Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Предприятие: сущность, основные понятия

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 13.10.2012. Год: 2010. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


УРГПУ, ФМПК и ПК
Кафедра ТПУО
Управление персоналом

Тема 1. Предприятие: сущность, основные понятия.
      Понятия «предприятия» и «фирма». Виды и функции фирмы, классификация предприятий.
      Диверсификация, концентрация и централизация производства.
      Доходы, прибыль и рентабельность предприятия.
      Постоянные и переменные издержки предприятия.
      Основные фонды и оборотные средства.


Вопрос 1.1
Предприятие - самостоятельно действующий субъект, созданный в соответствии с действующим законодательством для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Предприятие представляет собой хозяйствующий субъект, объединяющий сотрудников для достижения общих целей, несущий социальную ответственность в экономической системе общества и действующий рационально. Рациональность определяется системой целей предприятия. Чтобы объединить определённое количество людей, машин и финансовых средств в единое предприятие, необходимо сориентировать сотрудников предприятия на единые цели. Именно на предприятии протекает процесс производства продукции, происходит непосредственная связь работников со средствами производства. Предприятие в условиях рыночной экономики самостоятельно осуществляет свою деятельность: оно само определяет организационно-правов ю форму, ассортимент и объём производства продукции, выбирает контрагентов, с которыми будет сотрудничать, решает вопросы оплаты труда, ценообразования, распоряжается полученной прибылью. Обладая самостоятельностью, предприятие в условиях рынка несёт полную материальную ответственность за результаты своей хозяйственной деятельности, оно отвечает за нарушение договорных, кредитных и налоговых обязательств.
Фирма – это юридическая, самостоятельная, предпринимательская единица. Современная фирма обычно включает несколько предприятий, если же она состоит из одного предприятия, то оба эти термина совпадают. Фирмой может быть как крупный концерн, так и небольшая компания.
Термины «предприятие» и «фирма» наряду с общими имеют и отличные черты. Во-первых, предприятие – это субъект экономических отношений в рамках общего капитала, тогда как фирма – субъект экономических отношений между различными автономными капиталами предприятий.
Во-вторых, крупная фирма – это, как правило, межотраслевая структура. Процесс формирования многоотраслевых фирм получил название диверсификации (разнообразия), что является современной формой концепции производства и формирования крупных фирм.
Таким образом с точки зрения концентрации производства фирма – многоотраслевой концерн, в котором в качестве структурных единиц выступают предприятия различных отраслей экономики. При этом фирма по отношению к входящим в ее состав производственным единицам является органом управления. Обычно именно фирма выступает как хозяйственный субъект на рынке, осуществляя ценовую политику, конкурентную борьбу, участвует в распределении прибыли, определяет темпы и направления научно-технического прогресса. Образование фирм может осуществляться не только на основе диверсификации производства, но и на основе горизонтального колебания, т. е. объединения предприятий, находящихся на одной стадии производственного процесса.
Согласно ГК РФ (рис. 1.1) в России могут создаваться организации с правом юридического лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации). Это могут быть хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Допускается объединение коммерческих организаций в ассоциации и союзы.
В таблице 1.1. приведены основные организационно-правов е формы предпринимательской деятельности и некоторые наиболее существенные особенности их создания и функционирования согласно ГК РФ.










Участники





Рис. 1.1. Виды фирм по российскому законодательству






                      Таблица 1.1
Организационно-правов е формы предпринимательской деятельности



Экономические функции фирмы.
Определение и удовлетворение нужд потребителя.
Первая и важнейшая функция фирмы, определить, что нужно производить, т.е. понять, чего хочет потребитель и что сможет оплатить. Те фирмы, которые производят предметы первой необходимости, находятся в лучшем положении: спрос на их продукцию будет всегда. Компании, занятые в производстве предметов роскоши, престижных товаров, зависят от колебаний моды и вкусов людей.
В центре фирмы - всегда предприниматель. Предприниматель- это человек который не боится нововведений и обладает даром предвидеть, сможет ли тот или иной новый продукт , новая технология или новый материал иметь успех на рынке товаров.
Организация производства.
Вторая важнейшая функция фирмы. Это, пожалуй, наиболее трудоемкая и сложная функция. От того, насколько эффективно работает компания, во многом зависит, добьется ли она успеха или нет. Ее эффективность, например, зависит от того, какой набор производственных факторов – труда, земли и капитала - она привлекает, чтобы произвести необходимый объем продукции.
Распределение дохода.
В ходе постоянного кругооборота экономической жизни фирма распределяет получаемый доход. Деньги, вырученные, скажем, от продажи зерна, идут на оплату труда занятых на ферме рабочих, на оплату удобрений, тракторов и т.д. Если фермеры испытывают трудности, это немедленно сказывается и на их «смежниках»
Фирмы не только решают что производить и как, они также фактически принимают решения о распределении покупательной силы в обществе. Это их третья функция.
Важно учесть, что, когда мы говорим для кого, то не имеем в виду, что фирма определяет, кто будет покупать ее продукцию. Решает сам потребитель на основе своего суверенного права. От фирмы зависит другое.
Она должна решить, сколько будет уплачено поставщики сырья и оборудования, а это, соответственно, определяет и то, насколько возрастет их покупательная способность. От фирмы зависят и решения: какую заработную плату выплачивать своим рабочим, что определяет и платежеспособный спрос населения в целом. В рыночной экономике ответ на вопрос « для кого производят товары?» в конечном итоге зависит от того какие группы населения платежеспособны.
Инвестиции в реальный капитал.
Четвертый функцией фирмы является увеличение основных фондов или реального капитала экономики - зданий, сооружений, машин, оборудования, инструментов, т.е. всего того, с чьей помощью производятся товары и услуги. Инвестиции в реальный капитал - важная экономическая функция, потому что она делает возможным расширение и модернизацию производства.
Существуют различные факторы, в соответствии, с которыми предприятия подразделяются на группы. Наиболее существенны следующие факторы классификации:
- используемые ресурсы,
- отраслевая принадлежность.
- местоположение,
- размер предприятия,
- форма собственности,
- организационно-право ая форма,
В соответствии с особенностями используемых ресурсов предприятия делятся на:
- использующие в основном трудовые ресурсы (трудоемкие),
- интенсивно использующие средства производства (фондоемкие),
- интенсивно использующие материалы (материалоемкие).
Для трудоемких предприятий характерна высокая доля затрат на оплату труда в совокупных издержках производства. Эти предприятия, как правило, имеют высокую степень разделения труда. Разделение труда имеет позитивные и негативные последствия:
Преимущества:
- Использование способностей сотрудников
- Лучшее использование машин
- Использование преимуществ местоположения предприятия
- Повышение мастерства
- Рост производительности труда
- Увеличение дохода
Недостатки:
- Монотонная деятельность
- Отчужденность и потеря смысла
- Заболевания из-за односторонней загрузки
- Невысокая гибкость из-за узкой специализации
- Отсутствие интереса к результатам совместной деятельности
Негативные последствия специализации и разделения труда привели к появлению концепций гуманизации труда, ограничения разделения труда, обогащения содержания трудовой деятельности, работы в группах.
Фондоемкие предприятия имеют особенно большое количество средств производства. Значительная часть издержек производства представляет собой амортизационные отчисления, то есть определенную долю от цены средств производства, которая ежегодно списывается на себестоимость продукции. Технический прогресс ведет к специализации, механизации и автоматизации производства. Механизация предполагает замену ручного труда машинным. Автоматизация имеет место в случае использования вычислительной техники, для управления производственным процессом. При высокой степени механизации и автоматизации средств производства производственный процесс становится недостаточно гибким, возрастают издержки производства, и предприятие вынуждено решать проблему наиболее эффективного использования средств производства.
Материалоемкие предприятия имеют высокие объемы затрат ресурсов. Этим предприятиям приходится решать задачу эффективного использования ресурсов и экологических проблемы, связанные с утилизацией отходов производства.
В соответствии с отраслевой принадлежностью предприятия подразделяются на:
- промышленные предприятия, которые осуществляют добычу и переработку полезных ископаемых, и производство товаров,
- торговые предприятия, которые сами не производят товары, но выполняют дистрибьюторские функции, банки, которые собирают финансовые средства и предоставляют кредиты,
- транспортные предприятия, которые занимаются перевозками с использованием различных транспортных средств,
- страховые организации, которые осуществляют страхование от различных видов рисков, предприятия в сфере услуг, например, гостиницы, консалтинговые фирмы и другие.
Наиболее удобным местоположением является такое, когда обеспечивается максимально возможная прибыль и рентабельность производства при прочих равных условиях. При этом нельзя забывать экологический принцип деятельности предприятия.
Выбор места расположения предприятия определяется на основе следующих критериев:
- Ориентация на материалы - с целью снижения транспортных расходов на материалы, это особенно важно для материалоемких предприятий.
- Ориентация на трудовые ресурсы - учитываются два обстоятельства: количество трудовых ресурсов в регионе и цена рабочей силы.
- Ориентация на продажу товаров и налоги - в случаях, когда в разных регионах действуют различные системы налогообложения, финансовой поддержки, налоговой политики. Предприятие располагается там, где эти условия наиболее выгодны.
- Ориентация на транспортные средства - выбор такого места расположения, которое обеспечивает предприятию наиболее выгодные гарантированные транспортные услуги. Удобно располагать предприятия вблизи транспортных узлов: портов, аэропортов, автомагистралей.
- Ориентация па источники энергии, что особенно важно для энергоемких предприятий. Однако в настоящее время это имеет не такое значение, как раньше, благодаря более широкому использованию электроэнергии.
- Ориентация на окружающую среду имеет в последние годы все большее значение и делает невозможным строительство некоторых предприятий в определенных регионах из соображений экологической безопасности.
- Ориентация на потребителя особенно важна для торговых предприятий.
- Ориентация на особенности местности играет существенную роль для транспортных предприятий, которые должны учитывать особенности ландшафта и климата.
- Ориентация на зарубежных партнеров - в случаях, когда предприятие непосредственно связано с зарубежными поставщиками или заказчиками.
Предприятия могут быть отнесены к малым, средним или крупным в зависимости от следующих факторов: количество работников, годовой оборот, размер основною капитала, количество рабочих мест, затраты на оплату труда, использование исходных материалов.
По количеству работников выделяют:
- малые (до 50 человек);
- средние (50 - 500 человек);
- крупные (более 500 человек), в том числе особо крупные (более 1000 человек).
Также различают предприятия применительно к формам собственности (частные, государственные, муниципальные, кооперативные и прочие).
На сегодняшний день важным критерием различия предприятий стала принадлежность капитала. Выделяют национальные, иностранные, совместные предприятия.



Вопрос 1.2.
Диверсификация (позднелат. diversificatio - изменение, разнообразие, от лат. diversus - разный и facio - делаю), одна из форм концентрации капитала. Диверсифицируя своё производство, фирмы проникают в новые для себя отрасли и сферы, расширяют ассортимент товаров и постепенно превращаются в многоотраслевые комплексы.
Диверсификация производства - одновременное развитие многих не связанных друг с другом видов производства, расширение ассортимента производимых изделий в рамках одного предприятия, концерна и т.п. Диверсификация применяется с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды и предотвращения банкротства.
В основе диверсификации - стремление капиталистических фирм устоять в условиях неравномерного развития экономики: быстрого роста одних отраслей, упадка или стагнации (застоя) других. Наибольшее развитие процесс диверсификации получил начиная с середины 50-х гг. 20 в. В результате диверсификации фирмы, и в особенности монополии, приобретают многоотраслевой характер, они проникают прежде всего в новые, наиболее прибыльные отрасли, развивающиеся высокими темпами – электронику, химию. Компаниям выгодно идти по пути развития комбинированного производства – производить различные товары из одного и того же исходного сырья, что снижает расходы этих компаний, в частности и на исследования, которые часто приводят к изобретениям, далёким от специализации фирм. Перелив капиталов из менее доходных отраслей в более рентабельные происходит через дивесификацию, минуя традиционный рынок капитала. Функция учредительства постепенно переходит к фирмам, которые, диверсифицируя своё производство, пытаются застраховать себя от возможных неудач и банкротств, хотя начинания фирм часто кончаются неудачей. Процесс диверсификации ускоряется поглощениями отдельных, ранее независимых компаний
Концентрация производства, рост числа крупных предприятий и сосредоточение на них всё большей части имеющихся в обществе средств производства, рабочей силы и продукции. Концентрация капитала и производства - закон капитализма. При капитализме условием концентрации производства является концентрация капитала. Капиталист может расширять предприятие лишь по мере того, как в его руках скапливается всё больший капитал. Концентрация производства усиливает концентрацию и централизацию капитала. Крупные предприятия имеют преимущества перед мелкими как в сфере производства, так и в сфере обращения, поэтому у их владельцев норма прибыли всегда выше, чем у мелких предпринимателей, и они обладают большей конкурентоспособнос ью. Между концентрацией капитала и концентраций производства существует, т. о., сложная взаимосвязь. На рубеже 19-20 вв. концентрация капитала и производства привела к возникновению монополий. Господствующей формой капиталистических предприятий становится акционерное общество. При империализме происходит монополистическая концентрация, т. е. экономическое могущество всё больше сосредоточивается в руках крупнейших монополий. Исключительно высокой становится конкурентоспособнос ь монополий. Чем большим капиталом они обладают, тем выше степень эксплуатации ими рабочих и эффективность использования основных фондов, тем ниже в расчёте на единицу продукции расходы по продаже товаров и выше размеры прибыли. Монополии располагают обширной производственно-сбыто ой сетью не только внутри страны, но и за её пределами, что обеспечивает устойчивость роста их доходов. Прибыльность операций крупнейших монополий особенно велика, а чем больше прибыли получают монополии, тем больше у них возможностей и для её капитализации, и для поглощения своих менее сильных соперников. Капиталовложения в расчёте на одного рабочего на автоматизированном предприятии примерно в 10 раз больше, чем на неавтоматизированном. Владение результатами научно-исследователь ких работ, способность обеспечивать изменение номенклатуры продукции, диктуемое спросом, стали одним из главных средств конкурентной борьбы. Экономические преимущества монополистических фирм возрастают.
Мощным фактором концентрации производства стало государственное стимулирование. Объединяющиеся компании получают специальные государственные субсидии и скидки по налогам. Монополистическая концентрация усиливается милитаризацией экономики. Государство передаёт военные заказы главным образом крупнейшим военно-промышленным компаниям на исключительно выгодных для них условиях, что является источником нового роста монополистической концентрации. Ускорителем монополистической концентрации производства является международная конкуренция, развивающаяся в особенности в связи с империалистической интеграцией. Например, в рамках каждой из стран Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) монополии стараются консолидировать свои силы, чтобы противостоять конкуренции со стороны других стран - как участниц этих экономических группировок, так и не входящих в них. Происходят новые слияния, заключаются новые соглашения между монополиями. Кроме того, возникает необходимость в объединениях и соглашениях между монополиями разных стран ЕЭС и ЕАСТ. Всё это ведёт к повышению уровня всемирной концентрации капитала и производства.
Об уровне монополистической концентрации производства не всегда можно судить по данным о крупных производственных единицах, об их размерах и доле в совокупном производстве. Монополии иногда не стремятся доводить размеры своих предприятий до технологически возможного максимума. Им нужны оптимальные размеры производственных единиц. С ростом размеров последних снижаются издержки производства. Но норма прибыли зависит и от расходов по перевозке продукции к пунктам её реализации. В связи с этим наступает момент, когда для монополии становится выгоднее не увеличивать размеры имеющихся у неё предприятий, а строить новые, размещая их ближе к центрам сбыта. Поэтому не столько размеры отдельных производственных единиц, как бы они ни были велики, характеризуют уровень монополистической концентрации, сколько общий объём сконцентрированного в их руках производства, что определяется количеством предприятий, которыми владеет монополия. В США автомобильная компания "Дженерал моторс" имеет 125 основных предприятий, не считая многих подсобных производственных единиц. По данным за 1969, на предприятиях компании было занято 757 тыс. лиц наёмного труда, общий годовой оборот этих предприятий составил 22,8 млрд. доллара. Подобная централизация средств производства в руках крупнейших монополий, выводящая концентрацию далеко за пределы отдельных производственных единиц, довела этот процесс до небывало высокого уровня.
С концентрацией и централизацией капитала и производства всё более углубляются основное противоречие капитализма и весь комплекс характеризующих его противоречий. Складывается широкая антимонополистическа коалиция. Растут материальные предпосылки социализма, развиваются социально-политическ е условия новых социалистических революций.
Централизация производства - увеличение масштабов производства на основе объективного процесса развития производительных сил.


Вопрос 1.3.
Доход – итог хозяйственной деятельности, основа социально-экономичес ого благосостояния хозяйствующего субъекта. Доход – есть денежный эквивалент произведенной и реализованной продукции, первичная форма реализации собственности, экономической ответственности предпринимателя перед «экономической средой». Валовой доход фирмы – это поток денежных поступлений за определенный период. Превалирующую часть такого дохода образует выручка от продажи товаров и услуг, поэтому в экономической теории выручку от продажи товаров и услуг рассматривают как валовой доход фирмы. В общественном секторе плановой экономики использовались категории чистого и хозрасчетного дохода. Чистый доход – это выручка за вычетом материальных затрат и затрат на заработную плату. Хозрасчетный доход состоит из заработной платы и прибыли.
Валовой доход состоит из выручки от реализации продукции и внереализационных доходов – денежных средств, полученных от непроизводственных операций (проценты по вкладам; дивиденды; полученные пени, штрафы (за вычетом уплаченных); доходы от ценных бумаг, валютных операций и др.).
Предпринимательский доход – это часть дохода промышленника за минусом процента за взятый в ссуду капитал. Он включает, во-первых, нормальную прибыль – вознаграждение предпринимателю за удержание его в данной сфере деятельности (нормальная прибыль входит во внутренние издержки фирмы). Во-вторых, предпринимательский доход включает и доход сверх нормальной прибыли, то есть экономическую (чистую) прибыль.
Через доход фирма стремится активно уловить в свою пользу «доллар покупателя», что позволяет ускорить движение оборотного капитала, своевременно возобновлять фонды оплаты труда, амортизационных отчислений, сохранять рабочие места и вовремя выплачивать зарплату персоналу, оплачивать различные счета поставщиков. Увеличение массы дохода не в последнюю очередь свидетельствует о возрастании загрузки производственных мощностей. Получение дохода свидетельствует о реализации продукции, целесообразности производственных затрат, об общественном признании потребительских свойств продукта. Наоборот, отказ от оплаты счета, отсутствие спроса и затоваривание, трудности в подборе партнеров для совместного осуществления маневра, финансовых проектов и т.п. негативно отражаются на доходной части предпринимателя.
В экономической теории различают общий, средний и предельный доход. Общий (валовой) доход TR есть общая сумма денежной выручки, полученная фирмой в результате реализации произведенной ею продукции. Он равен цене товара, умноженной на количество проданных единиц:
TR= P•Q;
где Р – цена единицы товара;
Q – количество проданных единиц товара.
Как видим, величина общего дохода при прочих равных условиях зависит от объема выпуска и цен реализации.
Средний доход AR – это величина денежной выручки, приходящаяся на единицу реализованной продукции. Он определяется как частное от деления общего дохода на количество единиц реализованного блага:
AR= = = Р.
Расчет среднего дохода обычно применяют при изменяющихся ценах в течение какого-то временного интервала или в тех случаях, когда ассортимент выпускаемой фирмой продукции состоит или множества товаров или услуг.
Предельный доход MR есть приращение общего дохода за счет выпуска и продажи дополнительной единицы продукции. Он может быть подсчитан для любого изменения объема выпуска продукции следующим образом:
MR = ,
где TR – прирост валового дохода в результате реализации дополнительной единицы продукции;
- прирост объема производства и реализации на единицу продукции.
В условиях совершенно конкурентного рынка, где на цену не влияет количество единиц продукции, выпускаемой фирмой, предельный доход будет равен цене единицы продукции (MP=P), так как , поэтому
MR= .
Прибыль- это денежное выражение денежных накоплений, создаваемых предприятиями. Как экономическая категория она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятий. Прибыль является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства.[3.с.96
Прибыль – один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности фирмы. За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономичес ому развитию, увеличению фонда оплаты труда.
Прибыль является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей предприятий, но приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов.
Конечным финансовым результатом хозяйственной деятельности предприятия является балансовая прибыль. Балансовая прибыль – это сумма прибылей (убытков) предприятия, как от реализации продукции, так и доходов (убытков), не связанных с ее производством и реализацией. Под реализацией продукции понимается не только продажа произведенных товаров, имеющих натурально-веществен ую форму, но и выполнение работ, оказание услуг. Балансовая прибыль как конечный финансовый результат выявляется на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций предприятия и оценки статей баланса. Использование термина «балансовая прибыль» связано с тем, что конечный финансовый результат работы предприятия отражается в его балансе, составляемом по итогам квартала, года.
Балансовая прибыль включает три укрупненных элемента: прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг; прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия; финансовые результаты от внереализационных операций.
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) характеризует чистый доход, созданный на предприятии. Остальные элементы балансовой прибыли отражают в основном перераспределение ранее созданных доходов.
Цель предпринимательской деятельности — не только получение прибыли, но и обеспечение высокой рентабельности хозяйственной деятельности. В отличие от абсолютного показателя прибыли, рентабельность – относительный показатель и показывает степень доходности предприятия. Рентабельность отражает уровень прибыльности относительно определенной базы. Предприятие рентабельно, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли
Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент инвестиционной политике и ценообразовании.
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
    показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов;
    показатели, характеризующие рентабельность продаж;
    показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.
Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.
Рентабельность производства - экономический показатель эффективности производства, измеряемый отношением балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств. Рентабельность производства характеризует эффективность использования предприятием производственных ресурсов.
Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) исчисляется путем отношения балансовой или чистой прибыли к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции:
Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.
Рентабельность продукции - отношение прибыли от реализации продукции к затратам, понесенным на ее производство и распределение.
Рентабельность продаж рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли на сумму полученной выручки. Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.
Рентабельность инвестиций - показатель эффективности инвестиций; чистая прибыль, деленная на объем инвестиций. Иногда рентабельность инвестиций определяется как отношение чистой прибыли к сумме акционерного капитала и долгосрочного долга.
Рентабельность (доходность) капитала исчисляется отношением балансовой (чистой) прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, основного, оборотного, производственного капитала и т.д.
Коэффициент рентабельности продаж - Return on sales
Демонстрирует долю чистой прибыли в объеме продаж предприятия. Главный и наиболее частоупоминаемый показатель рентабельности. Расчитывается по формуле:
ROS = ( чистая прибыль / чистый объем продаж ) * 100%
Коэффициент рентабельности собственного капитала - Return on shareholder's equity
Главный показатель для стратегических инвесторов. Позволяет определить эффективность использования капитала, инвестированного собственниками предприятия. Обычно этот показатель сравнивают с возможным альтернативным вложением средств в акции других предприятий. Расчитывается по формуле:
ROЕ = ( чистая прибыль / собственный капитал ) * 100%
Коэффициент рентабельности активов предприятия - Return on current assets
Коэффициент рентабельности активов показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли заработала каждая единица активов. Показатель рентабельности собственного капитала характеризует эффективность работы финансовых менеджеров компании и специалистов в области управленческого учета. Расчитывается по формуле:
ROA = ( чистая прибыль / активы предприятия ) * 100%
Коэффициент рентабельности инвестиций - Return on investment
Показывает, сколько денежных единиц потребовалось предприятию для получения одной денежной единицы прибыли. Этот показатель является одним из наиболее важных индикаторов конкурентоспособност и инвестиционной привлекательности. Расчитывается по формуле:
ROA = ( чистая прибыль / собственный капитал + долгосрочные обязательства ) * 100%




Вопрос 1.4.
Каждая производственная единица (предприятие) любого общества стремится к получению возможно большего дохода от своей деятельности. Любое предприятие старается не только продать свой товар по выгодной высокой цене, но и сократить свои затраты на производство и реализацию продукции. Если первый источник увеличения доходов предприятия во многом зависит от внешних условий деятельности предприятия, то второй - практически исключительно от самого предприятия, точнее, от степени эффективности организации процесса производства и последующей реализации произведенных товаров.
Многие экономисты внесли существенный вклад в изучение издержек. Например, теория издержек К.Маркса основывается на двух принципиальных категориях - издержки производства и издержки обращения. Под издержками производства понимаются затраты на зарплату, сырье и материалы, сюда же входят амортизация средств труда и т.д. Издержки производства представляют собой расходы на производство, которые должны понести организаторы предприятия с целью создания товаров и последующего получения прибыли. В стоимости единицы товара, издержки производства составляют одну из двух ее частей. Издержки производства меньше стоимости товара на величину прибыли.
Категория издержки обращения связана с процессом реализации товаров. Дополнительными издержками обращения являются издержки на упаковку, сортировку, транспортировку и хранение товаров. Этот вид издержек обращения близок к издержкам производства и, входя в стоимость товара, увеличивает последнюю. Дополнительные издержки возмещаются после продажи товаров из полученной суммы выручки. Чистые издержки обращения - издержки на торговлю (зарплата продавцов и т.д.), маркетинг (изучение потребительского спроса), рекламу, затраты на оплату персонала штаб-квартиры и т.д. Чистые издержки не увеличивают стоимости товаров, а возмещаются после продажи из прибыли, созданной в процессе производства товаров.
Говоря об издержках производства и обращения, К.Маркс рассматривал процесс формирования издержек непосредственно по их основным элементам в производственном процессе. Он абстрагировался от проблемы колебания цен вокруг стоимости. Кроме того, в двадцатом веке появилась необходимость определить изменения издержек в зависимости от количества производимой продукции.
Современные концепции издержек, разработанные экономистами Запада, во многом учитывают оба вышеотмеченных момента. В центре классификации издержек - взаимосвязь между объемом производства и издержками, ценой на данный вид товаров. Издержки делятся на не зависящие и зависящие от объема производимой продукции.
Постоянные издержки не зависят от величины производства, существют и при нулевом объеме производства. Это предшествующие обязательства предприятия (проценты по займам и др.), налоги, амортизационные отчисления, оплата охраны, арендная плата, расходы на обслуживание оборудования при нулевом объеме производства, зарплата управленческого персонала и т.д. В свою очередь, постоянные издержки подразделяются на две группы: остаточные и стартовые. К остаточным относится та часть постоянных издержек, которые продолжает нести предприятие, несмотря на то, что производство и реализация продукции на какое-то время полностью остановлены.
К стартовым относится та часть постоянных издержек, которые возникают с возобновлением производства и реализации продукции. Между остаточными и стартовыми издержками не существует четкого разграничения. На решение вопроса о том, к какой группе постоянных издержек относить те или иные расходы, влияет срок, на который приостановлены производство и реализация продукции. Чем длиннее период остановки хозяйственной деятельности, тем меньше величина остаточных издержек, так как при этом возрастают возможности освободиться от отдельных видов расходов или сократить их (например, договоров об аренде помещений, контрактов о найме на работу отдельных категорий работников и др.). В определенном диапазоне выпуска общая сумма этих издержек остается практически неизменной (рис. 1.4.1а).
Что касается средних постоянных издержек (на единицу продукции), они снижаются с ростом объема производства и увеличиваются при его снижении (рис. 1.4.1 б).



Рис. 1.4.1 Зависимость постоянных (ПОИ) издержек (а) и средних постоянных (СПОИ) издержек (б) от изменения объема производства.

Переменные издержки зависят от количества производимой продукции, складываются из затрат на сырье, материалы, зарплату рабочим и т.д.
Это издержки, общая величина которых на данный период непосредственно зависит от объема производства и реализации продукции, а также от структуры издержек при производстве и реализации нескольких видов продукции. Сюда входят расходы на приобретение сырья, материалов, топлива, энергии, требуемых для производства продукции, оплата рабочей силы и т.п.
Сумма постоянных и переменных издержек образует валовые издержки - сумму денежных расходов на производство определенного вида продукции. Для измерения издержек на производство единицы продукции используются категории средних, средних постоянных и средних переменных издержек. Средние издержки равны частному от деления валовых издержек на количество произведенной продукции. Средние постоянные издержки определяются делением постоянных издержек на количество произведенной продукции. Средние переменные издержки образуются делением переменных издержек на количество произведенной продукции.
К переменным обычно относят затраты на сырье и материалы, топливо, энергию, транспортные услуги, часть трудовых ресурсов, т.е. те издержки, уровень которых изменяется с изменением объема производства (рис. 1.4.2 а).


Рис. 1.4.2 Зависимость переменных (ПИ) издержек (а) и средних переменных (СПИ) издержек (б) от изменения объема производства.

Однако, если рассмотреть средние переменные издержки (издержки на единицу продукции), можно заметить, что их уровень остается примерно одинаковым при различных объемах производства. На единицу продукции расходуется примерно одинаковое количество сырья, электроэнергии и т.д. (рис. 1.4.2 б).
Сумма постоянных и переменных издержек составляет валовые издержки предприятия. С увеличением объема производства и реализации продукции валовые издержки на единицу продукции снижаются за счет снижения постоянных расходов.
Вопрос 1.5.
Основные фонды промышленного предприятия объединения) представляют собой совокупность материально-веществе ных ценностей, созданных общественным трудом, длительно участвующих в процессе производства в неизменной натуральной форме и переносящие свою стоимость на изготовленную продукцию по частям по мере износа.
Существует несколько классификаций основных фондов.
В зависимости от характера участие основных фондов в сфере материального производства они подразделяются на:
- производственные основные фонды функционируют в
и т.д.................


Смотреть работу подробнее



Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.