Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Развитие и совершенствование микрокрдитования

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.10.2012. Сдан: 2010. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ
  ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы микрокредитования 5
 1.1 Понятие и основные положение теории микрокредитования 5
 1.2 Формы и методы микрокредитования 10
 1.3 Актуальность  микрокредитования для малого бизнеса  в РФ 16
2 Проблемы и  пути совершенсивования системы микрокредитования в РФ 20
 2.1 Оценка спроса на микрофинансирование 20
 2.2 Проблемы и  пути совершенствования системы  микрокредитования в РФ 25
3 Применение  системы микрокредитования на примере  «Промрегионбанка» и «НОМОС-Банка» 33
  3.1 Промрегионбанк 33
 3.1.1 Характеристика  организации «Промрегинобанк» 33
 3.1.2 Система микрокридитования  малого бизнеса 35
3.2 НОМОС-Банк 37
3.2.1 Характеристики организации «НОМОС-Банк» 37
3.2.2 Система кредитования физического лица 38
  ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
  Список использованной литературы 43
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
      ВВЕДЕНИЕ
      Тема  данной курсовой работы – развитие и совершенствование микрокрдитования.
      В современной экономической ситуации важное значение имеет организация  микрокредитования представителей малого бизнеса.
      В настоящий момент в России все  еще не сформированы условия для  создания благоприятной инвестиционной политики. С одной стороны процентная ставка по кредитам очень высока, кредиты  и инвестиции труднодоступны. С другой стороны и сами предприниматели часто не готовы к реализации инвестиционных проектов: нет имущества для залога; нет кредитной истории и длительного опыта ведения бизнеса. Кроме того, сложилась неблагоприятная экономическая атмосфера для кредитования малого бизнеса: нестабильная экономическая ситуация, несовершенство законов и налогообложения, высокий налоговый и бюрократический пресс, большая доля теневой экономики.
      Многие  из перечисленных проблем решаются развитием системы микрокредитования, с привлечением государственной  поддержки малого и среднего предпринимательства. Данная система позволит большинству предпринимателей использовать имеющееся имущество в качестве залога для получения микро-кредитов и формировать кредитную историю для дальнейшего кредитования и развития своего бизнеса.
      Цель  работы – рассмотреть сущность системы  микрокредитования в зарубежной и отечественной практике.
      Определенный  интерес к микрокредитованию  проявляется и в РФ – трудности  переходного периода, связанные  как с обострением проблемы занятости, так и с отсутствием у населения навыков предпринимательской деятельности и достаточных знаний основ бизнеса, повышают значимость инструментов, с помощью которых можно одновременно повышать уровень благосостояния и стимулировать развитие предпринимательства. За последние два года издан ряд нормативных документов, способствующих становлению микрокредитования как одного из видов банковских услуг. Кроме того, в рамках пилотных проектов, финансируемых международными организациями, идет апробация схем предоставления микрокредитов небанковскими структурами. Однако в процессе становления данного вида кредитования возникают отдельные проблемы методологического и организационно-правового характера.
      Задачи  работы:
      Рассмотреть теоретические основы системы микрокредитования  в зарубежной практика, обосновать актуальность применения системы микрокрдитования в Российской Федерации.
      Исследовать проблемы и пути совершенствования  микрокредитования в Российской Федерации в целом.
      Предмет работы – анализ системы микрокредитования  в Российской Федерации, как прогрессивной меры поддержки малого бизнеса.
      Структурно  работа состоит из введения, трех глав: одной теоретической и двух практических, заключения и списка литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МИКРОКРЕДИТОВАНИЯ 

      1.1 Понятие и основные  положения теории  микрокредитования
      Во  всем мире развитию микрокредитования  придается огромное значение, ему отводится роль одного из ключевых инструментов развития малого бизнеса и вовлечения малоимущих в деятельность, позволяющую повысить уровень их доходов. Эффективность этого инструмента уже давно оценена мировым сообществом. Подтверждением этому является провозглашение Генеральной Ассамблеей ООН 2005 г. Международным годом микрокредитования (резолюция 53/197 от 15 декабря 1998 г.). Предполагается, что проведение этого года будет использовано, прежде всего, для активизации осуществления программ микрокредитования во всем мире. Ассамблея обратилась ко всем, кто занимается деятельностью, связанной с повышением уровня жизни населения, принять дополнительные меры с тем, чтобы кредиты и связанные с ними услуги, обеспечивающие занятость и повышение доходов, могли стать доступными для все большего числа людей, живущих в условиях бедности.
      Микрокредитование как вид социальной помощи, направленной на стимулирование трудовой деятельности широких слоев населения, появилось в начале 70-х годов в странах Южной и Юго-Восточной Азии (Бангладеш, Индонезия, Индия). Оно осуществлялось путем предоставления льготных (по низкой процентной ставке, с длительными сроками погашения) кредитов для создания постоянного источника трудовых доходов. Но так как низкая процентная ставка не покрывала даже инфляционных издержек ссудного капитала, возникал эффект “проедания” ресурсов. Субсидированные процентные ставки, призванные поддержать малоимущие слои населения, негативно влияли на состояние финансового рынка и создавали плодотворную почву для развития коррупции. В связи с этим льготные процентные ставки были заменены кредитами на постоянной и легкодоступной основе, созданием таких кредитных продуктов, которые наиболее полно отвечают потребностям бенефициаров.
      На  первых порах микрокредитование  имело очень узкую задачу и  использовалось как инструмент решения  проблемы бедности в развивающихся  странах. Однако по мере накопления опыта в микрокредитовании сфера его охвата и целевая направленность расширялись, и в настоящее время во многих странах оно используется как инструмент поддержки малообеспеченных семей, предоставления финансово-кредитных услуг микропредприятиям, не имеющим пока доступа к традиционным источникам финансирования, содействия малому бизнесу. Актуальность этих трех задач варьируется в зависимости от целей, преследуемых той или иной страной на конкретном этапе своего социально-экономического развития.
      Микрокредитование получило широкое распространение  в развивающихся странах. Причем инициатива в его использовании  здесь исходила, в основном, не от государственных органов, а от неправительственных  организаций, которые продолжают удерживать лидирующее положение в данной сфере.
      Исследования  результатов осуществления программ микрокредитования демонстрируют  в целом успешность деятельности кредитных организаций, оказывающих  финансовые услуги малообеспеченнным. В данном случае наблюдается сочетание  экономического эффекта, обусловленного финансовыми показателями деятельности микрофинансового института и социального эффекта, связанного с повышением уровня жизни клиентов программы.
      Исследования  результатов деятельности программ микрокредитования показывают, что они положительно влияют на развитие производства, товарооборота, повышение уровней дохода. В среднем, предприятия, пользующиеся услугами микрокредитования, повысили уровень доходности на 25-40%1.
      Положительный эффект, однако, менее заметно влияет на накопление основных средств предприятия и создание рабочих мест. В развитых странах рабочие места создаются чаще, чем в развивающихся.
      Микрокредиты  являются важным фактором поддержания  и развития бизнеса в условиях экономического спада. Например, Грамин Банк (Бангладеш), за 15 лет предоставил кредиты в размере от $10 до $10000 около 3,5 миллионов заемщиков 35000 деревень.
      Идея  организации микрокредитования  пришла в Россию в 1996-19972 годах усилиями Организации экономического сотрудничества и развития (OECD), Американского агентства по международному развитию USAID, Фонда Форда и др. С 1999 года развитие микрокредитования в России начал поддерживать Фонд “Евразия”.
      Вместе  с тем понятия «микрокредитование»  и «микрофинансирование» в большинстве  стран, в том числе и в России не имеют четкого юридического определения. Относительно точное понимание термина «микрофинансирование» дает Маргерита Робинсон. Она определяет микрофинансирование как мелкие финансовые услуги, связанные с выдачей кредитов и приемом депозитов, которые оказываются людям, занимающимся выращиванием сельскохозяйственной продукции или скотоводством; имеющим малые или микропредприятия, на которых производится или перерабатывается продукция, осуществляются ремонт или торговая деятельность; которые оказывают услуги; являются наемными работниками или работают на комиссионных началах; имеют доход от сдачи в аренду небольших участков земли, транспортных средств, рабочего скота, машин и инструментов, а также другим лицам и группам местных жителей в странах с развивающейся экономикой как в городе, так и в сельской местности. Понятие «микрокредитование» имеет более узкий смысл и включает в себя только услуги по предоставлению небанковскими организациями займов небольших размеров или мелких кредитов банками.
      В некоторых странах грань между  микрокредитованием и другими формами финансирования проводится в зависимости от максимального размера ссуды конечным клиентам. Отличительной чертой микрофинансирования, несомненно, является небольшой размер займа. В некоторых странах в качестве предельного размера устанавливаются суммы в 500 -1000 дол США. В России такой предельный размер для микрокредитов является абсолютно произвольным, поскольку единого стандарта не существует, тем не менее у организаций, которые принято относить к микрокредитным, в портфеле преобладают кредиты размером до 30 - 50 тыс. рублей.3
      Нам кажется, что более правильным является определение микрокредита по совокупности признаков, размер среди которых важный, но не единственный показатель. Принадлежность к микрокредиту определяют скорее принципы, заложенные в систему микрокредитования. Характерными чертами микрокредита и микрокредитной организации являются направленность на определенные социальные группы (чаще всего малоимущих), простые и понятные процедуры оценки и одобрения заявок, предоставление кредитных услуг на территории, максимально приближенной к клиенту, быстрое, в дружественной ему манере, предоставление небольших кредитов, стратегия возврата кредита, максимально учитывающая интересы клиента, стимулирование возвратности возможностью получения последующих займов более крупных размеров, разработка услуг, приспособленных к конкретным условиям и запросам клиентов. Очень часто при микрокредитовании используется такой нетрадиционный вид обеспечения, как групповая гарантия, т. е. образование кредитных групп, члены которых взаимно гарантируют возврат полученных кредитов.
      В последние годы микрокредитование  постепенно стало принимать форму  долгосрочных программ развития во многих странах мира, что привело к активному употреблению в международном научно-практическом обиходе специальных терминов, характеризующих технологический процесс предоставления микрокредитных услуг. Выработался относительно устоявшийся понятийный аппарат, владение которым необходимо для правильного понимания сущности микрокредитования, для выработки четкой концепции его развития и соответствующих законодательно-нормативных документов.
      Основополагающим  понятием является микрокредит, то есть заемные средства, размер которых устанавливается для определенных целевых групп нормативными документами и которые выдаются заемщикам по особому порядку (или методологии). В соответствии с этим под микрокредитованием понимается система экономических отношений, в которые вступают участники предоставления и получения микрокредита.4
      Целевая группа – это группа потенциальных  заемщиков, имеющих определенные общие  характеристики (социальный статус, годовой  доход, уровень образования, сектор предпринимательской деятельности и т.д.), склонных вести себя одинаково при определенных заданных условиях. Выбор группы зависит от тех целей, которые ставит перед собой микрокредитная организация. Целевая группа может быть представлена как физическими, так и юридическими лицами.
      Существует целая инфраструктура, обслуживающая процесс микрокредитования и представленная различными микрофинансовыми институтами (МФИ). Основная функция последних – посредничество между потребителями микрокредитных услуг и источниками финансирования. Условно их можно разделить на: 1) организации, непосредственно осуществляющие микрокредитные операции; 2) организации, оказывающие техническое содействие в осуществлении микрокредитования. К МФИ относятся неправительственные организации, кредитные кооперативы, ссудно-сберегательные ассоциации, кредитные союзы, фонды микрокредитования, государственные и коммерческие банки, квази-банки и другие структуры, основной деятельностью которых является предоставление микрокредитных услуг целевым группам.
      Важное  звено технологической цепочки предоставления микрокредитов составляют поставщики микрокредитных ресурсов, в роли которых могут выступать некоторые МФИ (государственные и негосударственные банковские и финансовые структуры, социальные фонды), а также международные организации. Большинство программ микрокредитования, имеющих социальный и гуманитарный характер, осуществляется за счет средств международных организаций – так называемых доноров. Донорский капитал может предоставляться как на возвратной и платной, так и на безвозмездной основе.
      Под Программами микрокредитования  принято понимать комплекс финансовых и консалтинговых услуг, предоставляемых  МФИ целевым группам заемщиков. Насчитывается огромное количество способов, путей и форм предоставления микрофинансовых услуг и их сочетаний, поэтому стандартной программы микрокредитования не существует. В каждом конкретном случае она строится так, чтобы предлагаемые услуги отвечали специфическим нуждам выбранной целевой группы и поставленным целям (например, увеличению доходов женщин-предпринимателей, поддержке малообеспеченных семей, созданию новых рабочих мест и т. д.).
      Наряду  с основными принципами кредитования (срочность, платность и возвратность), микрокредитование имеет свои отличительные  характеристики:
      · ориентация на специфические группы клиентов (малообеспеченные, но экономически активные слои населения; начинающие или планирующие расшириться микропредприятия; малые предприятия, не имеющие доступа к другим источникам финансирования);
      · возможность использовать такой  нетрадиционный вид обеспечения, как групповая гарантия, т.е. образование кредитных групп, члены которых взаимно гарантируют возврат полученных кредитов;
      · поэтапная выдача кредитов – от малой суммы к большой;
      · осуществление микрокредитования, как правило, при посредничестве специальных микрофинансовых институтов и с обучением клиентов навыкам предпринимательства.
      В развитых странах микрокредитование  решает целый спектр задач (от поддержки  малоимущих слоев населения до стимулирования предпринимательства) и осуществляется как неправительственными организациями, так и специализированными государственными и полугосударственными учреждениями. Уровень социально-экономического развития этих стран позволяет им проводить широкую программу безвозмездной помощи малоимущим слоям населения. Вместе с этим там пытаются комбинировать два метода борьбы с бедностью – субсидированную финансовую поддержку малоимущих и предоставление им возможности заняться бизнесом и обеспечить себя заработком, достаточным для нормального существования. Во втором случае оказывается широкая поддержка в вопросах управления финансами, менеджмента и маркетинга, специализированное техническое содействие и т.п. Представители малого и среднего бизнеса, имеющие в этих странах широкие возможности получать кредиты на развитых финансовых рынках, обращаются к микрокредитованию, потому что при этом им будут оказывать не только кредитные, но и консультационно-обучающие услуги.
      Интересен опыт развития программ микрокредитования  в России, где при отсутствии прямого  законодательства, регламентирующего такую деятельность, функционирует большое количество микрофинансовых институтов различных организационно-правовых форм – подразделения международных организаций, негосударственные некоммерческие организации, кредитные союзы, кредитные кооперативы и т.д. Их работа способствует развитию предпринимательства среди социально незащищенных групп населения, повышению или стабилизации их текущих доходов, снижению социальной напряженности, смягчению степени поляризации общества. В этом плане показателен опыт некоммерческой организации “Женский потребительский кооператив финансовой взаимопомощи “Содействие”“, располагающей необходимыми разрешительными документами, подтверждающими некоммерческий характер и легитимность операций микрокредитования в существующем правовом поле страны.
      Как показывает анализ, развитие микрокредитования  в странах с переходной экономикой осуществляется в двух направлениях: для искоренения бедности и для  поддержки малого бизнеса.5
      Говоря  об успешном развитии микрокредитных программ за рубежом, надо отметить, что не все из них сразу пришли к этому. Некоторые имели значительные трудности, прежде всего с задержками выплат и невозвратом займов. Чаще всего это происходит при “слепом” копировании чужого опыта, пусть даже и очень успешного. Примером может служить деятельность НПО “Микрокредит” в Казахстане. Утвержденная Указом Президента, данная организация через сеть подразделений по всей стране стала выделять микрокредиты в размере, эквивалентном 400 долларов США, без учета специфики целевых групп, регионов, возможностей заемщиков и других факторов. В итоге более 40% займов оказались потерянными. Другой поучительный пример – деятельность организации “Bosnai –Vita” в Боснии, которая, получив от доноров большой капитал, не уделила должного внимания налаживанию контроля за задержками выплат, что повлекло за собой лавинообразный рост неплатежей. Такие примеры единичны, однако они показывают, насколько ответственно нужно подходить к разработке и выполнению программ микрокредитования. 

      1.2 Формы и методы  микрокредитования
      Микрокредитные  организации сегодня представлены различными организационно-правовыми формами, наиболее распространенными из которых являются:
      коммерческие  банки, предоставляющие микрокредиты;
      кредитные кооперативы и другие кооперативные организации.
      Фонды микрокредитования.
      Это специализированные фонды, аккумулирующие средства внутренних и внешних доноров  и осуществляющие программы по микрокредитованию  через некоммерческие организации (типа Ассоциации деловых женщин, Ассоциации Бизнес-инкубаторов, Ассоциации фермерских хозяйств) непосредственно в районах реализации программ. Деятельность таких фондов может объединить усилия внешних и внутренних донорских организаций, заинтересованных в развитии микрокредитования.
      Специализированные  небанковские финансовые организации.
      Это фонды, некоммерческие, коммерческие и  общественные организации, самостоятельно осуществляющие программы по микрокредитованию. Они могут осуществлять весь комплекс микрокредитных услуг, предусмотренных их собственной программой микрокредитования, работая напрямую с целевыми группами заемщиков.
      Кредитные союзы и кооперативы, являющиеся вариантами специализированных небанковских организаций и осуществляющие микрокредитные программы как для своих членов, так и для внешних заемщиков на кредитно-сберегательной основе, с привлечением собственных и донорских средств.
      Для эффективной деятельности предлагаемых микрофинансовых институтов в действующем  правовом поле необходима детальная  проработка вопросов их совместной работы с банками. Главное – обеспечить этим институтам жизнеспособность, возможность быть самоокупаемыми и устойчивыми.
      Эти организации с коллективным членством создаются с целью оказания услуг своим членам и полностью или в основном финансируются за счет долевого участия или сбережений своих членов. Правовой основой для создания кредитных кооперативов служат законы «О сельскохозяйственной кооперации» и «О кредитных потребительских кооперативах граждан». Существует множество кооперативных организаций, созданных в форме потребительских обществ, деятельность которых регулируется законом «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации». Они также занимаются предоставлением микрокредитов, но эта деятельность не является основной;
      фонды (государственные, региональные, муниципальные) функционируют под эгидой соответствующих органов управления и полностью или в основном финансируются из бюджетов этих органов;
      различные некоммерческие негосударственные организации, созданные в форме автономных некоммерческих организаций или некоммерческих партнерств. Они часто работают в рамках программ иностранной технической или спонсорской помощи.6
      Предоставлением небольших займов на сельских территориях  занимаются, в основном, сельские кредитные кооперативы. Наибольшее распространение они получили в Волгоградской, Томской, Ростовской, Саратовской областях. Согласно закону «О сельскохозяйственной кооперации» кредитные кооперативы являются одним из видов потребительских кооперативов и образуются для кредитования и сбережения денежных средств членов данных кооперативов. Сама форма организации предполагает объединение собственников, участие в ней своим имуществом и разделение ответственности за результаты работы. Как показывает опыт, такая форма микрокредитных организаций успешно развивается в относительно благополучных сельскохозяйственных регионах, где на селе есть достаточное число эффективных собственников, владеющих определенным имуществом и готовых объединиться для решения своих проблем, в том числе и проблем доступа к финансовым ресурсам. В тех регионах, где на селе преобладают мелкие домохозяйства с низким уровнем доходов, слабой экономической активностью, не имеющие опыта получения кредитов, создание кредитных кооперативов, как правило, затруднено. На таких территориях более эффективным инструментом финансовой поддержки экономической активности сельского населения являются, на наш взгляд, муниципальные и региональные фонды поддержки сельского развития. Инициативу по созданию таких фондов должны взять на себя региональные и муниципальные власти, органы управления АПК, структуры поддержки малого предпринимательства.7
      В связи с тем, что потребители  микрокредитных услуг относятся, как  правило, к категории высокорискованных, в мировой практике разработаны специальные методологии микрокредитования или совокупность систем и процедур по предоставлению услуг получателям микрокредитов.
      Определяющим  фактором в выборе оптимальной методологии, а значит и всего спектра услуг, предоставляемых Программой микрокредитования целевой группе клиентов, является масштаб их экономической деятельности. По этому признаку, в соответствии с подходом CGAP – крупнейшей в мире организации в сфере микрокредитования, потенциальных клиентов микрокредитных программ можно разделить на следующие категории: 
      • предприниматели, осуществляющие деятельность по извлечению доходов для увеличения семейного бюджета. Это, в основном, частичная, часто сезонная экономическая  деятельность для материального обеспечения семьи. К ней нередко привлекаются члены семей, которые имеют возможность в одно и то же время выполнять несколько видов работ и при этом быть частично занятыми. Такая деятельность обеспечивает самозанятость людей и привлечение дополнительных средств в семейный бюджет;
      • владельцы микропредприятий, для  которых предпринимательская деятельность является основной работой на условиях полной занятости и главным источником доходов их семей. Им свойственно  отделять денежные средства, занятые в бизнесе, от семейного бюджета. Большую часть своей прибыли они стараются реинвестировать в предприятие, чтобы увеличить доходы от бизнеса. Владельцы микропредприятий, как правило, зарегистрированы индивидуальными предпринимателями, которые могут привлекать к работе как членов своей семьи, так и наемных работников (в зависимости от особенностей местного законодательства);
      • владельцы малых предприятий, деятельность которых полностью отделена от домашнего  хозяйства. Хотя члены семьи владельца  такого предприятия могут быть наняты на работу, по большей части используется труд нечленов семьи. 8
      Классификация целевой группы по масштабу экономической  деятельности является одним из решающих факторов выбора методологии микрокредитования.
      Методология индивидуального кредитования представляет собой модифицированный вариант системы, обычно используемой коммерческими банками. Займы гарантируются имущественным залогом; клиенты проверяются по кредитной истории и рекомендациям; анализ займа основан на тщательном изучении жизнеспособности финансируемого бизнеса; персонал МФИ (микрофинансового института) стремится поддерживать и развивать тесные контакты с клиентами. Отличие данной методологии от обычного кредитования заключается в том, что она включает в себя консультационно-обучающие элементы.
      При методологии группового кредитования функции, выполняемые персоналом банка, делегируются кредитной группе, формирование которой происходит по инициативе сотрудника микрокредитной организации. Группа сама проверяет клиентов и определяет, кто может войти в ее состав; члены группы оценивают бизнес друг друга и возможности возврата кредитов; кредитование осуществляется в виде предоставления серии небольших, постепенно увеличивающихся займов; займы гарантируются другими членами группы; в случае нарушения графиков погашения займов или неплатежа вся группа лишается возможности получения следующего займа до полного погашения задолженности. В некоторых микрофинансовых институтах (МФИ), работающих в сельской местности, используются модели, при которых займы предоставляются группе в целом, и она сама ссужает средства своим членам.
      Как отмечают международные эксперты, использование  методологии группового кредитования имеет ряд преимуществ и недостатков. Преимущества данной методологии:
      • Повышенный охват. Использование принципа групповой гарантии вместо залогового обеспечения позволяет МФИ распространить свою работу в наиболее бедных слоях общества, которые не могут предоставить залог.
      • Эффективные отбор и мониторинг. Кредитная группа обеспечивает контроль за своими членами. Так как члены группы лучше знают друг друга, это, как правило, более эффективно, чем контроль МФИ.
      • Низкие затраты на ведение дел. Это  обусловлено тем, что группа берет  на себя часть административной работы в процессе выдачи кредитов (формирование кредитной группы, оценка и мониторинг проектов).
      • Взаимная поддержка членов группы. Это укрепляет социальные связи  и снижает необходимость в  консультационных услугах со стороны  МФИ.
      Перечисленные факторы обеспечивают высокий уровень выплат и низкую процентную ставку по кредитам.
      Методика  определения процентной ставки, используемой в программе микрокредитования 
      Одна  из отличительных особенностей большинства  микрокредитных программ – использование  процентных ставок, значительно превышающих процентные ставки в коммерческих банках. Это связано с тем, что в рамках программ микрокредитования услуги оказываются наиболее рискованной категории заемщиков, и для обеспечения возвратности займов используются специальные методологии, предусматривающие дополнительную по сравнению с банковскими учреждениями работу с заемщиками (формирование в группы, обучение и т.д.). Размер процентной ставки, которую надлежит использовать в программе микрокредитования, обычно вычисляют следующим образом:
      
      где: Э – эффективная процентная ставка;
      ОР – отношение операционных расходов к стоимости портфеля займов, в %;
      ПЗ - отношение суммы потерь займов к стоимости портфеля займов, в %;
      СФ - отношение стоимости активов и обязательств организации с учетом уровня реальной инфляции к стоимости портфеля займов, в %;
      КП – процент капитализируемой прибыли, в %;
      И – отношение прибыли, полученной организацией не от выдачи микрокредитов (например, от предоставления консультационных и обучающих услуг на сторону), к стоимости портфеля займов, в %.
      Эффективная процентная ставка отражает стоимость  услуг и рисков организации по кредитованию данной группы заемщиков, а для учета инфляции и других факторов микрокредитные организации часто рассчитывают реальную процентную ставку, которая учитывает дополнительные факторы в числителе формулы.9
      Эффективная процентная ставка может вычисляться  двумя методами:
      • с начислением процента на всю  сумму кредита;
      • методом нисходящего баланса, когда  процент начисляется на невыплаченную  сумму кредита.
      Поскольку для микрокредитования характерно дробное погашение кредита, в  целях снижения расходов заемщика часто  используется второй метод.
      Опыт  осуществления микрокредитных программ практически во всех регионах показывает, что даже самые малообеспеченные клиенты способны и согласны платить более высокие проценты за микрокредиты, поскольку эти затраты компенсируются удобством их получения, возможностью получения на постоянной и часто повторяющейся основе необходимых денежных средств, приобретением дополнительных знаний, навыков, экономией транспортных расходов и т.д. Между тем субсидированные программы, изначально закладывавшие льготные процентные ставки, оказались нежизнеспособными, потому что, не покрывая всех издержек деятельности, «проедали» ресурсы доноров и вынуждены были закрыться.
      Вместе  с тем у методологии группового кредитования есть и некоторые недостатки. Хорошо или плохо работает программа, сильно зависит от деталей в организации схемы кредитования. Высказываются и сомнения относительно того, снижаются ли общие издержки на ведение дел, так как МФИ обычно в целях облегчения процесса формирования группы проводит некоторую подготовку в области менеджмента. Издержки же клиентов растут из-за их участия в групповых собраниях и необходимости проводить контроль за деятельностью других членов группы. К тому же схемы группового кредитования могут не самым лучшим образом соответствовать потребностям людей, некоторые из которых предпочитают взять индивидуальный кредит. Существуют проблемы и с изменением запросов членов группы: если кто-то из них “вырастает” и нуждается в более крупных кредитах, то группа уже не может быть его гарантом. Как правило, возникают также проблемы, связанные с текучестью состава группы .
      Групповое кредитование подразделяется на кредитование через солидарные группы и микрокредитование  через общественные организации. Различаются  они главным образом взаимоотношениями  с микрофинансовыми институтами. В  первом случае солидарные группы являются лишь инструментом обеспечения возвратности кредита, и методология микрокредитования рассчитана на долгосрочные отношения между заемщиками и МФИ. Когда же микрокредитование осуществляется через общественные организации (кредитные союзы, ассоциации, добровольные объединения заемщиков), то предполагается, что заемщик одновременно является соучредителем данной организации (это дополнительный фактор, обеспечивающий возвратность средств).10 

      1.3 Актуальность микрокредитования для малого бизнеса в РФ
      В современной экономической ситуации важное значение имеет организация  микрокредитования представителей малого бизнеса.
      В настоящий момент в России все  еще не сформированы условия для  создания благоприятной инвестиционной политики. С одной стороны процентная ставка по кредитам очень высока, кредиты и инвестиции труднодоступны. С другой стороны и сами предприниматели часто не готовы к реализации инвестиционных проектов: нет имущества для залога; нет кредитной истории и длительного опыта ведения бизнеса. Кроме того, сложилась неблагоприятная экономическая атмосфера для кредитования малого бизнеса: нестабильная экономическая ситуация, несовершенство законов и налогообложения, высокий налоговый и бюрократический пресс, большая доля теневой экономики.
      Многие  из перечисленных проблем решаются развитием системы микрокредитования, с привлечением государственной  поддержки малого и среднего предпринимательства. Данная система позволит большинству  предпринимателей использовать имеющееся  имущество в качестве залога для получения микро-кредитов и формировать кредитную историю для дальнейшего кредитования и развития своего бизнеса.
      По  разным оценкам до 70% предпринимателей в России прибегают к услугам  так называемых неформальных кредиторов. Доступность легальных источников кредитования позволяет снижать долю теневого предпринимательства. Опыт многих развивающихся стран с переходной экономикой показал эффективность программ развития микрокредитования
      Как правило, при оценке рынка микрокредитования имеют ввиду кредитование начинающего бизнеса, с ненадежным залогом, с размерами кредита не более 100 тысяч рублей на срок болнн 4-5 месяцев, предоставляемых на рыночных условиях. Надежных данных по спросу и предложению на рынке микрокредитования в настоящий момент нет. По данным исследований американского Фонда ФИНКА Интернэшнл ежегодное предложение микрофинансовых ресурсов в России оценивается на уровне 263 млн. рублей, а предложения по американским программам составляет 10 млн. долларов. Потребность в микрокредитах в России в настоящий момент по нашим оценкам в 3-4 раза превышает предложение.
      Микрокредитование не развивается в таких городах, как Москва и Санкт-Петербург, в  которых эта услуга, по всей видимости, предоставляется в рамках неформальных взаимоотношений.
      Все изученные организации, предоставляющие  микро-кредиты, можно разделять, главным  образом, по двум факторам: источник финансовых средств для микрокредитов и  целевая группа предпринимателей, которым  предоставляется микро-кредиты. Эти  два фактора во многом определяют форму управления финансовыми ресурсами, стоимость кредитов и условия их предоставления, окупаемость программ микрокредитования и др. Например, Фонды поддержки малого предпринимательства обычно используют бюджетные, заемные и собственные средства, При этом целевая группа предпринимателей – мелкие, достаточно устойчиво работающие предприятия, имеющие ограниченные возможности для предоставления гарантий.
      Процентная  ставка по микрокредитам и целевая  группа предпринимателей достаточно сильно связаны друг с другом:
      Ставка 8-10% в месяц – предприятия оптово-розничной  торговли с устойчивым объемом продаж и достаточным ассортиментом  товаров в обороте; размер кредита  обычно не превышает 20000 рублей, часто  не бывает необходимого ликвидного залога; важное значение имеет оценка устойчивости бизнеса.
      Ставка 4-6% в месяц позволяет в большей  степени кредитовать производственный бизнес, развитие услуг; более низкая доходность и специфика заемщиков  приводит к необходимости увеличения размеров микрокредита до 50000 и более рублей. Предъявляются более жесткие требования к залогу, его оценке и страхованию – заемщик готов к этому из-за относительно доступной стоимости кредита.
      Ставка 1.25% в месяц (15% в год) используется для кредитования инновационных  проектов, как правило, без необходимого залогового обеспечения. Использование не рыночного процента по кредитам, приводит к необходимости привлечения дополнительных средств для финансирования обслуживания предоставляемых кредитов. Эта форма предоставления кредитов является нетипичной для микрокредитования.
      В небольшом объеме службами занятости  предоставляются безвозмездные  ссуды на начало ведения бизнеса.
      Перед микрокредитованием обычно ставят одну или несколько из трех задач:
      предоставление  микропредприятию венчурного капитала на ранней стадии развития, с тем, чтобы в будущем создать рабочие места и рост предприятия;
      предоставление  возможностей для снижения уровня бедности;
      предоставление  кредитов малым предприятиям, не имеющим  доступ к банковским или иным источникам кредитования.
      Обычно, микрокредиты в размере не более 25000 долларов США (по методике МАП РФ – до 5000 долларов) предоставляются  частным предприятиям с численностью занятых до 10 человек. Как правило, такие предприятия испытывают недостаток не только в финансах, но и в отсутствии необходимой информации и в опыте управления.
      Организации по микрофинансированию должны стремиться к увеличению числа клиентов и  повышению собственной рентабельности. Микрокредиты должны предоставляться  на условиях, соответствующих рыночным. Коммерческие программы микрокредитования лучше удовлетворяют потребности клиентов. Такие кредиторы внушают больше доверия как надежные деловые партнеры, а их рассуждения о бизнес-планировании и управлении финансами более убедительны, так как они сами занимаются бизнесом. 11
      В зависимости от целей и имеющихся  финансовых ресурсов используется либо индивидуальное, либо групповое кредитование. В России больше распространено индивидуальное микрокредитование. Оно требует  небольших стартовых средств (некоторые Фонды, например, начали свою деятельность с 300-400 тысяч рублей) и оказываются рентабельными уже при нескольких десятков клиентов. Групповое кредитование в России представлено главным образом кредитованием групп солидарной ответственности (например, ФИНКА Интернэшнл). Этот вид кредитования успешно развивается за рубежом, но в России пока ни одна из программ не вышла на уровень самоокупаемости. Эти программы требуют достаточно больших первоначальных вложений (до 1 млн. долларов США) и становятся рентабельными только при большом количестве клиентов – несколько тысяч заемщиков. Главное преимущество этих программ – отсутствие требований к наличию залога у заемщиков.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ МИКРОКРЕДИТОВАНИЯ В РФ 

      2.1 Оценка спроса на микрофинансирование
           Индивидуальные предприниматели,  действующие без образования  юридического лица, в России считаются субъектами малого предпринимательства с 1995 г., в соответствии с Законом "О государственной поддержке малого предпринимательства".
      Их  учет ведут различные органы. Наиболее полной базой данных по ИП обладают налоговые органы. По их информации, в России было порядка  2 638,5 тыс. индивидуальных предпринимателей. Общее число наемных работников, привлекавшихся индивидуальными предпринимателями, составляло порядка 3 745 тыс. человек. Более половины всех ИП (1 782 тыс.) занимались торговлей и общественным питанием. Далее, по мере убывания количества ИП, следуют транспорт (236 тыс.) и промышленность (154 тыс.).
      В региональном разрезе ситуация следующая. На Европейскую часть России приходится 1 593,7 тыс. индивидуальных предпринимателей (60,0% от общего количества). На Урал - 380,8 тыс. (14,4% от общего количества). На Западную и Восточную Сибирь - 352,5. тыс. и 120,1 тыс. соответственно (13,4% и 4,6% от общего количества). На Дальнем Востоке сосредоточено 191,6 тыс. ИП (7,3% от общего количества).
      Уровень доходов индивидуальных предпринимателей неодинаков. Однако данные по этому  вопросу, имеющиеся у налоговых органов, являются конфиденциальной информацией. 12
      Приблизительно  оценить долю наиболее высокодоходных ИП, можно, используя данные Госкомстата России, а именно, количество ИП, зарегистрированных в Едином государственной регистре предприятий и организаций (ЕГРПО). По российскому законодательству, регистрация в ЕГРПО является обязательным условием для ведения внешнеэкономической деятельности. Под это понятие – внешнеэкономическая деятельность, не подпадает челночная торговля. Ею занимаются, используя льготный режим ввоза товаров, установленный для физических лиц, ввозящих товар не с коммерческой целью.
      Отдельного  внимания заслуживают лица, занимающиеся челночной торговлей, как непосредственно закупающие товар за границей, так и участвующие в его перепродаже на внутреннем рынке. Точно оценить их общее количество достаточно сложно, так как деятельность эта часто неконтролируемая. Приблизительную оценку можно получить на основе данных Госкомстата России о количестве российских граждан, выезжающих за границу. Согласно этим данным, российские граждане совершили 3 251 тыс. поездок с туристической целью. На основе данных, предоставленных рядом туристических агентств, организующих чартерные рейсы, можно считать, что в среднем 60% этих поездок осуществляется челноками, т.е. приблизительно 1 950 тыс. поездок. Исходя из предположения, что один челнок совершает в год порядка 10 поездок, получим общее количество челноков – приблизительно 190–200 тыс. человек. 13
      Реализацией товаров, завезенных в страну челноками, занимаются не только они сами, но и нанимаемые ими лица, в среднем 3-5 человек на одного челнока. Кроме того, завезенные товары закупаются мелким оптом другими торговцами14 и перепродаются на внутреннем российском рынке. Таким образом, в сферу челночного бизнеса в России вовлечено от 1 000 тыс. до 1 600 тыс. человек. Из них порядка 500 тыс. человек – сами челноки и лица, перепродающие "челночные" товары на внутреннем рынке, заинтересованы в получении микрокредитов на закупку товаров.
      Предварительная оценка потребности в микрофинансировании15.
      Оценка  верхней границы числа индивидуальных частных предпринимателей, имеющих  небольшой бизнес, и, следовательно, наиболее заинтересованных именно в микрофинансировании, находится на уровне 2 502,8 тыс. человек. В региональном разрезе они распределились следующим образом. Европейская часть России - 1 522,0 тыс. человек, Урал - 363,3 тыс. человек, Западная Сибирь - 334,4 тыс. человек, Восточная Сибирь - 102,9 тыс. человек, Дальний Восток - 180,4 тыс. человек.
      Среди лиц, занимающихся челночной деятельностью, порядка 500 тыс. человек заинтересованы в получении микрокредитов на закупку товаров.
      Микро-предприятия
      Российским  законодательством на сегодня не определено понятие микро-предприятия. Поэтому в стране не ведется учет их числа и результатов деятельности, что существенно затрудняет анализ спроса на микрофинансовые услуги со стороны мельчайшего бизнеса. Тем не менее, возможны достаточно надежные оценки масштабов и структуры микро-бизнеса, основанные на разовых разработках Госкомстата России и результатах специальных обследований руководителей малых предприятий.
      По  этим оценкам, общее количество предприятий  с числом занятых до 5 человек составило к 1999 г. порядка 430 тыс. единиц или 50% от общего количества. По регионам они распределились следующим образом: Европейская часть России - 317,2 тыс. единиц; Урал - 42,7 тыс. единиц; Западная Сибирь - 37,7 тыс. единиц; Восточная Сибирь - 17,8 тыс. единиц; Дальний Восток - 17,5 тыс. единиц.
      Общее количество предприятий с числом занятых от 6 до 10 человек составило 175,4 тыс. единиц или 20% от общего количества МП. В региональном разрезе картина следующая: Европейская часть России - 128,5 тыс. единиц; Урал - 17,3 тыс. единиц; Западная Сибирь - 15,3 тыс. единиц; Восточная Сибирь - 7,2 тыс. единиц; Дальний Восток - 7,1 тыс. единиц.
      И, наконец, на долю предприятий с числом занятых от 11 до 15 человек, коих было порядка 13 тыс. единиц, пришлось 2% от общего количества МП. Их региональное распределение таково: Европейская часть России - 9,1 тыс. единиц; Урал - 1,1 тыс. единиц; Западная Сибирь - 1,4 тыс. единиц; Восточная Сибирь - 0,7 тыс. единиц; Дальний Восток - 0,6 тыс. единиц.
      Общепринятым  в промышленно развитых странах  считается определение микро-предприятий  по числу работающих до 10 человек. Однако в России дебатируется необходимость отнесения к микро- предприятиям и фирм с большим числом работающих, до 15 человек включительно. Именно поэтому мы включили в рассмотрение эту группу предприятий.
      На  микро-предприятиях с числом занятых  до 5 человек было занято на постоянной основе в общей сложности 1 299 тыс. человек, или 21% от общего количества постоянных работников малых предприятий. На микро-предприятиях с числом занятых от 6 до 10 человек – 1 403 тыс. постоянных работников (23% от общего количества). На микро-предприятиях с числом занятых от 11 до 15 человек – 168 тыс. постоянных работников (3% от общего количества). 16
      Во  всех выделенных размерных группах  микро-предприятий по количеству лидируют микро-предприятия торговли и общественного  питания. Они составляют порядка 53% общего числа микро-предприятий. За ними следуют микро-предприятия промышленные (13% от общего числа микро-предприятий) и строительные (12% от общего числа).
      Таким образом, круг микро-предприятий, которые  потенциально являются потребителями микрофинансовых услуг, в России достаточно широк. Максимально он насчитывает 610 тыс. единиц по критерию отнесения к категории микро- (до 10 человек работников).17
      С уверенностью можно утверждать, что  число микро-фирм, заинтересованных в микрофинансировании, не меньше 230 тыс. Именно столько в России торговых микро-предприятий с числом работающих до 5 человек, которым в силу специфики торговой деятельности требуется главным образом оборотный капитал, формируемый за счет заемных, а не собственных средств. Во-первых, микро-предприятия весьма ограничены в собственных средствах, во-вторых, в условиях инфляционной, нестабильной российской экономики предпочтительнее в принципе работать за счет заемных средств, а для торговых предприятий, имеющих высокий оборот капитала и высокую долю оборотных средств в активе, тем более. Так, исходя из масштабов бизнеса (5 человек в расчете на одно предприятие), его отраслевой принадлежности - торговля и целей привлечения внешнего финансирования – пополнение оборотного капитала, спрос будет предъявляться, прежде всего, на микрофинансовые ресурсы.
      Потребность микропредприятий в заемном капитале, и в краткосрочных заемных средствах в том числе, можно оценить по данным бухгалтерской отчетности малых предприятий. Хотя эти данные относятся ко всей совокупности МП, результаты анализа справедливы и для микро-предприятий. С той лишь разницей, что потребность в привлечении внешнего финансирования для формирования оборотных средств у микро-предприятий больше, а возможностей их привлечения меньше. (Это подтверждают результаты ряда исследований. Например, проект "Региональные исследования по формированию частного сектора", выполнявшийся с 1996 г. по 1998 г.)
      В целом, по данным бухгалтерской отчетности, оборотный капитал малых предприятий  лишь на 18% формируется за счет собственных  средств, а остальные средства –  заемные. Почти полностью, на 93%, самостоятельно удовлетворяют потребность в оборотном капитале промышленные МП, тогда как строительные на 45%, а торговые лишь на 18%.18
      В первую очередь за счет наличных средств  предприятия формируется фактический фонд оплаты труда. Это обусловлено, во-первых, высоким уровнем налогообложения фонда оплаты труда (ФОТ), отражаемого в отчетности МП. В сумме, все обязательные платежи составляют порядка 40% ФОТ. Во-вторых, сами работники заинтересованы в получении зарплаты "черным налом", так как это снижает уровень подоходного налога. В результате, уровень официальной заработной платы работников МП в 1997 г. (950 деноминированных рублей) был в среднем в 2,5 раза ниже уровня фактической заработной платы (2 400 деноминированных рублей). При этом управленческий персонал МП фактически оплачивался в 1,7 раза выше, чем основной персонал и в 2,3 раза выше, чем вспомогательный персонал.
      Оборотные средства МП формируются главным  образом за счет привлечения средств  организаций, работающих на финансовом рынке (банки, фонды, кредитные союзы и кооперативы), и за счет партнерского кредита, предоставляемого предпринимателями друг другу на неформальной основе.
      По  результатам ряда исследований, в  МБ самой распространенной формой привлечения  финансовых средств является партнерский  кредит. Им пользуются от 50% до 70% предпринимателей. Это, главным образом, небольшие "короткие" деньги, которые идут на формирование оборотных средств. Эти финансовые потоки не отражены в официальной отчетности. Их наличие подтверждает заинтересованность предпринимателей в получении микрокредитов, а также отсутствие необходимого числа специализированных финансовых институтов, предоставляющих микрокредиты. 19
      В банковских кредитах заинтересованы порядка  четверти МП, однако получить их удается немногим, порядка 10% - 15% предпринимателей. По данным бухгалтерской отчетности краткосрочные кредиты банков составляют около 43% от суммы краткосрочных пассивов. Больше в торговле (62%), меньше в промышленности (24%).
      Услугами  кредитных кооперативов, союзов в  массе своей предприниматели  не пользуются из-за низкого уровня развития этого сегмента финансового рынка.
      В целом, потребности МП в привлечении внешнего финансирования для формирования, поддержания требуемого уровня оборотных средств не удовлетворены. Совокупный объем средств, привлекаемых как на неформальной основе (партнерский кредит), так и с участием финансовых институтов недостаточен. Порядка 40% МП отмечают недостаток оборотных средств как основную проблему бизнеса. И рейтинг данной проблемы со временем не уменьшается20. Решить ее легально, не вынуждая предпринимателей еще больше уводить в тень свой бизнес, поможет формирование сети специализированных финансовых институтов, предоставляющих в долг  краткосрочные и относительно небольшие суммы под оборотные средства.
      Резюмируя сказанное, можно утверждать. Исключительно  за счет собственных средств, как отражаемых в официальной отчетности, так и «нелегальных» существует порядка 30% - 35% МП21. Для остальных предпринимателей приоритетной задачей в области финансов является привлечение внешнего финансирования для формирования оборотных средств. Для микро-предприятий данная проблема стоит значительно острее, чем для более крупного бизнеса. Поэтому, минимальной границей числа микро-предприятий – потенциальных потребителей микрофинансовых услуг, следует считать 426 тыс. микро-предприятий по критерию отнесения бизнеса к категории микро- до 10 работающих.
      Предварительная оценка потребности в микрофинансировании22.
      Круг  микро-предприятий, которые потенциально являются потребителями микрофинансовых  услуг, в России достаточно широк. Максимально  он насчитывает 610 тыс. единиц по принятому  определению микро-предприятия (до 10 человек работников). Минимальной же границей числа микро-предприятий – потенциальных потребителей микрофинансовых услуг, следует считать 426 тыс. микро-предприятий.
      Оценка  совокупного предложения  микрофинансовых  ресурсов.
      Резюмируя полученные результаты, ежегодное совокупное предложение микрофинансовых ресурсов российскими организациями на предпринимательские цели можно оценить на уровне 263 169,6 тыс. руб. По американским программам микрофинансирования было выдано микрокредитов в объеме порядка 10 млн.USD.23 

      2.2 Проблемы и пути совершенствования системы микрокредитования в РФ
      Как показывает опыт стран с развитой рыночной экономикой, а также некоторых  восточноевропейских стран с  переходной экономикой, развитие малого предпринимательства способствует решению ряда важных для поступательного социально-экономического развития страны задач, таких, как демонополизация, формирование рыночной структуры экономики и конкурентной среды; насыщение рынка товарами и услугами; занятость и самозанятость; экономический рост и увеличение налоговых поступлений; формирование среднего класса и т.д.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.