Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Власть и лидерство в процессе управления персоналом. Авторитет и имидж менеджера, эффективность их влияния на подчиненных. Анализ существующей ситуации и влияние психологических особенностей деятельности руководителя на коллектив в ПБОЮЛ Блескин В.Ю..

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2011. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):



Размещено на webkursovik.ru/
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ СПО « Новосибирский торгово-экономический колледж»
Курсовая работа
по дисциплинам: «Управление персоналом» и «Управленческая психология»
Тема: Влияние психологических особенностей деятельности руководителя на персонал в предприятии
Новосибирск 2010 г.
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы психологических особенностей деятельности руководителя
1.1 Власть и лидерство в процессе управления персоналом
1.2 Авторитет руководителя
1.3 Имидж руководителя
Глава 2. Анализ психологических особенностей деятельности руководителя на предприятии
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Анализ составляющих авторитета и имиджа руководителя
2.3 Анализ эффективности влияния авторитета и имиджа на подчиненных
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Откуда берется потребность в управлении персоналом? Очевидно, что она появляется тогда, когда хотя бы два человека, объединяют свои усилия для достижения какой - либо общей цели. Возникает задача координации их совместных действий, решение которой кто-то из них берет на себя. При этом он становится руководителем, управляющим, а другой - его подчиненным, исполнителем. Абсолютно не важно, в какой ситуации это происходит. Договариваясь о месте встречи или строя дом, люди следуют именно этому правилу.
На всех этапах становления общества проблема управления стояла довольно остро, и многие люди пытались решить ее, но их труды носили разрозненный характер и не составляли обобщенной теории.
И только во второй половине прошлого века после победы промышленной революции на Западе ситуация резко изменилась. Рыночные отношения владели всеми сферами жизни общества. Именно в это время образовались крупные фирмы, требовавшие большого числа руководителей высшего и среднего уровней, которые были бы способны принимать грамотные рациональные решения, уметь работать с большими массами людей и быть свободными в своих поступках. Поэтому от управляющих требовался высокий профессионализм, компетентность, умение соизмерять свою деятельность с существующими законами. В результате появляется группа людей, специально занимающихся управленческой деятельностью. Этим руководителям уже не нужно держать своих подчиненных в повиновении властной рукой. Главной задачей становится кропотливая организация, и каждодневное управление производством в целях обеспечения наибольшей прибыли собственникам фирмы. Эти люди стали называться менеджерами.
В настоящее время существует некоторый минимум различных характеристик присущих современному менеджеру.
Целью этой работы является изучение психологических особенностей деятельности руководителя, необходимых для его успешной управленческой деятельности.
В данной курсовой работе проводится анализ ситуации на частном предприятии, потому что именно там существует множество проблем с управлением персоналом, очень мало внимания уделяется психологическим особенностям деятельности руководителя. И потому, что в настоящие время частные предприятия являются одной из самых многочисленных и, как считают некоторые экономисты, наиболее перспективных форм хозяйственной собственности.
Следовательно, основными задачами данной курсовой работы являются:
- исследование теоретических аспектов выбранной темы, т.е. помощью трудов отечественных и зарубежных теоретиков определить основные психологические особенности деятельности руководителя.
- проанализировать существующую ситуацию и влияние психологических особенностей деятельности руководителя на персонал в предприятии без образования юридического лица « Блескин В.Ю».
- Дать авторские рекомендации по повышению эффективности влияния данных особенностей в ПБОЮЛ « Блескин В. Ю.».
Методологической базой курсовой работы послужили труды отечественных и зарубежных авторов В.Р. Веснина, Р.С. Виханского, В.Г. Шипунова, М.Х. Мескона и других.
Глава 1. Теоретические основы психологических особенностей деятельности руководителя
1.1 Власть и лидерство в процессе управления персоналом
Власть- это способность того или иного лица влиять на окружающих с целью подчинять их своей воле. Руководителю она позволяет направлять действия починенных в русло интересов организации, побуждать работать более эффективно, предотвращать возникающие конфликты.
Сегодня реальная власть все больше и больше институтизируется, т.е. переходит от людей к организациям, но при этом всегда остается персонифизированной, осуществляемой конкретными лицами.
Система власти имеет вид пирамиды, что обеспечивает единство Действий всех исполнителей. Причем на разных уровнях, в зависимости от конкретных особенностей, имеют место различные типы власти. Степень неравенства власти различных субъектов получила название ее дистанции.
Умение руководителя распоряжаться властью предполагает изучение ее источников, политической структуры организации, взаимосвязи групп и отельных субъектов, их интересов, мнений и ролей, которые они играют, а так же понимания стратегии и тактики, с помощью которых приобретается и удерживается власть.
Власть бывает формальной и реальной. Формальная власть- это власть должности. Она обусловлена официальным местом ее обладателя в структуре управления организацией вне связи с его личными качествами и измеряется либо числом подчиненных, которые прямо или косвенно обязаны подчиняться его распоряжениям, либо объемом материальных ресурсов, которым данное лицо может без согласования с другими распоряжаться.
Реальная власть, или влияние- это власть, как должности, так и авторитета. Она обусловлена местом человека не только в официальной системе отношений, но и в неофициальной и измеряется либо числом людей, которые добровольно готовы данному лицу подчиняться, либо степенью зависимости его от окружающих.
Руководители, например, зависят то обстоятельств, непосредственного начальства, подчиненных, коллег, без содействия которых не могут нормально осуществлять свои функции, даже если полномочия формально позволяют это. Такая зависимость от факторов, которыми нельзя управлять напрямую показывает, что не существует абсолютной власти. Каждому менеджеру важно четко знать реальные рамки своей власти, которая зависит от уровня должности, авторитета, а так же принадлежности к той или иной группировке.
Границы формальной и реальной власти совпадают редко. Чаще их обладатели являются разными лицами, даже противостоящими друг другу, что ослабляет взаимное стремление к ее монополизации. Это является положительным моментом, поскольку, чем больше власти сосредоточено в руках отдельного человека, тем выше цена ошибок и злоупотреблений.
Если формальная власть реализуется в принятии официальных решений, то реальная часто заключается в манипулировании людьми, при котором доверие других используется для достижения собственных корыстных целей, причем с большим успехом, чем это делает официальная власть.
Существует несколько видов власти руководителя. Прежде всего, это принуждение или его потенциальная возможность, когда подчинение возникает в результате страха, испытываемого соответствующим лицом, что отказ выполнить требования того, в чьих руках находиться власть, повлечет за собой различного рода последствия.
Находясь под воздействием страха, люди сознательно или бессознательно позволяют властвовать над собой, но на практике, особенно в современных условиях, такая власть оказывается малоэффективной, потому что:
Во-первых, страх заставляет подчиняться только в области непосредственного контроля руководителя.
Во-вторых, и это главное падает производительность труда, способность к творчеству и развитию.
В-третьих, такая власть неактуальна в эпоху демократии.
В-четвертых, происходит ухудшение морально-психологического климата.
Власть, основанная на законном принуждении или его возможности, называется административной. Она существует во всех организациях, главное чтобы их деятельность и соответствующие требования руководителя строго регламентировались.
Административная власть во многом основывается на бездумном подчинении руководителю, отчуждении человека от результатов его деятельности, что является эффективном не во все организациях.
Другой основой власти является собственность на ресурсы в широком смысле слова, которыми одно лицо располагает, а другое нет, но в них нуждается.
К таким ресурсам относят:
ь Материальные ресурсы, в том числе финансовые. Нуждающиеся в ресурсах лицо, позволяет властвовать над собой. Но ресурсы не всегда могут совпадать с потребностями, восприниматься как ценные, а поэтому как основа власти являются ограниченными.
ь Связь с влиятельными лицами, в руках которых находятся блага. Огромной властью в этом смысле обладают секретари и помощники крупных руководителей.
ь Информацию, за обладание которой в организации может идти яростная борьба, а она с целью защиты утаивается или искажается. В этом случае лица, обладающие достоверной информацией, могут диктовать свою волю другим.
Близка к предыдущей власть, основанная на знаниях и компетентности; лица, обладающие ими, способны указать окружающим пути решения тех или иных проблем, достижения поставленных целей и т. д.
Третьей основой власти является добровольное подчинение одних лиц другим. У такого подчинения может быть три причины:
ь Традиция. Подчинение должностному лицу передается из поколения в поколение. Ориентация на должность, независимо от личности руководителя, придает ей дополнительную прочность, поскольку недостатки, присущие конкретному лицу, в данном случае не принимаются во внимание. Основана на потребности подчиненного в принадлежности к организации и защищенности.
ь Личная харизма- это привлекательность для окружающих тех или иных качеств и способностей руководителя или его в целом.
ь Убежденность в необходимости подчинятся, и выполнять требования соответствующего лица, сумевшего внушить другому свою точку зрения, считается наиболее прочной основой власти.
В современных условиях наблюдаются тенденции к ослаблению власти в ее конкретном понимании, на ее место приходит сотрудничество. Оно налаживается гораздо дольше, но имеет большую эффективность, потому что руководитель обеспечивает подчиненному участие в делах организации, удовлетворение его потребностей и самореализации.
Лидерство - это искусство влияния на людей, вдохновения их на то, чтобы они по доброй воле стремились достичь неких целей. Очень часто, к сожалению, особенно в политике, это оказываются личные амбициозные цели самого лидера.
Люди следуют за лидером, прежде всего потому, что он в состоянии предложить им (хотя и не всегда реально дать) средства для удовлетворения их важнейших потребностей, указать нужное направление деятельности.
Власть лидера основывается на хорошем знании подчиненных, умении поставить себя на их место, анализировать ситуацию, определять ближайшие и отдаленные последствия своих действий, стремлении к самосовершенствованию, способности вселять в подчиненных уверенность, сознание необходимости совершать те или иные поступки, ибо поведение сотрудников чаще всего отражает то, чего от них ждут.
Лидер прекрасно чувствует и понимает психологические особенности партнеров, противников, умело их использует в официальных и неофициальных контактах. Убеждая других, он проявляет завидную гибкость и умение идти на компромисс.
Но подлинным источником власти лидера над людьми является его независимость, готовность в любой момент освободить занимаемое место, поскольку выражение интересов коллектива вовсе еще не означает покорности ему.
Так что же нужно человеку, для того, чтобы успешно реализовать все эти потребности? Прежде всего, это личное желание занять высокий пост, которое есть далеко не у всех, а соответственно и готовность брать на себя сопряженные с этим обязанности, ответственность, риск. Считается, что преуспевающий лидер обладает почти магическим умением оказаться в нужный момент в нужном месте. Такое свойство не сваливается с неба, хотя в определенном смысле оно, как и талант свойственно не многим. Но талант без труда - ничто, поэтому лидер должен постоянно и упорно стремиться вперед, несмотря ни на какие преграды, упорно двигаясь к собственной цели.
Наконец, претендент на лидерство на высоком уровне должен накопить значительный опыт выполнения разнообразных функций и «созреть» как крупный руководитель. Продолжительность такого созревания западные специалисты определяют в 5 - 7 лет.
Жить лидерам не просто. На своем пути они встречают немало трудностей, главная из которых по всеобщему признанию - руководство подчиненными. На втором месте стоит планирование деятельности фирмы и на третьем - увольнение сотрудников. Среди других, не попавших на «пьедестал почета», можно отметить проблему распоряжения своим временем, делегирование полномочий, финансовые «дебри», принятие решений и улаживание конфликтов.
Существует два психологических типа лидеров: «игроки» и «открытые». Первые внешне выглядят эффектными, надежными, гибкими. Они умеют «пускать пыль в глаза», а поэтому быстро меняют позиции, следуя исключительно своим интересам. На деле они не умеют работать с полной отдачей и плохо справляются с проблемами.
«Открытые» лидеры не столь заметны, но они последовательны; берутся за любые самые трудные дела, стремятся добросовестно во все вникнуть, чем завоевывают прочное доверие и уважение на долгое время. Они тоже гибки и действуют с учетом обстоятельств, но живут не сегодняшним днем, а устремлены в будущее. Именно они являются истинными лидерами, обладающими непререкаемым авторитетом у своих подчиненных.
Подчиненным импонирует руководитель, берущий на себя ответственность, смело принимающий решения, честно признающий ошибки. Росту авторитета способствует также терпимость к слабостям людей, немешающим работе.
Авторитет завоевывается долго, а теряется быстро. И главные причины этого - бездеятельность и перестраховка. Ошибки же на авторитет влияют меньше - от них никто не застрахован, а исправить, их при желании не трудно.
Обычно авторитетный лидер - руководитель от природы. Но что же делать, если этого нет? Единственный ответ - настойчивое стремление к совершенствованию своего профессионального мастерства, подчинение цели "развития выдающихся способностей у ординарных людей", руководствуясь принципами японской народной педагогики, провозглашающей, что "усидчивость и интенсивная работа над собой всегда ведут к успеху". Для этого нужно знать качества, которые менеджеру в обязательном порядке должны быть присущи. Существует три группы таких качеств:
ь Личные;
ь профессиональные;
ь организаторские;
ь деловые.
К личным качествам в первую очередь относят честность и порядочность, предполагающие всегда соблюдение норм общечеловеческой морали, скромность и справедливость по отношению к окружающим. Руководитель должен стараться понимать своих подчиненных, видеть в них личности, достойные уважения, уметь разбираться в их поведении, быть человечным и заботиться о людях, стремиться к сотрудничеству, учитывая при этом интересы всех.
Профессиональные качества - компетентность, т.е. система специальных знаний и практических навыков. Она бывает специальной и управленческой. Это культура - общая, техническая, экономическая, правовая, информационная, психолого-педагогическая. Важен и ряд других моментов. Прежде всего, современного руководителя отличает хорошее знание действительности как внутренней, так и внешней, понимание целей фирмы и своего подразделения, умение видеть проблемы, выделять в них наиболее существенные стороны, быть восприимчивым к новизне и изменениям. Это невозможно без обладания умственными способностями выше среднего уровня, умением анализировать ситуацию, создавать и критически оценивать различные планы и программы, принимать решения, брать на себя ответственность за их выполнение, много и упорно работать для этого, быть энергичным и решительным.
Очередной группой качеств менеджера, являются организаторские и деловые качества.
Они отражают уровень организаторской культуры менеджера, владение им технологией управленческой работы: подбором, расстановкой и использованием кадров, выработкой норм, нормативов и регламентов, личных планов и планов деятельности подразделений, служб, оперативных планов и планов-графиков проведения мероприятий, доведением заданий до исполнителей, инструктажем, распорядительством, контролем.
К этим качествам относят:
- Целеустремленность. Характер современной жизни требует от менеджера ясных и обоснованных целей. Без них он может испытывать недостаток твердости и решимости, упускать хорошие возможности, тратить время на пустяки. Поскольку в мире все меняется, чтобы удержаться на плаву, менеджер должен эти цели корректировать. Но целеустремленность заключается не только в том, чтобы цели устанавливать, а упорно к ним стремиться. Это и отличает менеджера от остальных работников.
- Деловитость. Она заключается в умении четко и своевременно ставить задачи, принимать обоснованные решения, контролировать их исполнение, быть оперативным и распорядительным в действиях и поступках.
- Энергичность, то есть способность заражать людей уверенностью, стремлением действовать путем логического внушения, личного примера, собственного оптимизма.
- Дисциплину и контроль над собой. Без этого он не сможет ни призвать к порядку других, ни контролировать их деятельность. Поэтому менеджер должен контролировать свои эмоции и настроения, изучать эмоции других, чтобы найти подход к их поведению, а также контролировать дисциплину подчиненных.
- Работоспособность, умение трудиться напряженно, не принося, однако, себя в жертву и не становясь «работоманом».
- Коммуникабельность, контактность. Руководитель должен быть общительным, направленным на внешний мир, проявляющим интерес к окружающим. Он должен уметь располагать к себе людей, слушать и понимать их, убеждать в своей правоте.
персонал руководитель психологический
1.2 Авторитет руководителя
Эффективность руководящей деятельности во многом зависит от авторитета руководителя. Мнение о том, что с получением определенного поста руководитель автоматически приобретает авторитет, ошибочно.
Авторитет - это личное влияние человека на коллектив, которое он приобретает своим трудом, профессиональными знаниями, организаторскими способностями, нововведениями, умением работать с людьми.
Для того чтобы авторитет должности руководителя сочетался с авторитетом его личности, он должен объединить в себе лидерские и руководящие функции.
Мощная поддержка сотрудников - это ключ к эффективному руководству. Быть хорошим руководителем - это, прежде всего, быть в хороших отношениях с подчиненными. Они имеют самое верное представление о стиле вашего руководства. То, как вы выглядите в их глазах, и объясняет все ваши успехи и неудачи. Подчиненные прекрасно отдают себе отчет в том, какая разница в работе с плохим и хорошим руководителем. При хорошем руководстве становится интереснее их работа, а достигнутые результаты подкрепляют чувство профессиональной гордости. При плохом руководстве подчиненные отбывают трудовую повинность. Эффективность отношений между подчиненными и руководителями может быть определена шестью важнейшими элементами. В зависимости от того, какой стиль применяет тот или руководитель в конкретной обстановке, и строятся его отношения с подчиненными, которые определяют его авторитет (таблица 1).
Важнейшие элементы отношений между подчиненными и руководителем
Особенности поведения руководителя
Автократ
Демократ
1. Обратные связи (подчиненные стремятся побыстрее узнать уценку своей работы от руководителя, который обязан вовремя и точно сделать это).
2. Определенная доля свободы (опираясь на глубокое изучение характера своих подчиненных, руководитель решает, какому работнику дать свободу действий, а какой должен делать то, что приказано).
3. Отношение к работе
( руководитель, трезво оценивающий роль работы в жизни людей, не преувеличивая и не преуменьшая ее, помогает своим подчиненным четко определить место работы в его жизни).
4. Ориентация на результаты работы (хороший руководитель знает, как правильно оценить трудовые достижения подчиненного, принимая во внимание, как сам результат, так и элемент трудового соревнования в процессе труда).
5. Повышение (лучший путь сделать карьеру - хорошо выполнять свои повседневные обязанности). Хороший руководитель легкими намеками укажет на эту возможность тем, кто имеет на это шансы.
6. Личное поведение (отношения между руководителем и подчиненными должны опираться на взаимность, но руководитель обязан относиться с предельным интересом и уважением ко всем подчиненным. У хорошего руководителя отношения с подчиненными не сугубо официальнее, но и не чисто приятельские).
1. Применяет критику
2. Дает приказы и указания
3. Рассматривает усилия подчиненных как нечто само собой разумеющееся
4. Делает упор на сроки работы («Это должно быть сделано до утра»)
5. Главное для него - подчиненный должен быть во время на своем рабочем месте.
6. Манера поведения - сугубо официальная
1. Применяет похвалу
2. Определяет цели
3. Хвалит за затраченные усилия и полученные результаты
4. Делает упор на поощрение («Будет настоящим подвигом, если вам удастся это до утра»)
5. Стимулирует повышение эффективности и качества труда подчиненного.
6. Манера поведения - держит себя дружески.
Проанализировав данную таблицу можно сделать вывод, что для приобретения авторитета и улучшения социально-психологического климата более эффективен демократический стиль управления, но подчиненные должны понимать границы дозволенного и не злоупотреблять данной им свободой действий.
На авторитет руководителя оказывает огромное влияние наличие высокой культуры общения, которая выражается в нормах профессиональной этики. К ним относятся демократизм общения руководителя с подчиненными, коллегами по работе; его доступность; внимательность; умение создать товарищескую атмосферу доверия, вежливость и корректность общения, точность и ответственное отношение к данному слову. Немаловажное значение имеют подтянутость и аккуратность, четкость и организованность в манере поведения. Но внешняя сторона поступков должна соответствовать внутренним нравственным убеждениям руководителя. Только при этом условии нормы служебного этикета смогут помочь руководителю общаться с людьми более эффективно. Постоянное общение руководителя с подчиненными поднимает его авторитет и уровень доверия к нему, влияет на социально-психологический климат в коллективе. По мнению некоторых ученых, примерно три четверти рабочего времени руководителя уходит на общение с исполнителями, а также с выше- и нижестоящими руководителями.
1.3 Имидж руководителя
Часть культуры делового общения составляет создание привлекательного имиджа. Без этого наивно рассчитывать на достойную репутацию в обществе. Несмотря на то, что это понятие прочно вошло в наш язык, некоторые руководители до сих пор не уделяют своему имиджу должного внимания или вовсе не задумываются о нем. Это свидетельствует о низком уровне их культуры. О таких людях социальный психолог Г. Лебон писал: «более серьезным недостатком демократии является возрастающая посредственность людей, стоящих во главе управления. Им нужно только одно существенное качество: всегда быль наготове. Говорить тот час о чем бы то ни было, находить правдоподобные или, по крайней мере, громкие аргументы в ответ своим противникам».
Обретение профессионального имиджа не самоцель для делового человека, лидера. Однако обладание им составляет весьма существенную его личностную и профессиональную характеристику, имеет глубокий практический смысл.
Понятие имиджа близко к понятию персонификации. Но включает в себя не только естественные свойства личности, но и специально созданные. Кроме того, оно говорит как о внешнем облике, так и о внутреннем мире человека, о психологическом типе.
Смысл понятия «имидж» складывается из разных слагаемых. Рассмотрим четыре наиболее важных из этих слагаемых.
1. Профессионализм и компетентность. Менеджер должен быть талантливой личностью. Но практика показывает, что 99 из100 человек не имеют возможности проявить свой талант и всю жизнь занимаются не своим делом. Развитию общества препятствует неквалифицированный труд в производстве, управлении, науке. Понятие управления заменяется понятием власти, а управление превращается в эксплуатацию. Власть развращает, и неограниченная власть развращает неограниченно. Обществу крайне необходимы профессионализм и компетентность управ и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.