На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Антициклическая политика государств (на примере США)

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.10.2012. Сдан: 2010. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ  ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
 

Специальность «Государственное и  муниципальное управление» 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 

По  дисциплине: Экономическая  теория 

Тема: «Антициклическая политика государств (на примере  США)» 

Вариант № 9 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил:
Студент 1 курса
2 семестр
Заворина Елена  Владимировна 

Тюмень, 2010г
СОДЕРЖАНИЕ
Введение                                                                                                                                            3
1. Антициклическая  политика государств.                                                                               5 
1.1 Теория цикличности  экономики                                                                                               5                                                     
1.2 Природа экономических  циклов                                                                                               8
1.3 Основные концепции  антициклического регулирования  экономики                                  11
1.4 Основные методы  антициклического регулирования экономики                                        14
2. Практический  опыт  применения антициклической  политики в США                        17
2.1. Антициклическая  политика до начала 21 века.                                                                      17
2.2. Антициклическая  политика США в современном кризисе.                                                 35
Заключение                                                                                                                                     38
Список  литературы                                                                                                                       39 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
   Для общества характерно в целом поступательное экономическое развитие. Экономический  рост обеспечивается за счет прироста рабочей силы, основного капитала и освоения достижений НТП. Однако детальный статистический анализ, проводимый многими исследователями, показывает, что на фоне общего тренда наблюдаются довольно существенные, периодически повторяющиеся отклонения в ту и другую сторону, свидетельствующие о существовании определенных волновых процессов, придающих развитию общественного производства циклический характер, и которые нельзя объяснить только действием случайных факторов. Диапазон единичного цикла охватывает движение экономики от одного кризиса к другому. По критерию продолжительности в экономической литературе различают три типа экономических циклов: большие (длинные волны) - 45-60 лет; средние - 7-13 лет; малые (короткие) - 3-4 года.
   Малые циклы связаны с восстановлением экономического равновесия на потребительском рынке. При формировании устойчивого дефицита изменяются отраслевые пропорции, создается новая структура народного хозяйства путем перегруппировки внутри сложившихся производительных сил. Материальной основой малых циклов является массовое обновление товаров длительного пользования.
   Средние (промышленные) циклы связаны с  изменением спроса на оборудование и  сооружения, а сам спрос, его величина и направление зависят, в свою очередь, от внедрения новых технических и технологических достижений, которое осуществляется обычно за 7-13 лет (за это время новый уровень экономического равновесия системы образуется через механизм перелива капитала с последующим инвестированием). Материальной основой средних циклов является массовое обновление основного капитала, в результате чего производство совершенствуется. Однако на каком-то этапе дальнейшее совершенствование производства становится невозможным, на смену старой технической системе приходит иная, совершенствование которой происходит за несколько средних циклов. Эта техническая система также исчерпывает себя, и наступает новый технологический способ производства, протяженность которого соответствует большому экономическому циклу (длинной волне). Общепризнано, что между всеми типами экономических циклов существует взаимосвязь. Длинные волны вбирают в себя более короткие циклы, изменяя их. Если короткие циклы попадают на фазу подъема длинной волны, то их собственная фаза подъема удлиняется, если же короткие циклы оказались на фазе спада длинной волны, их фазы кризиса и депрессии будут более растянуты. В этом и заключается актуальность моей курсовой работы.
   Объектом  исследования моей работы служит антициклическая  политика государства. А предметом  исследования - практический опыт регулирования на примере США.
   Цель  моей работы: раскрыть понятие антициклической  политики. Для достижения цели мне  необходимо решить следующие задачи:
   1. дать  описание возможных теорий экономических  циклов
   2. изучить  природу экономических циклов.
   3. изучить основные концепции антициклического регулирования экономики.
   4. изучить  опыт антициклического регулирования  на примере США.
   Моя курсовая работа состоит из 2 частей. В первой части даны основные теоретические  определения
   Вторая  же глава содержит практический опыт регулирования на примере США. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Антициклическая политика государств
1.1.Теории  цикличности экономики.
       Длинные волны в экономике  или "большие циклы конъюнктуры  начали анализироваться экономистами  в середине XIX века. В 1847 году английский ученый Х.Кларк отметил, что между двумя мировыми "экономическими катастрофами" 1793 и 1847 годов прошло 54 года, и предположил, что такой интервал не случаен и должны существовать какие-то "физические" причины этого явления.
     Далее Английский ученый В.Джевонс заметил повторяющиеся длительные периоды роста и падения в анализировавшихся им рядах цен. Однако он не смог найти объяснения этому явлению, причины общей для всех случаев.
     В 6О-х годах того же века была разработана  теория циклических кризисов К.Марксом. Эта теория дала толчок к изучению феномена длинных волн учеными марксистского толка.
     В 19О1 году русский марксист А.И.Гельфанд впервые сформулировал, что капиталистической  экономике свойственны длительные периоды спада и застоя. Он отмечал, что циклические кризисы, приходящиеся на период подъема, выражены слабее, а в период спада - наоборот глубже и продолжительнее. Причинами подъема рынка в начале ХХ века этот ученый считал открытие новых рынков, внедрение электричества и рост добычи золота.
     Далее за А.И.Гельфандом изучением длинных  волн занимались голландские экономисты марксистского толка Я. Ван Гельдерен  и С. Де Вольф. Ван Гельдерен в 1913 году, опираясь на разнообразную  статистику, включавшую как длинные  ряды цен, так и более короткие ряды производства, показатели финансов, данные о международной торговле, миграции, занятости, разработал теорию волнообразного эволюционного движения при капитализме.
     Понимание циклического характера развития экономики  особенно широко распространённым стало в конце - XIX начале XX вв., когда учёные многих стран обратили внимание на динамику отдельных экономических показателей. Это дало основание для классификации теорий экономических циклов, которую наиболее полно представил в своей работе «Экономические циклы» У. Митчелл. Американским экономистом выделяются следующие теории экономических циклов:
     1. Теории, сводящие экономические  циклы к природно-физическим процессам.  Эти теории объясняли цикличность  хозяйственной жизни циклами  солнечной радиации, сменой положения Венеры относительно Земли, метеорологическими условиями.
     2. Теории, сводящие экономические  циклы к психологическим причинам, которые создают либо благоприятную,  либо неблагоприятную среду для  хозяйственной деятельности. По  мнению некоторых экономистов, колебания в массовых настроениях людей предшествует колебаниям в оптовых ценах, оказывают влияние на принятие решений в экономической сфере. В основе данных теорий лежит подмеченный в общественной жизни факт, указывающий на периодичность смены в обществе мотивационных структур, творческой активности населения, социальных настроений. Циклические изменения социально-психологической переменной, охватывающей «степень активности» населения, его предприимчивость, «оптимистический взгляд в будущее» и другие индивидуальные и социально-психологические устремления людей, определяют долговременные циклы экономического развития.1
     3. Теории, сводящие экономические  циклы к институциональным процессам.  Суть цикличности, с позиций  данных теорий, заключается в  том, что экономические циклы возникают вследствие изменений хозяйственных институтов. Наибольшее влияние на формирование циклического характера экономического развития оказывает функционирование существующих хозяйственных институтов.
     4. Другие теории исходят из утверждения, что циклы возникают из-за нарушения равновесия в процессах общего производства и потребления благ. Благоприятная торгово-промышленная конъюнктура ведёт к быстрому росту промышленного оборудования, позднее к росту выпуска продукции и, в конечном счёте, к падению предельных цен спроса на потребительские товары. Следствием этого является депрессия, в течение которой рост количества промышленного оборудования и продукции прерывается. В конце концов, предельные цены спроса на предметы потребления опять поднимаются, и начинается новый период оживления.
     Наиболее  глубокая разработка концепции экономических  циклов связана в первую очередь  с трудами отечественного экономиста Н.Д.Кондратьева. Он выдвинул гипотезу о механизме длинных циклов в  экономике («больших циклов конъюнктуры» по его терминологии), связав их не только с динамикой цен, но и с процессом накопления капитала, темпами роста производства и динамикой инноваций, с постоянным эволюционированием народного хозяйства. Движение длительных колебаний по Кондратьеву происходит по следующему принципу. Перед началом большого цикла накапливается достаточное количество свободных средств - рост банковских резервов, что позволяет кредиторам снижать процентную ставку. Процент по долгосрочным помещениям низок. В течение предшествующего периода понижения накопилось значительное  количество технических новинок (изобретений). При наличии этих условий начинает возрастать инвестирование капитала в крупные сооружения, что вызывает серьёзные изменения в условиях производства (создаются технические возможности для получения прибыли), при этом производство становится рентабельным, а далее, соответственно следует повышательная волна большого цикла экономической конъюнктуры.
  На протяжении всего исследуемого периода Кондратьевым также было сделано 4 важных наблюдения относительно характера этих циклов - “4 эмпирические правильности”.
    У истоков повышательной фазы или в самом ее начале происходит глубокое изменение всей жизни капиталистического общества. Этим изменениям предшествуют значительные научно-технические изобретения и нововведения.
    На периоды повышательной волны каждого большого цикла приходится наибольшее число социальных потрясений (войн и революций).
    Понижательные фазы оказывают особенно угнетающее влияние на сельское хозяйство. Низкие цены на товары в период спада способствуют росту относительной стоимости золота, что побуждает увеличивать его добычу. Накопление золота содействует выходу экономики из затяжного кризиса.
    Периодические кризисы (7-11-летнего цикла) как бы нанизываются на соответствующие фазы длинной волны и изменяют свою динамику в зависимости от нее - в периоды длительного подъема больше времени приходится на "процветание", а в периоды длительного спада учащаются кризисные годы.
Основные  современные теории длинных волн:
     1. Инновационная теория (Й.Шумпетер). Суть её в том, что существуют  люди, желающие получить предпринимательскую  прибыль. Они инвестируют средства  в новые технологии и отрасли  промышленности, за ними тянутся  последователи. Это период подъема. Постепенно рынок насыщается, прибыль снижается, и люди изымают свои средства из производства – это спад.
     2. Теория перенакопления в капитальном   секторе (Д.Форрестер). Капитальный сектор, производящий средства производства, обеспечивает машинами и оборудованием не только отрасли, выпускающие потребительские товары, но и самого себя. Рост потребления вызывает еще более быстрый рост средств производства, то есть между двумя отраслями действует акселератор. Величина этого акселератора в реальной жизни намного больше того, который необходим для равновесного движения. Все эти факторы способствуют перенакоплению в капитальном секторе. Заказы сначала резко растут, а потом резко сокращаются. Этого достаточно для появления длительных колебаний.
     3.Теории, связанные с рабочей силой (К.Фримен). Данная группа теорий основывается на рассмотрении теорий длинных волн с точки зрения закономерностей рабочей силы. Механизм: введение новых технологий вызывает к жизни новые отрасли. На ранних стадиях применения пионерских технологий спрос на рабочую силу носит ограниченный  характер. Это происходит в силу того, что объемы нового производства еще не велики и требуется не массовая, а особо квалифицированная рабочая сила. Постепенно увеличиваются объемы производства, спрос на рабочую силу начинает увеличиваться. Этот рост продолжается до насыщения спроса как на рабочую силу, так и на соответствующие товары. Параллельно растет заработная плата и увеличиваются издержки. Возникает необходимость трудосберегающих инноваций. Происходит отлив рабочей силы, снижение заработной платы, и общего спроса, то есть спад в экономике. 
     4.Ценовые  теории (У.У.Ростоу). В рассматривавшихся теориях цены товаров либо не рассматривались совсем, либо играли роль индикаторов процессов, происходящих в сфере производства. Однако процесс ценообразования и динамика цен имеют прямое отношение к объяснению долговременного цикла и его поворотных точек. Изменения в спросе и предложении сырья и пищевых продуктов, и, соответственно, цен на них, сказываются на инновационной активности, которая определяет последовательность лидирующих отраслей и сама зависит от них. 

1.2. Природа экономических  циклов
     Экономический цикл (волна) является общей чертой почти во всех областях хозяйственной  жизни и для всех стран с  рыночной экономикой. Экономические циклы (волны) — это периодические колебания деловой активности в обществе.
     Цикл  представляет собой интервал времени  в развитии рыночной экономики, в течение которого происходит увеличение объема производства товаров и услуг, а затем сокращение, спад, депрессия, оживление и, наконец, снова его рост (рис. 1). 


Рис.1. Графическое  изображение цикла 

     На  данном графике крайние точки  развития рыночной экономики характеризуют экономический бум и кризис. Подъем, экономики начинается с оживления фазы восстановления деловой активности в форме заключения новых хозяйственных договоров, постепенно и очень слабого увеличения спроса на рабочую силу, следовательно, сокращения безработицы, роста потребительского спроса. Затем начинается чистый рост, который характеризует постоянное, нарастающее увеличение объема производства товаров и услуг, высшая точка этого подъема характеризуется как бум. В это время в экономике наблюдается полная занятость, а производство работает на полную мощность. Реальный объём производства достигает в этой точке своего максимума. Цены, как правило, повышаются, а рост деловой активности, достигнув полной занятости ресурсов, прекращается и замирает.
     Кризис  рыночной экономики характеризуется резким спадом производства, который начинается с постепенного сужения, сокращения деловой активности. Кризис отличается от нарушения равновесия между спросом и предложением на какой-то определенный товар или в отдельной отрасли хозяйства тем, что он возникает как всеобщее перепроизводство, сопровождаемое стремительным падением цен, банкротством банков, остановкой предприятий (фирм), ростом процента и безработицы. Постепенное сокращение деловой активности, замедление темпов роста в экономической литературе называется рецессией. Более высокие темпы сокращения экономической активности характеризуют спад рыночной экономики. Низшая точка этого спада есть кризис.
     Экономический кризис обнаруживает не только предел, но и импульс в развитии экономики, выполняя стимулирующую (“очистительную”) функцию. Во время кризиса возникают побудительные мотивы к сокращению издержек производства, увеличению прибыли, обновлению капитала на новой технической основе. С кризисом кончается предыдущий период развития и начинается следующий. Кризис — важнейший элемент механизма саморегулирования рыночной системы хозяйства.
     За  спадом следует период депрессии (стагнация), который характеризуется застойным состоянием рыночной экономики, слабым спросом на потребительские товары и услуги, значительной нагрузкой предприятий, массовой безработицей, снижением уровня жизни населения. В этот период происходит приспособление хозяйства к новым условиям и потребностям экономики.
     Колебательная экономическая динамика наблюдается  уже в течение более 170 лет, с тех пор, как капитализм стал “взрослым”. Совершенно новым и специфичным по формам проявления выступает современный кризис стран с переходной экономикой, которые осуществляют реформы по преобразованию централизованной системы хозяйства в рыночную.
     Во  второй половине XX в. обнаруживается тенденция к относительному ослаблению циклических колебаний. Наряду с этим наблюдается их учащение (например, в США падение производства имело место в 1973—1975 гг., в 1981—1982 гг., в 1990— 1991 гг.), явное нарушение классического цикла, выпадение некоторых фаз. Современные кризисы происходят на фоне инфляции в результате падения цен.
     Не  следует делать вывод, что все  колебания деловой активности объясняются  экономическими циклами. С одной  стороны, существуют сезонные колебания деловой активности. Например, покупательский "бум" перед Рождеством и Пасхой ведет к значительным ежегодным колебаниям в темпах экономической активности, в особенности в розничной торговле. Сельское хозяйство, автомобильная промышленность, строительство в какой-то степени также подвержены сезонным колебаниям.
     Деловая активность зависит и от долговременной тенденции в экономике, то есть от повышения или снижения экономической активности в течение длительного периода, например 25, 50 или 100 лет. В настоящее время для экономического цикла развитых стран характерны колебания деловой активности при долговременной тенденции к экономическому росту.
     Экономический цикл проникает всюду, он ощущается  практически во всех укромных уголках экономики. Взаимосвязь элементов экономики почти никому не дает возможности избежать депрессии или инфляции. Однако мы должны иметь в виду, что экономический цикл разными путями и в разной степени влияет на отдельных индивидов и на отдельные секторы экономики.
     Что касается производства и занятости, то обычно от спада больше всего  страдают те отрасли промышленности, которые выпускают средства производства и потребительские товары длительного пользования. Особенно уязвима строительная промышленность. Производство и занятость в отраслях промышленности, выпускающих потребительские товары кратковременного пользования, обычно меньше реагируют на цикл. Отрасли промышленности и рабочие, связанные со строительством жилых домов и промышленных зданий, с тяжелым машиностроением, с производством сельскохозяйственных орудий, автомобилей, холодильников, газовой аппаратуры и тому подобных товаров, испытывают тяжелый удар. И напротив, отрасли промышленности, которые производят товары длительного пользования, в фазе подъема получают максимальные стимулы для развития.
Покупку товаров длительного пользования можно на какой-то срок отложить. Когда экономика начинает испытывать трудности, производители часто перестают приобретать более современное оборудование и строить новые заводы. При такой конъюнктуре просто нет смысла увеличивать запасы инвестиционных товаров. Во всех случаях фирма еще может использовать наличные мощности и здания, и их хватает с лихвой. В благоприятные периоды средства производства обычно заменяются до их полного износа. Однако когда наступает спад, фирмы ремонтируют свое устаревшее оборудование и пускают его в дело. Поэтому инвестиции в средства производства резко сокращаются. Возможно, что некоторые фирмы, имеющие избыточные производственные мощности, даже не стремятся к возмещению всего капитала, который они в настоящий момент потребляют. В таком случае их чистые капиталовложения могут стать отрицательной величиной.
     Многие  из этих соображений справедливы  и по отношению к товарам длительного пользования. Когда наступает спад и семейный бюджет приходится сокращать, прежде всего рушатся планы на приобретение товаров длительного пользования, таких, как бытовая техника и автомобили. Люди не покупают новые модели. По-другому дело обстоит с пищевыми продуктами и одеждой, то есть потребительскими товарами кратковременного пользования. Семья должна есть и одеваться. Эти покупки нельзя надолго откладывать. Правда, в какой-то степени количество этих покупок будет уменьшаться и, конечно, ухудшаться их качество, но не в той мере, как с товарами длительного пользования.
     Большинство отраслей промышленности, производящих инвестиционные товары и товары длительного пользования, отличаются высокой концентрацией, когда на рынке господствует сравнительно небольшое количество крупных фирм. Вследствие этого такие фирмы обладают достаточной монопольной властью, чтобы в течение определенного периода противодействовать понижению цен, ограничивая выпуск продукции из-за падения спроса. Поэтому уменьшение спроса оказывает воздействие главным образом на производство и занятость. Обратную картину мы наблюдаем в отраслях промышленности, выпускающих товары кратковременного пользования ("мягкие" товары). Эти отрасли в большинстве своем довольно конкурентоспособные и характеризуются низкой концентрацией. Они не могут противодействовать повышению цен, и падение спроса больше отражается на ценах, чем на уровне производства.
1.3 Основные концепции  антициклического  регулирования экономики
     Антициклическое       регулирование     (политика     краткосрочной стабилизации) имеет долгую,         противоречивую историю, в которой представлены и успехи, и разочарования. Оно проектировалось в 30-е годы Дж. Кейнсом и - независимо от него - Стокгольмской школой. Цель антициклического регулирования усматривалась ими в том, чтобы не допускать существенного отрыва совокупного спроса от совокупного предложения (считалось, что предложение приблизить к спросу гораздо сложнее, поскольку оно обеспечивается преимущественно частным сектором). В дальнейшем в антициклическом регулировании стало использоваться и воздействие на совокупное предложение. У правительства возможности регулирования совокупного спроса и предложения весьма значительны, ибо в его распоряжении находятся государственный бюджет и денежная масса.       В экономической теории представлены различные взгляды на причины циклических колебаний, а значит и различные подходы к проблеме их регулирования. Но все концепции регулирования тяготеют сегодня к одному из двух направлений:
       1) неокейнсианскому, опирающемуся на  взгляды Дж. Кейнса;
       2) неоконсервативному, развивающемуся  на базе классической школы.
       Первое направление ориентируется  на регулирование совокупного спроса     и ставит целью воздействие на народное хозяйство в целом (макроэкономический подход). Второе - на регулирование совокупного предложения       и создание стимулов деятельности отдельных фирм (микроэкономический подход).
       Однако и кейнсианцы и неоклассики,  хотя и различными методами, решают одну и ту же проблему сглаживания циклических колебаний. Противодействие колебаниям конъюнктуры достигается с помощью «антициклической политики», т.е. действий, идущих в противоположном направлении к текущей экономической конъюнктуре.
       Но существует отличие: кейнсианцы при сглаживании цикла уделяют наибольшее внимание бюджетно-налоговой политике. Так, в фазах спада и депрессии меры государства направлены на:
       а) сокращение налогов (или  отдаление во времени момента  их уплаты);
       б) увеличение расходов, особенно государственных.
Так, шведский экономист Б. Улин еще в 30-е гг. обосновал необходимость государственных инвестиций и общественных работ как средства борьбы с безработицей. Министр финансов Швеции Э. Вигфорс доказал, что они являются способом повышения      покупательной     способности    и    снижения    масштабов экономического кризиса. На этих методологических принципах был, в частности, построен бюджет 1933 г. И Швеция стала первой страной, избравшей путь активной политики стабилизации.
       в) проведение политики ускоренной  амортизации. Ее антициклический эффект состоит в следующем: государство увеличивает нормы списания основного капитала - возрастает спрос на современные средства труда - расширяется емкость рынка продукции машиностроения - происходит развитие всех связанных с ним отраслей экономики.
       В результате     проведения  этих мероприятий в условиях  низкой конъюнктуры      происходит    увеличение    бюджетного     дефицита.    Но стимулирование совокупного спроса, а в конечном счете и производства, противодействие безработице в дальнейшем способны через некоторое время ослабить остроту бюджетных проблем.
       В фазах оживления и подъема,  наоборот, происходит повышение налогов, сокращаются      государственные     расходы,    вводятся жесткие ограничения в области амортизационной         политики.   Такие    действия направлены против перегрева конъюнктуры и инфляции. Они приводят к уменьшению дефицита бюджета и даже, в ряде случаев, к его положительному сальдо.
       Неоконсерваторы тоже признают  важную роль налогов (их снижение порождает рост деловой активности), но в целом они рассматривают бюджетно-налоговую политику как дополнение к политике кредитно-денежной. В условиях спада и депрессии - проводится (за это выступают и кейнсианцы) денежно-кредитная экспансия: оживление экономической жизни в стране при помощи дополнительной денежной массы (экспансионистская политика «дешевых денег»), которая оказывает троякое влияние:
       а) увеличение денежной массы в обращении - открытая инфляция (в определенных, строго очерченных границах) - у потребителя срабатывает рефлекс адаптивных инфляционных ожиданий - они тратят свои сбережения, что приводит к росту предельной склонности к потреблению – совокупный спрос догоняет совокупное предложение, что и требуется государству;
       б) увеличение денежной массы  - кратковременное снижение процентных ставок - предприниматели, получая дешевый кредит, расширяют свой спрос на инвестиционные товары;
       в) увеличение денежной массы - уменьшение процентной ставки - сбережения домохозяйств и фирм направляются не в банки, а на покупку акций - увеличение деловой активности, уменьшение безработицы.
       В условиях     оживления  и подъема экономической конъюнктуры реализуется, наоборот, денежно-кредитная рестрикция (мера сугубо неоклассическая): сдерживание экономической жизни через политику «дорогих денег»: сжатие денежной массы, сокращение кредитных ресурсов банков, повышение процентных ставок. И здесь необходима осторожность: если при реализации политики «дешевых денег» нарастает опасность инфляции, то «дорогие деньги» усиливают опасность сокращения инвестиций, объема производства и роста безработицы.
      Таким образом, антициклическое  регулирование есть комплекс мероприятий в направлении, противоположном проявившимся в данный момент    колебаниям    экономической     конъюнктуры.    Государственное воздействие на экономику способно существенно повлиять на ход делового цикла. Оно меняет амплитуду, продолжительность, соотношение фаз цикла. В результате государственного воздействия возможно даже выпадение некоторых фаз и непоследовательность их смены с точки зрения «чистой» теории. Главной целью государства при этом является достижение стабильного, сбалансированного, равно распределенного по волне цикла и не галопирующего темпа экономического роста. Конечно, существуют и особые цели:
      а) для истощенной войнами,            административными методами
хозяйствования  экономической системы могут  быть желательны высокие темпы роста («экономическое чудо»), основанные главным образом на частной инициативе граждан;
      б) для    экономики с высоко  насыщенными товарными рынками целесообразны «спокойные» темпы, когда рост обеспечивается за счет качественного внутреннего преобразования самой структуры этих темпов. При этом в некоторых отраслях протекает нулевой и даже отрицательный рост, в других же, передовых отраслях рост достигает 40 -70% в год (информатика), средний же рост может не выходить за пределы 1-2% в годовом исчислении.
1.4 Основные методы антициклического регулирования экономики
     Антициклическая регуляции экономики – сознательные и целенаправленные действия государства, а частично мощных корпораций и наднациональных  органов на промышленный цикл с целью  уменьшения глубины циклических кризисов, стабилизации хозяйственной конъюнктуры и темпов экономического роста
     Государственное воздействие на экономику способно существенно повлиять на ходэкономического цикла, меняя характер экономической динамики: глубину и частоту кризисов, продолжительность фаз цикла и соотношение между ними. Государственное регулирование направлено на смягчение циклических колебаний, поэтому оно носит антициклический характер. Важнейшими методами, с помощью которых государство воздействует на экономический цикл, выступают кредитно-денежные и бюджетно-налоговые рычаги.
       Антициклическое регулирование осуществляется экономическими, правовыми и административными методами. К административно-правовым методам относятся изменение патентного законодательства, амортизационных правил (принятие соответствующих законов, принятия новых законов о налогах или поправок к действующим директивных документов центрального правительства.
     В развитых странах антициклической  регуляции стало в послевоенный период одним из важных факторов ослабления глубины экономических кризисов, продление фазе оживления и подъема и соответственно, сокращение фаз кризиса и депрессии и других форм модификации экономического цикла. Этом оно неспособно преодолеть циклический характер производства, устранить важные противоречия общественного воспроизводства.
     Со  стороны олигополий антициклической  регулирование осуществляется в  определенной степени через выработку  ими согласованной политики, выполнения государственных программ и др. Вместе их действия нередко противоречат политике государства в этой сфере. Наднациональные органы в странах ЕС осуществляют в значительной мере унифицированную промышленную, структурную, налоговую, амортизационную и другие формы политики, является важным фактором антициклического регулирования.
     Во  время кризиса государственные меры направлены на стимулирование производства, а во время подъема - на его сдерживание. Так, с целью ослабления “перегрева” экономики государство в фазе подъема способствует дальнейшему удорожанию кредита, вводит новые налоги, повышает старые, отменяет ускоренную амортизацию и налоговые льготы на новые инвестиции.
     В условиях кризиса, наоборот, государственные  меры направлены на удешевление кредита, сокращение налогов, на ускоренную амортизацию и налоговые скидки на новые инвестиции.
     Со  временем, антициклическая направленность государственной политики, посредством  перестройки его форм и методов  сменилась антиинфляционной.
     Инфляция  является неотъемлемой чертой современного экономического цикла. Она взаимодействует  с циклическим движением экономики  и меняет механизм цикла. Это изменение  характеризуется уменьшением “чувствительности” цен к кризисному сужению рыночного спроса и увеличению этой чувствительности к росту спроса. Объясняется это тем, что крупный капитал, монополии приспосабливаются к сужению платежеспособного спроса населения путем сокращения производства при сохранении высоких цен. Государство же помогает крупным фирмам “управлять” таким путем кризисом. В результате в современных кризисах наблюдается противоборство двух тенденций в ценообразовании: тенденции повышения, связанной с деятельностью крупного капитала и государства, и тенденции понижения, порождаемой циклическим сокращением емкости рынка.
     Современное государство располагает целым  набором экономических инструментов, способных сдержать “перегрев” экономики или придать ускоряющие импульсы на фазе депрессии. В этих целях гибко используется налоговая система: повышая или понижая ставки налога на прибыль (на добавленную стоимость) можно контролировать деловую активность в определенных сферах деятельности. А используя систему льгот, можно осуществлять перенаправленное воздействие на конкретные группы предприятий.
     В тех же целях используется кредитная  политика - понижая или повышая учетную ставку процента, можно повышать интерес к дополнительным вложениям капитала или сводить их на нет.
     Большой вклад в развитие производства и  сглаживание цикличности вносит бюджетная политика государства. Так, финансирование за счет бюджета крупных программ развития (например, производственной инфраструктуры) создает общие предпосылки для развития бизнеса в необходимых обществу сферах деятельности.
     Пример США показывает, какое влияние на экономику оказала существовавшая здесь в 60-е годы ХХ века крупномасштабная программа дорожного строительства, давшая толчок развитию связанных с этим отраслей, - автомобилестроению, металлургии, машиностроению (с полным основанием и законной гордостью американцы изображают на рекламных плакатах дороги с катящимся по ним долларом - как символ высокой прибыльности и экономического прогресса). 
 
 
 
 
 
 

 2. Практический  опыт применения антициклической политики в США
2.1. Антициклическая  политика до начала 21 века.
     В конце 20-х и начале 30-х годов  XX в. американская экономика находилась в глубочайшем кризисе. Методология, стратегия и тактика реформ по выходу из кризиса в рамках «нового курса» Ф. Рузвельта продемонстрировала особую роль государственного регулирования в системе капиталистического хозяйства и показала, что гибкое и умеренное регулирование экономики, социальной и политической сфер, особенно в трудные периоды развития страны, является жизненно необходимым. Этот важный вывод нуждается в глубоком осмыслении, а главное, в практическом применении с учетом российских исторических и социально-экономических реалий.
В настоящее  время антикризисные аспекты  государственного управления экономикой в различных странах выражаются в разных формах. В США, например, это проявляется в совершенствовании законодательства в области занятости, увеличении рабочих мест, особенно для молодежи, разработке региональных структурных программ и др. В США законодательно закреплена антициклическая политика по вопросам занятости. В рамках ее проведения предусматриваются ускоренное финансирование государством строительных работ, увеличение занятости в госсекторе, увеличение размеров и продолжительности страховых выплат по безработице, профессиональное обучение в частном и государственном секторах как мера общего оздоровления экономики и как дополнение к страхованию по безработице. Эта политика включает также реализацию программ обеспечения молодежи рабочими местами и программ развития, нацеленных на создание рабочих мест в отраслях, имеющих важное значение для штатов, населенных пунктов (включая сельские районы), и для страны в целом.
Важным  направлением совершенствования антикризисного государственного управления в США является всесторонняя научно обоснованная координация усилий различных государственных ведомств по разработке и проведению экономической политики.
Сейчас  особый интерес, с точки зрения опыта  регионального управления США представляют так называемые независимые агентства, наделенные особыми административными полномочиями (комиссия по междуштатовой торговле, государственные корпорации и др.). При этом основной формой реализации региональной политики в США являются Целевые Региональные Программы (ЦРП), руководство которыми осуществляется не самим штатом, а системой специальных независимых учреждений федерального правительства и специально созданных совместных федерально-штатных органов.
Организация системы межбюджетных отношений  США является примером децентрализованной модели федерализма. Для устранения существующих горизонтальных диспропорций используют главным образом целевые бюджетные гранты, выделяемые непосредственно нуждающимся категориям населения в соответствии с утвержденными ЦРП.
1. Бум 20-х.
     Позволим себе вспомнить основные постулаты этой теории, а также условия, когда такая политика приносила успех, а, следовательно, эволюцию взглядов на роль государства в экономике в различные периоды истории США.
     В этой связи необходимо вспомнить 1929 г, а также период подъема до того, в 20-е гг. Это были в самом деле годы роста. Среднестатистический рабочий увеличил свою зарплату на 25%. Уровень безработицы не превышал 5%, а в некоторые периоды 3%. Расцветал потребительский кредит. В экономической теории, да и в общественном сознании господствовала концепция либерализма, или laissez faire ("пусть каждый идет своим путем"), разработанная классиками буржуазной политэкономии еще в 18-19 столетиях.
     В ней подчеркивается роль отдельного "экономического человека", рационального индивида, стремящегося к максимизации прибыли и конкурирующего с другими на всевозможных рынках, и получающего вознаграждение, которое соответствует его труду. Теория, базирующаяся на принципе индивидуализма, утверждающая, что реализация ничем не ограниченного частного интереса хозяйствующих субъектов ведет в итоге к общественному благу, постулировала полную свободу предпринимательства и невмешательства государства в хозяйственную жизнь. Механизм рынка провозглашался наиболее эффективным регулятором экономических процессов, обеспечивающим оптимальное распределение ресурсов.
     Однако  в 20-е годы были переполнены исключениями из простых рыночных отношений. В  промышленном производстве преобладали  крупные корпорации, уже были приняты  антимонопольные законы, созданы федеральные комиссии и комитеты по регулированию отдельных отраслей, создана Федеральная резервная система, словом, государство уже активно вмешивалось в экономическую жизнь. Эти и другие формы вмешательства уже серьезно меняли традиционную веру в индивидуализм и свободный рынок.
     Но  все же, в большинстве случаев  считалось, что вмешательство, если и необходимо, то время от времени, и принцип laissez faire оставался господствующим.
     Однако  очевидная цикличность экономического развития, повторяющиеся каждые 8-10 лет фазы процветания, спада, кризиса и оживления считались до сих пор нормальным явлением со способностью к самоисправлению. Такое "благодушное" отношение к циклической динамике привело к катастрофе в 1929 г.
2. Крах 1929 и Великая депрессия
     Не  вдаваясь в подробности и не обсуждая различные оценки той ситуации в  деталях, попытаемся воспроизвести  картину того, что же произошло  в действительности.
     С одной стороны было достаточно очевидно, что к началу 1928 года экономика  приблизилась к нормальному циклическому падению деловой конъюнктуры, и не было причин предполагать, что кризис будет острее или продолжительнее, чем обычно, когда ситуация с ценами, зарплатой, процентной ставкой, инвестициями и объемом производства выравнивается уже через несколько месяцев. Беда была в том, что до 1928 г. почти никто уже не следил за экономическими показателями, а уже с 1926 г. начал сокращаться объем жилищного строительства, падать объемы продаж автомобилей, главного товара длительного пользования, сокращались производственные капиталовложения.
     Все взоры были прикованы к фондовому  рынку, на котором, вопреки общему экономическому спаду, со второй половины 1928 начался  настоящий бум. Ответы на вопрос, почему же сложилась такая ситуация, колеблются от романтических (послевоенные настроения, когда хотелось верить, что все несчастья уже позади) до психологических (нация была охвачена растущей эйфорией) , и моральных (американская нация достигла крайней степени нравственного упадка, когда жажда наживы и всеобщая жадность превысили здравый смысл) .
     Но  главное объяснение - это неразумные экономические мероприятия государства. Во-первых, Федеральная резервная  система, отвечающая за контроль над  ростом денег и кредита, предприняла  в 1927 г. меры по увеличению денежной и кредитной эмиссии именно тогда, когда экономические показатели обещали спад. Это была первая попытка противостоять экономическому циклу за все 30 лет существования ФРС. Поначалу казалось, что с помощью кредитной эмиссии (объем кредитования увеличился в несколько раз) удастся избежать спада. И, несмотря на короткое оживление начала 1929 г, основная часть всех кредитов досталась рынку ценных бумаг: ушли на биржевые спекуляции. Это был период всеохватывающего безумия -- из 120 миллионов американцев ни много, ни мало 30 так или иначе были вовлечены в биржевую игру, полтора миллиона имели счета в брокерских фирмах. Цены акций быстро росли, причем вне зависимости от роста прибылей. Самые непрочные компании -- "держательские" корпорации, представляющие собой не что иное, как пирамидальную иерархию участия в капитале других компаний, привлекали к себе капиталы. Наблюдался огромный рост задолженности -- брались кредиты под игру на бирже.
     Возможно, и экономисты, и предприниматели  были сбиты столку мини-бумом в  потребительских расходах, стимулированным политикой расширения кредитов ФРС. Обычно в прошлом фондовая биржа служила индикатором состояния экономики: спад в промышленности сопровождался падением общего индекса курсов акций. В 1929 г. биржевой рынок находился в состоянии бума -- соответственно создавалась иллюзия экономического процветания. Вообще на бирже нередко играют на повышение тогда, когда экономика в целом находится в состоянии циклического спада, но до! 1929 г. такого опыта не было, и обстановка лихорадочной игры на повышение "обольстила" и бизнес, и экономистов, и правительство как обыкновенных биржевых игроков.
     Крах  фондовой биржи в "черный вторник" 29 октября 1929 г. показал то, что должно было произойти несколькими месяцами ранее -- начался спад. Даже "обычный" спад обещал быть резким, но спад, усугубленный биржевым крахом и нестабильностью банковской системы, утратой общественного доверия к банкам, к фондовым инструментам, действительно привел к катастрофе.
     Среди первых мер, предпринятых президентом Гербертом Гувером, а он отнюдь не бездействовал, как ошибочно полагают, было усиление государственного вмешательства. Точно также, как он одобрил политику ФРС, расширившую кредит в начале 1929 г., Гувер и теперь был намерен победить депрессию мерами госрегулирования. Так, были снижены налоги, увеличены государственные расходы и создал самый большой дефицит бюджета мирного времени за всю предшествующую историю США. Также он провел через Конгресс программы помощи фермерам, программу чрезвычайных общественных и строительных работ, программу займов, словом, все, чтобы стимулировать инвестиции в промышленность. Эти меры, по иронии судьбы, и явились основой для "нового курса" Рузвельта, однако именно последнему обеспечившими место в истории.
     Надо  сказать, что "новый курс" Рузвельта не сразу принял на вооружение теорию Д-М. Кейнса. По меньшей мере пять теорий соперничали за внимание президента: (1) теоретики "власти монополий", утверждавшие, что необходимо поощрять крупные корпорации снижать цены, что увеличит реальную покупательную способность; (2) "инфляционисты", обеспокоенные ростом цен из-за дефицита бюджета, считавшие, что инфляция опаснее безработицы; (3) защитники "налогообложения прибыли", верившие, что нераспределенная прибыль корпораций должна быть уплачена в виде дивидендов для повышения покупательной способности; (4) сторонники "накачки" денежной массы, верившие, что растущие расходы и расширение денежной массы, несмотря на инфляцию, должны рано или поздно вызвать рост инвестиций и производства; и, наконец, (5) последователи теории "вековой стагнации", считавшие, что капитализм как общественный строй больше не работает и что единственно возможный выход -- это широкое общественное вмешательство и контроль. Сторонники "laissez faire" не играли большой роли и хранили молчание ввиду провала политики бездействия и невмешательства государства в борьбу с кризисами.
     При высоком уровне безработицы (25% работоспособного населения в 1933 г.) и низком объеме производства становилось ясно, что  причиной продолжающейся депрессии является недостаточная покупательная способность, или спрос, и если государство будет стимулировать спрос, создавать его, то это приведет к увеличению инвестиций.
     В 1933 г. газета "New York Times" опубликовала письмо Джона М. Кейнса, в котором он изложил суть своей теории: " Я придаю чрезвычайное значение росту национальной покупательной способности на основе государственных расходов, финансируемых займами".
Кейнс провозгласил то, что многие экономисты-практики уже начинали понимать, и что было совершенно неприемлемо для классической экономической традиции, которую он собирался разрушить, а именно, что капиталистическая экономика скорее обладает не естественным стремлением к росту и равновесию, а склонностью к циклам, периодическому дисбалансу и хроническим приступам стагнации. В то время взгляды Кейнса казались возмутительно радикальными. Его "Общая теория занятости, процента и денег" ставила цель проложить путь к высокой занятости, а общий уровень занятости зависит от совокупного спроса на товары, включая закупку потребительских товаров, производственные капиталовложения, а также государственные расходы. Ситуация же была такова, что правительство старалось придерживаться ортодоксальной точки зрения, предполагающей малые государственные расходы и бездефицитного бюджета.
     Анализ  Кейнса неумолимо приводил к выводу, что достичь полной занятости  и полного использования производственных фондов, оборудования, возможно только через искусственно стимулируемый  высокий уровень совокупного спроса. Курс был ясен: нужно стимулировать инвестиции предприятий, должны быть увеличены государственные расходы. С другой стороны, так как население имеет склонность сберегать свои возрастающие доходы, то это ограничивает денежную массу в обращении, и, следовательно, спрос. Сбережения представляют собой изъятие средств из потока доходов-расходов, подрывая тем самым действие закона Сэя. Сбережения вызывают недостаточность потребления, в результате -- непроданные товары, сокращение производства, безработица и снижение инвестиций.
     Следует сказать, что теория Кейнса не сразу была воспринята американским правительством, как и его взгляды не сразу получили признание в США. В конце 1936 г. экономика начала медленно оживать, и все надеялись, что худшее уже позади. Однако оживление было кратковременным. Рузвельт, еще веривший в сбалансированный бюджет, сократил государственные расходы, как только экономика пошла вверх, и вслед за этим снижением государственных расходов последовал новый спад, еще раз потрясший экономику. Наверное, самым важным результатом спада 1937-39 гг., и стала популярность Кейнса. Более того, Кейнс прямо предсказывал в 1937, что действия Рузвельта по сокращению расходов вызовут спад. И в самом деле, нечасто создатель экономической теории получает подтверждение своих идей так быстро. В итоге тот взгляд, что дефициты во времена спадов хороши, поскольку они стимулируют производство и занятость -- приобрел статус государственной доктрины.
     Итак,  антикризисное регулирование экономики  США в период «Великой депрессии» было построено фактически уже по кейнсианским рецептам. При этом использовались следующие меры:
       а) борьба против безработицы  путем организации общественных  работ;
       б) повышение цен на сельскохозяйственные  продукты посредством предписываемого и субсидируемого государством сокращения производства;
       в) снижение бремени долгов  на 40% путем обесценения доллара  (легче отдать долги обесценившимися  деньгами - уменьшение количества  банкротств и возможной безработицы);
       г) спасение кредитной системы путем гарантирования вкладов государством (повышение предельной склонности к сбережению – расширение возможностей инвестирования);
       д) содействие образованию монополий,  означающее во многих случаях  принудительное картелирование. В условиях кризисного падения цен лишь крупные предприятия сохраняют возможность получения прибыли путем сокращения издержек производства.
3. Военный подъем 
     Несмотря  на некоторое оживление после 1938 г. именно развитие событий, сила вещей, а не Кейнс и не "новый курс" вытащили США из депрессии. С начала второй мировой войны США, еще не будучи втянуты в войну, снабжали союзников всем необходимым. Война в Европе представляла собой гигантский рынок сбыта для военной продукции. Национальные расходы на оборону выросли с 1 млрд $ в 1939 до 81 в 1945 гг, составляя в этом году 82% расходной части бюджета и почти 40% выпуска промышленного производства. Большая часть расходов финансировалась за счет дефицита бюджета, величина которого составила в 1939 составил 4 млрд долл., все возрастая, достигнув в 1945 54 млрд долл. При этом совокупный государственный долг США вырос с 45 млрд в 1939 до 259 млрд в 1945 гг. Безработица упала с 19% от работоспособного населения в 1938 до 1,9% в 1945, чему конечно поспособствовал призыв в армию. Поскольку дефициты оправдывались благими патриотическими целями, то на них никто не жаловался во время войны.
     Еще более сильным, чем военный, оказался бум послевоенного процветания. Более 250 млрд долларов сбережений, накопленных  до и за время войны (нехватка товаров в военное время) обеспечили огромный уровень личных расходов и инвестиций, поддерживающий экономику до середины 50-х.
Однако  после войны встал вопрос о  продолжении кейнсианской политики. В Сенате в 1945 году не прошел законопроект S. 380 о "полной занятости", за который выступали все кейнсианцы и сторонники введения плановых начал в экономику. Сейчас, с точки зрения бизнесменов, законы о полной занятости, кейнсианская экономическая политика -- рассматривались как элементы "нового курса", которые хороши только для тяжелых времен и от которых сейчас следовало избавляться. В результате был принят закон "О занятости" 1946 г., (термин "полная занятость" был опущен) , который только призывал федеральное правительство стремиться к полной занятости. В первое послевоенное десятилетие дела в экономике шли действительно слишком хорошо, чтобы методы антициклического регулирования нашли себе применение.
4. Экономика  США в послевоенный период 
     Годы  правления Трумена и Эйзенхауэра  отмечены некоторым снижением государственных расходов, в том числе и на оборону, вызванным переходом на мирные рельсы. Тяжелые воспоминания 30-х уже изгладились в общественном сознании под влиянием цветущей экономики, но не в сознании экономистов.
     В последние три года администрации Эйзенхауэра появились безошибочные признаки нового спада 1957-58 гг., за которым последовал спад 1960 г. Эйзенхауэр, стремясь покинуть свой пост с бездефицитным бюджетом, после нескольких лет "позорных" дефицитов, начал проводить политику, которая и привела к спаду. Обдумывая свою экономическую программу, Джон Ф. Кеннеди делал акцент на том, как "заставить экономику работать", постоянно возвращаясь к успехам плановой экономики СССР, который превосходил США по количеству ракет, лидировал в космосе и по темпам экономического роста, что имело значительный идеологический эффект.
     Если  Кеннеди и не был убежденным кейнсианцем  в момент избрания его президентом, то в годы новой администрации  кейнсианские идеи расцвели пышным цветом. Сначала он создал президентский совет экономических консультантов, возглавляемый Полем Самуэльсоном, дававшим рекомендации по правительственному курсу. Кейнсианцы составляли уже не только абсолютное большинство в совете, но и проникли на ключевые посты в Министерстве финансов, в Бюджетном бюро.
     Следует отметить, что кейнсианская экономическая  политика выступала в различных  вариациях. Правительственные усилия по стимулированию совокупного спроса могли идти по одному из двух основных направлений финансовой политики, либо сочетать их в том или ином соотношении. Во-первых, можно было идти по пути завышения правительственных расходов, как это происходило в 30-х и финансирования военного времени 40-х гг. Во-вторых, можно было, сокращая налоги, увеличить свободные доходы потребителей и объемы частных инвестиций, тем самым стимулируя совокупный спрос. Именно по такому пути пошли после войны: были снижены налоги на сверхприбыль и индивидуальные подоходные налоги, что оказало благотворное влияние на экономику.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.