На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Инфляции и антиинфляционные меры в России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.10.2012. Сдан: 2010. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Оглавление

 
Введение
1.Инфляция
1.1. Понятие и причины инфляции
1.2. Виды инфляции
1.3  Последствия  инфляции
2. Инфляция в России
2.1. История развития инфляции
2.2. Причины инфляции в России
3. Антиинфляционная политика России
3.1. Цели  и инструменты антиинфляционной политики
3.2. Эффективность российской антиинфляционной политики

Список  литературы

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     Введение. 

     Понятие «инфляция» неотделимо от понятия «деньги». В современном рыночном хозяйстве  жизнь отдельных людей и человечества в целом в еще большей степени зависит от денег, чем в древности, средневековье или в период капитализма и свободной конкуренции. Именно деньги противостоят миру товаров и услуг, а соответствие между денежными и товарными мирами является одной из характеристик благополучия общества – состояние динамического макроэкономического равновесия. Как и сами деньги, процесс их обесценивания известен человечеству с незапамятных времен. В экономической истории первые признаки инфляции были замечены еще во времена Александра Македонского. В период его  завоеваний хлынувшие в Грецию сокровища персидских царей привели к временному обесцениванию золотых и серебряных монет.
     Современный термин инфляция (от латинского слова  infatio – вздутие, разбухание, разводнение) был позаимствован из медицины. Применительно к денежному обращению это слово стали употреблять лишь в XIX веке в период гражданской войны в США 1861-1864 гг. К концу войны казначейские обязательства США обесценились сразу на 60%. 
     Инфляция  является сложным социально-экономическим явлением, порождаемым диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства и представляет собой одну из наиболее острых проблем современной экономики во многих странах мира. Проявлением инфляции является повышение общего уровня  цен в стране, которое возникает в связи с длительным неравновесием на большинстве рынков в пользу спроса, т.е. это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением.  
 
 
 
 

     В большинстве стран мира уровень  инфляции один из важнейших макроэкономических показателей, который влияет на процентные ставки, обменные курсы, на потребительский и инвестиционный спрос, на многие социальные аспекты, в том числе на стоимость и качество жизни.
     Способность государства поддерживать уровень  инфляции на приемлемом уровне свидетельствует об эффективности экономической политики, в том числе денежно-кредитной, об устойчивости и динамизме всей экономической системы.
     Сущность  и происхождение инфляции по-разному  трактуются представителями различных  экономических школ. Поверхностное представление о причинах инфляции ведет к неправильным методам борьбы с этим явлением. Целью данной работы является анализ антиинфляционной политики государства, обозначив при этом основные цели и инструменты борьбы с инфляцией.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Инфляция
 
      Понятие и причины инфляции
 
       Инфляция – это долговременный процесс снижения покупательской способности денег. Различают открытую и скрытую (подавленную) инфляцию. Открытая инфляция проявляется в продолжительном росте уровня цен, скрытая – в усилении товарного дефицита.  Цены могут колебаться одновременно с разной скоростью и разнонаправлено на межотраслевом и внутриотраслевом уровне. Инфляцию, сопровождающуюся ценовой разбалансированностью, когда в одних секторах цены растут разными темпами, а в других могут сокращаться, называют несбалансированной инфляцией. Ее сложнее выявить и урегулировать, чем сбалансированную инфляцию, при которой цены изменяются в одном направлении и примерно одинаковыми темпами. Главное при определении открытой инфляции - установить, что общий уровень цен повышается. Некоторые экономисты считают, что инфляция не может быть сбалансированной в силу того, что разные рынки обладают разной скоростью приспосабливаемости, так, самым мобильным является фондовый рынок, наиболее ригидным – рынок труда. 
 
 
 

     Открытая  инфляция обычно измеряется в темпах прироста уровня цен за год и подсчитывается в процентах:
     (1)
     

       
 

     где  п - темп инфляции за год, (%)
                                                     Р1 - уровень цен данного года,
                             Р0 - уровень цен предшествующего года.  

     В качестве показателя уровня цен используется дефлятор ВВП, но так же можно использовать индекс потребительских цен (ИПЦ) и индекс промышленных цен.
     Расчет  ИПЦ осуществляется в соответствии с формулой Ласпейрса:
                                                             Po Qo *  PI /Po
                                                 I =           P o Q o 
     (2)
     где, Qo - количество товара (случаев получения услуги) в потребительском наборе базисного периода; PI (o) - цена единицы товара (услуги) в потребительском наборе отчетного (базисного) периода.
     При этом имеются различия в подходах к расчету ИПЦ. Центральные банки  стремятся сделать этот индекс наиболее простым, это позволяет облегчить методику расчетов, и отразить наиболее важные для населения факторы инфляции. Например, Банк Канады использует ИПЦ, из которого исключены наименее стабильные компоненты, а также изменения в косвенных налогах. Расширенный ИПЦ для США включает цены на недвижимость и акции. Цены на недвижимость могут не совпадать с общей динамикой цен и оказывать заметное воздействие на уровень инфляции. Это характерно и для современной России. 
 
 
 
 

     Уровень инфляции при ее открытой форме определяется темпом прироста уровня цен.   «Ползущей инфляцией» называется инфляция, в условиях которой темпы роста цен не превышают 10% в год. Для «галопирующей инфляции» характерен темп роста цен от 20% до 200% в год. Для гиперинфляции характерен неограниченный рост количества денег и обращения и уровня цен. Рабочий показатель гиперинфляции для многих экономистов - 1000% в год.      Современный рекорд принадлежит Никарагуа: во время гражданской войны среднегодовой рост цен в этой стране
достиг 33 000%.
     Различают  ожидаемую и неожидаемую инфляцию. В первом случае можно прогнозировать инфляцию на какой-либо период, или она планируется правительством страны. Во втором случае происходит резкий скачок цен, что негативно сказывается на денежном обращении и системе налогообложения.
     Кратко  о причинах, вызывающих инфляцию. Во-первых, это диспропорциональность государственных  расходов и доходов, выражающаяся в  дефиците госбюджета, финансируемом  за счет займов в центральном эмиссионном  банке страны. Во-вторых, общее повышение  уровня цен связывается с изменениями в структуре рынка в ХХ веке, приобретение им олигополистического характера. Производители-олигополисты  длительное время поддерживают несоответствие совокупного спроса и предложения в целях обеспечения своего контроля над ценообразованием. В-третьих, существует такой феномен, как «импортируемая инфляция», связанный с ростом открытости национальных экономик и увеличением взаимозависимости между ними. Кризисы, 
 
 
 
 

 стихийные  бедствия, войны, инфляционные процессы  в одних странах могут вызвать резкий скачок цен на какие-то импортируемые товары, и по цепочке  - инфляцию в масштабах всей страны. Еще одна причина – инфляционные ожидания, выраженные в раскручивании темпов роста общего уровня цен по спирали: зарплата - цены и сырье - товары.
     В зависимости от причин возникновения  роста цен и обесценивания  денег можно выделить следующие  виды инфляции: инфляция спроса; инфляция издержек; инфляция спирали цен и зарплат; «административная инфляция».
     В.Д. Андрианов в статье «Инфляция и методы ее регулирования» подчеркивает тесную связь между собой всех этих видов инфляции и влияния их друг на друга. «Административная инфляция» порождается государственными органами, различными союзами и объединениями, диктатурой монополий и проявляется во взвинчивании тарифов на железнодорожные перевозки, платы за услуги почты, коммунальные услуги, увеличении ставок импортных пошлин и др. Поднимая цены в ключевых отраслях «административная инфляция» стимулирует «инфляцию издержек». Под инфляцией издержек подразумевается такой механизм формирования цен, при котором их рост определяется не увеличением спроса, а повышением затрат. Этот вид инфляции  приводит к стагнации, то есть к одновременному росту инфляции и безработицы на фоне спада производства. Инфляция спирали цен и зарплат близка по характеру к «административной инфляции и «инфляции издержек», так как обуславливается повышением уровня заработной платы, что приводит к росту денежной массы и увеличению издержек производства, что в итоге провоцирует рост цен на  
 
 
 

товары. Соответственно рост цен вызывает необходимость  индексации заработной платы. Выпуск в  обращение дополнительной массы  платежных средств создает превышение спроса над предложением,  что  приводит к росту цен, другими  словами порождает инфляцию спроса.  Производственный сектор не в состоянии ответить на избыточный спрос увеличением реального объема продукции, потому что все ресурсы уже полностью задействованы. Поэтому этот избыточный спрос приводит к завышенным ценам на реальный объем продукции. 

      Виды  инфляции
 
     Существует  несколько видов инфляции. Прежде всего те, которые выделяют с позиции  темпа роста цен (первый критерий), т.е. количественно:
    Ползучая (умеренная) инфляция, для которой характерны относительно невысокие темпы роста цен, примерно до 10% или несколько больше процентов в год. Такого рода инфляция присуща большинству стран с развитой рыночной экономикой, и она не представляется чем-то необычным. Данные за 70-е, 80-е и начало 90-х гг. по США, Японии и западноевропейским странам, как раз и говорят о наличии ползучей инфляции. Средний уровень инфляции по странам Европейского сообщества составил за последние годы около 3-3,5%;
    Галопирующая инфляция (рост цен на 20—2000% в год). Такие высокие темпы в 80-х гг. наблюдались, к примеру, во многих странах Латинской Америки, некоторых странах Южной Азии. По подсчетам
 
 
 
 
 
 
Центрального  банка России, индекс потребительских  цен в нашей стране в 1992 г. поднялся до 2200%. Потребительские цены опережали  рост денежных доходов населения. Ниже приведены индексы потребительских цен и темпы роста номинальных денежных доходов в странах СНГ (1992 г. к 1991 г., в количество раз): 

    Бывшие  республики СССР Потребительские цены Среднедушевой доход
    Азербайджан 12,1 5,0
    Армения 9,0 2,8
    Белоруссия  11,6 8,2
    Казахстан 10,7 6,7
    Киргизия  11,9 4,3
    Молдавия  12,1 4,9
    Россия 15,7 7,5
    Таджикистан 10,1 3,4
    Туркменистан 8,7 7,1
    Узбекистан 5,1 5,2
    Украина 12,5 --
 
 
 
 
                  3.Гиперинфляция - цены растут астрономически, расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества, бесприбыльными и убыточными становятся крупнейшие предприятия (МВФ за гиперинфляцию сейчас принимает 50%-й рост цен в месяц).
     Так, в Аргентине на апрель 1990 г. зафиксирован рост цен в 200 раз (темп роста инфляции -- 2000 %). Спасло аргентинцев лишь то, что у них преобладает натуральное сельское хозяйство и без рыночных отношений можно прожить некоторое время.
     Недавний  рекорд принадлежит Никарагуа: за период гражданской войны среднегодовой прирост цен достиг 33000%.
     Наиболее  ошеломляющим в истории является пример гиперинфляции в Венгрии  в 1946 г., когда довоенный форинт (денежная единица Венгрии) стоил 829 октиллионов новых форинтов (единица с 22 нулями), а доллар США обменивался на 3*1022 форинтов.
               Вести успешный бизнес в условиях  гиперинфляции почти невозможно. Речь может идти только о  стратегии выживания. Рецепт выживания  таков: автономность и самодостаточность,  упрощение производства, сокращение внешних связей, натурализация базовых элементов внутрифирменного хозяйствования. Все чаще промышленным предприятиям приходится заводить свои теплицы, свинофермы и даже мини-электростанции, усиливать акцент на бартерных и клиринговых операциях.
            Теперь рассмотрим виды инфляции с точки зрения второго критерия - соотносительности роста цен по различным товарным группам,
 т. е. по степени сбалансированности их роста:
       а) сбалансированная инфляция;
       б) несбалансированная  инфляция.
           При сбалансированной инфляции цены различных товаров неизменны относительно друг друга, а при несбалансированной - цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях.
            Сбалансированная инфляция не  страшна для бизнеса. Приходится лишь периодически повышать цены товаров: сырье подорожало в 10 раз, и вы соответственно увеличиваете цену своей конечной продукции. Риск потери доходности присущ только тем предпринимателям, которые стоят последними в цепочке повышения цен. Это, как правило, производители сложной продукции, основанной на интенсивных внешних кооперационных связях. Цена на их продукцию отражает всю сумму повышения цен внешней кооперации, и именно они рискуют задержать сбыт сверхдорогой продукции конечному потребителю. Заниматься этим бизнесом опасно, акции соответствующих фирм лучше не приобретать.
              В России в 91-95 гг. преобладала  несбалансированная инфляция. Рост  цен на сырье опережал рост  цен на конечную продукцию,  стоимость комплектующего компонента превышала цену всего сложного прибора
и т. п. Например, завод «Русский дизель» (Санкт-Петербург) выпускал промышленные насосы. На насосах устанавливался манометр. Несбалансированная инфляция привела к тому, что цена манометра (внешняя поставка) стала, чуть ли не дороже самого насоса. Если же просто включить возросшую цену манометра в цену изделия, то насосы было бы трудно продать. Варианты выхода из ситуации: производить манометры самостоятельно, переходить на другой вид продукции или ждать очередного витка дефицитной инфляции, когда товар все же удастся реализовать.
     Несбалансированность  инфляции - большая беда для экономики. Но еще страшнее, когда нет прогноза на будущее, нет уверенности хотя бы в том, что товарные группы-лидеры роста цен останутся лидерами и завтра, и через неделю, и через год. Невозможно рационально выбрать сферы приложения капитала, рассчитать и сравнить доходность вариантов инвестирования. Промышленность развиваться в таких условиях не могла, индустриальное возрождение России было нереальным. Были возможны лишь короткие спекулятивно-посреднические операции, удобренные стихийными, несбалансированными скачками относительных цен, как в отраслевом, так и в территориальном аспектах.
     С точки зрения третьего критерия (ожидаемость или предсказуемость инфляции) выделяют:
     а) ожидаемую;
     б) неожидаемую.
     Ожидаемая инфляция может предсказываться  и прогнозироваться заранее, с достаточной  степенью надежности; неожидаемая - возникает  стихийно, спорадически, прогноз невозможен.
     Фактор  ожидаемости, предсказуемости по-новому освещает нам вопрос влияния инфляции на стратегию бизнеса, а именно: если все фирмы и все население знает наверняка, что в следующем году цены возрастут, скажем,  в 100 раз, то в условиях идеального свободного рынка имеется целый год на заблаговременную адаптацию к спрогнозированному скачку цен. Все предприятия и население также повысят в 100 раз цену на свой товар (станки, оборудование, услуги, рабочая сила и т. д.). Никто, таким образом, не пострадает существенно даже от гиперинфляции, а в случае непредсказуемости, неожиданности роста цен даже на 10% (умеренная инфляция, по нашему определению) может произойти существенное снижение доходности соответствующих предприятий.
     Комбинация  сбалансированной и ожидаемой инфляции не наносит экономического вреда, а несбалансированной и неожидаемой - особо опасна, чревата большими издержками адаптационного плана.
     Различные виды инфляции схематически можно изобразить следующим образом:  

      Ожидаемая Неожидаемая
        Сбалансированная
    № 1
      № 2
        Несбалансированная
                       № 3 
      № 4
         

        Комбинация №1 в схеме (ожидаемая + сбалансированная инфляция) наименее опасна. Комбинация № 2 более опасна (неожидаемая, но сбалансированная). Комбинация № 3 означает нарастание отрицательных последствий инфляции для бизнеса. И, наконец, комбинация №4 (несбалансированная + неожидаемая) - наихудшая из всех. Нарастание номера комбинации означает нарастание трудностей адаптации к ней.  
 
 
 

К этому добавим, что чем быстрее растут цены (вспомним критерий темпов роста), тем сильнее негативные последствия любой из четырех комбинаций.
             Положительным воздействием отличается, пожалуй, лишь комбинация №1  в сочетании с умеренным ростом  цен (до 10% в год). Она тонизирует  реальное инвестирование, т.  е. слегка подгоняет предприятия по пути ускорения замены и модернизации производственных мощностей, разработки новых видов продукции, ибо от денег надо как можно быстрее переходить к производственным вложениям.
             Несбалансированность и непредсказуемость  инфляции в СНГ разрушало психологическую устойчивость людей, которые все менее надеялись на торможение роста цен. Большинство развитых стран тяготеет к умеренной инфляции, нарастание инфляции от умеренной через галопирующую к гиперинфляции не является неизбежным. Настойчивая государственная политика в силах если не остановить рост цен, то, по крайней мере, сделать его более ожидаемым или сбалансированным. К сожалению, от отдельных предприятий здесь мало что зависит. Влияние на правительство могут иметь только ассоциации промышленников, мощное промышленное лобби в парламентах.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Последствия инфляции
 
 
     Экономические и социальные последствия инфляции сложны и разнообразны. Небольшие  ее темпы содействуют росту цен и прибыли, являясь, таким образом, фактором временного оживления конъюнктуры. По мере углубления инфляция превращается в серьезное препятствие для воспроизводства, обостряет экономическую и социальную напряженность в обществе.
     Галопирующая  инфляция дезорганизует хозяйство, наносит серьезный экономический ущерб, как крупным корпорациям, так и мелкому бизнесу, прежде всего из-за неопределенности рыночной конъюнктуры. Инфляция затрудняет проведение эффективной макроэкономической политики. К тому же неравномерный рост цен усиливает диспропорцию между отраслями экономики и обостряет проблемы реализации товаров на внутреннем рынке.
     Такая инфляция активизирует бегство от денег  к товарам, превращая этот процесс  в лавинообразный, обостряет товарный голод, подрывает стимул к денежному  накоплению, нарушает функционирование денежно-кредитной системы.
     Кроме того, в условиях инфляции обесцениваются сбережения населения, потери несут  банки и учреждения, предоставляющие  кредиты. 
     Интернационализация производства облегчает переход инфляции из страны в страну, осложняя международные валютные и кредитные отношения. Инфляция подавляет мотивы к высокопроизводительному труду, обрекает производство на низкую эффективность и технологическую отсталость. 
 
 
 
 

               Инфляция имеет и социальные последствия: она ведет к перераспределению национального дохода, является как бы сверхналогом для населения, что обуславливает отставание темпов роста номинальной, а также реальной заработной платы от резко возрастающих цен на товары и услуги.          
     Хочется отметить несколько отличительных последствий инфляции:
    - за счет инфляционных процессов в России произошло обогащение небольшой группы людей, которые владели более оперативной информацией и знаниями в области экономики.
           -  широкие слои населения научились выживать в ситуации инфляции.
     На  протяжении 70-ти лет социалистического  строя население не испытывало действие инфляции на своем кошельке. Поколение  сменялось поколением, а практических и теоретических знаний не получали ни из жизни, ни из курса среднего обучения.                           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Инфляция  в России
 
 
     Множество причин инфляции отмечается практически  во всех странах. Однако комбинация различных  факторов этого процесса зависит  от конкретных экономических условий. Так, сразу после второй мировой  войны в Западной Европе инфляция была связана с острейшим дефицитом многих товаров.
     Экономика современной России реально столкнулась  с инфляционными проблемами в  начале 90-х годов в период экономической  трансформации от централизованно  планируемой к рыночной экономике. Для России  важнейшей причиной инфляции в 90-е можно считать уникальную диспропорциональность в экономике, возникшую как следствие командно-административной системы. Система планового ценообразования, означающая централизованное установление государственных фиксированных цен на большинство видов  продукции и услуг, являлась неотъемлемой частью планового хозяйства. Цены, построенные по затратному принципу и неподвижные в течение нескольких лет, не могли служить индикатором соотношения спроса и предложения на продукт, не могли показывать производителю динамику потребительских предпочтений.
       Цена подобной экономической  политики - подавленная инфляция, которая  проявляется в виде низкого  качества товаров, вечном дефиците  и в виде очередей.
     Переход к рыночному механизму хозяйства, где спрос определяет через уровень цены размеры производства, потребовал реформировать всю систему цен. Реформа цен в России являлась одной из задач правительственной программы 1991 года.  
 
 
 

Цены  производителей были скорректированы  в январе, а розничные цены изменились только в апреле. В среднем цены возросли на 60%. Вслед за повышением цен был снижен налог на прибыль предприятий, что позволило им увеличить выплаты заработной платы. В результате в 1991 г. розничные цены выросли на 142 %, а оптовые цены в промышленности на 236%. При этом объем производства снизился на 11%, а в целом за период с 1989 г. - на 17%. Результатом этого стало разбалансирование товарного рынка и развитие тотального дефицита, усугубленного инфляционными ожиданиями. Одновременно возрастал бюджетный дефицит (31% ВВП), покрытый за счет эмиссии. Образовался огромный денежный навес, готовый захлестнуть нарождавшийся рынок. Политический кризис 1991 г. еще более осложнил ситуацию и привел к отказу от концепции постепенной реформы. 2 января 1992г. было отпущено 80% оптовых и 90% розничных потребительских цен. Исключение составили товары первой необходимости. Однако, оставаясь под контролем государства, эти цены возросли в 3-5 раз. Практически на все остальные потребительские товары цены были отпущены в марте, а в мае резко (в 6 раз) были подняты цены на нефть. Снятие контроля за ценами сопровождалось либерализацией внешнеторговых операций и обменного курса рубля. Начиная реформировать экономику, правительство полагало, что освобождение цен на большинство товаров при ограничении в денежно-кредитной сфере и налоговой реформе позволит ликвидировать бюджетный дефицит, а либерализация внешнеэкономической деятельности приведет к насыщению внутреннего рынка и снижению взлетевших цен. До 1992 г. в странах бывшего СССР серьезной антиинфляционной политики не проводилось.   Сложность ситуации заключалась в том, что  
 
 
 
 

антиинфляционную  политику в России нельзя было свести лишь к косвенным экономическим  рычагам. Нарушение пропорций в  народном хозяйстве можно было  устранить при помощи структурной политики государства и прямыми административными методами, которые   необходимо  было дополнить мерами, которые ограничивают денежную массу, устраняют дефицит госбюджета, стабилизируют курс национальной валюты, а также созданием для усиления конкуренции в экономике.
     В 1992 году экономическая реформа в  России стала делать первые шаги. В  основу экономической программы  правительства года была положена монетаристская концепция борьбы с инфляцией. Правительство России начало проводить финансовую политику, основанную на либерализации цен и внешнеэкономической деятельности, внутренней конвертируемости и стабилизации обменного курса рубля за счет валютных резервов. Однако под угрозой нарастания платежного кризиса жесткая финансовая политика сменилась инфляционным кредитованием предприятий.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.