На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Налоговая система как регулятор рыночной экономики

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.10.2012. Сдан: 2010. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТАМБОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
АКАДЕМИЯ  ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
на  тему: «Налоговая система как регулятор рыночной экономики» 
 
 
 
 

 

Содержание
Введение………………………………………………………..………………….…3
    Налоговая система: понятие, роль, функции.……………………….…….....…5 
     1.1  Понятие налоговой системы…………………………………..……………5
     1.2  Эволюция системы  налогообложения ……..………………..……………9
     1.3  Принципы налогообложения …………………..……..………………..…15
    Современная налоговая система РФ ……………….……..……….…….……18
     2.1 Роль налоговой системы в экономике РФ ………..…….…….……..……18
     2.2  Налоговое планирование………………………………………..…………21
     2.3 Направления развития современной налоговой системы………..………24
Заключение…………………………………………………………………....……28
Список литературы……………………………………………………….…..……30
 

Введение
     Актуальность  темы.
     Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.
     Таким образом, налицо актуальность сформулированной темы работы, которая позволяет не только определить новые подходы к исследованию категории налоговой системы, но и систематизировать накопленные экономической наукой знания.
     Цель  курсовой работы. Цель данной работы состоит в исследовании основ формирования налоговой системы как регулятора экономики через призму тенденций и закономерностей и в выявлении влияния на современное состояние российской экономики.
         Задачи  курсовой работы.
      Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
    определить общие характеристики понятия налоговая система как экономической категории, охарактеризовать ее задачи, функции и структуру;
    изучить историю возникновения системы налогообложения;
    сформулировать принципы налогообложения;
    выявить роль налоговой системы в экономике РФ;
    рассмотреть налоговое планирование;
    показать тенденции и перспективы дальнейшего развития налоговой системы в РФ.
      Предмет курсовой работы. Предметом курсовой работы являются экономические отношения, присущие процессу становления налоговой системы.
      Объект  курсовой работы – обозначен как модель налоговой системы.
      Степень разработанности  проблемы  
    Исследованию данной темы посвящены  труды  Аронова А.В., Баскина А.И., Брызгалина А.В., Ивановой С.А., Евстигнеева Е.Н., Кашина В., Крохиной Ю.А., Морозова В.П., Панскова В.Г., Пепеляева С. Г., Починка А.П., Саакян Р.А., Смирнова Д.А., Черник Д.Г., Шаталова С.Д., Юткиной Т.Ф.
      Структура курсовой работы была определена в соответствии с поставленными задачами. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
        

 

Глава 1. Налоговая система: понятие, роль, функции
1.1  Понятие налоговой  системы
     В проекте Налогового кодекса Российской Федерации записано: “Налоговая система Российской Федерации представляет собой совокупность предусмотренных настоящим Кодексом налогов и сборов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, а также форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства”1.
     Действовавшая ранее ст.2 Закона «Об основах налоговой системы» устанавливала следующее определение: совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей (далее – налогов), взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему. Однако оно не включало ряд важных составляющих, характеризующих любую налоговую систему, а именно:
    систему налоговых органов;
    систему и принципы налогового законодательства;
    принципы налоговой политики;
    порядок распределения налогов по бюджетам;
    формы и методы налогового контроля;
    порядок и условия налогового производства;
    подход к решению проблемы международного двойного налогообложения и др.
    Поэтому можно согласиться с мнением С. Пепеляева, определяющим налоговую систему как взаимосвязанную совокупность действующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения2. Налоговая система характеризуется экономическими и политико-правовыми показателями.
    К экономическим показателям в  первую очередь относится налоговый  гнет. Другим экономическим показателем служит соотношение налоговых доходов от внутренней и внешней торговли. В высокоразвитых странах, экспортирующих в основном готовую продукцию, экспортные пошлины незначительны, а основные поступления в бюджет осуществляются за счет налогообложения торговли внутри страны.
    В менее развитых странах за счет таможенных пошлин на экспортируемое сырье велика доля доходов от внешнеэкономической деятельности. Соотношение налоговых доходов от внутренней и внешней торговли в высокоразвитых европейских странах составляет 1:1, в современной России, в экспорте которой преобладает сырье, -2:1.
    Для характеристики налоговой системы  используется также соотношение прямого и косвенного налогообложений. Данное соотношение зависит от уровня развития страны, поскольку сбор косвенных налогов не требует развития налогового аппарата и изощренной системы расчетов. Структура прямых налогов также выступает в качестве экономического показателя налоговой системы. Для высокоразвитых стран характерна высокая доля подоходных налогов, налогов на имущество и страховых выплат, в то время как в России, к примеру, наиболее значимым из всех существующих прямых налогов остается налог на прибыль (37,26%), а налог с физических лиц составляет всего 8,02% налоговых поступлений.
    Одной из наиболее важных политико-правовых характеристик организации налоговой  системы является соотношение компетенций  центральных и местных органов власти в деле регулирования налоговой сферы. В обобщенном виде содержание данной характеристики состоит в праве органов власти определенного уровня устанавливать и вводить налоги.
    Существуют  три варианта соотношения компетенций:
    вариант разные налоги подразумевает полное разделение прав и ответственности в установлении налогов либо неполное разделение, когда центральная власть устанавливает исчерпывающий перечень налогов и вводит общегосударственные налоги, а местные налоги вводят по своему усмотрению органы на местах;
    для соотношения разные ставки характерно введение центральной властью закрытого перечня налогов, а в свою очередь органы власти на местах устанавливают конкретные ставки в пределах, установленных центральной властью;
    соотношение разные доходы состоит в том, что суммы уже собранного налога делятся между властными органами различных уровней.
      Обычно используются комбинации трех или двух форм.
     Задачи  налоговой системы – обеспечение государства финансовыми ресурсами с помощью перераспределения национального дохода; противодействие спаду производства; создание благоприятных условий для развития предпринимательства; реализация социальных программ.
     Главная функция налоговой системы –  фискальная (формирование доходной части  государственного бюджета). Прочие функции – ослабление дифференциации общества по доходам; воздействие на структуру и объем производства через механизм спроса и предложения; стимулирование научно-технического прогресса; регулирование внешнеэкономической деятельности.
     Эффективность налоговой системы определяется двумя факторами. Первый – полнота выявления источников доходов в целях обложения их налогом; второй – минимизация расходов по взиманию налогов. Эффективность определяется как чистый доход государства от налогов, т.е. как разница между валовым доходом и издержками взимания.
     Приведенное выше определение раскрывает и структуру  налоговой системы. В большинстве стран мира с федеральным государственным устройством принята трехуровневая система налогообложения. С начала 90-х гг. она введена и в России. Налоги подразделяются на федеральные, региональные  и местные. Это деление вызвано необходимостью обеспечить каждому уровню управления свои собственные постоянные источники формирования бюджетов в соответствии с принципом бюджетного федерализма. Выделение трех уровней системы налогов и сборов в Российской Федерации позволяет четко дифференцировать полномочия представительных органов различных уровней в отношении конкретных видов налогов и сборов3.
     Раньше  в СССР была фактически одноуровневая система налогов: все платежи поступали в единый государственный бюджет и потом волевым порядком перераспределялись сверху вниз бюджетам нижестоящих органов управления.
     Структура налоговой системы включает и  органы, обеспечивающие ее функционирование. Общее управление налоговой системой осуществляют Федеральное собрание и Президент страны как законодательный орган власти, утверждающий основные акты налогового законодательства; правительство страны как исполнительный орган, разрабатывающий и принимающий подзаконные акты по налоговым вопросам.
     Государственная налоговая служба осуществляет методологическое руководство и контроль за соблюдением  налогового законодательства, в том  числе за правильностью исчисления и уплаты налогов и сборов. Она  построена по принципу многоуровневой иерархической организации. Каждый уровень имеет свои функции и специфику.
     Современная налоговая система регулируется высшим законом страны – Конституцией РФ, в соответствии с которой к  компетенции Федерального собрания  и представительных органов субъектов Федерации относятся общие функции налогообложения. Общая система налогов, принципы ее построения устанавливаются федеральным законом. Президент страны обладает правом вносить законопроекты в Государственную Думу. После одобрения Советом Федерации и подписания Президентом законопроекты превращаются в законы и с этого момента подлежат исполнению.
     Для успешного функционирования налоговой  системы государства необходимо постоянно совершенствовать законодательную  технику в соответствующей области4.
 

      Эволюция системы  налогообложения
 
      Налоги  являются необходимым звеном экономических  отношений в обществе с момента  возникновения государства. Развитие и изменения форм которого неизменно  сопровождается преобразованием налоговой  системы. В современном обществе налоги - основной источник доходов государства. Кроме этой чисто финансовой функции налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.
      Проблемы  налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей самых разных эпох.
      Ф. Аквинский (1225 или 1226-1274) определял налоги как дозволенную форму грабежа. Ш. Монтескье (1689-1755) полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им. А один из основоположников теории налогообложения А. Смит (1723-1790) говорил о том, что налоги для тех, кто их выплачивает, - признак не рабства, а свободы.
      Итак, как уже говорилось выше, налоговая  система возникла и развивалась  вместе с государством. На самых  ранних стадиях государственной организации формой налогообложения можно считать жертвоприношение, которое далеко не всегда было добровольным, а являлось неким неписаным законом. По мере развития государства возникла “светская” десятина, которая взималась в пользу влиятельных князей наряду с церковной десятиной. Данная практика существовала в течение многих столетий: от Древнего Египта до средневековой Европы. Так в Древней Греции в VII-VI вв. до н.э. представителями знати были введены налоги на доходы в размере 1/10 или 1/20 части доходов. Это позволяло концентрировать и расходовать средства на содержание наемных армий, строительство храмов, укреплений и т.д.
      Многие  же стороны современного государства  зародились в Древнем Риме. Первоначально все государство состояло из города Рима и прилегающей к нему местности. В мирное время граждане не платили денежных податей. Расходы по управлению городом и государством были минимальны; избранные магистраты исполняли свои обязанности безвозмездно, порой вкладывая собственные средства, т.к. это было почетно. Главную статью расходов составляло строительство общественных зданий, а эти расходы обычно покрывались сдачей в аренду общественных земель. Но в военное время граждане Рима облагались налогами в соответствии со своими доходами. Сумма налога определялась каждые пять лет избранными чиновниками-цензорами. Граждане Рима делали цензорам заявление о своем имущественном состоянии и семейном положении. Таким образом, закладывались основы декларации о доходах.
      В IV-III вв. до н.э. Римское государство  разрасталось, основывались и завоевывались  все новые города-колонии. Происходили  изменения и в налоговом праве. В колониях вводились коммунальные налоги и повинности. Как и в Риме, их величина зависела от размеров состояния граждан, и их определение происходило каждые 5 лет. В случае победоносных войн налоги уменьшались, а порой совсем отменялись. Необходимые средства же обеспечивались контрибуцией завоеванных земель.   
      Многие  хозяйственные традиции Древнего Рима перешли к Византии. В ранневизантийскую эпоху до VII в. включительно существовал 21 вид прямых налогов. Широко практиковались в Византии и чрезвычайные налоги: на строительство флота, содержание воинских контингентов и пр. Но обилие налогов не привело к финансовому процветанию Византийской Империи. Наоборот, чрезмерное налоговое бремя имело своим последствием сокращение налоговой базы, а далее последовали финансовые кризисы, ослаблявшие мощь государства.
      Несколько позже стала складываться финансовая система Руси. Объединение Древнерусского государства началось лишь с конца IX в. Основным источником доходов княжеской казны была дань. Это был по сути сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. Князь Олег после своего утверждения в Киеве занялся установлением дани с подвластных племен. Дань взималась двумя способами: “повозом”, когда она привозилась в Киев, и “полюдъем”, когда князья или княжеские дружины сами ехали за нею.
      Косвенное налогообложение существовало в  форме торговых и судебных пошлин. Так пошлины взимались за перевоз  через реку, за право иметь склады и пр. После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал “выход”, взимавшийся сначала баскаками - уполномоченными хана, а затем самими русскими князьями. “Выход” взимался с каждой мужской души и со скота. Каждый удельный князь собирал дань в своем уделе сам и передавал ее потом великому князю для отправления в Орду. Сумма “выхода” стала зависеть от соглашений великих князей с ханами. Кроме “выхода” было еще несколько ордынских тягот. Уплата “выхода” была прекращена Иваном III (1440-1505) в 1480 г., после чего вновь началось создание финансовой системы Руси. В качестве главного прямого налога Иван III ввел “данные” деньги с черносошных крестьян и посадских людей. Затем последовали новые налоги: “ямские”, “пищальные” - для производства пушек, сборы на строительство укреплений и пр. Иван IV также ввел дополнительные налоги. Для определения размера прямых налогов служило “сошное письмо”, которое предусматривало измерение земельных площадей и перевод полученных данных в условные податные единицы “сохи” и определение на этой основе налогов. Соха как единица измерения была отменена лишь в 1679 г., когда единицей налогообложения стал двор.
      Хотя  политическое объединение русских  земель относится к концу XVв., стройной системы управления государственными финансами не существовало еще долго.
      Несколько упорядочена она была в царствование Алексея Михайловича (1629-1676), создавшего в 1655г. Счетный приказ, деятельность которого позволила довольно точно определить государственный бюджет. Надо отметить, что неупорядоченность финансовой системы в то время была характерна и для других стран.
      Современное государство раннего периода  новой истории появилось в XVI-XVII вв. в Европе. Это государство  еще не имело теории налогов. Практически  не существовало крупного постоянного  налога, поэтому периодически парламенты выдавали разрешения правителям производить взыскания и вводить чрезвычайные налоги.
      Государство не имело достаточного количества профессиональных чиновников, и в результате сборщиком налогов стал, как правило, откупщик. В Европе практиковался метод продажи с аукциона права взимания налога. К чему это приводило - понятно. Поэтому проблема справедливости налогообложения стояла очень остро и привлекала внимание многих ученых и государственных деятелей. Так Ф. Бэкон в книге “Опыты или наставления нравственные и политические” писал: “Налоги, взимаемые с согласия народа, не так ослабляют его мужество; примером тому могут служить пошлины в Нидерландах. Заметьте, что речь у нас сейчас идет не о кошельке, а о сердце. Подать, взимаемая с согласия народа или без такового, может быть одинакова для кошельков, но не одинаково ее действие на дух народа.”
      Но  только в конце XVII-XVIII в. в европейских  странах стало формироваться  административное государство, создавшее  чиновничий аппарат и рациональную налоговую систему, состоявшую из косвенных  и прямых налогов.
      Но  отсутствие теории налогообложения, необдуманность практических мер приводила порой  к тяжелым последствиям (примером чему могут являться соляные бунты  в царствование Алексея Михайловича). Эпоха Петра I (1672-1725) характеризуется постоянной нехваткой финансовых ресурсов из-за многочисленных войн, крупного строительства и пр. Для пополнения казны вводились все новые налоги (гербовый сбор, подушный налог с извозчиков и т.д.). Но в то же время был принят ряд мер для обеспечения справедливости налогообложения, была введена подушная подать.
      В последней трети XVIII в Европе активно  разрабатывались проблемы теории и  практики налогообложения.
  В этот же период создавалась теория налогообложения. Ее основоположником считается шотландский экономист и философ А. Смит.
      В вышедшей в 1776 г. книге “Исследование о природе и причинах богатства народов” он сформулировал основные принципы налогообложения:
1) Принцип  справедливости, утверждающий всеобщность  обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам.
2) Принцип  определенности, требующий, чтобы  сумма, способ и время платежа  были точно заранее известны  плательщику. 
3) Принцип  удобности предполагает, что налог  должен взиматься в такое время  и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика.
4) Принцип  экономии, заключающийся в сокращении  издержек взимания налога, в рационализации  системы налогообложения. 
      Именно  в конце XVIII в. закладывались основы современного государства, проводящего активную экономическую, в том числе финансовую и налоговую, политику. Это касается, как стран Западной Европы, так и России. Еще при Петре I были образованы 12 коллегий, из которых 4-е заведовали финансовыми вопросами.
      Екатерина II (1729-1796) преобразовала систему управления финансами. В 1802 г. манифестом Александра I “Об учреждении министерств” было создано Министерство Финансов и определена его роль.
      Но  развитие России было прервано: сначала I мировая война (увеличение бумажноденежной  эмиссии, повышение сборов, налогов, акцизов, падение покупательной способности рубля, уменьшение золотого запаса, увеличение внутреннего и внешнего долгов и пр.), потом февральская революция (нарастание инфляции, развал хозяйства, эмиссия необеспеченных денег). Очередной спад во всей финансовой системе наступил после Октября 1917г. Основным источником доходов власти опять стала эмиссия и контрибуция, что отнюдь не способствовало налаживанию хозяйства. Определенный этап налаживания фин. системы наступил после провозглашения НЭПа. Появились иностранные концессии, разработана система налогов, займов, кредитных операций.
      Период  НЭПа показал, что нормальное налогообложение  возможно только при правовой обособленности предприятий от госаппарата управления. Но НЭП быстро свернули. В течение 1922-1926 г. доля прямых налогов возросла от 43% до 82%.
      Важную  роль в налоговой системе играл  налог с оборота. В Европейских  странах он эволюционировал в  НДС, в России же он больше тяготел  в сторону акцизов. На протяжении многих лет налог с оборота вызывал отклонение цен на товары от их стоимости, препятствовал установлению рыночных цен и развитию хозрасчетных отношений. Другим важным налогом был подоходно-поимущественный налог. Он представлял собой, прежде всего налог на капитал. Поимущественное обложение было прогрессирующим. В результате всякое слияние капиталов было практически невозможным. Плюс к этому дважды облагались налогом доходы участников АО: сначала как совокупный доход АО, а затем как выплаченные дивиденды. Подобный налоговый гнет толкал частных предпринимателей на путь спекуляции, препятствовал рациональной концентрации и накоплению капитала даже на самом примитивном уровне.
      В дальнейшем финансовая система России эволюционировала в направлении, противоположном процессу общемирового развития. От налогов она перешла к административным методам изъятия прибыли предприятий и перераспределения финансовых ресурсов через бюджет страны, что привело страну, в конце концов, к кризису. 

 

      1.3  Принципы налогообложения
     Поскольку налог – одна из наиболее древних экономических категорий, постольку и принципы налогообложения разрабатывались достаточно давно и подробно. Их насчитывается более десятка. Некоторые из них сегодня не имеют такого значения, как раньше; другие – остаются “в силе” и в современную эпоху.
     Многовековой  налоговый опыт человечества подсказал  главный принцип налогообложения: “нельзя резать курицу, несущую  золотые яйца”, т.е. как бы велики ни были потребности в финансовых средствах, налоги не должны подрывать  заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности. Облагать следует только доход, не покушаясь на основное имущество, которое необходимо для получения этого дохода. Кроме того, налоговая система должна по возможности вносить как можно меньше расстройства в процесс общественного воспроизводства.
     Впервые основные принципы налогообложения  систематизированно изложил А.Смит, они и сегодня являются основой  налоговой системы любой развитой страны – это принципы всеобщности, справедливости, определенности и удобности. Считая налоги покрытием непроизводительных затрат государства, А.Смит этими принципами защищал права налогоплательщиков. Со временем они были дополнены принципами обеспечения достаточности и эластичности (подвижности) налогов (налог может быть увеличен или сокращен в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства), выбора надлежащего источника и объекта обложения, однократности обложения (защиты от двойного обложения).
     Кроме этих ставших уже классическими  норм, современная практика налогообложения выработала еще ряд не менее важных принципов (на практике эти принципы чаще всего выражаются в виде так называемых запретов). Среди них выделим следующие:
     1) запрет на введение налога  без закона;
     2) запрет двойного взимания налога;
     3) запрет налогообложения факторов  производства;
     4) запрет необоснованной налоговой  дискриминации.
     Первый  принцип (запрет) чрезвычайно прост: он запрещает государственной власти вводить налоги без ведома и против воли народа. Фактически под этим лозунгом прошли все буржуазные революции, и в настоящее время в любом современном государстве любое налоговое обложение должно быть обязательно одобрено представителями граждан в органах законодательной власти (в парламенте).
     Следующий принцип (запрет) имеет дело с ситуацией, когда один и тот же объект за один и тот же отчетный период может облагаться идентичным налогом более одного раза (так называемое юридическое двойное налогообложение). Подобная ситуация обычна для нынешней усложненной системы налогообложения, при которой власти разных государств или разные уровни власти в одном и том же государстве пользуются расширенными (пересекающимися) налоговыми правами.
     Важнейшее значение имеет принцип (запрет) привлекать к налогообложению базовые факторы производства. К таким факторам, как известно, относятся труд и капитал. Поскольку этот запрет носит экономический характер, то он не закреплен каким-либо образом в законодательных документах. Однако это не мешает властям во всех достаточно развитых странах следовать ему столь строго, как если бы он был признан на уровне конституционного закона. Фактически все налоговое законодательство во всех развитых странах формировалось и формируется при непременном соблюдении этого основополагающего запрета.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.