Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
курсовая работа Влияние личности учителя на формирование положительного отношения к учению в младшем школьном возрасте
Информация:
Тип работы: курсовая работа.
Добавлен: 13.10.2012.
Год: 2010.
Страниц: 18.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Министерство
образования и науки РФ
Федеральное
агентство по образованию
Московский
государственный гуманитарный университет
им. М.А. Шолохова
Кафедра
педагогики и психологии
ВЛИЯНИЕ
ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ
НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО
ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ
В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ
ВОЗРАСТЕ
Курсовая
работа по педагогике
студентки
3 курса очного отделения
по
специальности
педагогика
и методика начального образования»
педагогического
факультета
Карповой
Анны Викторовны
Научный
руководитель:
доцент
Дощицына З.В.
Содержание
Введение
стр. Глава
1. Слово учителя-
средство развития творческих
способностей учащихся,
в системе познавательных
и мотивационных компонентов
учебно-воспитательн го
процесса. Сущность
педагогического авторитета………5-11
1.1
Понятие об истинном и ложном авторитете
учителя………12-16 1.2
Структура педагогического авторитета………..16-28
1.3
Педагогические условия формирования
истинного авторитета педагога………..29-37 Глава
2. Формирование положительного
отношения к учению
посредством учителя Приемы
деятельности учителя,
способствующие формированию
мотивации в целом………………38-39 2.1
Формирование личности через развития
структур сознания ребенка………39-44 2.2
Формирование положительной мотивации
на основе физиологических, социальных
и личностных особенностей учащихся начальной
школы……….44-46 2.3
Система работы по формированию положительной
мотивации………..46-49
Заключение
Список
литературы
Введение
«Каков
учитель, такова и школа»- эту истину
прекрасно знало самодержавие и
поэтому обращало самое тщательное внимание
на подбор учителей. Учителя- это сеятели
разумного, доброго, вечного…Именно они
зарождают это в детях младшего школьного
возраста, прививают любовь в учению и
доброжелательному восприятию мира.
Формирование
положительного отношения к учению
стало за последнее время очень актуальной,
дети теряют интерес, положительное отношение
сменяется нежеланием учиться, именно
исследование и интерес к этой теме подтолкнул
меня к ее выбору.
Педагогическая
деятельность - это тот вид деятельности,
на результат которой оказывает влияние
характер отношений между ее участниками.
Успешное решение сложных и ответственных
задач обучения и воспитания младших школьников
в решающей степени зависит от личности
учителя, его нравственной позиции, профессионального
мастерства, эрудиции и культуры.
Учитель
и ученик … две основные фигуры
в школе. Личности, чьи взаимоотношения
на уроке и вне его непосредственно
и решающе влияют на весь учебно-воспитательны
процесс, определяют его успех. Не случайно
так важно создание в школе
атмосферы глубокого взаимопонимания,
доброжелательности, уважения, сотрудничества.
Какими
средствами и путями достичь духовной
общности учителя с учениками - этой
первоосновы всех успехов в обучении
и воспитании?
Опыт
убеждает, что влияние учителя
на ученика, успешная его педагогическая
деятельность зависит от авторитета учителя.
Авторитет
педагога - это, прежде всего, средство
воспитательного воздействия на
учащегося. Авторитетной личности как
бы авансируется успех. Личности, признающейся
авторитетной, приписывается компетентность
и в других областях. Происходит как бы
иррадиация авторитета. Авторитет учителя
- это сложный феномен, который качественно
характеризует систему отношений к педагогу.
Отношения учащихся к авторитетному педагогу
положительно эмоционально окрашены и
насыщены. И чем выше этот авторитет, чем
важнее для воспитанников науки, основы
которых преподает учитель, тем справедливее
кажутся его требования, замечания, тем
весомее каждое его слово "Для ребят
идея неотделима от личности, - писала
Н.К.Крупская. - То, что говорит любимый
учитель, воспринимается совсем по-другому,
чем то, что говорит презираемый или чуждый
им человек" . Только при правильных
взаимоотношениях можно учить и воспитывать.
Не устрашать, не льстить, а понять, подобрать
особый ключ к каждому.
Проблемой
авторитета учителя - воспитателя занимались
Андриади И.П., Кондратьев М.Ю.,Крупская
Н.К., Макаренко А.С., Самуйленков
Д.Ф., Станкин М.И., Сухомлинский В.А,
и др..
Ученые
Макаренко А.С, Станкин М.И. разграничили
в своих трудах истинный и ложный
авторитет, выделили виды ложного авторитета.
Андриади
И.П.,Кондратьев М.Ю.,Самуйленков Д.Ф.
занимались изучением компонентов
авторитета и пути его формирования.
О
значении авторитета учителя-воспитателя
говорили очень многие педагоги и
психологи (Амоношвили Ш.А.., Крупская Н.К.,
Кондратьев М.Ю., Лихачев Б., Макаренко
А.С.,Ольшанский В.Б., Сухомлинский В.А и
др.).
В
связи с этим актуализируется
проблема авторитета учителя- воспитателя.
Исходя из этого мы выбрали тему
нашего исследования : " Авторитет учителя-
воспитателя как педагогический феномен". Объект
исследования: дети в возрасте от 6 до
10 лет, личность учителя и его влияние
на формирование положительного отношения
к учению. Предмет
исследования: компоненты авторитета
учителя Цель
исследования: выявить, какие компоненты
составляют содержание ( или суть) педагогической
личности и ее отношение для формирования
положительного отношения к учению
Глава
1. Слово учителя
–средство развития
творческих способностей
учащихся, в системе
познавательных и мотивационных
компонентов учебно-воспитательно о
процесса. Сущность
педагогического авторитета.
Среди
многообразия жизни и видов человеческой
деятельности роль учителя была заметна
во все времена. Правда, на самой
ранней ступени цивилизации понятие «учитель»
было скорее символическим: детей учили
разводить огонь, охотиться, плавать, строить
жилища, шить одежду, изготавливать орудия
труда. Главное внимание уделялось развитию
физической силы, выносливости, выдержки.
Затем все менялось, появилась необходимость
обучения детей наукам и искусству.
Слово
учителя, особое средство обучения и
потому требует детального описания.
Наукой уже определены функции данного
средства, его место и роль в
учебно-воспитательн м процессе. Значительный
вклад в изучении данного вопроса внесли
различные научные направления: психологии
труда и личности учителя, педагогического
общения, проблемы массовой коммуникации,
пропаганды научно-технических знаний,
смыслового восприятия речи, речевое искусство.
Однако
не все вопросы в достаточной мере изучены
и соотнесены с дидактикой средней школы.
Во многом еще неопределенны критерии
оценки степени владения данным средством
и влияния на эффективность обучения.
Остается загадкой, почему "одних учителей
слушают и понимают, а других – нет, даже
если педагог знает свой предмет и владеет
методикой его преподавания" Анализ
литературы показывает, что часто, при
освещении вопросов применения словесно-образных
средств обучения, высказывается мысль,
что эффективность их использования в
учебном процессе, в решающей степени
зависит от отношения учителя к предмету.
"В действительности бывают учителя,
хотя и владеющие техникой преподавания,
но работающие неинтересно" . Такое
отношение, подчеркивает автор, не приносит
удовлетворения от учебных занятий ни
учащимся, ни учителю, а эффективность
обучения при таком отношении весьма невысока.
"Как бы ни был ограничен познавательный
интерес учащихся, но если учителю интересно,
важно то, что он говорит, если его рассказ
сопровождается переживанием как бы вновь
открытого им факта и радости такого открытия,
это передается учащимся, мобилизует их
внимание, настраивает на серьезную работу."
. "Взрослые зачастую недооценивают
наблюдательность и здравый смысл детей.
Между тем дети прекрасно понимают, как
относится к своему делу тот или иной взрослый.
И если, например, учитель внутренне далек
от преподаваемого предмета, не любит
его, не интересуется им, то учащиеся обязательно
почувствуют это и могут прийти в результате
общения с таким учителем к вполне рациональному
выводу о том, что данный предмет как таковой
лишен всякого интереса" .
Результаты
многочисленных исследований данной проблемы,
позволяют сделать вывод, что
положительное отношение к учебным
занятием у учащихся формирует учитель,
который не безразличен к тому, как
относятся ученики к предмету, какое место
в их жизни занимает учение, каковы цели
и мотивы их деятельности, как обучение
способствует развитию личности ребенка.
Эффективно осуществляет учебный процесс
учитель, который любит учеников, свой
предмет и уверен в том, что сможет объяснить,
что учение это полезное и приятное занятие,
которое необходимо не только отдельно
каждому человеку, но и обществу в целом.
Важнейшей
функцией изложения учителя является
формирование ценностных ориентаций,
отношения к приобретаемому знанию. В
данном процессе особую роль приобретают
познавательный интерес, эмоционально-чувстве ный
компонент познавательной деятельности.
Но поскольку в отрыве от образа слово
малоэффективно, необходимо стремиться
к такому изложению, при котором слово
становится визуальным, а образ вербальным,
что является непременным условием осознанного
восприятия действительности . Реализовать
данное требование, расширить функции
слова и усилить его учебно-воспитательно
воздействие, возможно в результате комплексного
применения дидактических и технических
средств.
Известно,
что эмоции неотделимы от любой человеческой
деятельности, в том числе и
познавательной . В обучении, его
пассивном (учение – усвоение) или
активном (учение – открытия) виде,
одновременно присутствуют познавательные
и эмоционально-оценочн е процессы. А.
В. Запорожец считает, что эмоция выступает
функциональным органом индивида, ядром
личности. С позиций личностно-ориентиров нной
педагогики, эмоции выступают основой
становления личности. Есть мнение, что
в современных условиях необходим и осуществляется
переход от "парадигмы трансляций знания
к парадигме выращивания способностей
человека" . Анализ литературы показывает,
что подобное стремление существовало
на протяжении всей истории педагогической
науки. В свое время П. Ф. Каптерев раскрыл
причины существования мало совместимых
сторон педагогического процесса, указывая
на то, что учителю необходимо решать сложнейшую
проблему: одновременно организовывать
усвоение определенной суммы знаний и
создавать условия для творческого саморазвития
организма.
Поскольку
и в настоящее время обозначенная
проблема актуальна, рассмотрим данные
процессы во взаимосвязи, выявим те элементы,
которые образуются в результате
их взаимопроникновения. С учетом полученных
знаний выясним, как необходимо строить
учебный процесс, чтобы он способствовал
повышению эффективности обучения, и положительно
влиял на формирование личности учителя
и учащихся.
Известно,
что любая деятельность планируется
в соответствии с определенной системой
мотивов, и регулируется мышлением, чувствами
и эмоциями. Формируя позитивное отношение
к учению учителю необходимо выработать
систему мотивов, способствующую эффективной
организации данного процесса. Формирование
системы мотивов, проверка ее на практике
является творческой деятельностью учителя,
которая свидетельствует о его высоком
профессионализме, способности организовать
процесс, при котором учение становится
интересным занятием. Школьная практика
показывает, что обычно полноценное занятие
творчеством возможно, при наличии необходимого
времени, при условии применения в работе
системы средств обучения, выполняющей
определенную часть информативной функции
учителя и побуждающую его к творческой
деятельности.
В современной
науке принято выделять две группы мотивов,
внешние и внутренние, которые в практической
деятельности тесно взаимосвязаны и при
правильной организации труда не исключают,
а гармонично дополняют друг друга, способствуя
оптимальному развитию учебного процесса.
Мотивацию ситуационную, когда возникает
необходимость показать знания умения
навыки в конкретной ситуации принято
считать внешней. Мотивацию, связанную
с потребностью самореализации личности,
развития ее духовных ценностей, которая
направлена непосредственно на развитие
личности, принято считать личностной,
внутренней . Не отрицается тот факт, что
возможно и нужно стимулировать обе группы
мотивов. Однако для того, чтобы знать,
как это делать необходимо, разобраться,
в чем состоит принципиальное отличие
внутренних и внешних мотивов и факторов,
влияющих на их проявление. Известно, что
мотивировать деятельность может как
сам процесс познания, так и отношения
в коллективе. Потому можно сказать, что
существуют мотивы познавательные и социальные
. Хотя абсолютно ясно, что четкой границы
между данными группами мотивов нет. Степень
задействования познавательных мотивов,
в значительной степени регулируется
социальными и наоборот. Полноценный процесс
самореализации личности может проходить
только в коллективе. Однако речь идет
о недооценивании роли внутренней мотивации
в том плане, что при ее снижении "страдают
наиболее сложные процессы творческого
и теоретического мышления, процессы усвоения
понятий, зависимостей между отдельными
фактами и явлениями. Нарастает скорость
утраты усвоенных знаний". Особенность
внутреннего мотива в том, что он не вытекает
из стремления получить материальные
выгоды. Внутренний мотив – это стремление
к получению удовлетворения от выполняемой
работы. Учебная деятельность воспринимается
учащимися как внутренне мотивированной
при условии, что она для них интересна,
актуальна, соответствует познавательным
потребностям и запросам. Когда учащийся
получает удовольствие оттого, что проводит
опыт, читает книгу, может объяснить наблюдаемые
явления и т.д. Повышение эффективности
обучения заключается в способности учителя
умело сочетать при организации деятельности
эти две группы мотивов. В противном случае
эффективность невысока, а учебная работа
превращается в мучения для учителя и
учащихся.
Структура
внутренней мотивации многокомпонентна.
Значительное место в структуре внутренней
мотивации занимает фундаментальная потребности
субъекта к творческой деятельности. Направление
творческой деятельности задается программами
развития, заложенными природой, строго
индивидуальными для каждого человека.
Искусство творческой деятельности заключается
в том, чтобы реализовать эти программы
в реальной жизни. На мой взгляд именно
стремление к творчеству, как самая фундаментальная
потребность человека, как связующая нить
с вселенной – порождает потребность
в познании, формируется познавательный
интерес, который в данном случае выступает
критерием свободного развития личности
и очень тесно связан с эмоционально-оценочн ми
процессами. Эмоции, чувства являются
регуляторами процесса познания, положительные
эмоции свидетельствуют о приближении
к цели, отрицательные об удалении от нее.
Свободу при этом следует понимать так
– это процесс творческого саморазвития
проходящего под внутренним контролем.
Важнейшей функцией внешнего контроля,
при таком подходе, является поддержка
внутреннего, при условии игнорирования
последнего. Есть мнение, что сознание
и подсознание не в состоянии регулировать
процесс творчества. Основным критерием,
характеризующим качество творческого
процесса, является способность к восприятию
красоты. Красота это обязательно открытие,
это обязательно новое полезное знание,
дающее человеку надежду на повышение
эффективности планирования своего развития,
вытекающего из оптимального сочетания
внутренних и внешних мотивов, в результате
получение удовольствия от переживания
чувства радости, уверенности и защищенности,
цельности и самостоятельности своей
личности.
Обладание
чувством прекрасного является доказательством
творческого начала в человеке. О
таком чувстве физик В. Гейзенберг
сказал следующее "...проблеск прекрасного
в точном естествознании позволяет распознать
великую взаимосвязь еще до ее детального
понимания, до того, как она может быть
рационально доказана". Мечта каждого
обладать таким чувством, и многие педагоги
с успехом его развивают. Однако существуют
не единичные мнения, что этого недостаточно.
И высказывается во многом оправданная
мысль, что "современная наука и практика
мало ориентирована на развитие способностей
детей, с радостью и удовольствием усваивать
культуру общества" .
Перед
учителем всегда ставилась задача активизации
познавательной деятельности учащихся,
развития их творческого потенциала.
Необходимо понимать, что успех выполнения
этой задачи во многом зависит от степени
сформированности познавательного интереса
у учащихся. В. Сухомлинский писал: "Чем
больше вес информации рассчитанной на
запоминание в том общем объеме материала,
который ученик читает из интереса, из
потребности познавать, тем труднее ему
учиться" . Потребность в знании имеет
сложную природу: социальную, психологическую,
психофизиологическу , педагогическую
и дидактическую. Есть различные мнения
об истоках познавательного интереса.
Некоторые считают его природным свойством
человека. Другие отмечают, что познавательный
интерес как свойство личности не дается
человеку от природы, потому необходима
целенаправленная работа по его формированию.
Мы считаем, что и та и другая точка зрения
отражает определенную часть данного
феномена и потому не вступает в противоречие.
Познавательный интерес это природное
свойство, которое необходимо поддерживать,
стимулировать и формировать. Но формировать
можно по разному: или уводить человека
различными "приманками&quo ; от выполнения
той задачи которая на него возложена
природой, или учить решать эту задачу
более эффективно, на основе добытых человечеством
знаний. Сказано грубо, взяты две крайности.
В действительности одно не существует
без другого. При наличии динамического
баланса можно эффективно организовывать
усвоение знаний, в обстановке максимально
способствующей творческому саморазвитию.
Несмотря
на некоторые различия во взглядах
все сходятся в том, что познавательный
интерес является важнейшим мотивом
положительного отношения к учению,
а эмоциональность является мощнейшим
стимулом его поддержки. Главенствующую
роль в данных процессах играет особое
средство обучения – слово учителя.
Подавляющее
большинство ученых отмечает, что
эмоциональность обучения всецело
зависит от учителя. Необходим учитель,
который может поддерживать живой,
увлекательный темп урока, формирующий
у учащихся положительное отношение к
учебе. В современных условиях, в связи
с экономией времени, учителя все чаще
организуют учебный процесс таким образом,
чтобы как можно больше сообщить информации,
за короткий промежуток времени. Не противопоставляя
учение через открытия учению через усвоение,
хотелось бы, тем не менее отметить, что
такой подход к обучению не всем интересен,
формирует соответствующую психику, с
таким же отношением ко всему, к учению
в том числе. На то, что учение должно быть
не только и не столько усвоением указывали
многие ученые и не только педагоги. Например,
А. Эйнштейн мечтал о том, что в будущем,
учение будет пробуждать в человеке добрые
чувства, и в первую очередь показывать,
какой красивый и удивительный мир окружает
человека, учить его чувствовать. При таком
подходе учащиеся не просто усваивают
некоторую сумму знаний, а совершают открытия,
учатся мыслить. Когда собственная "мысль
начинается с вопроса как проявление дефицита
понимания мира и заканчивается вдохновляющим
озарением понимания, когда на краткий
миг, вдруг весь мир становится ясным".
Позже человек понимает, что ничего особенного
в открытом знании нет, возможно, он и раньше
это знал, но в памяти остаются чувства,
радость, "восторг понимания". В этом
и заключается отличие познания через
собственные мысли, которые открывают
новое лично для каждого, объединяя в ясное
целое, разрозненные факты. Очень важно
то, что эмоциональная окрашенность информации"
углубляет ее восприятие, делает это восприятие
живым, позволяет ощутить отношение к
ней, и, следовательно, выработать ответную
реакцию. Далее автор отмечает, что традиция
противопоставления рационального, эмоционально-образно у
до сих пор препятствует их соединению
в целях повышения эмоциональности учебников.
Это мнение не единично, многие выдающиеся
деятели науки и искусства призывает считать
науку и искусство равно важными составляющими.
Познавательные
процессы неотделимы от оценочных, которые
как ни странно, при умелом использовании,
могут играть ведущую роль в обучении
и воспитании. Обучение в широком смысле
это овладение культурными ценностями,
которые скрывают в себе всю красоту человека
и природы. Мы считаем, что тот, кто познал
эти ценности и получил при этом сильные,
положительные эмоции будет относиться
к ним уважительно, с любовью, как к части
своей личности и потому будет сопротивляться
всему тому, что будет разрушать эти ценности.
Полноценный учебный процесс предполагает
наличие двух взаимосвязанных сторон
познавательную и оценочную. Приобретая
знания, необходимо вырабатывать к ним
собственное отношение, которое не может
протекать без тех или иных чувств, эмоции.
Чувства и эмоции при этом являются критерием
эффективности протекания учебного процесса.
Умелое
применение аудиовизуальных (словесно
– образных) средств позволяет полнее
задействовать эмоционально-чувстве ный
уровень познания окружающей действительности.
Необходимо
отметить, что при выборе средств
и методов обучения, направления
в работе, методологического подхода
к обучению, мы рекомендуем придерживаться
принципа динамического баланса. С этих
позиций, говоря о значении эмоции в обучении,
мы нисколько не умаляем роли абстрактного
знания. Известно, что чувственное познание
является основой всех знаний о мире, но
в значительной степени регулируется
и направляется абстрактным мышлением.
Организуя процесс обучения необходимо
понимать, что не следует противопоставлять
чувственное и логическое в познании.
Наукой и практикой доказано, что только
гармоничное их сочетание дает наибольший
эффект в обучении. Происходит циклический
процесс восхождения от чувственной конкретности
к абстракциям, и далее, через абстракции
к научной конкретности и обратное движение,
осуществляемое с целью совершенствования
данного процесса и необходимых преобразований.
1.1
Понятие об истинном
и ложном авторитете
учителя.
В
организации учебно-воспитательного
процесса нельзя пройти мимо такого мощного
педагогического фактора, как характер
учителя, свойства и качества его личности.
У одного педагога слишком твердый характер
и крепкая воля, большая общественная
активность. Он стремится все сделать
сам, подавляет спонтанность детей, оставляет
их непричастными и равнодушными зрителями.
У другого - мягкий, он не способен потребовать
от учащихся элементарного порядка. Плохое
знание педагогики и психологии, нежеланием
преодолеть себя, формировать свой характер
в соответствии с педагогическими требованиями
дают простор непосредственному, спорадическому
проявлению натуры: вспыльчивость, жесткости
или бесхарактерности, нетребовательности.
Выход
из этой ситуации состоит в том, чтобы
правильно понять, чем определяется
характер воспитательных отношений. Педагогика
определяет оптимальную форму проявления
и развития дисциплины и демократии
в воспитании, которые реализуются специально
подготовленной и обладающей педагогическим
авторитетом личностью. Дети добровольно
идут за тем учителем-воспитателе , которого
они уважают. В любом другом случае педагогические
отношения держат сугубо формальных основаниях,
внешних требованиях, утрачивают свой
позитивный воспитательный смысл и оказывают
негативное влияние.
Понятие
"авторитет&quo ; буквально означает
общепризнанное значение человека, его
влияние на людей, поддержку его
идеи и деятельности общественным мнением,
проявление уважения, доверия к нему, даже
веры в него: в его ум, волю, нравственность,
способность сотворить благо, отдать все
силы общему делу.
Сущность,
специфические особенности и
функции собственного педагогического
авторитета обусловлены тем, что
десятки и сотни ребячьих глаз,
как рентгеном, насквозь просвечивают
и выявляют нравственное состояние личности
педагога. У настоящего учителя-воспитателя
нет другого морального выбора кроме чистоты,
искренности, открытости и прямоты. В противном
случае учитель неизбежно утрачивает
свое влияние на детей и право быть их
воспитателем. Суть педагогического авторитета
в постоянном развитии педагогом в себе
гражданской, творческой, человеческой
личности, подлинной духовности и интеллигентности.
Ребенок авансирует воспитателю свое
уважение, доверие, расположение, исходя
из естественного предположения о высоких
качествах его личности.
Подлинный
авторитет нельзя декретировать
свыше. Его можно только заслужить
честным и упорным трудом. Существует
мнение, что должность учителя
сама по себе обеспечивает ему авторитет
среди учащихся. Но это не так. В наше сложное
время должностной авторитет полностью
заменен авторитетом личностным. В связи
с этим различают авторитет роли, то есть
авторитет власти ,и власть авторитета.
Если первый дается должностью учителя,
то второй является результатом длительных
взаимоотношений. Авторитет должности
не надежен, быстро проходящий, если не
подкрепляется
властью
личности, добровольным признанием школьникам
профессионализма учителя.
Каждый
педагог стремится завоевать
авторитет. Но не желая работать над собой,
отдельные педагоги идут к завоеванию
авторитета ложным путем. Что приводит
к завоеванию ложного авторитета.
Впервые
в педагогической науки авторитет учителя
истинный и ложный был разделен А.С. Макаренко.
Истинный - один, ложный - множество разновидностей.
Под ложным авторитетом понимается такое
отношение воспитанников (учеников) к
воспитателю (учителю), которое побуждает
их быть потребителями готового опыта,
пассивными или активными. Ложный авторитет
основан на стремлении учителя-воспитателя
добиваться послушания от ученика. Добиваясь
послушания, как ближайшей цели и затрагивая
на это много сил и времени, учителя- воспитатели
уже не имеют возможности добиваться других
целей, конечных, главных. Во многих случаях
учителя не могут добиться послушания,
и с каждым годом ребенок становиться
все более не послушным. Дети, проявляя
послушание, очень часто развивают такие
качества личности, которые противоположны
конечным целям обучения и воспитания.
У
учителей наиболее часто встречаются
следующие виды ложного авторитета.
Авторитет
подавления: завоевывается путем
систематической демонстрации превосходства
в правах и возможности держать
учеников в постоянном безотчетном
страхе перед наказанием или высмеиванием
за неудачный ответ или выполнение
упражнения, перед окриком, наказанием.
Сейчас
такие учителя встречаются нечасто,
но вред, наносимый ими огромен. Они
провоцируют учеников на трусость,
подхалимство или, наоборот, агрессивное
отношение к старшему, стремление
насолить ему, но тонко замаскировать
нарушение дисциплины, неуважение к педагогу.
Никакой речи о воспитании, сознательной
дисциплины, в данном случае идти не может.
Кроме того, грубость расшатывать нервную
систему учащихся, прививает отвращение
к учебе, к учебному заведению, подрывает
уважение к старшему. Требовательность
преподавателя, не подкрепленная уважением
к личному достоинству учащихся, приобретает
формально - бюрократический характер.
Авторитет
расстояния. Педагог стремится всегда
держать учащихся на дистанции. Вступает
с ними только в официальные контакты.
Стремясь быть недоступным и загадочным,
такой преподаватель возвеличивает свою
персону, создает для себя привилегии
вплоть до занятий на уроке посторонними
делами , прохождения в президиум школьного
или студенческого собрания, хотя его
никто туда не выдвигает , получения в
столовой еды без очереди.
Авторитет
педантизма. У учителя- воспитателя
существует система мелочных, никому
не нужных условностей, традиций. Он постоянно
придирается к занимающимся. При чем его
придирки не согласуются со здравым смыслом,
они просто неразумны. Педант несправедлив
и его действия малоэффективны. У такого
педагога ученики теряют уверенность
в своих силах, на занятиях одна часть
учащихся грубо нарушает дисциплину, другая
- держится скованно, напряженно.
Учитель,
пытающийся завоевать авторитет
таким образом, бесконечно поучает
воспитанников, полагая, что нотации
- главное средство воспитания. К
словопрениям таких педагогов учащиеся
быстро привыкают, перестают на них
реагировать и раздраженно, а иногда
посмеиваясь, слушают поток нравоучений,
вытекающих из уст увлеченного собеседника
красноречием педагога.
Авторитет
мнимой доброты. Чаще, чем другие виды
ложного авторитета, встречаются
у молодых педагогов. Не имея достаточного
педагогического опыта, эти руководители
молодежи считают, что учащиеся оценят
их доброту, попустительства и ответят
послушанием, вниманием, любовью. Получается
лишь наоборот. Ученики игнорируют указания
и даже просьбы старшего и вдобавок над
ним же смеются.
Истинный
же авторитет - это такое отношение учащихся
к учителю, которое побуждает учащихся
быть все время младшими товарищами учителю,
то есть участвовать вместе с ним и под
их руководством в заботе об улучшении
жизни.
Учитель
- воспитатель должен знать, чем живут,
и интересуются его дети. Для всего этого
не требуется много времени, для этого
нужно только внимание к детям и к их жизни.
В жизни ребенка бывает много случаев,
когда он не знает, как нужно поступить,
когда он нуждается в помощи, в совете.
И если он обратится за помощью к учителю,
то это говорит, что он ему доверяет, а
значит учитель является для него авторитетом.
Ребенок будет чувствовать его заботу,
но в то же время он будет знать что учитель
от него кое-что требует, что учитель не
собирается снять с него ответственность.
Обязательным
требованием к авторитетному
учителю является моральная чистоплотность.
Нравственные отношения пронизывают
все стороны общения учителя
и учащегося. Любой хороший или
плохой поступок обязательно имеет
нравственный аспект. Если учащиеся увлеченно
работают на уроке и не слышат звонка на
перемену, если не пререкаясь, выполняют
любую просьбу учителя, авторитет последнего
высок.
Авторитетный
педагог не обманывает и не лжет
даже по мелочам. Никогда не проявляет
невежливость. Не сорится при учениках
с коллегами. Не вовлекает воспитанников
в группировки, направленные против других
учеников, родителей ит.д. Не подрывает
авторитет товарищей - педагогов, не отзывается
пренебрежительно об их дисциплинах, об
их работе.
А
подрывает авторитет не только слабое
знание предмета, но и не умение контактировать
с людьми. Там где нужно улыбнуться, ответить
на шалость шуткой и тем погасить ненужную
конфликтную ситуацию, нередко устраиваются
проработки.
Конечно,
рецепты на все случаи нет. Но есть
психологические приемы, которые позволяют
педагогу найти выход из многих ситуаций,
из разных положении, в которой они попадают,
и еще выше поднять свой авторитет.
О
значении авторитета педагога учебно-воспитательно
процессе говорили многие педагоги и
психологи. И.О. Пирогов говорил, что отношение
между педагогом и учащимся должны строиться
на доверии и уважении, а не на наказании
и страхе. Если в детях нельзя видеть идеала
нравственного совершенства, то, по крайней
мере, нельзя не согласиться, что они не
сравнено нравственнее взрослых. Они не
лгут (пока их не доведут до этого страхом),
они стадятся всего дурного, они хранят
в себе святые чувства любви к людям, свободной
от всяких житейских предрассудков. И
эти чувства учитель должен не подавлять,
а развивать. Если мы хотим обратить внимание
на воспитание, то нужно начать с того,
чтобы перестать призирать природу детей
и считать их не способными к восприятию
убеждений разума .
Макаренко
А.С. говорил, что воспитатель, не имеющий
авторитета, не может быть воспитателем.
Ложный
же авторитет вызывает у учащихся
такие качества, как враждебность,
лживость, цинизм, тревожность, бесчувственность,
негативизм, приспособленность, и комплекс
неполноценности.
В
воспитании и обучении невозможно обойтись
без авторитета, то есть власти педагога,
как отражения его ответственности за
судьбу ребенка. Однако эта сила призвана
быть не разрушающей, а созидающей. Когда
она способствует самоутверждению растущей
детской личности, реализации его творческих
потенций, педагогический авторитет выступает
мощным катализатором личного влияния
учителя. Если же она принижает, насилует,
деформирует , то вырождается в орудие
авторитарности, диктата и беззастенчивого
манипулирования воспитанников .
Известно,
что сведения, исходящие от человека,
пользующегося заслуженным авторитетом,
усваиваются значительно быстрее и лучше.
Да и не только сведения. Как –то известный
медик, академик И.О.Кассирский сказал
своим ученикам - студентам:"Когд вы
даете больному аспирин - это лекарство,
а когда даю его я - это лекарство плюс
мой авторитет".
Подводя
итог сказанному, следует отметить,
что авторитет учителя-воспитателя
необходим в учебно-воспитательном
процессе. Надо отличать настоящий
авторитет от авторитета ложного, основанного
на искусственных принципах и
стремящегося создать послушание любыми
средствами. Некоторые учителя придерживаются
следующих положений:
-
"Один я все знаю, вы все
неучи".
-
Учащиеся по успеваемости делятся
на сильных, средних и слабых.
-"Главное
добиться высоких результатов
в поведении и успеваемости"
и др.
Действительный
же авторитет основывается на гражданской
деятельности, гражданском чувстве,
на знании жизни ребенка, уважении и
ответственности за его воспитание.
Истинный авторитет зависит в
первую очередь от отношения к
учащимся, знания своего предмета, культуры
и общей эрудиции педагога.
Таким
образом, самовоспитание, направлено на
формирование качеств, не имея которых
невозможно завоевать высокий авторитет
– первоочередная задача педагога. Для
этого необходимо выявить качества, которые
мешают завоевать авторитет, сформировать
у себя твердую установку на процесс самовоспитания
и проявить волевые усилия, направленные
на достижения поставленной цели. Данная
задача посильна любому учителю. Необходимо
только нацелить себя на серьезную, нелегкую
работу, на преодоление лени. "Преодолеть
лень можно самовнушением, самовоспитанием.
Для этого есть единственный, вернейший
способ - это заставить себя сделать то
дело, которое нужно сделать. Другого способа
нет", - писал А.С Макаренко .
1.2
Структура педагогического
авторитета
Каждая
профессия требует от человека определенных
качеств. Особенностью учительской
профессии является то, что педагогу
приходится иметь дело с воспитанием
и обучением подрастающего поколения,
с постоянно меняющимися в процессе
развития характерами детей, подростков,
юношей и девушек.
Успех
же педагогической деятельности, как
и других видов труда, зависит
не от второстепенных качеств личности,
а от основных, ведущих, которые предают
определенную окраску, стиль действиям
и поступкам учителя.
Мы
рассмотрим лишь основные составные
части авторитета, или, как мы их
называем, компоненты авторитета учителя.
Условно можно выделить два главных
компонента педагогического авторитета.
Это личностный и профессиональный
компоненты. Рассмотрим их более подробно.
Личностный
компонент педагогического авторитета
включает в себя следующие качества
учителя.
Во-первых,
это любовь к детям и педагогической
профессии.
Решающее
значение в каждой профессии имеет
любовь человека к своему делу. Если
человек не любит свою работу, если она
не приносит ему морального удовлетворения,
то о высокой производительности труда
не приходится говорить. Педагог же не
только должен любить свою профессию,
но и любить детей.
Следует
различать любовь учителя к своей
профессии и любовь к детям. Отношение
человека к своей профессии, любовь к ней
зависит от общественно-историчес их
условий. Зависит это от потребностей
общества в специалистах тех или других
профессий и от склонностей и способностей
человека.
Любовь
к детям является важным условием формирования
педагогического авторитета. Некоторые
учителя ставят перед собой вопрос: "Почему
мне так дорога педагогическая профессия?"
- и отвечают: " Прежде всего, мне близки
и дороги растущие, молодые люди, способные
верить и критиковать, любить и ненавидеть,
уважать и презирать, сохранять благородную
память о лучших своих воспитателях".
"Всякий моральный здоровый человек
любит детей. А любить детей по-настоящему
- значит любить их в горе, и в радости,
и даже тогда, когда их развитие в чем-нибудь
отклоняется от нормы… Любить - значит
уважать человека, понимать его, заботиться
о нем, оберегать его и находить во всем
этом величайшее удовольствие. Жить среди
детей, работать с ними, воспитывать и
учить их - что может дать больше счастья?
Важно только, чтобы в каждом ребенке видеть
не шалуна Ваньку, а человека, маленького,
но настоящего человека…" .
Любить
детей - это значит предъявлять к
ним определенные требования, без
этого никакое воспитание и обучение
невозможно.
Заслуженный
учитель И.О Тихомиров говорит, что в педагогической
профессии самым сложным является умение
найти путь к детскому сердцу. "Без этого
нельзя ни учить, ни воспитывать. Учитель,
равнодушно относящийся к ученикам, - нелепость…
Не кричите на своих воспитанников, не
оскорбляйте их. Щадите детское самолюбие.
Ранить его легко, но как глубоки бывают
следы этих ран и как тяжелы последствия!"
.
Примером
любовного отношения к детям
и к учительской профессии
служит педагогическая деятельность Л.Н
Толстого.
О
любви учителя к детям Л.Н.Толстой писал:
"Если учитель имеет только любовь к
ученику, как отец, мать, он будет лучше
того учителя, который прочел все книги,
но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам.
Если учитель соединяет в себе любовь
к делу и к ученикам, он - совершенный учитель".
Любовь к педагогической деятельности
в значительной степени зависит от любви
к детям, от понимания психологии детского
возраста.
Но
коль скоро речь идет о личностном
компоненте авторитета, необходимо специально
остановиться еще на одном немаловажном
моменте. Вспомним мудрые слова Сухомлинского
В.А. о том, что право на уважение имеет
лишь тот, кто уважает других людей.
Каждому
взрослому отлично известно, как
удивительно тонко улавливают отношение
к себе дети. Насколько болезненно
переживают малейшее проявление не доверия
к их словам, как обостренно их чувство
собственного достоинства. И ничего, кроме
обиды, раздражения, замкнутости, даже
прямой враждебности, не в праве ожидать
тот учитель, которому сознание своего
превосходства не позволяет разглядеть
в каждом своем юном подопечном прежде
всего личность. О каком личностном авторитете
такого педагога можно говорить! Да и сам
он вряд ли будет стремиться завоевать
авторитет и любовь ребят, если для него
никакой ценности не представляет их мнение
о нем - ведь они ему не интересны. Но если
бы дело было только в безразличных формалистах,
это пол беды. Проблема, конечно же, не
только в этом.
Порой
и опытному, квалифицированному педагогу
нелегко признать себя неправым перед
лицом своих же собственных учеников,
заставить себя выступать в роли отчитывающегося
перед ними как перед равными. Трудно всегда
и во всем самому полностью соответствовать
тем требованиям, которые мы предъявляем
детям. Мешают и возрастная дистанция,
и боязнь потерять свой авторитет, а порой
и учительский снобизм, представление
о самой роли педагога как о твердой гарантии
от любых ошибок. Но если учителю удалось
переступить эти препятствия, преодолеть
себя, педагогический успех не заставит
долго ждать.
Вот
случай, о котором вспоминает Сухомлинский
В.А. : "В наших взаимоотношениях с детьми
стало правилом свободно, сердечно, откровенно
высказывать свои чувства, удовлетворения
и неудовлетворения, благодарность и обиду,
гнев и удивление… Каждый день дети приносили
из теплицы в класс цветок хризантемы.
Если в наших взаимоотношениях не было
ни облачка, если дети верили мне до конца
и готовы были идти за мной, куда я скажу,
на столе в маленькой вазочке стояли розовые,
красные, синие, голубые цветы, в зависимости
от настроения коллектива. Розоватый и
красный цвет символизировали радость
коллектива, синий - тревогу, голубой -
печаль.
Но
был в теплице куст, на котором
цвели хризантемы необычного цвета
- фиолетовые…Редко, очень редко
приносили дети фиолетовые хризантемы.
Это у нас был цветок обиды.
Если дети ставили мне на стол фиолетовый
цветок, это означало: "Учитель, Вы обидели
нас".
Придя
на второй урок, я увидел на столе
фиолетовый цветок. Класс молчал. У
меня тоже не было сил произнести слово.
Я дал детям задание для
самостоятельной работы, а сам сел,
склонившись над столом, и задумался: что
произошло на первом уроке? Чем я обидел
детей?
О
том, что дети обиделись безосновательно,
что это их каприз, не могло быть
и речи. Справедливую строгость и
строгую справедливость дети уважали
и почитали, это я хорошо знал. Чем же
я их обидел?
-
Часы! - вспомнилось мне. - Я обидел
их недоверием…Ручные часы были
еще редкостью. Я купил их
вчера. Детям, конечно, хотелось
посмотреть на часы, подержать
их. Я снял часы с руки, положил
их на стол. Так они и лежали
до конца урока. На перемене дети по очереди
брали эту удивительную вещь, держали
ее в руках, подносили к уху…Сегодня перед
уроками мои часы тоже лежали на столе.
Но во время первой перемены остановились
настенные часы в учительской. Я решил
поставить их по моим ручным часам. Пошел
из класса, взяв часы со стола, надел их
на руку, но детям ничего не сказал…
Я
снял их с руки, положил на стол. Нужно
ли объяснять детям, почему я брал
часы? Да, нужно, но не сейчас.
На
второй перемене часы лежали на столе.
Войдя в класс на третий урок, я увидел:
в вазочке розовые хризантемы. Я облегченно
вздохнул: дети простили…" .
Может
быть, эта форма детского контроля
не вызовет энтузиазма некоторых
воспитателей, покажется им наивной.
Но не будем спорить по поводу формы.
Конкретные, если так можно выразиться,
местные условия в каждой школе подскажут,
какой облик должно принять здесь взаимное
уважение и доверие.
Бесспорно
лишь то, что эти отношения должны
быть построены по принципу взаимности,
когда речь идет о воспитанниках
и их наставнике. Ведь его авторитет не
существует сам по себе как нечто погруженное
в его собственную индивидуальность. Лишь
в том случае, если он видит в своих учениках
настоящих партнеров и сотрудников, если
оценивает их не только как учеников но
и как самобытные личности, он повернется
к ним своей лучшей стороной, будет стремиться
продемонстрировать им все свои достоинства
и, скорее всего, завоюет личностный авторитет
в ответ на уважительное отношение к их
личности.
"А
доверии их я завоевал не
без труда. Я завоевал его на основе
взаимности". Эти слова известного педагога
Амонашвили Ш.А. относятся не к взрослым,
не к юношам и девушкам, даже не к подросткам
- они о его учениках - второклассниках.
Уважение
и доверие к школьнику - важнейшее
слагаемое личностного компонента
авторитета учителя. Для того чтобы прийти
к этому выводу, не нужно тратить особых
усилий на скрупулезный анализ педагогических
систем таких учителей. Этот принцип составляет
основу всей их педагогической деятельности
и в то же время лежит, что называется,
на самой поверхности. Может быть, именно
поэтому на нем порой и не задерживается
взгляд многочисленных учителей - последователей.
Взаимное
уважение - обязательное условие отношений
авторитетности не только в системе
"педагог - ученик". И в ребячьей
среде личностный авторитет сверстника
также строится именно на этой основе.
Фундаментом подлинного дружеского отношения
является взаимная значимость людей. Авторитетность
одного, базирующаяся на неавторитетности
для него остальных, - практически стопроцентная
гарантия общегруппового неуспеха, типичная
причина, по которой группа оказывается
не в состоянии решить стоящие перед ней
задачи. Особенно ярко проявляется эта
закономерность, когда дело касается взаимоотношений
в учебно-воспитательно коллективе.
Педагогический
авторитет во многом зависит от общей
культуры поведения учителя (умение
владеть речью, мимикой и жестами,
опрятность в костюме и т. п .).
Внешность
учителя и его культура поведения
в значительной мере влияют на завоевание
учителем авторитета. Лучшие учителя на
занятиях приходят в хорошем костюме,
постоянно следят за собой, всегда подтянуты
и организованы. Личным примером они воспитывают
такие же качества и у своих воспитанников.
Всё это укрепляет авторитет учителя.
Учащиеся
ценят скромность, простоту, естественность
во внешности и поведении своих учителей.
В этом отношении характерно одно место
из беседы опытного директора школы с
молодыми учителями "Ко мне иногда обращаются
молодые учителя с вопросом: разрешается
ли учительнице красить губы, покрывать
лаком ногти и т. п.? я обычно в этих случаях
на вопрос собеседницы отвечаю вопросом:
-
Разрешите ли вы своей ученице
прийти на занятие с крашеными
ногтями, с краской на губах?
-
Не разрешу, -отвечает учительница.
-
В таком случае покажите пример
своим ученикам и не красьтесь,- говорю
я учительнице…".
Не
только в младших классах, но и в средней
школе учащиеся особенно требовательны
к таким качествам своих учителей, как
скромность и аккуратность в костюме.
"Её
платье и причёска, - пишет учащаяся
о любимой учительнице, - были всегда просты
и красивы. Одевалась она со вкусом :платье
во время занятий у неё было темное. Всё
говорило о ёё аккуратности. У неё всё
было хорошо: внешность, голос, походка,
и это нам нравилось ".
Школьники
любят аккуратность в костюме, подтянутость
и культуру в поведении. От их внимательного
взора ничего не ускользает. Небрежность
в костюме ( оторванная пуговица, неочищенная
обувь и пр.), не причёсанные волосы у учителя
снижают его авторитет .В том случае, когда
учитель не следит за собой, нарушается
в классе дисциплина, с приходом его в
класс слышатся нелестные отзывы, перешептывания
, смех .
Лучшие
учителя в этом отношении предъявляют
к себе строги требования. Само собой понятно,
что внешность и культура поведения только
в том случае является фактором , определяющим
авторитет учителя, когда они свойственны
ему, наряду с другими положительными
качествами его как учителя и воспитателя.
Как
правило, хороший педагог всегда
подтянут, опрятен, требователен к своему
поведению и поведению других. В
месте с тем у любимых учителей школьники
не замечают и не желают замечать некоторых
внешних недостатков. И наоборот, у плохого
учителя, не пользующего у них авторитетом,
они подмечают все мелочи.
Завоевать
у учащихся авторитет может только
правдивый, трудолюбивый, преданный своему
делу учитель. Педагогическая практика
показывает, что учащиеся небезразлично
относятся к жизни учителя. Если учитель
допускает в быту аморальнее поступки,
это становится известным учащимся, и
тогда даже при всех положительных качествах
авторитет его как учителя рушится. Единственный
выход - перейти в другую школу, изменить
своё поведение и вновь, шаг за шагом, завоёвывать
авторитет. Отзывы учащихся о скомпрометировавших
себя в быту учителя бывают, сдержанны
и кратки. Вот пример: " Она вела себя
не так , как подобает девушке, да к тому
же учительницы".
Немаловажное
значение для учителя имеет его умение
держать себя в классе. Не только спокойствие,
выдержка, тактичность, но и известная
дисциплинированность педагога на уроке
являются положительными его качествами.
Неуместная мимика, чрезмерная жестикуляция,
хождение учителя по классу во время объяснения
урока не нравится школьникам . Это рассеивает
их внимание, они хуже воспринимают и усваивают
объясняемый материал.
Одним
из положительных качеств хороших учителей
является обладание правильной и выразительной
речью. Если учесть, что школьники, особенно
младших классов, подражают речи учителей,
становится понятным, почему работа педагогов
над своей речью приобретает такое большое
значение.
Лучшие
учителя на уроке немногоречивы,
не допускают разговоров, не относящихся
к делу. Сила голоса учителя тоже
имеет большое значение. О значении
выразительности речи в педагогической
работе Макаренко А.С. сказал, что
педагогом - мастером он сделается только
тогда, когда научится говорить "иди
сюда" с пятнадцатью - двадцатью оттенками.
Недостаточность
общего развития учителя, его низкая
речевая культура подрывает авторитет
учителя- воспитателя и снижает
качества учебно-воспитательно работы.
Педагогический
оптимизм - необходимое качество хорошего
учителя. Чуткое, отзывчивое отношение
к детям сочетается у такого учителя
с требовательностью, которая не принимает
характера придирчивости, а педагогически
оправдана, то есть проводится в интересах
самого ребенка. За теплое, чуткое отношение
к ним дети платят такой же теплотой и
привязанностью.
Учитель
должен быть настойчивым и до конца
требовательным. Насорил - убери, оскорбил
- извинись, не выучил урока - останься
после уроков и выучи урок. Не
уговаривать, а категорически требовать.
Требовательность
учителя проявляется во всем - в
выполнении домашних заданий, в оценке
знаний школьников, в соблюдении правил
поведения на уроке и вне урока.
Учительница
начальных классов двадцать восьмой
Смоленской средней школы Яковлева А.И.
по отношению к учащимся требовательна
не только в выполнении ими учебных обязанностей,
но и в соблюдении правил поведения на
улице и в общественных местах. От её наблюдательного
взора ни ускользает ни один плахой поступок
учеников. Педагог держит систематическую
связь с родителями. Дисциплина учащихся
на уроке прекрасная, знания их прочны
и глубоки, класс дружный. Ученики приучены
соблюдать правила поведения на уроке
и перемене, а также вне школы. Требования
учителя хорошо выполняются, если его
поддерживает ученический коллектив.
В том случае, если учитель не достаточно
требователен, учащиеся плохо готовят
задания, надеясь на снисходительность
"доброго" учителя, становятся неисполнительными,
плохо усваивают программу.
У
такого учителя учащиеся не получают глубоких
и прочных знаний, и это приносит им большой
вред. Хороший учитель требователен и
вместе с тем справедлив.
Нельзя
не остановиться на вопросе о " любимых"
и " нелюбимых" учениках. Существует
точка зрения, что наличие у учителя
"любимчиков&qu t; в классе снижает его
авторитет, якобы к любимому ученику учитель
относится снисходительно, не предъявляет
строгих требований. Учителю нельзя отказать
в паве иметь любимых учеников "А раз
любишь - ничего не прощай, требуй больше".
Недаром Макаренко А.С. писал, что уважение
к личности воспитанника и требовательность
к нему являются одними из основных принципов
в работе учителя и воспитателя. Все дело
должно состоять в том, чтобы учитель в
самом плохом ученике мог найти положительные
черты и, опираясь на них, сумел полюбить
его и перевоспитать. А это возможно только
тогда, когда учитель будет хорошо знать
своих учеников, знать положительные и
отрицательные черты характера каждого,
в отношении с ними проявлять чуткость,
отзывчивость, требовательность и справедливость.
Рассмотрим
теперь более подробно профессиональный
компонент педагогического авторитета.
К нему относятся такие качества,
как профессиональные знания, педагогический
такт, стиль взаимодействия учителя-воспитателя
и учащихся и др.
Во-первых,
авторитетный учитель знает свой
предмет. Он должен хорошо владеть методикой
каждого предмета. Учащиеся любят
учителей, которые не только знают
свой предмет, но и умеют его хорошо
преподнести, объяснить.
Способность
учителя в процессе классной и внеклассной
работы все видеть, все знать, по едва заметным
признакам каждого ученика или класса
в целом судить о настроении учащихся,
о понимании или не понимании ими объяснения
педагога, о подготовленности их к уроку,
о совершенном тем или иным учащимся поступки
также является профессиональном - психологическим
качеством хорошего учителя.
Учитель
- мастер своего дела обладает наблюдательностью
ученого и в понимании душевных
переживаний своих учеников - знаниями
психолога.
В
воспитании у учителей культуры наблюдения
большое значение имеют знания общей и
возрастной психологии, педагогики, истории
педагогики и частных методик. Эти науки
помогают разобраться в закономерностях
процесса обучения и воспитания и сделать
его организованно и целенаправленно.
Знания
в области указанных наук помогут учителю
правильно оценивать каждый поступок
своих учеников и научно обоснованными
методами изучать каждого ребенка и детский
коллектив в целом.
В
творческой педагогической деятельности
не бывает двух совершенно одинаковых
случаев, требующих одних и тех же мер
педагогического воздействия. Одна и та
же мера по отношению к одному учащемуся
даёт положительный эффект, по отношению
к другому - отрицательный, а по отношению
к третьему не даёт ни какого эффекта.
Лучшие учителя знают индивидуальные
особенности каждого ученика, понимают
психологию ребёнка, находят путь к сердцу
своих воспитанников и в этом видит радость
творческого педагогического труда.
Профессионально
- психологические качества у учителя
воспитываются путем систематической
работы над собой и заимствования лучшего
опыта у других педагогов, так как черты
характера хорошего учителя и воспитателя
формируются в педагогическом коллективе.
Педагогическая
профессия требует от учителя
постоянного совершенствования
своих знаний, практических умений
и навыков. Всесторонность интересов и
знаний учителя является необходимым
условием его успешной школьной и общественной
работы. Плохо, если знания и общее развития
учителя не выходят за рамки узкой предметной
специальности. А еще хуже, если его знания
укладываются в объём учебника. Такой
учитель не пользуется авторитетом среди
учащихся и сам не получает нравственного
удовлетворения от своего труда.
При
разрешении воспитательных или учебных
вопросов учитель не может пользоваться
рецептами, шаблонными схемами и механически
заимствованным опытом других учителей.
Проявлением творческих способностей
учителя в разрешении учебно-воспитательны
вопросов и является педагогический такт.
Педагогический такт невозможен без знания
учителем своего предмета и педагогической
науки, особенно возрастной и педагогической
психологии.
Педагогический
такт чисто профессиональное качество
учителя.
Педагогический
такт есть профессиональная, психолого-педагогиче кая
особенность поведения учителя
во взаимоотношениях с учащимися, соответствующая
целям и задачам воспитания и проявляющаяся
в творческой, педагогически оправданной
изобретательности, находчивости, инициативности,
в обдуманности действий, в самообладании,
выдержке, в чутком и требовательном отношении
к детям .
Педагогический
такт - это умение находить в каждом
случае наиболее правильный педагогический
приём. В одинаковой степени это
относится к учебной и воспитательной
работе. На уроке педагогический такт
в основном является следствием глубокого
знания учителем своего предмета и владения
методикой, знаниями возрастных и индивидуальных
особенностей учащихся. В воспитательной
же работе педагогический такт - результат
знания основ педагогики, общей и детской
психологии. Это умение учителя держать
себя с детьми, умение в каждом отдельном
случае понять состояние ученика, его
побуждения, интересы и найти наиболее
действенную меру воспитания.
Педагогический
такт - это мера педагогической целесообразности
и полезности поступков учителя,
его слов, средств и вообще обращения
с учащимися. Все то, что выходит за пределы
педагогической целесообразности, что
в действиях и поступках учителя противоречит
воспитательным задачам, является нарушением
педагогического такта. Педагогический
такт позволяет учителю творчески разрешать
учебно-воспитательн е вопросы с учетом
конкретной обстановки, возрастных и индивидуальных
особенностей учащихся.
Учитель,
не проявляющий во взаимоотношениях
с учащимися педагогического
такта, не может пользоваться авторитетом.
Учительница М.П. одной из школ г.Смоленска
хорошо знает своё дело, имеет большой
опыт преподавания в школе, принимает
участие в общественной работе, любит
свое дело, но не отличается наблюдательностью
и знанием детской психологии. В своём
четвёртом классе она называет всех учеников
по фамилии, а одну девочку по имени. Дети,
конечно, на это обратили внимание и дома
обижались на свою учительницу. Они чутко
реагируют на всякие, казалось бы "мелочи"
и это влияет на их отношение к учителю.
Требовательность, чуткость, справедливость
и честность учителя в отношении к учащимся
в том - то и состоят, что он одинаково ко
всем и своей наблюдательностью и "педагогическим
чутьём" улавливает всякие изменения
в поведении класса, проявляет педагогический
такт. В педагогическом такте переплетаются
лучшие качества учителя.
Признаком
педагогического такта учителя
являются педагогически оправданная
творческая изобретательность, педагогическая
находчивость, инициативность учителя,
позволяющие в процессе работы с
детьми творчески разрешать учебно-воспитательные
вопросы. Быстрое принятие решения
и его исполнения являются необходимым
признаком педагогического такта только
в том случае, когда оно вызывается необходимостью,
конкретными условиями. Предположим, ученик
на уроке нарушил правила поведения. Чтобы
навести порядок в классе, нужно сразу
избрать соответствующую меру педагогического
воздействия. На помощь учителю в таких
случаях приходитего педагогический такт,
педагогическая находчивость.
Педагогический
такт является необходимым условием
завоевания учителем авторитета среди
учащихся - этой основой воспитательного
воздействия. Авторитетные учителя, как
правило, обладают педагогическим тактом
(чутки, отзывчивы, требовательны к детям,
творчески решают педагогические вопросы,
инициативно, находчивы, сообразительны,
имеют самообладание и терпение, во взаимоотношениях
с учащимися не допускают грубости и не
применяют антипедагогических мер воздействия,
обладают навыками и привычками культурного
поведения, в совершенстве знают свой
учебный предмет и методику преподавания,
имеют высокий нравственный облик).
Авторитет
учителя также зависит от того,
какой стиль взаимодействия сложился
у учителя с учениками.
Так,
характеризует демократический
стиль педагогического взаимодействия,
можно подчеркнуть, что он наиболее
приемлем в реализации учебно-воспитательно о
процесса.
Учитель,
проявляющий в равной мере высокий
уровень требовательности и уважительного
отношения к учащимся, пользуется
подлинным авторитетом у детей,
они ему доверяют, к его мнению
прислушиваются, часто обращаются за
помощью, советом. Дисциплина на его уроках,
как правило, сознательная. Если учитель
руководствуется демократическими принципами,
то для его класса будет характерен "
мажорный" психологический климат,
высокий уровень групповой сплочённости.
Мимика
демократического педагога сдержанная,
твёрдая, но без признаков жестокости:
лицо его спокойно, выражает волевые черты
его характера. Поза, как правило, открыта
и подчеркивает чувство собственного
достоинства , он не допускает лишних,
хаотических движений, не скован, всё в
его поведении говорит об уравновешенности
и выдержке. Демократичный педагог не
повышает голоса на детей, старается быть
ровным в общении с учащимися, обращается
к ним по именам, не выделяет" любимчиков".
В процессе организации деятельности
он чаще употребляет выражения, характеризующие
просьбу, обоснованное и логичное требование.
Для
авторитарного стиля педагогического
взаимодействия в большей мере характерно
требовательно и в меньшей степени уважительное
отношение к учащимся. Авторитарный педагог
может добиться слепого подчинения путём
диктата, нажима, психологического давления.
Важно обратить особое внимание на то,
что учащиеся боятся такого учителя, стараются
выполнять все его требования только,
чтобы не иметь неприятностей. Дети внешне
заискивают перед ним. Авторитарному педагогу
в большинстве случаев не доверяют. Он
часто пользуется мнимым авторитетом.
Психологический
климат в классе, которым руководит
авторитарный педагог, псевдо интеллигентен.
Для его мимики характерно преобладание
хмурого, колючего взгляда, часто в выражении
лица можно прочесть недовольства, снобизм
или преувеличенное самомнение .В его
жестах чувствуется властная нетерпимость
к мнению оппонента. Авторитетный педагог
может накричать на детей, может грубо
оборвать неверный ответ ученика. Организует
деятельность в приказном тоне, часто
употребляя при этом категоричные высказывания.
У него за частую бывает скандированная
речь.
Для
либерального стиля педагогического
взаимодействия в большей мере характерно
уважительность и в меньшей степени
требовательное отношение к учащимся.
Авторитетом среди детей такой учитель
не пользуется, так как школьники чувствуют
его психологическую слабость; он не последователен
в своих действиях, разбросан, часто свои
требования не доводит до логического
завершения. Уважительное отношение к
детям создаёт у них впечатление легкомысленного,
добродушного человека, в целом хорошего,
но которого слушаться не обязательно.
Дисциплина на уроках такого учителя плохая,
в классе шумно, дети не слушают объяснений.
Либеральный стиль также имеет негативные
последствия . Часто школьники выражают
недовольство и протест против такого
стиля классного руководства, поскольку
в конечном итоге мнимая свобода, изматывающее
действует на самих детей. Мимика либерального
педагога часто выражает добродушие, но
вместе с тем некоторую нервозность. Его
поза свидетельствует о нерешительности
, неуверенности в себе.
Антипедагогический
стиль взаимодействия с учащимися
в практике работы учителя недопустимы.
Этот стиль характеризуется низкой
требовательностью и неуважительным отношением
к детям. Учитель, который поступает непедагогично,
вносит смятение и неуверенность в оценку
учащимися своего поведения, разрушает
нравственные ценности и познавательные
интересы, порождает личностное отчуждения.
Такой учитель является социально опасным.
Мы
рассмотрели личностный и профессиональный
компоненты педагогического авторитета.
Нужно заметить, что все, рассмотренные
качества педагога личностного компонента
(любовь к детям, к профессии; уважение
доверие к школьнику, общая культура
поведения, оптимизм, требовательность,
строгость, справедливость, терпение,
и т.д.)и профессионального компонента
(профессиональные знания педагогический
такт, стили взаимодействия и т.д.) тесно
взаимосвязаны.
Также
необходимо заметить, что эти качества
по-разному значимы для учащихся разного
возраста. Авторитет педагога в глазах
учащихся, как правило, имеет различные
детерминанты в зависимости от возрастных
особенностей развития личности.
В
младшем школьном возрасте ученики
признают авторитет учителя, как правило,
в первую очередь в силу авторитетности
для них самой ролевой позиции педагога.
Общеизвестно, что наиболее сильно впечатление
на детей производит учитель начальных
классов. Объясняется это, с нашей точки
зрения, следующими причинами. Учитель
начальных классов в представлении школьников
- самый совершенный человек, он олицетворяет
школу, администрацию, школьный порядок.
На формирование авторитета учителя также
влияют беседы родителей с детьми о школе.
Дети с детства усваивают, что учителя
нужно слушаться, так как это им говорят
самые близкие люди - родители. Учащиеся
младших классов больше обращают внимание
на доброту, отзывчивость, вежливость
учителя, его костюм, мягкость в обращении
с ними и недостаточно требовательны к
методическим приёмам и знаниям учителей.
Таким образом, здесь мы можем говорить
скорее об авторитете роли, чем об авторитете
личности. При этом в большинстве случаев,
особенно в первом классе, за учителя признаётся
право на принятие ответственных решений
как в ситуации, значимой для класса в
целом в условиях учебной и вне учебной
деятельности.
В
подростковым возрасте картина оказывается
принципиально отличной: на данном
этапе уже недостаточно одного только
авторитета роли. Хотя за учителем, как
правило, признается право на принятие
ответственного решения в ситуации,
значимых для класса в целом, и в
условиях учебной деятельности. В ситуации
же личной заинтересованности подростка
и особенно в условиях вне учебной деятельности
такое доверие авансируется учителем
в меньшей степени, чем это происходит
в младшем школьном возрасте. Такое сужение
сферы авторитетного влияния, признание
авторитета лишь в одной или нескольких
областях определяется как спецификация
авторитета. Психологические исследования
(Кон И.С., Кузьмина Н.В. и др.) показали,
что подростки более дифференцированно
по сравнению с младшими школьниками подходит
к оценке личности педагога и своих взаимоотношений
с ним. Если при этом за учителем признается
право на принятие ответственного решения
в ситуации личной заинтересованности
подростка и тем более в условиях вне учебной
деятельности, есть все основания расценивать
это как подлинный авторитет личности
педагога.
В
старшем школьном возрасте чаще всего
проявляе и т.д.................