Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
реферат Консульское право
Информация:
Тип работы: реферат.
Добавлен: 13.10.2012.
Год: 2010.
Страниц: 6.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
УНИВЕРСИТЕТ
РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ
(УРАО)
Понятие
и источники консульского права Консульские
отношения Классы
и персонал консульских учреждений Консульские
функции Консульские
привилегии и иммунитеты Заключение Список
использованной литературы
Понятие
и источники консульского права
Консульское
право - совокупность международно-правовы
норм, регулирующих консульские отношения
между государствами, включая статус и
функции консулов. Консул - должностное
лицо одного государства, находящееся
в другом государстве для защиты прав
и интересов своих граждан и своего государства.
Исторически
консульские отношения развивались как отношения,
связанные с международной торговлей
и торговым мореплаванием. Консулы долгое
время рассматривались, как выборные или
назначенные государством советники и
помощники, призванные оказывать на территории
иностранного государства помощь и содействие
отечественным купцам и другим частным
лицам и организациям. За ними практически
не признавалось какое-либо качество представительства
интересов своего государства как такового.
В
настоящее время консульские учреждения
призваны содействовать развитию не только
экономических, торговых, но и научно-технических,
культурных и туристских, а в некоторых
случаях и политических связей между государствами.
Исторические особенности развития консульских
отношений и в настоящее время продолжают
определять их специфику и отличие от
дипломатических.
Источниками
консульского права являются международный
договор и международный обычай.
Хронологически
в этом ряду первым стоит международный
обычай, поскольку в древние времена и в период
средневековья консульские отношения регулировались
главным образом на основе обычая. В настоящее
время международные обычаи продолжают
являться основой правового регулирования
консульских связей между государствами
при отсутствии их договорно-правового
оформления. Международные договоры по
консульским вопросам заключаются как
на двусторонней, так и на многосторонней
основе.
К
источникам консульского права относятся
также положения некоторых международных
договоров, которые не посвящены исключительно
консульским вопросам. Например, Венская
конвенция о дипломатических сношениях
1961 года предусматривает возможность
выполнения консульских функций дипломатическими
представительствами Сюда же можно отнести
и международные договоры о правовой помощи,
об урегулировании случаев двойного гражданства,
договоры и соглашения по вопросам торговли
и мореплавания и ряд других.
В
России регулирование деятельности консулов
определяется Консульским уставом
(1976 г.) с поправками, Положение о консульском
учреждении РФ 1998 г. Основным источником
международного консульского права являются
общепризнанные международные нормы.
Универсальной конвенцией в этой области
является Венская конвенция о консульских
сношениях 1963 г., которая вступила в силу
в 1967 г. Число ее участников превысило
100 государств. СССР присоединился к Конвенции
в 1989 г.
До
своего распада Советский Союз имел 177
консульских отделов посольств, 59 генеральных
консульств, 8 консульств и одно консульское
агентство. Российская Федерация стала
их правопреемницей. В настоящее время
перед Россией стоит задача налаживания
консульских отношений с бывшими советскими
республиками. Уже в 1993 г. были подписаны
двусторонние конвенции с десятью странами.
Для России консульская служба в этих
странах, где проживают миллионы россиян,
имеет исключительно важное значение.
Важное
значение имеют положения национального
законодательства, определяющие статус,
функции и структуру консульских органов,
а также регулирующие определенные аспекты
деятельности иностранных консульских
учреждений.
Консульские
отношения
Консульские
отношения - международные административно-прав вые
отношения, предназначенные для защиты
прав и интересов государства, а также
его граждан, физических и юридических
лиц, на территории другого государства.
Консульские
отношения отличаются от дипломатических
отношений, которые носят представительный,
политический характер, являются формой
взаимодействия государств. Самостоятельный
статус консульских отношений видится
и в том, что прекращение дипломатических
отношений не влечет за собой автоматического
разрыва консульских отношений. Вместе
с тем установление дипломатических отношений
презюмирует согласие на установление
и отношений консульских.
Консульские
отношения устанавливаются и консульства
учреждаются по соглашению государств.
Они могут быть установлены и в отсутствие
дипломатических отношений, например
в случае признания государства или правительства
де-факто. В таких условиях они выполняют
и некоторые дипломатические функции.
В
настоящее время консульская практика
знает два вида консульских учреждений:
консульские отделы дипломатических представительств
и самостоятельные (отдельные) консульские
учреждения.
Между установлением консульских отношений и фактическим открытием отдельного
консульского учреждения может быть разрыв
во времени, поскольку по согласованию
между сторонами решаются не только вопросы
об установлении консульских отношений,
но и для каждого конкретного случая --
об открытии соответствующего консульского
учреждения, его местонахождении, классе,
территориальных пределах его деятельности
в государстве пребывания.
Консул
и любое другое консульское должностное
лицо считаются приступившими к исполнению
своей миссии с момента вступления в должность.
Для этого необходимо, чтобы лицо было
назначено компетентными органами представляемого
государства и признано властями государства
пребывания.
Во
многих государствах, в том числе и в России,
вопросы назначения своих и приема иностранных
консулов входят в компетенцию ведомств
иностранных дел.
Консульское
право не предусматривает обязательного
получения предварительного согласия
принимающего государства. Однако в двусторонние
консульские договоры и конвенции многие
государства включают положения, предусматривающие
получение предварительного согласия
на назначение главы консульского учреждения.
Для
выполнения консулом своей миссии необходимо
получение консульского патента и экзекватуры.
Консульский
патент - это документ, выдаваемый компетентными
органами представляемого государства
и подтверждающий факт назначения соответствующего
лица главой самостоятельного консульского
учреждения. В нем указываются полное
имя назначаемого лица, его гражданство,
ранг, занимаемая должность, консульский
округ и местонахождение консульства.
Этот документ направляется правительству
государства пребывания.
По
получении консульского патента власти
принимающего государства решают вопрос
о выдаче лицу, назначенному консулом,
экзекватуры, то есть разрешения на выполнение
своих функций в консульском округе. Получив
экзекватуру, консул может приступать
к выполнению своей миссии; порядок и форма
выдачи экзекватуры регулируются законодательством
принимающего государства. Экзекватура
может представлять собой отдельный документ
либо выдаваться в форме разрешительной
надписи на консульском патенте. До получения
экзекватуры может быть выдано временное
разрешение на выполнение консульских
функций. В выдаче экзекватуры может быть
отказано без объяснения мотивов.
В
зависимости от времени выдачи экзекватуры,
а также от ранга определяется старшинство
консула по отношению к другим членам
консульского корпуса, то есть другим
главам консульских учреждений в данном
пункте государства пребывания. В более
широком смысле консульский корпус включает
в себя всех находящихся в данном пункте
консульских должностных лиц, членов их
семей, нештатных (почетных) консулов и
сотрудников консульских отделов дипломатических
представительств.
Консульский
корпус возглавляется дуайеном, то есть
старшим по рангу и времени получения экзекватуры главой
консульского представительства, который
выполняет в основном церемониальные
функции. В государстве пребывания может
быть несколько консульских корпусов
в зависимости от количества пунктов,
где имеются консульские представительства.
Для заведующих консульскими отделами
дипломатических представительств не
требуется направления консульского патента
и получения экзекватуры. Они, как и другие
сотрудники этих отделов, продолжают оставаться
членами персонала дипломатического представительства
и сохраняют статус таковых. Об их назначении
извещаются власти государства пребывания.
При изменении пределов консульского
округа или класса главы самостоятельного
консульского учреждения от него требуется
получение новых патента и экзекватуры.
Для других членов персонала консульства
этого не требуется. Власти государства
пребывания информируются об их назначении
на соответствующую должность.
Свои
консульские сношения государства могут осуществлять
и через посредство так называемых нештатных
(почетных) консулов. Нештатный консул
-- это лицо, не состоящее на государственной
службе представляемого государства,
но выполняющее по его поручению и с согласия
государства пребывания консульские функции.
Нештатными консулами могут быть граждане
представляемого государства, государства
пребывания или какого-либо третьего государства.
За выполнение консульских функций нештатный
консул жалованья не получает, но может
обращать в свою пользу консульские сборы.
Окончание
миссии консула может иметь место в следующих случаях:
отозвание
консула представляемым государством;
аннулирование
экзекватуры государством пребывания;
истечение
срока консульского патента;
закрытие
консульского учреждения в данном пункте;
прекращение
консульских отношений в целом;
война между
государством пребывания и представляемым
государством;
смерть консула;
выход территории,
где находится консульский округ, из-под
суверенитета государства пребывания.
Первый из вышеперечисленных случаев наиболее
распространен и в основном имеет место
при нормальной смене консулов в каком-либо
пункте государства пребывания. При этом
государство пребывания извещается, желательно
заблаговременно, о факте отозвания консула,
а для его преемника испрашивается экзекватура.
Аннулирование
экзекватуры происходит гораздо реже,
как правило, в результате нарушения консулом
законов государства пребывания. Согласно
положениям Венской конвенции о консульских
сношениях 1963 года, консул может быть объявлен
persona поп grata и перед представляемым государством
может быть поставлен вопрос о его отзыве.
Государство пребывания в этом случае
не обязано мотивировать причины аннулирования
экзекватуры.
В
случае войны прекращающий свою миссию
консул может поручить защиту интересов
своих соотечественников в государстве
пребывания консулу третьего государства Классы
и персонал консульских учреждений
Консульское учреждение
обычно определяют как постоянный государственный орган внешних
сношений, находящийся на территории иностранного
государства в силу соответствующего
международного соглашения и выполняющий
консульские функции по защите интересов
своего государства, его граждан и организаций.
Самостоятельные
консульские учреждения подразделяются
на следующие классы:
Класс консульского
представительства определяется по согласованию
между государствами. Консульские отделы
дипломатических представительств возглавляются
заведующими. Они могут именоваться консулами
или генеральными консулами и, так же как
и сотрудники этих отделов, входят в состав
членов персонала дипломатического представительства.
В
соответствии с классом консульского учреждения
определяются и классы
их глав:
В некоторых государствах
дипломатическая и консульская службы
разделены и сотрудникам консульской
службы присваиваются специальные консульские
ранги, наименования которых, как правило,
совпадают с наименованиями вышеназванных
классов глав консульских учреждений.
Российские
консульские учреждения ведут свою деятельность
под общим политическим руководством
главы дипломатического представительства
в государстве пребывания.
Консульские
учреждения осуществляют свои функции
в пределах консульских округов, которые представляют
собой согласованные с государством пребывания
районы территории последнего. Количество
консульских округов и консульских учреждений
также определяется по согласованию между
государствами.
Термин
"консульское должностное лицо" в общем плане охватывает
любое лицо, включая главу консульского
учреждения, которому поручено выполнение
соответствующих функций (генеральный
консул, консул, вице-консул, консульский
агент и секретарь консульского учреждения),
а также лицо, прикомандированное к консульскому
учреждению для подготовки к будущей службе
(стажер).
Членов
персонала, выполняющих административно-технические
функции или функции по обслуживанию консульства,
именуют "сотрудниками консульского
учреждения" либо "работниками обслуживающего
персонала". В Венской конвенции о консульских
сношениях 1963 года категория административно-техн ческого
персонала поименована как "консульские
служащие".
Консульские
функции
Консульства
выполняют три основные функции.
Во-первых,
это защита интересов своего государства
и его граждан, а также юридических лиц.
Во-вторых,
содействие развитию дружественных отношений,
прежде всего экономических, культурных
и научных.
В-третьих,
информация в области консульской деятельности,
которая включает предоставление соответствующих
сведений заинтересованным гражданам
и юридическим лицам.
Содержание
первых двух основных функций раскрывается
в более конкретных функциях. Консулы:
-
выдают паспорта и проездные документы
своим гражданам, а также визы желающим
посетить представляемое консулом государство;
-
оказывают помощь своим гражданам;
-
совершают акты бесспорной юрисдикции,
в частности нотариальные действия и регистрацию
актов гражданского состояния;
-
охраняют интересы граждан в случае смерти;
-
охраняют интересы несовершеннолетних
и иных не обладающих полной дееспособностью
граждан своего государства;
-
представляют или обеспечивают представительство
граждан своего государства в судебных
и иных учреждениях государства пребывания
с целью получения распоряжения о предварительных
мерах, ограждающих права и интересы этих
граждан, если последние не могут сделать
этого сами.
Консулам
принадлежит важная роль в сотрудничестве
государств в юридической области. Они
передают судебные и иные документы, исполняют
судебные поручения или поручения по снятию
показаний для судов своего государства.
Консулы
выполняют важные функции в отношении
транспортных средств своего государства.
Они осуществляют надзор и инспекцию в
отношении судов, плавающих под флагом
своего государства, а также самолетов,
зарегистрированных в этой государстве,
равно как и в отношении их экипажей. Консулы
оказывают помощь такого рода судам и
самолетам, осматривают их и оформляют
судовые документы, расследуют любые происшествия,
имевшие место в пути, разрешают споры
между капитаном и экипажем.
Из
сказанного видно, сколь многогранна деятельность
консулов и сколь она важна для обеспечения
прав и интересов граждан, а также для
развития связей между соответствующими
государствами. По мере развития этих
связей объем работы консульств и ее значение
возрастают.
Все
функции осуществляются в рамках законов
и иных правил страны пребывания, а территориально
- в пределах консульского округа. Последний
означает район, отведенный консульскому
учреждению для выполнения его функций.
Обычно границы округа совпадают с границами
административно-территориальных единиц
страны пребывания, часто с границами
морского порта, порой с границами всего
государства. Выполнение функций за пределами
округа допустимо только с разрешения
компетентных органов государства пребывания.
5. Консульские привилегии
и иммунитеты
Венская
конвенция о консульских сношениях подчеркивает,
что иммунитеты и привилегии предоставляются
не для выгоды отдельных лиц, а для обеспечения
эффективного осуществления функций консульского
учреждения. Во всей своей деятельности
консульское учреждение обязано действовать
в рамках права страны пребывания. Со своей
стороны последняя обязана создать условия
для выполнения консульских функций.
Консульские
иммунитеты относятся к учреждению в целом
и к его персоналу. В первом случае они
состоят в неприкосновенности служебных
помещений. Местные власти могут вступать
в них только с согласия консула или дипломатического
представительства. Такое согласие предполагается
в случае пожара или иного стихийного
бедствия. Все консульские помещения,
а также имущество, включая транспорт,
пользуются иммунитетом от реквизиции
для общественных нужд. Консульские архивы
столь же неприкосновенны, как и дипломатические.
Консульство
может пользоваться государственным флагом
и гербом. Консульские помещения и резиденция
главы консульства освобождаются от всех
налогов. Консульские работники могут
свободно передвигаться по всей территории
страны пребывания. Консульское учреждение
обладает свободой официальных сношений
с использованием всех средств связи,
включая курьеров и использование шифрованных
сообщений.
Консульство
свободно сносится с гражданами направившего
их государства, а последние - с консульством.
Соответствующие органы государства пребывания
безотлагательно сообщают в консульство
обо всех случаях ареста или задержания
граждан представляемого государства.
Это
положение было подтверждено Международным
судом в решении по делу братьев Легранд
2001 г. <*>.
Суд
приговорил двух братьев к смертной казни
за убийства. При этом факт их ареста не
был доведен до сведения консульства ФРГ,
гражданами которой они являлись. Суд
признал США нарушившими нормы международного
права.
Консулы
могут посещать своих граждан, находящихся
под стражей, если последние против этого
не возражают. Консулы вправе предпринимать
меры по обеспечению юридического представительства
своих граждан, но сами делать этого не
должны.
Власти
страны пребывания сообщают консульству
обо всех случаях смерти и установления
опеки в отношении граждан представляемого
государства, а также об авариях судов
и самолетов, зарегистрированных в этом
государстве.
Консульство
сносится непосредственно с властями
консульского округа, а с центральными
- через свое посольство. Иное положение
может быть установлено местным правом
или международным договором.
------
<*>
ICJ. Reports. 2001
Консульство вправе взимать консульские
сборы за совершение относящихся к его
компетенции актов. Сборы не подлежат
налогообложению.
Иммунитет
персонала консульства зависит от его
категории. Консульские должностные лица
- лица, которые выполняют консульские
функции. Консульские служащие - лица,
выполняющие административные или технические
обязанности. Работники консульства выполняют
функции обслуживающего персонала.
Консульские
должностные лица обладают личной неприкосновенностью.
Они не подлежат ни аресту, ни предварительному
заключению. Исключение составляют случаи
совершения тяжких преступлений. Но и
в этих случаях ограничение личной свободы
возможно лишь на основе вступившего в
силу приговора суда. В случае возбуждения
уголовного дела против консульского
должностного лица оно должно явиться
в компетентные органы. В таком случае,
а также при задержании должностного лица
власти страны пребывания немедленно
уведомляют консульство.
Государства
зачастую заключают двусторонние консульские
конвенции, предоставляющие консульским
должностным лицам полный дипломатический
иммунитет. В таких случаях их уголовное
преследование возможно лишь в случае
отказа от иммунитета.
В
1996 г. украинский вице-консул в Торонто
А.Ю. был обвинен в вождении автомобиля
в нетрезвом состоянии и в попытке дать
взятку полицейскому. Канада запросила
Украину о лишении А.Ю. дипломатического
иммунитета. После отказа Украины канадские
власти объявили А.Ю. персоной non grata и предписали
покинуть страну в течение двух суток.
Как
сами консулы, так и консульские служащие
обладают иммунитетом от местной юрисдикции
в отношении действий, совершенных ими
при выполнении служебных обязанностей.
Это положение не применяется в отношении
гражданского иска третьей стороны за
вред, причиненный транспортным средством.
Персонал
консульства может вызываться в суд для
дачи свидетельских показаний. Консульские
служащие и обслуживающий персонал не
могут отказаться от дачи показаний. Если
от дачи показаний отказывается консульское
должностное лицо, то к нему не должны
применяться меры принуждения.
Консульские
должностные лица и служащие, а также члены
их семей освобождаются от всех налогов
и сборов. Обслуживающий персонал освобождается
от налогов на заработную плату. Консульские
должностные лица освобождаются от таможенных
пошлин и досмотра. Личный багаж должностных
лиц может быть досмотрен лишь в случае,
если есть серьезные основания полагать,
что в нем содержатся предметы, запрещенные
к вывозу или ввозу. Такой досмотр должен
производиться в присутствии консульского
должностного лица <*>.
Государство
может отказаться от иммунитетов консульского
работника. Предъявление в суде гражданского
иска консульским работником лишает его
права ссылаться на иммунитет в отношении
встречного иска. Отказ от судебного иммунитета
не означает отказа от иммунитета в отношении
исполнительных действий по судебному
решению.
Трудовые
отношения работников дипломатических
представительств, консульских учреждений,
а также представительств иных государственных
органов регулируются внутренним правом.
Этому посвящена отдельная глава Трудового
кодекса РФ (гл. 53). Иммунитета и привилегии
членов персонала консульского учреждения
носят функциональный характер.
Они не
могут быть подвергнуты аресту или предварительному
заключению иначе, как на основании постановлений
компетентных властей в случае совершения
тяжких преступлений.
------
<*>
В феврале 1996 г. сотрудники Выборгской
таможни произвели досмотр багажа в автомобиле
генконсула Японии. Были обнаружены и
изъяты изделия из бронзы и фарфора XVIII
- XIX вв., запрещенные к вывозу. Изделия
были легально куплены в магазинах. Генконсул
протеста не заявил, не сделало этого и
Посольство Японии.
В
двусторонних консульских конвенциях
вопрос о личной неприкосновенности решается
по-разному. В одних воспроизводятся положения
Венской конвенции о консульских сношениях,
в других содержатся положения, максимально
приближающие личную неприкосновенность
консульских должностных лиц к личной
неприкосновенности дипломатических
агентов.
При
выполнении своих официальных функций
консульские должностные лица обладают
иммунитетом от юрисдикции государства
пребывания, кроме некоторых гражданских
исков. В Венской конвенции о консульских
сношениях прописано, что консульское
должностное лицо может быть вызвано в
суд для дачи показаний. Однако за отказ
явиться в суд к нему не могут применяться
никакие меры взыскания или наказания.
В
соответствии с рядом двусторонних конвенций консульские должностные
лица давать показания в суде не обязаны и пользуются
в этом отношении практически теми же
правами, что и соответствующие члены
персонала дипломатического представительства.
К
привилегиям консульских должностных лиц,
сотрудников консульств и членов их семей относятся:
определенные
налоговые льготы (как правило, на основе
взаимности);
таможенные
привилегии (освобождение от таможенного
досмотра личного багажа и уплаты таможенных
пошлин);
освобождение
от военной и других личных повинностей;
право главы
консульского учреждения устанавливать
флаг представляемого государства на
своей резиденции и на используемых им
в официальных целях транспортных средствах
и др.
Заключение
Со
временем будет еще более возрастать интерес
иностранных государств к России, ее богатствам
и возможностям вложения инвестиций. Развитие
экономического сотрудничества и международных
связей регионов страны приведет к дальнейшему
расширению консульских и дипломатических
отношений России с зарубежными государствами,
к появлению новых консульских и дипломатических
учреждений на территории субъектов Российской
Федерации.
Поэтому
знание основ консульского и дипломатического
права будет необходимо сотрудникам республиканских,
краевых и городских администраций, работникам
таможенных служб и правоохранительных
органов.
Список
использованной литературы
Кондратьева
Е.М. Международное право: Учебное пособие.
Часть 1 - Н.Новгород: НИМБ, 2003 - 112с.
Плотникова
О.В. Консульские отношения и консульское
право: Учебник для студентов ВУЗов, обуч.
по спец. «Международные отношения» и
«Международное право».- М.: НОРМА-ИНФРА-М,
2000.- 208с.
Тункин Г.И.
Теория международного права. - М.: Зерцало,
2004.- 398с.
Блищенко
И.П. Дипломатическое право. М., 1990.
Ганюшкин
Б.В. Дипломатическое право международных
организаций. М., 1972.
Демин Ю.Г.
Статус дипломатических представительств
и их персонала. М., 1995.
Ковалев А.А.
Привилегии и иммунитеты в современном
международном праве. М., 1986.
Консульские
конвенции, заключенные Советским Союзом
с иностранными государствами. М., 1985.
Кузнецов
С.А. Представители государств в международных
организациях. М., 1980.
Петренко
Р.И. Основы консульского права. М., 1986.
Сандровский
К.К. Право внешних сношений. Киев, 1986.
Сандровский
К.К. Специальные дипломатические миссии.
Киев, 1977.
Селянинов
О.П. Дипломатические представительства.
М., 1986.
Смирнов
Ю.М. Консульское право: практика применения.
М., 2001.