Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
курсовая работа Семья как явление социальной психологии
Информация:
Тип работы: курсовая работа.
Добавлен: 13.10.2012.
Год: 2010.
Страниц: 11.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
ВВЕДЕНИЕ………………..3
ГЛАВА
1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧ СКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ
И ФУНКЦИИ СЕМЬИ………5
Структура,
типы и виды семей………..5
Функции семьи
и их взаимосвязь………..9
ГЛАВА
2. Социально-психологич ский климат и
отношения в семье……...13
2.1.
Общение и психологический климат в семье……….13
2.2. Конфликты и социально-психологич ские
проблемы в семье…..16
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЯ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛГИЧ СКИХ РАЗЛИЧИЙ МЕЖДУ
СУПРУГАМИ……….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………….34
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………35
ВВЕДЕНИЕ
Семья ячейка (малая социальная группа)
общества, важнейшая форма организации
личного быта, основанная на супружеском
союзе и родственных связях, т.е. отношениях
между мужем и женой, родителями и детьми,
братьями и сестрами, и другими родственниками,
живущими вместе и ведущими общее хозяйство
на основе единого семейного бюджета.
Жизнь семьи характеризуется материальными
и духовными процессами. Через семью сменяются
поколения людей, в ней человек рождается,
через нее продолжается род. Семья, ее
формы и функции напрямую зависят от общественных
отношений в целом, а также от уровня культурного
развития общества.
Важность рассмотрения проблемы семьи
объясняется тем, что в настоящее время
снижается число браков, рождаемость,
увеличивается детская смертность, патология
новорожденных, разводы. Ухудшение социально-демографич ской
ситуации переводит проблему семьи из
общественной в экономическую и психологическую
плоскость.
Треть всех браков оказывается нежизнеспособной,
особенно среди молодых семей в первые
годы брака. Такое положение требует в
первую очередь целенаправленной коррекционной
работы по предупреждению разводов. Вопрос
об укреплении брака и улучшении брачной
структуры населения приобретает важнейшее
государственное значение в связи с проблемой
рождаемости. Решение таких проблем немыслимо
без изучения механизмов внутрисемейных
отношений. Социально-психологич ский
климат в семье определяет устойчивость
этих отношений, оказывает решительное
влияние на развитие и детей, и взрослых.
Большинство современных ученых пришли
к выводу, что борьба с негативными социальными
явлениями (мужская и женская апатия или
агрессивность, алкоголизм и наркомания,
растущая преступность, психические расстройства)
не может быть эффективной, если не учитывать
роль супружеских отношений в возникновении
этих явлений. Психологический климат
семьи не является чем-то неизменным, данным
раз и навсегда. Его создают члены каждой
семьи, и от их усилий зависит, каким он
будет, благоприятным или неблагоприятным.
Исходной основой благоприятного климата
семьи являются супружеские отношения.
Современный брак основывается на совместимости
современных людей как личностей. Совместная
жизнь требует от супругов готовности
к компромиссу, умения считаться с потребностями
партнера, уступать друг другу, развивать
в себе такие качества, как взаимное уважение,
доверие, взаимопонимание.
Это все
вышеперечисленное и является актуальностью
темы данной курсовой работы.
Цель курсовой работы: исследование
роли семьи в социальной психологии, показать
сущность семейных отношений и выявить
методики диагностики межличностных супружеских
отношений; показать общее и особенное
в предложенных методиках; определить
практическую значимость методик.
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧ СКАЯ
КЛАССИФИКАЦИЯ И ФУНКЦИИ СЕМЬИ
. Структура,
типы и виды семей
Семья одновременно является и социально-психологич ской
общностью – малой группой, члены которой
связаны брачными или родственными отношениями,
общностью быта и взаимной моральной ответственностью,
и социальным институтом – исторически
конкретной системой взаимоотношений
между супругами, родителями и детьми,
социальная необходимость которой обусловлена
потребностью общества в физиологическом
и духовном воспроизводстве населения.
Говоря о семье как о малой социальной
группе, необходимо прежде всего задаться
о ее количественном составе (структуре),
лежащем в основе подавляющего большинства
типологий семьи.
По количеству брачных партнеров различают
моногамную семью (один муж и одна жена)
и полигамную. Последняя имеет два варианта:
полиандрия (многомужество) и полигиния
(многоженство).
Большинство исследователей сходятся
во мнении о том, что полигамные формы
семьи исторически предшествовали ее
современному типу, причем существовала
значительная историко-культурная, этническая,
религиозная их специфика. Моногамная
семья – образование, возникшее сравнительно
недавно. Ее развитие, как убедительно
было показано Ф. Энгельсом, тесно связано
с установлением институтов частной собственности
и государства.
В связи со значительным увеличением
разводов и повторных браков
в индустриально развитых странах
все чаще говорят о последовательной
моногамии, означающей, что в каждый данный
момент времени мужчина (женщина) состоит
в браке с одним партнером, однако в течении
жизни таких брачных союзов у него (нее)
насчитывается более одного.
По количеству поколений, представленных
в семье, выделяют:
Сложную (расширенную)
семью, в которой проживают под одной крышей
и ведут хозяйство представители нескольких
(по меньшей мере трех) поколений – прародители,
родители, дети. В большинстве регионов
России этот тип семьи принадлежит прошлому,
когда его существование не в последнюю
очередь определялось преимущественно
сельским образом жизни и экономической
необходимостью;
Простую (нуклеарную)
семью, члены которой являются представителями
только двух поколений (родители и дети).
Этот тип семьи в настоящее время является
преобладающим, хотя некоторые авторы
говорят о «ренессансе» расширенной семьи
в ее специфической социально-психологич ской
модификации, когда поддерживаются интенсивные
межличностные контакты (например, по
телефону или при совместном проведении
досуга, праздновании определенных семейных
дат), но проживание различных поколений
остается раздельным.
Обычно,
говоря о нуклеарной семье, имеют
в виду полную нуклеарную семью, где
есть оба родителя и дети. Но нуклеарной
также является и неполная семья,
в которой отсутствует один из родителей,
чаще отец. В свою очередь, неполную семью
разделяют на собственно неполную (возникшую
вследствие развода или вдовства) и материнскую,
предполагающую внебрачное рождение и
воспитание детей. Здесь следует упомянуть
и о специфическом типе семьи, получившей
название бинуклеарная, когда после развода
оба супруга создают новые семьи, в результате
чего у ребенка оказывается как бы четыре
родителя (по два родных и неродных), между
которыми поддерживаются отношения, и
ребенок периодически живет с теми и с
другими. Иногда обе семьи совместно проводят
досуг. Увеличение круга ближайших родственников
ребенка, в том числе сиблингов (братьев
и сестер), по мнению некоторых авторов,
может благоприятно оказаться на социализации
личности.
Во многих исследованиях семьи
в зависимости от степени удовлетворенности
супругов браком выстраивается
континуум, на полюсах которого
находились семьи, в которых
оба супруга в значительной
мере удовлетворены свои браком,
на другом – оба им неудовлетворенны
им, но сохраняют его или собираются разводиться,
с различными промежуточными вариантами.
Педагогическая типология семей
основана на признаке благополучия,
в основе которого лежит выполнение
ими воспитательной функции.
Распространенными индикаторами соответствующего
неблагополучия чаще всего выступают:
постановка ребенка на учет в детской
комнате милиции, неуспеваемость в школе
и т.п.
С точки зрения соответствия
брачно-семейных отношений общественным
нормам выделяются следующие
семьи:
Патриархальная
(традиционная), отношения в которой ориентированы
на образцы, доминировавшие в прошлом
: муж (отец – «кормилец») материально
обеспечивает семью, представляет ее в
обществе, принимает основные решения,
касающиеся членов семьи; жена не работает
(или престиж ее работы, заработок заметно
ниже, чем у мужа), занимается воспитанием
детей, ведет домашнее хозяйство. Мнение
детей учитывается мало или имеет подчиненное
значение;
Современная
(эгалитарная), где нормы любви, эмоциональной
близости, взаимоуважения распространяются
на всех членов семьи.
В качестве подтипов современной
семьи выделяют:
Коллективистскую
(или в терминологии западных авторов
«двухкарьерную»), в которой одинаково
важна профессиональная и общественная
деятельность обоих супругов. Супруги
гибко (или при активном участии мужа)
распределяют семейные обязанности, совместно
проводят досуг, коллективно принимают
решения и т.п.;
Индивидуалистскую
семью, в которой внесемейная деятельность
двоих супругов важнее, чем семейная, домашняя
работа сведена к минимуму, а при обсуждении
важнейших решений возможны серьезные
конфликты, если задеты чьи-либо индивидуальные
интересы.
С точки зрения права семьи
могут быть разбиты на две
большие группы : в первой отношения
между супругами признаны обществом
(между ними заключен брак), во второй этого
нет (добрачные союзы молодых людей).
И наконец, завершая рассмотрение
типологии семей, нельзя не
упомянуть о так называемых альтернативных
стилях жизни, к которым относят:
Гомосексуальные
семьи (как мужские, так и женские). При
этом не исключается возможность воспитания
(посредством усыновления) или даже рождения
(в женских диадах с привлечением мужчин-«доноров»)
детей;
Открытый
брак, отношения в котором строятся на
основе гуманистических принципов, предполагающих,
в частности, что человек в течение жизни
меняется, испытывая внутренний рост.
Стремление к самоактуализации каждого
из супругов подразумевает, помимо прочего
и личную жизнь каждого из них, в том числе
глубокие значимые отношения (не исключая
сексуальные) с другими людьми;
Свининг –
колеблющийся брак, когда достаточно традиционные
в остальных отношениях супружеские пары
временно обмениваются сексуальными партнерами;
Групповой
брак –супружеские отношения трех или
более лиц, между которыми могут быть парные
(в том числе гомосексуальные) или неупорядоченные
сексуальные связи;
Двухшаговый
брак, предполагающий заключение между
супругами специфического брачного контракта,
оговаривающего их права и обязанности
на различных этапах семейной жизни. Важнейшими
характеристиками ее первой фазы («первого
шага») является отсутствие детей возможность
через заранее заданное время прекращения
отношений без процедуры развода.
Существуют и некоторые другие
описания (имеющие различную религиозную
окраску) моногамной семьи, остающейся
в пределах различного рода культовых
вариаций внутрисемейных отношений и
их правового регулирования.1
1.2. Функции
семьи и их взаимосвязь2
Для отечественной
науки традиционной является проблема
функций семьи.
Сущность
семьи отражается в ее функциях.
Классификация
функций:
Репродуктивная
Воспитательная
Хозяйственно-бытовая
Экономическая
Сфера первичного
социального контроля
Сфера духовного
общения
Социально-статусная
Досуговая
Эмоциональная
Сексуальная
Коммуникативная
Репродуктивная функция семьи состоит
в воспроизводстве жизни, то есть в рождении
детей, продолжении человеческого рода.
Эта функция включает в себя элементы
всех других функций, так как семья участвует
не только в количественном, но и в качественном
воспроизводстве населения. Это прежде
всего связано с приобщением нового поколения
к научным и культурным достижениям человечества,
с поддержанием его здоровья, а также с
предотвращением воспроизведения в новых
поколениях различного рода биологических
аномалий.
Семья
участвует в общественном производстве
средств к жизни, восстанавливает истраченные
на производстве силы своих взрослых членов,
ведет свое хозяйство, имеет свой бюджет,
организует потребительскую деятельность.
Все это, вместе взятое, составляет экономическую
функцию семьи.
С
экономической функцией тесно связана
проблема управления семьей, то есть вопрос
главенства в семье. Как отмечалось,
советской семье все меньше присущи
черты единовластия. Семьи, где мужу
принадлежит безраздельная власть, встречаются
редко, зато появились семьи, где главой
является жена. Здесь в руках матери (в
силу различных причин) сосредоточен семейный
бюджет, она основной воспитатель детей,
организатор досуга. Такое положение тоже
нельзя считать нормальным: на плечи женщины
взваливается непомерная тяжесть, детям
она не может заменить отца, в семье нарушается
психологическое равновесие.
Хозяйственно-бытовая
функция состоит в поддержании
физического здоровья членов общества,
уход за детьми, получение хозяйственно-бытовых
услуг одними членами семьи от других.
В
семье воспитываются и взрослые,
и дети. Особенно важное значение имеет
ее влияние на подрастающее поколение.
Поэтому воспитательная функция семьи
имеет три аспекта. Первый — формирование
личности ребенка, развитие его способностей
и интересов, передача детям взрослыми
членами семьи (матерью, отцом, дедушкой,
бабушкой и др.) накопленного обществом
социального опыта; выработка у них научного
мировоззрения, высоконравственного отношения
к труду; привитие им чувства коллективизма,
потребности и умения быть гражданином
и хозяином, соблюдать нормы социалистического
общежития и поведения; обогащение их
интеллекта, эстетическое развитие, содействие
их физическому совершенствованию, укреплению
здоровья и выработке навыков санитарно-гигиеничес ой
культуры. Второй аспект — систематическое
воспитательное воздействие семейного
коллектива на каждого своего члена в
течение всей его жизни. Аспект третий —
постоянное влияние детей на родителей
(и других взрослых членов семьи), побуждающее
их активно заниматься самовоспитанием.
Успех
выполнения этой функции зависит
от воспитательного потенциала семьи.
Он представляет собой комплекс условий
и средств, определяющих педагогические
возможности семьи. Этот комплекс объединяет
материальные и бытовые условия, численность
и структуру семьи, развитость семейного
коллектива и характер отношений между
его членами. Он включает идейно-нравственную,
эмоционально-психол гическую и трудовую
атмосферу, жизненный опыт, образование
и профессиональные качества родителей.
Большое значение имеют личный пример
отца и матери, традиции семьи. Следует
учитывать характер общения в семье и
ее общение с окружающими, уровень педагогической
культуры взрослых (в первую очередь матери
и отца), распределение между ними воспитательных
обязанностей, взаимосвязь семьи со школой
и общественностью. Особый и весьма важный
компонент — специфика самого процесса
семейного воспитания.
Активнейшее
воздействие семья оказывает
на развитие духовной культуры, на социальную
направленность личности, мотивы поведения.
Являясь для ребенка микромоделью общества,
семья оказывается важнейшим фактором
в выработка системы социальных установок
и формирования жизненных планов. Общественные
правила впервые осознаются в семье, культурные
ценности общества потребляются через
семью, познавание других людей начинается
с семьи. Диапазон воздействия семьи на
воспитание детей столь же широк, как и
диапазон общественного воздействия.
Функция
сексуального регулирования.
Семья- это главный социальный
институт, через который общество
упорядочивает, направляет и регулирует
естественные сексуальные потребности
людей. Вместе с тем практически
каждое общество имеет альтернативные
пути удовлетворения сексуальных
потребностей. Несмотря на то,
что существуют определённые нормы
супружеской верности, большинство
обществ легко прощает нарушение этих
норм. При этом, как нигде, наблюдаются
отклонения реальной культуры
от идеальной. Но часто нормы
семьи разрешают сексуальные связи
супругов вне семьи. Особенно
наглядно различие норм сексуального
поведения проявляется в отношении
добрачного сексуального опыта
молодых людей. Во многих
современных обществах
вступление в брак девственников
считается абсурдным и нелепым,
а добрачные сексуальные связи
- служащими подготовкой к браку.
В патриархальных семьях добрачный
сексуальный опыт строго запрещается
(по крайней мере, в отношении
женщин).
Все
большее значение социологи придавали
и придают коммуникативной функции
семьи. Можно назвать следующие компоненты
этой функции: посредничество семьи в
контакте своих членов со средствами массовой
информации (телевидение, радио, периодическая
печать), литературой и искусством;' влияние
семьи на многообразные связи своих членов
с окружающей природной средой и на характер
ее/восприятия; организация внутрисемейного
общения.
Если
семья уделяет выполнению этой функции
достаточное внимание, то это заметно
усиливает ее воспитательный потенциал.
Нередко с коммуникативной функцией
связывают деятельность по созданию психологического
климата семьи.
Таким
образом, анализ типов и функций
семьи позволяет говорить о ней
как о социально-психологическом
явлении.
ГЛАВА
2. Социально-психологич ский климат
и отношения в семье
Общение и
психологический климат в семье
Жизнь
в семье невозможна без общения в ней,
общения между мужем и женой, между родителями
и детьми в процессе повседневных отношений.
Общение в семье представляет собой отношение
членов семьи друг к другу и их взаимодействие,
обмен информацией между ними, их духовный
контакт. Спектр общения в семье может
быть очень разнообразным. Помимо бесед
о работе, домашнем хозяйстве, здоровье,
жизни друзей и знакомых оно включает
в себя обсуждение вопросов, связанных
с воспитанием детей, искусством, политикой,
и так далее. Удовлетворённость
супругов общением зависит от степени
совместимости их взглядов, ценностей.
Не вызывает сомнения тот факт, что нервозность,
неуравновешенность, замкнутость и другие
отрицательные черты характера являются
плохими спутниками семейного общения.
Супружеские
отношения неизбежно проходят через противоречия:
ссоры, конфликты, и так далее. В этих случаях
очень важно понять супругам позицию друг
друга, поставить себя на его место. В процессе
спора следует говорить только о предмете
спора и не следует напоминать о прошлых
промахах другого, не делать выпадов: «А
ты сам...».
В семейном общении
очень важны нравственные принципы, главным
из которых является - уважение другого,
его «я». Нередко, после трудного трудового
дня супруги стремятся сорвать своё плохое
настроение на близких, дать выход накопившейся
озлобленности. Они начинают ворчать,
упрекать, делать замечания, кричать. В
результате такой разрядки человек может
получить временное облегчение, хотя последствия
могут оказаться тяжёлыми. Одних начинают
мучить угрызения совести за собственную
неправоту и несдержанность. Других - обида
за несправедливые обвинения и упрёки.
В результате это способствует разрушению
семьи.
Иногда полезно
делать компромиссы, т.е. идти на уступки
друг другу. Также очень важно уметь признавать
свои ошибки, как право других ошибаться.
Несложившиеся
отношения между мужем и женой ведут к
плохим последствиям. Психологами установлено,
что существует связь между супружескими
конфликтами и нервно психическими расстройствами.
Отсутствие взаимопонимания в семье приводит
к подавленности, отчуждённости, к ухудшению
психологического и физического состояния,
значительному понижению работоспособности
человека. Неумение общаться способно
разрушить семью. Основными компонентами
культуры общения являются сопереживание,
терпимость, уступчивость, доброжелательность.
Особая способность к общению - умение
признать ценность другого, даже при несовпадении
позиций. Только таким образом можно достичь
гармонии в семейной жизни.
В семье,
кроме взрослых, в неполноценном общении
нуждаются также и дети. Общение является
одним из основных факторов формирования
личности ребёнка. Потребность в общении
появляется у младенца с самого рождения.
Уже в возрасте 2-х месяцев при виде матери
его лицо озаряется улыбкой.
Общение родителей
с детьми имеет огромное значение для
их полноценного развития. Доказано, что
дети, лишённые возможности общаться с
родителями, характеризуются низким уровнем
саморегуляции поведения,
обладают повышенной чувствительностью
к обращению к ним взрослого, испытывают трудности в
общении со сверстниками.
Во многих
семьях в большинстве своём дети чаще
общаются с матерью, чем с отцом. Беседы
же с отцом имеют кратковременный характер.
У некоторых детей вообще отсутствуют
доверительные отношения как с отцом,
так и с матерью. Чаще всего это бывает
в семьях, где не установились близкие
духовные контакты как между супругами,
так и между родителями и детьми. В таких
семьях главной является воля одного из
супругов, а взаимоотношения с другими
членами семьи основывается на приказах,
подчинении, оскорблениях. Это оказывает
отрицательное влияние на формирование
у детей способности к полноценному общению.
Таким образом,
на родителях лежит ответственность за
воспитание у детей способности к человеческому
общению, т.к. именно в семье дети усваивают
характер общения. Кроме того, от умения
супругов общаться во многом зависит и
нравственно-психолог ческое благополучие
всех членов семьи.
Характерный
для той или иной семьи более
или менее устойчивый эмоциональный настрой
принято называть психологическим климатом
(синоним — психологическая атмосфера).
Он является следствием семейной коммуникации,
то есть возникает в результате совокупности
настроения членов семьи, их душевных
переживаний и волнений, отношения друг
к другу, к другим людям, к работе, к окружающим
событиям.
Многие
исследователи выделяют два типа
психологического климата семьи: благоприятный
и неблагоприятный. Многолетние наблюдения
показывают, что довольно значительной
части семей присущ противоречивый психологический
климат.
Исходной
основой благоприятного психологического
климата является супружеская совместимость,
в первую очередь такой ее компонент, как
общность идейно-нравственных взглядов
мужа и жены. Для благоприятного психологического
климата характерны следующие признаки:
сплоченность, возможность всестороннего
развития личности каждого ее члена, высокая
доброжелательная требовательность членов
семьи друг к другу, чувство защищенности
и эмоциональной удовлетворенности, гордость
за принадлежность к своей семье, высокая
внутренняя н, принципиальность, ответственность.
В
семье с благоприятным психологическим
климатом каждый ее член относится
к остальным с любовью, уважением
и доверием, к родителям — еще и с
почитанием, к более слабому — с готовностью
помочь в любую минуту.
Важный
показатель благоприятного психологического
климата семьи — стремление ее членов
проводить свободное время в домашнем
кругу, беседовать на интересующие всех
темы, вместе выполнять домашнюю работу,
подчеркивать достоинства и добрые дела
каждого, преподносить друг другу приятные
сюрпризы, вместе путешествовать.
Неблагоприятный
психологический климат семьи ведет
к депрессиям, ссорам, психической напряженности,
дефициту в положительных эмоциях. Если
члены семьи не стремятся изменить такое
положение к лучшему, то само существование
семьи становится проблематичным. Вопрос
этот подробнее рассматривается при обсуждении
семейных конфликтов и разводов.
Конфликты
и социально-психологич ские проблемы
в семье
Становление семьи – это не
только реализация идеальных
представлений о браке, которые
сложились у жениха и невесты
до свадьбы, но и реальная
жизнь двух, а затем и нескольких
людей, при всей ее сложности
и многообразии: непрерывные переговоры,
заключения соглашений, компромиссы и,
конечно, преодоление трудностей, разрешение
конфликтов.
Особенность семейного конфликта
в том, что он часто имеет
широкий общественный резонанс.
Область семейных взаимоотношений – очень
тонкая область требующая от людей особой
культуры.
Каждый человек, состоящий
в браке, знает, что, как бы удачно ни сложилась
его жизнь, разрыв между мечтой и реальной
действительностью всегда существует.
В каждой семье есть свои трудности, мелкие
стычки и серьезные конфликты – жизнь
не возможна без них.
Конфликтные ситуации в семье
обусловлены рядом причин. Во-первых,
есть объективные трудности, усталость
от рабочего дня, раздраженность,
срывы. Супруги-родители повздорили,
не ставя никаких проблем. Такой
конфликт не опасен для семейных
уз. О нем мы говорим: «К утру все пройдет».
Другое дело, если разногласия возникают
из-за того, что одон их двоих супругов
должен, по мнению другого, переменить
линию повеления, скажем, по отношению
к родственникам, отказаться от каких-то
привычек, пересмотреть жизненные ориентиры,
приемы воспитания и т.д. Одном словом,
поставлена проблема которая требует
своего разрешения. Чаще всего вопрос
упирается в дилемму: уступать или не уступать
в личном плане, вырабатывать или не вырабатывать
общую для семьи линию поведения.
Наконец, есть конфликты, которые
оказывают совершенно не предвиденными,
внешне, по крайне мере. Мы говорим: «Как
снег на голову».
Уровень семейной культуры как
раз проявляется в том, как
выходят люди из конфликта,
как преодолевают его.3
Важнейшими характеристиками семьи
на этапе добрачного ухаживания
являются факторы, влияющие на
стабильность будущего брака
(так называемые «факторы риска»).
Добрачные
факторы, влияющие на стабильность брака
прямо колеррирующие:
Высшее образование
мужа;
Социально
положение семьи в целом;
Положительная
оценка респондентами успешности семейной
жизни родителей;
Продолжительность
добрачного знакомства, ухаживания;
Взаимное
положительное первое впечатление друг
о друге;
Знакомство
в ситуации работы, учебы;
Период ухаживания;
Инициатива
о заключении брака со стороны мужчины;
Принятие
брачного предложения после непродолжительного
обдумывания;
Сопровождение
регистрации брака свадебными торжествами.
Обратно
коррелирующие:
Ранний возраст
вступления в брак и мужчин, и у женщин;
Поздний возраст;
Превышение
возраста жены над возрастом мужа;
Высшее образование
жены;
Образование
жены выше, чем у мужа;
Воспитание
в неполной семье;
Неустойчивость
отношений в период знакомства;
Отрицательное
отношение родителей к браку;
Наличие добрачной
беременности.
Важно
иметь в виду, что вероятность
развода в значительной мере зависит
не только от социально-демографич ских
характеристик будущих супругов (возраст
вступления в брак, уровень образования,
структура родительской семьи и пр.), сколько
от «преломления» этих параметров в сознании
человека, их воплощения в его установках,
ценностных ориентациях.
Следующий большой этап жизненного
цикла семьи – собственно семейная
жизнь, большей частью связанная
с рождением и воспитанием детей, которые,
в свою очередь, неотделимы от особенностей
супружеских отношений. Здесь также можно
упомянуть о «факторах риска», влияющих
на стабильность брака.
Факторы
положительно влияющие на стабильность
брака:
высокие репродуктивные
установки женщин;
наличие главы
в семье;
совместное
принятие основных решений;
равноправное
распределение хозяйственно-бытовых обязанностей
по уходу за детьми;
Совместное
проведение супругами свободного времени;
сходство
семейных ценностей;
низкая конфликтность;
Высокое уважение;
Высокая адекватность
восприятия супругами друг друга.
Факторы
отрицательно влияющие на стабильность
брака:
Употребление
алкоголя одним из супругов;
Расхождение
установок на характер главенства в семье;
Расхождение
установок на распределение хозяйственно-бытовых
обязанностей;
Негативная
оценка друзей-подруг другого супруга;
Ограниченность
общения
Неудовлетворенность
сексуальными отношениями;
отсутствие
доверия и поддержки со стороны другого
супруга и т.д.
Необходимо отметить, что практически
все перечисленные факторы являются
социально-психологи ескими.
Другим социально-психологическим
подходом к изучению семьи
является исследование супружеской
совместимости. При этом выделяются
такие ее уровни, как индивидуально-психол гический,
социально-психологи еский и социокультурный.
Стабильность брака обеспечивается супружеской
адаптированностью. Последняя, зависит
в свою очередь от таких факторов как интимность
(«симпатия, расположенность и эротическая
привязанность» супругов) и автономия
– относительная независимость супругов
друг от друга, предполагающая у них такие
потребности и виды общения, которые выходят
за рамки супружества.
Социально-психологич ский подход
к анализу семьи предполагает
рассмотрение таких специфических
функций, как репродуктивная и
воспитательная. Если первая функция семьи
достаточно изучена, то в отношении второй
функции есть некоторые замечания.
Далеко не всякая семья заканчивает
свое существование естественным
путем, т.е. из-за смерти одного
из супругов. Нередко распад семьи
происходит в следствии вдовства
или развода. Первое мало изучено,
что же касается развода, то эта проблема
привлекает ученых из самых разных отраслей
знания, таких, как демография, социология,
история, этнография. Здесь мы попробуем
выделить социально-психологич ский аспект
этой проблемы.
Прежде всего, к называвшимся «факторам
риска», влияющим на стабильность брака,
следует отнести мотивы развода, которые
выявляются через прямые, закрытые вопросы,
обращенные к разводящимся супругам. Ответы
молодых супругов позволяют говорить
о том, что немаловажное значение в процессе
принятия решения о разводе имеют мнения
других людей, материальные соображения,
возможность лучшего проведения досуга
профессионального роста, злоупотребление
алкоголем одного из супругов.
Другой важной проблемой развода
является его процессуальная сторона.
Большая часть фаз, стадий, этапов развода,
приводимых в таблице, носит внутриличностный,
индивидуальный характер, но в тоже время
наблюдаются взаимодействие, перестройка
отношений с другими людьми.
Не менее важной социально-психологической
проблемой межсупружеское взаимодействие
в процессе распада брака. Можно выделить
позиции разводящихся супругов:
«аутсайдеры»
- т.е., кто против развода;
«договорившиеся»
- ориентированные по согласованию с партнером;
«автономисты»
- принимающие решения о разводе без учета
решения супруга;
«пассивные»
- воспринимающие развод как нечто совершившиеся
помимо их воли.
Дж.Дедерико была разработана
более сложная типология межсупружеского
взаимодействия – объектом анализа
выступали разделяющие супружеские
пары, которую можно представить в виде
следующей таблицы:
Наиболее
часто у молодых супругов встречаются
комплексно-смешанные стили взаимодействия.
При этом и муж, и жены рассматривают
другого супруга как «провокатора»,
подталкивающего семьи к разводу.
И те и другие чаще отмечают у себя вербальную
активность, а у супруга – поведенческую.
Или же считают, что слова и действия супруга
противоречит друг другу.
Немаловажный аспект развода
– его последствия, которые
можно разделить на три относительно
независимые группы: для супругов, для
их детей и для общества.
Есть основание полагать, что
нередко период, непосредственно
предшествующий разводу, переживается
супругами более тяжело, чем жизнь после
развода.
Впоследствии
среди разведенных оказываются
выше, чем среди другого брачного статуса,
такие неблагоприятные показатели, как
смертность, заболеваемость (физическая
и психологическая), уровень самоубийства,
количество катастроф и т.д.
Что касается последствий распада
родительской семьи для ребенка,
то в обыденном сознании присутствует
убеждение в их однозначно-негативно
характере. Вместе с тем на эмпирическом
уровне эта проблема остается малоизученной.
Однако некоторые выводы можно сделать.
Во-первых, исследованиями установлено,
что более мощное негативное влияние на
детей оказывает не отсутствие одного
из родителя и не са и т.д.................