На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Я к микрофону встал, как к образам (О жизни и творчестве В.С.Высоцкого)

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 13.10.2012. Сдан: 2010. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Министерство  образования РФ
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя  школа №1» 
 
 
 
 
 


                   Реферат
                                по литературе 

«Я к микрофону встал, как к образам…»
        (О жизни и творчестве В.С.Высоцкого) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Выполнила Полоскова Евгения,
      ученица 11 Г класса 

               Проверила Ильина Л.Ф.,учитель
 русского языка и литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                             г. Курчатов
                                  2007 г.
План 

    СЕМЬЯ. ДЕТСТВО. ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ.
 
    ТВОРЧЕСКИЙ  ПУТЬ.
а) Театр. Кино.
б) Темы песен.
в) Любовь Высоцкого  – Марина Влади.
г) Бешеный ритм жизни Высоцкого.
д) Читаем Высоцкого.  

3. ЗНАЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА ВЫСОЦКОГО. 

4. ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                             Я весь в поту, доступен всем глазам.
                            Я приступил к привычной  процедуре:
                            Я к микрофону встал, как к образам.
                            Хотя  как знать, быть может - к амбразуре. 

                            И микрофону я не по нутру.
                            Да, голос мой любому опостылет…
                            Уверен - если где-то я совру -
                            Он  ложь мою безжалостно  усилит!… 

                            Я освещен, доступен всем глазам.
                            Чего  мне ждать? Затишья  или бури?
                            Я к микрофону встал, как к образам…
                            Нет-нет, сегодня точно - к  амбразуре!… 

       Владимир  Семёнович Высоцкий родился днём 25 января 1938 года в Москве. Мать его Нина Максимовна - переводчица с немецкого языка. Отец, Семён Владимирович Высоцкий - кадровый военный…
       Высоцкий не мог появиться на свет обычно. Так, как рождались миллионы других, талантливых и простых людей. Не мог приходом в этот мир не вызвать споров и разногласий. Всё началось задолго до его рождения. Какое дать ребёнку имя? Этот вопрос бурно обсуждали и подруги Нины Максимовны, и товарищи её мужа, и соседи. Девочку решили назвать Алиса, а имя мальчика никак не могли выбрать. Называли по алфавиту: Александр, Андрей, Алексей, Борис, Василий, Владимир…, но ко дню его появления так ни на чём и не остановились. В роддоме Нина Максимовна вдруг вспомнила, что, уезжая в командировку, Семён Владимирович попросил: «Назови сына Владимиром: в честь моего отца и твоего брата – моего товарища!...» - к тому же в стране как раз отмечались Ленинские дни, прибавился ещё один повод назвать сына Владимиром, что она и сделала. 

Час зачатья я помню  неточно.
Значит  память моя однобока.
Но  зачат я был  ночью порочно
И явился на свет не до срока.  

Я рождался не в муках, не в злобе:
Девять  месяцев - это не лет…
Первый  срок отбывал я  в утробе,
Ничего  там хорошего нет 

Ходу, думушки резвые, ходу!
Слово, строченьки милые, слово!
В первый раз получил  я свободу
По  указу от тридцать восьмого. 

Знать бы мне, кто так долго мурыжил -
Отыгрался бы на подлеце.
Но  родился, и жил  я, и выжил -
Дом на Первой Мещанской, в конце… 

       Раннее  детство Высоцкого протекало  довольно спокойно. В праздничные  дни, устраивались представления и  концерты. Действующими лицами были дети. Володя тоже принимал в них участие. У него была прекрасная память, он легко выучивал длинные стихи, песни, частушки. Володя стал рано говорить. Первой фразой, которую он произнёс, была: «Вот она, луна». К двум годам он знал много стихов и читал их довольно выразительно. 

       22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Отец ушел на фронт.  

… Не боялась сирены соседка.
И привыкла к ней  мать понемногу.
И плевал я, здоровый трёхлетка,
На  воздушную эту  тревогу.
Да, не все то, что  сверху, от бога…
И народ зажигалки тушил,
И, как малая фронту подмога, -
Мой песок и дырявый  кувшин… 

       В середине июля началась эвакуация семей  с детьми. Два долгих года - 1941 и 1942 годы - Нина Максимовна с маленьким Володей прожили на Урале, в селе Воронцовка. Только летом 1943 года они вернулись в Москву.
       В сентябре 1945 года Володя поступил в  первый класс Московской школы № 277…
       Совместная  жизнь родителей Высоцкого не сложилась. Когда Семён Владимирович вернулся  из Германии, у него уже  была вторая жена – Евгения Степановна (Лихачёва). В 1947 году Володя с отцом и Евгенией Степановной уехали в Германию, где Володя закончил начальную школу и начал заниматься музыкой.
            В 1949 году он вернулся в Москву. Семья поселилась в Большом  Каретном переулке («Где твои семнадцать лет? На Большом Каретном…»). Володя продолжил учебу в школе № 186. Когда Володе было 16 лет, в его жизни появилась первая гитара. Примерно в это же время он начал заниматься в драмкружке. 

 

      В 1955 году Владимир закончил 10-й класс  и поступил на механический факультет МИСИ. Однако инженером не стал. В конце первого семестра он ушел из МИСИ, сдавал экзамены в театральные ВУЗы столицы и поступил в Школу-студию МХАТ.
      …Так начинался артист Владимир Высоцкий. Во время учебы он начал сниматься в кино в эпизодических ролях.
      В 1960 году Владимир Высоцкий закончил Школу-студию МХАТ и был направлен в Московский театр имени Пушкина, но вскоре ушел оттуда в  Театр Миниатюр. 1960-1964 годы - это период накопления Высоцким жизненного опыта.
      В это же время он начал писать свои первые песни, - «дворовые». 

      Сперва  играли в фантики,
      В пристенок со скорог ворами -
      И вот ушли романтики 
      Из  подворотни ворами. 

      «… В то время, когда я начал писать свои песни, я впервые посмотрел спектакль "Добрый человек из Сезуана" и вдруг увидел, что это довольно точно соответствует моим представлениям о том, какой должна быть песня и как она должна использоваться в спектакле. И я попросился на 50 %  в этот театр из-за того, что увидел, как бережно там используется авторская песня…» 

      В 1964 году Высоцкий дебютировал в Театре на Таганке в пьесе Бертольда Брехта «Добрый человек из Сезуана». С тех пор до самой смерти имя Владимира Высоцкого было неразрывно связано с Театром на Таганке. Актер нашел свой театр. 

      «… Многие из нас пишут и музыку, и тексты, и стихи. И даже пьесы для нашего театра. Поэтому работать необыкновенно интересно…
      Когда меня спрашивают - уйду ли я из театра на эстраду или в  кино - я могу абсолютно  серьезно сказать - НЕТ! Этого никогда не произойдет…» 

      В 1965 году, в октябре, театр показал новый спектакль – «Поэтическое представление с буффонадой, пантомимой, цирком и стрельбой» - «10 дней, которые потрясли мир». Этот спектакль стал классикой молодого театра. Яркий, праздничный спектакль начинался еще не улице. В «10 днях…» Высоцкий сыграл 5 ролей сразу: Керенского, Артиста, Анархиста, Солдата революции и Часового.
      Спектакль «Павшие и живые» - любимый спектакль Высоцкого. Он был поставлен в 1965 году. Спектакль о молодых поэтах и писателях, которые участвовали в войне. В этом спектакле Высоцкий играл 3 роли: Гитлера, Чарли Чаплина и поэта Михаила Кульчицкого. 

      Кто-то высмотрел плод, что  неспел,
      Потрусили за ствол - он упал.
      Вот Вам песня о  том, кто не спел,
      И что голос имел - не узнал.
      Может были с судьбой  нелады,
      Иль со случаем были дела,
      А тугая струна на лады
      Незаметным  изъяном легла… 

      Работы Высоцкого в первых спектаклях Театра на Таганке показали незаурядный актерский талант его, одержимость и полную самоотдачу на сцене.
      Пьеса  Брехта  «Жизнь Галилея» была поставлена  специально «на Высоцкого». В течение ряда лет он был единственным исполнителем роли Галилея. В 1969 году на международном фестивале «Театральные встречи» в Польше  Высоцкий за эту роль был удостоен диплома 1-й степени.   

 

            «… Спустя какое-то время мне очень повезло, и я начал сниматься в картине Виктора Турова "Я родом из детства". Там я сыграл роль капитана, танкиста, который горел в танке, полгода лежал в госпитале и пришел домой седой и искалеченный человек в тридцать лет. В этом фильме я впервые в жизни писал профессионально песни…» 

На  братских могилах  не ставят крестов
И вдовы на них не рыдают.
К ним кто-то приносит букеты цветов
И вечный огонь зажигает. 

Здесь раньше вставала земля  на дыбы,
А нынче гранитные  плиты.
Здесь нет ни одной персональной судьбы,
Все судьбы в единую слиты. 

А в вечном огне видишь вспыхнувший танк,
Горящие русские хаты,
Горящий Смоленск и горящий Рейхстаг,
Горящее сердце солдата. 

У братских могил нет  заплаканных вдов -
Сюда  ходят люди покрепче.
На  братских могилах  не ставят крестов,
Но  разве от этого  легче?.. 

       Песни Высоцкого принято делить на циклы: военный, горный, спортивный, китайский…Надо было прожить несколько жизней, чтобы прочувствовать все персонажи, обрисованные в песнях. Фронтовики, слушавшие его песни о войне, были уверены, что он лично пережил то, о чём писал в песнях. Люди, слушавшие его песни «с криминальным уклоном», были уверены, что он сидел. Моряки, альпинисты, шофёры-дальнобойщики – все считали его своим. В каждой песне была правда жизни. 

       «Для меня война - огромное потрясение, поэтому я так много пишу о ней. Мои песни - не военные песни, просто у нас на совести неспокойно, что не пришлось там поучаствовать. И поэтому в своих песнях мы как бы довоевываем. Это песни о войне, песни человека, который живет сейчас, про те времена…» 

Я кругом и навечно  виноват перед  теми,
С кем сегодня встречаться  я почел бы за честь.
И хотя мы живыми до конца  долетели,
Жжет  нас память и мучает совесть того,
У кого она есть… 
 

    Кто сказал: «Все сгорело  дотла,
    Больше  в землю не бросите семя?»
    Кто сказал, что земля  умерла?
    Нет, она затаилась  на время. 

    Материнство не взять у земли
    Не  отнять, как не вычерпать  моря,
    Кто поверил, что землю  сожгли?
    Нет, она почернела  от горя. 

    Как разрезы траншеи  легли,
    И воронки, как раны, зияют
    Обнаженные  нервы земли
    Неземное  страдание знают. 

    Она вынесет все, переждет.
    Не  записывай землю  в калеки!
    Кто сказал, что земля  не поет?
    Что она замолчала  навеки… 

 

     «… Я старый поклонник гор. Дело в том, что летом 1968 года мне довелось сниматься в фильме "Вертикаль". Я не предполагал совсем  писать песни для этого фильма, а просто, когда мы прибыли на место, у меня от избытка впечатлений они получились сами собой. После выхода фильма эти песни стали очень популярными, потому что в них, как говорили альпинисты, горный дух ухвачен. Я знаю, что во многих альплагерях эти песни поют до сих пор…» 

Здесь вам не равнина, здесь  климат иной:
Идут  лавины, одна за одной,
И здесь за камнепадом ревет камнепад.
И можно свернуть, обрыв  обогнуть,
Но  мы выбираем трудный  путь,
Опасный, как военная тропа… 

            … И пусть говорят, да, пусть говорят,
                  Но  нет - никто не гибнет зря,
                  Так лучше, чем от водки  и от простуд,
                  Другие  придут, сменив уют
                  На  риск и непомерный труд,
                  Пройдут тобой непройденный маршрут. 

… Так оставьте ненужные споры,
Я себе уже все доказал:
Лучше гор могут быть только горы,
На  которых еще не бывал,
На  которых никто  не бывал! 

 

       В мае 1967 года состоялась премьера спектакля «Послушайте!», где Высоцкий играл роль Маяковского. В том же году вышел кинофильм «Короткие встречи» с участием Высоцкого, он исполнил роль геолога Максима. В этом фильме впервые прозвучали песни-сказки Высоцкого: 

В заповедных и дремучих
Старых  Муромских лесах
Всяка нечисть бродит тучей
И в проезжих сеет страх. 

Ноют, воют - что твои упокойники,
Если  есть там соловьи - и те разбойники.
Страшно, аж жуть! 

В заколдованных болотах
Там кикиморы живут,
Защекочут до икоты
И на дно уволокут 

Будь  ты, конный,будь ты пеший - заграбастают,
А уж по лесу так лешие  и шастают
Страшно, аж жуть!…
 

Наверно, я погиб: глаза закрою, вижу.
Наверно, я погиб - робею, и  потом-
Куда  мне до нее - она  была в Париже,
И я вчера узнал - не только в нем  одном. 

       В июне 1967 года на очередной Московский кинофестиваль приехала французская  киноактриса Марина Влади. Высоцкий влюбился в неё после просмотра кинофильма «Колдунья». 

Нет рядом никого, как  ни дыши.
Давай с тобой организуем встречу.
Марина, ты письмо мне напиши,
По  телефону я тебе отвечу!… 

Для меня эта ночь - вне закона,
По  ночам я пишу больше тем,
Я хватаюсь за диск телефона
И набираю вечное "07" 

  - Девушка, здравствуйте, как Вас звать? Тома?
72-я?  Жду дыханье затая,
Быть  не может, Повторите… Я уверен, Дома,
Вот уже ответили…  Ну, Здравствуй, это  я… 

       В 1970 году Владимир Высоцкий зарегистрировал  свой брак с Мариной Владимировной Поляковой - Мариной Влади. Марина была рядом с ним двенадцать лет. «Я жив, двенадцать лет тобой храним…» - успеет написать Владимир на обратной стороне телеграфного бланка. И все эти годы Марина Влади пыталась замедлить бешеный ритм жизни Высоцкого…
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

       Высоцкий  был наделен редчайшим чувством трагического. Это чувство редко, потому что беззащитно. Владимир Высоцкий был  предрасположен к трагическому. Таланту этого актера нужно было разгуляться, нужна была роль-крик… И Любимов ему эту роль нашел. 28 ноября 1967 года состоялась премьера Есенинского «Пугачева». Высоцкий исполнил роль Хлопуши. Он отдал спектаклю все то, чем владел в совершенстве, и благодаря «Пугачеву» показал, чем, собственно владел. Высоцкий был абсолютно свободен. Он нашел свою основу труднейшей роли - звук. Уникальный голос Высоцкого стал в этой роли его основным выразительным средством. Пугачев дал Высоцкому почувствовать корни, уходящие глубоко и очень далеко.  

 

       «… В Одессе я снимался в фильмах "Служили два товарища" и "Интервенция". Я играл двух совершенно противоположных между собой людей, одного возраста, даже в одном гриме - в усах. Только в одной картине я играл белогвардейского поручика, а в другой - большевика-подпольщика, Бродского, который был расстрелян в Одессе в 1918 году… Люди оба рискованные, очень интересные характеры, которые борются по разные стороны баррикад. Только один пускает себе пулю в лоб, а другого расстреливают. Но он спокоен, у него есть вера, он без истерик…» 

…Нам  будут долго предлагать не прогадать:
«Ах, скажут, - мол, ведь Вы еще не жили,
Вам надо только-только начинать!»
Ну, а потом предложат: или - или:  

Или пляжи, вернисажи, или  даже
Пароходы, в них наполненные  трюмы,
Экипажи, скачки, рауты, вояжи,
Или просто - деревянные костюмы… 

       «Меня часто спрашивают: «Ну, а сами - то Вы, что любите, что ненавидите? Я всегда отвечаю: «Наверное все это есть в моих песнях… Но уж если Вы хотите знать конкретно, то кое-что из того, что я не люблю, отрицательную сторону, то это есть в песне "Я не люблю"…» 

Я не люблю фатального исхода,
От  жизни никогда  не устаю,
Я не люблю любое  время года
В которое болею  или пью. 

Я не люблю холодного  цинизма,
В восторженность не верю, и еще,
Когда чужой мои читает письма,
Заглядывая  мне через плечо. 

Я не люблю, когда наполовину,
Или когда прервали разговор,
Я не люблю, когда стреляют в спину,
Я также против выстрелов  в упор. 

Я ненавижу сплетни  в виде версий,
Червей  сомненья, почестей иглу,
Или когда - все время против шерсти,
Или когда - железом по стеклу. 

Я не люблю уверенности  сытой -
Уж  лучше пусть откажут  тормоза!
Досадно мне, коль слово "ЧЕСТЬ" забыто,
И коль в чести наветы за глаза. 

Когда я вижу сломанные  крылья,
Нет жалости во мне  и неспроста,
Я не люблю насилье  и бессилье,
Вот только жаль распятого Христа. 

Я не люблю себя, когда  я трушу,
Досадно мне, когда невинных бьют,
Я не люблю, когда мне  лезут в душу,
Особенно, когда в нее  плюют! 

Я не люблю манежи и  арены -
На  них мильон меняют по рублю,
Пусть впереди большие  перемены,
Я это никогда не полюблю! 
 
 

                                      
 

       Премьера  «Гамлета» состоялась 29 ноября 1971 года. Гамлет Высоцкого - это Гамлет изнутри, это исповедь поэта, работающего Гамлета, он пахнет потом профессии, житейской судьбой. Пастернак, переводя Гамлета, задумывался над неким новым Гамлетом - уличным. Таким сыграл его Высоцкий - таганский Гамлет с гитарой.
       Начинал он в «Гамлете» с узнаваемых мальчиков 60-х годов, послевоенное детство которых прошло в московских дворах, где нужна была физическая сила, где все старались быть вожаками, где в подворотнях пелись блатные песни… Для таких Гамлетов не существовали сомнения и не вставали вопросы «быть или не быть». Был только ответ – «БЫТЬ» Гамлет первых лет был молодой, бунтующий, страстный. Вместе с мастерством появилась мудрость. В Гамлете у Высоцкого появится настороженность: шаг - а вдруг пропасть… Как по лезвию ножа, «по канату, натянутому, как нерв». 

Я - Гамлет.
Я убийство презирал,
Я наплевал на датскую  корону,
Но  в их глазах - за трон я глотку рвал
И убивал соперников по трону! 

Но  гениальный всплеск  похож на бред,
В рожденье смерть проглядывает косо,
А мы все ищем каверзный  ответ
И не находим нужного  вопроса… 

 

Он  не вышел ни званьем, ни ростом,
Не  за славу, не за плату,
На  свой необычный манер
Он  по жизни шагал над помостом
По  канату, по канату,
Натянутому, как нерв. 

Посмотрите, вот он по канату идет!
Чуть  левее наклон - упадет, пропадет,
Чуть  правее наклон - все  равно не спасти…
Но  зачем-то ему очень  нужно пройти
Четыре  четверти пути… 


       «Когда я работаю подолгу, без устали, тогда мысли как-то полегче, и кажется, будто мне тоже известно, для чего я существую…» 

       1972 год - вышел фильм «Четвертый» по пьесе Константина Симонова.
       1973 год - Высоцкий сыграл фон Корена в фильме «Плохой хороший человек» по повести Чехова «Дуэль». За эту роль он был награжден специальным призом фестиваля в Италии.
       1974 год - опять военная роль, на этот раз - в фильме «Единственная дорога». Высоцкий снялся в роли военнопленного шофера Солодова. К фильму он написал две песни.
       В июле 1974 года Театр на Таганке выехал на гастроли в Набережные Челны, на КАМАЗ. За 14 дней гастролей было дано 20 спектаклей и 10 концертов. 

(Юрий Любимов, главный режиссер театра на Таганке):
       «Мы приехали на КАМАЗ всем театром. Вышли и пошли по улице в дом, где нам надо было жить. Все строители города открыли окна, выставили свои магнитофоны, и звучали всю дорогу его песни, на полную мощь…» 

       3 июля 1974 года - премьера пьесы Чехова «Вишневый сад». Высоцкий сыграл роль Лопахина. В этом же году вышли два фильма с участием Высоцкого – «Бегство мистера Мак-Кинли» и «Единственная». В оба фильма Высоцким были написаны песни.
1975 год  - премьера спектакля «Пристегните  ремни». 

 

       Море - еще одна любовь Владимира Высоцкого, любовь давняя и большая. Все близко ему - и романтика дальних плаваний в незнаемые края, рабочие будни на корабле… И когда в 1975 году понадобились песни к фильму «Контрабанда» и «Ветер Надежды», автором пригласили Высоцкого. 

Не  правда ли, морской  хмельной невиданный простор
Сродни  горам в безумстве, буйстве, кротости?
Седые гривы волн чисты, как снег на склонах  гор,
А впадины меж ними, словно пропасти… 

       В морских и горных песнях Высоцкого, как и во многих других его песнях, главная суть даже и не в соленом  ветре и брызгах, не в эффекте  присутствия, а в том, что море и горы - это великие учителя, которые помогают человеку стать человеком, несмотря на любые испытания. Нет безнадежных ситуаций, из любого положения есть выход, достойный человека. 

 

       Легенда о благородном разбойнике Робин  Гуде, вожаке вольных стрелков, защитнике бедняков и обиженных, живет меж людей уже более 800 лет. Цикл из 5 баллад к фильму «Стрелы Робин Гуда» стал одной из лучших песенных работ его в кино. 

Звонко  лопалась сталь под  напором меча,
Тетива  от натуги дымилась,
Смерть на копьях сидела, утробно урча,
В грязь валились враги, о пощаде крича,
Победившим  сдаваясь на милость. 

Но  не все оставаясь  живыми, в доброте  сохраняли сердца,
Защитив свое доброе имя от заведомой лжи  подлеца… 

       Эти баллады о добре и зле, о  чести и справедливости, о любви. О том, что настоящее и будущее неразрывно, тысячью нитей связано с прошлым и друг с другом. 

 

       В фильме Александра Митты «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», Высоцкий сыграл главную роль - Ибрагима Ганнибала. В этой роли он прикоснулся к дорогим истокам - к родословной Пушкина. Страстный, деликатный, честный человек, но при этом он смел, тверд и решителен - таков Ибрагим Ганнибал Владимира Высоцкого.
       В феврале 1979 года театр на Таганке показал очередную премьеру – «Преступление и наказание». Свидригайлов в исполнении Высоцкого стал одним из основных действующих лиц Любимовского спектакля. Высоцкий играл Свидригайлова таким, каким его написал Достоевский, что после многолетней традиции изображать Свидригайлова чудовищем, российским дьяволом во плоти, было не так - то просто.
       Это последняя театральная роль Высоцкого. Она стала большой его сценической удачей…
       Летом того же, 1979 года на телеэкраны страны вышел 5-ти- серийный фильм «Место встречи изменить нельзя». В главной роли капитана Жеглова - Владимир Высоцкий. Это была его самая известная и самая любимая роль. Роль капитана Жеглова естественно закрывает блатную тему в творчестве Высоцкого. Былые герои были окончательно развенчаны, им объявлена беспощадная война…
 

Чуть  помедленнее, кони! Чуть помедленнее!.. 

Но  кони несли, как несли его кони!.. 

       На  телевидении заканчиваются съемки «Маленьких трагедий» Пушкина. В роли Дон Жуана - Владимир Высоцкий…
       В Варшаве проходит международный фестиваль «Театральные встречи». Высоцкий прилетает из Парижа в предынфарктном состоянии, чтобы сыграть роль Гамлета. И получает диплом фестиваля…
       На  экраны страны выходит фильм «Точка отсчета» - в фильме звучат три песни Высоцкого… 

Когда я отпою и отыграю,
Чем кончу я - не угадать,
Но  лишь одно наверняка  я знаю -
Мне будет не хотеться умирать. 

Я от суда скрываться не намерен,
Коль  призовут- отвечу на вопрос,
Я до секунды жизнь свою измерил,
И худо-бедно, но тащил  свой воз… 

       13 июля 1980 года. 217-ый раз идет «Гамлет». Очень душно… Высоцкий плохо себя чувствует… За кулисами дежурит врач «Скорой помощи».
       18 июля - опять «Гамлет»… Опять душно. 

Закричал  дрессировщик, и звери
Клали лапы на носилки,
Но  прост приговор и  суров:
Был растерян он или уверен,
Но  в опилки, но в  опилки
Он  пролил досаду и кровь… 

Москва… Июль… Духота и  жара…
25-го, в 4 утра
умер  Владимир,
Покинул мир…
Он  сердцем пел,
И сердце разорвалось! 

Смерть - как точка, дальше - тишина.
Но  Высоцкий продолжает петь… 

…Я, конечно, вернусь,
Весь  в друзьях и  в делах,
Я, конечно, спою - не пройдет  и полгода! 

 

      Что такое книга?
      Энциклопедический словарь отвечает на этот вопрос так: «КНИГА, не периодичное издание в  виде сброшюрованных листов печатного материала...»
      А Борис Пастернак дал другое определение: «Книга есть кубический кусок горячей, дымящейся совести — и больше ничего».
      Владимиру Высоцкому не довелось узреть свои произведения в виде сброшюрованных листов печатного материала. Не выпустил он при жизни ни одной книги, да и вообще на книжных страницах ему удалось опубликовать лишь стихотворение «Из дорожного дневника» (альманах-«День поэзии», 1975), к тому же в усечённом варианте. Зато его творчество на протяжении почти двух десятилетий было и сегодня остается куском дымящейся совести, его и нашей. И в таком вот смысле вся литературная работа Высоцкого с первых шагов развивалась и строилась как единая и цельная книга. Ведь, если говорить по большому счету, главная задача писателя — создать книгу о времени и о себе, публикация же — дело второе.
      После смерти Высоцкого появилось уже  несколько книжных изданий его  стихотворений и песен. Реакция  на них парадоксальна: с одной  стороны, никакие тиражи пока не могут  удовлетворять жадного читательского спроса, с другой стороны, приходится слышать, что, дескать, произведения Высоцкого предназначены для слушания, что вне авторского голоса и исполнения они «не читаются».
      Но  вопрос о «читаемости» не случаен  и затрагивает сразу несколько вопросов более важных и крупных. Хочется разобраться в особенностях его творчества и в особенностях нашего восприятия.
        Песни Высоцкого вошли в жизнь  без спроса, без утверждения в инстанциях и разрешения «сверху». И расположились они не только на миллионах магнитофонных лент, но и в самом надежном хранилище — в людской памяти. Слушая Высоцкого, споря о нем, по-разному его оценивая, некоторые люди очень многое запомнили наизусть. Эти люди годами не открывают тома стихов лишь потому,  что полностью помнят их наизусть (или очень близко к тексту) и имеют возможность «перечитывать» поэзию, листая страницы собственной памяти. Так что «читаемость» и «нечитаемость» - ощущения сугубо психологические и весьма субъективные.
      Впрочем, иллюзия основательного знакомства с произведениями Высоцкого довольно скоро развеивается при обращении к потоку книжных и журнальных публикаций его текстов. К нам пришла его резкая и беспощадная политическая критика:  

      И нас хотя расстрелы  не косили,  
      Но  жили мы, поднять  не смея глаз,-
      Мы  тоже дети страшных лет России,
      Безвременье вливало водку  в нас.  

      Знаменательно, что Высоцкий цитирует здесь Блока. Такой духовный максимализм, такая  суровая самокритика от имени целого поколения — традиционны для русской поэзии. В этих жестких, отнюдь не ласкающих слух и тревожно бередящих душу строках можно услышать и отголосок лермонтовской «Думы»: «Перед опасностью позорно малодушны, / И перед властию презренные рабы». Прибегая к столь ответственным параллелям, не умолчим о том, что разработка классического мотива ведется у Высоцкого в стиле совсем не классическом: чего стоит, к примеру, упоминание о водке в одном контексте со словами «Россия», «безвременье». Какое-то необычное, нестандартное сочетание высокого и низкого, поэзии и прозы…
      Вот, может быть, и ключ ко всему Высоцкому. Не потому ли строки его произведений бывают непривычны для читательского глаза, что доля прозы в его стихах превысила обычную норму? Но ведь эстетические нормы подвижны, изменчивы, они обновляются вместе с жизнью. Оглядываясь на поэзию семидесятых годов, в которую так трудно было Высоцкому вписаться, видим, что ей очень недоставало прозы. То есть неприкрашенной повседневности, житейских подробностей и событий, какой-то повествовательной развернутости. Обратите внимание: жанр поэмы совсем задохнулся в семидесятые годы и до сих пор очнуться не может. Потому что для поэмы мало одного только самовыражения — нужны конфликты, характеры, нужно знать, чем живут другие люди, уметь их выслушать, понять, перевоплотиться в них. В общем, недостаточное содержание прозы в поэзии оборачивалось дефицитом правды. Вот почему приход в нашу поэзию Высоцкого с его грубоватой, но отважно-откровенной интонацией, с шумной и бесцеремонной компанией его неизящных, но весьма правдивых персонажей, с его смехом и с его болью - был исторически закономерен.
      Вот почему бессмысленно сравнивать Высоцкого  с каким-либо одним из его поэтических современников: Ахмадулиной или  Вознесенским, Самойловым  или  Слуцким - и пытаться «вычислить», лучше он их или хуже. Через творчество Высоцкого началось принципиальное обновление русской поэзии. И оценивать Высоцкого-поэта надлежит не по каким-то отобранным выставочным «достижениям» (у каждого из нас свои любимые песни), а по самой его исторической роли в развитии поэзии, в сближении ее с невыдуманной жизнью. Не столько отдельные произведения, сколько сам тип творческой работы, сам художественный мир Высоцкого становится важнейшим ориентиром для всех, кто трудится в литературе. Подражать Высоцкому невозможно, но определиться в заданной им системе духовных координат необходимо каждому. Опыт Высоцкого не учит, что писать и как писать, но он заставляет крепко задуматься над вопросом о том, зачем писать. Примечательно, что настоящим поэтом признали Высоцкого как раз современные лирики: они высоко оценили общедуховный результат соединения поэзии с прозой в многоцветном песенном мире. И наоборот: со зловредными наскоками на Высоцкого, с мелочно-нелепыми придирками по части «мастерства» выступили довольно бледные и косноязычные стихотворцы. Они не без оснований увидели в феномене Высоцкого беспощадное отрицание той усредненной поэзии, что существует только на бумаге только в виде «сброшюрованных листов», не проникая ни в ум, ни в душу современного человека.
      Читаем Высоцкого — и постоянно встречаемся с новыми характерами, темами, сюжетами. Несмотря на все внешние  трудности, поэт работал неистово, не просто слагая песню за песней, а выстраивая определенные смысловые ряды. Недаром он, например, часто говорил на концертах, что собирается довести количество своих спортивных песен до сорока девяти, то есть тем самым высказаться обо всех существующих видах спорта. В этой шутке - большая доля правды. Ведь точно к такой же полноте Высоцкий стремится и в своих военных песнях, где каждый раз мы сталкиваемся с новым конфликтом. И в песнях сказочно-басенных, где за фольклорными фигурами, за зверями да птицами отчетливо угадываются социальные типы нашей действительности. И в весьма вольных вариациях на исторические и мифологические темы, где Высоцкий заставляет вековую мудрость работать на распутывание наших сегодняшних противоречий. Пестрый и многоголосый песенный мир Высоцкого выстраивался постепенно и целеустремленно. Это своеобразная энциклопедия нашей жизни, где, что называется, «всё есть» и все темы взаимодействуют, пересекаются друг с другом.
      У многих ли поэтов, благополучно печатающихся долгие годы, отдельные произведения складываются, в объемное, стереоскопическое  целое, образуя как бы роман в  стихах? Да нет, честно говоря: в большинстве случаев нынешние стихотворные книги представляют собою механическое соединение разных опусов. А Высоцкий, строя свою будущую книгу, интуитивно искал гармонию частей и целого, достигал многогранности единого образа мира. Снова  вспомним пастернаковское определение книги с несколько странным, на первый взгляд, эпитетом: кубический кусок совести. Почему «кубический»? Да потому, что страстный взгляд неравнодушного художника видит мир не плоско, а объемно. Примерно то же имел в виду и Булгаков, когда в «Театральном романе» наделил своего героя писателя Максудова волшебным зрением: «Тут мне начало казаться по вечерам, что из белой страницы выступает что-то цветное. Присматриваясь, щурясь, я убедился в том, что это картинка. И более того, что картинка эта не плоская, а трёхмерная. Как бы коробочка, и в ней сквозь строчки видно: горит свет и движутся в ней те самые фигурки, что описаны в романе».
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.