Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
реферат Новые подходы к проблеме человеческого капитала
Информация:
Тип работы: реферат.
Добавлен: 13.10.2012.
Год: 2010.
Страниц: 9.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Министерство образования
Российской Федерации
Федеральное агентство
по образованию
ГОУ РПО
Тамбовский Государственный
Технический Университет Кафедра
«Экономический анализ»
РЕФЕРАТ
по дисциплине
:«Основы научных исследований»
на тему:
« НОВЫЕ ПОДХОДЫ
К ПРОБЛЕМЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА»
Выполнил:
студент группы Ф-13 Пучнина
Я.А. Проверил:
Дробышева В.В.
Тамбов 2009
СОДЕРЖАНИЕ………………..…2
ВВЕДЕНИЕ ………..……
3
1.
Обзор дискуссии среди экономистов Х1Х-ХХ
веков по теоретическим подходам к анализу
человеческого капитала………..5
2.Понятие человеческого
капитала ………15
3.Развитие методов
количественной оценки человеческого
капитала ……..18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………….25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………27
3
ВВЕДЕНИЕ
Перспективы мировой
экономики в XXI в. определяются характером
перехода стран
к новому этапу развития производительных
сил: от индуст-
риальной стадии,
где доминировало крупное механизированное
машинное
производство, к
постиндустриальной, где будут превалировать
сфера услуг,
наука, образование
и т.д. Производство материальных благ,
безусловно,
сохранит свою
значимость, но его экономическая
эффективность будет определяться в первую
очередь использованием высококвалифицирован ых
кадров, новых знаний, технологий и методов
управления.
Таким образом,
на передний план выдвигается способ
производства и передачи знаний и, собственно,
сам человек - его интеллектуальный потенциал.
По расчетам Всемирного банка, в составе
национального богатства США основные
производственные фонды (здания и сооружения,
машины и оборудование) составляют всего
19%, природные ресурсы - 5, а человеческий
капитал -76%. В Западной Европе соответствующие
показатели - 23, 2 и 74%; в России - 10,40 и 50%1.
Поэтому все большая часть исследователей
считает человеческий капитал самым ценным
ресурсом постиндустриального общества,
гораздо более важным, чем природное или
накопленное богатство. Уже сейчас во
всех странах человеческий (интеллектуальный)
капитал предопределяет темпы экономического
развития и научно-технического прогресса.
Соответственно усиливается и интерес
общества к системе образования как основе
производства этого капитала.
Несмотря на
безусловную востребованность теории
человеческого капитала, разрабатывается
она в основном американскими и английскими
учеными. Вклад российских экономистов
в ее развитие пока достаточно скромен.
4
Глубокий трансформационный
кризис, который вот уже более
12 лет переживает наша экономика, заставил
многих российских ученых иначе взглянуть
на роль человеческого капитала и системы
образования в жизни современного общества.
Как итог - последние годы и у нас ознаменовались
повышенным исследовательским интересом
к проблемам человеческого капитала. Однако,
к сожалению, все более популярной становится
точка зрения, что высшее образование
дает отдачу скорее личности, нежели обществу,
поэтому и должно быть привлекательным,
прежде всего для частного инвестирования,
причем вектор развития должен быть ориентирован
на коммерциализацию высшей школы.
Парадокс
сегодняшней ситуации заключается
также в том, что наблюдается
явное несоответствие между возможностями
экономического роста (огромным природно-ресурсным
потенциалом России, высоким интеллектом
общества, уникальным геополитическим
положением) и реальным состоянием ее
национальной экономики. Задавая вопрос:
как смогла наша страна после самой страшной
и разрушительной войны за 10 лет стать
второй промышленной и научно-технической
державой мира, академик РАНД. Львов справедливо
замечает: причин много, но главная - это
советская система образования. "Россия
может иметь достойное будущее, но лишь
на пути сохранения и развития образования"2.
5
2.Обзор дискуссии
среди экономистов Х1Х-ХХ веков по теоретическим
подходам к анализу человеческого капитала
Дж.Р. Маккуллох
(J.R. McCullosh) ясно определил человеческие
существа как капитал: "Вместо того,
чтобы понимать капитал как часть
продукции промышленности, несвойственной
человеку, который мог бы быть сделан
применимым для его поддержки
и способствовать производству, кажется,
не существует каких-либо обоснованных
причин, по которым сам человек
не мог бы им считаться, и очень
много причин, по которым он может
быть рассмотрен как формируемая
часть национального богатства".
Кроме того, он отмечает
существование тесной аналогии между
общепринятым и человеческим капиталом,
считая, что инвестиции в человеческие
существа должны иметь темп оборота,
согласующийся с темпом оборота
других инвестиций, плюс нормальный темп
оборота, определенный рыночной процентной
ставкой в течение возможной
жизни индивидуума.
Нассау Сениор
(Nassau Senior) предполагал, что человеческие
существа могут успешно трактоваться
как капитал. В большинстве своих
рассуждений на эту тему он брал
в этом качестве мастерство и приобретенные
способности, но не самого человека. При
случае, тем не менее, он трактовал
сами человеческие существа как капитал
с затратами на содержание, вкладываемыми
в человека с ожиданием получения
выгоды в будущем.
Он утверждал,
что существует очень маленькая
разница между рассуждениями
о ценности раба и ценности свободного
человека.
6
Принципиальная
разница заключается в том, что
свободный человек продает самого
себя на определенный период времени
и только в определенном отношении,
в то время как раб продается
на всю его жизнь.
Генри Д. Маклеод
рассматривал производящего человека
как фиксированный капитал. С
его точки зрения, если этот человек
не является продуктивным, то не подвержен
экономическому анализу. Это мнение
резко противоречит мнению Леона
Вальраса, который включал все
человеческие существа в капитал. А
ценность, или цена, этих человеческих
существ, говорил Вальрас, определяется
подобно другим капитальным товарам.
Кроме того, Вальрас
был лишен внутреннего нежелания,
подобно некоторым экономистам,
рассматривать человеческие существа
как капитал. Он доказывал, что чистой
теории "присуще полное абстрагирование
от рассмотрения справедливости и практической
целесообразности”, и призывал “рассматривать
человеческие существа исключительно
с точки зрения меновой стоимости".
Иоганн Г. фон
Тюнен (J.G. Von Thunen) также отмечал нежелание
отдельных экономистов оценивать
человеческие существа в деньгах. Но
из этого нежелания, говорил он, "проистекает
недостаток ясности и путаность
понятий в одной из наиболее важных
областей политической экономии"." олее
того, может оказаться, что свобода
и достоинство людей могли
бы быть успешно обеспечены, если бы
они были субъектами законов о
капитале".
Фон Тюнен предполагал,
что многие социальные институты
могли быть отменены, если бы затраты,
которые увеличивают производительность
труда, рассматривались в аналитической
схеме человеческого капитала. Капитализированная
ценность этих расходов, кроме того,
должна быть включена как часть в
агрегированный запас капитала.
7
Интересно отметить,
что как в этом случае, так и
в ряде других в последующем наличие
этой идеи присуще сентиментализму,
хотя многие современные авторы утверждают
отсутствие понятия человеческого
капитала в главном потоке экономического
мышления в сентиментализме.
Хотя Альфред
Маршалл допускал, что оценки капитализированной
стоимости человека могут быть полезными,
и рассматривал их в явном виде
по методу капитализации чистого
заработка (потребление вычиталось
из заработка до капитализации), он
отбросил это понятие как "нереалистическ е",
поскольку человеческие существа не
продаются на рынке.
Человеческие
существа включались Ирвином Фишером
(Jrving Fisher) в определение капитала.
Капитал, как он утверждал, является
"полезным предназначенным материальным
объектом", и, следовательно, поскольку
человеческие существа обладают этой
характеристикой, последовательность
в рассуждениях требует их включения
в понятие капитала. Более того,
мастерство индивидуума не является
капиталом - добавкой к самому индивидууму.
Существует, говорил И. Фишер, обученный
индивидуум, который должен быть включен
в понятие капитала.
Все это выдвигает
интересный вопрос: является одним
и тем же стоимость мастерства
и полезных способностей и стоимость
самого индивидуума? Эдвард Денисон (E.
Denison) предполагает, что говорить о
технологическом прогрессе, воплощенном
в физическом капитале, значит просто
ссылаться на изменения в качестве
основных фондов (капитальных товаров).
Такая аналогия может быть применена
и к человеческим существам. Мастерство
и приобретенные способности
воплощены в человеческих существах
и, предположительно, увеличивают их
качество, как производительных единиц.
8
Если ценность
определяется как "чистая прибыль"
для общества, где превышение валового
выпуска над валовым потреблением
даёт чистую прибыль, сумма мастерства
или полезных способностей будет
увеличивать прибыль, в то время
как добавление к ним индивидуума
увеличивает не только выпуск, но и
потребление. Ценность мастерства и
полезных способностей и ценность индивидуума,
если и то и другое измерено величиной
чистой добавленной прибыли, в этом
случае может быть различной.
Так или иначе,
берутся ли только мастерство и приобретенные
способности или их владелец, для
определения человеческого капитала
это является относительно неважным.
Однако в некоторых случаях различие
между мастерством и приобретенными
способностями, с одной стороны,
и человеком, с другой, важно, например,
для целей налогообложения, что
отмечает Б.Ф.Кикер.
Человеческий
капитал, по С.С. Хюбнеру, может иметь
такое же научное толкование, какое
имеет обычный капитал. Его операционное
определение может быть получено
"капитализацие стоимости человеческой
жизни с помощью облигаций, придав
им пожизненную ренту (для данной
рабочей силы) и обращаемость (как
источнику кредита), рассматривая их
по принципу обеспечения и используя
метод амортизационных фондов для
обеспечения реализации рассматриваемого
объекта, если только человек имеет
перспективу будущей деловой
активности, а его семья - обязательства
перекрыть существующий риск неопределенности
длительности человеческой жизни”.
9
В теории общего
равновесия с постулированными краткосрочными
договорами предприниматели не заинтересованы
в инвестициях в рабочую силу.
Но в последнее время факторы
долгосрочного роста широко признаются
в качестве доминирующих в регулировании
деловой активности. Как отмечают
некоторые западные экономисты, предприниматели
все лучше осведомлены о важности
инвестиций, которые становятся "интегрированной
частью человека", и это осознание
приводит к освобождению роста инвестиций
в человеческие существа.
Следовательно,
симметричное рассмотрение приобретенных
способностей человека и обычного капитала
привычно для многих экономистов.
Вудс и Метцгер
показали, что симметричность в рассмотрении
как человеческого, так и обычного
капитала достигается только при
условии использования категорий
"обесценения&q ot;, "сохранения&quo ;
и "выбытия". Затраты на сохранение
учитываются, когда затраты на потребление
вычитаются из заработка, а обесценение
с выбытием учитываются способом,
в котором оценивается средний
заработок: "этот фактор (обесценение
и выбытие) вводится в рассмотрение
подсчетом средней ежегодной
зарплаты рабочих, которая включает
низкую заработную плату старых рабочих
наряду с высокой зарплатой более
эффективных производителей. Первые,
естественно, получают меньшие оклады
и заработную плату, чем здоровые
и производительные рабочие в
первую половину своей жизни, но заработки
последних разбавляются в "среднем"
более низкими заработками первой
группы и тех очень молодых
рабочих, которые еще не имеют
квалификаций".
В результате эти
учёные делают вывод, что денежная стоимость
населения является наибольшим активом
страны и что “общественно-заинтересованные
в национальном благосостоянии граждане
и студенты активно поддерживают
прогресс, способствующий сохранению
человеческой жизни и наслаждению
10
имеющимся здоровьем,
с тем, чтобы жизнь производительных
индивидов была продлена и, следовательно,
прибавлена к благосостоянию общества".
Этому заключению
противоречат мнения некоторых современных
экономистов, которые утверждают, что
дальнейшее возрастание затрат на здравоохранение
в развитых странах "будет производить
здоровье, но не благосостояние и, следовательно,
в экономическом смысле, будет
не вполне продуктивно".
Некоторые авторы
использовали оценки капитальной стоимости
человека при оценке потерь в первой
мировой войне. "Человек - это капитал,
- говорил Ив Гийот, - и общество должно
быть заинтересовано в уменьшении смертей
не только по гуманитарным, но и по экономическим
причинам". Эрнст Богарт утверждал,
что оценка денежной стоимости человеческих
жизней, потерянных в войне, является
"методом сомнительной статистической
уместности", тем не менее, он считал,
что только денежная оценка этих потерянных
в войне жизней может помочь осознать
их громадную экономическую важность.
Гарольд Боаг рассматривал
вопрос о том, корректно ли "включать
в оценки уменьшения капитала, как
стоимости войны, потери человеческих
жизней". Он сделал вывод, что это
правильно, так как имеется тесная
аналогия между "материальным и человеческим"
капиталом. Более того, Боаг сформулировал
несколько важных вопросов, относящихся
к оцениванию человеческого капитала:
первый - метод оценивания должен зависеть
от целей, для которых оценки будут
использоваться; второй - должна соблюдаться
осторожность в проведении расчетов
по статьям как для человеческого,
так и для обычного капитала; третий
- должно быть принято во внимание взаимовлияние
стоимостей обычного и человеческого
капитала .
Боаг также
отмечал, что метод капитализации
заработков в оценивании человеческого
капитала является более предпочтительным,
поскольку с его 11
помощью оценивается
стоимость материальных вещей, в
то время как метод стоимости
производства может включать затраты
на индивидуума в отрыве от их влияния
на увеличение его способности зарабатывать.
"Валовой" метод, с его точки
зрения, является более предпочтительным
в случае оценивания денежных потерь
в результате войны: "в расчетах
материальных потерь потери дохода обычно
сравниваются с общим национальным
доходом, а не с национальными
сбережениями, и, следовательно, часто
лучше рассматривать капитализированную
стоимость уменьшения валового дохода,
а не прибавочного".
Хотя Нассау
Сениор ранее отмечал это, Гарольд
Боаг был первым, кто четко определил
одну из трудностей, связанных с
методом оценки человеческого капитала
по стоимости производства: явно невозможно
определить, как много затрат на
образование, содержание и т.п. точно
необходимо для производства получателя
дохода, рассматриваемого отдельно от
его способностей "любить, наслаждаться,
восхищаться, которые могут не сопутствовать
производству материального богатства".
Аналитическая
схема человеческого капитала используется
западными экономистами для тех
же самых целей, что и обычный
капитал, а именно для показа экономической
выгодности миграции, инвестиций в
здоровье, предотвращение преждевременных
смертей, в образование и т.п.
Интересная дискуссия
произошла в США в конце
прошлого века о денежной ценности
иммигрантов для Соединенных
Штатов.
Существовало
всеобщее мнение, что иммиграция экономически
выгодна для США, и это находилось
в соответствии со свойствами концептуальной
схемы человеческого капитала. Существовали,
тем не менее, некоторые вопросы,
касающиеся степени выгодности и
методов исчисления денежной ценности
иммигрантов.
12
Фридрих Капп (Fridrich
Kapp) использовал метод стоимости
производства Энгеля без учета обесценения
и затрат на содержание человека для
оценки капитальной стоимости иммигрантов,
прибывающих в США. Он заключил, что
если уровень иммиграции останется
прежним, то страна будет получать примерно
миллион долларов в день в стоимости
человеческого капитала.
Чарльз Л. Брейс
критиковал подход Каппа к оценке
иммигрантов. Он указывал, что капитальная
стоимость объекта не определяется
исключительно стоимостью его производства,
но определяется также спросом на
него, следовательно, каждый иммигрант
имеет ценность для страны, равную
капитализированной разнице между
его вкладом в производство и
затратами на свое содержание.
Мейо-Смит применял
процедуру Фарра капитализации
чистых заработков и считал, что
иммигрант, имеющий способности
и ищущий возможность их применить,
обладает денежной ценностью, не меньшей
затрат на его производство, для
страны, в которую он приезжает. Вместе
с тем он отмечал, что этот метод
дает ошибки, так как капитализированная
стоимость будущих заработков иммигрантов
зависит от существующих возможностей
получить работу, не лишая её других
рабочих. Иначе, считал он, запас человеческого
капитала в стране, принимающей иммигрантов,
не будет возрастать.
В первой четверти
двадцатого века появилось несколько
работ, авторы которых использовали
аналитическую схему человеческого
капитала в попытках определить денежные
потери из-за могущих быть предотвращенными
болезней и смертей. Их мысль сводится
к тому, что болезни и преждевременные
смерти приводят к потерям человеческого
капитала и что эффект от его накопления
может быть увеличен путем предупреждения
и отсрочки болезней и смертей
в той степени, в какой это
возможно.
13
Рассматривая
проблемы образования, Дж.Р. Уолш отметил:
"Со времен сэра Вильяма Петти
многие экономисты включали человека
в категорию фиксированного капитала,
поскольку подобно капиталу человек
требует затрат на создание и служит
для возвращения этих затрат с
прибылью. Это заключение, тем не
менее, выводится в общих понятиях,
отношение устанавливается для
всех людей, как к капиталу, и для
всех видов расходов на воспитание
и обучение, как его стоимости".
Уолш особенно
интересовался вопросами экономического
значения высшего образования, изучаемыми
в последние десятилетия Т.В. Шульцем,
Г. Беккером и другими западными
экономистами.
Уолш проверял,
являются ли затраты на образование
человека для его профессиональной
карьеры инвестициями в капитал,
производимыми с целью получения
прибыли, с установлением рыночного
равновесия и являются ли они откликом
на те же мотивы, которые приводят к
инвестициям в обычный капитал.
Он утверждал, что они являются таковыми.
Для проверки своей гипотезы он взял
данные о заработках людей с разными
уровнями образования. Их капитальная
оценка была получена с помощью метода
капитализации заработков для каждого
уровня возрастов, при которых заканчивается
образование.
Стоимость различных
уровней образования Уолш вычислил
методом стоимости производства
и затем сравнивал эту стоимость
и капитальную ценность, предполагая,
что они стремятся друг к другу.
Уолш нашел, что
ценность образования в колледже
превосходит стоимость его приобретения.
Он вычислил также капитальную ценность
и стоимость профессионального
обучения и нашел, что стоимость
превосходит ценность для людей,
имеющих научные степени магистра,
доктора и т.д.
Причину Уолш видел
в том, что рассматривается только
денежный оборот, а ученые с этими
степенями получают особое удовлетворение
и 14
потребительские
ценности, например, возможность путешествовать,
длительные отпуска и каникулы, разного
рода услуги. Учет этих факторов будет
увеличивать капитальную ценность
и приближать оценку ценности к стоимости.
Ценность превосходит стоимость
для инженеров, людей со степенью
бакалавра и юристов, так как
имеет место краткосрочное превышение
спроса на эти профессии над их
предложением и со временем, по мере
подготовки специалистов по данным профессиям
будет обучено больше людей и
ценность станет равной стоимости.
15
3.Понятие
человеческого капитала.
Не вдаваясь
в нюансы трактовки категории
"человеческий капитал"3,
примем за основу подход С. Дятлова, определившего
человеческий капитал как "сформированный
в результате инвестиций и накопленный
человеком определенный запас здоровья,
знаний, навыков, способностей, мотиваций,
которые целесообразно используются в
той или иной сфере общественного воспроизводства,
содействуют росту производительности
труда и производства, и тем самым влияют
на рост доходов (заработков данного человека4).
По вопросу
состава человеческого капитала
у экономистов нет единого
мнения. Так, Г. Беккер предлагает выделять
в нем капитал образования (знания
общие и специальные), капитал
здоровья, капитал профессиональной
подготовки (квалификация, навыки, производственный
опыт), капитал миграции, а также обладание
экономически значимой информацией и
мотивацией к экономической деятельности.
Л. Туроу включает в человеческий капитал
такие черты, как "уважение к политической
и социальной стабильности". В. Марцинкевич
анализирует влияние на созидательный
потенциал человека его активности, ответственности,
честности, коллективизма, коммуникабельности5.
И. Ильинский предлагает выделять в человеческом
капитале образование,
здоровье и
общую культуру6.
16
Несмотря на
явную противоречивость понимания
структуры человеческого капитала, все
исследователи единодушны в признании
доминирующего значения образовательного
фактора, то есть знаний, навыков, умений
и способности к их восприятию и периодическому
обновлению - всего того, что закладывает
в человеке формальное образование. Многие
исследователи пытались отделить влияние
образовательного фактора на рост будущих
доходов от влияния социального происхождения,
здоровья и способностей. Использовались
различные методики и модели, но результаты,
к которым приходят разные авторы в отношении
значения образовательного фактора, практически
совпадают: суммарное воздействие всех
факторов, за исключением образования,
составляет не более 40%, а 60% разницы в доходах
человека объясняется уровнем его образования7.
Итак, все согласны, что сфере образования
принадлежит наиболее мощный кумулятивный
вклад в рост будущих заработков индивидуума.
Кроме того, повышение образования опосредованно
увеличивает капитал здоровья человека
и его социальное благополучие. Поэтому
некоторые исследователи прибавляют 15-20%
к определенным ранее 60%; высказывают мнение,
что совокупный вклад образования в рост
будущих доходов общества и индивидуума
составляет не
менее 75-80%8.
Таким образом,
логично утверждать, что образование
является ведущей отраслью производства
человеческого капитала, фундаментом
будущего благополучия человека и всего
общества. Именно поэтому в постиндустриальных
странах, прежде всего в США, сформировался
своеобразный культ образования, питаемый
не только общественным 17
мнением, регулярными
встречами президента с лучшими
студентами, аспирантами, преподавателями
и представлением их как "интеллектуально о
достояния нации", но и постоянной популяризацией
американской системы образования как
лучшей в мире и эталоном для других стран.
Как известно, одним
из основополагающих принципов этой
теории является обнаруженная аналогия
между инвестициями в человеческий
и физический капитал. При этом процесс
получения образования и квалификации
рассматривается как процесс капиталовложений
с окупаемостью в будущем (отсюда и термин
"инвестиции в человеческий капитал").
Несмотря на сохранение некоторых различий
между этими капиталами, таких как отсутствие
возможности ипотеки и прямой продажи
человеческого капитала, а также невозможность
определения индивидуумом риска инвестиций
в различные компоненты своего капитала,
в остальном они действительно очень схожи.
Например, как человеческому, так и физическому
капиталу присуще свойство приносить
в будущем прибыль, быть подверженным
колебаниям рынка и даже обесцениваться.
Таким образом, данная теория допускает
применение понятия доходности к человеческому
капиталу точно так же, как и к физическому.
18
4.Развитие
методов количественной оценки человеческого
капитала
Развитие современной
экономической теории характеризуется
колоссальным увеличением количества
работ посвященных проблеме расширенного
воспроизводства рабочей силы. Неоклассическая
школа развивает теорию потребительской
деятельности, в том числе теорию
“инвестиций в человека” и
теорию “производства человеческого
капитала”. Как отмечает В. Гойло; “авторы
этих доктрин значительное место
в своих исследованиях отводят
технико-экономическ м разработкам
прикладного назначения, и в ряде
случаев их представления в данной
области отражают реальные естественнонаучные,
в том числе технические, элементы,
как самого
строения главной
производительной силы общества, так
и процессов, структуры и границ
ее производства и воспроизводства”.
Неоклассическая
школа занимается построением моделей
индивидуального потребления на
основе потребительских функций, зависящих
от размера дохода, процентной ставки,
от отношения вещного богатства
к доходу и прочих факторов, касающихся
вкусов потребителей и предпочтений
к текущему потреблению за счет накопления.
Теория потребительской деятельности,
развиваемая этой школой, используется
для изучения “поведения потребителя”
с точки зрения отдельного капиталиста.
В 60-х годах
Кэлвин Ланкастер выдвинул новую
концепцию в теории “потребительской
деятельности”, включив в сферу
рассмотрения труд самого потребителя
и членов его семьи, в частности
“труд в домашнем хозяйстве”. Сторонники
новой концепции отмечают, что
только около 30 % времени, затрачиваемого
работниками наемного труда, приходится
на рабочее время, остальные 70 % времени
расходуются в сфере досуга и
потребления.
Если же взять
все население, самодеятельное и
несамодеятельное, то не более 15 % всего
общественного времени приходится
на рабочее время, остальное время
расходуется в сфере воспроизводства
рабочей силы. 19
Среди имен западных
экономистов, которые рассматривали
людей или их мастерство как капитал,
имеются такие хорошо известные
в истории западной экономической
мысли авторы, помимо Вильяма Петти
и Адама Смита, как Жан-Батист
Сэй, Нассау Сениор, Фридрих Лист, Иоганн
фон Тюнен, Вальтер Багехот, Эрнст
Энгель, Генри Сиджвик, Леон Вальрас
и Ирвинг Фишер. В основном использовались
два метода стоимостных оценок человеческих
существ: стоимость производства и
процедура капитализации заработка.
Первая процедура заключается в
оценивании реальных затрат (обычно чистого
расхода средств существования (net
of maintenance)) на “производство” человека;
вторая - заключается в оценивании
настоящей (приведенной к настоящему
моменту времени) ценности будущего
потока доходов индивидуума (чистого
или валового дохода).
Вильям Петти
оценивал величину запаса человеческого
капитала капитализацией заработка
как пожизненной ренты, с рыночной
ставкой процента; величину заработка
он определял путём вывода личного
дохода из национального дохода.
Уильям Фарр
усовершенствовал методику В. Петти
для оценивания человеческого капитала.
Его метод заключался в исчислении
сегодняшней стоимости будущих
чистых заработков индивидуума (будущие
заработки минус личные затраты
на жизнь), причем Фарр брал поправки, учитывающие
возможность смерти, в соответствии
с коэффициентами смертности.
Эрнст Энгель предпочитал
метод цен производства для оценивания
денежной ценности человеческих существ.
Он считал, что выращивание детей
стоило затрат их родителям, эти затраты
могут быть оценены и взяты
как мера денежной стоимости детей
для общества.
Как бы то ни было,
не имеется простого и непосредственного
отношения между затратами на
производство и соответствующей
экономической ценностью. Все это
особенно верно для человеческих
существ, стоимость 20
производства
которых не предусмотрена непосредственно
с точки зрения экономической
цели.
Также видится
очень мало пользы в методе цены
производства для оценивания человеческих
существ как таковых, тем не менее
модифицированный подход Э. Энгеля полезен
в оценивании компонентов человеческого
капитала, таких как капитализированные
услуги здравоохранения и образования.
Теодор Витстейн
рассматривал человеческие существа как
основные фонды (капитальные товары)
и использовал подходы к оценке
человеческого
капитала, разработанные
У. Фарром (капитализированный заработок)
и Э. Энгелем (цена производства). Интерес
Т. Витстейна к концепции человеческого
капитала сформировался под влиянием
потребностей сферы страхования жизни
и необходимости разработки справочных
таблиц, используемых для расчётов величин
исков на компенсацию за потерю жизни.
Он предположил, что величина заработка
за время жизни индивидуума равна затратам
на его содержание плюс затраты на образование.
Этот подход порождает такие оценки человека,
которые неизбежно равны нулю в момент
его рождения.
Витстейном выведены
следующие формулы:
где а - годовые
расходы на потребление, включая
образование на одного взрослого
немца определенной профессии;
r = (1+i), где i -
рыночная процентная ставка;
P=1/r; 21
Ln - число
людей в возрасте n в таблице жизни;
Rn - величина
стоимости одноталерной ренты человека
в возрасте n, приобретенной им в момент
своего рождения (для данного r);
Х - величина будущего
дохода на одного человека определенной
профессии;
N - возраст, в
котором человек вступает в
трудовую жизнь.
Т. Витстейн предположил
для простоты, что а и Х являются
постоянными на протяжении жизни
индивидуума, что первое уравнение
(которое основывается на производственных
затратах) может быть использовано
для
оценки стоимости
человека в денежных единицах при N>n,
в то время как при N<n более
просто использовать второе уравнение
(основывающееся на доходах).
Можно отметить
неудовлетворительно ть основного
положения, заключающегося в том, что
заработок за время жизни человека
и расходы на его содержание равны.
Следует указать и на то, что
какое-либо комбинирование методов
капитализации заработков и цены
производства является порочным, создающим
возможность удвоения величины.
Американские
экономисты и социологи Луис Дублин
и Альфред Лотка также работали
в сфере страхования жизни
и отметили ценность подходов У. Фарра
и Т. Витстейна к исчислению человеческого
капитала для определения сумм при
страховании жизни.
Они вывели следующую
формулу:
где V0 - ценность
индивидуума в момент рождения;
22
- ценность в данный момент
одного доллара, полученного через
х лет;
Рх - вероятность
дожития человека до возраста х;
Yx и т.д.................