На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


творческая работа Проблемы профессионально-психологического отбора кандидатов на службу практическими психологами органов внутренних дел

Информация:

Тип работы: творческая работа. Добавлен: 13.10.2012. Сдан: 2010. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Министерство  внутренних дел Российской Федерации
    Уральский юридический институт МВД России
    (УрЮИ  МВД России) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    «Проблемы профессионально-психологического отбора кандидатов на службу практическими  психологами органов  внутренних дел». 
     
     
     
     
     
     
     
     

                                                                                                                    М.В, Воротникова 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Екатеринбург 2009 
 

     В современном обществе возрастает роль психологических знаний о трудовой деятельности человека в связи с особенностями социально-экономического и технического развития всех сфер нашей жизни, увеличением сложности, ответственности и опасности многих видов труда, повышением требований к уровню профессиональной пригодности к труду вообще и к конкретным профессиям в частности. Знания психологических закономерностей трудовой деятельности, возможностей и ограничений человека в реализации трудовых задач, законов взаимной адаптации человека и средств, содержания, условий труда позволяют в конечном итоге повысить ее эффективность, надежность, безопасность, о также привлекательность труда и удовлетворенность им.
     Взаимоотношения психологии и труда как социально-экономического процесса преобразования окружающего  мира строятся на основе ряда положений, определяющих направленность психологической науки. Эти направления изучения и обеспечения трудовой деятельности человека определяются наличием и необходимостью учета критериев соответствия между собой характеристик субъекта и объекта труда, их пригодности для выполнения трудовых задач.
     Существенную  роль в процессе становления профессионала  играют психологические особенности  человека, и в частности влияние  индивидуальных свойств личности на формирование, развитие профессиональной пригодности. Эта проблема является теоретическим основанием всех остальных аспектов психологии профессиональной пригодности.
     Прогнозирование успешности освоения профессий и  эффективности последующей деятельности в обычных и экстремальных  условиях является одной из важнейших  задач профессиональной подготовки. Правильное использование результатов социально-психологического изучения при интегрировании с данными психологического и психофизиологического обследования независимо от класса специальностей позволяет повысить прогностичность итогового заключения о профессиональной пригодности.
     По  данным психодиагностического1 обследования, уже на начальном этапе профессионального отбора с определенной степенью достоверности возможно прогнозирование не только успешности обучения кандидата соответствующей специальности, но и его профессиональной эффективности.
     Для создания научно обоснованных критериев  и показателей эффективности  профессионально-психологического отбора (ППО) необходимо осуществлять комплексный  психологический и психофизиологический анализ деятельности конкретных специальностей. В настоящее время профессиональный отбор приобретает характер системы мероприятий, осуществляемых с помощью комплексного подхода для изучения всех характеристик человека. Сущность комплексного подхода заключается в том, что человек изучается как многоуровневая, иерархически организованная система, в которой можно выделить социально-психологический, психологический, физиологический и физический уровень функционирования.
     Аспект  профессиональной пригодности связан с профпригодностью подразделений службы и надежностью и удовлетворенностью работы специалистов. Характерны в этом отношении сведения о том, что специалисты с недостаточным соответствием индивидуальных качеств профессиональной деятельности допускают предпосылки к различным происшествиям в 2,5 раза чаще, чем остальные. Неудовлетворенность выбором профессии приводит к конфликтам, нарушениям дисциплины, увольнению. Ошибки в комплектовании кадрового состава могут приводить к тому, что на службу поступят недостаточно подготовленные специалисты, о это совершенно недопустимо ввиду сложности современной профессиональной задачи и высокой персональной ответственности каждого сотрудника.
     При определении конкретного содержания критериев и показателей прежде всего следует учесть конструктивные результаты современных исследований. Современная психология в качестве значимых факторов выделяет задатки, общие и специальные (профессиональные) способности, наследственность, условия воспитания (семейного, школьного), образование в профессиональных учебных заведениях и другие. При этом общие способности являются фундаментом овладения многими видами деятельности, а специальные - определяют успешность освоения определенной деятельности. С позиции профотбора деятельность ОВД разделена на определенные виды и группы предназначения, с учетом которых подобраны соответствующие программы и алгоритм оценки профессионально важных качеств, в числе которых работоспособность, коммуникативные способности, способность принимать, усваивать и перерабатывать информацию и др.
     Под специальными способностями понимают психологические свойства личности, требуемые от человека в рамках конкретной должности (специальности). При этом чем сложнее профессиональная деятельность, тем более важна необходимость развития специальных профессиональных способностей. Специальные способности определяются повышенными требованиями к специальным качествам человека, которые для других видов деятельности не актуальны.
     Анализ  литературных источников и результаты анализа эмпирических данных позволили выделить содержательные аспекты критериев и показателей профессионального психологического отбора, представить их в системной взаимосвязи и создать общую критериальную оценочную базу.
     Интегральный  критерий продуктивности ППО сформулирован  как новое успешное решение задачи по выявлению соответствия характеристик творческого потенциала кандидата требованиям будущей профессиональной деятельности и условиям деятельности. Это отражает сущность исследуемого явления.
     Акмеологический подход предполагает изучение человека как индивида, личности, субъекта деятельности. В процессе экспериментальной работы выделены соответствующие, по выражению Б.Г. Ананьева, «срезы» творческой продуктивности единого целостного, проявляющиеся у кандидатов через их индивидные, личностные, субъектно-деятельностные характеристики в конкретных результатах труда2.
     В качестве частных критериев профотбора определены следующие признаки:
     - профессиональная пригодность кандидатов  к службе, то есть его личностно-профессиональные  способности; профессиональная компетентность субъектов ППО;
     - оптимальность процесса профессионального  психологического отбора.
     Каждый  частный критерий вбирает в себя соответствующие показатели, которые  в процессе профессионального отбора выполняют функции эталонов для оценки эффективности ППО.
     Результаты  исследования показывают, что конкретное содержание разработанной критериальной  оценочной базы может быть использовано в практике ППО, если каждый из выделенных, признаков будет наполнен предметным содержанием.
     Профессиональная  пригодность кандидата к обучению как начальный этап его профессиональной деятельности представляет собой сложную  интегративную характеристику.
     Детерминантами  пригодности индивида выступают:
    биологические;
    психологические;
    социально-психологические блоки.
     Они проявляются многогранно через  социально-перцептивные характеристики, интеллектуальные качества; эмоционально-волевую  и мотивационно-ценностную сферы, а  также функционально-деятельностную способность. Именно они предопределяют длительное доминирование ориентации и искусственное поддержание высокого уровня продуцирования новых моделей, образов, представлений и действий специалиста. Все они могут быть охарактеризованы как потенциальный и деятельностный компоненты профессиональной компетентности специалиста.
     В рамках первого частного критерия оцениваются  качества, определяющие успешность его  службы:
    соответствие психофизиологических возможностей требованиям профессиональной деятельности (психическое здоровье, нервно-психическая устойчивость);
    степень развития интеллектуальных качеств (гармоничность мотивоционно-ценностного и духовно-нравственного развития кандидата);
    соответствие личностно-профессиональной компетентности требованиям профессиональной деятельности;
    готовность и способность кандидата обучаться в высшем учебном заведении, соответствие гностических способностей кандидата предъявляемым требованиям.
     Среди множества детерминант, характеризующих  потенциальные возможности и  индивидные проявления профпригодности  кандидатов, релевантными являются возрастно-половой, психодинамический и когнитивный компоненты, уточняющие содержание выдвинутых критериев профпригодности конкретного специалиста. Соответствующие им показатели также выражают качественные и количественные признаки индивидуально-личностных особенностей — общие психические и физические ресурсы индивида; тип акцентуации; творческое мышление уровень интеллекта; компетентность и др.
     Для оценки профессиональной пригодности  одним из центральных признаков  соответствия кандидата предъявляемым требованиям является гармоничность мотивационно-ценностного и духовно-нравственного развития как наиболее отвечающего задачам нашего исследования, коррелирующего с другими критериями. В процессе исследования определяется, что личностная составляющая творческого потенциала проявляется и в других признаках соответствия выдвигаемым требованиям.
     Сотрудник рассматривается в качестве субъекта своего развития и профессиональной деятельности. Он предстает как личность, постоянно решающая задачу совершенствования, добиваясь восхождения от реального, часто неоптимального, до идеального, оптимального, способа самоорганизации и деятельности. Он стремится минимизировать рассогласование между требованиями и собственными ограничениями в реальной деятельности, общении, поведении и т.п. То есть стремится обеспечить максимальное развитие личностно-профессиональных качеств и снизить отмеченное рассогласование. При этом необходимо овладеть соответствующими знаниями, умениями, профессиональными навыками, нормативно определяемыми содержанием профессиональной деятельности.
     В качестве второго частного критерия эффективности ППО рассматривается  профессиональная компетентность субъекта профессионального психологического отбора. Прежде всего в качестве субъектов ППО нами рассматриваются все его участники — руководство всех уровней и группа профессионального психологического отбора. Кандидаты на службу и сотрудники являются его объектом. В соответствии с этим подходом субъекту в ППО отводится роль организаторов данной деятельности. Для ее эффективного осуществления каждому участнику требуется соответствующий уровень профессиональной компетентности. Показателями профессиональной компетентности являются соответствующие знания, умения, навыки и профессиональные концепции, определяющие содержание данной деятельности.
     Прежде  чем разрабатывать критериальные  оценки ППО, необходимо профессиографическое изучение различных видов деятельности в уголовно-исполнительной системе. Профессиограмма, выступающая как  итог исследования, представляет собой описание условий деятельности и профессиональных задач, а также систему требований профессии к индивидуальным особенностям человека. Профессиограмма включает в себя один из важных разделов для разработки критериев ППО-психограмму, определяемую как типичный портрет профессионала, сформулированных в понятиях психологических свойств, качеств, характеристик, которые можно измерить.
     Профессиограмма служит не только описательной моделью, но и своего рода программой, следование которой дает возможность избрать  наиболее продуктивные стратегию, тактику и технику психологического отбора специалистов.
     Согласно  ст. 4 «Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации» «в процессе предварительного изучения личности кандидата выясняется состояние его здоровья, соответствие имеющегося у него образования и специальной подготовки требованиям, предъявляемым к должности, на которую он принимается, деловые, личные и нравственные качества». Установление соответствия этих качеств и свойств личности кандидата, поступающего на службу в органы внутренних дел или на учебу в образовательные учреждения системы МВД России, является основной задачей профессионального психологического отбора. Важным является и тот факт, что отказ в приеме на службу или учебу по результатам этого отбора защищает как самого кандидата от непосильных эмоциональных и психофизиологических нагрузок, связанных со спецификой деятельности, снижая тем самым риск возникновения у него психосоматических заболеваний, так и правоохранительные органы  от негативных последствий его профессиональной несостоятельности. Одновременно профессиональный психологический отбор обеспечивает правовую обоснованность назначения но должность наиболее подходящих кандидатов, выявляя качества и характеристики, развитие которых будет способствовать профессиональному становлению личности.
     Профессиональный  психологический отбор в органах  внутренних дел осуществляется в  целях обеспечения ее качественного  комплектования, профилактики профессиональной деформации, отклоняющихся форм поведения у сотрудников, курсантов и представляет собой комплекс научно-методических, организационных и практических мероприятий, направленных на психологическое изучение личности, активное выявление и оценку профессионально-важных и профессионально-поражаемых качеств личности.
     Основные  задачи профессионального психологического отбора:
    выявление среди кандидатов на службу, учебу и среди сотрудников при перемещении на различные должности в ОВД лиц с нервно-психической неустойчивостью или находящихся в состоянии психической дезадаптации;
    оценка психологической пригодности кандидатов к различным видам деятельности в ОВД и сотрудников при перемещении на должности, а также прогноз академической успеваемости и профессиональной успешности кандидатов на учебу;
    оценка уровня профессиональной адаптации кандидатов на службу после прохождения испытательного срока (первоначальной подготовки) и сотрудников при перемещении;
    выявление лиц с асоциальными установками, корыстно-утилитарной мотивацией, а также употребляющих психоактивные вещества.
     Профессионально-психологический  отбор в органы внутренних дел  осуществляют:
    отделы кадров (ОК) подразделений территориальных органов внутренних дел, образовательных учреждений МВД России;
    психологическая служба (ПС) и психологи подразделений территориальных органов внутренних дел  и образовательных учреждений МВД России;
    ЦПД ВВК при МВД, ГУВД, УВД России.
     Процесс профессионального отбора многоплановый, он включает следующие аспекты: социально-правовой, медико-соматический, психиатрический и психологический. Данные направления изучения кандидатов на службу в органы внутренних дел осуществляется в три этапа — предварительный, основной и заключительный ППО.
     На  предварительном этапе социально-правовой аспект осуществляется в основном кадровыми аппаратами и службами ОВД, в которые отбираются кандидаты. На данном этапе определяется соответствие кандидата предъявляемым требованиям по возрасту, образованию, физическим данным, социальным качествам, опыту предшествующей работы и  т.д.
     Данный  аспект предусматривает половозрастные, социальные и физические требования к кандидату на службу в правоохранительные органы. Половозрастные требования: достижение необходимого (или предельного) возраста для поступления на службу в ОВД. Социальные требования: положительная характеристика по месту жительства, воинской службы, отсутствие отрицательно характеризующих данных в прошлом и т.д. Физические требования: физическая подготовка кандидата должна отвечать определенным параметрам и установленным требованиям.
     К способам выявления социально-правового аспекта относятся:
    биографический метод, позволяющий изучить документы, содержащие биографические и социальные сведения о кандидате (паспорт, военный билет, анкет, документов об образовании и многие другие) это помогает определить соответствие кандидата данной группе требований, оценить некоторые морально-нравственные качества, мотивы поступления на службу, уровень теоретической подготовленности;
     На  основе анализа документов осуществляется формирование предварительного представления о субъекте психодиагностического обследования. Изучаются автобиографии, анкеты, характеристики, рекомендации и другие материалы для получения информации о профессионально значимых биографических данных, морально-нравственных и индивидуально-психологических качествах, профессиональной направленности, общеобразовательной подготовленности, чертах характера, склонностях, интересах и т.п.
     В системе профессионального  отбора органов внутренних дел данный метод  используется как при социально-правовом изучении личности кандидатов на службу или на учебу, сотрудников при перемещении по службе или при выдвижении на вышестоящую должность, так и при проведении индивидуального психологического исследования.
       Перед началом  беседы психолог  или другой специалист, проводящий профессиональный  отбор, должны внимательно изучить военный билет, если кандидат проходил службу в Вооруженных силах. При этом следует обратить внимание на записи о пригодности кандидата к воинской службе, на динамику его продвижения по службе. При наличии записей о понижении в должности или в звании необходимо выяснить причины. Полученная информация в подобных случаях, как показывает практика, зачастую связана с проявлениями неблагоприятных поведенческих или индивидуально-личностных особенностей кандидата, что позволяет объективизировать в сочетании с другими методами представление о человеке и дать мотивированный прогноз профессиональной успешности.     
    познавательная беседа, в ходе которой может быть получена информация о социальной зрелости взглядов, нравственных качеств, жизненных целей, особенностях мышления и волевых качеств;
     Беседа  это активный метод получения информации на основе вербальной коммуникации из ответов на вопросы, поставленные психологом при непосредственном общении. Он заключается в устном опросе и является одним из самых продуктивных.
     Этот  метод, не требующий какого-то специального оснащения, в то же время, как ни один другой, предъявляет высокие требования к  психологу или психиатру, его  мастерству, профессиональной зрелости, опыту, предполагающие построение заинтересованного общения между двумя людьми. В органах внутренних дел данный метод применяется на разных стадиях исследования как для первичного представления о кандидате, так и для уточнения интерпретации результатов, полученных другими методами. Как правило, он эффективно сочетается с методом наблюдения.
     Возможности беседы как диалога связаны, в  частности, с широтой выбора типа беседы в спектре от «полностью контролируемой» до «практически свободной». Тип беседы определяется в соответствии со следующими критериями:
    особенностями предварительного подготовленного плана (программа и стратегия);
    характера стандартизации беседы, т.е. ее тактика.
     Под программой и стратегией подразумевают  составленные психологом в соответствии с целями и задачами беседы перечень смысловых тем и последовательность их обсуждения. В стандартизированной беседе инициатива  перемещается на сторону специалиста, задающего вопросы - чем выше степень стандартизации беседы, тем более строг, определенен и неизменяем набор и форма вопросов в ней, то есть тем более жесткой и ограниченной является его тактика.
     Процедура проведения беседы предполагает возможность  включения в нее разнообразных  тактических приемов, позволяющих  обогатить ее содержание. Так, при применении различных субтестов или рисуночных тестов их содержание становится не только «зацепкой» для дальнейшего хода беседы, но и позволяет получить дополнительные данные об испытуемом. При этом следует помнить об индивидуальных особенностях самого экспериментатора, пластичности его психики. Например, если психолог по характеру  жесткий, возбудимый, то его эффективность проявится в брутальном, наступательном тактическом натиске на обследуемого, направленного на провоцирование ответных эксплозивных реакций или подавления попыток испытуемого закрыться и противостоять получению информации о себе.  
    наблюдение позволяет выявить ряд особенностей личности и перепроверить многие сведения, полученные биографическим методом и методом познавательной беседы. Наблюдение это целенаправленное изучение действий, поступков, поведения в  целом, а также проявлений мимики, пантомимики, речи, двигательной активности во время беседы и при проведении группового и индивидуального обследования.  Цель метода – выявление особенностей коммуникативности, устной речи, словарного запаса, степени откровенности, искренности, сообразительности, скованности, напряженности, тревожности, спокойствия или развязности поведения, смысловую реакцию на те или иные ситуации и вопросы  и так далее.
     Установление  продуктивного контакта с исследуемым  является залогом успеха при изучении биографических и индивидуально-психологических  факторов. Поэтому крайне  уметь  наблюдать за невербальными знаками  и сигналами, поступающими от собеседника.
     Психологами подразделений МВД России проводится социально- психологическое изучение кандидатов на службу,  на учебу, сотрудников при перемещении.
     В процессе собеседования и психологического обследования проводится изучение интеллектуальных, личностных  и социально-психологических характеристик кандидатов.
     По  результатам социально-психологического изучения кандидатов заполняется заключение с выводом «рекомендован» или  «не рекомендован».
     При положительном выводе проводится профессиональная ориентация с учетом социальных особенностей и личностных качеств кандидата, наличия вакансий, потребности в кадрах, разнарядки на обучение. Уже на этом этапе психологи подразделений могут по характерным внешним признакам предположить, что кандидат злоупотребляет психоактивными (наркотическими) средствами. Поэтому так важен внешний физический осмотр. При их обнаружении факт должен быть зафиксирован в заключении с выводом: «не рекомендуется для дальнейшего изучения».
     Заключение  на кандидатов представляется руководителю того структурного подразделения органов внутренних дел или внутренних войск МВД России, где возможно их использование. После ознакомления с заключением и личного собеседования руководитель принимает решение о проведении социально-правового изучения кандидата (специальной проверки).
     Заключение  на кандидата с выраженными негативными  социально-психологическими параметрами  может служить основанием для   прекращении его дальнейшего  изучения.
     По  окончании социально-правового изучения кандидата на службу, на военную  службу, на учебу, сотрудника при перемещении кадровые аппараты подразделений органов внутренних дел, оформляют направление на медицинское освидетельствование кандидата в военно-врачебных комиссиях органов внутренних дел, являющееся основанием для проведения экспертизы его профессиональной психологической пригодности в Центрах психологической диагностики3 МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации и их филиалах.
     По  результатам психологического изучения кандидата психолог подразделения  выносит заключение с выводами «рекомендован в качестве кандидата на службу в ОВД» или «не рекомендован в качестве кандидата на службу в ОВД».
     На  основном этапе профессионального  психологического отбора ГЦПД МВД России, ЦПД МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации и их филиалы проводят экспертизу профессиональной психологической пригодности кандидатов на службу и  на учебу в образовательных учрежденгиях системы МВД России.
     При отсутствии ЦПД в МВД, ГУВД, УВД  субъекта Российской Федерации или  значительной отдаленности от него городских, районных и линейных органов внутренних дел, подразделений внутренних войск МВД России, экспертизу профессиональной психологической пригодности по программе обследования в ЦПД проводят психологи территориальных подразделений органов внутренних дел и внутренних войск МВД России, рекомендованные региональным Советом и утвержденные приказами руководителей органов внутренних дел субъектов Российской Федерации или округов внутренних войск МВД России.
     Экспертиза  профессиональной психологической  пригодности в  ЦПД МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации и их филиалах осуществляется путем проведения комплексного психодиагностического обследования, включающего изучение психологических и психофизиологических качеств кандидатов на службу и на учебу, и экспертной оценки его результатов.
     При проведении психодиагностического  обследования следует использовать установленный набор основных и  дополнительных методов и методик, соблюдать стандарты применения методик (унифицированные тексты инструкций, стимульный материал, условия и приемы тестирования, способы обработки результатов).
     Обязательному  обследованию подлежат:
     -   кандидаты на службу в органы  внутренних дел Российской Федерации, поступающие в подразделения и виды деятельности, отнесенные к 1, 2, 3 и 4 группам предназначения4;
    кандидаты, поступающие на учебу в образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования системы МВД России;
     - кандидаты на службу после  завершения прохождения испытательного срока (первоначальной подготовки), отнесенные к «группе риска»5 по результатам изучения психофизиологических качеств.
     Заключения  для кадровых подразделений  должно содержать развернутую психологическую характеристику кандидата и один из следующих выводов о его профессиональной пригодности к конкретному виду деятельности с указанием должности, группы предназначения, принадлежности кандидата к «группе риска» и кода  факторов риска:
    рекомендуется в первую очередь (полностью соответствует предполагаемой должности);
    рекомендуется (в основном соответствует требованиям предполагаемой должности);
    рекомендуется условно (минимально соответствует требованиям предполагаемой должности, допускается к профессиональной деятельности при недостатке кандидатов);
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.