На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственный долг субъекта РФ (на примере Хабаровского края)

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.10.2012. Сдан: 2010. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


       Оглавление 

Введение  1. Понятие и  структура государственного внутреннего  долга
      1.1. Понятие государственного внутреннего долга
      1.2. Структура
      1.3. Величина и динамика внутреннего долга РФ
      1.4. Значение государственного внутреннего долга
2. Хабаровский край
      2.1. Общие сведения

      2.2. Экономический потенциал

3. Государственный долг Хабаровского края
Заключение
Список литературы
Приложения
3 4
4
4
8
9
18
18
20
26
31
32
34
 
 

 Введение.
       Государственный долг - совокупность дефицита государственного бюджета за определенный период. Это экономическое определение государственного долга. В Бюджетном кодексе Российской Федерации дано юридическое определение государственного долга, как долговых обязательств Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.
       Предельные  объемы внутреннего долга утверждаются законом о бюджете на соответствующий  финансовый год (федеральным законом, законом субъекта федерации или  местным органом власти). Предельный объем может быть превышен правительством РФ, если это снижает расходы по обслуживанию государственного долга. В законе о бюджете утверждается также предельный объем заемных средств, направляемых Россией, субъектами Федерации или муниципальными образованиями на финансирование бюджета соответствующего уровня.
       Для субъекта Федерации этот предел не должен превышать 30% доходов бюджета  на текущий финансовый год без  учета финансовой помощи из федерального бюджета и заемных средств, привлеченных в текущем году. В данной работе проблема долга будет рассмотрена для Хабаровского края.
         Актуальность темы заключается  в том, что государственный  долг сопровождает деятельность  любого государства и требует  внимания по управлению и своевременному возврату. От этого зависит престиж государства, по показателям государственного долга судят о степени зрелости и мощи национальной экономики. В последние годы в России проблема госдолга обострилась и приобрела характер долгового кризиса. Это связано с переходным характером российской экономики и конкретной экономической политикой государства.
 

  1. Понятие и структура государственного внутреннего долга.
         «Финансовая пропасть – самая глубокая из всех пропастей, в нее можно падать всю жизнь».
         Остап Бендер
       1.1. Понятие государственного внутреннего долга.
       Государственный (внутренний) долг – в первую очередь  категория бюджетного дефицита, долг – это аккумулированная сумма  дефицитов прошлых лет. «Государственный долг – общая накопленная сумма  всех положительных сальдо бюджетов федерального правительства за вычетом всех дефицитов, которые имели место в стране»1; государственный долг – это «то, что правительство взяло взаймы, чтобы покрыть дефицит государственного бюджета»2.
       1.2. Структура.
       Структура государственного внутреннего долга РФ включает следующие основные элементы:
       1) рыночные долговые обязательства. К ним относятся эмитированные государством и свободно обращающиеся на внутреннем рынке государственные ценные бумаги:
    ГКО - государственные краткосрочные облигации со сроком обращения 3, 6, 12 месяцев. Они выпускаются на безбумажной основе в виде записей на счетах «депо». Облигации не имеют купоном и размешаются на аукционах с дисконтом от номинала.
    ОФЗ-ПК - облигации федерального займа с переменным купонным доходом относятся к облигациям с неизменным купонным доходом. Частота выплат по купону 2 или 4 раза в год. Номинал облигации 1000 рублен, срок обращения ОФЗ-ПК от 1 года до 5 лет.
    ОФ3-ПД - облигации федерального займа с постоянным купонным доходом, имеют срок обращения 3 гола и нулевой купон. Они могут быть использованы на операции по погашению просроченной задолженности по налогам в федеральный бюджет, включая штрафы и пени, образовавшейся по состоянию на 1 июля 1998 года, а также в целях оплаты участия в уставном капитале кредитных организаций.
    ОФЗ-ФК - облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом;
    ОГНЗ - облигации государственного нерыночного займа, выпускаются в бездокументарной форме. Доход выплачивается в виде процента от номинальной стоимости, которую устанавливает Министерство финансов РФ при выпуске облигаций, но не реже одного раза в год.3
    векселя Министерства финансов РФ и др.
       2) нерыночные долговые обязательства  — это обязательства, которые не могут свободно продаваться и покупаться. К ним относятся:
       • некоторые виды займов, размещенных  среди населения, например целевой заем 1990 г.; целевые вклады и чеки на автомобили и др.;
       • целевые долговые обязательства  по гарантированным сбережениям  граждан РФ;
       • задолженность Правительства РФ по кредитам, полученным от Центрального банка РФ (например, на покрытие дефицита бюджета в 1991 — 1994 гг.), включая задолженность по процентам;
       • задолженность предприятий отдельных  отраслей, переоформленная в государственный  внутренний долг (например, задолженность по агропромышленному комплексу, переоформленная в вексель Минфина РФ; задолженность предприятий текстильной промышленности Ивановской области; задолженность по финансированию затрат на формирование мобилизационного резерва, переоформленная в вексель Минфина РФ; задолженность Пенсионному фонду и др.);
       3) государственные гарантии и поручительства, представленные федеральным правительством, субъектами РФ и муниципальными образованиями.
       В целом, структура государственного внутреннего долга РФ представлена в табл. 1.
       Таблица 1
       Структура государственного внутреннего  долга РФ, млн. руб.4 

  На 1 января 2004 г. На 1 января 2005 г. На 1 января 2006 г. На 1 января 2007 г.
Целевой заем 1990 г. 2 760,10 3014,6 3 077,20 3 039,2
Целевые вклады и чеки на автомобили 1 592,40 1 389,20 1 691,20 1 549,30
Государственный внутренний заем РФ 1991г. 0,4 0,4 - -
Российский  внутренний выигрышный заем 1992 г. 30 - 20 10
Казначейские  обязательства 9,3 9,8   -
Задолженность по централизованным кредитам и начисленным  процентам организаций АПК и организаций, осуществляющих завоз проекции в районы Крайнего Севера, переоформленная в вексель Минфина РФ 5 984,7 2 992,5 - -
Задолженность предприятий текстильной промышленности Ивановской области по неуплаченным процентам за пользование централизованными кредитами, переоформленным и в вексель Минфина РФ 140 70 - -
Задолженность по финансированию затрат на формирование мобилизационного резерва, переоформленная  в вексель Минфина РФ 533,8 290,6 47,3 -
Государственные гарантии 8 160,00 33 333,10 19112,2 44 894,20
Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО) 34 601,00 10033,5 -  
Государственный сберегательный заем 94,5 0,012 - -
Облигации федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК) 24 100,8 24 100,80 - -
Облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) 50476,3 50 047,40 124161,7 208 150,6
Облигации государственных нерыночных займов (ОГН31) 11500 - - -
Облигации федерального займа с фиксированным  доходом (ОФЗ-ФК) 236 028,4 196898 131990,3 122694
Облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД) 415856,2 491050,00 597071,2 638 907,40
Государственные сберегательные облигации (ГСО) - 30000 60000 124000
Индексация  вкладов населения 1100 30000 40000 40 000,00
ИТОГО: 792452 843231,6 937 171,1 1 143 244,8
 
       Как видно из табл. 1, наибольшую долю в  структуре внутреннего долга  РФ занимают рыночные долговые обязательства. В настоящее время они составляют около 95% всего внутреннего долга РФ. Причем доля рыночных обязательств за последние годы многократно увеличилась.
       1.3. Величина и динамика  внутреннего долга  РФ.
       Если  говорить о динамике внутреннего  долга, то за последние10 лет его величина существенно выросла. Так, если в 1995 г. Он составлял 190,0 млрд. руб., в 1996 г. — 372,6 млрд. руб. (в деноминированных рублях), то в 2001 г. он вырос до 561,3 млрд. руб. К 2002 г.общий размер государственного внутреннего долга составил уже604,9 млрд. руб. На 1 января 2004 г. внутренний долг РФ составил 792,5 млрд. руб. В последующие годы внутренний долг продолжал расти. В 2005 г. он составил 843,2 млрд. руб., в 2006 г. — 937,2 млрд. руб. Предполагается, что к концу 2007 г. государственный внутренний долг РФ составит 1 143,2 млрд. руб.
       Расходы на обслуживание государственного внутреннего  долга также за последние годы растут. Так, если в 2000 г. они составляли55,0 млрд. руб., то в 2003 г. — 57,5 млрд. руб., в 2004 г. — 64,4 млрд. руб., а в 2005 г. уже 68,2 млрд. руб.
       Государственный внутренний долг РФ, выражений в  государственных ценных бумагах, млрд. руб.
       Рост  внутреннего долга РФ в 90-е гг. был обусловлен выпуском в 1993—1998 гг. государственных бумаг для покрытия дефицита бюджета и принятием на государственный долг задолженности, возникшей до и сразу после распада СССР. На государственный долг списывалось также все текущее бюджетное недофинансирование, приобретая суррогатные формы в виде переоформленных задолженностей предприятиям АПК., текстильной, топливной промышленности и др.
       В 1995 г. только за счет размещения государственных  облигаций было профинансировано 60% дефицита государственного бюджета. К октябрю 1997 г. внутренний долг, оформленный в ГКО-ОФЗ и облигациях сберегательного займа, достиг 12,5—13%ВВП. В 1998 г., когда обрушился рынок государственных ценных бумаг, все невыплаты по государственным ценным бумагам составили значительную часть государственного внутреннего долга РФ.5
       1.4. Значение государственного внутреннего долга.
       В узком смысле государственный долг – обязательства исполнительных органов государственной власти соответствующих уровней перед юридическими и физическими лицами. Они складываются из совокупной (кумулятивной) задолженности прошлых лет и текущих процентных выплат. При этом следует различать «номинальный долг» – обязательства по займам на определенный период времени, выраженный в текущих ценах, и «реальный долг» – те же обязательства, но скорректированные с учетом инфляции. Инфляция, как известно, работает в пользу должника и уменьшает его долг, в то время как для кредитора она оборачивается своеобразным «инфляционным налогом».
       Когда мы говорим, что долг – категория  бюджетного дефицита, то имеем в  виду то, что, во-первых, долг возникает  в связи с дефицитом бюджета, его размер и динамика тесно связана  с размерами и динамикой бюджетного дефицита и, во-вторых, заемные средства предназначаются главным образом для покрытия бюджетных расходов. Рост бюджетного дефицита ведет к увеличению долга, сокращение дефицита не всегда сопровождается уменьшением долга, если учесть, что платежи по его обслуживанию могут нарастать и в периоды временного сокращения бюджетного дефицита.
       В то же время государственный долг имеет более широкое значение, выходящее за рамки одной функции  – компенсацию бюджетного дефицита. В широком политико-экономическом  смысле под государственным внутренним долгом подразумевается вся совокупность финансово-кредитных отношений в бюджетной сфере, при которых органы государственной власти выступают в качестве как заемщика, так и кредитора, а заемные средства – по форме и целевому назначению – используются не только для финансирования бюджетных расходов, не покрытых доходами, но также для инвестирования в объекты, в том числе местного и регионального значения, по созданию так называемых «платных услуг».
       Государственный долг и на субфедеральном уровне приобретает  определенное социально-экономическое и макроэкономическое значение и последствия.
       Анализ  этой проблемы предполагает учет сложной  и противоречивой комбинации позитивных и негативных моментов, возникающих  в налогово-бюджетной и денежно-кредитной  сферах. Позитивное значение долга увязывают с воздействием государственных расходов на совокупные расходы и, следовательно, на совокупный спрос, в первую очередь в условиях недостаточного спроса и низкого уровня деловой активности. Этот аспект, выраженный в понятии «активный бюджетный дефицит», лежит в основе концепции так называемого «дефицитного финансирования». Считается, что дефицит бюджета побуждает власти вовлекать часть сбережений, обращающихся на финансовых рынках, в качестве заемных средств для финансирования инвестиций и бюджетных расходов. В соответствии с кейнсианской моделью совокупных доходов и совокупных расходов увеличение государственных расходов способствует преодолению спада и активизирует экономический рост.
       Правительства большинства западных стран перешли в настоящее время от политики дефицитного финансирования (финансового накачивания экономики за счет бюджетного дефицита) к бюджетной политике, основанной на неоклассической теории. Исходя из того, что государство использует национальный доход менее эффективно, чем частный сектор, масштабы его перераспределения через бюджет должны уменьшаться, значительно сокращаются темпы роста доходов и расходов бюджетов. Новая бюджетная политика нашла выражение, прежде всего, в изменениях в доходной части государственных бюджетов.
       Если кейнсианцы уделяли большое внимание стимулированию инвестиций за счет роста расходов, как частных, так и государственных, то концепция предложения делает ставку на увеличение накопления, рост производства и расширение инвестиций. Поэтому особый акцент делается на сбережения, поиск стимулов для их роста. Один из путей - снижение прямых налогов, переход с прогрессивного налогообложения к пропорциональному или уменьшение степени прогрессивности налогового обложения. Именно в этом плане были проведены налоговые реформы во многих странах.6
       Однако  такому ходу событий противодействует ряд факторов. Во-первых, заимствованные в рамках долга средства, если они  используются исключительно для  покрытия бюджетного дефицита (что  чаще всего и происходит), расходуются главным образом на непроизводительные цели, т.е. не участвуют в создании дополнительной стоимости. Соответственно государственные органы-заемщики погашают задолженность по своим обязательствам не за счет прироста стоимости, а за счет налоговых поступлений. То есть вместе с ростом долга требуется увеличение налогов. Скажем, если суммарные годовые процентные платежи эквиваленты 3% ВВП, то это значит, что только для выплаты процентов по долгу необходимо дополнительно собрать (увеличить) налоговые сборы, равные 3% ВВП.
       Во-вторых, эмитируя долговые обязательства с  целью финансирования бюджетного дефицита, государственные органы повышают спрос  на ограниченные денежные ресурсы. Это  ведет к усилению конкуренции  на денежном рынке между различными его сегментами и, что особенно важно, к росту процентных ставок по кредитным операциям. Высокие процентные ставки, в свою очередь, оказывают давление на долг: при их увеличении (повышении) возрастает сумма платежей по обслуживанию долга, поскольку рефинансирование (новые займы) осуществляется уже по более высоким процентным ставкам. В этих условиях затрудняется и размещение государственных займов в частном секторе, так как необходимо обеспечивать достаточно высокий процент по эмитируемым ценным бумагам.
       В-третьих, государственный долг на субфедеральном уровне в известной степени сам по себе подрывает административно-хозяйственную автономию местных органов власти, сужает их «самообеспеченность» финансовыми ресурсами. Во всяком случае, требуется систематическая и грамотная работа по управлению долгом.
       Представляется, что бюджетный дефицит и государственный  долг – как на общегосударственном, так и на субфедеральном уровне –  постоянные спутники налогово-бюджетной  политики; сбалансированный государственный  бюджет – это гипотетическая цель дискреционной налогово-бюджетной политики. Что касается субфедерального уровня, то процессы интенсивной урбанизации и нарастание социальных требований на местах, которые нередко представляются «второстепенными» для федерального правительства, объективно обусловливают рост и расширение бюджетных расходов при ограниченной доходной базе. Поэтому более реальной представляется задача сделать политику регулирования бюджетных дефицитов и управления государственным долгом по возможности менее опасным источником социально-экономической нестабильности.
       Данная  проблематика становится все более  актуальной и является предметом  постоянной заботы субфедеральной власти. В этой связи возникает задача разработки и принятия на субфедеральном уровне нормативных актов, которые содержали бы необходимые ограничения и приоритеты использования заемных средств и тем самым позволяли бы оптимизировать процесс управления государственным внутренним долгом на этом уровне.7
       Внутренний  государственный долг – это совокупность возмездных обязательств государства, возникших в результате, во-первых, использования материальных ресурсов, во-вторых, предоставления гарантий, в-третьих, принятия долгов третьих лиц, в-четвертых, дефицитного исполнения бюджета и неисполнения законодательно закрепленных внебюджетных функций (например, невыплата пенсий).
       В объем государственного внутреннего  долга Российской Федерации включаются:
       1) номинальная сумма  долга по государственным ценным  бумагам Российской Федерации,  обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;
       2) объем основного  долга по кредитам, которые получены  Российской Федерацией и обязательства  по которым выражены в валюте  Российской Федерации;
       3) объем основного  долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией;
       4) объем обязательств  по государственным гарантиям,  выраженным в валюте Российской  Федерации;
       5) объем иных (за  исключением указанных) долговых  обязательств Российской Федерации,  оплата которых в валюте Российской  Федерации предусмотрена федеральными законами.8
       Современная структура федерального внутреннего  долга по объектам заимствований  представлена на рис. 1

       Каковы  параметры каждой составляющей?
       Блок  товарной задолженности сформировался  из целевых займов, вкладов, чеков, погашение  которых должно было осуществляться товарами народного потребления. Указанная задолженность находит отражение в классификации видов внутреннего государственного долга.
       Рыночные  инструменты и государственные  гарантии, так же как и товарная задолженность, соответствуют бюджетной классификации и состоят, соответственно, из предоставленных государственных гарантий и эмитированных гособлигаций.
       Нерыночные  долговые инструменты представляют собой переоформление задолженности  государства в различные суррогаты в виде государственных казначейских обязательств, векселей Минфина, облигаций внутреннего государственного валютного займа и т.д.
       Задолженность, не оформленная как госдолг, связана с неплатежами по заработной плате, госзаказу, социальным трансфертам (46 трлн. руб.).9 Эта составляющая в 1997-1998 гг. нарастала чрезвычайно быстро. Можно отметить, что только долги по зарплате на 1 сентября 1998 г. составили 88,094 млрд. деноминированных рублей.10
       В качестве денежной финансовой задолженности  принят показатель М2 (295,2 трлн. руб. на 1 января 1996 г.).11
       В результате можно дать общую оценку внутреннего госдолга, сложившуюся в 1997 г. Внутренний госдолг достигал 776 трлн. руб., т. е. 34,4% ВВП.
       Наглядное представление о соотношении структурных элементов дает диаграмма, представленная на рис. 2. 

         

Рассчитано по: Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 1998 год. Центральный Банк Российской Федерации 1997. №12. С.13
Российский  стат. ежегодник. М., 1997. С.304, 518, 541;Экономическое  развитие России в 1997 г.//Вопросы экономики. 1998. №3. С.141-148;Хакамада И. Государственный долг: структура и управление//Вопросы экономики. 1997. № 4. С.69
       Общеизвестно, что все познается в сравнении.
       Сколь велика задолженность государства в сопоставлении с другими странами? Представление о ней дает таблица.

       Государственный долг различных стран (на начало 1998 г.)

Страна  Госдолг (в процентах  к ВВП)
Внешний долг
(млрд. долл.)
Внутренний долг (трлн. долл.)
Италия  116,0 1,6 1,46
Бельгия 115,4 ... ...
Япония  99,5 0 около 3
США 59,5 814,0 более 4
Франция 59,5 45,0 0,73
Великобритания  50,5 0 0,62
       Рассчитано  по: Sueddeutsche Zeitung, 1998. 30 сент. Asiaweek. 1998. 23 окт.
       Внутренний  долг всегда превалирует над внешним. Интересен и тот факт, что ряд стран, прибегая к внутренним заимствованиям, вообще не имеют внешних долгов.(Расчет чистого внутреннего долга производится путем суммирования «дебиторской» и «кредиторской» задолженности государства.)
       Насколько правомерны сопоставления долгов с  ВВП, чему они служат?
       «Превышение государственного долга над ВВП более чем в 2,5 раза считается опасным для стабильности экономики, особенно для устойчивого денежного обращения».12 По поводу данного (достаточно широко распространенного) утверждения следует сделать ряд замечаний, поскольку вследствие распространения подобных мнений неверно оценивается устойчивость долговой пирамиды. Рубль рухнул в тот момент, когда госдолг близко не подходил к соотношению с ВВП 2,5:1.
       Во-первых, внешний и внутренний долг имеют различные источники погашения. Внешний долг правомерно сопоставлять не с ВВП, а с объемом экспорта, валютными резервами, учитывая динамику мировых цен на золото, инфляцию конвертируемых валют. Внутренний долг следует соотносить, с целью анализа перспектив погашения, с поступлениями в госбюджет, его сальдо, размерами дефицита и инфляцией национальной денежной единицы.
       Во-вторых, госдолг Российской Федерации включает товарную задолженность, нерыночные долговые инструменты, предоставленные гарантии. В значительной своей части они создавались как раз для того, чтобы увеличить устойчивость денежного обращения, уменьшить денежную массу.
       В-третьих, следует признать внутренним государственным долгом и эмитированную денежную массу. При малой монетизации ВВП, т.е. при недостаточном внутреннем госдолге (эмитированной денежной массе), национальное денежное обращение разрушается. Расчеты производятся на основе бартера или в инвалюте.
       В-четвертых, ВВП – отнюдь не единственный источник погашения госдолга. Существует не только «дебиторская», но и «кредиторская» задолженность, т.е. и государство должно, и государству должны. На 1 января 1997 г. недоимки в федеральный бюджет равнялись 70,5 трлн. руб.13 И данный резерв погашения госдолга используется путем проведения взаимозачетов встречных обязательств.
       В итоге чистый внутренний госдолг  на начало 1997 г. составил чуть более 700 трлн. руб.* – 31,3 % от ВВП.
       Данные  о внутреннем долге субъектов  РФ представлены в приложении.
 

    2. Хабаровский край.
    2.1. Общие сведения.
       Хабаровский край образован в 1938 году. Является одним из крупнейших по размерам субъектов Российской Федерации. Площадь его территории составляет 787,6 тыс. кв. км, или 4,6 процента территории России (4 место в Российской Федерации) и 12,7 процента территории Дальневосточного федерального округа (далее также – ДФО) (2 место в ДФО).
       Население края на 01 января 2008 г. составило 1 403,7 тыс. человек (0,99 % от численности населения  Российской Федерации, 21,6 % в ДФО). По численности населения край занимает второе место в Дальневосточном федеральном округе и 34 в Российской Федерации.
       Хабаровский край – административный, промышленный, научный, образовательный и культурный центр Дальнего Востока, входит в  состав Дальневосточного федерального округа.
       Расстояние  до Москвы по железной дороге – 8 533 км, по воздуху – 6 075 км.
       Хабаровский край лежит в умеренном поясе  северного полушария, простираясь  с юга на север на 1 780 км, с запада на восток – на 125 – 750 км. Граничит с  Китаем, соседствует с Приморским краем, Амурской и Магаданской областями, Еврейской автономной областью, Республикой Саха (Якутия). Край с востока омывается Охотским и Японским морями, проливами Татарским и Невельского отделяется от о. Сахалин, протяженность его береговой линии составляет 2,5 тыс. км.
       Административно-территориальная система края включает 236 муниципальных образований, в том числе два городских округа, 17 муниципальных районов, 29 городских поселений, 188 сельских поселений.
       Крупнейшие  города – административная столица  края г. Хабаровск (577,3 тыс. жителей, 2 место в ДФО), г. Комсомольск-на-Амуре (272,4 тыс. жителей, 3 место в ДФО).
       Туристско-рекреационный  потенциал края обусловлен выгодным географическим расположением региона, его экономическим развитием, высокой  концентрацией и разнообразием  природных ресурсов, богатым культурно-историческим наследием.
       Территория  края является уникальной по обилию необычных  форм рельефа, рек, озер, сочетанию редких видов растений и животных и их сообществ, а также нетронутым природн+ым ландшафтом. На территории края расположено около 250 памятников природы. Река Амур одна из главных достопримечательностей края, в долине которой сосредоточено наибольшее количество природных, культурно-исторических туристских объектов.
       В крае насчитывается более 360 памятников культурного наследия, представляющих интерес для развития культурно-познавательного, этнографического туризма. Хабаровский край является одним из самых многонациональных регионов в России. Особый этнографический ареал образуют коренные малочисленные народы Севера: нанайцы, удэгейцы, ульчи, орочи, эвенки, нивхи и другие. Среди объектов этнографического туризма наиболее интересен уникальный археологический памятник "Петроглифы Сикачи-Аляна" (наскальные рисунки древних жителей, относящиеся к 12 тысячелетию до нашей эры).
       Гидроэнергетический потенциал рек Хабаровского края составляет 23 млрд. кВт·ч в год.
       В крае насчитывается более 58 тыс. больших  и малых озер с общей площадью водного зеркала около 4 тыс. кв. км. Крупнейшие из них находятся в  бассейне реки Амура: Болонь, Орель, Чукчагирское. В крае находится часть Бурейского водохранилища площадью 373 кв. км, имеется 2 водохранилища объемом более 1 млн. куб. м каждое.
       Прогнозные  эксплутационные ресурсы подземных  вод на территории Хабаровского края составляют около 48 млн. куб. м в сутки. Всего в крае разведано около 40 месторождений.
       Среди минеральных вод наиболее распространены углекислые и азотные воды. Наиболее известны три месторождения минеральных  вод: Анненские термальные источники, Тумнинское и Мухенское.14

       2.2. Экономический потенциал.

       Хабаровский край является одной из наиболее развитых в экономическом отношении территорий российского Дальнего Востока. По объему валового регионального продукта край занимает 3 место в Дальневосточном  федеральном округе и составляет 0,9 процента в сумме валовых региональных продуктов по Российской Федерации за 2006 год. Край занимает 20 место в Российской Федерации по объему валового регионального продукта на душу населения и 2 место в Дальневосточном федеральном округе по объему отгруженных товаров собственного производства.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.