Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
контрольная работа Оперативно-розыскная профилактика рецидивной и пенитенциарной преступности
Информация:
Тип работы: контрольная работа.
Добавлен: 13.10.2012.
Год: 2010.
Страниц: 10.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
по дисциплине
«Организация борьбы с традициями преступной
среды в местах лишения свободы»
Тема
«Оперативно-розыскна профилактика
рецидивной и пенитенциарной преступности»
Выполнил:
слушатель 6 курса
Иванов
Виталий Борисович
Содержание
Введение………………3
Характеристика
рецидивной преступности……….6
Особенности
борьбы с рецидивной преступностью………..10
Критерии
оценки эффективности мероприятий по
профилактике рецидивной преступности………27
Заключение……………29
Литература…………….30
ВВЕДЕНИЕ
Преступность
в экстремальных ситуациях представляет
собой сложную совокупность преступлений,
совершаемых умышленно или неосторожно
в экстремальных ситуациях, вызываемых
природными, техногенными либо социальными
факторами.
Под
экстремальной ситуацией понимается
состояние среды, вызываемое явлениями
и факторами природного, техногенного
или социального характера, которые резко
нарушают нормальные условия жизни населения,
общественную безопасность и общественный
порядок в регионе, нескольких регионах
либо в стране в целом. Такая ситуация
сопровождается труднопредсказуемыми
тяжкими последствиями, часто по своему
характеру являющимися общественным бедствием,
существенно изменяет степень общественной
опасности преступлений, качественно
осложняет всю правоохранительную и профилактическую
деятельность.
Заметно
увеличилось количество ошибок, допускаемых
сотрудниками правоохранительных органов,
недостатков в их деятельности и деятельности
судов, просчетов в уголовной политике,
снизилась эффективность функционирования
уголовно-исполнител ной системы. Несвоевременное
реагирование на совершенные преступления,
слабое закрепление доказательств, ошибки
в избрании мер пресечения, нарушения
сроков расследования и требований закона
о всестороннем и полном исследовании
обстоятельств во многом способствовали
росту числа лиц, совершивших повторные
преступления в период производства следствия
по делу о предыдущем преступлении. Допускались
ошибки в применении института условно-досрочного
освобождения. В результате удельный вес
рецидивистов, совершивших новые преступления
после условно-досрочного освобождения,
в общем, числе рецидивистов с 1997 по 2003
г. увеличился с 2,2 до 3,7%.
Система
наказаний оценивается многими
специалистами как несостоятельная
в новых социально-экономичес их условиях.
Криминологически
значимо ухудшение финансового,
материально-техниче кого, кадрового
и коммунально-бытового состояния исправительных
учреждений, наличие значительного контингента
осужденных, не занятых трудом, повышение
их криминогенно, а также рост числа всевозможных
нарушений законности со стороны персонала,
не готового к трудностям современного
этапа развития уголовно-исполнитель ой
системы.
Ухудшение
нравственно-психолог ческих характеристик
современных преступников слабо учитывалось
при проведении амнистий. В результате
этого с 1999 по 2003 г. почти в три раза вырос
удельный вес лиц, повторно совершивших
преступления после применения к ним амнистии
(с 3,1 до 8,9%). Их удельный вес в общем числе
рецидивистов с 1993 по 2003 г. увеличился
с 3,5 до 4,3%. В результате этого в настоящее
время почти полторы тысячи рецидивистов,
скрывшихся от следствия и суда, объявлены
в розыск. Предусмотренная прежним законодательством
отсрочка исполнения приговора нередко
применялась ошибочно к лицам, ранее судимым,
отрицательно характеризующимся по месту
работы и жительства. Выявлены также случаи
необоснованного применения к лицам, неоднократно
судимым, наказаний в виде исправительных
работ. Гуманизация уголовной юстиции,
противоречащая количественным и качественным
характеристикам преступности, способствует
тому, что значительное число лиц, совершивших
преступления, освобождается от уголовной
ответственности на разных стадиях уголовного
процесса, а наказание в виде лишения свободы
становится все более «исключительной»
мерой, применяемой к злостным преступникам,
совершившим тяжкие преступления. В результате
этого резко изменился к худшему состав
осужденных, отбывающих наказания в уголовно-исполнитель ых
учреждениях.
Рост
числа осужденных и недостаток бюджетных
средств на их содержание приводят
к нарушению ряда требований закона: о
надлежащем их размещении; материальном
и медицинском обеспечении; об организации
их полной трудовой занятости; о необходимой
изоляции; режиме содержания и т. д. В исполнительные
учреждения проникают спиртные напитки,
наркотики, деньги и прочие запрещенные
вещи, что в значительной мере связано
с участившимися правонарушениями работников
уголовно-исполнител ной системы.
В
тяжелой криминальной обстановке работа
правоохранительных органов осложняется
несовершенством действующего законодательства,
его несоответствием новым политическим
и экономическим реалиям, а также постоянно
возникающими коллизиями между действующими
и вновь принимаемыми законами.
Кроме
того, была разрушена система социального
контроля и социальной помощи лицам,
требующим повышенного профилактического
внимания, и особенно лицам, отбывшим наказания,
связанные с лишением свободы. Даже административный
надзор, устанавливаемый за определенной
категорией лиц, отбывших наказания, в
последние годы в России, после
отмены
уголовной ответственности за его
злостное нарушение, утратил свою действенность
и приобрел во многих отношениях чисто
формальный характер.
Борьба
с рецидивной преступностью так
же многоаспектная, как и ее причины.
Причинный комплекс, порождающий рецидивную
преступность, необходимо учитывать при
определении стратегии и тактики борьбы
с ней, разработке новых путей и средств
решения задач ее предупреждения. Он меняется,
как меняется и рецидивная преступность.
Поэтому борьба с последней начинается
с информационно-аналити еской деятельности
— анализа рецидивной преступности, ее
причин и условий.
Характеристика
рецидивной преступности
Методика
анализа рецидивной преступности предполагает
изучение как количественных, так и качественных
ее характеристик. Общепринятые подходы
к такому изучению связаны прежде всего
с анализом и оценкой уровня рецидивной
преступности. С криминологической точки
зрения он определяется количеством преступлений,
совершенных лицами, ранее совершавшими
преступления, и числом таких лиц. Выявляется
динамика преступности по определенным
периодам (десятилетиям, пятилетиям, отдельным
годам), ее характеристики в регионах.
Анализ
предполагает расчет удельного веса
(доли) рецидивной преступности в общем
числе зарегистрированных преступлений,
дела о которых закончены производством
в отчетном периоде, и доли в общем числе
выявленных преступников тех, кто ранее
совершал преступления. Показатель соотношения
первичной и рецидивной преступности
является важнейшим фактором, характеризующим
преступность того или иного периода в
том или ином регионе. Методика его расчета
дана в криминологической литературе.
Оценка
уровня и криминальной активности рецидивной
преступности предполагает расчет коэффициентов
рецидивной преступности по фактам и по
лицам, определяемым числом рецидивистов
(в криминологическом понимании), приходящихся
на 100 или 10 тыс. жителей в зависимости
от величины соответствующего региона.
Коэффициент рецидивной преступности
показывает уровень «пораженно» рецидивной
преступностью того или иного региона
и служит в основном для сравнения регионов
с разным количеством населения. Наибольшее
криминологическое значение имеет специальный
коэффициент рецидивной преступности,
рассчитанный на соответствующее число
лишь тех жителей, которые были ранее судимы.
Но в регионах России можно было получить
данные только о числе проживающих там
ранее судимых лиц с неснятой и непогашенной
судимостью.
При
изучении криминологической характеристики
рецидивной преступности наряду с анализом
уголовной и судебной статистики осуществляется
изучение уголовных дел, проводятся опросы,
используются иные методы специальных
криминологических исследований.
Источники
информации разнообразны. Условно их
можно разделить на три группы.
Первая
группа — статистическая, включает
в себя статистические отчеты о преступлениях,
совершенных лицами, ранее совершавшими
преступления (форма № 1 МВД РФ); о лицах,
ранее совершавших преступления (форма
№ 2 и форма «Р» МВД РФ)1; об осужденных,
ранее судимых (форма № 11 МЮ РФ), и некоторые
другие. При анализе статистической отчетности
необходимо иметь в виду латентность рецидивной
преступности.
Вторая
группа источников информации связана
в основном с изучением материалов
уголовных дел, различных справок и обобщений,
подготовленных работниками правоохранительных
органов, и других документов, касающихся
борьбы с преступностью.
Третья
группа — результаты опросов (проведения
анкетирования и интервью). Достоинство
этой группы — максимально широкий и разнообразный
охват изучаемой проблемы; недостаток
— элемент субъективизма в оценках опрашиваемых.
Оптимально
сочетание всех трех источников информации.
В
борьбе с рецидивной преступностью
первостепенное значение имеет общее
оздоровление обстановки в стране и государственная
антикриминальная политика. Поскольку
рецидивная преступность является социальным
явлением, получившим уголовно-правовую
оценку, очень важную роль в борьбе с такой
преступностью играет законодательство.
Целям
предупреждения рецидивной преступности
служит рациональная система назначения
и исполнения наказаний. Новый УК РФ смягчил
положение рецидивистов — вопреки мнению
многих криминологов.
Важно
иметь в виду сопоставимость получаемых
статистических и иных данных. В частности,
то, что понятия «опасный» и «особо опасный
рецидивист» были исключены из УК РФ и
отнесены не к лицу, а к деянию. При признании
рецидива преступлений перестал учитываться
целый ряд предыдущих преступлений, совершенных
в несовершеннолетнем возрасте, небольшой
тяжести и др.
Были
сужены основания признания рецидива
опасным и особо опасным, что влияет
на снижение такового в общей структуре
легального (уголовно-правового) рецидива,
смягчает общее карательное воздействие
на лиц, ранее совершавших преступления.
При этом в законодательстве не закреплены
такие важные особые характеристики рецидивной
преступности, как многократный и однородный
(специальный) рецидив, которые наряду
с другими его характеристиками (опасным
и особо опасным) расширили бы возможности
индивидуализации ответственности.
Оптимизация
системы назначения и исполнения
наказаний весьма значима. Наказание
для достижения своих целей должно быть
максимально индивидуализированным учитывающим
все личностные особенности и характер
содеянного. Нельзя приговаривать к лишению
свободы всех без разбора, особенно тех,
кого не следует изолировать от общества,
как нельзя и не применять достаточно
строгих мер к рецидивистам — это делает
борьбу с рецидивом с помощью уголовно-правовых
мер особенно трудной.
Данная
проблема еще больше осложняется
в условиях, когда правоохранительная
система переживает экономические, организационные
и нравственные потрясения, испытывает
на себе все большее давление криминального
мира. Вместе с тем необходимо максимально
использовать имеющуюся правовую базу
уголовно-исполнител ного законодательства,
воспринявшего основные принципы обращения
с осужденными, закрепленные в международных
правовых актах.
Мощный
отток квалифицированных кадров
из правоохранительных органов в предпринимательские
структуры и рост штатной неукомплектованности
первых привели к тому, что растущему профессионализму
рецидивистов противопоставлен снижающийся
профессионализм сотрудников правоохранительных
органов, судей. В результате увеличилось
число ошибок, допускавшихся при избрании
мер пресечения: ранее судимые лица, совершившие
преступления, не брались под стражу либо
содержание под стражей заменялось на
иную меру пресечения. Наказание назначалось
неоднократно судимым без учета степени
их социальной запущенности, характера
прежних судимостей.
Особенности
борьбы с рецидивной
преступностью
Вероятность
совершения рецидивных преступлений после
отбытия наказаний, особенно связанных
с лишением свободы, снижается с повышением
возможностей активного включения в нормальную
социальную жизнь общества, восстановления
прерванных полезных связей. Этот процесс
в теории называют ресоциализацией, социальной
реабилитацией или социальной адаптацией.
Он связан в основном с закреплением результатов
исправления осужденных с помощью, с одной
стороны, определенных правоограничений,
а с другой — взаимодействия различных
органов, осуществляющих профилактику,
бытовое устройство таких лиц.
Помощь
осужденным, освобождаемым от отбывания
наказания, и контроль за ними — как основные
специально-профилак ические меры предупреждения
рецидива преступлений — предусмотрены
современным уголовно-исполнитель ым
законодательством. Этому, в частности,
посвящена гл. 22 Уголовно-исполнитель ого
кодекса Российской Федерации. Статья
180 «Обязанности администрации учреждений,
исполняющих наказания, по содействию
в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых
осужденных» УИК РФ предусматривает следующее:
«1. Не позднее чем за два месяца до истечения
срока ареста либо за шесть месяцев до
истечения срока ограничения свободы
или лишения свободы, а в отношении осужденных
к лишению свободы на срок до шести месяцев
— после вступления приговора в законную
силу администрация учреждения, исполняющего
наказание, уведомляет органы местного
самоуправления и федеральную службу
занятости по избранному осужденным месту
жительства о его предстоящем освобождении,
наличии у него жилья, его трудоспособности
и имеющихся специальностях (в ред. Федерального
закона от 8 декабря 2003 г. № 161-ФЗ). 2. С осужденным
проводится воспитательная работа в целях
подготовки его к освобождению, осужденному
разъясняются его права и обязанности.
3. Осужденные, являющиеся инвалидами первой
или второй группы, а также осужденные
мужчины старше 60 лет и осужденные женщины
старше 55 лет по их просьбе и представлению
администрации учреждения, исполняющего
наказание, направляются органами социальной
защиты в дома инвалидов и престарелых».
В
соответствии со ст. 181 «Оказание помощи
осужденным, освобождаемым от отбывания
наказания» УИК РФ администрация оказывает
следующую помощь:
1.
Осужденным, освобождаемым от ограничения
свободы, ареста или лишения свободы на
определенный срок, обеспечивается бесплатный
проезд к месту жительства, они обеспечиваются
продуктами питания или деньгами на время
проезда в порядке, устанавливаемом Правительством
Российской Федерации.
2.
При отсутствии необходимой по
сезону одежды или средств на ее приобретение
осужденные, освобождаемые из мест лишения
свободы, обеспечиваются одеждой за счет
государства. Им может быть выдано единовременное
денежное пособие в размере, устанавливаемом
Правительством Российской Федерации.
3.
Обеспечение продуктами питания,
одеждой, выдача единовременного денежного
пособия, а также оплата проезда освобождаемых
осужденных производятся администрацией
учреждения, исполняющего наказание.
4.
При освобождении от отбывания ограничения
свободы, ареста или лишения свободы осужденных,
нуждающихся по состоянию здоровья в постороннем
уходе, осужденных беременных женщин и
осужденных женщин, имеющих малолетних
детей, а также несовершеннолетних осужденных
администрация учреждения, исполняющего
наказание, заблаговременно ставит в известность
об их освобождении родственников
либо иных лиц.
5.
Осужденные, указанные в части
четвертой настоящей статьи, освобождаемые
из исправительных учреждений, а также
несовершеннолетние осужденные в возрасте
до 16 лет направляются к месту жительства
в сопровождении родственников или иных
лиц либо работающих на исправительного
учреждения.
Статья
182 «Права освобождаемых осужденных
на трудовое и бытовое устройство
и другие виды социальной помощи» УИК
РФ предусматривает, что освобожденные
осужденные имеют право на трудовое и
бытовое устройство и получение других
видов социальной помощи в соответствии
с законодательством Российской Федерации.
Трудоустройством
осужденных в настоящее время занимаются
центры занятости населения. Что касается
бытового устройства, то следует иметь
в виду, что после отмены существовавших
ранее ограничений в прописке возможность
последней в настоящее время определяется
наличием жилья и согласием родственников.
Наряду с этим существуют некоторые возможности
устройства в общежитие, поднайма жилья
и др. Отмена в 1990 г. в России ограничений
в прописке лиц, освобожденных из колоний
и тюрем, оказала положительное воздействие
на процесс адаптации целого ряда лиц,
отбывших наказание. Однако эта мера не
могла помочь восстановлению жилищных
прав многим, ранее утратившим жилье.
В
связи с наличием безработицы
в стране возникли новые дополнительные
сложности трудоустройства. Они могут
преодолеваться с помощью частного сектора
экономики, способного трудоустроить
значительную часть лиц, освободившихся
после отбытия наказания. Однако при этом
возникает опасность внедрения в экономику
криминальных методов хозяйствования.
Эта и многие другие проблемы требуют
своего оптимального решения. В указанных
условиях особую актуальность приобретает
принятие федерального закона о социальной
адаптации лиц, отбывших уголовное наказание,
предусматривающего различные формы социальной
помощи таким лицам. Это может быть, например,
введение экономического стимулирования
предприятий и организаций, принявших
на работу лиц, освобожденных из уголовно-исполнитель ых
учреждений, возложение на службу занятости
задач трудоустройства названных лиц,
информирование их о вакантных рабочих
местах и др.
Крайне
важно также создание в каждом
регионе страны центров социальной
помощи и реабилитации, включающих социально-психологич скую
и наркологическую службы.
Социальная
помощь лицам, отбывшим наказание, сочетающаяся
с оптимальным социальным контролем
за их поведением, вот два основных
условия их успешной социальной адаптации.
Что
касается социального контроля, то
важную роль в постпенитенциарном воздействии
на осужденных после их освобождения играет
административный надзор, являющийся
одним из видов социального контроля.
Содержание его связано с рядом правоограничений
для лиц, в отношении которых он устанавливается,
например, запрет выезда в другие регионы,
выхода из дома после определенного времени,
посещения некоторых мест; обязанность
периодически регистрироваться в органах
внутренних дел и др.
Надзорные
ограничения применяются строго
индивидуально, полностью или частично,
в разных сочетаниях, по-разному в зависимости
от тех или иных условий. При этом избыточные
или, напротив, недостаточные ограничения
могут снижать эффективность административного
надзора.
Усиление
социального контроля и социальной
помощи ранее судимым лицам связано
с совершенствованием имеющихся
и разработкой новых форм и
методов индивидуальной профилактической
работы с ними. Основная роль здесь принадлежит
взаимодействию правоохранительных и
других организаций. Например, большую
пользу в решении вопросов бытового и
трудового устройства таких лиц, еще до
истечения срока их освобождения, могло
бы оказать взаимодействие администрации
учреждения, где лицо отбывает наказание,
с органами внутренних дел по месту его
жительства, заинтересованными государственными
и негосударственными службами.
Криминологическое
изучение личности и проблемной жизненной
ситуации конкретной группы неоднократно
судимых лиц показало, что на протяжении
20 лет на путь исправления встали и вернулись
к нормальной жизни только те немногие
из них, кто почувствовал неформальное,
активное и заинтересованное участие
в их судьбе со стороны отдельных сотрудников
милиции, руководителей предприятий, на
которых они работали до осуждения, а также
членов семьи. Названным лицам была оказана
своевременная помощь в устройстве на
прежнюю работу, переходе на другую работу,
в приобретении специальности, получении
жилья и т. д. Такие случаи неформального
отношения к судьбе лиц, пытающихся начать
нормальную жизнь, крайне редко встречаются
в практике индивидуальной профилактической
работы. В основном такая работа носит
весьма формальный характер.
В
новых условиях требуется создание
системы профилактики, построенной на
закрепленных в Конституции РФ и международных
правовых документах принципах. При этом
ориентироваться только на уголовно-правовой
(легальный) рецидив при анализе преступности
и борьбе с ней означало бы упустить возможность
профилактического воздействия на всех
лиц, характеризующихся криминальным
поведением, способных вновь и вновь избирать
незаконный путь решения своих проблем.
При организации предупреждения преступности
таких лиц следовало бы использовать фактор
материальной и другой заинтересованности
субъектов профилактики в результатах
своего труда, по-новому преобразующий
прежние институты, доказавшие свою полезность
и эффективность.
Возможны
два подхода к организации
борьбы с рецидивной преступностью:
1)
включение в общую программу
борьбы с преступностью раздела,
посвященного борьбе с рецидивной преступностью;
2)
разработка специального плана,
программы с конкретной целью
воздействия на рецидивную преступность.
Достоинствами
первого подхода являются, во-первых,
комплексное отношение к проблеме рецидивной
преступности, тесно связанной с другими
криминологическими проблемами;
во-вторых,
более широкие возможности координации
и взаимодействия различных субъектов
профилактики, в том числе не занятых непосредственно
решением проблемы рецидивной преступности.
Преимущество второго подхода заключается
в возможностях максимальной конкретизации
и детализации разрабатываемых мер, отсутствующих,
как правило, в общих программах из-за
опасения их безмерного разрастания.
Целесообразным
представляется сочетание этих двух
подходов, предусматривающих:
1)
разработку новых форм и методов индивидуальной
профилактики;
2)
меры по улучшению взаимодействия
уголовно-исполнител ных учреждений с
региональными органами внутренних дел;
3)
усиление социального контроля
за ранее судимыми лицами, а
также отбывающими наказания, не
связанные с лишением свободы;
4)
повышение эффективности административного
надзора;
5)
оказание социальной помощи лицам,
нуждающимся в ней после отбытия наказания;
6)
меры по совершенствованию информационного
обеспечения борьбы с рецидивной преступностью;
7)
усиление внимания к выявлению
и анализу причин и условий,
способствующих рецидивной преступности,
в том числе данных, характеризующих личность
осужденного;
8)
правовые и медицинские меры
по борьбе с пьянством, алкоголизмом,
наркоманией среди осужденных и лиц, отбывших
наказание.
Данные
меры должны быть систематизированы
и максимально конкретизированы применительно
к различным контингентам рецидивистов.
Между тем, как свидетельствуют результаты
выборочного изучения планов работы горрайорганов
внутренних дел, проведенного автором
в ряде регионов, две трети этих планов
содержат общие мероприятия по борьбе
с рецидивной преступностью, которые носят
призывной характер и отражают лишь повседневную
деятельность работников милиции, регламентированную
приказами и указаниями МВД России, а ни
в коей мере не охватывают всей совокупности
мер по борьбе с рецидивной преступностью.
Подлинно
комплексное планирование мер борьбы
с данным явлением обеспечивает необходимые
условия для координации деятельности
всех служб правоохранительных органов,
общественных формирований и трудовых
коллективов.
Соблюдение
указанных требований при планировании
борьбы с рецидивной преступностью позволяет
наиболее эффективно и планомерно вести
борьбу с рецидивом, добиваться наилучших
результатов в достижении поставленных
целей на определенный период.)
2.
Виды и содержание мероприятий
по профилактике рецидивной преступности.
Роль штабных аппаратов в их разработке
Вопросы борьбы с рецидивной преступностью
зачастую планируются и входят составной
частью в общие планы органов внутренних
дел и, в основном, в раздел мероприятий
по охране общественного порядка и борьбы
с преступностью.
При
этом в ряде случаев даже при значительном
удельном весе уголовного рецидива в структуре
преступности мероприятия по борьбе с
данным явлением не находят достаточного
отражения.
Такая
практика планирования не обеспечивает
преемственности в работе аппаратов милиции,
уголовно-исполнител ных учреждений и
трудовых коллективов по перевоспитанию
лиц, совершающих преступления, не отвечает
возрастающим требованиям со стороны
законодательных и исполнительных органов
по борьбе с преступностью в нашей стране
и, в частности, рецидивной преступностью.
Таким
образом, мероприятия по борьбе с
рецидивной преступностью, планируемые
органами милиции, органами, исполняющими
наказания, и другими государственными
органами, должны соответствовать планам
социально-экономиче кого развития и
комплексным планам профилактики правонарушений.
Причем, в комплексных планах мероприятия
по предупреждению рецидивной преступности
должны быть сосредоточены в специальных
разделах.
На
основании плана социально-экономического
развития и комплексного плана штабами
УВД краев, областей, МВД республик определяются
специальные мероприятия по борьбе с рецидивной
преступностью, в которых предусматривается
преемственность в работе аппаратов милиции
и органов, исполняющих наказания, и проведение
специфических профессиональных мероприятий,
входящих в компетенцию органов внутренних
дел.
Отраслевые
службы УВД определяют более конкретизированные
мероприятия по борьбе с рецидивной преступностью,
основные из которых входят в годовые
или перспективные планы работы. Данные
мероприятия могут разрабатываться как
для разового, так и для многократного
использования. Это так называемые планы-операции,
предусматривающие комплекс предупредительно-профилактических
мер, проводимые обычно под условными
(кодовыми) наименованиями.
Горрайорганы
внутренних дел и органы, исполняющие
наказания, с учетом мероприятий
по борьбе с рецидивной преступностью
краев, областей и комплексных планов
профилактики составляют квартальные
планы работы, в которых одно из наиболее
важных мест должны занять меры по борьбе
с рецидивной преступностью. Работники
РОВД при планировании мер профилактического
характера на квартал предусматривают
специальный раздел по борьбе с рецидивом,
а участковые инспектора милиции включают
эти мероприятия в свои планы на месяц.
Зная
поведение лиц, освобождаемых из
органов, исполняющих наказания, работники
горрайорганов внутренних дел, на территорию
обслуживания которых пребывают такие
лица, составляют индивидуальные планы,
в которых предусматриваются необходимые
средства и методы профилактического
воздействия в отношении конкретных лиц
находящихся на учетах (профилактическом
или оперативно-розыскном .
Виды
планируемых мероприятий по борьбе
с рецидивом можно представить
следующим образом:
-
мероприятия по борьбе с рецидивной
преступностью, входящие составной
частью в планы социально-экономичес ого
развития и комплексные планы по профилактике
правонарушений; мероприятия, входящие
в годовые и перспективные планы УВД,
МВД и других правоохранительных органов;
мероприятия, входящие в планы работы
отраслевых служб УВД, МВД, горрайорганов
внутренних дел и органов, исполняющих
наказания, прокуратуры, юстиции; меры
по борьбе с рецидивом, входящие в планы
работы сотрудников ГРОВД и участковых
инспекторов милиции, а также соответствующих
служб и сотрудников органов, исполняющих
наказания; планы индивидуально-профил ктических
мероприятий по различным профилактическим
делам и делам административного надзора;
комплексные планы-операции под условными
наименованиями;допо нительные планы.
Планирование
деятельности органов внутренних дел
по борьбе с рецидивом способствует
их активному и рациональному воздействию
на управляемую среду, является основой
напряженной, но ритмичной работы, направленной
на предупреждение рецидивных проявлений.
Весьма
важным является выбор правильной структуры
мероприятий плана, которая позволяет
предусмотреть основные вопросы, касающиеся
этой проблемы, и облегчает их планирование,
что в конечном счете повышает и полноту
их содержания.
В
планах государственных органов
и общественных организаций по профилактике
правонарушений следует предусматривать
специальный раздел по предупреждению
рецидивной преступности, в который желательно
включить следующие мероприятия: по активизации
деятельности наблюдательных комиссий,
особенно в области контроля за деятельностью
уголовно-исполнител ных учреждений и
предприятий, на которых работают осужденные,
оказания им помощи; совершенствованию
работы государственных органов, администрации
предприятий и строек по содействию лицам,
освобожденным изорганов, исполняющих
наказания, в их трудовом и бытовом устройстве;
закреплению шефов и наставников за ранее
судимыми лицами, повышению их образовательного
и культурного уровня; усилению профилактической
работы с молодежью и особенно с подростками.
В планах работы МВД республик, УВД областей
и краев должны отражаться следующие вопросы:
изучение
причин совершения преступлений рецидивистами
и способствующих этому условий, разработка
мер по их устранению;
выявление
и постановка на профилактические учеты
ранее сулимых лиц, обеспечение наблюдения
за ними со стороны общественности;
выявление
ранее судимых и постановка их
на оперативно-профилакт ческие учеты;
обеспечение наблюдения за ними со стороны
общественности; повышение роли оперативно-розыскных
учетов в предупреждении рецидивной преступности;
повышение
эффективности административного
надзора за лица ми, освободившимися
из мест лишения свободы;
улучшение
деловых контактов с наблюдательными
комиссиями местных органов власти;
оказание
помощи в трудовом и бытовом устройстве
ранее судимым;
обеспечение
преемственности в работе аппаратов
милиции, органов, исполняющих наказания,
по воспитанию лиц, совершивших преступления,
и т. д.;
организация
индивидуально-профи актической работы
с подростками, в отношении которых судом
вынесено решение об отсрочке исполнения
приговора.
С
учетом указанных мероприятий отраслевые
службы УВД и в первую очередь,
отделы (управления) по исполнению уголовных
наказаний составляют более детальные
мероприятия.
Отделы
(управления) по исполнению уголовных
наказаний, планируют следующие меры:
по
предупреждению преступности и нарушений
общественного порядка среди спецконтингента;
взаимодействию
всех органов и подразделений, дислоцирующихся
на территории республики, края, области;
взаимодействию с горрайорганами внутренних
дел по предупреждению рецидивной преступности
и т.д.
На
основе этих мероприятий и с учетом
местных особенностей горрайорганы
внутренних дел и органы, исполняющие
уголовные наказания, составляют общие
планы работы, в которых, наряду с другими
вопросами, предусматриваются и мероприятия
по борьбе с рецидивной преступностью
и, в частности, меры общей и индивидуальной
профилактики. Планирование же индивидуально-профил ктических
мероприятий в отношении конкретных лиц,
ранее совершавших преступления, осуществляется
работниками милиции (включая участковых
инспекторов милиции и инспекторов по
делам несовершеннолетних) в горрайотделах
внутренних дел и начальниками отрядов
- в органах, исполняющих наказания.
Индивидуальные
планы, составляемые на основе глубокого
изучения личности судимых и прогнозирования
их поведения, позволяют более эффективно
проводить профилактические мероприятия
с целью недопущения рецидива преступлений
со стороны данных лиц.
План
индивидуально-профи актических мероприятий
следует составлять после совершения
определенным лицом первого преступления
с одновременным заполнением на него информационно-профилактического
дела, которое должно следовать в те подразделения
внутренних дел, на территории обслуживания
которых проживает это лицо, или же в орган,
исполняющий наказания, где он отбывает
наказание.
Планирование
призвано упорядочить сложный и
многогранный процесс индивидуально-профилактического
воздействия, сделать его и т.д.................