Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
курсовая работа Возникновение экономической теории
Информация:
Тип работы: курсовая работа.
Добавлен: 13.10.2012.
Год: 2010.
Страниц: 8.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………...2
1.
Возникновение экономической теории……….…4
2.
История экономики как наука……….………...10
3.
Предмет и метод экономической теории….………...………...14
4.
Проблемы современного этапа
развития экономической теории...17
Заключение………..……….………………22
Список
использованной литературы………..………24
Введение
Экономика
- это особая сфера общественной
жизни со своими законами, проблемами
и противоречиями. В этой сфере
формируется экономический потенциал
общества, производятся различные блага
для удовлетворения физиологических и
духовных потребностей людей.
Великий
английский экономист конца XIX и
первой половины уходящего столетия
Альфред Маршалл образно сравнил
экономику с театром, где актерами
являются сами зрители, а эффект спектакля
зависит от сценария, режиссера-постановщик
и игры актеров, то есть населения. Экономическая
наука и призвана осмысливать, отражать
этот сложный противоречивый процесс,
находить пути к разумному использованию
природных и человеческих ресурсов с наибольшей
пользой для общества. В отличие от театра
экономика есть то, что формирует потребность
в самом театре.
Экономическая
наука как и медицина, технические
науки или любая другая область
исследования жизни, не дает все же
полного понимания всех тех явлений,
с которыми она имеет дело. В экономической
науке ограниченность понимания обусловлена,
в частности, необходимостью опираться
в основном на не экспериментальные данные,
а также разнообразием и подчас непредсказуемостью
человеческого поведения.
Для
многих поколений советских людей основным
источником экономических знаний была
политическая экономия, состоящая из двух
разделов: капитализма и социализма. Случилось
так, что экономическая теория была подменена
традиционными догмами, схоластическими
представлениями и декларативными положениями.
Отвергались все достижения современной
экономической мысли как несостоятельные,
противоречащие марксизму-ленинизму.
Сегодня
интерес образованных людей к
экономической теории все более
возрастает. Объясняется это теми
глобальными переменами, которые происходят
во всем мире. П. Самуэльсон в известном
всему миру учебнике "Экономикс"
писал, что человек, систематически не
изучавший экономическую теорию, подобен
глухому, пытающемуся оценить музыкальное
произведение.
Понимание
событий, происходящих в России, требует
умения оперировать большими пространственными
и временными масштабами. Многое, хотя
и не все, происходящее можно лучше понять,
если принимать во внимание экономические
аспекты мировой истории и современной
жизни.
Поэтому
важно изучение истории возникновения
экономических знаний и проблематику
их развития.
В
своей курсовой работе я рассмотрю
не только историю возникновения
экономических знаний и этапы
развития экономической теории, но
и рассмотрю проблематику современного
развития экономической теории.
1.
Возникновение экономической
теории
1.
Первый этап - экономия. Экономическая
наука сначала возникла как наука про
экономию, умелое ведение домашнего хозяйства.
Ее целью было воспитание у граждан рационального
ведения своего хозяйства (этот термин
встречается еще в трудах Аристотеля в
эпоху рабовладельческого строя). В эпоху
феодализма экономическая наука трактовалась
с позиций Священного писания. В библейских
текстах «справедливая цена на товар рассматривалась,
например, с точки зрения христианских
норм морали, а ростовщичество осуждалось
как противоестественное обогащение и
как явление, которое губит человеческую
душу».
Экономическая
теория как наука (т.е. систематизированное
знание о сущности экономики) возникла
в 17-18 вв. в период становления капитализма. Меркантилизм.
В Англии, Италии, Франции и др. странах
первоначально возникла теоретическая
школа – меркантилизм (от итал. «мерканте»
– торговец, купец). Она считала, что богатство
людей – это золото, деньги, за которые
все можно купить. Такие представления
были не случайны. Они соответствовали
начальному виду капиталистической деятельности
– международной торговле, приносящей
большие доходы. Здесь прирост богатства
был очевиден. В то время товары в одной
стране покупались по более низким ценам,
а в другой продавались по более высоким.
Меркантилисты советовали государству
расширять торговлю и накапливать золото
в стране.
Французский
меркантилист Антуан де Монкретьен (1575-1621
гг.) дал экономической теории название
«политическая экономия» (где определение
«политическая» образовано от греческого
«политика» – искусство управлять государством),
что означало: наука государственного
управления экономикой. Этим подчеркивалось
активное участие государства в хозяйственной
деятельности. Физиократы.
Другое направление экономического учения,
возникшего как реакция на меркантилизм,
было представлено в трудах физиократов
(от греч. физио – природа, и крат – власть).
Основатель этого направления – Кенэ.
Примечательным для этого учения явилось
то, что они перенесли исследование происхождения
прибавочного продукта из сферы обращения
в сферу производства, но ограничили ее
только сферой земледелия. Промышленность
они считали непроизводительной отраслью. 2.
Классическая политическая
экономия. Меркантилизм исторически
изжил себя в новую эпоху, когда в экономике
стал господствовать не торговый, а промышленный
капитал. Ему на смену пришла классическая
политическая экономия. Это направление
экономической теории признавало действительным
источником богатства производство материальных
благ. Оно стало рассматривать хозяйственную
деятельность в виде производства, распределения
обмена и потребления полезных вещей.
Классическая политическая экономия перешла
к исследованию сущности экономических
явлений (например, обмена товаров на деньги)
и законов хозяйственного развития.
Выдающимся
основоположником английской классической
политической экономии является Адам
Смит (1723-1790 гг.). Он впервые систематизировал
научные знания и изложил их в
книге «Исследование о природе и причинах
богатства народов». После этого экономическая
теория стала преподаваться в высших учебных
заведениях.
В
эпоху, когда в Европе царил феодальный
гнет и произвол, А.Смит смело выступил
за торжество нового общественного
устройства, в котором развитие хозяйства
идет в соответствии с объективными законами
экономики. Естественным порядком в области
экономической жизни он считал господство
частной собственности, свободную конкуренцию
и свободную торговлю, невмешательство
государства в хозяйственную деятельность.
Классическая
политическая экономия создала свое
учение о богатстве общества. Она
установила, что природа, образно
говоря, «мать» богатства. Она снабжает
людей средствами жизни (рыба, плоды,
руды и т.д.). «Отцом» богатства был
провозглашен труд (английский экономист
Петти). Он явился зачинателем трудовой
теории стоимости.
Идеи
А.Смита в последующем были развиты
другим английским экономистом Давидом
Рикардо (1772-1823 гг.) В работе «Цена
золота» он заложил основы количественной
теории денег, где он с критических позиций
излагал свои суждения по теории стоимости,
зарплаты, капитала, земельной ренты и
т.д.
Близким
к представителям классической политической
экономии является английский экономист
Милль (1806-1876 гг.). Он считал, что законы
производства не зависят от социально-экономичес ого
строя, тогда как распределение можно
регулировать. Стоимость он сводил только
к издержкам производства, был сторонником
реформ, сдерживающих рост народонаселения.
Английская
политэкономия создала трудовую теорию
стоимости. В ней утверждалось, что труд
работников, производящий товары, создает
их стоимость. Последняя соизмеряет между
собой товары и деньги. Применяя трудовую
концепцию стоимости к изучению капиталистической
экономики, А. Смит основал теорию прибавочной
стоимости. Он считал, что фабричные рабочие
своим трудом создают новую стоимость.
Последняя лишь частично достается им
- (заработная плата), остальную часть -
прибавочную стоимость - присваивают капиталисты.
Французский
экономист Жан Батист Сей (1767-1832 гг.)
- основной труд – «Трактат политической
экономии». В нем он полностью отошел от
трудовой теории стоимости, отождествив
последнюю с полезностью вещи. В ее создании
участвуют 3 фактора: труд, капитал, природа,
приносящие социальные доходы, заработная
плата, прибыль и земельную ренту. Следует
заметить, что эту теорию широко используют
современные экономисты на Западе. Сей
трактовал производство как чисто технический
процесс, не признавал неизбежности экономических
кризисов, был сторонником свободной торговли. Марксизм.
Учение английских классиков по-новому
продолжил Карл Маркс (1818-1883гг.). В своем
главном труде «Капитал», над которым
он работал 40 лет, он глубоко и всесторонне
разработал теорию прибавочной стоимости
и теорию стоимости, опираясь на фактический
материал о развитии капитализма в Англии.
Маркс стремился поставить политическую
экономию на службу интересов рабочего
класса. Такой классовый подход отрицательно
сказался на научной объективности ряда
высказанных им положений.
В
конце 19 столетия сама хозяйственная
жизнь продемонстрировала определенную
ограниченность классического направления
политэкономии.
Во-первых,
это не соответствовало историческим
особенностям Англии периода 17-19вв. (господство
единоличной формы капитала, свободной
конкуренции и невмешательства государства
в экономику). На рубеже 19-20 веков экономика
сильно преобразилась (в ней стали преобладать
крупные акционерные общества, которые
стремились подавить конкурентов, государство
стало активно вмешиваться в хозяйственную
жизнь).
Во-вторых,
при разработке учения о рыночной
цене английские классики и Карл Маркс
глубоко раскрыли ее зависимость
главным образом от производства,
от предложения товаров на рынке.
Однако такой взгляд был односторонним.
Не было в должной мере изучено воздействие
спроса покупателей на цену.
Продолжателем
идей К. Маркса и его сподвижника
Ф. Энгельса в области экономической
теории явился В. И. Ленин (1870-1924 гг.). В
многочисленных трудах он конкретизировал
учение К.Маркса применительно к новой
исторической обстановке, развил теорию
воспроизводства, доказал, что в капиталистически
развивающейся стране происходит расслоение
мелких собственников на богатых и бедных
и др. вопросы. Неоклассическое
направление. В последней трети 19 века
в Австрии, США, Англии произошел подлинный
переворот в экономической теории: возникло
неоклассическое (по гречески «неос» –
новый). Основу неоклассической теории
составили разработки трех научных школ:
австрийской – К.Менгер, Э. Бем-Баверк
и Ф. Визер; кембриджской – А. Маршалл и
лозаннской – Л. Вальрас.
Сторонников
неоклассического направления объединяет
представление о том, что рыночная
экономика будет функционировать
наилучшим образом, если представить
каждому из ее субъектов мах экономическую
свободу. В этом смысле неоклассики - прямые
последователи А. Смита. Они были и остаются
защитниками традиционных ценностей капиталистической
экономики - то есть частной инициативы
и свободы частного предпринимательства,
отсутствие государственного регулирования.
Эти ценности, с их точки зрения, есть главные
условия эффективности всей общественной
системы. В центре внимания неоклассической
теории – отдельная фирма, отдельный потребитель,
мах прибыли и минимальные затраты, т.е.
микроэкономика. 3.
Экономикс. Неоклассическая теория
является одной из трех течений современной
западной экономической теории (экономикса).
Западная экономическая теория в отличие
от марксизма, представляет собой не целое,
а совокупность различных течений, школ,
иногда резко различающихся методами
анализа, конечными выводами и рекомендациями
в области экономической политики. Отсутствие
единства взглядов среди западных экономистов
– не следствие слабости науки, а отражение
многообразия экономической действительности,
ее противоречивости и изменчивости. Экономикс
исходит из того, что научное знание может
постичь истину лишь с известной степенью
приближения и учитывая происходящие
в экономической жизни изменения, уточняет
или отбрасывает устаревшие представления,
приходит к новым выводам.
Современная
экономическая теория развивается в основном
в рамках трех основных течений:
1)
неоклассическое (о нем было
сказано выше),
2)
теория регулируемого капитализма,
3)
институционализм. Современная
экономическая теория. Становление
и развитие теории регулируемого капитализма
началось в 30-х годах 20-го века. Ее главная
идея состоит в том, что государство должно
активно вмешиваться в экономическую
жизнь. Это учение отрицает способности
рыночного механизма к саморегулированию,
т.е. считает, что рыночная экономика не
может сама «вылечить» себя от таких болезней,
как безработица, инфляция, низкие темпы
экономического роста, кризисы. По мнению
теоретиков этого направления, рыночный
механизм должен быть безусловно сохранен
(ибо в смысле экономической эффективности
ему нет альтернативной замены), но дополнен
всесторонним государственным регулированием.
Наиболее
признанная школа, предложившая свои рецепты
регулирования экономики, связана
с работами английского ученого
Джона Мейнарда (1883-1946гг.)
Весьма
оригинальное течение в Экономикс составляет
так называемый институционализм. Это
течение довольно расплывчато, т.к. взгляды
его представителей сильно различаются
по целому ряду проблем. Однако можно выделить
некоторые ведущие идеи этого течения:
Институционалисты
не замыкаются на анализе чисто экономических
отношений, а призывают учитывать все
условия, влияющие на хозяйственную жизнь
- т.е. формы хозяйственной организации,
нормы поведения, юридические законы,
обычаи, традиции.
Они предлагают
изучать не столько как функционирует,
сколько как развивается и видоизменяется
капиталистическое общество. Причем для
них характерно в целом критическое отношение
к капитализму и требование расширения
социальных программ с помощью государства.
Рынок - это
не нейтральный и не универсальный механизм
распределения ресурсов. Он стремится
не к удовлетворению потребностей людей,
а к поддержанию и обогащению крупных
предприятий (монополий). Основа власти
крупных предприятий - техника, а не законы
рынка. Против диктата предпринимателей
необходимы совместные действия профсоюзов
и государства. Кроме того, государству
необходимо взять под свою опеку такие
жизненно важные сферы как экология, образование
и здравоохранение.
Основоположником
институционализма считается американский
ученый Т.Веблен.
2.
История экономики
как наука
История
экономики занимается изучением
экономики как явления. Экономика
призвана решать два основных взаимосвязанных
вопроса: производства и распределение.
Еще более важным является достижение
экономической эффективности. Это возможно
лишь при взаимодействии экономики с другими
сферами человеческой жизни: государственно-правов й,
социально-политичес ой системами, а также
при высоком уровне развития духовно-ментальной
сферы. Экономическая история занимается
изучением того, как шел поиск человечеством
оптимальных путей своего развития.
Экономика
рождена человеком и его деятельностью.
Рынок же является порождением экономики.
Он так же, как и экономика, развивается,
но именно во многом под его воздействием
эволюционирует экономика. Именно рыночные
отношения привели к рождению еще одного
экономического явления – бизнеса. Эффективность
функционирования рынка и возможности
бизнеса требуют вполне определенных
условий. В том случае, когда такие важнейшие
факторы, как земля, труд, капитал, имеют
возможность вызреть, происходит динамичное
хозяйственное развитие и экономика достаточно
быстро проходит целый ряд этапов своего
развития.
Огромное
место и роль в развитии человеческой
цивилизации играют такие понятия
и явления, как экономика, политика,
общество, культура. Они находятся в прямой
и тесной взаимосвязи. Экономика
– искусство ведения домашнего хозяйства.
Под экономикой понимается:
совокупность
производственных отношений, экономический
базис общества.
народное
хозяйство данной страны или его часть,
включающая соответствующие виды производства
и отрасли.
основа всех
других общественных отношений и играет
решающую роль в развитии общества;
отражает
отличительные особенности отдельно взятой
страны в связи с ее географическим положением,
участием в международном разделении
труда, историческими традициями, достигнутым
уровнем развития хозяйственной культуры
и другими конкретно-историческ ми условиями.
В
то же время экономика характеризуется
теснейшей связью с политикой
и, наоборот, общественно-политичес ий
фактор воздействует на экономику. Цивилизация
(от латинского «civilis») – гражданский,
государственный;
Синоним культуры.
В марксистской литературе употребляется
также для обозначения материальной культуры.
Уровень,
ступень общественного развития материальной
и духовной культуры (античная цивилизация;
современная цивилизация).
Ступень общественного
развития, следующая за варварством (Л.
Морган, Ф. Энгельс).
Понятие
«цивилизация» появилось в XVII веке
в тесной связи с понятием «культура».
Французские философы-просветител называли
цивилизацией общество, основанное на
началах разума и справедливости. В XIX
веке понятие «цивилизация» употреблялось
как характеристика капитализма в целом,
однако такое представление о цивилизации
не было господствующим.
Так,
Н. Я. Данилевский сформулировал
теорию общей типологии культур,
или цивилизацию, согласно которой
не существует всемирной истории, а
есть лишь история данных цивилизаций,
имеющих индивидуальный замкнутый
характер.
В
концепции О. Шпенглера, цивилизация
– это определенная заключительная
стадия развития любой культуры. Ее
основные признаки: развитие индустрии
и техники, деградация искусства
и литературы, возникновение огромного
скопления людей в больших
городах, превращение народов в безликие
«массы». Вслед за ним – А. Тойнби насчитывал
более 26 цивилизаций, независимых друг
от друга. Культура
(от латинского «cultika» – возделывание,
воспитание, образование, развитие, почитание)
– исторически определенный уровень развития
общества и человека, выраженный в типах
и нормах организации жизни и деятельности
людей, а также в создаваемых ими материальных
или духовных ценностях.
Понятие
культура употребляется для характеристики
материального и духовного уровня
развития определенных исторических эпох,
общественно-экономич ских формаций,
конкретных обществ, народностей, наций
(например, античная культура, культура
майя), а также специфических сфер деятельности
или жизни (культура труда, художественная
культура, культура быта). История
(от греческого «historia» – рассказ о прошлых
событиях, повествование о том, что узнано,
исследовано) - наука, изучающая прошлое
человеческого общества во всей его конкретности
и многообразии, которое назначается с
целью понимания его настоящего и перспектив
в будущем.
Для
исторической науки главным является
изучение конкретной истории общества.
При этом она опирается на факты
прошлого и настоящего. Собирание
фактов, их систематизация и анализ
связей друг с другом есть внутренняя
основа исторической науки.
Истинная
наука требует тщательного накопления
и изучения фактов. При этом необходимо
брать не отдельные факты, а всю
совокупность относящихся к рассматриваемому
вопросу факторов, без единого
исключения.
Теоретическое
обобщение, осознание совокупности
накопленных и исследованных в зависимости
друг от друга фактов и выводов – есть
вторая сторона истории как науки.
Единство
этих двух сторон исторической науки
неразрывно. Его нарушение в той
или иной мере всегда ведет к искажению
процесса познания истории общества. Отрасли
исторической науки: политическая история,
экономическая история и т.д. Историзм
– принцип подхода к действительности
как изменяющейся во времени, развивающейся. Экономическая
история является важным предметом
изучения, а экономическая культура –
это один из важнейших критериев развития
цивилизации. Основные принципы подхода
в освещении экономической истории цивилизации:
историзм, эволюционизм и сравнительный
анализ.
Предмет
и метод экономической
теории
Функции
экономической теории:
познавательная
практическая
методологическая
Познавательная
функция - заключается в том, что экономическая
теория призвана изучать и объяснять процессы
и явления экономической жизни общества. Практическая
функция связана с тем, что экономическая
теория не может ограничиться простой
констатацией фактов, их описанием. Прежде
всего она должна проникнуть в суть того
или иного явления и вскрыть экономические
законы, управляющие хозяйственными процессами,
а это очень ценно для общества. Методологическая
функция заключается в том, что экономическая
теория выступает в качестве теоретического
фундамента всего комплекса экономических
наук как отраслевых экономических наук
(экономика промышленности, сельского
хозяйства, транспорта), так и функциональных
экономических наук (экономика труда,
финансы, кредит, экономическая статистика).
Кроме того, существуют экономические
науки, находящиеся на стыке различных
областей знания: экономическая география,
демография. Значение экономической теории
по мере развития общества возрастает,
ибо усиливаются задачи по движению общества
к прогрессу.
Познание
экономических процессов и явлений
в экономике осуществляется при
помощи различных методов, способов,
приемов. Прежде всего, всеобщим методом
познания экономической действительности
является метод диалектики, который
обязывает исследователя-экономи та рассматривать
явления и процессы в их всеобщей связи
и взаимозависимости, в состоянии непрерывного
развития, в ходе которого накопление
количественных изменений приводит к
смене качественного состояния. Кроме
этого метода большое значение имеет
метод научной абстракции. Абстрагирование
означает очищение наших представлений
об изучаемых процессах от случайного,
приходящего, единичного и выделение в
них прочного, устойчивого и типичного.
В результате абстрагирования выводятся
экономические категории как теоретические
выражения реально существующих взаимосвязей
явлений и процессов хозяйственной жизни.
Они в совокупности обрабатывают понятийный
аппарат экономики.
Кроме
этих двух методов познания экономической
действительности в практике развития
экономики как науки было выработано и
применяются немало способов и приемов
познания экономической действительности. Способы
и приемы:
статистические
наблюдения – это изучение и анализ
статистического материала, характеризующего
экономические явления и процессы в конкретных
условиях места и времени. Это позволяет
выявить основные закономерности в развитии
явлений и процессов. Выдвижение
и проверка гипотез. Гипотеза – это
предположение того, что лежит в основе
процесса и явления, то есть предположительное
суждение о закономерной причинно-следственной
связи между явлениями и процессами экономической
жизни. Анализ
и синтез. Анализ - помогает разлагать
и расщеплять то или иное экономическое
явление или экономические отношения
на их составные части и исследует каждую
из этих частей отдельно. Путем синтеза
экономика как наука воссоздает целостную
единую картину явления или процесса. Индукция
и дедукция. Посредством индукции (нововведения)
обеспечивается переход от изучения единичных
фактов к общим положениям и выводам. Дедукция
же (выведение) делает возможным переход
от наиболее общих выводов к относительно
частичным. Системный
подход. Системный подход - это метод
подготовки научно-обоснованных решений
крупных комплексных проблем в сфере управления,
планирования, финансов, кредитов и т.д.
Осуществляется это на таких принципах,
как динамичность системы, взаимодействие
и связь элементов системы, целостность
системы, выделение главного звена (главного
элемента системы).
4.
Проблемы современного
этапа развития экономической
теории
Реальная
экономика слишком сложна, чтобы
размышлять о ней логически во
всех деталях: слишком много различных
товаров и услуг фирм, работников
и потребителей необходимо для этого
отслеживать. Чтобы построить понятные
описания реальности, которые можно использовать
для ответов на вопросы «что, если», мы
должны ее усиленно упростить. Но из этого
следует, что все экономические теории
являются, строго говоря, ложными, поскольку
оставляют в стороне некоторые аспекты
реальности. Окончательная проверка моделей
или теории отвечают на вопрос не о том,
обеспечивает ли она в полной мере реалистичное
описание действительности (она и не
должна этого делать), а о том, насколько
эта модель является полезной. Дает ли
она в целом верные ответы на интересующие
вопросы? Или говоря иначе, прогнозы экономических
моделей должны согласовываться с имеющимися
фактами.
Современная
экономическая теория больше внимания
уделяет изучению явлений, описанию
фактов: рынок, деньги, кредитные отношения,
инфляция, безработица, прибыль, спрос
и предложение. В какой связи они находятся
между собой, каков допустимый уровень
инфляции, безработицы, военных расходов
и т.д. Эта наука имеет выраженную практическую
направленность, и только от обобщения
огромного количества фактов она движется
к обоснованию тенденций и экономических
законов. И, как говорится в учебнике Самуэльсона,
через одно-два десятилетия новые факты
опрокидывают старые теории и наука получает
импульс для дальнейшего развития. Отсюда
на смену одним теориям приходили другие:
теория народного, демократического капитализма;
индустриального, постиндустриального
общества; государство всеобщего благоденствия;
теория конвергенции.
В
последние годы наметился переход к
изучению общечеловеческих ценностей,
вытекающих из самого процесса естественной
саморегуляции жизни, из общих законов
взаимодействия живых организмов с окружающей
материальной средой, с природой. Изменяется
и наше представление о предмете экономической
науки. Человек живет в мире ограниченных
возможностей. Ограничены его физические
и интеллектуальные способности, время,
которое он может уделить тому или иному
занятию, средства достижения цели. Ограниченность
наличных ресурсов остается главным и
весьма жестким условием, накладываемым
объективной реальностью на размеры и
возможности роста общественного и личного
благосостояния. Ограниченность ресурсов
заключается в принципиальной невозможности
одновременного и полного удовлетворения
всех потребностей всех людей. Перед обществом,
как и перед отдельным человеком, всегда
стоит задача выбора направлений и способов
использования ограниченных ресурсов
в различных конкурирующих целях. Методы
решения этой задачи и составляют предмет
экономической науки.
Еще
одной проблемой современного этапа
экономической теории, является переосмысление
положения прав человека в экономической
теории, социальных гарантий. Таким
образом, в современной экономической
теории правам человека отводится большее
значение.
Происходит
переосмысление экономической мысли
в постсоциалистических странах. Некоторые
страны избирают путь американской и
западной экономической мысли, однако
практика показывает, что большее
значение для этих стран играют свои
наработки в экономической теории.
"Экономическая
теория, - пишет П. Самуэльсон в
своем учебнике "Экономика" , - есть
наука о том, какие из редких
производительных ресурсов люди
и общество с течением времени,
с помощью денег или без
их участия, избирают для производства
различных товаров и распределения их
в целях потребления в настоящем и будущем
между различными людьми и группами общества".
Экономическая
мысль в странах СНГ и в
России в частности, как и хозяйственная
практика, находятся в глубоком кризисе.
Переход от марксизма-ленинизма к современной
магистральной экономической теории дается
с большим трудом.
В
последние годы распространилось мнение
о необходимости буквального
копирования курсов, по которым экономическая
теория изучается в ведущих университетах
зарубежных стран. Нет никакого сомнения
в большой ценности таких курсов и учебников
по экономике. Но нельзя забывать главное:
они построены на глубоком анализе реальных
экономических систем и процессов, поведении
людей, сформировавшемся на базе этих
процессов. Копирование невозможно потому,
что реальные экономические процессы,
которые происходят в нашей экономике,
мало, что имеют общего с экономическим
устройством развитых стран. На переходное
время нам нужен "свой" курс "Основ
экономической теории", который бы по
возможности вобрал в себя все лучшее,
что дала мировая экономическая наука,
и который бы отражал реальные процессы,
происходящие в нашей экономике.
Поэтому
одной из проблем современной
экономической теории в России, является
выработка своей экономической
теории.
Этот
курс должен быть небольшим по объему.
Все мы, подчеркивает американский
профессор Пол Хейне, кто учит
студентов, грешим в том, что рассказываем
гораздо больше, чем им хочется, или
нужно знать.
Желательно,
чтобы студенты овладели некоторым
набором экономических концепций, которые
помогли бы им мыслить более ясно и последовательно
в широком диапазоне общественных проблем.
Экономические принципы анализа позволяют
нам улавливать смысл в окружающей нас
разноголосице.
Экономика
с и т.д.................