На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Естественные монополии и их место в экономике России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.10.2012. Сдан: 2010. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Министерство  образования и  науки РФ
    Федеральное агентство по образованию
    Байкальский государственный  университет экономики  и права
    Читинский институт
    Кафедра экономической теории 
 
 
 
 
 

    Курсовая  работа  

    По  дисциплине: экономическая  теория
    По теме: Естественные монополии и их место в экономике России 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2008
    Содержание 
 
 
 
 

 

    

       Введение

 
       Тема  естественных монополий является одной  из самых актуальных в странах  с рыночной экономикой, т.к. от действия естественных монополий напрямую зависит  благосостояние и жизнь общества. Особенно можно выделить Российскую Федерацию, где законодательная база далеко не идеальна и достаточно нестабильное социально-экономическое положение. Для обеспечения высокого уровня жизни и построения стабильной экономики в государстве, нужно особенно учитывать фактор естественных монополий. Следовательно, необходимо правильно регулировать действия этих экономических субъектов.
       В данной работе использованы различные учебн6ики по микроэкономике, также была использована периодическая литература: журналы «Общество и экономика», «Проблемы прогнозирования», «Банковское дело», «Финансы и кредит», «Мировая экономика и международные отношения».
       Цель  курсовой работы: исследовать сущность естественных монополий в рыночной экономике и государственное регулирование монополий в Российской Федерации на примере электроэнергетической промышленности.
       Для достижения цели данной работы необходимо поставить ряд задач:
    Определить сущность естественных монополий;
    Изучить механизм государственного регулирования естественных монополий;
    Поставить задачи дальнейшего развития системы регулирования деятельности монополий в России.
 

       

Глава 1. Теоретические аспекты сущности естественных монополий

1.1. Сущность естественных монополий.

        Монополия, ее виды. Определение  естественной монополии.
       Монополия (от mono-один и греч. poleo-продаю) - исключительное право на осуществление какого-либо вида деятельности (производства, промысла, применения, использования определенных объектов, продуктов), предоставляемое только определенному лицу, группе лиц, государству. В ряде случаев монопольное право не предоставляется, а возникает естественно или устанавливается экономическими субъектами посредством занятия господствующего положения на рынке товаров и услуг1.
       Различают три вида монополии:
    Закрытая монополия,
    Открытая монополия,
    Естественная монополия.
       Так как тема монополий довольно широка, то в данной работе рассматривается  естественная монополия как наиболее актуальная и мало рассматриваемая  в экономической литературе.
       Естественная  монополия — отрасль, в которой  долгосрочные средние издержки минимальны только в том случае, если всего одна фирма обслуживает весь рынок2.
       Естественная  монополия-фирма, которая в состоянии  удовлетворить весь рыночный спрос  на продукт с меньшими, чем при  производстве такого же количества продукции  большим числом фирм, издержками3.
       Естественная  монополия - возникает там, где отсутствуют  реальные альтернативы, нет близких  заменителей, выпускаемый продукт  в известной степени уникален, кроме того, увеличение числа фирм в этой отрасли вызывает рост средних  издержек4.
       Из вышесказанного можно сформулировать следующее определение:
       Естественная монополия – это фирма, средние затраты которой снижаются на всем диапазоне спроса вследствие возрастающей отдачи от масштаба. Таким образом, одна фирма может удовлетворить весь рыночный спрос на товар с меньшими средними затратами, чем те, которые были бы возможны, если бы две или несколько конкурирующих фирм поставляли точно такое же количество товара.
        Из рис. 1.1. видно, что естественная монополия может произвести количество товара Q* с меньшими средними затратами, чем это могут сделать две фирмы, каждая из которых произведет 1/2Q*. В таких условиях конкуренция, как правило, нежелательна, поскольку наличие более чем одного продавца привело бы к росту затрат5.
       В качестве примера естественных монополий обычно приводятся водо-, газо-, и энергоснабжение, проводную телефонную связь, почтовую службу, канализацию, железные дороги, трубопроводный транспорт и некоторые другие отрасли6.
          Ценность естественной монополии с точки зрения общества
       В условиях свободной конкуренции  фирмы постоянно находятся под  давлением со стороны конкурентов, которые вынуждают их быть внутренне  эффективными, чтобы просто выжить7. Конкурирующий монополист считает выгодным продавать меньший объем продукции, но по более высокой цене. Другими словами, монополист считает выгодным ограничить выпуск и, следовательно, использовать меньше ресурсов, что, с точки зрения общества, является оправданным.
       Но  естественные монополии защищены от конкурентных сил, что является благоприятным условием для неэффективности. К сожалению, но это так: чем меньше конкурентов, тем больше неэффективность. В связи с этим ценность естественной монополии, с точки зрения общества, отрицательная. Но общество не может отказаться от ее услуг, так как естественная монополия обеспечивает необходимые общие условия для эффективного производства и нормальной повседневной жизни населения. В этом смысле ее общественная ценность положительна и велика.
       Естественная  монополия способствует научно-техническому прогрессу.
       Вопрос: насколько естественная монополия  способствует научно-техническому прогрессу? Ответ на данный вопрос неоднозначен: имеются две точки зрения.
       Первая: естественная монополия более прогрессивна, чем чистая конкуренция, потому что ее способность постоянно получать прибыль обеспечивает устойчивое финансирование научных исследований и опытно-конструкторских разработок (НИОКР). Вторая точка зрения: отсутствие конкурентных фирм ослабляет стимул монополиста к нововведениям. 
При анализе данных позиций возникают следующие вопросы: Действительно ли, что естественные монополии разрабатывают более эффективную технику? Допустимо ли, что неконкурирующие монополии больше совершенствуют технологию производства, чем конкурирующие производители? Имеют ли естественные монополии достаточно средств и стимулов, чтобы улучшить свою продукцию и удовлетворить потребительский спрос? Ответы на поставленные вопросы можно получить при исследовании различных моделей рынка. Рассмотрим их подробнее.

       Конкурентная  модель. Выживание конкурентных фирм зависит от эффективности их деятельности. Однако конкуренция может лишать фирмы прибыли — основного источника для разработки новой техники или новой продукции. Прибыли от НТП могут быть недолговечными для осуществляющего нововведения конкурентного производителя. Фирма в конкурентной отрасли, внедряющая нововведения, нередко становится свидетелем того, что многие ее конкуренты вскоре начинают дублировать или копировать любую техническую новинку. Практически они будут считать вознаграждения, но не затраты на НТП.
       Монополистическая модель. Благодаря барьерам для вступления в отрасль монополист может постоянно получать значительные экономические прибыли. Отсюда чистый монополист будет иметь больше финансовых ресурсов для НТП, чем конкурентные фирмы. Но как насчет стимулов чистого монополиста к техническому прогрессу?
       Существует  довод, который указывает на то, что вследствие отсутствия конкурентов у чистой монополии нет автоматического стимула к НТП. Следовательно, монополист может позволить себе быть неэффективным и вялым. Острое соперничество конкурентного рынка наказывает неэффективных. Неэффективный чистый монополист не встречает этого наказания просто потому, что у него нет конкурентов. У монополий есть все основания довольствоваться существующим положением.
       Монополии, обогащаясь за счет остальной части  общества, имеют меньше стимулов для  НТП, но больше капитала для его осуществления.
        Механизм государственного регулирования естественных монополий
          Необходимость государственного регулирования цен в естественных монополиях
       В странах с развитыми рыночными  экономиками современная концепция  регулирования естественных монополий  предполагает, что применение государственного регулирования считается оправданным  в тех случаях, когда определенный товар (услуга) производятся единственным экономическим субъектом при условии, что конкуренция между аналогичными предприятиями невозможна по технологическим и или экономическим причинам, и рост объема производства единственного субъекта сопровождается снижением удельных издержек (экономия на масштабах).8
       В экономике СССР все цены устанавливались  в плановом порядке, а ресурсы  распределялись централизованно, поэтому  практически не производилось специальное  выделение отраслей, относящихся  к естественным монополиям. Переход к рыночной экономике обусловил необходимость применения определенных методов регулирования естественных монополий.
       Несмотря  на наличие технической эффективности  концентрации производства в руках  одного предприятия, практика рынка  выявляет немало фактов злоупотребления монопольным положением в форме завышения издержек или вздувания прибыли, что сводит на нет социальный эффект от экономии на масштабе из-за диктата неоправданно высоких цен. При этом подобные злоупотребления зачастую чрезвычайно трудно распознать извне в силу того, что реальное положение дел монополиста является, как правило, тщательно скрываемой информацией.
       Ввиду того, что естественные монополии, как  правило, производят продукцию, необходимую  для нормального функционирования большинства предприятий и составляющую значительную часть потребляемых ими ресурсов, неплатежи за продукцию естественных монополий выливаются в кризис неплатежей в масштабах экономики государства9. Распространение неплатежей - результат ценовой дискриминации естественных монополий и других экономических структур, обладающих влиянием на рынке и не стесненных в своей деятельности регулирующим воздействием государства.
       Необходимость регулирования цен в естественных монополиях обусловлена не только отрицательными последствиями монопольного поведения. Существует и обратная сторона медали: разумная дифференциация цен на продукцию естественных монополий может служить мощным инструментом экономической политики государства, позволяющим регулировать хозяйственную активность различных отраслей и сглаживать ее сезонные колебания. Иными словами, механизм воздействия на экономику через систему регулируемых цен является эффективным дополнением к фискальной макроэкономической политике.
          Задачи государственного регулирования цен в естественных монополиях.
       Основные  задачи государственного регулирования  цен в естественных монополиях:
    обеспечение баланса интересов потребителей (доступные цены) и регулируемых предприятий (финансовые результаты, привлекательные для кредиторов и инвесторов);
    определение структуры тарифов на основе принципов справедливого и эффективного отнесения издержек на тарифы для различных типов потребителей;
    стимулирования предприятий отраслей естественных монополий к сокращению издержек и излишней занятости, улучшению качества обслуживания, повышению эффективности инвестиций и т.д.
    использование возможностей ценовых механизмов регулирования при проведении стабилизирующей макроэкономической политики.
    управление развитием экономики в регионах.
          Методы регулирования естественных монополий.
       Говоря  о распределении ресурсов, следует  отметить, что наиболее эффективно ресурсы распределяются на конкурентных рынках. Принимая во внимание этот факт, можно утверждать, что работникам органов регулирования следует  сымитировать работу конкурентных рынков в тех секторах, где существует естественная монополия. Как и в случае конкурентных рынков, издержки должны минимизироваться, цены должны определяться на основе предельных издержек. Кроме того органы регулирования должны соблюдать баланс между интересами потребителей, которые желают низких цен, и экономической жизнеспособностью производителя. Программа, благоприятствующая потребителям посредством установления цен гораздо ниже себестоимости, приведет к скорому банкротству регулируемых фирм или потребует значительного увеличения налогов для возмещения убытков производств. С учетом этих замечаний необходимо выполнение следующих основных правил регулирования деятельности естественных монополий10:
    Цены должны быть максимально приближены к предельным издержкам.
    Прибыль должен обеспечивать только нормальную норму прибыли.
    Производство должно быть эффективным.
    Политика регулирования ценообразования естественных монополий со стороны правительства зачастую воспринимается далеко не однозначно.
    Правительственное регулирование данного процесса является объектом острых дискуссий.
       Часть полемики сосредоточена вокруг запутанного  вопроса о точном определении  средних издержек производств. Другой серьёзный вопрос связан со стимулами, устанавливаемыми правилами регулирования цен. Например, одним из объектов споров является вопрос об ошибочных управленческих решениях. Вопрос о том, кто будет отвечать за производственные промахи, потребители или совладельцы предприятия, является центром полемики. Критики регулирования тарифов на электроэнергию утверждают, что за ошибки при принятии решений должны отвечать совладельцы, не потребители посредством повышения цен. Упомянутые управленческие промахи включают в себя чрезмерные капиталовложения в атомные электростанции и излишний рост производственных мощностей. Критики доказывают, что электрические компании обладают капиталом большим, чем требуется, потому что они не точно оценили реакцию потребителя на возрастающие тарифы за киловатт-час. Средние издержки включают в себя альтернативную стоимость использования капитала11. Увеличивая сумму используемого капитала, монополия может увеличивать сумму нормальных прибылей в долларах. Некоторые экономисты до сих пор утверждают, что это приводит к более капиталоёмким методам производства по сравнению с теми, которые преобладали бы в отсутствие регулирования. Выбор относительно неэффективных капиталоёмких методов производств приводит к средним издержкам, которые оказываются выше, чем это было бы в ином случае.
       При установлении цен на уровне средних издержек у фирмы-монополиста отпадает желание в минимизации издержек производств. Подобное объясняется очень просто: коммунальная служба не встречает конкуренции, любое увеличение издержек из-за промахов в управлении не влияет на норму получаемой ими прибыли с вложенного капитала, пока комиссия устанавливает цену, равную средним издержкам. Политическая оппозиция ценообразования на основе средних издержек в последние годы попыталась перенести хотя бы часть издержек плохого управления на совладельцев компаний-монополистов. Менеджеры парируют это указанием на то, что если они не смогут получать прибыли, им будет трудно привлечь дополнительных вкладчиков. Качество услуг будет снижаться или тарифы на электричество будут расти ещё больше для покрытия процентов за кредиты, поскольку фирмы будут вынуждены их брать, не находя достаточно покупателей, к примеру, на свои акции.
       Теперь  обратимся ко второму правилу  регулирования деятельности естественных монополий, которое связано с  регулированием нормы прибыли.
       В принципе, имея точную информацию о  расположении кривых спроса и средних  и предельных издержек, оптимальную  цену товара выбрать несложно. В  реальной же экономической системе  наличие всеобъемлющей информации о спросе и издержках представляется весьма сомнительным. В отсутствие такой информации обычной практикой установления цены на товар является её косвенное вычисление исходя из нормы прибыли, получаемой фирмой. Норма прибыли - это её балансовая прибыль по отношению к собственному капиталу предприятия, выраженная в процентах. Убедиться в том, что введённая экономическая категория весьма полезна как цель регулирования монополистических структур, помогает анализ сути и последствий введения различных цен. Если цена товара устанавливается равной средним издержкам производств, то фирм в качестве компенсации получит необходимые средства, покрывающие альтернативную стоимость инвестиционного капитала плюс некую прибыль от результатов своей деятельности. Если цен товара устанавливается ниже отмеченного уровня, то полученного дохода может не хватить для покрытия всех издержек и затрат, включая альтернативную стоимость затраченного капитала. В результате данное предприятие понесет убытки, что явится стимулом к сокращению производства. В связи с этим контрольные органы действуют по следующей схеме, в которой условно можно выделить пять этапов12:
       1.  Производится так называемая базовая оценка собственного капитала фирмы. Предположим, что он составляет 36000000 рублей.
       2.  Вычисляется средняя норма прибыли на капитал, господствующая в этот момент в экономической системе. Предположим, он составляет 15% в год.
       3. Далее базовая оценка для конкретной фирмы умножается на господствующую норму прибыли для вычисления общей стоимости собственного капитал фирмы в текущий момент времени. В данном случае он составляет 5400000 рублей в год. В рассматриваемых условиях этой суммы достаточно для выплаты процентов и займов, также получения некоей доли прибыли, компенсирующей владельцам инвестированные в данное предприятие средств .
       4. Затем контрольные органы рекомендуют конкретной фирме придерживаться определённой цены предоставляемых ею товаров и услуг. Эта цена формируется исходя из пунктов 1- 3 и позволяет, по мнению федеральных органов, компенсировать все издержки предприятия.
       5. Со временем осуществляется текущая корректировка и оценка господствующей на рынке нормы прибыли и сопряжении её с назначенной ценой товаров или услуг как в сторону её повышения (при падении прибылей компании ниже существующего уровня), так и понижения (при превышении прибылей компании существующего господствующего уровня).
 

       

Глава 2. Место естественных монополий в экономике России (на примере электроэнергетики)

    2.1. Реформирование электроэнергетики России

2.1.1. Предпосылки реформирования электроэнергетики

       Электроэнергетика – основная систематизирующая отрасль  одной экономики. От ее состояния  и развития зависят уровень и  темпы социально-экономического состояния  страны13.
       Еще в 1980-х годах в электроэнергетике  страны стали проявляться признаки стагнации: производственные мощности обновлялись заметно медленнее, чем росло потребление электроэнергии14.
       В 1990-е годы, в период общеэкономического кризиса в России, объем потребления  электроэнергии существенно уменьшился, в то же время процесс обновления мощностей практически остановился.
       Общая ситуация в отрасли характеризовалась  следующими показателями:
    По технологическим показателям (удельный расход топлива, средний коэффициент полезного действия оборудования, рабочая мощность станций и др.) российские энергокомпании отставали от своих аналогов в развитых странах.
    Отсутствовали стимулы к повышению эффективности, рациональному планированию режимов производства и потребления электроэнергии, энергосбережению.
    В отдельных регионах происходили перебои энергоснабжения, наблюдался энергетический кризис, существовала высокая вероятность крупных аварий.
    Отсутствовала платежная дисциплина, были распространены неплатежи.
    Предприятия отрасли были информационно и финансово "не прозрачными"15.
    Доступ на рынок был закрыт для новых, независимых игроков.
       Все это вызвало необходимость преобразований в электроэнергетике, которые создали  бы стимулы для повышения эффективности  энергокомпаний и позволили существенно  увеличить объем инвестиций в  отрасли. В противном случае, при дальнейшем расширении внешнеэкономического сотрудничества, российские предприятия проиграли бы экономическое соревнование не только на зарубежных рынках, но и на внутреннем рынке страны.

2.1.2. Цели и задачи реформы электроэнергетики России

       Реформа была задумана с целью демонополизация отрасли, формирования 
эффективной конкурентной среды и создания независимых субъектов рынка 
электроэнергии, способных привлекать колоссальные инвестиции в развитие 
электроэнергетики. Ее суть – разделение электроэнергетики на монопольные (сети 
и диспетчирование) и конкурентные (сбыт и генерация) виды бизнеса.16

       В связи с этим в электроэнергетике  России происходят радикальные изменения: меняется система государственного регулирования отрасли, формируется  конкурентный рынок электроэнергии, создаются новые компании.
       В ходе реформы меняется структура  отрасли: осуществляется разделение естественномонопольных (передача электроэнергии, оперативно-диспетчерское  управление) и потенциально конкурентных (производство и сбыт электроэнергии, ремонт и сервис) функций, и вместо прежних вертикально-интегрированных компаний, выполнявших все эти функции, создаются структуры, специализирующиеся на отдельных видах деятельности.
       Генерирующие, сбытовые и ремонтные компании в  перспективе станут преимущественно частными и будут конкурировать друг с другом. В естественномонопольных сферах, напротив, происходит усиление государственного контроля.
       Таким образом, создаются условия для  развития конкурентного рынка электроэнергии, цены которого не регулируются государством, а формируются на основе спроса и предложения, а его участники конкурируют, снижая свои издержки.
       Цели  и задачи реформы определены постановлением Правительства от 11 июля 2001 г. № 526 "О  реформировании электроэнергетики Российской Федерации".
       С учетом последующих изменений в  нормативно-правовой базе цели и задачи реформирования были конкретизированы в "Концепции Стратегии ОАО РАО "ЕЭС России" на 2005-2008 гг. "5+5".

2.1.3. Структура реформы электроэнергетики России

       Целевая структура реформы представлена в Приложении 1.
       Формируемые в ходе реформы компании представляют собой предприятия, специализированные на определенных видах деятельности (генерация, передача электроэнергии и другие) и контролирующие соответствующие профильные активы. По масштабу профильной деятельности создаваемые компании превосходят прежние монополии регионального уровня: новые компании объединяют профильные предприятия нескольких регионов, либо являются общероссийскими.
       Так, магистральные сети переходят под  контроль Федеральной сетевой компании, распределительные сети предполагается интегрировать в межрегиональные  распределительные сетевые компании (МРСК), функции и активы региональных диспетчерских управлений передаются общероссийскому Системному оператору.
       Активы  генерации также объединяются в  межрегиональные компании, причем двух видов: генерирующие компании оптового рынка (оптовые генерирующие компании – ОГК) и территориальные генерирующие компании (ТГК). ОГК объединяют электростанции, специализированные на производстве почти исключительно электрической энергии. В ТГК входят главным образом теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), которые производят как электрическую, так и тепловую энергию. Шесть из семи ОГК формируются на базе тепловых электростанций, а одна ("ГидроОГК") – на основе гидрогенерирующих активов. Тепловые ОГК построены по экстерриториальному принципу, в то время как ТГК объединяют станции соседних регионов.
       Процесс реформирования АО-энерго начался в 2003 году с реализации нескольких пилотных проектов: реформирования ОАО "Калугаэнерго", ОАО "Орелэнерго", ОАО "Брянскэнерго", ОАО "Тулэнерго". Наиболее активно структурные преобразования начали осуществляться в 2004 году17. Процесс реформирования затронул более 30 компаний. К апрелю 2004 года была завершена процедура реорганизации первой региональной энергокомпании – ОАО "Калугаэнерго", а к концу года разделены по видам деятельности 5 АО-энерго.
       В том же 2004 году началось создание новых межрегиональных компаний. В последние месяцы 2004 года созданы (прошли государственную регистрацию) первые три ОГК и две ТГК. В тот же период (в октябре 2004 года) Совет директоров ОАО РАО "ЕЭС России" принял решение об учреждении четырех МРСК. В 2004 году также была практически сформирована новая вертикаль оперативно-диспетчерского управления: функции региональных диспетчерских управлений были переданы (за некоторым исключением) от АО-энерго Системному оператору.
       В 2005 году процесс реформирования охватил большинство АО-энерго, причем значительная их часть к концу года была разделена. В этом же году учреждено большинство оставшихся межрегиональных компаний: к марту зарегистрирована последняя из семи ОГК, к августу – тринадцать из четырнадцати ТГК, созданы четыре МРСК.
       В декабре 2007 – январе 2008 года закончено  формирование целевой структуры  всех тепловых ОГК и ТГК, завершен первый этап консолидации ОАО "ГидроОГК".
       Закончен  процесс выделения сетевых компаний. На базе реорганизованных АО-энерго созданы все 56 магистральных сетевых компаний.
       В 2007 году, в соответствии с решением совета директоров ОАО РАО "ЕЭС  России" о переконфигурации МРСК от 27 апреля 2007 года и распоряжением  Правительства России № 1857-р от 27 декабря 2007 года, число МРСК увеличено до 11 (без учёта МРСК Дальнего Востока).
       С 1 сентября 2006 года вступили в силу новые  правила работы оптового и розничных  рынков электроэнергии18. На оптовом
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.