджеты субъектов РФ – один
из главных каналов доведения
до населения конечных результатов
производства. Из этих бюджетов
в значительной мере финансируется:
развитие отраслей производственной
сферы, в первую очередь местной легкой
и пищевой промышленности; коммунального
хозяйства; развитие транспорта и связи.
В
основе распределения общегосударственных
денежных ресурсов между уровнями бюджетной
системы заложены принципы самостоятельности
бюджетов, их государственной поддержки,
территориального формирования источников
их доходов. Исходя из этих принципов,
доходы бюджетов субъектов РФ формируются
за счет собственных и регулирующих источников
доходов.
Собственные
или закрепленные доходы представляют
собой средства, принадлежащие субъекту
бюджетного права, то есть они полностью
или в твердо фиксированной доле на постоянной
основе поступают в соответствующий бюджет,
минуя вышестоящие.
К регулирующим доходам относится
вся совокупность денежных средств,
передаваемых из вышестоящих бюджетов
в нижестоящие с целью регулирования (сбалансирования)
их расходов и доходов.10
С
1994 года в России в качестве регулирующих
доходов бюджетов субъектов Российской
Федерации стали использовать средства,
полученные из Фонда финансовой поддержки
регионов. Финансовая помощь из этого
Фонда оказывается регионам, поучившим
статус «региона, нуждающегося в поддержке»,
или «региона, особо нуждающегося в поддержке».
Статус
«региона, нуждающегося в поддержке»
предоставляется регионам, у которых
душевой бюджетный доход в планируемом
году меньше среднедушевого бюджетного
дохода по всем регионам РФ.
Статус
«региона, особо нуждающегося в поддержке»,
предоставляется тем регионам, у
которых объем бюджетных доходов
меньше объема прогнозируемых в планируемом
году бюджетных расходов.
С
учетом этих двух статусов Фонд делится
на две части, из которых соответственно
выделяются средства регионам, нуждающимся
в поддержке, и регионам, особо
нуждающимся в поддержке. Выделение
регионам средств из указанных частей
Федерального фонда финансовой поддержки
регионов согласно их статусу производится
на основании установленной доли каждого
региона в общем объеме средств соответствующей
части этого дохода
Преимущества этого способа регулирования
заключаются в том, что средства субъектам
выделяются на основе единой для всех
бюджетов методики, учитывающей бюджетные
доходы, численность населения, проживающего
на соответствующей территории.11
Благодаря
этому выделение средств субъектам
федерации осуществляется на объективной
основе – общей для всех регионов
формуле
расчета выделения средств из
общего фонда финансовой поддержки.
2.3
Местные бюджеты
Местные
бюджеты составляют третий уровень
бюджетной системы Российской Федерации.
Ст.
14 БК РФ определяет бюджет
муниципального образования (местный
бюджет) как форму образования и расходования
денежных средств, предназначенных для
обеспечения задач и функций, отнесенных
к предметам ведения местного самоуправления.
На
местные органы власти возложена
важная задача по осуществлению социальной
политики государства. Финансирование
мероприятий по социальному обслуживанию
населения в значительной части проводится
за счет местных бюджетов.
Наиболее
ярко последствия экономических и социальных
процессов
отражаются
на расходной части местных бюджетов.
Возрастание расходов связано с повышением
уровня затрат на содержание объектов
жилищно-коммунальног и культурно-бытового
назначения, на благоустройство территорий,
с новым строительством. Также в последние
годы широко практикуется передача различных
ведомственных объектов, таких как жильё,
социально-культурны учреждения, организации
бытового обслуживания в муниципальную
собственность, что ведет к значительному
увеличению бюджетных расходов.12
Следует
отметить, что структура расходов
отдельных видов местных бюджетов не одинакова
и зависит от объема хозяйства и подведомственности
его органам власти различных территориальных
образований.
Так,
городским органам подчинена
значительная часть предприятий
местной промышленности, жилищно-бытового
хозяйства, транспорта, поэтому удельный
вес ассигнований на народное хозяйство
в расходах этих бюджетов наиболее значителен
и превышает 40%.
В ведении же районных, поселковых
и сельских органов власти
находятся в основном социально-культурные
учреждения, в этих бюджетах подавляющая
часть расходов приходится на финансирование
социально- культурных мероприятий, оно
составляет порядка 60-80% расходов.
Доходы местных бюджетов, также
как и доходы бюджетов субъектов
федерации состоят из собственных
и регулирующих доходов.
К ним относятся:
1)
Отчисления от федеральных и
региональных налогов;
2)
Средства фондов финансовой поддержки
регионов;
3)
Дотации, субвенции, субсидии
из вышестоящих бюджетов;
4)
Средства, полученные из вышестоящего
бюджета в порядке взаимных расчетов. Глава
3. Проблемы бюджетной
системы современной
России
3.1
Межбюджетные отношения:
современная ситуация,
проблемы и пути их решения
Все бюджеты, входящие в бюджетную систему
страны, взаимосвязаны в рамках межбюджетных
отношений.
Межбюджетные
отношения – это отношения
между органами государственной
власти РФ, органами государственной
власти субъектов РФ и органами местного
самоуправления, связанные с формированием
и исполнением соответствующих
бюджетов.
Межбюджетные
отношения основываются на принципах:
распределения
и закрепления расходов по определенным
уровням бюджетной системы РФ;
разграничения
на постоянной основе и распределения
по временным нормативам регулирующих
доходов по уровням бюджетной системы
РФ;
равенства
бюджетных прав субъектов РФ, равенства
бюджетных прав муниципальных образований;
выравнивания
уровней минимальной бюджетной обеспеченности
субъектов РФ, муниципальных образований;
равенства
всех бюджетов РФ во взаимоотношениях
с федеральным бюджетом, равенства местных
бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами
субъектов РФ.