На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Управление гудвиллом предприятия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.10.2012. Сдан: 2010. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования
«Южно-Уральский  государственный университет»
Факультет «Экономика и управление»
Кафедра «Экономика и финансы»
Оценка  гудвилла как элемента стоимости  бизнеса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К НАУЧНОЙ РАБОТЕ
ЮУрГУ–080105.2010.487.ПЗ КР
                                                                         Руководитель
                                                                         __________Т.А. Кузнецова
                                                            ______________________2010 г.
                                                                        Автор работы
                                                                        Студент группы ЭиУ-442
                                                                             ___________Зырянов А.О.
                      ______________________2010 г.
                                                                         
 
 
 
 

                                               
 

Челябинск 2010
АННОТАЦИЯ
              Зырянов А.О. Оценка гудвилла как элемента стоимости  бизнеса – Челябинск: ЮУрГУ, 2010, 40 с., 5 ил., 7 табл. Библиографический список– 22 наим..
     Научная работа  выполнена с целью исследования методик оценки гудвилла как элемента стоимости бизнеса, формирования системы управления стоимостью предприятием с учетом оценки  и управления гудвиллом.
     В исследовании автор постепенно переходит от теоретических основ гудвилла к практическому применению методов оценки гудвилла и управления деловой репутацией предприятия.
     Научная новизна работы заключается в построении автором теоретического аппарата, который стал основой для выявления и корректировки наиболее применимых методов оценки гудвилла. Также разработана методика управления гудвиллом предприятия в краткосрочном и долгосрочном периодах.
    Результаты  работы могут быть использованы в  финансовом управлении предприятия, а  также в качестве учебного материала  при чтении курсов «Оценка бизнеса», «Финансы организаций», «Финансовый  менеджмент».
     . 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические основы гудвилла как экономической категории 5
1.1 Понятие гудвилла и его экономическая сущность 5
1.2 Классификация гудвилла 9
1.3 Принципы управления гудвиллом предприятия 12
2 Методы оценки гудвилла предприятия 17
2.1 Анализ методов оценки гудвилла 18
2.2 Сравнительный анализ методов оценки гудвилла согласно российским и международным стандартам 25
2.3 Выбор оптимального способа отражения бухгалтерского гудвилла 29
3 Основные направления совершенствования системы управления гудвиллом 31
3.1 Управление гудвиллом в системе управления стоимостью бизнеса 31
3.1 Мониторинг  управленческих решений на основе оценки гудвилла 34
ЗаключениЕ 38
Список литературы 39 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ
    В условиях либерализации рынков, появления  жесточайшей конкуренции фирмы  вынуждены помимо традиционных материальных активов  использовать  нематериальные активы и гудвилл в целях, как тактических (максимизация прибыли), так и стратегических (максимизация стоимости бизнеса).
    Актуальность  темы исследования обусловлена тем, что в последнее время в  структуре стоимости предприятий  ряда отраслей экономики, к которым  относятся сфера услуг, производство электронной техники, разработка программного обеспечения и др., доля гудвилла и прочих нематериальных активов  преобладает над долей материальных активов. В связи с этим, при  оценке стоимости  предприятий данных отраслей основное внимание оценщика должно быть направлено на комплексный  анализ и оценку такого элемента стоимости  бизнеса как гудвилл.
    Целью научной работы является разработка методического инструментария оценки гудвилла предприятия и управления его стоимостью в целях эффективного управления стоимостью бизнеса.
    Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
    уточняется экономическое содержание гудвилла;
    разрабатывается подробная классификация гудвилла;
    анализируются существующие методы оценки гудвилла;
    разрабатываются методы оценки гудвилла и управления его стоимостью;
    Предметом исследования являются экономические  отношения, которые складываются в  результате управления стоимостью бизнеса  как при сделках слияний и  поглощений, так и при принятии стратегических управленческих решений.
    Объектом  исследования является гудвилл как  экономическая категория.
    Практическая  применимость работы состоит в том, что полученные методы определения  стоимости гудвилла, разработанные  принципы управления его стоимостью могут быть использованы финансовым менеджментом предприятий для принятия эффективных финансовых решений.
    1 Теоретические основы  гудвилла как экономической  категории
    1.1 Понятие гудвилла и его экономическая сущность
    На  современном этапе развития экономической  науки и рыночных отношений появляются новые категории в области  бухгалтерского учета и финансов. Поэтому возникают определенные сложности, связанные с отражением этих категорий в финансовой отчетности. Одной из таких категорий является гудвилл.
    Важность  такого элемента как гудвилл неоспорима, учитывая возрастающую роль нематериальных активов в стоимости бизнеса. Например, С. Полозков и Т. Семенов утверждают, что «… в начале 1980-х гг. индекс Доу-Джонса стал показывать возрастающий отрыв рыночной капитализации некоторых фирм от стоимости реальных активов – зданий, сооружений, оборудования, запасов…» [17]. При этом рост не связывается только со спекулятивным разогревом рынка ценных бумаг. Для крупнейших мировых компаний таких, как Microsoft Corporation, Intel Corporation, Vodafone Group Plc., Procter & Gamble Co. Coca-Cola Co. и многих других характерно существенное превышение рыночной капитализации над стоимостью чистых активов. Именно это «превышение», а точнее разница между рыночной стоимостью предприятия (бизнеса) как единого комплекса и рыночной (или справедливой) стоимостью его чистых активов и называется гудвиллом.
    В российских законодательных и нормативно-правовых актах понятия «деловая репутация» и «гудвилл» отождествляются, причем предпочтение отдается первому из них. Так, согласно ПБУ 14/2007 деловая репутация  «…определяется расчетным путем  как разница между покупной ценой, уплачиваемой продавцу при приобретении предприятия как имущественного комплекса (в целом или его  части), и суммой всех активов и  обязательств по бухгалтерскому балансу  на дату его покупки (приобретения)».
    Стоит отметить, что выбор такой терминологии во многом предопределен Гражданским  кодексом, в котором термин «деловая репутация» используется в ряде статей. Однако, необходимо признать, что согласно ГК РФ деловую репутацию можно  опорочить или, наоборот, защитить. Поэтому деловую репутацию предприятия (фирмы, компании) следует рассматривать  как категорию психологии, т.е. тот  образ, который формируется у  контрагента в отношении конкретного  предприятия и который, очевидно, не может иметь стоимостной оценки.
    Не  случайно в английском языке был  придуман термин «goodwill», который уже  закрепился в мировой практике. Дело в том, что понятие «гудвилл»  имеет более глубокое содержание, чем понятие «деловой репутации». Согласно В.В. Ковалеву   «… в самом  общем смысле гудвилл означает совокупность рассматриваемых как единое целое  нематериальных факторов, которые в  совокупности позволяют данной фирме  иметь определенные конкурентные преимущества в отрасли и благодаря этому  генерировать дополнительные доходы. В эту совокупность входят фирменное  название компании, ее репутация, технологическая  культура, связи с контрагентами, ноу-хау в области организации  и управления, перспективность бизнеса  и др.» [15].
    На  первый взгляд, очевидно несоответствие понятия, которое дается в ПБУ 14/2007 и понятия гудвилла с точки  зрения В.В. Ковалева, которой придерживается ряд других финансистов. При более  глубоком изучении категории гудвилл, напрашивается вывод о том, что  в данном случае используются различные  подходы к гудвиллу, а именно «бухгалтерский» (согласно ПБУ 14/2007 и МСФО 3) и «финансовый» (согласно В.В. Ковалеву). В связи  с этим, необходимо четко разграничить понятия «бухгалтерский гудвилл» и  «финансовый гудвилл».
    Бухгалтерский гудвилл находит свое отражение  только при сделках слияний и  поглощений в консолидированном  балансе и равняется разнице  между рыночной стоимостью предприятия (акций предприятия) и его балансовой стоимостью. Понятно, что эта разница может быть как положительной (положительный гудвилл или просто гудвилл) или отрицательной (отрицательный гудвилл или бэдвилл).  Причем как отдельный объект учитывается только гудвилл, бэдвилл относится на финансовые результаты и отдельно не учитывается.
      Стоит отметить несовершенство  бухгалтерского учета гудвилла, который не учитывает его финансовую  сущность. Во-первых, гудвилл – это  не тот актив, по которому  может быть начислена амортизация,  потому как для него не характерен  моральный или физический износ,  однако, согласно ПБУ 14/2007, амортизация  по гудвиллу (деловой репутации)  начисляется. В МСФО 36 «Обесценение  активов» эту проблему устранили  – в нем гудвилл подлежит  переоценке в течение срока,  избранного руководством фирмы. 
    Во-вторых, в бухгалтерском учете, и в  российском, и в зарубежном, деловая  репутация относится к нематериальным активам, для которых характерна возможность отделения их от других активов. Однако, для деловой репутации  или гудвилла это не совсем верно. Если программы и базы данных (типичные НМА) могут быть отделены от своих  носителей, могут быть куплены и  проданы, то свою внутрифирменную деловую  репутацию (гудвилл) предприятие не может отделить от других активов, также  как не может ее купить или продать.
    Финансовый  гудвилл отражает те преимущества, которые обеспечивают сверхприбыль, т.е. прибыль, которая будет выше, чем у среднестатистического  предприятия той же отрасли с  аналогичными активами. Понятие финансового  гудвилла, в отличие от бухгалтерского, объясняет то, откуда возникли неосязаемые  преимущества, которые и обеспечили эту сверхприбыль. В частности, к  таким преимуществам можно отнести  доброе имя компании, наличие клиентуры, осуществление корпоративной стратегии, доверие к менеджменту.
    Если  рассматривать источник гудвилла, его  первопричину, то напрашивается вывод  о том, что такой первопричиной  являются сотрудники организации и  их интеллектуальный потенциал, ведь именно они участвуют во взаимодействии с контрагентами, разрабатывают корпоративную стратегию, от их опыта и личной деловой репутации зависит репутация предприятия. Такой подход позволит обосновать бухгалтерский учет финансового гудвилла, т.к. актив в виде внутрифирменного гудвилла будет уравниваться человеческим капиталом в пассиве баланса организации. Схема бухгалтерского отражения финансового гудвилла и человеческого капитала представлена в Таблице 1.
    Таблица 1 – Отражение гудвилла и человеческого капитала в бухгалтерском балансе
Актив Пассив
Внеоборотные  активы (основные  средства и нематериальные активы)
Собственный капитал
Оборотные активы (запасы, дебиторская задолженность, денежные  средства)
Заемный капитал
Баланс Баланс
Финансовый  гудвилл Человеческий  капитал
    В этом плане большой интерес представляет теория человеческого капитала, изложенная Гэри Беккером в еще 1964 году [7]. Согласно этой теории человеческий капитал – это имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций. Причем, Г. Беккер выделяет два типа человеческого капитала: общий (знания и навыки, которые могут найти применение и на множестве других фирм) и специфический (знания и навыки, представляющие интерес лишь для той фирмы, где они были получены). Понятно, что на создание общего человеческого капитала организации не тратит ни рубля, а потому в пассиве должен быть отражен лишь специфический капитал, созданный в самой организации. Причем, в стоимостном выражении такой капитал может быть как со знаком «+» (если организация
мотивировала  сотрудников, дала им новые знания, опыт, а, следовательно суммарный  человеческий капитал будет выше общего), так и со знаком «–» (если организация мешает раскрыться сотрудникам, «убивает» мотивацию, работники  деградируют, а, значит, здесь величина человеческого капитал будет  ниже общего). Отсюда в активе баланса  появятся гудвилл или бэдвилл  соответственно.
    Итак, финансовым гудвиллом или гудвиллом в широком смысле будем называть совокупность нематериальных преимуществ предприятия, к которым относятся репутация компании, технологическая культура, ноу-хау в области менеджмента, и которые способны приносить ему экстраординарную прибыль.
    Бухгалтерским гудвиллом или гудвиллом в узком смысле будем называть надбавку к цене предприятия, уплачиваемую при сделках слияний и поглощений и рассчитываемую как разность между фактически уплаченной суммой за предприятие и суммой его чистых активов.
    1.2 Классификация гудвилла
    Для того, чтобы понимать сущность гудвилла, необходимо четко представлять какими характерными свойства он может обладать. Лишь проанализировав каждое свойство такого комплексного и неоднозначного понятия как гудвилл.
    Автор убежден, что для дальнейшего  изучения и оценки гудвилла его классификация  просто необходима. Она поможет устранить  существующие противоречия относительно данной экономической категории, а  также поможет в разработке методов  стоимостной оценки гудвилла.
    На  Рисунке 1 представлена классификация гудвилла, составленная автором на основе классификаций российских и зарубежных финансистов, среди которых В.В. Ковалев, И.А. Бланк, В.М. Елисеев, Е.А. Ершова, Д. Дамант, Глен М. Десмонд, Ричард Э. Келли.
    
    
    
    
    
    
      

    Рисунок 1 – Классификация гудвилла
    Основным  классификационным признаком гудвилла, по мнению автора, является экономическое  содержание. Причиной тому является наибольшая смысловая нагрузка, которую несет именно этот признак.
    Итак, по экономическому содержанию гудвилл  бывает финансовым или внутрифирменным и бухгалтерским или внефирменным. Финансовый гудвилл характеризует собственные преимущества данного предприятия, которые выражаются в высокой корпоративной и технологической культуре, эффективно организованном менеджменте, репутации и экономико-географическом положении предприятия и которые приносят большую прибыль на вложенный капитал, чем среднестатистическое предприятие той же отрасли.
    Финансовый  гудвилл, в свою очередь, можно разделить на гудвилл персонала и накопленный гудвилл. Гудвилл персонала – это не что иное, как совокупность личных качеств, репутации и способностей каждого работника предприятия. Таким образом, при увольнении работника гудвилл персонала уменьшается, т.к. теряется индивидуальный гудвилл, т.е. личные связи работника, его знания и умения, которые могли бы приносить дополнительную прибыль. Накопленный гудвилл представляет собой уже наработанный потенциал, т.е. эффективные управленческие технологии и культуру ведения бизнеса, и не зависит от текущего кадрового состава предприятия.
    Бухгалтерский гудвилл возникает при сделках слияний и поглощений и равняется разности между рыночной стоимостью предприятия, как единого комплекса, и рыночной (для МСФО) или балансовой (для ПБУ) суммой его чистых активов. Бухгалтерский гудвилл подразделяется на полный и частичный. Частичный гудвилл возникает, когда в результате объединения компаний приобретается менее 100% чистых активов, в результате чего в консолидированной финансовой отчетности покупателя отражается неполная стоимость гудвилла приобретенной компании. Такая ситуация характерна для портфельного инвестирования. Полный гудвилл возникает в случае установления полного контроля над всеми активами и обязательствами целевой фирмы.
    По  степени воздействия на финансовый результат можно выделить положительный  гудвилл или просто гудвилл и  отрицательный или бэдвилл. Гудвилл, не важно финансовый или бухгалтерский  – это всегда положительная величина, показывающая, что предприятие получает экстраординарные прибыли и оценивается рынком сверх величины его чистых активов. Бэдвилл показывает, что предприятие менее рентабельно, чем его аналог в этой отрасли, в результате чего предприятие стоит меньше стоимости его имущества. Наличие у предприятия бэдвилла является тревожным сигналом, поскольку оно свидетельствует о том, что приобрести предприятие по цене ниже стоимости чистых активов и распродать все активы по частям, погасив долговые обязательства, стало бы выгодно определенному кругу лиц, которых принято называть рейдерами (от англ. raider «налетчик»). Поэтому гудвилл является несомненным индикатором вероятности рейдерских атак на предприятие. Отрицательный гудвилл по сути означает неудовлетворительную оценку деятельности топ-менеджеров предприятия.
      1.3 Принципы управления гудвиллом предприятия
    В соответствии с положениями теории оценки бизнеса, стоимость бизнеса  есть увеличенная на стоимость гудвилла стоимость скорректированных чистых активов, источником которых выступает  собственный капитал. Таким образом, финансовое управление компанией, согласно «Теории максимизации ценности фирмы» [16], заключается в управлении активами, управлении капиталом и управлении гудвиллом. В периоде, недостаточном для увеличения материальной составляющей стоимости компании, стоимость компании может быть увеличена за счет гудвилла.
    В соответствии с положениями «Теории максимизации прибыли» [16], финансовое управление компании ориентировано на максимизацию получаемых прибылей, что, согласно теории инвестиций, обеспечивается максимизацией доходности при заданном уровне риска и минимизацией риска при заданном уровне доходности.
    Учитывая  характерную особенность гудвилла приносить экстраординарную прибыль, автор считает в целях эффективного управления стоимостью гудвилла необходимым  чистую прибыль (ЧП) предприятия представить в виде двух составляющих: нормальной прибыли (НП) и экстраординарной прибыли (ЭП).
                                               ЧП = НП + ЭП                                                      (1)
    Управление  гудвиллом находится на стыке  двух вышеназванных теорий. Экстраординарные прибыли, получаемые предприятием, обеспечиваются именно гудвиллом, а нормальная прибыль  обеспечивается материальными и  нематериальными активами, которые  находят свое отражение в финансовой отчетности. На Рисунке 2 представлена схема финансового управления фирмой с учетом гудвилла. 


Рисунок 2 – Место гудвилла в финансовом управлении предприятием
    Что касается практики, то управление гудвиллом  становится все более актуальным, ввиду того, что роль нематериальных активов в последние годы неуклонно  растет. Например, В. Гуськов отмечает, что «…в период с 1982 по 2000 годы роль нематериальных и материальных активов в общей структуре активов компаний существенно изменилась (1982г. - 62% материальные активы и 38% нематериальные; 2000г.- 15% и 85% соответственно) [21]. По оценкам консалтинговой компании Interbrand  соотношение материальных и нематериальных активов составляет:
      в компании British Petroleum – 30:70;
      в компании IBM – 17:83;
      в компании Coca-Cola – 4:96 [13].
    Автором данного исследования разработаны  основные принципы управления гудвиллом  предприятия.
    Принцип максимальной объективности стоимостных оценок гудвилла. Оценка гудвилла вне зависимости от выбранного метода оценки должна быть максимально объективной, достоверной и должна подтверждаться эмпирическими, теоретическими данными, а также мнениями экспертов – профессиональных оценщиков и рейтинговых агентств. Объективность оценок должна являться основой управления гудвиллом, ввиду того, что на основе полученных результатов вырабатываются меры по оптимизации финансовых решений для увеличения стоимости бизнеса, исследуется комплекс факторов, повлиявших на оценку гудвилла или на изменение этой оценки во времени. При несоблюдении данного принципа полностью теряется всякий смысл управления гудвиллом, т.к. в этом случае гудвилл переходит в категорию абстрактного и неподдающегося управлению. Из этого принципа логически вытекает второй принцип управления.
    Принцип диверсификации методов  оценки. При оценке гудвилла необходимо использовать как можно больше доступных способов его оценки. Такой подход к управлению гудвиллом заставит аналитиков и оценщиков изучить расхождения в оценках, понять причины этих отклонений и совершенствовать свою систему оценки гудвилла.
    Принцип разграничения понятий  и целей оценки. Необходимо четко разграничивать методы оценки финансового гудвилла и гудвилла бухгалтерского, т.к. их численные значения далеко не всегда, более того, как правило, не равны друг другу. Это связано с тем, что финансовый гудвилл определяется как дисконтированный поток ожидаемых сверхприбылей и отражает стоимость бизнеса, но не отражает цену бизнеса, которая возникает при сделках слияний и поглощений. Финансовую сторону данной сделки можно определить при помощи бухгалтерского гудвилла.
    Покажем, что финансовый и бухгалтерский  гудвилл, как правило, не равны. Пусть, NW – стоимость чистых активов предприятия А, а GWf – финансовый гудвилл предприятия А, тогда MV – текущая стоимость бизнеса А:
                                                  MV = NW + GWf                                                                   (2)
    Предположим, что предприятие B намеревается выкупить уставный капитал или чистые активы предприятия А по цене P, уплатив на определенную сумму больше, чем стоят эти активы. Понятно, что полученная надбавка будет ни чем иным, как бухгалтерским гудвиллом (GWac). Таким образом,
                                                 P = NW + GWac                                                        (3)
    Случай, когда MV = P является точкой безразличия для собственника предприятия А. Из финансовых соображений ему безразлично получить сумму сейчас и вложить в другой бизнес, либо продолжать заниматься этим бизнесом и получать от него доход в последующие периоды. Однако, собственники бизнеса руководствуются также другими интересами. Например, владение бизнесом, причем успешным (если речь идет о положительном значении гудвилла), удовлетворяет социальные потребности собственника. Наличие такого социального статуса вкупе с привязанностью к своему бизнесу не позволяет собственнику согласиться с равенством MV = P, т.е. продать бизнес по цене равной сумме его чистых активов и финансового гудвилла. А потому, как правило, MV > P.
    Критерий  продажи бизнеса собственником, рассмотренный выше не является препятствием к осуществлению сделки слияния (или поглощения). Собственники, высшее руководство предприятия B преследует свои цели при покупке. Среди них могут быть:
      объединение предприятий с целью получения синергетического эффекта, т.е. получения дополнительных прибылей за счет дополнения одного предприятия другим;
      личная заинтересованность собственника предприятия B бизнесе A, вызванная удобным для собственника местом расположения предприятия (родной город), либо уникальностью самого предприятия в глазах собственника;
    Кроме того, при подобных сделках очень  часто работает психологический  фактор, при эффективном использовании  которого собственник А может  убедить покупателя (собственника В) заплатить больше реальной стоимости. В подтверждение тому О.Н. Антипина и В.Л. Иноземцев указывают, что  «…наибольшую цену имеют компании, которым удается создать у  потенциального инвестора иллюзию  того, что их рост и развитие, столь  успешное в течение последних  лет, продолжится и в будущем…» [6].
    Методика  управления гудвиллом должна включать в себя 3 этапа:
      оценку стоимости бизнеса и анализ его преимуществ;
      планирование и контроль нематериальных элементов гудвилла;
      максимизацию и оптимизацию элементов гудвилла.
    Таким образом, управление стоимостью гудвиллом  представляет собой элемент управления стоимостью компании и заключается  в применении процедур анализа, оценки, планирования, контроля и регулирования, направленных на достижение цели. Целью же такого управления является приращение стоимости компании путем увеличения стоимости гудвилла, приводящее к увеличению доходности капитала. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2 Методы оценки гудвилла предприятия
    Оценка  гудвилла является одним из ключевых направлений управления стоимостью бизнеса. Необходимость такой оценки возникает в следующих случаях:
    операции купли-продажи бизнеса и отражение гудвилла в консолидированной отчетности;
    операции управленческого характера, способствующие изменению стоимости бизнеса;
    определение размеров ущерба вследствие публикации материалов, порочащих деловую репутацию предприятия.
    Наиболее  часто оценка гудвилла необходима в  первом случае – при купле-продаже  готового бизнеса. В данном случае владелец готового бизнеса вполне обоснованно  требует компенсацию будущих  экстраординарных прибылей при отчуждении бизнеса. Если такая сделка по продаже  бизнеса состоится, то предприятие-покупатель должно отражать приобретенный гудвилл  в консолидированной отчетности и в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности проводить процедуры переоценки приобретенного гудвилла. Таким образом, стоимость гудвилла и его переоценка могут внести существенные изменения  в финансовую отчетность и в формирование финансовой политики предприятия.
    Ко  второй группе операций относятся те операции, которые приводят к генерации  положительного денежного потока предприятия. К таким операциям могут относиться операции по расширению старых рынков и выходу на новые рынки (как правило, такие операции реализуются службой  маркетинга), операции по разработке и  выпуску новых видов продукции (отделом НИОКР), операции по внедрению  новых методов управления, новой  системы организации производств (менеджментом предприятия) и др. Перечень данных операций может изменяться в  зависимости от конкретного предприятия.
    Определение размеров ущерба вследствие публикации материалов, порочащих деловую репутацию  предприятия, осуществляется на основании  гражданского законодательства. Согласно ст . 150 Гражданского кодекса РФ деловая  репутация признается нематериальным благом, неотчуждаемым и непередаваемым иным лицам. Согласно п. 5 ст. 152 ГК РФ, лицо, «…в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство  или деловую репутацию, вправе наряду с опровержением таких сведений требовать возмещения убытков…, причиненных  их распространением» [1].
    Ярким примером таких операций служит судебное разбирательство по поводу ущерба деловой  репутации ОАО «Альфа-банк», нанесенном ЗАО «Коммерсантъ. Издательский Дом», опубликовавшем сведения о проблемной ситуации, сложившейся в этом банке  в июле нынешнего года в статье "Банковский кризис вышел на улицу" в номере от 7 июля 2004 года. Суд постановил взыскать с газеты из-за опубликования  данной статьи 300 млн. рублей "репутационного вреда" — сумму беспрецедентную  в истории российского судопроизводства по делам такого рода. В ходе судебного  процесса было установлено, что публикация вызвала панику среди клиентов банка, в результате чего вкладчики стали  изымать свои сбережения, в результате чего у банка возникли проблемы с  ликвидностью. Сумма компенсации  включала расходы, связанные с проведением  внеплановой рекламной кампании, приобретение  дополнительных наличных валютных средств в условиях резкого  падения ликвидности активов, дополнительные расходы на усиление охраны в офисах, проведение инкассации и прочие мероприятия  экстренного характера.
    2.1 Анализ методов оценки гудвилла
    Методы  оценки гудвилла можно разделить  на две группы: прямые методы, используемые для оценки гудвилла как отдельного объекта оценки и независимого от оценки другого имущества, и косвенные  методы, суть которых сводится к нахождению разницы между стоимостью предприятия как единого комплекса и стоимостью его чистых активов.
    На  практике применяются следующие методы оценки гудвилла: метод на основе показателя деловой активности (или статистический метод), метод избыточной прибыли и квалиметрический метод.
    Метод на основе показателя деловой активности предполагает использование мультипликативного коэффициента и одного из показателей деловой активности – выручки или чистой прибыли. Итак,
                                                 , где                                                     (4)
    GW – гудвилл предприятия;
    M – мультипликатор;
    BA – показатель деловой активности.
    В качестве показателя деловой активности в западноевропейской практике используется среднегодовой объем продаж за 3 года. Мультипликатор же оценивается  экспертно для конкретной специфической  отрасли. Причем чем более конкретны  название отрасли (парикмахерская женская, аптека в сельской местности и  т.д.) и соответствующее значение мультипликатора, тем более корректна  оценка гудвилла этим методом.
    Приведем  простой пример.
    Пример 1
    Среднегодовая выручка туристического агентства  составила 500 млн. рублей. По оценкам  экспертов мультипликатор для фирм данной отрасли (т.е. для туристических  агентств) составляет 0,97 от среднегодовой  выручки. Таким образом, гудвилл  рассчитывается по формуле (4) в одно действие: 

    Недостатком данного метода является то, что он носит весьма субъективный характер, т.к. на результат существенно влияет мнение эксперта, оценивающего мультипликатор.
    Достоинством  же является то, что мультипликатор можно представить как функцию  нескольких переменных – элементов  гудвилла:
                                           , где                                            (5)
    x1, x2, x3, …, xn – элементы гудвилла.
    Элементами  гудвилла будут являться некоторые  значения факторов, из которых складывается гудвилл, т.е. деловые связи, репутация компании, ноу-хау в области менеджмента и др.
    Таким образом, данная модель позволяет не просто оценивать гудвилл, но также позволяет им управлять, воздействуя на каждый фактор в отдельности.
    По  мнению автора, основным методом оценки гудвилла является метод избыточных прибылей. Основным положением этого метода является допущение о возможности гудвилла приносить компании экстраординарную прибыль, т.е. прибыли, уровень которых выше среднеотраслевого значения. Метод избыточных был изложен в 1924 году Леоном Ретелем в работах по оценке деловых активов.
    Сам метод не является чем-то новым и  используется для оценки любых нематериальных активов многими финансистами, в  частности Н.Ф. Чеботаревым [19]. Согласно данному методу гудвилл определяется по следующей формуле:
                                       
, где                                        (6)

    GW – гудвилл предприятия;
      – среднегодовая величина  чистой прибыли;
    NW – стоимость чистых активов предприятия;
      – среднеотраслевой коэффициент  рентабельности чистых активов;
    R – рентабельность чистых активов.
    Этот  метод основывается на среднеотраслевом показателе рентабельности, а потому правильность и объективность расчетов при помощи данного метода носит  весьма вероятностный характер.
    Идеальная модель оценки гудвилла должна учитывать  расчет избыточной прибыли на основе стандарта рыночной, то есть обоснованной в сложившихся условиях, стоимости  скорректированных чистых активов, то есть такого стандарта стоимости, который обеспечивает наибольшую степень  адекватного соответствия сложившимся  внешним и внутренним условиям функционирования бизнеса. Использование обоснованной (рыночной) стоимости скорректированных  чистых материальных активов для  целей расчета ожидаемого уровня чистой прибыли (в данном случае нормальной прибыли) предусматривается Ш. Праттом [18] и В.М. Елисеевым [15], при этом В.М. Елисеевым утверждается, что избыточная прибыль должна определяться как разность между стоимостью чистых материальных активов, умноженной на коэффициент капитализации чистых материальных активов, и уровнем нормализованной прибыли, что ошибочно предполагает отрицательное значение избыточной прибыли при наличии у предприятия положительного гудвилла. Требование использование стандарта рыночной стоимости как наиболее обоснованного в сложившихся условиях не соответствует мнению С.В. Валдайцева, согласно которому при оценке гудвилла методом избыточных прибылей «…чистые материальные активы представляют собой сумму остаточной балансовой стоимости материальных активов за вычетом кредиторской задолженности…» [10].
    Модификацией  метода чистых прибылей является оценка гудвилла по модели Ольсона (Edwards-Bell-Ohlson valuation model, модель EBO). Эта модель основывается на том, что предприятие возможно будет и в дальнейшем получать сверхприбыль за счет существования неучтенного актива – гудвилла. Понятно что будущие экстраординарные прибыли носят вероятностный характер и требуют соответствующих поправок на вероятность. Математическое выражение данной модели представлено в формуле (7)
                                    , где                                      (7)
    Pt – рыночная стоимость компании в момент времени t;
    NWt – балансовая стоимость (стоимость чистых активов) компании в момент времени t;
    Et […] – ожидаемые значения, основанные на доступной в момент времени t информации, в т. ч.:
    NOIt+i – чистый операционный доход за период t+i;
    rе – цена акционерного капитала.
    Для целей практического применения, как правило, необходимо указывать  точный горизонт планирования. Поэтому  формула (7) должна быть модифицирована исходя из наличия конечного горизонта прогнозирования. Подобное ограничение обуславливает необходимость расчета продленной стоимости (terminal value), которая, однако, будет отличаться от аналогичной величины, определяемой в методах дисконтирования прибыли или денежных потоков. В данном случае, продленная стоимость – это не стоимость компании по завершению определенного прогнозного периода, а разность между рыночной и балансовой стоимостями компании в конце этого периода. Подставляя в эту формулу вместо чистой прибыли (NP) произведение стоимости чистых активов (NW) на рентабельность собственного капитала (ROE) получим формулу (8):
                                     (8)
    Достоинством  модели Ольсона является то, что  эта модель учитывает будущие  сверхприбыли, которые предприятие может получить. Однако, недостатком является ограниченный период прогнозирования значений будущих прибылей, а также сложность расчета вероятностей получения этих прибылей.
    Ввиду того, что указанные выше методы основываются на среднеотраслевых показателях  рентабельности, правильность и объективность  расчета которых носит вероятностный  характер, что отражается на степени  достоверности результатов оценки, В.М. Елисеев [14] предлагает использовать метод определения гудвилла, для которых, как он указывает, «…не требуются среднеотраслевые показатели…», в частности квалиметрический метод оценки гудвилла.
    Экономическое содержание квалиметрического метода оценки гудвилла заключается в проведении аналогии между полезностью деятельности предприятия и величиной его  созданного гудвилла.
    Принимая  во внимание, что коэффициент полезности (или качества) рассчитывается по формуле:
                                                , где                                                   (9)
    Kf – коэффициент полезности (или качества) оцениваемого объекта;
    qmax – наилучший показатель среди аналогов оцениваемого объекта;
    qmin – наихудший показатель среди аналогов оцениваемого объекта;
    qf – фактическое значение показателя полезности (качества) оцениваемого объекта.
    Исходя  из соображений В.М. Елисеева «…величина его чистого дохода, который может колебаться от проектной, то есть максимально возможной с технической точки зрения величины, до нуля…» [14], а коэффициент полезности деятельности оцениваемого предприятия определяется по формуле (10):
                                                       , где                                                     (10)
    NOIf – чистый операционный доход оцениваемого предприятия;
    NOIpr – проектная величина чистого операционного дохода, равная отклонению максимальной величины операционного дохода от минимально возможного уровня.
    Таким образом, согласно мнению В.М. Елисеева, стоимость предприятия непосредственно  отождествляется с уровнем полезности его деятельности.
    Ввиду того, что в общеэкономическом  значении износ трактуется как потеря полезности объекта, то значение уровня износа всех активов оцениваемого предприятия (W) в совокупности (совокупного износа предприятия) будет равна:
                                                                                                          (11)
    Стоимость гудвилла (GW), по мнению В.М. Елисеева, определяется как разница между полученной величиной и физическим износом внеоборотных активов (Wf
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.