Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
реферат Труд и профессиональное образование осужденных к лишению свободы: пути решения проблем
Информация:
Тип работы: реферат.
Добавлен: 13.10.2012.
Год: 2010.
Страниц: 8.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Министерство
образования и
науки РФ Федеральное
агентство по образованию Государственное
образовательное
учреждение высшего
профессионального
образования
Юридический
факультет
Кафедра
уголовного права и криминологии
Реферат
На
тему:
Труд
и профессиональное
образование осужденных
к лишению свободы: пути
решения проблем.
Выполнил:
Студентка
4 курса
юридического
факультета
ХГАЭП
Группы:
Хабаровск
2010 год
План:
Введение………………3
2. Основные направления педагогико-воспитате ьной
работы
с осужденными………………...4
3.
Профессиональное образование и профессиональная
подготовка осужденных в местах лишения
свободы: правовое регулирование………...6
4. Труд осужденных к лишению свободы:
правовое регулирование………………10
5. Проблемы, связанные с трудом и профессиональным
образованием осужденных, пути их решения……….15
6. Заключение………………..20
7. Список литературы…………….22
Введение.
В последние годы в российском обществе
возросло значение социально-правовых
ценностей, среди которых на первое место
ставятся права и свободы человека и гражданина.
Среди них особое место занимают социально-экономичес ие
права и свободы. Реализация этих прав
особенно злободневна в местах лишения
свободы, где предусмотрен значительный
среди всех наказаний объем правоограничений
граждан.
Право на образование, право на труд, является
конституционным социально-экономичес им
правом гражданина России (ст. 37, ст. 43 Конституции
РФ), однако в отношении осужденных к лишению
свободы механизм его реализации имеет
свои особенности. Образование является
не только средством повышения конкурентоспособност
рабочей силы на рынке труда, но и необходимым
условием формирования личности.
Действующее уголовно-исполнитель ое
законодательство построено на качественно
новой идеологии - уважении и охране прав,
свобод и законных интересов осужденных
(ст. 10 УИК РФ), Одним из важнейших направлений
реформирования уголовно-исполнитель ой
системы является приведение национального
законодательства в соответствие с международными
стандартами. Вместе с тем, правоприменительная
практика показывает, что для более полного
воплощения законодательных положений,
относящихся к реализации прав и законных
интересов осужденных в процессе отбывания
наказания, требуется совершенствование
механизмов их реализации.
Учитывая сказанное, актуальность данной
темы состоит в рассмотрении проблем правового
регулирования и организации получения
образования осужденными к лишению свободы
в условиях реформирования уголовно-исполнитель ой
системы и применения новых образовательных
технологий, а также организации и качества
труда в исправительных учреждениях, мотивационные
методы, повышение этих норм и вынесение
на рыночную арену. 2.
Основные направления
педагогико-воспитат льной
работы с осужденными.
Существуют
следующие основные направления
воспитательной работы в пенитенциарных
учреждениях:
1.
Правовое воспитание
осужденных. Это процесс формирования
правосознания, включающего знание принципов
и норм права и убеждение в необходимости
следовать им. Его задача заключается
в том, чтобы максимально добиваться усвоения
осужденными знаний основных законов
государства, и на этой основе способствовать
формированию у них высокого правосознания.
2.
Нравственное воспитание
осужденных предусматривает целенаправленную
деятельность, направленную на определение
у осужденных чуждых обществу моральных
качеств и убеждений. В основе данного
направления – формирование гражданина.
3.
Трудовое воспитание
осужденных.
4.
Физическое и санитарно-гигиеничес ое
воспитание осужденных. Оно позволяет
не допустить деградации личности осужденного,
сохранить его человеческое достоинство.
Оно направлено на развитие физических
способностей, укрепления здоровья, формирования
морально-волевых качеств.
5.
Режим. Представляет комплекс требований,
правил, ограничений, запретов, охватывающий
всю жизнь осужденных. Вводимые ограничения
и особый порядок жизнедеятельности обусловлены
необходимостью, с одной стороны, оказания
карательного воздействия, а с другой
– потребностями специально организуемого
воспитательного процесса.
6.
Общеобразовательное
и профессиональное
обучение осужденных
к лишению свободы.
Значение
общеобразовательног и профессионального
обучения лиц, лишенных свободы, определяется
тем, что в соответствии со ст. 9 УИК оно
является одним из основных средств исправления
осужденных.1
Реализация
принципа воспитания в труде предполагает
вовлечение всех осужденных в трудовую
деятельность. Участвуя в труде, они развиваются
духовно и физически, постепенно познают
радость творчества, созидания. Морально-волевые
качества формируются лишь в правильно
организованном труде, тесно связанном
с идейно-политическим и нравственным
воспитанием.
Тесная
связь процесса исправления и перевоспитания
с жизнью, трудом, с практикой правового
государства — один из главных принципов
исправления и перевоспитания.
3.
Профессиональное
образование и
профессиональная подготовка
осужденных в местах
лишения свободы
Уголовно-исполнитель ый кодекс РФ в отличие
от ранее действовавшего законодательства
объединяет в одной главе профессиональное
образование и профессиональную подготовку
лиц, лишенных свободы, рассматривает
их не самостоятельно, а в контексте с
регулированием трудовых отношений.
Значение общеобразовательного и профессионального
обучения лиц, лишенных свободы, определяется
тем, что, в соответствии со ст. 9 УИК РФ,
оно является одним из основных средств
исправления осужденных. Общеобразовательное
обучение развивает общий кругозор, повышает
уровень интеллекта и образованности,
препятствуя рецидиву. Правовое регулирование
общеобразовательног обучения осужденных
исходит из закрепленного ст. 43 Конституции
Российской Федерации права граждан на
образование.
В исправительных учреждениях (ст. 112 УИК
РФ) организуется обязательное получение
осужденными, не достигшими возраста тридцати
лет, основного общего образования. Осужденным,
желающим продолжить обучение в целях
получения полного среднего общего образования,
администрацией исправительного учреждения
и органами местного самоуправления создаются
необходимые условия.
Осужденные старше тридцати лет, а также
инвалиды 1 и II групп, получают среднее
образование по их желанию.
По уголовно-исполнитель ому закону не
привлекаются к общему образованию осужденные,
отбывающие пожизненное лишение свободы.
Такой подход вызван спецификой режима
отбывания этого вида лишения свободы,
отсутствием необходимых предпосылок
для организации общеобразовательного
обучения. Вместе с тем осужденным этой
категории создаются не противоречащие
порядку отбывания наказания условия
для самообразования.
Для сдачи экзаменов учащиеся осужденные
освобождаются от работы в соответствии
с законодательством о труде, что создает
им необходимые условия для получения
образования в местах лишения свободы.
Получение осужденными среднего образования,
как важный фактор позитивного развития
личности, поощряется и учитывается при
определении степени их исправления.2
В исправительных учреждениях функционируют
два вида профессионального образования
и профессиональной подготовки осужденных:
1)
обучение в профессионально-технических
училищах системы профессионально-техни еского
образования, филиалы которых создаются
в местах лишения свободы;
2)
обучение на производстве исправительных
учреждений.
Обучение в профессионально-техни еских
училищах является основным видом профессионального
обучения осужденных к лишению свободы,
однако осужденные, отбывающие пожизненное
лишение свободы, в силу специфики режима
содержания получают профессиональную
подготовку только непосредственно на
производстве.
Отношение осужденных к получению начального
профессионального образования и профессиональной
подготовки учитывается при определении
степени их исправления.
Осужденным к лишению свободы, содержащимся
в колониях-поселениях, в соответствии
со ст. 129 УИК разрешается заочное обучение
в образовательных учреждениях высшего
и среднего профессионального образования,
расположенных в пределах административно-территориального
образования по месту нахождения колонии-поселения.
Согласно ст. 108 УИК РФ в исправительных
учреждениях организуется обязательное
начальное профессиональное образование
или профессиональная подготовка осужденных
к лишению свободы, не имеющих профессии
(специальности), по которой осужденный
может работать в ИУ, а также после освобождения
из него.
Исключением из этого предписания являются
осужденные инвалиды I и II групп, а также
осужденные мужчины старше 60 лет и женщины
старше 55 лет. Если же они желают приобрести
ту или иную профессию, то такая возможность
им предоставляется. Подобное отношение
законодателя к получению профессии обусловлено
тем, что наличие у осужденных специальности
является важным фактором не только для
его правопослушного поведения в период
отбывания лишения свободы, но и для успешного
включения в жизнь после освобождения
из мест лишения свободы. Профессиональное
образование и профессиональная подготовка
способствуют выработке у осужденного
честного и добросовестного отношения
к труду. Подготовка высококвалифицирован ых
работников имеет важное значение не только
для самих осужденных и ИУ, но и для общества
в целом. Это приобрело особую актуальность
в настоящее время, когда имеется избыток
рабочей силы, повышаются требования к
работникам.3
Согласно закону начальное профессиональное
образование осуществляется в рамках
образовательных программ установленного
образца. Основным видом профессиональной
подготовки осужденных в местах лишения
свободы является их обучение в профессионально-техни еских
училищах, создаваемых при исправительных
учреждениях. Осужденные обучаются без
отрыва от производства. Срок обучения
в училищах - от 6 месяцев до одного года,
а по наиболее сложным профессиям - до
1,5 года. Несовершеннолетние, отбывающие
наказания в воспитательных колониях,
обучаются в ПТУ с отрывом от производства.
Обучение на производстве, проводится
в форме индивидуального, бригадного или
курсового обучения. В процессе данного
вида обучения решаются задачи, как начальной
профессиональной подготовки, так и повышения
квалификации осужденных.
Кроме вышеназванных форм профессионального
обучения, используются и такие виды, как
производственно-техн ческие курсы, курсы
целевого назначения, школы передовых
методов труда и др.
По окончании обучения сдаются квалификационные
экзамены и выдается документ единого
образца, свидетельствующий о получении
осужденными соответствующей специальности
или профессии.
Получение не имеющим профессии осужденным
специальности является его специфической
обязанностью, за уклонение от выполнения
которой к нему могут быть применены предусмотренные
УИК РФ меры воздействия.
В отношении осужденных, отбывающих пожизненное
лишение свободы, осуществляется лишь
профессиональная подготовка непосредственно
на производстве учреждения, исполняющего
данный вид наказания.
4.
Труд в исправительных
учреждениях. Правовое
регулирование.
Значимая роль отводится труду в силу
многообразия воспитательных возможностей,
которыми он обладает, имеет оздоровительное,
дисциплинирующее и экономическое значение.
Еще К.Маркс и Ф. Энгельс сформулировали
ряд положений, которые затем были положены
в основу принципов воспитания. К. Маркс
и Ф. Энгельс указывали, что человек в процессе
воздействия на природу одновременно
изменяет и свою собственную природу.
«Труд есть, прежде всего, процесс, совершающийся
между человеком и природой, процесс, в
котором человек своей собственной деятельностью
опосредствует, регулирует и контролирует
обмен веществ между собой и природой».
УИК РФ - принципы, определяющие основания
и формы привлечения к труду осужденных
к лишению свободы, условий их труда, а
также деятельность администрации исправительных
учреждений по его организации. К принципам
относятся: подчинение производственной
деятельности исправительных учреждений
выполнению их основной задачи - исправлению
осужденных; обязательность их труда;
сочетание труда и профессионального
обучения осужденных.
Производственная деятельность осужденных
не должна препятствовать выполнению
основной задачи исправительных учреждений
- исправлению осужденных.
Обязательность труда осужденных не распространяется
на ряд категорий - осужденные мужчины
старше 60 лет и женщины старше 55 лет, инвалиды
1 и 2 групп привлекаются к труду по желанию;
несовершеннолетние, беременные и женщины,
имеющие детей - в соответствии с трудовым
законодательством. Ч. 1 ст. 103 УИК РФ - обязанность
администрации привлекать осужденных
к труду с учетом их трудоспособности
и, по возможности, специальности.
В соответствии с приговором суда, когда
осужденному назначено дополнительное
наказание в виде лишения права занимать
определенные должности или заниматься
определенной деятельностью - с учетом
этого.
В соответствии с Правилами внутреннего
распорядка исправительного учреждения,
запрещается применение труда осужденных
на всех работах и должностях в управлениях,
отделах (службах) территориальных органов
УИС; в административных зданиях, в которых
размещается личный состав, осуществляющий
охрану учреждений, находится оружие,
служебная документация, специальные
технические средства.
Не допускается труд осужденных: по обслуживанию
и ремонту технических средств охраны
и надзора, а также размещенных в запретной
зоне инженерных сооружений, конструкций
и коммуникаций; с множительной, радиотелеграфной,
телефонной, факсимильной техникой; связанный
с учетом, хранением и выдачей медикаментов,
взрывчатых, отравляющих и ядовитых веществ;
с подчинением им вольнонаемных работников;
в качестве водителей оперативных машин;
в качестве продавцов, бухгалтеров-операцио истов,
кассиров, заведующих продовольственными,
вещевыми складами, а также складами со
сложным и дорогостоящим оборудованием,
кладовщиков.
Осужденные привлекаются к труду в центрах
трудовой адаптации осужденных и производственных
(трудовых) мастерских исправительных
учреждений, на федеральных ГУП УИС и в
организациях иных организационно-правов х
форм, на территориях ИУ или вне их, при
условии обеспечения надлежащей охраны
и изоляции осужденных. Продолжительность
рабочего времени, правила охраны труда,
техники безопасности и производственной
санитарии устанавливаются в соответствии
с законодательством РФ о труде (40 часов
в неделю - общая; с 16 до 18 лет - 36 часов;
с 15 до 16 лет - 24 часов). Время начала и окончания
работы (смены) определяется графиками
сменности, устанавливаемыми администрацией
исправительного учреждения по согласованию
с администрацией предприятия. С учетом
характера работ допускается суммированный
учет рабочего времени. Время привлечения
к оплачиваемому труду засчитывается
в общий трудовой стаж. Учет отработанного
времени возлагается на администрацию
ИУ и производится по итогам календарного
года. При систематическом уклонении от
выполнения работы соответствующий период
времени исключается по решению администрации
ИУ из общего трудового стажа (решение
может быть обжаловано в суд).
Работающие осужденные имеют право на
ежегодный оплачиваемый отпуск: продолжительностью
18 рабочих дней - для отбывающих лишение
свободы в воспитательных колониях; 12
рабочих дней - для отбывающих лишение
свободы в иных исправительных учреждениях.
Указанные отпуска предоставляются с
выездом за пределы исправительного учреждения
или без него. Время содержания осужденного
в помещении камерного типа, едином помещении
камерного типа и одиночной камере в срок,
необходимый для предоставления ежегодного
оплачиваемого отпуска, не засчитывается.
Осужденным, перевыполняющим нормы выработки
или образцово выполняющим установленные
задания на тяжелых работах, а также на
работах с вредными или опасными условиями
труда, на предприятиях, расположенных
в районах Крайнего Севера и приравненных
к ним местностях, либо работающим по своему
желанию осужденным, являющимся инвалидами
1 и 2 группы, мужчинам старше 60 и женщинам
старше 55 лет продолжительность ежегодного
оплачиваемого отпуска может быть увеличена
до 18 рабочих дней, а несовершеннолетним
осужденным - до 24 рабочих дней. Осужденные
к лишению свободы имеют право на оплату
труда в соответствии с законодательством
РФ о труде. Размер оплаты труда отработавших
полностью определенную на месяц норму
рабочего времени и выполнивших установленную
норму, не может быть ниже установленного
МРОТ. Оплата труда при неполном рабочем
дне или неполной рабочей неделе - пропорционально
отработанному времени или в зависимости
от выработки.
Осужденные, получающие заработную
плату, и осужденные, получающие
пенсию, возмещают стоимость питания,
одежды и коммунально-бытовых
услуг, кроме стоимости специального
питания и специальной одежды. С осужденных,
уклоняющихся от работы, указанные расходы
удерживаются из средств, имеющихся на
их лицевых счетах.
Возмещение осужденными расходов по их
содержанию производится после удержания
алиментов, подоходного налога, отчислений
в Пенсионный фонд Российской Федерации
и иных обязательных отчислений. Удержания
по исполнительным листам или другим исполнительным
документам производятся из оставшейся
суммы в порядке, предусмотренном Гражданским
процессуальным кодексом Российской Федерации4.
В целях повышения производительности
труда осужденных в ИУ используется ряд
средств и методов. К ним, например, относятся:
организация трудового соревнования среди
осужденных и их коллективов, присвоение
отличившимся званий «передовик производства»,
«коллектив высокопроизводительн го
труда и примерного поведения». Кроме
того, средством стимулирования труда
осужденных, повышения его эффективности
является поощрение рационализаторской
и изобретательской работы.
Необходимо
отметить, что честное и добросовестное
отношение осужденных к труду является
одним из главных показателей оценки их
поведения, критерием для положительного
решения о переводе осужденных из исправительных
колоний в колонии-поселения, для условно-досрочного
освобождения и др. Таким образом, общественно
полезный труд выступает в педагогическом
плане организационной основой всего
процесса исправления осужденных. Столь
высокая роль отводится труду в силу многообразия
воспитательных возможностей, которыми
он обладает. В процессе общественно полезного
труда человек развивает свои физические
и профессиональные способности, формирует
и развивает нравственные качества.
Кроме
воспитательной функции, труд осужденных
преследует оздоровительные задачи, так
как безделье, особенно длительное, ведет
к мышечному атрофированию. Эта же цель
достигается при привлечении ограниченно
годных к труду с их согласия к посильной
для них трудовой деятельности. Не нужно
забывать и о роли труда осужденных для
снятия их психологической напряженности
в замкнутом, далеко не комфортном пространстве.
Рост
числа осужденных, не занятых трудом,
осложняет криминогенную обстановку
в местах лишения свободы, является одним
из факторов усиления агрессивности осужденных,
проявляющемся как в их взаимоотношениях
между собой, так и в отношениях с сотрудниками
учреждения, что приводит к увеличению
числа нарушений дисциплины, совершению
преступлений, массовым эксцессам.5
5.Проблемы,
связанные с трудом
и профессиональным
образованием осужденных,
пути их решения.
Серьезной проблемой
в организации эффективного учебно-воспитательно о
процесса в воспитательных колониях является
проблема взаимодействия между школой
и другими подразделениями воспитательной
колонии. Несмотря на предпринимаемые
педагогическими коллективами школ воспитательных
колоний усилия по координации воспитательного
воздействия на воспитанников с сотрудниками
различных подразделений, реального сотрудничества,
как правило, не происходит. Зачастую долговременные
титанические усилия, направленные педагогами
школы и психологами учреждения на ресоциализацию
конкретного воспитанника, имеющие в своей
основе выраженные положительные тенденции,
буквально перечеркиваются педагогически
неверными действиями отдельных сотрудников.
Чаще всего ими являются сотрудники оперативных
служб, не имеющие необходимых знаний.
Наличие такой проблемы в большинстве
воспитательных колоний России свидетельствует
о необходимости более глубокой педагогизации
пенитенциарного процесса с привлечением
квалифицированных кадров, владеющих
не только основами оперативной работы,
но и имеющих необходимый минимум знаний
в области педагогики и возрастной психологии.
Время настойчиво диктует необходимость
реформирования системы исполнения наказаний
в отношении осужденных несовершеннолетних
именно в направлении ее педагогизации
и гуманизации.
Существенной
проблемой, влияющей на эффективность
учебно-воспитательн го процесса в
школах воспитательных колоний является
частая сменяемость контингента
учащихся в течение учебного года.
У
поступающих в колонию воспитанников
отсутствует психологическая готовность
к учению. Низкий стартовый познавательный
уровень, несоответствие биологического
возраста воспитанника классу обучения
становятся серьезными препятствиями
на пути его эффективного обучения и воспитания.
Поэтому нежелание продолжать учебу в
школе – характерное явление среди подавляющего
большинства воспитанников в адаптационный
период, особенно среди лиц, находящихся
в карантинном отделении.
Эффективный учебно-воспитательны процесс
в современной школе воспитательной колонии
невозможен без создания необходимой
материально-техниче кой базы. К сожалению,
в последнее десятилетие прошлого века,
а также в первые годы нынешнего, внимание
федеральных органов управления УИС к
этой проблеме было ослаблено. Из-за отсутствия
финансирования в большинстве колоний
материально-техниче кая база морально
и физически устарела, либо не была создана
вовсе. Колонии фактически не обеспечиваются
новыми учебниками и учебно-методическими
пособиями. Их приобретение стало для
школ серьезной проблемой и препятствием
в обеспечении полноценного учебного
процесса. Крайне скудной является база
учебно-наглядных пособий школ. Настенные
карты, используемые в учебном процессе,
зачастую вдвое старше самих обучаемых.
Не имеют до настоящего времени современного
компьютерного оборудования, в компьютерных
классах, зачастую установлены морально
устаревшие машины, обучение на которых
основам современной информатики и решение
других учебных задач невозможно. В большинстве
регионов страны крайне низкой остается
эффективность работы созданных при колониях
попечительских советов, которые по своему
статусу и возможностям должны были бы
и могли бы решать эти проблемы. 6
Так как воспитание
осужденных осуществляется как единый
учебно-воспитательн й процесс, то одним
из основных субъектов воспитания выступают,
персонал школ и профессиональных училищ.7
Поэтому, очень важным моментом в решении
задач по профессиональному обучению
осужденных является обеспечение ПТУ
и иных форм обучения высококвалифицирован ыми
инженерно-педагогич скими кадрами. И
хотя это является обязанностью Министерства
общего и профессионального образования
и его органов на местах, администрация
мест лишения свободы должна оказывать
всяческую помощь в комплектовании училищ,
школ, курсов и т.д. высококвалифицирован ыми
кадрами.
Реализация возможна лишь при условии
сохранения общеобразовательной школы,
функции которой должны быть значительно
изменены в сторону их расширения. В связи
с этим необходимо пересмотреть учебные
планы и программы, усилив прикладную
направленность содержания естественно-техническ х
учебных дисциплин и воспитательную роль
гуманитарных предметов. С учетом специфики
обучаемого контингента ввести в учебный
план, например, курсы основ государства
и права, этики и эстетики, психологии
семейной жизни, проводить факультативные
занятия по таким предметам, как иностранный
язык, рисование, пение, физкультура и
др. В рамках учебно-воспитательно работы
школы организовать для осужденных предметные
кружки и клубы по интересам. Занятия проводить
как обычно, по расписанию, но по специальной
программе.
Школа на деле должна стать методическим
центром воспитательной работы в исправительных
учреждениях. На сегодня педагогический
коллектив школы является самой квалифицированной
в педагогическом плане силой в учреждениях.
Он организует и проводит систематическую
учебу сотрудников учреждения по основам
исправительной педагогики в психологии,
настойчиво непоследовательно развивает
педагогику сотрудничества во взаимоотношениях
между воспитателями и осужденными.8
Таким образом, общеобразовательная школа
должна стать своеобразным учебным комплексом,
центром образовательной и воспитательной
работы. Задачи такого комплекса шире,
чем у вечерней школы. Здесь наряду с общеобразовательным
обучением лиц, не имеющих общего среднего
образования, можно предусмотреть: общекультурную
подготовку осужденных, имеющих среднее
образование, по различным программам;
подготовку осужденных к освобождению;
проведение подготовительных занятий
с желающими в дальнейшем поступить в
средние специальные и высшие учебные
заведения; изучение личности осужденного;
разработку индивидуальных программ исправления
и перевоспитания. В зависимости от материальной
базы и уровня, методической подготовленности
педагогического коллектива учебного
комплекса-центра направления его деятельности
расширены. Произойдут качественные изменения
и педагогического коллектива. В его состав
войдут специалисты-педагоги воспитатели,
психологи, методисты. Начало такой экспериментальной
работы по перестройке общеобразовательной
школы уже положено. Однако она требует
глубокого научного и правового обеспечения.
В то же время администрация ИУ должна
создавать необходимые условия для этого,
например, не привлекать обучающихся без
крайней необходимости к сверхурочным
работам, выделять рабочие места для производственной
практики, обеспечивать заказами на изготовление
продукции и т.п.9
Одной исключительно важной функцией
труда осужденных к лишению свободы, является
его роль, как фактора ресоциализации.
Успешное выполнение этой задачи возможно
лишь тогда, когда предприятия учреждений,
исполняющих наказания, оснащены современной
техникой, выпускают конкурентоспособную,
пользующуюся спросом на внутреннем и
внешнем рынках продукцию. А это означает,
что осужденные имеют возможность получить
в ИУ дефицитные профессии или, что часто
бывает на практике, не растерять навыки
высококвалифицирова ных работников,
что даст им большие шансы на рынке труда
после освобождения.
Труд осужденных, прежде всего, призван
решать воспитательные, педагогические
задачи, а не подчиняться целям получения
от него прибыли. Однако совсем сбрасывать
со счетов или недооценивать экономические
показатели производственно-хозяй твенной
деятельности ИУ будет неправильно. Труд
осужденных был и остается, особенно в
настоящее время, средством компенсации
сокращения выделяемых из федерального
бюджета сумм на содержание уголовно-исполнитель ой
системы, и прежде всего - незанятых трудом
осужденных. Такая трактовка роли труда
не является базой для производственного
уклона в деятельности мест лишения свободы.
Она призвана содействовать решению задач
по расширению, модернизации и техническому
переоснащению предприятий, учреждений,
стабилизации их финансового состояния,
повышению уровня трудовой занятости
осужденных.
В
целях комплексного подхода к
решению проблемы полной трудовой занятости
осужденных, для достижения поставленных
задач предусматривается реализовать
комплекс мер, способствующих переориентации
имеющихся производственных мощностей
уголовно-исполнител ной системы на изготовление
конкурентоспособной пользующейся спросом
на внутреннем и внешнем рынках продукции
и созданию новых производств для трудоустройства
вновь поступающих осужденных, а также
меры государственной поддержки содействия
трудоустройству осужденных.10
Серьезные
перемены в жизни общества, выдвигают
требования по ее совершенствованию. Представляется
целесообразным ее поэтапное преобразование
в систему оказания дифференцированного
психолого-педагогич ского воздействия
на осужденных, проведения с ними социальной
работы.
Для
решения назревших проблем потребуется
научный поиск и экспериментальная
проверка в реальных условиях
новых разработок, которые должны
проводиться с учетом конкретных
предложений практических работников
и при непосредственном их участии.11
6.
Заключение.
В настоящее время опыт перевоспитания
осужденных, накопленный в 20-е, 60 — 90-е
гг., его творческое осмысление должны
сыграть значительную роль в перестройке
исправительной системы, связанной с социальными
преобразованиями в обществе, реформой
законодательства. Это, прежде всего, относится
к необходимости закрепления на законодательном
уровне исправительной системы как системы,
воспитательной, адекватного отражения
закономерностей и, принципов перевоспитания
осужденных в принципах исправительной
политики в нормах уголовно-исполнитель ого
законодательства; нормализации среды
осужденных, организации в ней коллективистских
взаимоотношений, в основе которых лежат
общечеловеческие ценности; стимулирования
общественной активности осужденных,
расширения сфер деятельности их общественных
формирований; создания высокообразованного
профессионального кадрового ядра, владеющих
на достаточном уровне психолого-педагогиче кими
знаниями и умениями в области организации
процесса перевоспитания осужденных.
Таким образом, проблемы обучения и труда
осужденных в воспитательной колонии,
на мой взгляд, заключаются в следующем:
Недостаточно
разработана нормативно-правовая база,
закрепляющая принципиальные различия
в организации учебно-воспитательно о
процесса в школе воспитательной колонии
и обычной общеобразовательной школе.
Не разработаны государственные стандарты
образования, учитывающие психологические
особенности контингента учащихся и особые
условия деятельности образовательного
учреждения воспитательной колонии.
Не развита
единая государственная система подготовки
педагогических кадров для работы в пенитенциарных
учреждениях. Следовательно, пенитенциарные
учреждения не имеют достаточного количества
квалифицированных педагогов, способных
эффективно решать стоящие перед ними
задачи. Отсутствует система повышения
квалификации пенитенциарных педагогов.
Не разработан
учебно-методический аппарат, необходимый
для организации эффективного учебно-воспитательно о
процесса в пенитенциарном учреждении
(используемые учебники не соответствуют
уровню развития поступающих в колонию
подростков, в их разработке никак не учитываются
психолого-педагогичес ие особенности
контингента учащихся воспитательных
колоний; не разработаны научно-методические
рекомендации для пенитенциарных педагогов).
Крайне медленно
обновляется материально-техничес ая
база: школы воспитательных колоний не
обеспечены необходимым количеством учебников;
не выделяется достаточного количества
бюджетных средств для обновления или
создания базы современных технических
средств обучения: компьютерных классов,
мультимедийных проекционных систем,
программного обеспечения для них, телевизионной
и видео техники и другого учебного оборудования).
Отрицательное
влияние на эффективность проводимой
школой работы оказывает частая сменяемость
контингента учащихся, связанная с незначительными
сроками пребывания воспитанников в колонии.