Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
реферат Аксиологические основы педагогики
Информация:
Тип работы: реферат.
Добавлен: 13.10.2012.
Год: 2010.
Страниц: 17.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Оглавление
Введение
Человек
постоянно находится в ситуации
мировоззренческой (политической, нравственной,
эстетической и др.) оценки происходящих
событий, постановки задач, поиска и
принятия решений и их реализации.
При этом его отношение к окружающему
миру (обществу, природе, самому себе) связано
с двумя различными, хотя и взаимообусловленными,
подходами - практическим и абстрактно-теоретиче ким
(познавательным). Первый вызван приспособлением
человека к быстро изменяющимся во времени
и пространстве явлениям, а второй преследует
цель познания закономерностей действительности.
Однако,
как известно, научное познание,
в том числе и педагогическое,
осуществляется не только из любви
к истине, но и с целью полного
удовлетворения социальных потребностей.
В этой связи содержание оценочно-целевого
и действенного аспектов жизнедеятельности
человека определяется направленностью
активности личности на осмысление, признание,
актуализацию и создание материальных
и духовных ценностей, составляющих культуру
человечества. Роль механизма связи между
практическим и познавательным подходами
выполняет аксиологический, или ценностный,
подход, выступающий своеобразным «мостом»
между теорией и практикой. Он позволяет,
с одной стороны, изучать явления с точки
зрения заложенных в них возможностей
удовлетворения потребностей людей, а
с другой - решать задачи гуманизации общества.
Цель
работы – рассмотреть аксиологические
основы педагогики.
Задачи
работы:
определить
сущность понятий «аксиология», «педагогические
ценности»;
раскрыть
особенности различных видов педагогических
ценностей.
Сущность
аксиологического подхода
Аксиология
(от греч. axia - ценность и logos - учение) - философское
учение о природе ценностей и
структуре ценностного мира.
Смысл
аксиологического подхода может
быть раскрыт через систему аксиологических
принципов, к которым относятся:
равноправие
философских взглядов в рамках единой
гуманистической системы ценностей при
сохранении разнообразия их культурных
и этнических особенностей;
равнозначность
традиций и творчества, признание необходимости
изучения и использования учений прошлого
и возможности духовного открытия в настоящем
и будущем, взаимообогащающего диалога
между традиционалистами и новаторами;
экзистенциальное
равенство людей, социокультурный прагматизм
вместо демагогических споров об основаниях
ценностей; диалог и подвижничество вместо
мессианства и индифферентности.
Согласно
этой методологии, одной из первостепенных
задач является выявление гуманистической
сущности науки, в том числе и
педагогики, ее отношения к человеку
как к субъекту познания, общения и творчества.
Это ведет к рассмотрению ценностных аспектов
философско-педагоги еского познания,
его «человеческого измерения», принципов,
а через них и гуманистической, человеческой
сущности культуры в целом [6;С.113].
Именно
гуманистическая ориентация философии
образования создает прочную основу будущего
человечества. Образование как компонент
культуры в этой связи приобретает особую
значимость, так как является основным
средством развития гуманистической сущности
человека.
Суть
педагогической аксиологии определяется
спецификой педагогической деятельности,
ее социальной ролью и личностно
образующими возможностями. Аксиологические
характеристики педагогической деятельности
отражают ее гуманистический смысл.
В самом деле, педагогические ценности
- это те ее особенности, которые позволяют
не только удовлетворять потребности
педагога, но и служат ориентирами его
социальной и профессиональной активности,
направленной на достижение гуманистических
целей [8;С.59].
Педагогические
ценности, как и любые другие духовные
ценности, утверждаются в жизни не спонтанно.
Они зависят от социальных, политических,
экономических отношений в обществе, которые
во многом влияют на развитие педагогики
и образовательной практики. Причем эта
зависимость не механическая, так как
желаемое и необходимое на уровне общества
часто вступают в противоречие, разрешает
которое конкретный человек, педагог в
силу своего мировоззрения, идеалов, выбирая
способы воспроизводства и развития культуры.
Педагогические
ценности представляют собой нормы, регламентирующие
педагогическую деятельность и выступающие
как познавательно-действ ющая система,
которая служит опосредующим и связующим
звеном между сложившимся общественным
мировоззрением в области образования
и деятельностью педагога. Они, как и другие
ценности, имеют синтагматический характер,
т.е. формируются исторически и фиксируются
в педагогической науке как форма общественного
сознания в виде специфических образов
и представлений.
Овладение
педагогическими ценностями происходит
в процессе осуществления педагогической
деятельности, в ходе которой совершается
их субъективация. Именно уровень субъек-тивации
педагогических ценностей служит показателем
личностно-профессион льного развития
педагога.
Классификация
педагогических ценностей
Широкий
диапазон педагогических ценностей
требует их классификации и упорядочивания,
что позволит представить их статус
в общей системе педагогического
знания. Однако их классификация, как
и проблема ценностей в целом,
до настоящего времени в педагогике не
разработана. Правда, имеются попытки
определить совокупность общих и профессионально-педаг гических
ценностей. Среди последних выделяют такие,
как содержание педагогической деятельности
и обусловленные им возможности саморазвития
личности; общественная значимость педагогического
труда и его гуманистическая сущность
и др.
Однако,
как уже отмечалось в четвертой
главе, педагогические ценности различаются
по уровню своего существования, который
может стать основой их классификации.
По этому основанию выделяются личностные,
групповые и социальные педагогические
ценности.
Аксиологическое
Я как система ценностных ориентаций
содержит не только когнитивные, но и
эмоционально-волевы компоненты, играющие
роль ее внутреннего ориентира. В
нем ассимилированы как социально-педагогиче кие,
так и профессионально-группо ые ценности,
служащие основанием индивидуально-личнос ной
системы педагогических ценностей. Эта
система включает:
ценности,
связанные с утверждением личностью своей
роли в социальной и профессиональной
среде (общественная значимость труда
педагога, престижность педагогической
деятельности, признание профессии ближайшим
личным окружением и др.);
ценности,
удовлетворяющие потребность в общении
и расширяющие его круг (общение с детьми,
коллегами, референтными людьми, переживание
детской любви и привязанности, обмен
духовными ценностями и др.);
ценности,
ориентирующие на саморазвитие творческой
индивидуальности (возможности развития
профессионально-творче ких способностей,
приобщение к мировой культуре, занятие
любимым предметом, постоянное самосовершенствовани
и др.);
ценности,
позволяющие осуществить самореализацию
(творческий, вариативный характер труда
педагога, романтичность и увлекательность
педагогической профессии, возможность
помощи социально неблагополучным детям
и др.);
ценности,
дающие возможность удовлетворять прагматические
потребности (возможности получения гарантированной
государственной службы, оплата труда
и длительность отпуска, служебный рост
и др.) [4;С.29].
Среди
названных педагогических ценностей можно
выделить ценности самодостаточного и
инструментального типов, различающиеся
по предметному содержанию. Самодостаточные
ценности - это ценности-цели, включающие
творческий характер труда педагога, престижность,
социальную значимость, ответственность
перед государством, возможность самоутверждения,
любовь и привязанность к детям. Ценности
этого типа служат основанием развития
личности и учителя, и учащихся. Ценности-цели
выступают в качестве доминирующей аксиологической
функции в системе других педагогических
ценностей, поскольку в целях отражен
основной смысл деятельности учителя.
Осуществляя
поиск путей реализации целей
педагогической деятельности, педагог
выбирает свою профессиональную стратегию,
содержание которой составляет развитие
себя и других. Следовательно, ценности-цели
отражают государственную образовательную
политику и уровень развития самой педагогической
науки, которые, субъективируясь, становятся
значимыми факторами педагогической деятельности
и влияют на инструментальные ценности,
называемые ценностями-средствами Они
формируются в результате овладения теорией,
методологией и педагогическими технологиями,
составляя основу профессионального образования
педагога.
Ценности-средства
- это три взаимосвязанные подсистемы:
собственно педагогические действия,
направленные на решение профессионально-образовательных
и личностно-развивающи задач (технологии
обучения и воспитания); коммуникативные
действия, позволяющие реализовать личностно-
и профессионально-ориентированные задачи
(технологии общения); действия, отражающие
субъектную сущность педагога, которые
интегративны по своей природе, так как
объединяют все три подсистемы действий
в единую аксиологическую функцию. Ценности-средства
подразделяются на такие группы, как ценности-отношения,
ценности-качества и ценности-знания.
Ценности-отношения
обеспечивают педагогу целесообразное
и адекватное построение педагогического
процесса и взаимодействия с его
субъектами. Отношение к профессиональной
деятельности не остается неизменным
и варьирует в зависимости от успешности
действий педагога, от того, в какой мере
удовлетворяются его профессиональные
и личностные потребности. Ценностное
отношение к педагогической деятельности,
задающее способ взаимодействия педагога
с учащимися, отличается гуманистической
направленностью. В ценностных отношениях
в равной мере значимыми являются и самоотношения,
т.е. отношения педагога к себе как к профессионалу
и личности.
В
иерархии педагогических ценностей
наиболее высокий ранг имеют ценности-качества,
так как именно в них проявляются или бытийствуют
сущностные личностно-профессиона ьные
характеристики педагога. К их числу относятся
многообразные и взаимосвязанные индивидные,
личностные, статусно-ролевые и профессионально-деяте ьностные
качества. Данные качества оказываются
производными от уровня развития целого
ряда способностей: прогностических, коммуникативных,
креативных (творческих), эмпатийных, интеллектуальных,
рефлексивных и интерактивных.
Ценности-отношения
и ценности-качества могут не обеспечить
необходимый уровень осуществления педагогической
деятельности, если не будет сформирована
и усвоена еще одна подсистема - подсистема
ценностей-знаний. В нее входят не только
психолого-педагогич ские и предметные
знания, но и степень их осознания, умения
осуществить их отбор и оценку на основе
концептуальной личностной модели педагогической
деятельности.
Овладение
педагогом фундаментальными психолого-педагогиче кими
знаниями создает условия для
творчества, альтернативности в организации
образовательного процесса, позволяет
ориентироваться в профессиональной информации,
отслеживать наиболее значимую и решать
педагогические задачи на уровне современной
теории и технологии, используя продуктивные
творческие приемы педагогического мышления.
Таким
образом, названные группы педагогических
ценностей, порождая друг друга, образуют
аксиологическую модель, имеющую синкретический
характер. Он проявляется в том, что ценности-цели
определяют ценности-средства, а ценности-отношения
зависят от ценностей-целей и ценностей-качеств
и т.д., т.е. они функционируют как единое
целое. Аксиологическое богатство педагога
определяет эффективность и целенаправленность
отбора и приращения новых ценностей,
их переход в мотивы поведения и педагогические
действия.
Заключение
С
изменением социальных условий жизни,
развитием потребностей общества и личности
трансформируются и педагогические ценности.
Так, в истории педагогики прослеживаются
изменения, связанные со сменой схоластических
теорий обучения на объяснительно-иллюстр тивные
и позже - на проблемно-развивающи . Усиление
демократических тенденций приводило
к развитию нетрадиционных форм и методов
обучения. Субъективное же восприятие
и присвоение педагогических ценностей
определяется богатством личности учителя,
направленностью его профессиональной
деятельности, отражая показатели его
личностного роста.
Педагогические
ценности имеют гуманистическую
природу и сущность, поскольку
смысл и назначение педагогической
профессии определяются гуманистическими
принципами и идеалами.
Гуманистические
параметры педагогической деятельности
позволяют фиксировать уровень расхождения
между сущим и должным, действительностью
и идеалом, стимулируют к творческому
преодолению этих разрывов, вызывают стремление
к самосовершенствовани и обусловливают
смысложизненное самоопределение педагога.
Его ценностные ориентации находят свое
обобщенное выражение в мотивационно-ценностно
отношении к педагогической деятельности,
которое является показателем гуманистической
направленности личности.
Такое
отношение характеризуется единством
объективного и субъективного, в котором
объективное положение педагога является
основой его избирательной направленности
на педагогические ценности, стимулирующие
общее и профессиональное саморазвитие
личности и выступающие фактором его профессиональной
и социальной активности. Социальное и
профессиональное поведение педагога,
следовательно, зависит от того, как он
конкретизирует ценности педагогической
деятельности.
Список использованной
литературы
Гинецинский
В.И. Основы теоретической педагогики.
- СПб., 1992.
Исаев И.Ф.,
Ситникова М.И. Творческая самореализация
учителя: Культурологический подход. -
М., 1999.
Колесников
Л.Ф., Турченко В.Н., Борисова Л.Г. Эффективность
образования. - М., 1991.
Котова И.Б.,
Шиянов Е.Н. Философские основания современной
педагогики. – Ростов н/Д, 1994.
Лихачев Б.Т.
Введение в теорию воспитательных ценностей.
- Самара, 1998.
Педагогика
/ В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; Под
ред. В.А.Сластенина. - М.: Академия, 2002.
Шварцман
К.А. Философия и воспитание. - М., 1989.
Шиянов Е.Н.,
Котова И. Б. Идея гуманизации образования
в контексте отечественных теорий личности.
– Ростов н/Д, 1995.
Щедровицкий
П.Г. Очерки по философии образования.
- М., 1993.