Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
контрольная работа Интеллектуальное поведение животных Вар. 1
Информация:
Тип работы: контрольная работа.
Добавлен: 13.10.2012.
Год: 2010.
Страниц: 7.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
«Интеллектуальное
поведение животных»
Владимир
2010
Содержание:
Введение………………3
Глава
1. Интеллектуальное поведение животных………5
1.1. Общая характеристика интеллектуального
поведения животных..5
1.2. Предпосылки интеллектуального поведения
животных………..7
Глава
2. Основные исследования в области интеллектуального
поведения животных………….10
2.1 Изучение поведения животных зарубежными
авторами………..10
2.2 Исследование интеллектуального поведения
животных в трудах отечественных ученых……….12
2.3. Экспериментальные методы изучения
интеллектуального поведения животных………….17
Заключение………………...21
Список
использованной литературы……….22
Введение
Наличие
у высших животных элементов разума
в настоящее время не вызывает
сомнения ни у кого из ученых. Интеллектуальное
поведение представляет собой вершину
психического развития животных. Вместе
с тем, как отмечает Л.В. Крушинский,
оно является не чем-то из ряда вон
выходящим, а лишь одним из проявлений
сложных форм поведения с их врожденными
и благоприобретенными аспектами.
Интеллектуальное поведение не только
теснейшим образом связано с
различными формами инстинктивного
поведения и научения, но и само
складывается из индивидуально изменчивых
компонентов поведения. Оно дает
наибольший приспособительный эффект
и способствует выживанию особей
и продолжению рода при резких,
быстро протекающих изменениях в
среде обитания. В то же время
интеллект даже самых высших животных
находится, несомненно, на более низкой
ступени развития, чем интеллект
человека, поэтому более корректным
будет называть его элементарным
мышлением, или зачатками мышления.
Биологическое изучение данной проблемы
прошло длинный путь, к ней неизменно
возвращались все крупнейшие ученые.
"Развитие
научных идей и взглядов совершается диалектически.
Противоположные точки зрения на один
и тот же предмет сменяют друг друга в
процессе развития научного знания, и
новая теория часто является не прямым
продолжением предшествующей, а ее диалектическим
отрицанием. Она включает в себя все положительные
достижения своей предшественницы, выдержавшие
историческую проверку, но сама в построениях
и выводах стремится выйти за ее пределы
и захватить новые и более глубокие слои
явлений. - пишет в своей работе "Предисловие
к русскому изданию книги В. Келера "Исследование
интеллекта человекоподобных обезьян"1
выдающийся психолог Лев Семенович Выготский2.
Глава 1.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
ЖИВОТНЫХ
1.1 Общая
характеристика интеллектуального
поведения животных
Существует
два типа поведения животных: первый
- тип сенсорной психики или
инстинктивного поведения, второй –
типом перцептивной психики или
индивидуально – изменчивого
поведения.
Для
первых этапов развития поведения –
этапов сенсорной психики и инстинктивного
поведения – характерен тот факт,
что животные приспосабливаются
к окружающим условиям среды, проявляя
известные врожденные программы
поведения в ответ на отдельные
сенсорные стимулы. Одно какое-нибудь
воспринимаемое свойство, например, блеск
воды у комара, вибрация у паука вызывают
сразу же целую сложную врожденную, закрепленную
в видовом опыте программу поведения.
Эта программа поведения может быть очень
сложной и малоподвижной, она приспособлена
к мало меняющим условиям. По этому типу
построено поведения низших позвоночных
и насекомых.
Второй
тип поведения формируется с
изменением условий существования
и с развитием коры головного
мозга. Он проявляется особенно отчетливо
у высших позвоночных, и в частности
у млекопитающих. Для этого типа
поведения характерен тот факт, что
животное начинает воспринимать комплексные
раздражители, идущие из среды, отражать
целые ситуации, регулировать свое
поведение посредством субъективных
образов объективного мира и приспосабливаться
к меняющимся условиям. У животного
на этом этапе развития комплексный
раздражитель уже не просто реализует
врожденные репертуары инстинктивного
поведения, а вызывает акты, приспособленные
к предметному миру. Поэтому ведущим
на этом этапе начинает становиться
индивидуальное поведение; оно проявляется
в отсроченных реакциях, о которых
речь шла выше, в образовании условно
– рефлекторных актов, в тех навыках,
которые, видно формируются на основании
анализа среды, совершаемого животными.
Высшие
представители животного мира (из
живущих на суше — человекообразные
обезьяны, из морских животных —
дельфины) выполняют сложные действия,
которые можно назвать интеллектуальным
поведением. Оно обусловлено более
высокой формой психической деятельности,
осуществляемой в таких жизненных
условиях, когда врожденные инстинкты
и выработанные навыки оказываются
недостаточными.
Вот
примеры некоторых опытов над
животными.
Около
клетки с обезьяной лежит банан
— ее любимое лакомство. Животное
пытается достать его, но это не удается.
Обезьяна замечает лежащую недалеко
палку, берет ее и с помощью
палки пододвигает банан ближе
и достает его. В другом опыте
палка, взятая обезьяной, оказалась
коротка. Рядом лежали другие палки.
Обезьяна начала манипулировать (производить
разные движения) с ними. Палки были
бамбуковые, полые внутри. Случайно
обезьяна вставила одну из них в
другую. Получилась длинная палка, которой
обезьяна и подтолкнула к себе
плод.
К
потолку клетки подвесили банан.
Обезьяна, подпрыгивая, пыталась достать
его, но это оказалось невозможным.
Оглядевшись кругом, она увидела
ящик, подтащила его и с него
дотянулась до банана. В другой раз
плод подвесили так, что и с
ящика обезьяна не могла его достать.
Рядом находились другие ящики. Обезьяна
догадалась поставить их друг на друга
и, встав на верхний ящик, достала
банан.
Какими
бы умными ни казались эти животные,
нетрудно убедиться в большой
ограниченности их мышления. Наблюдались
такие случаи. На плоту помещали
лакомство, но огонь мешал обезьяне
взять любимый плод. Она видела,
как люди тушили огонь водой, которую
наливали из бачка. На соседнем плоту
обезьяна увидела этот сосуд. Чтобы
перебраться туда, она составила
из бамбуковых палок длинные шесты
и перешла на плот, налила воды в
кружку и, вернувшись назад, залила огонь.
Почему же обезьяна не воспользовалась
водой, которая была рядом? Дело в том,
что обезьяна не умеет обобщать: всякая
вода гасит огонь, обезьяна же видела только,
как его гасят водой из бачка.
Все
это говорят о том, что, пытаясь
решить интеллектуальную задачу, обезьяна
не видит всех условий, необходимых
для решения, а замечает только некоторые
из них. В этом одна из причин ограниченности
мышления высших животных.
В
то время как человек обычно решает
задачу, логически рассуждая, делая
необходимые выводы, животные находят
правильное решение случайно, часто
действуя методом проб и ошибок.
1.2
Предпосылки интеллектуального
поведения животных
Предпосылкой
для инстинктивного поведения является
отражение отдельных свойств
внешней среды, которое действует
на механизм, пускающий в ход врожденный
инстинктивный акт.
Предпосылкой
для сложных форм индивидуально
– изменчивого поведения является
перцепция, то есть отражение целых
комплексных форм сложных ситуаций
среды. На основе этого образа отражаемой
действительности возникают индивидуально
– изменчивые формы поведения.
Интеллектуальное
поведение не только теснейшим образом
связано с разными формами
инстинктивного поведения и научения,
но и само складывается (на врождённой
основе) из индивидуально-изменч вых компонентов
поведения. Оно является высшим итогом
и проявлением индивидуального
накопления опыта, особой категорией научения
с присущими ей качественными
особенностями. Интеллектуальное поведение
даёт наибольший приспособительный
эффект при резких, быстро протекающих
изменениях в среде обитания.
1.
Предпосылкой и основой развития
интеллекта животных является
манипулирование, особенно с биологически
«нейтральными» предметами. В ходе
манипулирования, особенно при
выполнении сложных и деструктивных
манипуляций, происходит тренировка
сенсорных и эффекторных систем,
обобщается опыт деятельности
животного, формируются обобщённые
знания о предметных компонентах
окружающей среды. Этот обобщённый
двигательно-сенсорн й опыт составляет
основу интеллекта высших позвоночных,
особенно обезьян.
Для
интеллектуального поведения первостепенное
значение имеют зрительные восприятия
и особенно зрительные обобщения, сочетающиеся
с кожно-мышечной чувствительностью
передних конечностей.
2.
Другим элементом интеллектуального
поведения являются сложные многофазные
навыки и инструментальные действия.
Эти элементы относятся к двигательной
сфере. Они позволяют животному
решать сложные задачи, требующие
определённой последовательности
действий. Решение многофазовых
инструментальных задач легче
всего даётся человекообразным
обезьянам, остальные высшие млекопитающие
(крысы, еноты, низшие обезьяны
и так далее) легче справляются
с локомоторными задачами. Это
отражает разный характер исследовательской
деятельности у животных разного
уровня развития психики. У
большинства млекопитающих преобладает
познавание пространственных отношений
среды с помощью локомоторных
действий. У обезьян, особенно
человекообразных, по мере развития
манипулирования, локомоторное познавание
пространственных отношений теряет
свою доминирующую роль. Однако
только человек может полностью
освободиться от направляющего
воздействия пространственных отношений,
если этого требует познание
временно-причинных связей.
3.
Важной предпосылкой интеллектуального
поведения является и способность
к широкому переносу навыков
в новые ситуации. Эта способность
проявляется у разных животных
в разной степени, но наибольшее
развитие она получила у высших
позвоночных. Например, собака, ранее
обученная двум разным навыкам (подтягивать
за верёвку кусок мяса и открывать лапой
щеколду) в новой ситуации, когда щеколда
расположена высоко и открыть её можно
только потянув за свисающую верёвку,
сразу же решает эту задачу на основании
переноса ранее полученного опыта в новые
условия. Если видеть сразу результат
и не знать о ранее выработанных навыках,
то может сложиться впечатление о разумном
решении предложенной задачи. Подобные
наблюдения могут стать одной из причин
антропоморфического объяснения поведения
животных, как в естественных условиях
обитания, так и в неволе.
Таким
образом, важнейшими элементами и предпосылками
интеллекта животных являются способности
к разнообразному манипулированию,
широкому чувственному (зрительному) обобщению,
к решению сложных задач и
переносу сложных навыков в новые
ситуации, к полноценной ориентации
и адекватному реагированию в
новой обстановке на основе прежнего
опыта.
Основу
интеллектуального поведения, по-видимому,
составляет восприятие сложных отношений
между предметами внешнего мира. Это
и есть дальнейшее усложнение форм
отражения, которое ведет к появлению
более интересующих нас форм поведения.
Сначала животное отражало отдельные
свойства и эти свойства пускали
вход заложенные от природы врожденные
видовые механизмы. Затем животное
начинало воспринимать целые образы
предметов действительности и приспосабливаться
к ним; возникли индивидуально –
изменчивые формы предметного поведения,
которые могут быть проиллюстрированы
в навыках. Но есть третья, очень
существенная форма отражения, которая
очень слабо выявлена у низших
животных и выявляется все больше
и больше у высших животных. Это
– отражение не отдельных слов,
не отдельных предметов и ситуаций,
а сложных отношений между
отдельными предметами. Она составляет
основу интеллектуального поведения.
Глава 2. ОСНОВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
В ОБЛАСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО
ПОВЕДЕНИЯ ЖИВОТНЫХ
2.1
Изучение поведения
животных зарубежными
авторами
С
середины XIX в. начинается систематическое
экспериментальное изучение поведения
животных. Автором одного из первых
экспериментальных исследований был
директор Парижского зоопарка Ф. Кювье.
На основе наблюдений за животными
в Парижском зоопарке он провел сравнительное
изучение поведения млекопитающих
нескольких отрядов (грызунов, жвачных,
лошадей, слонов, приматов, хищных), причем
многие из них стали объектом научного
исследования впервые.
Ф.
Кювье собрал многочисленные факты,
свидетельствовавшие об «уме» животных.
При этом его особенно интересовали
различия между «умом» и инстинктом,
а также между умом человека и
«умом» животных. Кювье отметил наличие
разной степени «ума» у животных
разных видов.
Решающее
значение для возникновения и
развития сравнительных и экспериментальных
исследований поведения и психики
животных имели труды Ч. Дарвина.
Многочисленные
наблюдения за поведением животных, проведенные
Дарвином в естественных условиях и
в неволе, позволили ему четко
выделить три основные категории
поведения – инстинкт, способность
к обучению и элементарную «способность
к рассуждению». В настоящее время
такой классификации поведенческих
актов придерживается большинство
исследователей.
Теория
эволюции Чарльза Дарвина анатомически
сблизила человека и животных, показав
общность их телесного устройства.
В
числе первых ученых, обратившихся
к проблеме сходства психики животных
и человека, был друг и единомышленник
Дарвина Дж. Роменс. Наибольшую известность
получила его книга «Ум животных»
(1888), где он выступил как натуралист,
стремившийся доказать единство и непрерывность
развития психики на всех уровнях эволюционного
процесса.
Ч.Уитмен
занимался сравнительным изучением
поведения животных. Ему принадлежит
описание поведения многих видов
птиц и некоторых межвидовых гибридов.
Он подчеркивал, что поведение животных
можно изучать с эволюционных
позиций подобно тому, как изучают
строение тела.
Один
из основоположников современной психофизиологии
У. Джеймс дал определение инстинкта
как «способности действовать целесообразно,
но без сознательного предвидения
цели, и без предварительной выучки
производить данное целесообразное
действие». Интересно отметить, что
Джеймс не соглашался с распространенной
в его время точкой зрения, что
ввиду высокого уровня развития интеллекта
человек обладает малым числом инстинктов.
Он, напротив, утверждал, что у человека
больше различных инстинктов, чем
у животных.
Огромное
значение для развития науки о
поведении сыграли работы английского
ученого Э. Торндайка. Наряду с И.П.
Павловым, он считается основателем
научного метода исследования процесса
обучения в контролируемых лабораторных
условиях. По Торндайку, исходным моментом
поведенческого акта является наличие
так называемой проблемной ситуации,
т.е. таких внешних условий, для
выхода из которых у животного
нет готового двигательного ответа.
Разрешение проблемной ситуации определяется
взаимодействием организма и
среды как единого целого. Животное
осуществляет активный выбор действий,
а формирование данных действий происходит
путем упражнений.
Важнейший
вклад в изучение поведения животных
внесли австрийский ученый Конрад Лоренц
и нидерландский ученый Нико Тинберген,
которых считают основателями современной
этологии. Научный подход этих ученых
был подготовлен исследованиями
Уитмена, Крейга в Америке и Хейнрота
в Германии, однако именно их работы
обеспечили основу для будущего развития
этологии, а их подход оказался альтернативным
для господствовавшего тогда в Америке
бихевиоризма.
2.2
Исследование интеллектуального
поведения животных
в трудах отечественных
ученых
Наука
о поведении животных весьма плодотворно
развивалась и в России.
В
середине XIX в., в противовес распространенным
тогда идеалистическим и метафизическим
теориям, последовательно отстаивал
исторический подход к изучению живой
природы выдающийся ученый, один из
первых эволюционистов, профессор Московского
университета Карл Рулье. Он утверждал,
что наряду с анатомией, физиологией
и экологией, необходимо изучать
и инстинкты животных. Первопричиной
происхождения психических способностей
Рулье считал взаимодействие организма
со средой, в которой обитает данное
животное.
Большой
вклад в сравнительное изучение
природы инстинктов и разработку
самой методологии «биопсихологических»,
по его терминологии, исследований
внес талантливый русский биолог
и зоопсихолог В. А. Вагнер. Он занимался
систематическим изучением поведения
животных разного уровня развития,
и многие из его исследований носили
сравнительно-психол гический характер.
В
докторской диссертации «Биологический
метод в зоопсихологии» (1902) Вагнер
сделал первую сводку своих работ
по психологии животных. Он подчеркивал
огромное значение зоопсихологии в
поиске путей эволюции психических
способностей в животном мире –
эволюции, которая ведет в конечном
счете к пониманию генезиса нашего
собственного «Я».
Большое
внимание уделял В.А. Вагнер проблеме индивидуально-приобр тенного
поведения, а также его роли в
жизнедеятельности животных. Согласно
традициям своего времени, он называл
подобное поведение «разумом», включая
в это понятие результаты научения, накопление
опыта в форме ассоциаций и подражаний.
Вагнер
отмечал, что, поскольку индивидуально-приобретенное
поведение всегда связано с биологически
важными ситуациями, провести границу
между ним и врожденным поведением
трудно.
В.
А. Вагнер полностью отрицал способность
животных к каким бы то ни было проявлениям
зачатков разума в прямом смысле этого
слова. Он считал, что эти явления
можно вполне объяснить формированием
навыков.
Работы
Вагнера оказали существенное влияние
на развитие отечественной науки
о поведении. Введенный им «объективный
биологический метод» был воспринят
и получил широкое применение
в работах отечественных зоопсихологов.
Особый
вклад в исследование поведения
и психики животных внесла Н.Н. Ладыгина-Котс.
Она занималась тщательным изучением
развития в онтогенезе ряда видов
птиц, а также проявлением и
вариациями основных инстинктов различных
млекопитающих.
Тщательно
проанализировав движения, игры и
сложные действия шимпанзе и ребенка,
Н.Н. Ладыгина-Котс пришла к выводу,
что психика ребенка качественно
отличается от психики обезьян. Отмечая
многочисленные черты сходства поведения
шимпанзе и человека на ранних стадиях
онтогенеза, она указывает на те
критические точки, с которых
развитие психики ребенка идет принципиально
иными темпами и на качественно
другом уровне, чем у шимпанзе. Несмотря
на большую степень сходства психики
шимпанзе с человеческой, по уровню
развития интеллекта, понимания речи
человека и овладения его языком,
шимпанзе все же не превышают уровня
двухлетнего ребенка.
В
процессе работы с обезьянами, Н.Н
Ладыгиной-Котс была разработана экспериментальная
методика «Выбор по образцу», пользуясь
которой, она детально изучила зрительные
восприятия шимпанзе и установила,
что они различают все цвета
спектра и тонкие оттенки цветов.
Центральное
место в трудах Н.Н. Ладыгиной-Котс
занимала проблема элементарного мышления
животных как предпосылки человеческого
мышления, позволяющего выявить и
восстановить предысторию его возникновения
в процессе эволюции. Особое внимание
уделялось особенностям восприятия,
манипуляционной, орудийной и конструктивной
деятельности приматов.
Большой
вклад в развитие науки о поведении
животных в России внесли ученые-физиологи.
Среди них необходимо прежде всего
отметить таких корифеев, как И.М.
Сеченов, В.М. Бехтерев, И.П. Павлов и
целый ряд его учеников.
И.М.
Сеченов занимался изучением
физиологии нервных процессов. Среди
главных заслуг этого ученого
было открытие процесса торможения, существующего
в нервной системе наряду с
возбуждением, без которого невозможно
представить осуществление центральной
нервной системой интегративных
функций.
В
центре научных интересов знаменитого
русского ученого В.М. Бехтерева
стояла проблема человека. Крупнейший
вклад в науку составили его
труды по анатомии мозга и невропатологии.
Он ввел понятие сочетательного, т.е.
фактически условного рефлекса как
приобретенного свойства нервной системы,
а также представление о сложных
органических рефлексах, т.е. инстинктах,
механизм которых он также считал
чисто рефлекторным.
Одним
из главных основоположников экспериментального
изучения поведения животных в России
был И.П. Павлов. Поведение животных
осуществляется под ведущим влиянием
раздражителей, несущих информацию
о среде обитания, непосредственно
окружающей их. Система, воспринимающая
такую информацию, была названа И.П.
Павловым первой сигнальной системой
действительности.
Процесс
формирования мышления человека осуществляется
не только при помощи первой сигнальной
системы действительности, но главным
образом под влиянием информации, которую
он получает при помощи речи. Эту систему
восприятия действительности Павлов назвал
второй сигнальной системой. При помощи
второй сигнальной системы человек имеет
возможность получать всю сумму знаний
и традиций, накопленных человечеством
в процессе его исторического развития.
В этом отношении и границы возможностей
человеческого мышления колоссально отличаются
от возможностей элементарной рассудочной
деятельности животных, которые в своей
повседневной жизни оперируют лишь весьма
ограниченными представлениями о структурной
организации среды их обитания.
Существенный
вклад в развитие медицины, в физиологию
вегетативной нервной системы, эволюционную
физиологию и биохимию, а также
в формирование современных представлений
о закономерностях становления
поведения внес Л.А. Орбели. На основе
наблюдений и экспериментов им был
сделан вывод о существовании
процесса созревания врожденных поведенческих
реакций, входящих в видоспецифический
репертуар, которые, как он специально
подчеркивал, не следует смешивать
с поведением, приобретенным в
результате жизненного опыта.
Также
можно рассмотреть условия возникновения
и проявления "разумного" поведения
животных и характерные черты интеллектуального
поведения животных на примере работы
выдающегося советского биолога Северцова
А.Н. В своей книге «Эволюция и психика»
он пишет:
"...
Существуют два способа приспособления
организмов к изменениям окружающих условий:
наследственные
изменения организации, способ, посредством
которого достигаются весьма значительные
количественно приспособленные
изменения строения и функций
животных; способ весьма медленный, посредством
которого животные могут приспособиться
только к очень медленно протекающим
и весьма постепенным изменениям
среды;
способ
ненаследственного функционального
изменения строения, посредством
которого животные могут приспособляться
к незначительным, но быстро наступающим
изменениям окружающих условий. И в том
и другом случае строение организмов изменяется.
Оба эти способа существуют и у животных
и у растений.
Кроме
них существуют еще два способа
приспособления, которые встречаются
только у животных и которые мы
могли бы обозначить как способы
приспособления посредством
изменения поведения
животных без изменения
их организации. Они являются для нас
особенно интересными, и этот вопрос приводит
нас к рассмотрению различных типов психической
деятельности в широком смысле этого слова.
Мы знаем три основных типа психической
деятельности у животных, а именно:
рефлекторную
деятельность,
инстинктивную,
деятельность,
которую мы условно обозначим
как "деятельность
разумного типа". ...
"Деятельность разумного
порядка" является так же целесообразной,
но в отличие от предыдущих типов психической
деятельности не наследственной
и не машинообразной.
Наследственной является способность
к деятельности данного типа, но не самые
действия, и животные являются наследственно
весьма различными в этом отношении: одни
способны к сложным действиям "разумного"
порядка, другие к весьма элементарным,
но самые действия не предопределены наследственно
и в индивидуальной жизни не являются
готовыми, как рефлексы и инстинкты: для
производства определенного действия
требуется определенная выучка. Далее
эти действия не являются "машинообразными quot;:
за определенными раздражением могут
следовать весьма разнообразные действия.
Сопоставляя эти три типа приспособительной
деятельности животных, мы видим вполне
ясно, что мы можем распределить их по
основному сходству между ними на две
группы: к одной будут относиться рефлексы
и инстинкты, которые отличаются друг
от друга только количественно, к другой
- действия "разумного типа": первые
наследственны (как действия), не требуют
выучки и машинообразны, вторые не наследственны,
требуют выучки и в общем не машинообразны.
Совершенно ясно, что при сравнении с приспособительными
изменениями строения животных, инстинкты
и рефлексы будут соответствовать наследственным
изменениям строения органов, действия
"разумного&quo ; типа - функциональным
изменениям органов.
В
различных группах животных преимущественное
значение имеет либо тот либо другой тип
деятельности. Суживая нашу задачу... мы
находим, что в типе членистоногие преимущественное
значение приобрела деятельность типа
инстинкта, в типе хордат - психика "разумного"
типа; мы говорим, конечно, только о преимущественном
значении, а не об исключительном значении,
так как несомненно и у членистоногих
психика "разумного" типа играет
известную роль... ". Таким образом в
ходе многовековой эволюции психика животных
приобрела качества, которые можно отнести
к проявлениям действий "разумного"
типа - "интеллектуально о поведения"3.
2.3.
Экспериментальные
методы изучения интеллектуального
поведения животных.
В
работе З.А. Зориной4 "Элементарное
мышление птиц и млекопитающих: экспериментальный
подход" изложен оригинальный подход
к классификации и изучению проявлений
мышления или рассудочной деятельности.
Предлагается следующая классификация:
Решение
за счет экстренного улавливания
закономерности, лежащей в основе
задачи. Критерий - появление правильного
ответа при первой же пробе. Следует
подчеркнуть, что речь идет о задачах,
которые могут быть решены логическим
путем на основе мысленного анализа
условий и по природе своей
не требуют предварительных проб
и ошибок.
Решение
за счет экстренной реорганизации ранее
усвоенных независимых навыков.
Решение
на основе выявления общего алгоритма
после многократного предъявления
серии однотипных задач (формирование
установки на обучение и т.п.).
Решение
на основе обобщения и абстрагирования.
Мерой рассудочной деятельности
служат в данном случае степень отвлеченности
формируемых понятий и способность к символизации.
Решение
на основе операций логического вывода.
Заучивание
последовательностей стимулов на основе
иерархической реорганизации внутренних
представлений.
Для
обнаружения и подтверждения
изложенных выше групп качеств предлагаются
различные экспериментальные методы
(расположены в соответствии с вышеизложенной
классификацией):
а)
задача на экстраполяцию направления
движения пищевого раздражителя, исчезающего
из поля зрения - первый из предложенных,
наиболее разработанный и известный
в литературе тест на рассудочную
деятельность (Крушинский, 1986). Для
ее решения животное
должно представлять
траектории движения
кормушки с кормом и
пустой после их исчезновения
из поля зрения и на
основе их сопоставления
решить, с какой стороны
надо обойти отделяющую
от корма непрозрачную
преграду, чтобы получить
корм. Опыты, проведенные на большом
числе видов позвоночных, показали, что
из млекопитающих лучше всего эту задачу
решают хищные, а из птиц - врановые, тогда
как грызуны и голуби с ней практически
не справляются (Крушинский, 1986) б) задача
на оперирование эмпирической размерностью
фигур связана с оценкой пространственных
форм предметов. В этой задаче голодному
животному или птице предлагают приманку,
которую затем прячут под непрозрачный
экран. Под его прикрытием приманку помещают
в объемную фигуру, например, куб, рядом
помещают плоскую фигуру, в данном случае
квадрат, которые вращаясь вокруг собственной
оси раздвигаются в противоположные стороны
(Дашевский, 1977, Крушинский, 1986). Для
успешного решения этой
задачи необходимо представлять,
что приманка, ставшая
невидимой, не исчезает,
а может быть помещена
в другую объемную фигуру
и вместе с ней перемещаться
в пространстве. Оказалось, что голуби
вообще не решают эту задачу. Хищные млекопитающие
выбирают фигуры наугад как при первом
так и при повторных предъявлениях задачи.
Обезьяны справляются с задачей практически
без ошибок, у большинства исследованных
особей дельфинов так же преобладают правильные
решения (Крушинский, 1986).
б)
в предложенном тесте (Зорина и др., 1991)
требуется экстренная оценка величины
подкрепления в новой для птицы ситуации.
Предварительная тренировка состоит в
выработке у ворон и голубей серии независимых
изолированных пищедобывательных условных
рефлексов, где кормушке каждого цвета
соответствует определенное число единиц
дискретного подкрепления. Далее кормушки
предъявляли парами в различных, редко
повторяющихся комбинациях, - ситуация
новая для птицы - и проверяли, какую кормушку
они будут выбирать. Для
решения этой задачи
необходимо мысленно
сопоставить ранее полученную
информацию о числе
единиц подкрепления,
связанного с каждой
из разноцветных кормушек,
и на основе этого сопоставления
осуществить новую реакцию -
выбор по принципу "больше,
чем". Оказалось, что птицы обоих видов
в среднем достоверно чаще выбирают стимул,
ранее связанный с большим количеством
подкрепления.
в)
основой послужили опыты Г. Харлоу (Harlow,
1958). Животное обучают выбирать один из
пары предметов. По достижении определенного
критерия ему предлагают следующую пару,
по своим признакам никак не связанную
с первой. Затем вводят третью пару и т.д.
После решения 100-150 таких задач животное
уже при втором предъявлении новой пары
действует не науга и т.д.................