Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
контрольная работа Цивилизационный выбор Древней Руси
Информация:
Тип работы: контрольная работа.
Добавлен: 13.10.2012.
Год: 2010.
Страниц: 5.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Федеральное
агентство по образованию
ГО ВПО
«Уральский Государственный технический
университет – УПИ»
Факультет непрерывных
технологий образования
Контрольная
работа по дисциплине отечественная
история
на тему: «Цивилизационный
выбор Древней Руси»
Работу выполнила:
Студентка группы СЗ-190111н
Парфёнова Ирина Юрьевна
Работу проверил:
Профессор
Лебедев Виктор Эдуардович
Екатеринбург,
2009
Феномен
«универсальное-наци нальное» являет
собой культурно-историческ е развитие
Древней Руси, подверженное обращению
к «западническому», провизантийскому,
и восточному направлениям геополитической
действительности с их интеграцией и экспансией,
но неразделимо связанных с «почвенническим»
направлением, несущим в себе национальную
самобытность и самосознание народа. Формирование
гармонической модели
«универсальное-наци нальное»
культурно-историчес ого
движения Древней Руси определялось
во многом процессом образования государственности
у восточных славян. Только устойчивое
государственное образование с тенденцией
к установлению сильной централизованной
власти могло осуществить прорыв во всемирную
историю и развернуть широкий спектр его
геополитических лучей (формирование
универсальной составляющей гармонической
модели), равно как и обеспечить условия
для проявления национальных особенностей
древних русичей (формирование национальной
составляющей гармонической модели).
Примером
этого, в условиях создания древнерусского
государства, может послужить соседство
восточных славян с варягами, которое
способствовало формированию двух протогосударственных
образований (Киевской и Новгородской
земель), упрочнению на Руси позиций князя
как регулятора общественных отношений
и как носителя государственной власти
(с приходом в 862г. варяжского конунга Рюрика),
совершенствованию торгово-экономическо
интеграции, религиозной интеграции (Первое
крещение Руси 866-867г.г.) усилению широтной
и меридиональной геополитической активности
восточных славян, за счет экспансии зарождавшегося
древнерусского государства (поход на
Царьград в 860г., нападение на торговую
гавань Арабского халифата в 864г.).
С
другой стороны, наличие тесного соседства
со странами восточного мира, а именно
Хазарским каганатом и Арабским халифатом,
также способствовало формированию феномена
«универсальное-наци нальное», с проникновением
на Русь элементов восточной структуры,
оставившей след в административно-поли ической
(принятие титула кагана, реализация принципа
«диархии» в IX-X в.в., принципа «дуумвирата»
и «триумвирата» в XI-XII в.в.), экономической
(межэтническое объединение экономических
укладов и образа жизни народов, входящих
в состав восточных славян) и культурной
(проникновение иранской культуры) сферах
жизни древнерусского государства.
Кроме
того, приход к правлению преемника
Рюрика Олега (879-912г.г.) также содействовал
формированию и упрочнению феномена «универсальное-нацио альное»,
обеспечивавшего расцвет, благополучие
и стабильность развития древнерусского
общества и государства. В его правление
обозначились все основные направления
культурно-историчес ого движения Древней
Руси – «западничекое» (подчинение древлян
и дреговичей, война с уличами и тиверцами
890-899г.г. и как последствие – освобождение
юга Древней Руси), провизантийское (заключение
мирных отношений в договорах 907г. И 911г.
между Древней Русью и Византией) и восточное
(покорение племен северян и радимичей
вместе с захватом Киева в 882г., поход в
прикаспийские области Ирана в 910г., поход
на Хазарский каганат в 912-913г.г., поход
на критских арабов в 912г.), а также обозначилось
формирование основных направлений национальной
идеи (установка на активную меридиональную
и широтную экспансии в условиях языческой
Руси содействовала складыванию экспансионистской
природы национальной идеи – наряду с
этническим самосознанием русичей обозначились
такие элементы национальной идеи, как
социальный (власть великого князя) и религиозный
(языческая вера).
Таким
образом, с развитием взаимоотношений
разных народов, этнического самосознания
русичей, особенностей хозяйственной
и духовной жизни, обращение древнерусской
государственности путем интеграции и
экспансий к провизантийскому, «западническому»
и восточному направлениям явились проявлением
составляющей гармонической модели «универсальное-нацио альное»
культурно-историчес ого движения Древней
Руси.
В
период правления Игоря (912-945г.г.) произошло
редуцирование универсальной
составляющей гармонической
модели до уровня провизантийского
(военные походы, на Византию в 941г. и 944г.,
последствием которых стал, заключенный
в 944г. новый мирный договор)
и восточного (военный поход в земли
Закавказья и Прикаспия в 945г.)
направлений, оформление
национальной идеи «Великая
языческая Русь» (экспансионистский
характер национальной идеи выразился
в тезисе «Великая языческая Русь», в котором
просматривались взаимодействие ее этнической
(связанной с образованием древнерусской
народности), социальной (власть великого
князя) и религиозной (языческая вера)
элементов).
В
итоге, князь Игорь не смог упрочить
гармоническую модель «универсальное-нацио альное»,
чем притормозил формирование расширения
геополитических лучей развития древнерусского
государства, а также лишь усугубил экспансионистский
характер национальной идеи в ее языческой
оболочке, с уже существующими предпосылками
замены языческой основы национальной
идеи на христианскую.
В
период правления княгини Ольги (945-964г.г.)
удалось восстановить
и упрочить в полном
объеме универсальную
составляющую гармонической
модели, а также заложить
возможности замены
языческой основы ее
национальной составляющей
на христианскую.
Примером
этого служит принцип ее правления
на балансе трех направлений цивилизационного
развития: западного (организация посольств
в Германии, Польше и Чехии), провизантийского
(заключение мирного договора с Византией
в 946г., крещение княгини Ольги в 957г. в Константинополе
давшее толчок к дальнейшей христианизации
древнерусского общества) и восточного
(поход на критских арабов в 949г., совместный
с болгарами и армянами поход против сирийского
мира в 954г.).
При
Ольге возникли предпосылки для
замены языческой основы национальной
идеи «Великая языческая Русь» христианской,
а следовательно и для преодоления
ее экспансионистской природы. Происходила
апробация возможности контактов
со странами Запада и Востока на
основе мирного, дружественного союза.
На востоке такая политика осуществлялась,
прежде всего, по отношению к Хазарии,
которая была основным соперником Руси
на восточных торговых путях в районе
Приазовья и Поволжья.
Таким
образом, за сравнительно короткий период
своего правления княгиня Ольга осуществила
уравновешенное воздействие направлений
цивилизационного развития Древней Руси,
благодаря комплексной политике, учитывающей
множественность международных факторов.
Универсальная составляющая гармонической
модели «универсальное-нацио альное»
культурно-историчес ого движения Руси
была укреплена в результате стабилизации
юго-западного и восточного геополитических
лучей и пролонгации западного геополитического
луча. Также сформировалась дальнейшая
возможность христианизации древнерусского
государства.
В
период правления князя Святослава
(964-972г.г.) происходило полное
торжество языческой
основы национальной
составляющей гармонической
модели – торжество
национальной идеи «Великая
языческая Русь и ее
доминирующее влияние
на содержание универсальной
составляющей данной
модели.
Княжение
Святослава было связанно с «почвенническим»
направлением, несущим в себе национальную
самобытность и самосознание народа, стремлении
держаться исключительно собственных
традиций. «Почвенническая» тенденция
великокняжеской политики в рамках языческой
традиции Древней Руси толкала ее на экспансионистский
путь и проявлялась в стремлении великого
князя распространить свое влияние не
только на восточнославянские, но и соседние
им племена и народы. Святослав избрал
немирный путь инсталляции Руси в мировое
историческое пространство. Он сделал
ставку на всемирную экспансию в широтном
и меридиональном направлениях, осуществление
которой привело к реализации в конкретно-историческ й
практике идеала «Великая языческая Русь».
В
964-966г.г. был организован восточный
поход на Хазарию, преследовавший политическую,
экономическую и религиозные цели и осуществлявшийся
по двум геополитическим направлениям:
восточном – Поволжье и южном – Кавказ,
Приазовье, Крым. Тем самым были подчинены
вятичи, волжские булгары и буртасы. Были
нанесены удары по Хазарскому каганату,
с разгромом и взятием главных городов
Итиль, Семендер и Саркел. Князь Святослав
победил северокавказские племена
ясов (аланов) и касогов (адыгов), подчинил
себе приазовскую область с Тмутараканью
и Восточную Таврику, вплотную подойдя
к византийским владениям в Крыму, тем
самым сломив мощь Хазарского каганата
и усилив позиции Древней Руси в Восточной
Европе.
Меридиональная
экспансия князя Святослава вдоль
юго-западного геополитического луча
включала два периода: болгаро-русская
(967-969г.г.) и русско-византийская (970-971г.г.)
войны, в результате чего в 971г. был заключен
мирный договор между Русью и Византией,
возвращавший эти два государства к мирным
и союзным отношениям.
Таким
образом, в результате правления
Святослава окончательно сложилась
национальная идея Древней Руси в
ее языческом варианте, в структуре
которой присутствовали три основных
элемента: этнический («Русская земля»),
социальный (власть великого князя) и религиозный
(языческая вера). При Святославе национальная
составляющая (в ее языческой оболочке)
гармонической модели «универсальное-нацио альное»
культурно-историчес ого движения Руси
приобрела исключительное доминирование
и стала даже полностью определять содержание
универсальной составляющей данной модели.
При реализации такой неизбежной формы
и неизбежного продукта исторического
развития, как феномен «универсальное»
полностью отвергались мирные, интеграционные
способы инсталляции древнерусского государства
в мировое историческое пространство
(включая все три геополитические направления
развития Руси – западное, провизантийское
и восточное) и использовал только немирные,
экспансионистские способы.
В
период правления князя Ярополка
(972-980г.г.) происходило
восстановление приоритета
универсальной составляющей
гармонической модели
и одновременно ее редуцирование
до уровня «западнического»
направления с попыткой
вживления «латинского»
элемента в национальную
составляющую.
Ярополк,
княживший на ряду с двумя своими братьями
(Олегом – Древлянская земля, Владимиром
– Новгородская земля) стремился к установлению
единодержавной власти. Нуждаясь в поддержке,
князь Ярополк обратился в сторону Запада,
в лице государств Польши, Германии и Рима,
сориентировав таким образом развитие
культурно-историчес ого движения Древней
Руси на освоение западного геополитического
«полюса» с попыткой переориентации национальной
идеи на католицизм. Сильный «западнический»
уклон и первая «смута» в 977-980г.г. на Руси
содействовали разрушению феномена «Великой
языческой Руси». Эти же причины обусловили
резкое падение внимания великокняжеской
власти к политике на востоке «языческого»
державы вплоть до отложения племен радимичей
и вятичей и ослабления контроля над волжским
торговым путем. В Поволжье вновь усилились
позиции волжских булгар, и произошло
частичное восстановление Хазарского
каганата. Ярополк не сумел удержать стремительно
созданную Святославом «языческую» империю
от столь же стремительного распада. Формирование
гармонической модели
«универсальное-наци нальное»
культурно-историчес ого
движения Древней Руси:
христианский вариант
и оформление национальной
идеи «Святая Русь»
прежде всего, связанно с именем князя
Владимира (980-1015г.г.).
В
начале своего княжения Владимир преследовал
цели восстановления «языческой» империи
своего отца, князя Святослава. Ренессанс
национальной идеи «Великая языческая
Русь» начался с реформирования традиционной
языческой религии восточных славян (в
980г. был создан объединенный пантеон языческих
богов) и переноса в Киев общерусского
религиозного и политического центров,
что в целом ставило задачу укрепления
государственной целостности и формирования
чувства этнической целостности «Великой
языческой Руси». Шел процесс разработки
эффективного функционирования внутренней
и внешней безопасности империи посредством
экспансионистской внешней политики внутренней
политики, основанной на «языческих» началах.
Во
внешней политике Владимир развернул
масштабную геополитическую активность.
В 980г. он включил в состав государства
Перемышльский район (будущая Галицкая
Русь); в 981-982г.г. вновь покорил вятичей;
в 983г. завоевал земли ятвягов в верхнем
бассейне реки Неман; в 984г. возвратил радимичей;
в 985г. предпринял поход на волжских булгар;
в 986г. захватил отложившуюся Тмутаракань.
Однако эти хаотичные экспансионистские
кампании лишали великокняжескую власть
возможности проводить обоснованную
целостную внутреннюю политику по упрочению
«языческой» державы.
Кроме
того, языческая форма древнерусской
национальной государственности шла в
разрез со сложившимся канонами понимания
национальной культуры и религии двумя
великими державами Священной Римской
империей и Византией, которые проповедовали
Восточное и Западное христианство.
Таким
образом, реализация идеи «Великая языческая
Русь» в связи с исключительным доминированием
экспансионистских способов инсталляции
в мировое историческое сообщество оказалась
малоэффективной и, более того, небезопасной
для молодого государства из-за провоцирования
постоянных военных столкновений с другими
народами и государствами, поэтому князь
Владимир пришел к осознанию необходимой
культурно-историчес ой и религиозной
переориентации Руси.
В-первую очередь, основой формирования
новой ипостаси гармонической модели
«универсальное-наци нальное», с и т.д.................