Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Коммерческие банки, особенности их развития в современных условиях

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.10.2012. Год: 2010. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ПРИКАМСКИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ







Кафедра менеджмента

КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Экономическая теория
на тему: «Коммерческие банки, особенности их развития в современных условиях»









                Выполнилa: студентка 3 курса
заочного отделения
                специальности «Менеджмент организации»
                Ознобихина Юлия Владимировна
                Руководитель: к.п.н. Пфлюг Вера Павловна

Пермь 2009




Содержание
    введение
    что такое коммерческий банк
      понятие и сущность коммерческого банка
      функции и принципы деятельности коммерческих банков
      устройство современных коммерческих банков РФ
    развитие коммерческих банков
      банковская система России
        история ее формирования
        современное состояние и направления дальнейшего развития
      банковская система Канады
      глобальные тенденции развития мировой банковской системы
    заключение
    список используемой литературы



    ВВЕДЕНИЕ
Банки - одно из центральных звеньев системы рыночных структур. Развитие их деятельности - необходимое условие реального создания рыночного механизма. Процесс экономических преобразований начался с реформирования банковской системы. Эта сфера динамично развивается и сегодня.
Система коммерческих банков в ее современном виде стала формироваться с 1988 года.
По состоянию на 1 июля 1996 года число коммерческих банков в России составило 2150. Развитие системы коммерческих банков в России все более настоятельно требует вмешательства регулирующих органов. Следует иметь в виду, что банки не просто хранилища денег и кассы для их выдачи и предоставления в кредит. Они представляют собой мощный инструмент структурной политики и регуляции экономики, осуществляемой путем перераспределения финансов, капитала в форме банковского кредитования инвестиций, необходимых для предпринимательской деятельности, создания и развития производственных и социальных объектов. Банки могут направлять денежные средства, финансовые ресурсы в виде кредитов в те отрасли, сферы, регионы, где капитал найдет лучшее, полезное, эффективное применение.
Функции общего регулирования деятельности каждого коммерческого банка в рамках единой денежно - кредитной системы страны возложены на Центральный Банк Российской Федерации. При этом ЦБ РФ использует, в первую очередь, экономические методы управления, и только при их исчерпании - административные.
Взаимоотношения Центрального Банка и коммерческих банков регулируются законодательством.
Исходя из этого, тема банков в экономике России представляется актуальной.



Цель курсовой работы: изучить роль коммерческих банков, а также выделить особенности их развития. Для этого будут выполнены следующие задачи:
    рассмотреть понятие и сущность коммерческих банков;
    исследовать функции и принципы деятельности банка;
    рассмотреть устройство современных коммерческих банков в России;
    показать историю развития коммерческой банковской системы;
    выявить особенности развития коммерческих банков на современном этапе.
Объектом исследования является деятельность коммерческих банков. Предметом исследования являются коммерческие банки и их развитие в современных условиях. Теоретической основой исследования явились: учебно-методическая литература и материалы периодических изданий, интернет ресурсы.



    ЧТО ТАКОЕ КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК



      Понятие и сущность коммерческого банка



Для начала обозначим такие понятия как кредитная организация и банк, на основе этих двух определений выведем понятие коммерческого банка.
Кредитная организация – юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как главной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка имеет право осуществлять банковские операции. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.
Банк – кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности, следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.1
Соответственно, коммерческий банк – кредитная организация, имеющая лицензию на осуществление банковских операций в целях извлечения прибыли.
Таким образом, коммерческим банком является учреждение, осуществляющее на договорных условиях кредитно-расчетное и иное банковское обслуживание юридических лиц и граждан путем совершения операций и оказания услуг, что предусмотрено законами.
Основным назначением банка принято считать посредничество в перемещении денежных средств как от продавца к покупателю, так и от кредитора к заёмщику. Также в перемещении денежных средств участвуют и такие учреждения, как инвестиционные фонды, страховые компании, брокерские, дилерские фирмы и т.д. Но при этом у банков есть пара признаков, существенно их отличающих от других субъектов финансового рынка.
Во-первых, для банков характерен двойной обмен долговыми обязательствами: они размещают свои собственные долговые обязательства (депозиты, сберегательные сертификаты и пр.), а мобилизованные таким образом средства размещают в долговые обязательства и ценные бумаги, выпущенные другими. Это отличает банки от финансовых брокеров и дилеров, которые не выпускают своих собственных долговых обязательств.
Во-вторых, банки отличает принятие на себя безусловных обязательств с фиксированной суммой долга перед юридическими и физическими лицами. Этим банки отличаются от различных инвестиционных фондов, которые все риски, связанные с изменением стоимости ее активов и пассивов, распределяет среди своих акционеров.
На рынке в любой момент времени существуют экономические единицы, располагающие свободными средствами, т.е. с профицитом баланса. Там же существуют экономические единицы с дефицитом баланса. Перераспределение средств между эмитентами обязательств и их держателями может быть осуществлено с помощью прямого (продажа обязательств непосредственно держателю) и опосредованного финансирования (через коммерческий банк). Банки выполняют функцию посредничества и минимизацию информационных издержек. Экономическая сущность банковской деятельности: а) трансформация рисков (уверенность в платежеспособности); б) трансформация рисков; в) трансформация величин кредитной сделки.



      Функции и принципы деятельности коммерческих банков



Роль коммерческих банков в рыночной экономике определяется совокупностью функций, которые на них возлагают. Существуют следующие функции:
Посредническая функция – коммерческие банки выступают в качестве связующего звена между хозяйствующими агентами в экономике страны. Денежные средства, временно свободные у предприятий и организаций, накопления населения аккумулируются банковской системе страны и затем направляются через коммерческие банки в инвестиции, формируются ресурсы для развития экономики. Банки осуществляют посредничество в кредитах, в платежах, в операциях с ценными бумагами. Критерием посредничества является выгодность для обеих сторон сделки. При этом плата за отданные и полученные взаймы средства формируется под влиянием спроса и предложения заемных средств. Наличие посредника в лице банка сокращает риск невозврата средств; повышает эффективность расчетов в связи со специализацией банков на подобного рода операциях и снижением по этой причине издержек обращения. То есть в банковской системе происходит создание ссудного капитала, движение которого осуществляется из одних отраслей в другие, с более высокой рентабельностью.
Накопительная функция – коммерческие банки расширяют кредитные ресурсы и депозиты за счет многократного увеличения денежной базы – эффекта мультипликатора;
Стимулирующая функция – коммерческие банки стимулируют хозяйственные субъекты к накоплению и сбережению. То есть банки должны не только мобилизовать свободные денежные ресурсы, но и формировать мотивации к накоплению средств на основе ограничения текущего потребления. Это достигается на основе гибкой депозитной политики банков посредством установления высоких процентных ставок по депозитам, гарантирования сохранности денежных средств, находящихся на счетах клиентов в банке, надежности банковской системы, разнообразия предлагаемых банковских услуг и др.2
В этой связи огромное значение имеет информация о банке, его услугах, тарифах, финансовом положении и других аспектов его деятельности. Все клиенты должны иметь свободный доступ к этой информации, чтобы определить риск сотрудничества с данным финансовым агентом, возможную выгоду или потери для себя. Все банки обязаны публиковать ежеквартальные балансы в периодической печати, по первому требованию клиента предоставить баланс на последнюю отчетную дату и иную интересующую его информацию, если она не является конфиденциальной.
Реализация возложенных на банки функций базируется на соблюдении ими принципов деятельности.
Принципы – это основополагающие положения деятельности банка, которые обеспечивают реализацию возложенных на банки функций и выполнение банковских операций.
Основополагающим принципом деятельности коммерческого банка является работа в пределах реально имеющихся ресурсов. Коммерческий банк может осуществлять банковские и прочие операции в пределах остатков его средств, имеющихся на корсчетах банка и в его кассе. Средства на корсчетах и в кассе должны обеспечивать, в первую очередь, выполнение обязательств клиентов по осуществлению ими платежей и расчетов. При работе в пределах реально имеющихся ресурсов банк должен обеспечить не только количественное соответствие между своими ресурсами и вложениями, но достичь качественного их соответствия. Так, при формировании ресурсной базы необходимо учитывать объем и структуру активов банка с учетом сроков, направлений операций, принимаемых рисков и других аспектов его деятельности. Чем выше доля долгосрочных активов, тем выше должна быть величина долгосрочных обязательств или собственных средств банка. Высокорисковые активы также требуют их покрытия, не привлеченными ресурсами клиентов, а собственными средствами банка. Таким образом, возможности осуществления банков активных операций определяются объемом и структурой пассивов (обязательств) банка. Поэтому банки должны уделять первостепенное внимание формированию оптимальной структуры баланса банка, соответствия статей его активов имеющимся источником пассивов.
Принцип работы в пределах реально имеющихся ресурсов повышает заинтересованность банка в привлечении депозитов, стимулирует поиск их долгосрочных источников и увеличение собственных средств, активирует их борьбу за клиентскую базу, поиск наиболее рентабельных направлений вложения банковского капитала, а следовательно, развитие бизнеса и надежности банка.
Несоблюдение принципа работы в пределах реально имеющихся ресурсов приведет к неспособности банка отвечать по обязательствам перед клиентами, к потери ликвидности и, в конечном счете, к банкротству банка.
Учитывая важность соблюдения данного принципа, банки должны уделять большое внимание планированию структуры баланса, его оптимизации в зависимости от имеющихся обязательств и возможных направлений развития бизнеса. В большинстве банков созданы отделы по управлению активами и пассивами, контролю за рисками и, в первую очередь, риском ликвидности. Одним из инструментов оптимизации структуры баланса банка является лимитирование объёма и структуры активных и пассивных операций банка.
Работа в пределах реально имеющихся ресурсов ставит банк перед проблемой выбора наиболее оптимальных путей развития, что невозможно без экономической самостоятельности.
Принцип экономической самостоятельности предполагает свободу распоряжения собственными средствами, привлеченными ресурсами банка, формирования клиентской базы, распределения доходов и прибыли, формирования и использования фондов банка. Экономическая самостоятельность предполагает и экономическую ответственность. Банк отвечает по своим обязательствам перед клиентами, участниками и сотрудниками. Ответственность банка определяется объемом взятых на себя обязательств и не ограничивается размером своих доходов. Банк обязан отвечать перед своими контрагентами всеми принадлежащими ему средствами и имуществом, на которые в соответствии с законодательством может быть наложено взыскание. Весь риск от своих операций банк берет на себя.
Принцип построения взаимоотношений банка с клиентами на рыночной основе означает, что коммерческие банки предоставляют услуги клиентам на платной основе, равно как и клиенты имеют право на адекватное вознаграждение за проведение отдельных операций с банком. Цена за банковский продукт формируется с учетом издержек на их предоставление, средних ставок банковского рынка, нормы прибыли банка, требований минимизации банковских рисков, поддержания достаточного уровня ликвидности и других обстоятельств. Например, по вкладам населения ставки устанавливаются с учетом ставки рефинансирования, уровня инфляции в стране, потребности банка в ресурсах, средних процентных ставок по аналогичным операциям в других банках и до. Банк вправе устанавливать тарифы за расчетное, кассовое обслуживание, открытие счета, проведения платежей и другие услуги с учетом расходов банка на осуществление этих операций, средней нормы прибыли, тарифов на аналогичные услуги в других банках. В любом случае, устанавливая плату за обслуживание, банк руководствуется принципом самоокупаемости, рентабельности операции.
Принцип косвенного регулирования деятельности банка – совокупность методов воздействия государства на деятельность банков посредством экономических рычагов и стимулов. Государство в лице Центрального Банка определяет основы деятельности коммерческих банков в соответствии с Федеральным законодательством, нормативными актами Банка страны, этическими и профессиональными стандартами. Соответствие установленным формализованным требованиям, нормативам, критериям, является основанием для принятия решений о возможности выдачи банку лицензии, расширения или приостановления его деятельности, отзыва лицензии. Государство не вправе осуществлять прямое административное воздействие, вмешиваться в деятельность банка, не имея на то должных законных обстоятельств.



    Устройство современных коммерческих банков РФ



В РФ создание и функционирование коммерческих банков основывается на Законе «О банках и банковской деятельности в РФ». В соответствии с этим законом, банки России действуют как универсальные кредитные учреждения, совершающие широкий круг операций на финансовом рынке: предоставление различных по видам и срокам кредитов, покупка-продажа и хранение ценных бумаг, иностранной валюты, привлечение средств во вклады, осуществление расчетов, выдача гарантий, поручительств и иных обязательств, посреднические и доверительные операции и т.п.3
В РФ все коммерческие кредитные организации банковского типа делятся на два типа: собственно банки и кредитные учреждения. Где под банком принимается кредитная организация, которая на основании лицензии ЦБР привлекает на условиях возвратности денежные средства и другие ценности юридических и физических лиц и размещает их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности, а также осуществляет расчетные и другие банковские операции.
Кредитные учреждения – это юридические лица, не являющиеся банками, с уставным фондом не менее 500 млн. рублей, которым по лицензии ЦБР предоставляется право осуществлять отдельные банковские операции, за исключением денежных операций с физическими лицами.
Порядок открытия, регистрации и ликвидации коммерческих банков на территории РФ определен Законом «О банках и банковской деятельности в РФ».
При создании коммерческого банка ему выдается лицензия на совершение банковских операций в валюте РФ.
Коммерческий банк считается созданным и приобретает статус юридического лица после регистрации его устава в ЦБР. Инициатива организации коммерческого банка принадлежит учредителям банка – физическим лицам, заинтересованным в создании банка и готовым принять участие в формировании его уставного капитала.
Учредители банка проводят учредительное собрание (конференцию), на котором обсуждают все основные вопросы деятельности будущего банка, определяют его характер (акционерное общество открытого или закрытого типа), состав акционеров, долю каждого акционера в уставном капитале банка, рассматривают проекты учредительных документов и принимают соответствующие решения.
Не позднее чем через месяц после подписания учредительного договора учредители представляют в Главное управление ЦБР по месту своего нахождения все документы, необходимые для регистрации банка : нотариально удостоверенное ходатайство о регистрации устава и выдаче лицензии, устав банка, утвержденный собранием акционеров, учредительный договор и подписанные листы участников, протокол учредительного собрания, список акционеров банка и заключение аудиторской организации об их финансовом положении.
Если банк создается в форме АО, то одновременно с подачей всех перечисленных документов в регистрирующий орган должны быть предоставлены регистрационные документы первого выпуска акций банка.
В особом порядке выдаются лицензии на открытие на территории РФ банков с участием иностранных инвестиций.
Ликвидация коммерческого банка осуществляется путем отзыва лицензии на совершение банковских операций.


    РАЗВИТИЕ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ



      Банковская система России



        История формирования



Корни российских банков уводят нас вглубь отечественной истории, в эпоху Великого Новгорода (XII-XV вв.). Уже в то время осуществлялись банковские операции, принимались денежные вклады, выдавались кредиты под залог и т.д.
Первый в России акционерный коммерческий банк начал свои операции в 1864 г. в г.Санкт-Петербурге. Второй коммерческий банк – Московский Купеческий банк – открылся в 1866г.
До 1861г. банковская система России была представлена в основном дворянскими банками и банкирскими фирмами. Первые кредитовали помещиков под залог их имений, вторые – промышленность и торговлю. Процветало ростовщичество, функционировали фондовые биржи.
После отмены крепостного права банковская система получила буржуазное развитие: был создан Государственный банк, возникли общества взаимного кредита. В 1914-1917 гг. кредитная система России включила: Государственный банк, коммерческие банки, общества взаимного кредита, городские общественные банки, учреждения ипотечного кредита, кредитную кооперацию, сберегательные кассы, ломбарды.
Ведущая роль принадлежала Государственному банку и акционерным коммерческим банкам. Общества взаимного кредита и городские общественные банки осуществляли кредитование средней и мелкой торгово-промышленной буржуазии. Учреждения ипотечного кредита включали: два государственных земельных банка (Крестьянский поземельный и Дворянский поземельный); 10 акционерных земельных банков; 36 губернских и городских кредитный обществ. Земельные банки предоставляли преимущественно долгосрочные кредиты помещикам и зажиточным крестьянам. Губернские и особенно городские кредитные общества выдавали ссуды под залог земли и городской недвижимости.
Развитие кредитной кооперации в России было тесно связано с появлением кулачества. Сберегательные кассы, будучи государственными учреждениями, использовали вклады для вложения в государственные ценные бумаги. Деятельность ломбардов, выдававших ссуды под залог вещей, носила ростовщический характер. В 1914 г. действовали 115 фондовых бирж. Самой крупной была Петербургская.
В 1917 г. в результате национализации были конфискованы акционерные капиталы частных банков, которые стали государственной собственностью. Была также установлена государственная монополия на банковское дело, произошло слияние бывших частных банков и Госбанка России в единый общегосударственный банк РСФСР, были ликвидированы ипотечные банки и кредитные учреждения, обслуживающие малую и среднюю городскую буржуазию, и запрещены операции с ценными бумагами.
В целом, в кредитная кооперация не была национализирована. Однако обслуживающий ее Московский народный (кооперативный) банк был национализирован, а его правление переизбрано в кооперативный отдел Центрального управления Народного банка РСФСР.
В результате национализации сложилась банковская система, основанная на следующих принципах: государственная монополия на банковское дело (все кредитные учреждения принадлежали государству); слияние всех кредитных учреждений в единый общегосударственный банк; сосредоточение в банках всего денежного оборота страны.
До Октябрьской революции кредитная система России включала центральный банк, систему коммерческих и земельных банков, страховые компании и ряд специализированных финансовых институтов. В период нэпа вместе с развитием товарных отношений и рынка произошло частичное возрождение разрушенной в годы революции и гражданской войны кредитной системы. Однако она была представлена только двумя уровнями: Госбанком в качестве центрального банка и довольно разветвленной сетью акционерных коммерческих банков, кооперативных коммунальных банков, сельхозбанков, кредитной кооперации, а также обществами взаимного кредита, сберегательными кассами.
В 1930-е гг. кредитная система была реорганизована, следствием чего стали ее чрезмерное укрупнение и централизация. По существу, остался лишь один уровень, включавший Госбанк, Строительный банк, Банк для внешней торговли. Такая структура кредитной системы отражала не столько объективные экономические потребности народного хозяйства, сколько политизацию экономики, выразившуюся в ускоренной индустриализации и насильственной коллективизации. Кредитная система «подгонялась» под политические амбициозные установки, лишенные в ряде случаев экономической основы.
Результатом подобной реорганизации банковской системы стало выхолащивание самого понятия кредитной системы и сущности кредита. Банковская система была органически встроена в командно-администрат вную модель управления, находилась в полном политическом и административном подчинении у правительства и, прежде всего, у министра финансов.
Вместо разветвленной кредитной системы остались три банка и система сберкасс. За рамки кредитной системы была вынесена система страхования. Такие преобразования отразили ликвидацию рыночных отношений в широком смысле слова и переход на административную систему управления.
Основными недостатками банковской системы, существовавшей до реформы 1987 г., были:
1) Отсутствие вексельного обращения;
2) Выполнение банками, по существу, роли второго госбюджета;
3) Списание долгов предприятий, особенно в сельском хозяйстве;
4) Операции перекредитования всех сфер хозяйства;
5) Потеря банковской специализации;
6) Монополизм, обусловленный отсутствием у предприятий альтернативных источников кредита;
7) Низкий уровень процентных ставок;
8) Слабый контроль банков (на базе кредита) за деятельностью в различных сферах экономики;
9) Неконтролируемая эмиссия кредитных денег.4
Реорганизация банковской системы в 1987 г. носила прежний административный характер. Монополию трех банков сменила монополия (точнее олигополия) нескольких. В новую банковскую систему вошли: Госбанк, Агропромбанк, Промстройбанк, Жилсоцбанк, Сбербанк, Внешэкономбанк. Из них были вновь созданы только Агропромбанк и Жилсоцбанк, остальные оказались лишь реорганизованными и переименованными прежними банками.
Реорганизация 1987 г. породила больше негативных, чем позитивных моментов. Банки продолжали базироваться на прежней единой форме собственности – государственной. Сохранился их монополизм, увеличилось лишь число монополистов. Реформа проводилась в отсутствие новых экономических механизмов. Не существовало выбора кредитного источника, поскольку сохранялось закрепление предприятий за банками. Продолжалось распределение кредитных ресурсов между клиентами по вертикали. Банки по-прежнему субсидировали предприятия и отрасли, скрывая их низкую ликвидность. Не были созданы денежный рынок и торговля кредитными ресурсами. Увеличились издержки на содержание банковского аппарата. Разгорелась «банковская война» за разделение текущих и ссудных счетов. Реорганизация не затронула деятельность страховых учреждений – важных источников кредитных ресурсов.
Проведенная таким образом реорганизация 1987 г., сохранив неэффективную одноуровневую кредитную систему, не приблизила ее структуру к потребностям нарождающихся в России рыночных отношений. Возникла необходимость дальнейшей реформы кредитной системы и приближения ее к структуре аналогичных систем в странах с развитой рыночной экономикой.
Объективно был необходим второй этап банковской реформы, направленный на комплексную реконструкцию системы экономических отношений в области кредита. Он начался в 1988 г. с создания первых коммерческих банков, которые призваны стать фундаментом для формирования рыночных отношений и структур в банковской сфере. Создание такого рынка означало замену административно-кома дных отношений гибкими (экономическими) методами перемещения финансовых ресурсов в сферы наиболее эффективного применения.
Банки должны были превратиться в опорные пункты развития и регулирования рыночных отношений в России.
В целях создания системы денежно-кредитного регулирования, адекватной складывающимся рыночным отношениям, были изменены статус Государственного банка и его роль в народном хозяйстве страны. Банк был выведен из подчинения правительству и получил, таким образом, необходимую экономическую независимость. После обретения Россией суверенитета на базе Госбанка был создан ЦБР на основе концепции, принятой в государствах с развитой рыночной экономикой.
В результате в нашей стране практически сформировалась банковская система. Российская банковская система включает ЦБР, кредитные организации, состоящие из коммерческих банков и других кредитно-расчетных учреждений, иногда объединенных в рамках холдингов, а также банковскую инфраструктуру. В ст. 2 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее – Закон о банках) понятие банковской системы определено с правовой точки зрения: «Банковская система РФ включает Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков».

    Современное состояние и направления дальнейшего развития



Российская банковская система двухуровневая. Это подчеркивает принципиальные различия в статусе и функциональном предназначении ЦБР и всех прочих кредитных организаций (приложение 1).
Первый уровень – уровень ЦБР, который имеет ряд отличительных функций и полномочий, выделяющих его среди других банков:
    Установление и методическое обеспечение правил совершения и учета банковских операций;
    Выпуск наличных денег (эмиссия);
    Организация платежного оборота;
    Лицензирование банковской деятельности и надзор за всеми кредитными организациями;
    Регулирования деятельности банков и иных кредитных организаций посредством учетной и резервной политики и установления для них обязательных экономических нормативов.
Именно поэтому ЦБР занимает особое место в банковской системе.
Второй уровень – уровень кредитных организаций. Вне зависимости от особенностей их статуса (банк или небанковская кредитная организация, российские банки с иностранным капиталом или филиал иностранного банка) все они подконтрольны Банку России и не обладают его полномочиями. Их основное назначение – проведение банковских операций, обслуживание клиентов, субъектов экономических отношений.
При выполнении своих экономических функций банки не могут функционировать изолированно. Ими востребован ряд важных услуг, которые обеспечиваются банковской инфраструктурой.
Банковская инфраструктура – совокупность организаций, облегчающих банкам их деятельность. К ним в первую очередь можно отнести:
    Систему страхования вкладов, обеспечивающую гарантирование сохранности вкладов граждан в банках в рамках установленных законодательством норм, которое осуществляется специально созданным государством Агентством по страхованию вкладов (АСВ);
    Независимые платежные системы, оказывающие содействие в осуществлении расчетов между организациями и банками (например, SWIFT) и платежных операций по пластиковым картам (например, VISA, Master Card, American Express);
    Аудиторские организации, обеспечивающие независимую проверку деятельности как коммерческих банков, так и ЦБР и подтверждение их финансовой отчетности;
    Консультационные и юридические организации, которые помогают банкам в развитии их бизнеса, представляют собой интересы последних при взаимодействии с клиентами и органами власти;
    Организации-поставщик информационно-технолог ческих решений, которые разрабатывают и предоставляют банкам современные банковские технологии, направленные на автоматизацию их бизнес-процессов;
    Учебные организации, осуществляющие подготовку и переподготовку банковских специалистов, проводящие различные семинары и курсы повышения квалификации, без которых в условиях сложности современного банковского дела невозможно представить нормальное функционирование банка.
Ее значение в последние годы все более возрастает.
Двухуровневая система - одна из наиболее распространенных форм построения подобных систем.
За минувшие годы банковская система России прошла этапы активного развития и периоды кризисов.
Самая крупная группа российских банков – около половины – это банки, организованные по инициативе отдельных групп предпринимателей. Здесь вся власть принадлежит правлениям банков, их организаторам.
Заметную роль в банковской сфере России играет примерно треть коммерческих банков – бывшие специализированные и отраслевые банки со значительным участием государства в их капиталах. Эти банки располагают достаточно большим собственным капиталом, активами, необходимым количеством филиалов, что позволяет им постоянно пополнять собственную кредитную базу и увеличивать обороты.
Особую роль в кредитной системе Росси играет Сбербанк. Широкая сеть филиалов, огромная финансовая мощь дают Сберегательному банку РФ предоставлять услуги, которые не доступны другим коммерческим банкам: прием от граждан и инкассирование коммунальных, налоговых, страховых платежей; выплата пенсий и пособий, зарплаты. Также сбербанк выдает очень большое количество кредитов на строительство жилья, обустройство хозяйств, на различные неотложные нужды, в качестве помощи малому и среднему бизнесу. Но неповоротливость столь огромной структуры не позволяет эффективно использовать сосредоточенные в Сбербанке финансовые ресурсы.
Стремительно прогрессируют многие новые банки, возникшие «на ровном месте», т.е. без опоры на бывшие госбанки. Новые банки создаются и работают, как правило, в тесном контакте с какой-либо финансовой группой. В большинстве случаев это дочерние структуры таких групп – торговых домов, коммерческих компаний, бирж и т.п. в качестве примера можно назвать «МДМ», «Альфа-банк», «Росбанк» и др. Вышеназванные банки быстро вышли на общероссийский уровень, превратились в крупные универсальные банки.
На современном этапе рыночных преобразований в народной хозяйстве России роль банков резко возросла. Они активно способствуют движению экономики в сторону рынка и энергично помогают хозяйственному прогрессу важнейших ее секторов.
Общие тенденции, свойственные развитой экономике, начинают проявляться и в России.
Крупные компании и крупные банки объединяют свои усилия в целях развития инвестиций. Так, например, Внешторгбанк (собственный капитал 54, 768 млрд. руб.5) и его постоянный клиент крупнейшая нефтяная компания России «ЛУКойл» подписали соглашение о стратегическом партнерстве. По условиям договора «ЛУКойл» переводит часть своих финансовых потоков на обслуживание во Внешторгбанк, а банк со своей стороны должен предоставить средне- и долгосрочные кредиты «ЛУКойлу» на инвестиционные нужды под эффективность проектов. Такое соглашение с одним из самых крупных банков России позволяет компании перейти в категорию стратегических партнеров банка.6
Основные итоги прошедших лет показывают, что действия Банка России и Правительства РФ, направленные на реструктуризацию банковской системы и улучшение состояния банковской сферы, дали свои положительные результаты и позволили закрепить и развить позитивные тенденции, начало которым было положено в 1999г. В 2000-2005 гг. банковская система развивалась в благоприятных макроэкономических условиях. Они, в свою очередь, характеризовались ростом производства товаров и услуг, увеличением инвестиционной активности, реальных доходов населения, позитивными тенденциями во внешнеэкономической сфере, а также в области государственных финансов.
За рассматриваемый период активы банковского сектора России выросли в 6раз, при этом максимальные темпы роста наблюдались в первые годы рассматриваемого периода. Постепенно темпы снижались и за 2004г. они составили 27%.7
Рост собственных средств банков оказался еще более существенным. Благоприятные условия экономического роста способствовали закреплению тенденции роста капитала банковской системы. Собственные средства банков России значительно возросли, что позволило банкам расширить объемы и виды своих операций.
Совокупные кредиты банков, предоставляемые нефинансовым организациям, выросли почти в 10 раз. Банки достаточно активно работают на рынке ценных бумаг, о чем свидетельствует трехкратный рост их вложений в этот рынок, хотя в тоже время доля вложений в ценные бумаги в сумме активов банков упала
Продолжает наращиваться ресурсная база банков. Все большую роль в ней играют средства предприятий и организаций. Несмотря на некоторую нестабильность банковского сектора, растет объем средств физических лиц в составе пассивов банков. Объем средств физических лиц, привлеченных в депозитные операции банков, вырос почти в 9раз, при этом доля Сбербанка России в общем объеме вкладов населения составила более 60%. А удельный вес валютных вкладов физических лиц в кредитных организациях составил 46,1%.
Рост капитала и ресурсной базы кредитных организаций, определенное улучшение качества их кредитного портфеля способствуют постепенному улучшению показателей финансовой устойчивости банковской системы. Однако наряду с некоторыми благоприятными тенденциями, которые ни в коем случае нельзя переоценивать, в развитии банковской системы России продолжает оставаться нерешенным ряд проблем.
Во-первых, высокий уровень риска вложений средств в реальный сектор экономики препятствует активизации кредитной деятельности банков. Доля кредитов реальному сектору экономики в совокупных активах банковской системы в настоящее время растет не требуемыми для развития экономики темпами.
Основными факторами рисков являются низкий темп структурных преобразований в экономике, несовершенство системы налогообложения, низкая кредитоспособность многих отечественных предприятий, недостаточный уровень раскрытия информации ими, а также слабость нормативно-правовой базы, обеспечивающей права кредиторов.
Эти факторы приводят к значительной концентрации кредитных рисков у ограниченного круга заемщиков.
Во-вторых, следствием дефицита надежных финансовых инструментов стало накопление у банков значительного объема свободных денежных средств. В-третьих, сложившаяся структура ресурсной базы банков по срочности (преобразование краткосрочных обязательств) является самостоятельным фактором, сдерживающим развитие кредитных операций банков.
Ряд проблем банковского сектора носит структурный характер и тесно взаимосвязан с общим состоянием экономики, уровнем развития денежных отношений и правовой базы. К числу таких проблем можно было отнести недостаточную эффективность систем управления рисками и внутреннего контроля многих кредитных организаций, недостаточную в ряде случаев достоверность раскрываемой кредитными организациями информации о своем финансовом состоянии и отсутствие системы гарантирования вкладов.
В целях защиты прав и законных интересов вкладчиков банков РФ, укрепление доверия к банковской системе РФ и стимулирование привлечения сбережений населения в банковскую систему РФ принят Федеральный закон от 23.12.2003 № 117-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц». Этот закон регулирует отношения по созданию и функционированию и использованию системы страхования вкладов, формированию и использованию ее денежного фонда, выплатам возмещения по вкладам при наступлении страховых случаев, а также отношения, возникающие в связи с осуществлением государственного контроля за функционированием системы страхования вкладов, и иные отношения, возникающие в данной сфере. Он определяет статус участников системы страхования вкладов и условия обязательного страхования вкладов, наступления страхового случая, уплаты страховых взносов и получения страхового возмещения по обязательному страхованию вкладов.
В целях снижения кредитных рисков банков и создания условий для расширения кредитного портфеля в сторону удлинения сроков кредитования в декабре Президентом РФ подписан Федеральный закон «О кредитных историях», принятый Государственной Думой 22 декабря и одобренный Советом Федерации 24 декабря 2004г. Цель документа – создание и определение условий для формирования, обработки, хранения и раскрытия бюро кредитных историй информации, характеризующей своевременность исполнения заемщиками своих обязательств по договорам. Этот закон обеспечивает повышение защищенности кредиторов и заемщиков за счет общего снижения кредитных рисков, повышение эффективности работы кредитных организаций. В полном объеме закон вступил в силу с 1 сентября 2005г.
Еще одно пока нерешенной проблемой является отсутствие достаточной продуманной и экономически обоснованной системы ипотечного кредитования. В 2004 г. принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон “Об ипотечных ценных бумагах”». Этот закон направлен на повышение эффективности использования ипотечных бумаг в целях рефинансирования ипотечных кредитов. В документе дается определение жилищной облигации с ипотечным покрытием, предлагаются механизмы повышения надежности этих бумаг, а также дополнительный инструментарий для повышения привлекательности ипотечных бумаг с учетом конъюнктуры финансового и фондового рынков.
Таким образом, можно констатировать, что банковская система России интенсивно развивалась как количественно, так и качественно.
Перемены, происходившие последние десять лет в банковском деле, настолько кардинальны, что все чаще можно слышать, как их называют «банковской революцией». Возможно, именно эта революция сделает банки следующего поколения совершенно непохожими на сегодняшние.
Банковская система России со всеми ее специфическими особенностями и типично российскими чертами не существует изолированно. Она входит в мировую банковскую систему, является ее необходимой составляющей. Вследствие этого все изменения, которые претерпевает мировая банковская система, все новейшие тенденции, проявляющиеся в ходе ее эволюции, не могут не отражаться на состоянии российской банковской системы.



    Банковская система Канады



По уровню развития экономики Канада входит в число семи ведущих промышленно развитых стран мира. Важное место в экономическом потенциале страны занимает сектор финансовых услуг, который по результатам обследования, проведенного Всемирным экономическим форумом в 1998 г., занимал 6-е место среди 53 стран по уровню конкурентоспособност и первое место в мире по показателю стабильности.
Финансовый сектор Канады имеет весьма диверсифицированный характер. В число его основных участников включаются: местные и иностранные банки, кредитные учреждения и кооперативные кассы, страховые компании, страховые агенты и брокеры, трастовые компании, взаимные фонды, дилеры по ценным бумагам, пенсионные менеджеры и консультанты по инвестициям, специализированные финансовые компании.
По оценкам Ассоциации канадских банков (АКБ), Канада располагает одной из самых эффективных и надежных банковских систем в мире. Она включает 54 кредитных учреждения с общим объемом активов 1,3 трлн. Долл., 8211 банковских филиалов. В банковском секторе занято 221 000 человек.
Первое кредитное учреждение было открыто в Канаде в 1817 г. Однако формирование банковской системе относится к 1913 г., когда Комиссия Макмиллана провела первую проверку деятельности сектора финансовых услуг, который в то время состоял из 10 банков. Следует отметить, что с тех пор банковская система Канады не претерпела особых изменений в количественном отношении, поскольку и сегодня в стране зарегистрировано 11 канадских банков. Вместе с тем произошли другие существенные сдвиги, связанные, прежде всего, со значительным ростом банковского капитала, появлением новых продуктов, разнообразием предлагаемых услуг. До середины XX в. Банковский бизнес был ограничен открытием денежных вкладов для населения и предоставлением ссуд корпоративным клиентам. Однако постепенно сфера банковских услуг расширялась, открывая дорогу новым направлениям деятельности. Закон о банковской деятельности 1967 г. разрешил ипотечное кредитование и выдачу ссуд на приобретение товаров широкого потребления. Диверсификация предлагаемых услуг получила дальнейшее развитие в 1987 и 1992 гг., когда в финансовое законодательство Канады были внесены дополнения, разрешающие банкам заниматься операциями с ценными бумагами и трастовой деятельностью. Однако, несмотря на расширение возможностей для ведения операционной деятельности, основой банковского бизнеса остается открытие вкладов и предоставление кредитов.
В соответствии с законом о банковской деятельности на территории Канады различают два типа банков: банки категории I (Schedule I banks) и банки категории II (Schedule II banks).
В категорию I включены только местные банки, акционерами которых является широкий круг лиц: в одних руках не может находиться более чем 10% акций банка. По состоянию на июнь 1999г. в эту категорию входили следующие 8 банков: Bank of Montreal, The Bank of Nova Scotia, Canadian Imperial Bank of Commerce, Canadian Western Bank, Laurentian Bank of Canada, National Bank Of Canada, Royal Bank of Canada, The Toronto-Dominion Bank.
В категорию II включены все иностранные банки и те местные кредитные учреждения, акционерами которых является ограниченный круг лиц: один акционер может владеть более чем 10% акций. По состоянию на июнь 1999 г. в эту категорию входили три местных банка и 43 дочерних иностранных банка, получившие канадскую банковскую лицензию.
Банковская система Канады считается одной из самых конкурентоспособных в мире. Согласно данным всемирного экономического форума, спрэд процентных ставок финансовых учреждений Канады (своеобразный индикатор конкурентоспособнос и) – самый низкий среди промышленно развитых стран мира. Этот показатель составляет для Канады мене 2%, в то время как для США, следующих непосредственно за Канадой, он находится на уровне около 4%. Чистый доход шести крупнейших банков Канады составил в 1998 г. 7,1 млрд. долл.
По оценке МВФ, канадская банковская система является наиболее концентрированной среди промышленно развитых стран мира: активы пяти крупнейших банков Канады составляют 86% от общего объема активов банковской индустрии страны, значительно опережая по этому показателю США (19%), Германию (15%), Великобританию (40%) и Швейцарию (71%). По данным Департамента финансов Канады, на долю шести крупнейших банков Канады приходится свыше 70% всех депозитов и примерно 90% всех банковских активов. В то время как активы пяти остальных канадских банков составляют всего 2% от общего объема активов.
Регулирование банковской деятельности является прерогативой федерального правительства и определяется Законом о банковской деятельности, который обновляется каждые пять лет. Вместе с тем, с учетом диверсифицированного характера банковских услуг, отдельные направления банковской деят
и т.д.................


Смотреть работу подробнее



Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.