Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
курсовая работа Налогообложение в России
Информация:
Тип работы: курсовая работа.
Добавлен: 13.10.2012.
Год: 2010.
Страниц: 11.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
ПРЕДИСЛОВИЕ
В
современных экономических условиях
знание дисциплины «» играет приоритетную
роль в подготовке специалистов в
области финансов и кредита, бухгалтерского
учета и налогообложения.
Налоговые
поступления — достаточно существенная
часть предпринимательских расходов,
в связи с чем умение правильно
рассчитывать налоговые платежи, а
также своевременно использовать налоговые
льготы представляет собой одно из
важнейших условий работы специалистов.
Действующим
налоговым законодательством Российской
Федерации предусмотрена достаточно
жесткая мера ответственности за
налоговые правонарушения; знание налоговых
норм, регулирующих эту сферу отношений,
позволяет хозяйствующим субъектам
избежать налоговых санкций и тем самым
повысить прибыльность и конкурентоспособност
выпускаемых товаров (выполняемых работ,
оказываемых услуг).
Формирование
государственного бюджета напрямую
зависит от налоговых поступлений,
в результате чего своевременная уплата
налогов позволяет не только решать общенациональные
задачи, но и избегать налоговых санкций
в отношении хозяйствующих субъектов.
В
учебном пособии рассмотрены
теоретические и практические вопросы,
связанные с действующей системы
налогообложения в Российской Федерации,
раскрыты экономическая сущность налогов,
правовые основы их формирования, описаны
принципы эффективного налогообложения
и подходы к его проведению. Представлены
структура и функции налоговых органов,
охарактеризованы права и обязанности
участников налоговых отношений. Показаны
формы и методы организации налогового
контроля, рассмотрены налоговые нарушения
и ответственность за их совершение. В
рамках части второй Налогового кодекса
Российской Федерации представлена методика
расчета федеральных, региональных и местных
налогов.
Учебное
пособие позволит студенту:
получить
представление о теории и эволюции
налогообложения;
понять
экономическую сущность налогов, их
функции и классификационные
признаки;
изучить
принципы создания сбалансированной и
рациональной налоговой системы и подходы
к ее формированию;
уяснить
себе сущность налоговой политики,
ее типы, задачи, а также условия
и факторы проведения;
изучить
механизм возврата и зачета излишне
взысканных и излишне уплаченных
сумм налогов;
освоить
разные способы обеспечения обязанностей
по уплате налогов (сборов), случаи и
процедуру их применения;
оценить
реальный уровень налогового бремени
на предпринимательский сектор в
России с учетом экономических, политических
и социальных особенностей страны;
изучить
цели, особенности, методы проведения
и процедуру обжалования выездных
налоговых проверок;
освоить
порядок расчета и уплаты действующих
в настоящее время на территории
РФ налогов и сборов;
изучить
механизм налогового администрирования,
формы и стадии налогового контроля;
понять
меру ответственности за налоговые
правонарушения в России и сравнить
ее с ответственностью в других странах.
К
несомненному достоинству учебного
пособия можно отнести то, что
применение действующих в Российской
Федерации норм налогового законодательства
иллюстрируется примерами и ситуациями,
взятыми из практики. Для облегчения студентам
восприятия информации используют таблицы
и схемы. Рассмотрение каждого налога
начинается с краткой справки об истории
его введения. Далее следует описание
вносимых изменений и дополнений, основных
элементов налогообложения, а также полномочий
властей разного уровня по установлению
налоговых ставок, налоговых льгот, порядка
и сроков уплаты налогов. Такая подача
материала позволит получить целостное
представление о системе налогообложения
в России, оценить преимущества и недостатки
проводимых налоговых реформ.
Для
закрепления полученных знаний и
оказания помощи в случае самостоятельного
изучения дисциплины в конце каждой
главы приведены контрольные вопросы
и тесты.
Варианты
ответов на тестовые задания представлены
в конце учебного пособия.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
1.1.
Возникновение и развитие
налогообложения
История
развития налогообложения уходит в
глубину веков. Одной из зародышевых форм
налога было жертвоприношение, которое
представляло собой принудительный сбор
с четко определенной процентной ставкой.
Широко применялась во многих древних
государствах библейская, или церковная,
десятина, т.е. 10% получаемых доходов. Постепенно
такие «жертвоприношения» приобретали
регулярный характер и становились постоянным
источником дохода храмов и священнослужителей.
По
мере развития государства возникла
светская десятина, которая взималась
в пользу владетельных князей наряду
с десятиной церковной. Данная практика
существовала на протяжении многих столетий
в разных странах от Древнего Египта до
средневековой Европы.
В
древнейшие времена взимался поземельный
налог, а в Китае, Вавилоне, Персии
уже был известен поголовный, или
подушный, налог.
В
Древней Греции в IV-VII вв. до н.э. представители
знати ввели налоги на доходы в размере
1/10 или 1/20 части доходов. Существовали
также в Древней Греции акцизы в форме
привратных сборов, взимаемые при въезде
в город. За счет собранных налогов содержалась
наемная армия, возводились укрепления
вокруг городов, строились храмы, общественные
здания, водопроводы, дороги, устраивались
праздники, раздача беднякам денег и продуктов.
В Афинах взимание налогов не имело принудительного
характера, а осуществлялось как добровольные
пожертвования. Однако когда предстояли
крупные расходы, то совет города устанавливал
обязательные процентные отчисления от
доходов.
В
некоторых древних государствах
еще до нашей эры были сформированы
классические налоговые системы, внешне
мало отличающиеся от нынешних (налоги,
механизм их сбора и контроль). В частности,
это касается Древнего
Рима. В мирное время граждане не платили
налогов, так как расходы по управлению
государством осуществлялись за счет
средств магистров. Крупные расходы, связанные
со строительством общественных зданий,
покрывались средствами, полученными
от сдачи в аренду общественных земель.
В военное время граждане Рима платили
налоги в соответствии со своими доходами.
Сумму налогов определяли чиновники-цензоры
на основании представленных гражданами
заявлений о своем имущественном и семейном
положении.
В
III—IV вв. до н.э. в результате захватнических
воин Римская империя разрасталась, завоевывая
новые города и колонии. Длительное время
в Риме не существовало единой налоговой
системы, отдельные государства и общины
облагались налогами по-разному. В частности,
города, которые оказывали наибольшее
сопротивление римским легионам, платили
более высокие налоги. Долгое время в Риме
не было государственных финансовых органов,
контролирующих сбор налогов, поэтому
римская администрация прибегала к помощи
откупщиков. Результатом этого стала коррупция,
злоупотребление властью, а затем и экономический
кризис, разразившийся в I в. до н.э.
Появилась
острая необходимость реорганизации финансового
хозяйства Римской империи, потребовалась
налоговая реформа, которую начал Гай
Юлий Цезарь (102-44 до н.э.). Он отменил
откуп по прямым налогам, сохранив его
только для косвенных. Для каждой общины
была определена фиксированная сумма,
которую община должна была внести в государственную
казну. Размер налогов был снижен, поскольку
государство могло получать их непосредственно,
не прибегая к помощи откупщиков. Многие
города получили налоговые льготы, но
некоторые за борьбу против Цезаря были
наказаны повышением налогов.
Деятельность,
начатую Цезарем, продолжил император
Август Октавиан (63 до н.э. — 14 н.э.). Во
всех римских провинциях были созданы
финансовые учреждения, осуществлявшие
контроль за сбором налогов, еще более
сокращен объем услуг откупщиков. Была
проведена оценка налоговых возможностей
провинций — то, что в нынешней практике
называется оценкой налогового потенциала
территорий, для чего были составлены
карты провинций, проведены обмеры территорий
городских общин с земельными угодьями,
перепись населения и др. Август ввел таможенные
пошлины во всех провинциях со всех вывозимых
или ввозимых на продажу товаров со средней
ставкой 5%. Император также ввел налог
с наследства — 5%. Этот налог взимался
лишь с граждан Рима, но не с провинций.
Налог имел целевой характер, так как полученные
средства направлялись для пенсионного
обеспечения профессиональных военных
(солдат).
За
все время существования Древнего
Рима основным налогом в нем был
поземельный налог, он и служил главным
источником доходов государственной казны.
В среднем его ставка составляла 1/10 доходов
с земельного участка. Распространенным
налогом, взимаемым с жителей провинций
Древнего Рима, была и подушевая подать.
Помимо
прямых налогов в Римской империи
существовали косвенные, наиболее существенными
среди которых являлись: налог с оборота
— 1%; особый налог с оборота при торговле
рабами — 4%; налог на освобождение рабов
— 5%.
Уже
в Римской империи налоги выполняли
не только фискальную, но и стимулирующую
функцию, так как вносились деньгами.
Следовательно, для того, чтобы платить
налоги, население вынуждено было производить
излишки продукции для продажи, что способствовало
развитию товарно-денежных отношений,
углублению процесса разделения труда.
Многие
хозяйственные традиции Древнего Рима
перешли к Византии,
где существовал 21 вид прямых налогов:
поземельный налог, подушевая подать,
налоги на оснащение армии, налог на покупку
лошадей, налог на рекрутов, заплатив который
можно было освободится от воинской повинности,
и др.
Особыми
налогам облагались доходы сенаторов,
а также чиновников, получивших повышение
в должности. Широко практиковались
в Византии чрезвычайные налоги: на
строительство флота, содержание воинского
контингента. Однако обилие видов налогов
не привело к финансовому процветанию
Византийской империи. Наоборот, следствием
чрезвычайного налогового бремени стало
сокращение налоговой базы, возникновение
финансовых кризисов, ослаблявших мощь
государства.
Возникновение
и развитие налогообложения
в Древней Руси
Финансовая
система Руси стала складываться при
князе Олеге, утвердившемся в Киеве
в конце IX в. Он устанавливал дань, взимаемую
с подвластных ему племен. Сначала дань
была нерегулярной, затем стала систематическим
прямым налогом. Этот период совпадает
с периодом объединения древнерусского
государства.
Дань
взималась двумя способами: повозом,
когда ее привозили в Киев, и
полюдьем, когда князья и княжеские
дружины сами ездили за ней.
Применялось
в древней Руси и косвенное
налогообложение в форме разнообразных
торговых и судебных пошлин: за провоз
товаров через горные заставы — «мыт»;
за перевоз товаров через реки — «перевоз»;
за право иметь склады — «гостиная»; за
право устраивать рынки — «торговая»;
при продаже взвешиваемых товаров — «номерное»;
с измеряемых товаров — «осмичее»; при
клеймении животных — «пятно»; при причаливании
судов — «побережное»; за убийство — «вира»;
за преступления — «продажа» и др.
Особое
влияние на формирование российской
налоговой системы оказало татаро-монгольское
нашествие. В результате на русские
княжества была наложена дань в форме
прямого денежного налога — «выход», взимаемого
с каждой души мужского пола и с головы
скота. Сначала дань взималась уполномоченными
хана — баскаками, затем самими русскими
князьями. Но существовал и другой способ
взимания дани — откуп. Откупщиками выступали
чаще всего хорезмские или хивинские купцы.
Внося татарам единовременные суммы, они
затем обогащались сами, увеличивая гнет
на русские княжества. Во времена татаро-монгольского
ига взимание прямых налогов в казну самой
Руси стало практически невозможным, и
главным источником внутренних доходов
были торговые пошлины.
Избавление
от татаро-монгольского ига не освободило
население от налога, появившегося
в форме дани, ее сбор был возложен
на московского князя.
Уплата
«выхода» была прекращена Иваном
III (1440-1505) в 1480 г. но был введен новый
прямой налог, имевший название «соха».
Его размер определялся на основании «сошного
письма», которое составлял писец, измерявший
земельные площади, занимаемые дворами,
и переводивший их в условные единицы
— «сохи». Соответственно на их основе
писец определял величину налогов. «Соха»
составляла около 0,5 десятины, ее размер
был неодинаков и зависел от территории,
качества почвы. «Соху» как единицу измерения
отменили в 1679 г., когда единицей налогообложения
стал «двор». Косвенные налоги, в частности
торговые пошлины, взимались через систему
откупов, что служило серьезным препятствием
для развития торговли в стране.
Необходимость
содержать большую армию, вооружать
и перевооружать ее вызвала необходимость
введения налогов на покрытие военных
расходов. К таким налогам можно отнести
пищальные деньги, сбор на городовое и
засечное дело, поляничные и стрелецкие
деньги.
В
структуре налоговых доходов
русского государства значительную
долю занимали косвенные налоги в виде
таможенных и кабацких сборов, они давали
казне более половины всех доходов. Практически
каждый пятый рубль, собираемый в казну,
использовался на военные цели, что свидетельствовало
о военном характере российского бюджета.
В
XV в. в нашей стране не была упорядочена
ни финансовая, ни налоговая системы,
что приводило к тяжелым последствиям.
Так, во времена правления Алексея
Михайловича (1629-1676) правительство для
пополнения казны повысило косвенный
налог (налог на соль — с 5 до 10 коп. за пуд).
Расчет был на то, что соль потребляют
все слои населения и налог разложится
равномерно на всех. Однако на деле оказалось,
что пострадало беднейшее население, которое
кормилось главным образом рыбой из Волги,
Оки и других рек. Выловленную рыбу тут
же солили. После повышения налога солить
рыбу оказалось невыгодным, она портилась
в огромных количествах, население стало
жить впроголодь.
В
России соляной налог отменили после
народных (соляных) бунтов в 1648 г.; началась
работа по обоснованному упорядочению
финансов. Прежде всего была введена четкая
таможенная система вместо взимания случайных
таможенных пошлин. Большое распространение
получил введенный ранее налог на имущество,
который взимался с переходившей по наследству
земли со всех без исключения, даже с прямых
наследников.
В
эпоху Петра I (1672-1725) увеличились военные
расходы, связанные с ведением войн, переоснащением
армии, созданием российского флота. Все
это происходило за счет увеличения налогов.
Появились такие налоги, как драгунский
сбор, гербовый сбор, сбор на постройку
судов; значительно увеличились размеры
уже существовавших налогов. Однако такие
меры не решили основной задачи — пополнения
государственной казны, и в 1717 г. было принято
решение заменить огромное количество
видов налогов одним прямым налогом (подушевой
податью). Следует отметить, что в отличие
от многих нынешних реформ петровская
налоговая реформа была тщательно спланирована
и продумана, в частности была проведена
перепись населения с отдельным учетом
душ мужского пола среди крестьян и иных
категорий, которые должны были платить
налоги. Петр I реорганизовал также управление
финансами с учреждением камер-коллегий
и штабс-контор, которые осуществляли
непосредственный контроль за сбором
налогов.
Введение
подушевой подати кардинальным образом
изменило структуру доходов, в которой
этот налог занял главенствующее место
и составил в первый год более 50% доходов
российской казны. В это время косвенные
налоги в общей структуре доходов равнялись
четвертой части.
Итак,
во время правления Петра I сформировалась
принципиально новая налоговая система,
в которой центральное положение было
отведено подушевой подати. В первые годы
ее введения поступления в бюджет резко
возросли, но в последующие годы подушевая
подать практически стала тормозом в развитии
экономики России и многие годы оказывала
негативное влияние на экономическое
и социальное развитие страны. При Петре
I проводилась активная протекционалистская
политика, согласно которой устанавливались
большие таможенные пошлины на ввоз импортных
товаров в целях защиты отечественных
производителей.
В
царствование приемников
Петра I кардинальных изменений в российской
системе налогообложения не было, однако
экономисты того времени уже осознали
неэффективность подушевой подати как
прямого налога без учета реальных доходов
населения. Но подушевая подать продолжала
существовать, хотя ее размер был уменьшен,
в результате чего по сравнению с периодом
правления Петра I доля прямых налогов
снизилась почти на четверть. Был сделан
акцент на увеличение косвенного налогообложения,
вследствие этого доля косвенных налогов
в доходах бюджета возросла до 31,8%.
При
Екатерине II (1729-1796) проводились мероприятия
по расширению сферы налогообложения.
Так, в сферу налоговых отношений попали
купеческие капиталы. Вследствие значительного
роста расходов, связанных с ведением
войн и содержанием двора, произошло увеличение
размера подушевой подати и некоторых
других налогов. Причем многие вопросы
налогообложения вплоть до XIX в. решались
зачастую в зависимости от потребностей
власти. Серьезная проработка налоговых
проблем началась лишь во второй половине
XIX в.
Многие
преобразования в области налогов
относились к периоду правления
Александра II (1818-1881). В частности, в это
время были списаны все недоимки по налогам,
при Министерстве финансов была создана
специальная комиссия для пересмотра
существующих податей и сборов, был усилен
контроль за расходованием средств как
в масштабах государства, так и в губерниях.
С мещан вместо подушевой подати стали
взимать налог с городской недвижимости
(жилых домов, заводов, фабрик, складских
помещений и др.). Многолетний опыт использования
подушевой подати показал его недостатки,
поскольку установление налога вне зависимости
от возможностей населения рано или поздно
обречено на неудачу. В России подушевая
подать тяжким бременем ложилась на беднейшее
население. Однако, несмотря на серьезную
критику, она была отменена лишь в конце
XIX в.
Важным
шагом на пути налоговых реформ в
царствование Александра II стала замена
винных откупов питейными акцизами (1863),
которые впоследствии приносили самые
крупные доходы государству. Из-за системы
винных откупов в государственный бюджет
недопоступали огромные средства, происходило
массовое казнокрадство, повышались цены
на спиртное. Для обеспечения полноты
сбора акцизов были образованы акцизные
управления, которые контролировали сбор
питейных акцизов.
Был
отменен налог на соль (i88o), оказывавший
негативное воздействие на уровень цен
и уровень жизни малообеспеченного населения.
Наиболее
крупные и прогрессивные изменения в налоговой
сфере произошли в период правления
Александра III (1845-1894)- Особенно весомые
преобразования осуществлялись, когда
Министерство финансов возглавляли Н.
X. Бунге, И. А. Вышнеградский, С. Ю. Витте.
Н.
X. Бунге большое внимание уделял улучшению
налоговой системы, прежде всего за счет
справедливого распределения налогового
бремени с учетом возможности налогоплательщиков
уплачивать конкретные налоги. Именно
по инициативе Бунге началась поэтапная
отмена подушевой подати (1883). Стали вводится
новые налоги, такие как налог с наследства
и дарений, 5%-ный налог на денежные капиталы,
были повышены ставки поземельного налога,
налога на недвижимость в городах. Бунге
считал, что все эти новшества в дальнейшем
должны будут привести к введению подоходного
налога.
В
1885 г. были учреждены особые органы
местного управления — податные инспекции.
Главной задачей податных инспекторов
стали наблюдение за правильностью
распределения прямых налогов, изучение
налоговых возможностей населения,
контроль за ценами по важным товарным
группам.
При
И. А. Вышнеградском крупные изменения
в системе налогообложения не
проводились, в основном осуществлялась
налоговая политика Бунге и увеличивались
размеры уже действовавших налогов.
Существенные
изменения в налоговой системе XIX в. произошли
в бытность министром финансов С.
Ю. Витте: проведена реформа торгово-промышленного
налогообложения, предпринята попытка
реализации принципа соразмерности налогообложения
с учетом доходов населения. Например,
был освобожден от налога безвозмездный
переход сельской собственности к ближайшим
родственникам, снижены ставки поземельного
налога, установлен государственный квартирный
сбор, повысились питейные акцизы, установлен
табачный акциз.
В
конце XIX в. в России сформировалась
вполне цивилизованная налоговая система,
взимались прямые и косвенные налоги,
в определенной мере учитывалась налогоспособность
населения (отменена подушевая подать),
работала система контроля за сбором налогов.
В структуре налогов основную доходообразующую
роль играли косвенные налоги, в частности
в 1897 г. их доля превысила 85%. В этом заключалась
особенность российской налоговой системы
— до этого ни в одной европейской стране
косвенные налоги не играли столь значительную
роль. Причина состояла прежде всего в
отмене подушевой подати, а также в том,
что потери не были возмещены введением
других прямых налогов, т.е. основная налоговая
нагрузка падала на беднейшее население.
Можно
сказать, что отмена подушевой подати
создала условия для введения
подоходного налогообложения, возможность
применения данного налога к тому
времени была неплохо проработана теоретически,
к тому же имелся опыт его использования
в развитых странах. В конце XIX в. основным
источником доходов бюджета служил питейный
акциз, следующими по значению косвенными
налогами были пошлины. Появились и новые
акцизы, в частности нефтяной и спичечный.
Введение новых налогов свидетельствовало
о расширении сферы налогообложения. Увеличивались
поступления от прямых налогов: промыслового
налога, налога с городского недвижимого
имущества, поземельного налога. Начало
XX в. для России — период бурного развития
капитализма: подъем промышленности, торговли;
концентрация производства и капитала;
строительная лихорадка; громадный приток
иностранного капитала. Этому способствовали
налоговые льготы. Доходы государственного
бюджета стремительно увеличивались —
только с 1907 по 1910 г. их прирост был таким
же, как в 1891-1899 гг., и составил 4,1 млн руб.
Сумма налогов на торговлю и промыслы
также быстро росла не благодаря увеличению
размера налогов, а именно за счет расширения
сферы налогообложения (развития торговли).
По-прежнему приоритет в общем объеме
налоговых поступлений принадлежал косвенным
налогам, среди которых выделялись акцизы
и таможенные сборы. Среди прямых налогов
лидирующее положение занимал промысловый
налог.
К
сожалению, плодотворное развитие экономики
в общем и налоговой системы в частности
было прервано Первой мировой войной,
двумя революциями и Гражданской войной.
Определенный
этап в налаживании финансовой системы
страны наступил после провозглашения
новой экономической
политики (нэп). В это время были сняты
запреты на торговлю, местный кустарный
промысел; разработана система налогов,
кредитов, займов; приняты меры к укреплению
денежной единицы. Нэп (1922-1926) показал,
что нормальное налогообложение возможно
только при правовой самостоятельности
предприятий. Как финансовая, так и налоговая
система при нэпе имела свою специфику,
но в целом базировалась на налоговой
системе дореволюционной России. Важную
роль в налоговой системе во время нэпа
играл налог с оборота. В европейских странах
он «превратился» в НДС, в России «тяготел»
к акцизам. В этот период действовали такие
прямые налоги, как сельскохозяйственный,
промысловый, подоходно-имуществен ый,
который являлся прогрессивным, гербовый
сбор. В доходах государственного бюджета
косвенные . налоги с 1922 по 1926 г. выросли
с 43 до 82%.
В
дальнейшем финансовая система России
эволюционировала в направлении, противоположном
процессу общемирового развития финансовой
сферы. Практиковались административные
методы изъятия прибыли предприятий
и перераспределения финансовых ресурсов
через бюджеты страны, что в итоге привело
к кризису.
В
конце ХХ в. начался новый этап реформирования
российской экономики и налоговой системы,
связанный с переходом от административно-кома дной
системы управления к современному рыночному
хозяйствованию и построению цивилизованной
налоговой системы.
Контрольные
вопросы
Какие налоги
существовали в древних государствах?
В какое время
стала складываться налоговая система
в Древней Руси и какие отличительные
черты она имела?
В чем заключалась
особенность налоговой политики, проводимой
при Петре I?
Каковы основные
направления налоговых реформ при Екатерине
II?
При каком
российском императоре были внесены наиболее
существенные изменения в систему налогообложения
и в чем они заключались?
Когда и кем
была отменена подушевая подать в России
и почему она достаточно долгое время
была основным прямым налогом?
7- При каком
русском царе были списаны все налоговые
долги и к какому периоду времени это относится?
В чем состоит
отличительная особенность российской
налоговой системы от налоговых систем
других государств?
9- Каковы
были уровень экономического развития
России в начале XX в. и особенности проводимой
в этот период налоговой политики?
Что такое
нэп, когда он существовал в России и как
повлиял на государственные финансы?
Тесты
1. Что
было первоначальной формой налога:
а) поземельный
налог;
б) подушевая
подать;
в) жертвоприношение?
2. В
каком из древних государств уже существовала
налоговаясистема:
а) в
Древней Греции;
б) в
Древнем Египте;
в) в
Древнем Риме?
3. В
каком из древних государств уплата налогов
была добровольной:
а) в
Византии;
б) в
Древней Руси;
в) в
Древней Греции?
4. Кто
занимался сбором налогов в древних государствах:
а) налоговые
служащие;
б) откупщики;
в) комиссия
при Министерстве финансов?
5. В
каком из древних государств налоги не
взимались в мирное время:
а) в
Древней Руси;
б) в
Древнем Египте; .
в) в
Древнем Риме?
6. Какой
налог был наиболее обременительным в
Древней Руси во времена татаро-монгольского
ига:
а) гербовый
сбор;
б) «выход»,
взимаемый с каждой души
мужского пола и головы
скота;
в) «соха»?
7. При
каком российском императоре (императрице)
была введена подушевая подать:
а) при
Екатерине II;
б) при
Александре I;
в) при
Петре I?
8. Какие
налоги занимали наибольший удельный
вес в казне Российского государства при
Петре I:
а) прямые;
б) косвенные;
в) равнозначно
прямые и косвенные?
9. Каким
образом отразилась на доходной части
российской казны замена винных откупов
питейными акцизами:
а) доходы
не изменились;
б) доходы
увеличились;
в) доходы
снизились?
10. Какие налоговые преобразования были
осуществлены в период правления Александра
II:
а) введены
питейные акцизы;
б) увеличена
подушевая подать;
в) повышены
ставки поземельного налога?
п.
Когда была отмена подушевая подать
в России:
а) в
XV в.;
б) в
XIX в.;
в) в
XVII в.?
12. Каков
вклад министра финансов СЮ. Витте в реформирование
системы налогообложения в России:
а) предпринята
попытка практической реализации принципа
соразмерности налогообложения;
б) заменены
винные откупы питейными акцизами;
в) учреждены
специальные органы, обеспечивающие
контроль за сбором налогов?
13. Какая
функция была присуща налогам в древних
государствах:
а) стимулирующая;
б) регулирующая;
в) фискальная?
1.2.
Эволюция теории
налогообложения
В
течение длительного времени
налогообложение развивалось как
практическая отрасль. Большое влияние
в этом направлении оказывали такие объективные
и субъективные факторы, как войны, стихийные
бедствия, желания государя.
Однако
постепенно работы философов и экономистов
о налогах, их природе, возможностях
использования, взаимосвязи со стадиями
производства, обращения, распределения
и потребления стали приобретать стройный,
систематизированный вид.
Одним
из первых систематизированные начала
учения о налогах изложил английский
экономист Уильям
Пегги (1623-1687).
Главный
его труд — «Трактат о налогах и
сборах» (1662), в котором он рассмотрел виды
государственных расходов и раскрыл причины,
приводящие к их увеличению. Интересными
представляются его рассуждения о том,
как ослабить недовольства налогоплательщиков.
Он писал, что как бы ни был велик налог,
но, если он ложится пропорционально на
всех, никто не теряет из-за него какого-либо
богатства.
До
сегодняшнего дня не потеряли актуальности
высказывания У. Петти об акцизах, заключавшиеся
в следующем:
налог чрезвычайно
легко платить тому, кто довольствуется
предметами естественной необходимости;
налог располагает
к бережливости, что является естественным
способом обогащения народа;
никто не
уплачивает дважды за одну и ту же вещь,
поскольку ничто не может быть потреблено
более одного раза;
при таком
способе обложения можно всегда иметь
превосходные сведения о богатстве, росте,
промысле и силе страны.
Большой
вклад в развитие теории налогов
внес шотландский экономист Адам
Смит (1723-1790), основоположник классической
политической экономии. Главная его заслуга
заключается в том, что он выработал фундаментальные
принципы налогообложения: равенства
и справедливости, удобства, определенности
и экономичности; утверждал, что налоги
признак не рабства, а свободы.
Перечисленные
принципы налогообложения не утратили
своего значения в современных условиях.
Государство на каждом этапе своего развития
с учетом экономического состояния строит
свои налоговые системы, отбирая принципы,
которые наиболее актуальны для конкретных
экономических условий.
Весомый
вклад в развитие теории налогов внес
английский экономист Давид
Рикардо (1772-1823), видный представитель
классической политической экономии.
Он рассматривал важные вопросы теории
и практики налогообложения. Д. Рикардо
считал негативной стороной налогообложения
не столько то, что оно падает на те или
иные объекты, сколько его действие, взятое
в целом и влияющее на процессы воспроизводства.
В трудах Рикардо была предпринята попытка
учета при обосновании взимания налогов
их взаимосвязи с ценами и доходами. Так,
он считал, что всякий налог на всякий
товар имеет тенденцию понижать норму
прибыли по его производству. Рикардо
показал взаимосвязь прямых и косвенных
налогов, придерживался дифференцированного
подхода к установлению налогов на разные
товарные группы, полагал, что облагаться
налогом должны в первую очередь предметы
роскоши, а не предметы первой необходимости.
Серьезный
вклад в развитие налоговой теории
сделал немецкий экономист Адольф
Вагнер (1835-1917). Он рассмотрел многие
ключевые проблемы теории налогов. Будучи
сторонником прогрессивного налогообложения,
он подчеркивал необходимость относительно
плавной прогрессии. А. Вагнер развил учение
о переложении налогов. В своих трудах
он различал переложение налогов от предложения
к спросу, а также переложение от спроса
к предложению. Для того чтобы ни одна
форма дохода не ускользала от налогообложения,
он предлагал следующую систему налогов:
налог на приобретение, налог на владение,
налог на потребление — незаметность
для плательщиков, легкость изъятия, возможность
регулирования потребностей.
Теория
налогов в трудах классиков марксизма
не получила широкого и систематизированного
развития, поскольку они считали,
что с формированием коммунистического
общества потребность в налогах
отпадет. Тем не менее в работах
Карла Маркса дан анализ действовавшей
налоговой системы и показано ее становление
по мере развития государства. Так, Маркс
отмечал, что налоги возникают с разделением
общества на классы и появлением государства.
Как он считал, в налогах воплощено экономически
выраженное существование государства.
В работах Фридриха
Энгельса, посвященных вопросам торговли,
рассматривались проблемы таможенных
пошлин. В. И. Ленин
много внимания уделял налогам, при этом
серьезной критике подвергались косвенные
налоги, оказывающие сильное влияние на
уровень жизни населения.
Определенный
вклад в развитие теории налогов
внесли представители так называемой
маржиналистской школы. Маржинализм
— один из методических принципов политической
экономии, основанный на использовании
предельных величин для исследования
экономических процессов. Среди представителей
этой школы можно назвать К. Менгера, Ф.
Визера, И. Тюнена, А. Курно. Представители
маржиналистской школы в исследованиях
экономических процессов помимо анализа
вопросов стоимости, ценообразования
много внимания уделяли вопросам налогообложения.
Маржиналистская школа свела основные
экономические проблемы к обеспечению
равновесия, соответственно и налоги рассматривались
как один из инструментов достижения этой
цели. Исследования представителей данной
школы привели к обоснованию принципа
прогрессивности в налогообложении, а
также необлагаемого минимума. Эта идея
нашла широкое применение в налоговых
системах всех экономически развитых
стран.
Свой
вклад в развитие теории налогообложения
внес шведский экономист Кнут
Виксель (1851-1926). Он рассматривал налоги
прежде всего как способ бесперебойного
финансирования государственных расходов.
Особо подчеркивал необходимость парламентского
утверждения налогов, что усилило бы их
справедливость в отношении всех категорий
налогоплательщиков. К. Виксель считал,
что средства налогоплательщиков, изъятые
в виде налога, должны им возвращаться
в форме различных государственных услуг.
Он был противником налогов на расходы,
сокращавших потребление, и полагал, что
система косвенных налогов позволит относительно
богатым уклоняться от налогов. Вексель
подчеркивал, что повышенные налоги должны
платить те, кто имеет наибольшие доходы.
Идеи
Викселя поддержал и развил шведский
экономист Эрик
Линдаль (1891-1960). Он рассматривал налоги
как своего рода цену за предоставляемые
государством услуги. Исходя из положения
о том, что налогоплательщики имеют разный
уровень благосостояния, Э. Линдаль делал
вывод, что разные ставки налогов обеспечивают
равновесие в обществе. Таким образом,
Линдаль последовательно отстаивал идею
прогрессивного налогообложения.
Английский
экономист Артур
Сесил Пигу (1877-1959) считал, что взимаемые
налоги должны быть одинаковыми для налогоплательщиков,
проживающих в равных условиях. Он видел
необходимость в совершенствовании подоходного
налогообложения. В частности, Пигу отмечал,
что подоходный налог является дискриминационным
по отношению к сбережениям. Он обосновал
так называемый всеобщий налог на расходы
в целях стимулирования сбережений. Фундаментально
были освещены вопросы установления и
систематизации налоговых льгот при обосновании
подоходного налога. Пигу сделал важный
вывод о том, что налог на трудовые доходы
должен стимулировать трудовую активность.
Выдающийся
вклад в развитие теории налогов
внес английский экономист Джон
Мейнард Кейнс (1883-1946). Он уделял много
внимания налоговому регулированию, подчеркивая,
что налоговая политика может оказывать
мощное воздействие на экономический
рост, повышение занятости населения,
стимулирование склонности к потреблению
и т.д. Дж. Кейнс считал, что полезно при
помощи налогов изъятие доходов, помещенных
в сбережения, финансирование за их счет
текущих государственных расходов, а самое
главное — инвестиций. Рассматривая роль
налогов в регулировании экономики, Кейнс
обращал внимание на положительную роль
относительно высоких налогов, мотивируя
это тем, что снижение ставок налогов сопровождается
уменьшением доходов бюджета и экономической
неустойчивостью государства.
Ярким
приверженцем кейнсианства был нобелевский
лауреат Пол Самуэльсон
(р. 1915). Налоги, налоговую политику П. Самуэльсон
рассматривал как важные инструменты
в регулировании экономики и считал, что
при помощи налогов стимулируются макроэкономический
рост и стабильность, снижается уровень
безработицы и инфляции, поощряется экономический
рост. Анализируя роль налогово-бюджетной
политики в регулировании экономики, Самуэльсон
указал на противоречивые процессы, которые
необходимо учитывать при построении
налоговой системы.
Во
второй половине XX в. большую популярность
приобрела «теория предложения», в которой
серьезное внимание уделялось формированию
методов воздействия налогов на уровень
инвестиций, предложения труда и сбережений
посредством снижения налоговых ставок.
Наиболее
известным представителем этой научной
школы стал американский экономист Артур
Лаффер (р. 1940). В результате изучения
вопросов налогообложения он пришел к
выводу, что существует зависимость между
ставками налогов, доходами бюджета и
налоговой базой. На основе эмпирических
исследований выбранных показателей на
примере США он пришел к выводу о том, что
налогообложение достигло критического
уровня, при котором налоги стали препятствовать
экономическому росту. Налоговые реформы
в США конца 70-х — начала 80-х гг. XX в. во
многом были проведены на основе концептуальных
выводов А. Лаффера, ставки налогов были
резко снизили в надежде на то, что возросшая
деловая активность и интенсивность труда
компенсируют потери налоговых доходов.
Однако не был зафиксирован весомый рост
доли личных сбережений, напротив, федеральные
налоговые доходы сократились, вследствие
чего федеральный бюджет, сбалансированный
в 1979 г., характеризовался беспрецедентным
дефицитом в 200 млрд. долл.
Таким
образом, предсказания сторонников
теории экономики предложения о
том, что интенсивность труда и уровень
сбережений резко возрастают после снижения
предельной налоговой ставки, оказались
не вполне корректными. Тем не менее очевидно,
что установление налогов выше максимально
допустимой ставки нанесло бы еще больший
ущерб экономике. Подчеркнем, что достаточно
трудно определить предельную ставку
какого-либо налога, для этого необходимы
эмпирические расчеты с учетом конкретных
экономических условий страны.
Американский
экономист Милтон
Фридмен (1912-2006) стал одним из противником
кейнсианства. Он считал, что свобода предпринимательства,
стихийный механизм рынка могут способствовать
нормальному процессу воспроизводства
без широкого государственного вмешательства
в экономику. По его мнению, неравномерный
прирост денег в обращении, вызванный
фискальной политикой, приводит к общей
экономической неустойчивости. В области
налогообложения основное его предложение
сводилось к снижению налогов, при этом
он имел в виду, что уменьшение налоговой
ставки способствует повышению деловой
активности, росту инвестиций, занятости,
снижению инфляции и в конечном счете
экономическому росту и сглаживанию социальных
противоречий. Джозеф
Стиглиц (р. 1943) много внимания уделял
проблемам налогообложения: налоговому
бремени, оптимальному налогообложению,
налогообложению капитала, налоговым
реформам. Он выделил пять принципов налоговой
системы: экономическая эффективность
(налоговая система не должна входит в
противоречие с эффективным распределением
ресурсов); административная простота
(административная система должна быть
простой и относительно недорогой в применении);
политическая ответственность (налоговая
система должна быть построена таким образом,
чтобы убедить людей в том, что они платят
налоги, дабы политическая система была
в состоянии более точно отражать их предпочтения);
справедливость (налоговая система должна
быть справедливой в соответствующем
подходе к отдельным индивидам); гибкость
(налоговая система должна быть в состоянии
быстро реагировать на изменяющиеся экономические
условия).
Достаточно
много внимания уделял Дж. Стиглиц проблемам
оптимального налогообложения. Он подчеркивал,
что оптимальная структура налогов —
та, которая максимизирует общественное
благосостояние.
В
России серьезная полемика по вопросам
теории налогов велась до Октябрьской
революции 1917 г. и в основном касалась
сущности налогов, их форм, видов, выполняемых
ими функций. Таких ученых-экономистов,
как Н. Тургенев, И.
Озеров, А. Исаев, А. Соколов,
В. Твердохлебов, труды которых стали
неоценимым вкладом в теорию налогов,
по праву можно отнести к классикам отечественной
экономической науки.
Современные
налоговые теории строятся на исследовании
конкретных действующих налоговых
систем, выявлении их позитивных и
негативных свойств и корректировке
их составляющих, поиске оптимальных
границ действий налогов.
Теоретическим
методам и средствам, которые
предлагают ученые разных экономических
направлений, используемым в макроэкономическом
управлении, необходима согласованность
и направленность для решения
наиболее важных задач в развитии
общества. Иными словами, для успешного
достижения желаемого результата должен
быть тщательно продуман и скорректирован
набор налоговых регуляторов.
Контрольные
вопросы
Каков вклад
Адама Смита в развитие теории
налогообложения?
В чем заключается
суть налоговых учений немецкого экономиста
А. Вагнера?
Каков вклад
классиков марксизма в учения о налогах?
Каким экономистом
налоги рассматривались в основном как
способ бесперебойного финансирования
государственных расходов?
В чем состояли
смысл и особенности кейнсианской политики
и какова в ней роль налогов? Кто стал основоположником
и кто — последователем данного учения?
Какой вклад
в развитие теории налогообложения внес
А. Лаффер и какие налоговые реформы проводились
на основе его учений?
Какие функции
налогов являются основополагающими по
М. Фридмену и каков его взгляд на вмешательство
государства в регулирование экономики?
Кто из зарубежных
современных экономистов уделял существенное
внимание изучению практических аспектов
налогообложения (изложите их суть)?
Каких российских
экономистов, внесших вклад в изучение
проблем налогообложения, вы знаете?
Тесты
1. Кто
был основоположником теории налогообложения:
а) Карл
Маркс;
б) Давид
Рикардо;
в) Адам
Смит?
2. К
какому периоду относятся первые систематизированные
учения о налогах:
а) к
XII в.;
б) к
XVIII в.;
в) к
XIX в.?
3. Кто
из зарубежных экономистов установил
зависимость между налоговой ставкой
и налоговыми поступлениями:
а) Дж.
Кейнс;
б) А.
Вагнер;
в) А.
Лаффер?
4. Чьи
интересы отражали принципы налогообложения,
разработанные Адамом Смитом:
а) государства;
б) налогоплательщиков;
в) государства
и налогоплательщиков?
5. Дж.
Кейнс был сторонником:
а) высоких
налогов;
б) низких
налогов;
в) умеренных
налогов.
6. А.
Лаффер установил зависимость:
а) между
налогами и ценами;
б) между
налогами и потребительским спросом;
в) между
налоговой ставкой и налоговыми поступлениями.
7. В.
И. Ленин был приверженцем:
а) косвенного
налогообложения;
б) прямого
налогообложения;
в) пропорционального
налогообложения.
8. К.
Виксель был экономистом:
а) американским;
б) английским;
в) шведским.
9-
Кто из ученых-экономистов был
противником кейнсианства:
а) П.
Самуэльсон;
б) А.
Лаффер;
в) М.
Фридмен?
10.
На основе учений какого экономиста была
проведена налоговая реформа в США в 1970-1980
гг.:
а) А.
Лаффера;
б) Дж.
Кейнса;
в) А.
Смита?
1.3-
Принципы налогообложения
и их современные
интерпретации
Государство,
выражая интересы общества в разных
сферах жизнедеятельности, вырабатывает
и осуществляет соответствующую
политику: экономическую, социальную,
экологическую, демографическую и др.
При этом в качестве средства взаимодействия
объекта и субъекта государственного
регулирования социально-экономичес их
процессов используются финансово-кредитный
и ценовой механизмы.
В
финансово-бюджетной системе существуют
отношения по поводу формирования и использования
финансов государства:
бюджета
и внебюджетных фондов. Она призвана
обеспечивать эффективную реализацию
социальной, экономической, оборонной
и других функций государства. Важной
«артерией» финансово-бюджетной системы
являются налоги.
Налоги
возникли вместе с товарным производством,
разделением общества на классы и
появлением государства, которому требовались
средства на содержание армии, судов, чиновников
и другие нужды.
«В
налогах воплощено экономически
выраженное существование государства»,
— подчеркивал К. Маркс. В эпоху становления
и развития капиталистических отношений
значение налогов стало усиливаться: для
содержания армии и флота, обеспечивающих
завоевание новых территорий — рынков
сырья и сбыта готовой продукции, казне
нужны были дополнительные средства.
Исходя
из необходимости наиболее полного
удовлетворения потребностей государства
в финансовых ресурсах государство
устанавливает совокупность налогов,
которые должны взиматься по единым
правилам и на единых принципах. Первые
такие принципы были сформулированы Адамом
Смитом, который в своем труде «Исследование
о природе и причинах богатства народов»,
изданном в 1776 г., впервые сформулировал
четыре основных принципа налогообложения. Принцип
равенства и справедливости:
все граждане обязаны участвовать в формировании
финансов государства соразмерно получаемым
доходам и возможностям. Принцип
определенности:
налог, который должен уплачивать каждый,
должен быть точно определен, определено
время его уплаты, способ и размер налога
должны быть ясны и известны как самому
налогоплательщику, так и всякому другому. Принцип
экономности: должна быть обеспечена
максимальная эффективность каждого конкретного
налога, выражаемая в низких издержках
государства на сбор налогов и содержание
налогового аппарата. Иными словами, административные
расходы по управлению налоговой системой
и соблюдению налогового законодательства
должны быть минимальными. Принцип
удобства: каждый налог должен взиматься
в такое время и таким способом, какие
удобны для налогоплательщика. Это означает
устранение формальностей и упрощение
акта уплаты налогов.
Сформулировав
и научно обосновав эти принципы,
Адам Смит заложил фундамент (начало)
теоретической разработки принципиальных
основ налогообложения.
Немецкий
экономист Адольф Вагнер расширил перечень
ранее предложенных принципов, изложив
их в девяти основных правилах, объеденных
в четыре группы.
Финансовые
принципы:
достаточность
налогообложения, т.е. налоговых поступлений
должно быть достаточно для покрытия государственных
расходов;
эластичность,
или подвижность, налогообложения, т.е.
государство должно иметь возможность
вводить новые и отменять действующие
налоги, а также варьировать налоговые
ставки.
Экономике-хозяйствен ые
принципы:
надлежащий
выбор объекта налогообложения, т.е. государство
должно иметь возможность устанавливать
объект налогообложения;
разумность
построения системы налогов, считающейся
с последствиями и условиями их предложения.