Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
доклад Тяжесть и напряженность трудового процесса каменщика
Информация:
Тип работы: доклад.
Добавлен: 13.10.2012.
Год: 2010.
Страниц: 17.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Классификация
основных форм трудовой деятельности
Общепринята следующая
классификация основных форм трудовой
деятельности:
Труд, требующий
большой мышечной активности
Имеет место
при отсутствии механизированных средств
для работы (труд сталевара, грузчика,
овощевода и т. д.). Развивает мышечную
систему, стимулирует обменные процессы
в организме, но в тоже время социально
не эффективен, имеет низкую производительность,
потребность в длительном отдыхе.
Механизированная
форма труда
Требует специальных
знаний и двигательных навыков, в работу
включаются мелкие мышцы рук, ног, которые
обеспечивают скорость и точность движения.
Однако, однообразие простых действий,
малый объём воспринимаемой информации
приводит к монотонности труда.
Труд, связанный
с автоматическим и полуавтоматическим
производством
Недостатки: монотонность,
повышенный темп и ритм работы, отсутствие
творческого начала, так как обработкой
предметов занимается механизм, а
человек выполняет простые операции
по обслуживанию станков
Конвейерный труд
Отличается дроблением
процесса на операции, заданным темпом
и ритмом, строгой последовательностью
операций. Главный недостаток - монотонность,
приводящая к преждевременной усталости
и быстрому нервному источению. При
однообразных повторяющихся раздражителях
в корковой деятельности преобладает
процесс торможения, что ведёт к рассеиванию
внимания, падению скорости реакции, быстрому
утомлению.
Труд, связанный
с управлением производственными
процессами и механизмами
Человек выступает
в роли оператора, и чем менее автоматизирован
процесс управления, тем больше его участие.
Умственный труд
Восприятие и
переработка большого количества информации
с включением памяти, внимания, активизация
процесса мышления.
Формы умственного
труда:
Операторский -
контроль за работой машин. Отличается
высокой ответственностью и нервно-эмоциональным
напряжением.
Управленческий
(руководители предприятия). Характеризуется
большим ростом объёма информации при
нехватке времени для её переработки,
большой личной ответственностью за
принятые решения, стрессовыми и конфликтными
ситуациями.
Творческий труд
(научные работники, преподаватели,
писатели, конструкторы). Наиболее сложная
форма, так как требует большого
объёма памяти, напряжения, внимания. Приводит
к повышению нервно-эмоционального
напряжения, тахикардии, повышению кровяного
давления, изменению ЭКГ и другим сдвигам
со стороны вегетативных функций.
Труд преподавателей
и медицинских работников - постоянный
контакт с людьми, повышенная ответственность,
частая нехватка времени и информации
для принятия правильного решения, что
приводит к высокому нервно-эмоциональном
напряжению.
Труд учащихся
и студентов. Необходима концентрация
памяти, внимания. Присутствуют стрессовые
ситуации (экзамены, зачёты).
Как видно, многообразие
форм трудовой деятельности сводится
к двум основным.
Физический труд
- характеризуется большой нагрузкой
на опорно-двигательный аппарат и
функциональные системы (сердечно - сосудистую,
нервно - мышечную, дыхательную и
др.). Развивает мышечную систему, стимулирует
обменные процессы, но из-за низкой производительности
социально не эффективен. Основным его
показателем является тяжесть.
Энергозатраты
при физическом труде, в зависимости
от тяжести работы, составляют 4000 - 6000
ккал в сутки.
Умственный труд
объединяет работы, связанные с приёмом
и передачей информации, требующие активизации
процессов мышления, внимания, памяти.
Данный вид
труда характеризуется значительным
снижением двигательной активности
(гипокинезией), что приводит к сердечно
- сосудистой патологии; длительная умственная
нагрузка угнетает психику, ухудшает функции
внимания, памяти. Основным показателем
умственного труда является напряжённость,
отражающая нагрузку на центральную нервную
систему.
Энергозатраты
при умственном труде составляют
2500 - 3000 ккал в сутки.
Вес мозга составляет
2% от массы тела, а потребляет он
энергии (15 - 20)% от общего обмена в организме.
100 г коры головного мозга потребляет
кислорода в 5 - 6 раз больше, чем
скелетная мышца такого же веса при
физической работе.
Суточный расход
энергии при умственном труде
повышается на 48% при чтении вслух
сидя; на 90% при чтении лекций; на 90-100%
у операторов ЭВМ. Кроме того, мозг
склонен к инерции, т. к. после
прекращения работы мыслительный процесс
продолжается, умственная работа не прекращается,
что приводит к большему утомлению и истощению
ЦНС, чем при физическом труде.
Исходя из гигиенических
критериев, условия труда подразделяются
на три класса:
Оптимальные условия
труда. Сохраняется не только здоровье
работающих, но и создаются предпосылки
для поддержания высокой производительности
труда. При этом за оптимальные принимаются
такие условия труда, при которых неблагоприятные
факторы не превышают уровней, принятых
в качестве безопасных для населения.
Допустимые условия
труда. При них вредные воздействия не
превышают уровней, установленных для
рабочих мест, а возможные изменения функционального
состояния организма восстанавливаются
при отдыхе, и не должны оказывать неблагоприятного
воздействия в ближайшем и отдалённом
периоде на состояние здоровья работающих
и их потомства.
1 и 2 классы
соответствуют безопасным условиям
труда.
Вредные условия
труда, при которых наличие вредных
производственных факторов, превышающих
гигиенические нормы, оказывает
неблагоприятное влияние на организм
работающего и его потомство.
Опасные условия
труда. Воздействие вредных факторов
в течение смены создаёт угрозу
для жизни, и существует высокий
риск возникновения тяжелых форм
острых профессиональных поражений.
Физиологические
основы трудовой деятельности.
Физиологическое
напряжение организма в процессе
трудовой деятельности через некоторое
время после начала работы вызывает
появление признаков утомления:
снижение уровня работоспособности
человека под влиянием работы. Утомление
может быть быстрое, при очень интенсивной
работе (работа каменщика, грузчика), или
медленное, при длительной монотонной
работе (труд водителя, работа на конвейере).
Утомление - состояние,
сопровождающееся чувством усталости,
снижением работоспособности, ухудшением
количественных и качественных показателей
работы.
Утомление по своей
биологической сущности - нормальный
физиологический процесс, который
выполняет определённую защитную функцию
в организме, предохраняя его
от перенапряжения и возможного в
связи с этим повреждения. Если человек
возобновляет работу на фоне медленно
развивающегося утомления, то это приводит
к переутомлению, то есть к хроническому
утомлению, которое не ликвидируется за
обычный период отдыха.
Важным показателем
состояния организма является работоспособность,
которая зависит от возраста, состояния
здоровья, моральных и материальных стимулов.
В течение рабочего дня она меняется, имея
три периода (рис. 1.2.1)
Рисунок 1.2.1. Изменение
работоспособности человека в течение
рабочего дня
1 – период
врабатывания, или вхождения в
работу, (0,5 - 1,5 часа), имеет низкие
показатели работоспособности.
2 – период
устойчивого сохранение работоспособности
(2 - 2,5 часа).
3 – период
снижения работоспособности в
результате утомления.
Для снижения утомления
в процессе труда и повышения работоспособности
используют следующие эффективные методы:
рациональная организация рабочего места
и времени; рациональный режим труда и
отдыха; производственная гимнастика;
комнаты психофизиологической разгрузки.
Для поддержания
высокого уровня работоспособности при
умственном труде необходимо соблюдать
ряд условий. Постепенное вхождение в
работу после сна или летнего отдыха обеспечивает
последовательное включение физиологических
механизмов, определяющих высокий уровень
работоспособности. Необходимо соблюдать
определенный ритм работы, что способствует
выработке навыков и замедляет развитие
утомления. Соблюдение привычной последовательности
и систематичности в работе обеспечивает
более длительное сохранение рабочего
динамического стереотипа. Правильное
чередование умственного труда и отдыха,
чередование умственного труда с физическим
предупреждает развитие утомления, повышает
работоспособность. Высокая работоспособность
сохраняется и при систематических упражнениях
в умственном труде. Хорошим отдыхом не
только для глаз, но и для головного мозга,
является закрытие глаз на несколько минут,
глубокое ритмичное дыхание, умеренная
мышечная нагрузка в паузах, длительный,
спокойный сон.
Факторы тяжести
и напряжённости трудового процесса
В соответствии
с Р.2.2 755-99, различают три класса
условий труда по показателям
тяжести и напряженности труда.
Оптимальный (легкий)
труд. Затраты энергии - до 174 Вт.
Допустимый труд
(средней тяжести). Затраты энергии
- от 175 до 290 Вт.
Вредный (тяжелый)
труд. Затраты энергии - свыше 290 Вт.
Физическая тяжесть
труда - это нагрузка на организм при
труде, требующая преимущественно
мышечных усилий и соответствующего
энергетического обеспечения. С
учетом вида нагрузки и нагружаемых
мышц физическая работа делится на статическую
и динамическую.
Статическая работа
связанна с фиксацией орудий и
предметов труда в неподвижном
состоянии, с поддержанием тела или
его частей в пространстве (фиксация
рабочей позы).
Внешняя мышечная
работа отсутствует, но остаётся напряжённое
состояние мышц, длящееся бесконечно долго.
Это приводит к сильному утомлению мышц,
а с учётом недостаточного их кровоснабжения,
к заболеванию мышечной и периферийной
нервной системы. Пример статической работы
- часовой на посту.
Динамическая работа
- процесс сокращения мышц, приводящий
к перемещению груза, а так же самого тела
человека или его частей, в пространстве.
При этом энергия
организма расходуется как на
поддержание определённого напряжения
в мышцах, так и на механический
эффект работы. Динамическая работа подразделяется
на общую мышечную работу, выполняемую
более чем 2/3 мышц скелетной мускулатуры,
в том числе ног и туловища (грузчики, сельхозрабочие);
региональную мышечную работу, которая
выполняется мускулатурой плечевого пояса
и верхних конечностей; локальную мышечную
работу с участием менее чем 1/3 скелетных
мышц.
Напряженность
труда характеризуется эмоциональной
нагрузкой на организм при труде,
требующем преимущественно работы
мозга по получению и переработке
информации. Наиболее легким считается
умственный труд, при котором отсутствует
необходимость принятия решений. Такие
условия труда считаются оптимальными.
Если же оператор работает и принимает
решения в рамках одной инструкции, то
такие условия труда относятся к допустимым.
К напряженным
вредным условиям 1 степени относится
труд, который связан с решением
задач по известным алгоритмам. Творческая
деятельность, требующая решения
сложных задач при отсутствии
очевидного алгоритма решения, должна
быть отнесена к напряженному труду
2-й степени.
Особенности трудовой
деятельности женщин и подростков
При использовании
на производстве труда женщин и подростков
необходимо учитывать анатомо-физиологические
особенности их организма.
В подростковом
возрасте наблюдается ускоренный рост
костей скелета и мускулатуры, особенно
конечностей, и вместе с тем - слабость
связочного аппарата, более быстрая утомляемость
мышц, нередки отклонения в развитии органов
дыхания и желудочно-кишечного тракта.
Для лиц в
возрасте 16-18 лет установлена сокращенная
- 36-часовая - рабочая неделя. Ограничено
применение труда подростков при переносе
тяжестей, а если работа связана именно
с переносом тяжестей, то масса груза не
должна превышать 4,1 кг.
Анатомо-физиологичес ие
особенности женщин в некоторых
случаях, при неудовлетворительной производственной
обстановке, могут способствовать возникновению
гинекологических заболеваний и повлиять
на состояние репродуктивной функции
женщин. Для работающих женщин регламентируют
предельные величины переноски и перемещения
грузов, вводят более благоприятные режимы
труда и отдыха, ограничивают использование
труда женщин в ночное время, устанавливают
для них режим работы с неполным рабочим
днем или с неполной рабочей неделей.
Максимальная
масса поднимаемого и перемещаемого
женщинами груза, при условии чередования
этого труда с другими видами работ до
2-х раз в час, составляет 10 кг, а при постоянном
подъеме и перемещении тяжестей в течение
рабочей смены - 7 кг.
Поскольку организм
женщины особенно уязвим во время
беременности, существует необходимость
перевода женщин на определенное время
на работы, не связанные с опасностью воздействия
тяжелых и вредных условий труда.
Выводы по теме
Изучение функционального
состояния организма человека в
результате трудовой деятельности позволяет
решить многие проблемы, связанные с улучшением
условий труда.
Вопросы для
самоконтроля
Назовите и
охарактеризуйте два основных вида
трудовой деятельности.
Каковы энергозатраты
при умственном и физическом труде?
Охарактеризуйте
работу статическую и динамическую. Приведите
примеры.
Что такое утомление,
и какие существуют пути его снижения?
От чего зависит
работоспособность человека, и как
она изменяется в течение рабочего
дня?
Какие правила
необходимо соблюдать для поддержания
высокой работоспособности при умственном
труде?
Расширяющий блок
№ 1
Многие проблемы,
связанные с улучшением условий
труда и отдыха были решены русскими
и советскими учеными.
Физиолог И. М.
Сеченов (1829 - 1905) впервые научно определил
критерий для установления продолжительности
рабочего дня.
Профессор гигиены
Московского университета Ф. Ф. Эрисман
(1842 - 1915) заложил основы для развития
в России гигиены, как самостоятельной
науки. Физиолог Н. Е. Введенский (1852 - 1922)
разрабатывал вопросы гигиены умственного
труда, рекомендовал для обеспечения высокой
работоспособности выполнение следующих
условий: и т.д.................