На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Роль неправительственных организаций в решении проблем наркомании в молодежной среде

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 13.10.2012. Сдан: 2010. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ 
РЕСПУБЛИКИ  КАЗАХСТАН
КАЗАХСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЮРИДИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ
ГУМАНИТАРНО-СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ  ДИСЦИПЛИН 
 
 
 

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА 

ТЕМА: «Роль неправительственных  организаций в  решении проблем наркомании в молодежной среде» 
 
 

                                                                                     Научный руководитель:
                                                                                     старший преподаватель
                                                                                       Жусупова М.Т._________  
 

                                                                 Выполнила:
                                                                           студентка 4 курса
                                группы СР-402
                                                                                       Джумагулова Д.Н.______ 
 

                                                                                   Внутренний рецензент:
                                                                        к.с.н., профессор
                                                                                       Изтелеуова Л.И.________ 
 

                                                                        Нормоконтролер:
                                                                                       Сембина Ж.Ж.__________ 
 
 

Допущена к  защите
«___»________2009 г.
Зав. кафедрой:___________
к.с.н., профессор  Изтелеуова Л.И.
     
 

Астана - 2009

    СОДЕРЖАНИЕ

 
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3-6 
ГЛАВА 1. МОЛОДЕЖНАЯ НАРКОТИЗАЦИЯ КАК ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА……………………………………………..7

1.1 Организация антинаркотической работы с молодежью в зарубежных странах …………………………………………………………………………7-18

1.2 Работа с подростками по профилактике наркомании в современном казахстанском обществе (на примере Корпоративного фонда «Будущее без наркотиков»)……………..…………………………………………………...19-29
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НАРКОЗАВИСИМЫМИ ПОДРОСТКАМИ..................................................30
2.1 Деятельность  специалиста по социальной работе   
с указанной  целевой группой………………………………………………..30-39
2.2 Современные  методики и программы профилактики 
наркомании  в подростковой среде…………………………….……………40-50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................51-52
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….......53-57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ
 
    В настоящее время наркотизм - это одна из острых социальных проблем не только Казахстана, но и всего мира. В научной литературе исследуются социальные, психологические и биологические корни наркотизма, правоохранительные органы и общественные организации предпринимают попытки активизировать профилактическую деятельность, увеличивается количество учреждений и организаций, где наркозависимым оказывается необходимая медицинская и психолого-социальная помощь. Однако наркоситуация в Казахстане за последние десять лет качественно и количественно изменилась в худшую сторону [50, с.13].
    По  данным Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной  прокуратуры на 1 апреля 2008 года в  Республике Казахстан на официальном  учете органов здравоохранения  состоит 55 781 потребителей наркотических средств, в том числе 4 165 несовершеннолетних и 4 769 женщин. Специалисты утверждают, что их реальное число в 10 раз больше [45, с.3].
          Связанные с этим социальные, криминальные, экономические  и медицинские аспекты превратились в одну из трудноразрешимых проблем.
    На  сегодняшний день общепризнанным считается, что наркотизм является не столько проблемой медицинского характера, сколько проблемой социальной, так называемой социальной болезнью.
    Практика  показывает, что чаще всего специалисты ограничиваются констатацией ситуации, не предлагая формы и технологии социальной терапии. В итоге в подростковой и молодежной среде доминируют различные мифы относительно наркотиков, растет потребление наркотических средств, а профилактическая работа проводится в недостаточной мере.
    Особое  беспокойство вызывает тот факт, что  наиболее бурный рост потребления психоактивных веществ наблюдается в молодежной среде и среди подростков - переход от традиционного потребления к молодежной культуре потребления. По данным социологических исследований последних лет, каждый седьмой школьник хотя бы однажды попробовал наркотики. Если сравнивать показатели 1992 и 2005 годов, то число несовершеннолетних потребителей наркотиков за данный период возросло в 4,7 раза (с 859 до 4843).
          В данной ситуации актуальность ведения профилактической работы по предупреждению употребления детьми и  подростками психоактивных веществ (ПАВ) является бесспорной.
    Распространение наркотизма в современном обществе позволяет охарактеризовать это явление как наркотизацию населения. Ее масштабы критичны и дают право говорить об угрозе безопасности общества. Нарастающая острота наркологической ситуации также свидетельствует о дефиците профилактической работы. Более того, до настоящего времени эффективность лечебных и реабилитационных мероприятий остается крайне низкой, только 5 - 7% наркозависимых не возвращаются к наркотизации после прохождения традиционных курсов лечения [50, с.89].
    Исследования  показали, что профилактика наркотизма особенно необходима в подростковой и молодежной среде. Однако при чрезвычайной распространенности и росте уровня наркотизации подростков и молодежи пока не разработаны эффективные технологии профилактики подросткового наркотизма, пригодные для практических целей.
    Цель исследования: рассмотреть содержание и роль неправительственных организаций в решении проблем наркомании среди молодежи.
    В соответствии с целями автором работы  были поставлены следующие задачи:
    изучить зарубежный и казахстанский опыт по проблеме профилактики наркомании в подростковом возрасте;
    рассмотреть деятельность неправительственных организаций по профилактике наркомании на примере Корпоративного фонда «Будущее без наркотиков»;
    обосновать необходимость применения современных методик и программ профилактики наркомании в подростковой среде специалистами по социальной работе.
    Объект  исследования: молодежь группы риска в возрасте 14-29 лет.
    Предмет исследования: социально-профилактическая работа неправительственных организаций с подростками.
    Гипотеза исследования: привлечение подростков к деятельности по профилактике потребления ПАВ является эффективным методом противодействия наркопотреблению.
        Методы исследования:
      сравнительный метод;
      метод группового анкетирования, тестирование;
      количественный, качественный анализ результатов;
      консультативные методы: наблюдение, беседы с подростками;
      метод индивидуальной и педагогической документации;
      интервью с наркологами, психологами, социальными работниками, неправительственными организациями, государственными служащими.
    Научная новизна исследования результатов работы заключается в следующем:
    на основе сравнительного анализа современных профилактических программ и интерактивных антинаркотических методик обоснованно положение, что приобщение подростков к деятельности по профилактике потребления ПАВ, а также их активное участие в применении интерактивных методик является ключевым фактором в отношении эффективного противодействия наркопотреблению.
    Эмпирическая база исследования: нормативные документы, инструкции, методические пособия и разработки молодежной организации Корпоративного фонда «Будущее без наркотиков».
      Теоретическая и практическая значимость работы. Полученные данные об особенностях наркоситуации в подростковой и молодежной среде могут стать основой для разработки социальных и профилактических программ, предназначенных как для склонных к употреблению наркотиков, так и для наркозависимых подростков.
     Интерактивные методики и программы профилактики подросткового наркотизма могут найти применение в средних учебных заведениях в рамках мероприятий по профилактике наркотизма. Результаты выпускной работы расширяют проблемное поле практики социального работника, могут быть использованы при разработке эффективных программ и методик в профилактической работе с молодежью, а также в области антинаркотического просвещения населения.
    Структура дипломной работы Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, включающего 53 наименования, и приложения.  

      
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. МОЛОДЕЖНАЯ НАРКОТИЗАЦИЯ КАК ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
1.1. Организация антинаркотической  работы с молодежью  в зарубежных странах 

    Наркомания - это заболевание, характеризующееся злоупотреблением наркотическими веществами и болезненным пристрастием к ним. Проблема наркомании существует в большей или меньшей степени практически во всех странах, и в этом отношении Казахстан по праву входит в мировое сообщество. Наркотики сейчас называют третьей угрозой человечеству после ядерного оружия и глобальной экологической катастрофы.
          Согласно статистическим данным количество наркоманов  в мире превысило 50 миллионов человек. При этом по данным Интерпола, с той или иной интенсивностью (от разового употребления до ежедневного) употребляют наркотики различного вида 200 миллионов человек (95 процентов от этого числа составляют потребители каннабиса, героина, кокаина и синтетических наркотиков). Количество наркопотребителей постоянно увеличивается [5, с.76].
    Проблема  «наркотики и наркомания» во всем мире воспринимается, прежде всего, как молодежная. Главным фактором увеличения масштабов наркомании становится возрастной вектор. Наркомания стремительно «молодеет», сегодня можно констатировать не только подростковую, но и детскую наркоманию. Это общемировая тенденция. По данным Международного комитета ООН по контролю над наркотиками, в некоторых странах число несовершеннолетних, хотя бы однократно пробовавших марихуану, превышает 37 процентов [20, с.15].
          В связи со сложившейся  социально-экономической ситуацией в Казахстане дети, подростки и молодежь оказались в сложном положении. Разрушены ценностные ориентиры, утрачивается связь между поколениями, резко изменились стереотипы поведения. Нарастающая напряженность, стрессовые ситуации, неопределенность положения, нестабильность, безработица, сложности в трудоустройстве несовершеннолетних, конфликты с законом - вызывают у молодого поколения асоциальные формы поведения, саморазрушающие характер. У несовершеннолетних катастрофически быстро формируется установка на дальнейшую наркотизацию и одновременно останавливается личностный рост, разрываются или деформируются связи с ближайшим окружением, нарушаются семейные отношения, нередко затруднено последующее образование собственной семьи и рождение потомства. Злоупотребление ПАВ нередко ведет к ранней инвалидизации и смерти несовершеннолетних.
    Сегодня группа подростков и молодежи «социального риска» чрезвычайно велика. В условиях социально - экономических преобразований дети, подростки, молодежь оказались одной из наименее защищенных групп населения, что привело к обострению таких проблем, как беспризорность, безнадзорность, рост алкоголизма и наркомании, преступности. «Новой» моделью поведения стала практика потребления наркотиков, переросшая в одну из форм досуга. Тема наркомании в средствах массовой информации поднимаются не первый год. Но существует еще одна сторона данной проблемы, а именно пропаганда наркотических средств.
    Проблема  наркотиков, как элемента именно молодежной субкультуры, впервые проявила себя в США во времена расцвета «детей-цветов» - хиппи. Сходные ситуации возникали и возникают в Европе: продвижение наркотиков в молодежную и подростковую среду как элемента досуговых или социокультурных молодежных систем.
    В связи с этим в настоящее время в каждой стране разрабатываются и апробируются самые разнообразные антинаркотические программы, из которых впоследствии широко используются только наиболее эффективные, направленные на преодоление интереса несовершеннолетних к наркотическим средствам.
    Рассмотрим особенности первичной профилактики наркоманий и токсикомании на примере программ, действующих в США, Англии, Голландии, Нидерландах, Польше, Швеции и России.
    В Соединенных Штатах Америки, начиная с принятия Закона о подростках в 1899 г. проблеме отклоняющегося поведения молодежи, в частности предупреждению наркомании, было посвящено множество дискуссий и разработано огромное количество программ профилактики  [21, с.269].
    Исследуя  вопросы наркопотребления, ученые США пришли к выводу, что эффективность превентивных программ зависит от выбранной цели, поэтому главной ступенью, антинаркотического образования стали программы, где целью ставилось не получение информации о наркомании, а выработка у подростков способности принимать решение, основанное на этой информации.
    Одновременно  с программой выбора ценностей были разработаны и программы альтернативы наркотикам.
    Лучшие  программы по предотвращению наркомании среди молодежи в США отличаются широким диапазоном направлений работы, обеспечивающих решение проблемы наркомании в молодежной среде в целом. Для успешной реализации таких программ нужны объединенные усилия многих людей и организаций. Так, американские ученые выдвигают 7 основных категорий предупреждения: через семью, религию, школу, организацию досуга, полицию, судебные и законодательные органы.
    Большую роль играют программы, ориентированные на ровесников, родителей, общины, в которых живут молодые люди. Поскольку мнение молодежного окружения имеет большое влияние на поведение несовершеннолетних, разработаны программы, ориентированные на «уличную молодежь».
    Широкое распространение в США получил  такой методический прием, как шефство, когда старшие учащиеся дают младшим информацию о наркотиках, проблемах сохранения здоровья, а также по другим вопросам, более общим, но интересующим и тех и других. Опыт применения этого приема показал, что основное воспитательное воздействие он оказывает на молодых людей, выступающих в роли шефов. Гораздо меньшее влияние этот прием оказывает на подшефных.
    Существуют  также программы, ориентированные на соучастие в них ровесников. Смысл создания таких групп - выработка необходимых трудовых навыков, достижение успехов в учебе, формирование положительного мнения о молодом человеке, его сверстниках и друзьях, школе.
    Помимо  анонимных пунктов доверия в крупных американских городах антинаркотическую профилактику осуществляют различные реабилитационные центры. Типичная реабилитационная система за рубежом - специализированные клиники, в которых больные наркоманиями живут от одного до трех лет, приобретают новую профессию, восстанавливают утраченные трудовые навыки. При реабилитационных центрах создаются предприятия, подсобные хозяйства, художественные промыслы. Все это позволяет больному рационально изменить ранее сложившиеся категории ценностей, порвать с бывшим криминальным окружением, сформировать установку на здоровый образ жизни в будущем. К моменту завершения пребывания больного в центре реабилитации ему подыскивают место работы и жилье. По словам Начальника Национального управления по борьбе с наркотиками Барри Маккэффри в США добились больших успехов в снижении употребления наркотиков и искоренении последствий наркомании на национальном уровне. Проводимые профилактические и просветительные программы оказались успешными. За последние 15 лет им удалось на 50% сократить число людей, употребляющих наркотики. Число убийств, связанных с наркотиками, сократилось на 25%. В городах страны сформировано свыше 3,5 тысяч общественных организаций по борьбе с наркотиками [5, с.68].
    В Америке существует сильное общественное движение по борьбе с наркотиками. Оно охватывает свыше 3,5 тысяч общественных объединений. Стремясь сократить употребление наркотиков, особенно среди молодежи, эти объединения сотрудничают с местными группами и учреждениями штатов и федерального правительства. Такие группы способны мобилизовать общественные ресурсы, организовать коллективные действия, сочетать профилактику, лечение и правоприменение, а также возродить у молодежи чувство гордости за проживание в данном городе или районе.
    Таким образом, проводимые в США профилактические и просветительные программы оказались  наиболее успешными. В этой стране добились больших успехов в снижении употребления наркотиков и искоренении последствий наркомании на национальном уровне.
    В Англии профилактическая работа ведется с учащимися начальной, средней школы и колледжей. В программе антинаркотического образования большое внимание уделяется педагогам и родителям, которым легче вовремя обнаружить интерес ребенка к наркотикам, а тем более их употребление. Наряду с советами в области профилактики родителей и педагогов обучают приемам первой медицинской помощи в критических  ситуациях.
    Основная  же профилактическая работа ведется с самими учащимися. В 1991 г. в Великобритании началась массовая образовательная кампания с целью определить уровень знаний у подростков о наркотиках и, прежде всего о последствиях их употребления, включая и правовой аспект. В рамках этой программы подросткам предлагают теоретическую и практическую помощь. Их знакомят с местными организациями, в которые можно обратиться за помощью, и даже со специалистами, которые могут решить конкретную проблему.
    Содействие в организации антинаркотического движения оказывают местные комитеты по здравоохранению и образованию. Для педагогов и родителей по определенным дням проводятся специальные занятия, дающие представление о целях и задачах этой кампании, а также обеспечивается методическая помощь.
    Подобные  программы дают надежду на то, что  молодые люди, зная все аспекты дайной проблемы - медицинские, правовые, социальные, - сумеют сделать для себя правильный выбор и не поддадутся искушению ступить на путь, сойти с которого очень и очень сложно. А чаще - невозможно, в силу скоротечно наступающей развязки.
    Закон о легализации легких наркотиков принят в Голландии, и именно после его принятия резко увеличилось количество преступлений, а страна стала наркоцентром Европы. Кроме того, само слово легализация приводит к стиранию запрета на наркотики, и миллионы людей, которые раньше не решались попробовать пусть даже легкие наркотики, теперь с удовольствием это сделают.
    Безусловно, есть и аргументы в пользу данного  закона:
      наркоманы будут находиться на учете;
    государство будет продавать им только легкие и очищенные наркотики, а средства от продажи пойдут в бюджет.
      Однако все равно данная программа  обойдется государству куда дороже в чисто финансовом плане. Ведь за каждым зарегистрированным наркоманом должно быть установлено наблюдение: такой человек не должен работать на транспорте, в сфере образования и еще во многих местах. Кроме того, у МВД средства на борьбу с наркотиками крайне ограничены. Интересен еще и тот факт, что в Голландии наркомафия не стоит на месте: постоянно выводятся новые сорта анаши (изначально легкого и поэтому легализованного наркотика), некоторые из них по своему действию уже сильнее героина и кокаина.
    В стране существуют специальные помещения, войти в которые может только наркоман по индивидуальной чип-карте, чтобы «уколоться» там, в относительно стерильных условиях. Так меньше вреда и для них, и для окружающих.
    В других странах голландская модель не только не оправдывает возлагаемые надежды, но и приводит к прямо противоположным результатам. Так, в Испании за десять лет, прошедших после введения голландской модели, число наркоманов возросло с 200 тысяч до 1,69 миллиона [6, с.182].
    В странах Западной Европы с все  большей тревогой говорят о «голландском следе» - то есть об отрицательном воздействии применяемой там антинаркотической системы. В самой же Голландии серьезное беспокойство вызывает маятниковая миграция полукриминальных элементов со всей Европы, приезжающих в страну приятно провести «марихуановый уикэнд».
    Обобщив опыт многих программ антинаркотического воспитания, специалисты из Голландии пришли к выводу, что программы, ориентированные только на информацию о негативных последствиях употребления психоактивных веществ, оказываются неэффективными, тогда как программы, обучающие адаптивному стилю жизни, навыкам общения, критическому мышлению, умению принимать решения и противостоять в ситуациях предложения психоактивных веществ, - являются эффективными.
    Когда 25 лет назад в Нидерландаx обсуждался вопрос, какой путь в борьбе с  наркотиками стоит выбрать, было достигнуто единство мнении относительно того, что героин и кокаин - опасные наркотики, с которыми надо бороться. В то же время относительно негативного влияния на человека и общество продуктов конопли согласия добиться не удалось. Исходя из этих положений, была сформулирована голландская наркополитика. Предполагалось, что, продавая менее опасный препарат отдельно, можно будет разделить наркорынок так, чтобы власти могли сконцентрировать ресурсы на так называемых «тяжелых наркотиках». Стержнем голландской наркополитики явилось положение о том, что каниабис не опасен.
    В Нидерландах в порядке эксперимента уже несколько лет законодательно разрешено потребление наркотиков, в частности «травки», которую можно приобрести в специализированных «кафе» в Амстердаме.
    Когда же страна превратилась в крупного производителя наркотиков, а большие города стали транзитными пунктами для их контрабанды, власти все равно не желали признавать свою ошибку. Получилось вовсе не так, как планировалось. Разделенный наркорынок не привел к уменьшению числа злоупотребляющих героином, кокаином, амфетамином или экстази по сравнению с другими странами.
    Именно  в Нидерландах появилось понятие  «легкие наркотики». Ни одна международная организация не придерживается этой терминологии. Ошибочность политики правительства Нидерландов привела к тому, что уровень потребления экстази в стране вырос настолько, что в 1997 году пришлось создавать специальное ведомство по борьбе с его распространением.
    ООН и, в частности, Международный комитет  по контролю за наркотиками в своем докладе за 1999 год указал, что политика Нидерландов в этой области облегчила доступ к каниабису (марихуане) и увеличила приток в страну наркоманов из соседних стран. Международная организация «Европа против наркотиков» требует запрещения легально существующих в Нидерландах точек распространения марихуаны. Вряд ли можно говорить о каких-то успехах в борьбе с наркотиками в Нидерландах, так как исследования среди детей до 12-летнего возраста показали, что кокаин употребляют от 1,7 до 3%, т.е. столько же, сколько в Германии и Великобритании. Заслуживают внимание просветительские кампании, разъясняющие опасность наркотиков. Эти программы являются частью школьной программы в начальных классах [27, с.8].
    В Польше действует молодежное движение по борьбе с наркоманией - «Монар» со штаб квартирой в Варшаве. Принцип - «отдай себя другим». «Монар» проводит огромную работу против наркомании. Актив данного движения - школьники, студенты, рабочая молодежь. «Монар» финансируется министерством здравоохранения и органами социального обеспечения. В центре действует самоуправление. Осуществляется дифференцированный подход в работе по профилактике вредных привычек у школьников и молодежи.
    Также, в Польше уже много лет ведутся  занятия со школьниками по игровой программе «Спасибо, нет!». Цель программы - помочь подросткам и молодежи безболезненно отказаться от искушения, сформировать у них отрицательное отношение к вовлечению ровесников, да и взрослых к употреблению наркотиков.
    Большой опыт профилактики наркомании накоплен в Швеции. В этой стране в 60-70-е годах наблюдался рост числа наркоманов. В последние годы замечена обратная тенденция. Комплекс мер, применяемых в Швеции, называют «шведским путем». Он включает в себя три уровня профилактики.
    Первичная профилактика заключается в мероприятиях, рассчитанных на все население: это соответствующее законодательство, общая информация о наркотиках, забота о заполнении свободного времени молодежи и др. Вторичная профилактика ориентирована на группу риска. И третичная — это помощь и лечебные мероприятия для наркоманов.
    Деятельность  национальной информационной службы основана на следующих предпосылках:
    а) человеку свойственно поддаваться влиянию тех в своем окружении, кому он доверяет. Поэтому наиболее важная часть информации проводится на локальном уровне путем ежедневных незрелищных мероприятий;
    б) обязательность централизованной кампании через средства массовой информации;
    в) люди должны «узнавать себя» в информации, которая дается, поэтому информация должна быть полностью правдивой;
    г) лучший путь изменить позицию личности — подтолкнуть ее к самостоятельному размышлению, а затем — к действию. Голые факты нужны, но они должны быть дополнены усилиями, которые помогут человеку приложить свои собственные возможности к решению проблемы наркотиков.
    Мероприятия по первичной профилактике проводят в Швеции начиная с детей дошкольного возраста. Но основное внимание уделяют подросткам. Так, созданное общество «Мы — молодежь» устраивает просмотры и обсуждения видеопрограмм, рассчитанных на аудиторию в возрасте от 8 до 13 лет.
    Особенно  важную роль отводят просвещению родителей подростков, которые, как правило, мало знают о наркотиках. Были выпущены книги для родителей о наркомании.
    Первичная профилактика в Швеции проводится на центральном и региональном уровнях. Шведский Совет информации об алкоголе и наркотиках занимается сбором литературы и фактических материалов по этим вопросам, имеет свою библиотеку и фонды.
    В России остро вопрос о детях - наркоманах встал в первые годы советской власти, когда число несовершеннолетних, принимавших наркотики, достигло 10% от всего количества подростков, прежде всего беспризорных. В 1921 г. число беспризорных детей, срочно требующих помощи, определялось в 7,5 млн. Наркоматом здравоохранения в те годы были открыты специальные учреждения медико-педагогического характера - психоневрологические школы-санатории. В 1927 г. имелось 11 таких учреждений в Ленинграде, Воронеже, Саратове, Казани и некоторых других городах.
    В школах - санаториях оказывалась медицинская помощь, проводилось специальное лечение и велось обучение подростков по программам школ первой ступени. Для занятий физическим трудом имелись столярные и переплетные мастерские, огороды, сады. Регулярно проводились культурно-массовые мероприятия, велась насыщенная идейно - политическая работа. Большинство детей, страдавших тяжелой формой наркомании, после лечения возвращались в массовую общеобразовательную школу, становились полноправными членами общества.
    В 1925 г. было открыто детское клиническое отделение наркодиспансера для беспризорных несовершеннолетних наркоманов, работа которого носила в основном практический характер и заключалась в глубоком медицинском изучении контингента больных с целью дальнейшего их лечения и воспитания в соответствующих детских учреждениях.
    Для подготовки квалифицированных специалистов в области наркологии в середине 20 - х гг. были открыты курсы усовершенствования и подготовки работников этой области.
    В декабре 1980 г. Министерством здравоохранения  СССР был издан приказ «О дальнейшем улучшении психоневрологической и  наркологической помощи населению», предусматривающий организацию подростковых наркологических кабинетов в составе наркологических диспансеров. А в соответствии с приказом в 1986 г. общее число подростковых наркологических кабинетов в 68 административных территориях РСФСР достигло 81. Соответственно выросли показатели привлечения к амбулаторному и стационарному обследованию и лечению подростков, злоупотребляющих алкоголем и другими интоксикантами. Тогда же выяснилось, что число подразделений наркологической службы для оказания помощи подросткам, крайне недостаточно.
    Появившиеся в последние десятилетия многочисленные  программы профилактики, предназначенные  для детей и подростков, далеко не всегда проходили экспертизу эффективности  до или после их практического  внедрения. Несмотря на это, общественное мнение считает повсеместное внедрение программ в школах желательным.
    Следовательно, проблемы наркомании в США, Англии, Голландии, Нидерландах, Польше, Швеции и России во многом схожи, порой даже аналогичны, но методы их решения и достигнутые результаты в решающей степени зависят от экономических, социально-политических и культурных условий, что представляет научный и практический интерес. Безусловно, организационные научные и другие характеристики отечественной и зарубежной систем профилактики молодежной наркомании трудно сопоставимы, однако сущность объекта, на который они воздействуют, одна и та же. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2.  Работа с подростками по профилактике наркомании в современном казахстанском обществе
 
     Проблема  вовлечения детей, подростков, молодежи в злоупотребление наркотиками  и другими психоактивными веществами продолжает оставаться острой и актуальной в казахстанском обществе. Различные государственные и негосударственные структуры предпринимают шаги по ее преодолению. В последние три года ситуация в области профилактики наркомании существенно изменилась в положительную сторону. От позиции декларативного признания необходимости профилактической активности государство и общество переходят к реальным конструктивным действиям.  
     С целью обеспечения реализации сбалансированной государственной политики, позволяющей  установить эффективный государственный и социальный контроль над развитием наркоситуации в стране, Указом Президента Республики Казахстан от 29 ноября мая 2005 года № 1678 утверждена Стратегия борьбы с наркоманией и наркобизнесом в Республики Казахстан на 2006-2014 годы.
     При поддержке Секретариата Совета безопасности совместно с акиматом г.Астана в начале 2006 года была разработана программа «Астана – город без наркотиков», рассчитанная на 2006-2008 годы, которая предусматривает комплекс мероприятий по снижению уровня наркопотребления и усилению борьбы с наркопреступностью в столице.
     Практически во всех регионах Республики разработаны  территориальные программы профилактики злоупотребления психоактивными веществами и противодействия их незаконному  обороту. Проблема постоянно находится в поле зрения органов исполнительной и законодательной власти. Регулярный контроль за реализацией антинаркотических мероприятий осуществляется Комитетом  по борьбе с наркобизнесом и контролю за оборотом наркотиков МВД Республики Казахстан.
     Создана правовая основа для разработки и реализации мероприятий по противодействию наркомании и борьбе с незаконным оборотом наркотиков. В частности, приняты законы «О наркотических средствах и психотропных веществах, прекурсорах и мерах противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению ими», «О лекарственных средствах», «О средствах массовой информации», «О рекламе». Ряд статей Уголовного кодекса Республики Казахстан, Кодекса об административных правонарушениях предусматривает ответственность за правонарушения, связанные с наркотиками, психотропными и другими одурманивающими веществами.
     Решение многих задач по профилактике находится  в компетенции органов управления образованием и образовательных учреждений, так как через воспитательное воздействие этой системы проходит практически все молодое поколение страны. Осуществляемая здесь профилактика наркомании не ограничивается отдельными малоэффективными попытками информирования молодежи о наркотиках и последствиях их потребления, а имеет четко сформулированные цели, задачи и стратегии действий. Приоритетной задачей борьбы с наркотизацией подростков и молодежи является организация профилактической работы, направленной на формирование у молодого поколения ориентации на здоровый образ жизни. Она основана на комплексном подходе к предупреждению наркомании во всех сферах жизнедеятельности детей, подростков и молодежи.
     Министерством образования и науки Республики Казахстан  продолжена работа по совершенствованию  научно-методической базы, обеспечивающей профилактическую деятельность органов управления образованием и образовательных учреждений. Для общеобразовательных учреждений, средних специальных и высших учебных заведений подготовлены учебные программы, печатные и видеоматериалы для антинаркотического просвещения, пропаганды здорового и безопасного образа жизни. Изданы учебно-методические пособия по вопросам профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде.
     Повышен статус воспитательной работы в образовательных  учреждениях. Профилактическая работа осуществляется на всех уровнях образования (от дошкольного до высшего профессионального), в образовательных учреждениях всех типов и видов. В рамках общеобразовательных программ изучение вопросов профилактики наркомании предусматривается в курсах основ безопасности жизнедеятельности, биологии, физической культуры, ряда других учебных предметов. В программы образовательных учреждений среднего, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования вводятся курсы по вопросам профилактики наркомании среди несовершеннолетних и молодежи.
     В деятельности по профилактике наркомании в образовательной среде используются ресурсы службы практической психологии для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ПМСП-центров). В образовательных учреждениях создаются кабинеты профилактики наркомании, наркопосты, формируются службы доверия для детей, подростков и молодежи. Принимаются меры по созданию сети региональных реабилитационных центров для несовершеннолетних, злоупотребляющих наркотическими средствами.
     Значительный  позитивный опыт в решении проблем  противодействия наркомании накоплен органами и учреждениями здравоохранения, спорта и туризма, культуры, комитетами по делам молодежи, правоохранительными  органами и неправительственными организациями (НПО).
     Роль  неправительственных организаций в профилактике наркомании широко признана во всем мире благодаря их гибкости и возможности свободно работать с целевыми группами. Однако НПО, работающим в области профилактики наркомании и ВИЧ/СПИДа, часто не хватает современных знаний и опыта, они испытывают финансовые затруднения. Более того, имеющиеся эффективные программы по профилактике наркомании и ВИЧ/СПИДа, их методы и подходы, должны быть оценены надлежащим образом, задокументированы и распространены как внутри региона, так и за его пределами в качестве передового опыта.
     В настоящее время в Казахстане существует более 5000 неправительственных  организаций, функционирующих в  более чем 200 видах деятельности. В неправительственном секторе задействовано более 200 тысяч человек. Услугами казахстанских НПО охвачены около двух миллионов граждан. НПО предоставляют населению большой комплекс образовательных и просветительских услуг. Проводится большая работа по повышению правовой культуры, электоральной грамотности, работа с малоимущими и уязвимыми слоями населения, благотворительная деятельность.
     Как отмечено в докладе Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева на I Гражданском форуме, казахстанские  НПО проделали определенный путь. Их становление неразрывно связано с периодом обретения страной независимости и проведения масштабных рыночных и демократических реформ. Деятельность НПО во многом обеспечила привлечение негосударственных инвестиций в гуманитарную сферу.
     В Республике Казахстан 14 областей и 2 города областного значения (гг. Астана и Алматы). По всему Казахстану существуют неправительственные организации, миссией которых является решение проблем наркомании и ВИЧ/СПИДа, в том числе и вопросы профилактики. Тем не менее, учитывая размах проблемы, количество НПО, работающих в данной области, очень ограничено.
     Наиболее  активными в этом смысле регионами  являются Павлодарская, Костанайская, Южно-Казахстанская и Карагандинская области. Возможно, это связано с тем, что эти регионы традиционно считаются в Казахстане наиболее общественно активными и продвинутыми с точки зрения развития НПО сектора. Возможно, также определенную роль сыграла политика международных донорских агентств.
     Несмотря  на то, что все организации в числе своих основных целей и задач ставят вопросы наркомании и ВИЧ/СПИДа, лишь у 75% из них эта деятельность является приоритетной. По данным анкетного опроса, более 3-лет в области профилактики наркомании работают 60% опрошенных НПО, в области профилактики ВИЧ/СПИДа – 52% организаций. Большая часть этих организаций занимаются реализацией программ "Снижения вреда". И не более 25% НПО профессионально занимаются первичной профилактикой наркомании. Эти организации имеют достаточно большой стаж работы и, самое главное, ценный опыт, наработанный методический материал и обученный штат сотрудников и волонтеров. Однако следует отметить, что из-за недостатка финансовых средств они крайне ограничены в возможностях расширения данной деятельности.
      На  сегодняшний день в г. Астана существуют несколько неправительственных  организаций, которые непосредственно занимаются первичной профилактикой наркомании. Одним из таких организаций является Корпоративный фонд «Будущее без наркотиков», который был создан в феврале 2003 группой молодежных лидеров, занимающихся проблемами наркомании.
       Миссия организации - формирование здорового образа жизни у подростков и молодежи г. Астана без алкоголя и наркотиков.
      Целью организации  является   создание   и поддержка молодежного антинаркотического  движения  с  целью  формирования   негативного отношения к употреблению наркотиков в среде сверстников.
      Достижение  цели происходит за счет реализации ряда задач:
    подготовка молодежных лидеров для работы в среде сверстников;
    обеспечение поддержки  движения   со   стороны   педагогов   и родителей;
    возрождение идеи   шефства   как   средства    распространения идеологии движения;
    создание условий,  позволяющих  молодым  людям  своими  силами вести   работу,   направленную   на   недопустимость   потребления наркотиков в подростковой среде;
    организация и   проведение   для  подростков  учебных  курсов, направленных на  профилактику  психоэмоциональной  дезадаптации  и привития навыков здорового образа жизни;
    работа с подростками группы риска,  привлечение к деятельности движения силами молодежных лидеров;
    создание условий для самореализации подростков и повышение  их социальной активности.
      В рамках движения существуют следующие  программы:
      "Наставники" -  в  основе  лежит  идея  шефства и направлена на профилактику  зависимостей  среди  младших  школьников,   привития навыков здорового образа жизни.
      "Миротворцы" - в основе лежит идея профилактики  конфликтов  и агрессии в школьной среде силами подростковых лидеров.
      "Школьные  новости" - в основе лежит идея  пропаганды  здорового образа   жизни   и   недопустимости   аддиктивного   поведения   в подростковой  среде   усилиями   школьников   за   счет   создания корреспондентской  сети  из  учащихся  образовательных  учреждений города для сбора и  обработки  позитивной  информации  о  жизни  и достижениях сверстников,  тем самым формируя пример для подражания для других школьников.
      "Один  плюс  один"  -  программа,  нацеленная  на   объединение подростков  вокруг  доброго дела и создание условий для реализации потребности  быть   нужными,   повышения   социальной   активности подростков.
     Кроме того,  программа организации нацелена  на  охрану здоровья молодежи – важнейший механизм укрепления молодых казахстанцев и развитие у них конкурентоспособности. От наличия здоровья, первого капитала каждого человека, зависит личная трудоспособность, активная жизнедеятельность и достойное существование. Основной целью реализации данного направления является вовлечение самой молодежи в поиск решения проблем, заинтересованность молодых людей в формировании здорового образа жизни и создание негативного образа СПИДа и наркомании.
     Корпоративный фонд «Будущее без наркотиков» проводит совместную работу с другими  молодежными НПО по профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения среди молодежи, посредством проведения конференций и семинаров, выпуска специальных буклетов, визуальной информации; (См приложение 1)
    организовывает оздоровительные и профилактические мероприятия для всех категорий молодежи;
    пропагандирует здоровый образ жизни непосредственно  в молодежной среде, а также в средствах массовой информации посредством выпуска социальных роликов и тематических передач;
    создает целостную систему социальных работ с молодежью, как превентивной меры в борьбе против молодежной наркомании посредством расширения сети спортивных секций, клубов по интересам, приобщения молодежь к массовым видам спорта, и к созидательной деятельности. (См приложение 2)
      На  протяжении шести лет работы фондом были разработаны специальные программы  и интерактивные методики профилактики подросткового наркотизма, которые применяются в условиях общеобразовательных школ, лицеев и колледжей, способствуют социальной реабилитации подростков и являются ключевым фактором в отношении эффективного противодействия наркопотреблению.
        Работники данного фонда считают, что одним из новых элементов универсального предупреждения наркотизации в школах является общение в интерактивных группах. Так, общение в большей степени включает коммуникацию на равных, а не общение между молодежью и инструктором. Примеры интерактивной работы включают ролевые игры, мозговой штурм, тренинги, групповые дискуссии и т.п. Такие виды практических занятий предоставляют молодежи возможность сформировать собственные убеждения и попрактиковать полезные навыки решения жизненных проблем разрешения конфликтов, развития уверенности в себе, эффективного общения и т.п.
      Для эффективности профилактики корпоративный фонд использует максимально действенный канал - саму же молодежь, поэтому наиболее плодотворно работают профилактические программы по принципу «Равный обучает равного». Работа идет с опорой на особенности группы и с позиции «на равных», что подразумевает равенство в общении - искренность, открытость; умение быть самим собой и говорить на понятном людям языке; уважение стиля жизни, мнения, чувства других людей. Суть деятельности в рамках равного образования в том, что информацию, необходимую для сохранения здоровья, подросткам предоставляют их же сверстники.

          Методика «Равный  обучает равного», когда обученные представители уязвимых групп обучают других из этих же групп.  Он включает в себя, как один из основных элементов, интерактивные игры, глубинные интервью, которые помогают человеку понять: почему в определённой ситуации он поступает так или иначе и может ли он контролировать свои действия.

          Построение программы  профилактики потребления ПАВ «Равный обучает равного» основано на гуманистическом подходе, на идеях А. Маслоу и К. Роджерса. Одна из идей, заложенных в этом подходе, предполагает, что «я» личности формируется в общении с другими людьми. Поведение человека рассматривается как результат перестройки представления о себе.
          Программа Равного  Образования (Peer Education Program - сокращенно РЕР) начала свою деятельность в 1988 году в Лос - Анджелесе (США), с целью обучения молодежи вопросам профилактики ВИЧ - инфекции и подготовки из их числа инструкторов-добровольцев. Схема работы была простой: сначала волонтеры узнавали достоверные данные об инфекции и путях ее передачи, о методах профилактики, о стратегиях эффективного общения, проведении групповых занятий со сверстниками и т.д. Затем подготовленные подростки разрабатывали свои собственные профилактические занятия и проводили их с другими подростками в школах, молодежных организациях, делились полученной информацией со своими друзьями или же просто в собственной жизни применяли важные навыки.
      Обучившись по программе, молодые люди становились способными критически оценивать свои действия, выбирать для себя более здоровый образ жизни и говорить «Нет!» в ситуациях, когда имеет место давление со стороны сверстников к употреблению наркотиков.
      Применение метода «Равный обучает равного» не ограничивается только молодежной аудиторией и вопросами ВИЧ/СПИДа и наркомании. Он также эффективен и работает среди других социальных групп: медицинские работники, педагоги, социальные работники. Любая категория людей охотнее доверит расширение своих знаний, особенно на щекотливые темы, равному - другу, коллеге, человеку, которого уважает и который исповедует те же принципы и ценности в жизни.
      Многолетний опыт работы Программы показал ее высокую эффективность в области профилактики ВИЧ/СПИДа/ЗППП и наркомании. Из городской социальной программы РЕР расширилась и превратилась в интернациональную сеть организаций, осуществляющих профилактику ВИЧ- инфекции методом «равного обучения».
      В Казахстане существует много некоммерческих, муниципальных, государственных организаций, которые поддерживают и развивают идею привлечения молодежи к решению актуальных для нее социальных проблем.
      В организации разработана система  привлечения, обучения и сопровождения деятельности добровольцев-волонтеров. Добровольцами могут стать старшеклассники (9 - 11-й класс) и студенты высших учебных заведений. Схема привлечения потенциальных добровольцев проста. У старшеклассников  проводятся профилактические информационные семинары, им предоставляется возможность научиться самим проводить подобные семинары. У студентов изначально существует профессиональный интерес к подобного рода мероприятиям, поэтому их можно привлечь возможностью попробовать себя в групповой работе.
     Нужно признать неоценимую роль, которую играет молодежь, привлеченная к разработке и реализации программ предупреждения распространения наркомании. Совместная работа с формальными и неформальными молодежными лидерами и их поддержка помогают лучше донести программы до целевой аудитории, а также оценить, если это возможно, результаты и эффект проведенной работы.
    Привлечение молодежи к профилактической работе объединяет людей, которые знают  подростковую субкультуру изнутри, что позволяет гораздо легче  установить доверительный контакт  с целевой группой. Программы по профилактике потребления ПАВ оказывают огромное влияние на тех, кто включается в работу в качестве лидеров, - они получают навыки группового лидерства, опыт помощи другому человеку, опыт общения, управления группой, опыт ответственности за происходящее. 
    Именно  это дает подростку возможность удовлетворить свое стремление быть взрослым, получить права и функции, которые традиционно принадлежат взрослым, расширить кругозор и сформировать гражданскую позицию по отношению к общественным проблемам. В итоге мы получаем активного члена общества, способного отстаивать свои интересы и помогать другим.
     Представляется  необходимым отметить тот факт, что эволюция профилактических программ, применяемых на Западе, идет от простого распространения медицинских знаний к целенаправленному формированию у подрастающего поколения сложных социальных и личностных навыков, а также к активной регуляции социальной среды с целью позитивного изменения социального окружения подростков. Однако требуется значительная адаптация этих социальных технологий применительно к казахстанскому социуму. Современные же социальные технологии не всегда научно обоснованы, трудоемкие в применении, требуют значительных материальных, человеческих и временных ресурсов. Кроме того, социальные технологии, предназначенные для профилактики непосредственно подросткового наркотизма, практически отсутствуют. Поэтому создающуюся в Казахстане систему профилактики наркотизма необходимо расширять и дополнять, разрабатывая новые методики, программы, технологии, включающие в себя как превентивные меры, так и социальную диагностику. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НАРКОЗАВИСИМЫМИ ПОДРОСТКАМИ
2.1. Деятельность специалиста  по социальной  работе с указанной  целевой группой 

          Социальный аспект наркомании заключается в том, чтобы понять всю сложность взаимоотношений между человеком, употребляющим ПАВ, и разными уровнями его социального окружения.
    Специалисты по социальной работе в наркологии имеют широкое поле деятельности. На условном домедицинском этапе  они участвуют в программах первичной профилактики зависимости от ПАВ, как в организованных, так и в неорганизованных контингентах; выявляют лиц, входящих в группы риска, и работают с ними; содействуют в привлечении к лечению лиц, нуждающихся в нем, устанавливают контакт с семьями таких лиц, оказывают им консультативную помощь и иную поддержку. На условном медицинском этапе, когда клиенты оказываются в сфере деятельности медицинских работников, специалисты по социальной работе тесно взаимодействуют с медицинским персоналом. Они принимают участие в специальных тренингах, способствующих ранней реадаптации и реабилитации пациентов с зависимостью от ПАВ, организуют семейные группы и участвуют в семейной психотерапии, вместе с клиентами ищут пути решения накопившихся социальных проблем. На условном послемедицинском этапе специалист по социальной работе участвуют в дифференцированных программах реабилитации и реинтеграции пациентов, профилактики временной нетрудоспособности и инвалидизации.
    Мировая практика свидетельствует о том, что специалист по социальной работе, стремящийся оказать профессиональную помощь своему клиенту, обязан владеть теоретическими и практическими знаниями в области медицины и здравоохранения. Независимо от специализации и рабочего места он участвует в решении проблем индивидуального и общественного здоровья, выступает в качестве «учителя здоровья» [38, с.301].
          Комплексная социальная помощь, включающая медико-психологические, социально-психологические и педагогические аспекты лицам, страдающим зависимостью, и членам их семей - основная цель медико-социальной работы с наркозависимыми.
    Социальная  работа в наркологии - это не просто появление дополнительных функций у наркологической службы, это кардинальная перестройка всего лечебно-профилактического процесса и профилактической работы. В систему отношений с пациентом в качестве полноправного его партнера, наряду с медицинским персоналом, включается специалист по социальной работе, координирующий деятельность нескольких социальных работников или консультантов.
    Целью медико-социальной работы является достижение оптимально возможного уровня адаптации и функционирования лиц с физической, психической и социальной патологией. Как правило, такие лица оказываются в трудной жизненной ситуации. Объектом медико-социальной работы в наркологии являются различные контингенты лиц, имеющие выраженные медицинские и социальные проблемы, вызванные злоупотреблением и зависимостью от ПАВ, которые взаимно потенциируют друг друга и их решение затруднительно в объеме односторонних профессиональных мероприятий. Работа с такими контингентами одинаково тяжела и малоэффективна как для медицинских работников, так и для специалистов социальных служб, поскольку они неизбежно оказываются перед кругом проблем, выходящих за рамки их профессиональной компетенции и препятствующих успешной профессиональной деятельности.
    Особенность социальной работы с наркозависимыми  состоит в том, что как профессиональная деятельность она формируется на стыке двух самостоятельных отраслей - здравоохранения и социальной защиты населения. Отечественный и зарубежный опыт показывает, что, несмотря на предпринимаемую координацию усилий в помощи лицам, имеющим как медицинские, так и социальные проблемы, реальная координация ведомственных действий недостаточно эффективна [38, с.308].
     Еще одна первоочередная проблема - развитие медико-социальной работы в наркологии с учетом особенностей организации системы здравоохранения и социальной защиты, а также с учетом специфики социально-экономической ситуации в Казахстане. В настоящее время делаются только первые шаги в этом направлении.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.