Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
реферат Возникновение товароведения. Связь товароведения с другими дисциплинами
Информация:
Тип работы: реферат.
Добавлен: 13.10.2012.
Год: 2010.
Страниц: 5.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Содержание:
Введение ………...3
Возникновение
и развитие товароведения ………...……….5
Связь товароведения
с другими науками и дисциплинами ……….9
Заключение ……….18
Список
используемой литературы ……….19
Введение
С
развитием товарно-денежных отношений
товароведение получило широкое
распространение и большое значение.
Товароведение играет существенную
роль в социально-экономичес ой
жизни современного общества. В этой
работе мы попытаемся рассмотреть общие
положения, предмет и задачи товароведения
и его развитие на современном этапе.
Термин
«товароведение» происходит от слов
«товар» и «ведать» и означает
целенаправленную деятельность по формированию
ассортимента и качества товаров, обеспечению
условий их сохранения.
В
условиях товарного производства продукты
труда проходят три сферы общественного
производства:
сферу производства,
где они создаются и функционируют как
предметы труда;
сферу обращения,
где они являются предметами обмена (купли-продажи);
сферу потребления,
где они превращаются в предметы потребления.
Объектом
товароведения в условиях товарного
производства являются не все продукты
труда, а только те из них, которые
удовлетворяют личные потребности
человека и распределяются путем купли-продажи,
т.е. приобретают форму товара.
Всякий
товар как предмет обмена обладает
двумя свойствами: потребительной стоимостью,
т.е. способностью удовлетворять какую-либо
конкретную человеческую потребность,
и меновой стоимостью, т.е. способностью
обмениваться как вещь в известных пропорциях
на другую вещь.
Товар
представляет собой диалектическое
единство потребительной стоимости
и стоимости, где стоимость является
выражением в продукте общественного
абстрактного труда, необходимого для
его производства, и носителем определенных
общественных отношений, а потребительная
стоимость – выражением конкретного труда
производителей и носителем определенного
уровня развития производительных сил.
Стоимость как экономическая категория
носит исторический характер и отомрет
с отмиранием товарного производства.
Потребительная
стоимость в отличие от стоимости
присуща всем продуктам труда, создаваемым
как для обмена, так и для
личного потребления. Она не зависит
от сферы общественного производства.
Очевидно, поэтому в товароведении часто
отождествляются и однозначно трактуются
такие понятия, как товар, вещь, продукт
и др., хотя в экономическом смысле они
могут иметь разное содержание.
«Потребительные
стоимости товаров, - писал Карл Маркс,
- составляют предмет особой дисциплины
– товароведения».
Для
торговли, выступающей посредником
между производством и потреблением,
оценка потребительной стоимости продукта
труда является не самоцелью, а необходимым
условием для определения его
меновой стоимости, т.е. его способности
превращения в товар при сложившейся конъюнктуре
рынка. При этом оценка потребительной
стоимости носит вероятностный характер
и ее достоверность зависит от уровня
товароведной квалификации работников
торговли, полноты информации о товаре,
сложившейся конъюнктуры рынка.
Подводя
итог сказанному, можно дать следующее
определение: товароведение – это
комплексная научная дисциплина,
предметом которой является потребительная
стоимость товаров.
1.
Возникновение и развитие
товароведения
Возникновение
товароведения как специальной
области научного знания относится
к началу XVI века, когда в недрах феодального
общества начинают бурно развиваться
капиталистические отношения. На смену
ремесленному производству приходит промышленное
производство, сопровождающееся ростом
товарного обращения и повышением значимости
торговли в общественном производстве.
Для ее нормального функционирования
была необходима специфическая информация
о товарах, которая, с одной стороны, позволяла
бы на соответствующем уровне раскрыть
содержание и разрабатывать методы оценки
и управления потребительной стоимостью
товаров, а с другой стороны – целенаправленно
формировать покупательский спрос. Эти
задачи на разных этапах товарного обращения
решались товароведением неоднозначно.
В соответствии с этим в истории товароведения
можно выделить три наиболее общих этапа
его развития.
Первый
этап (с начала XVI века и до начала XVIII
века) – товароведно-описател ный; основной
задачей его было квалифицированное описание
товаров с целью ознакомления с их назначением,
основными свойствами и способами потребления.
Второй
этап (с начала XVIII века и до середины
ХХ века) – товароведно-технолог ческий.
На этом этапе исследуется также материально-веществе ная
природа потребительной стоимости сырья,
материалов, полуфабрикатов, готовых изделий
и делаются попытки их количественной
увязки с отдельными потребительскими
свойствами продуктов.
Третий
этап (с середины ХХ века) – товароведно-формирую ий,
когда наряду с материально-веществе ной
природой потребительной стоимости исследуются
структура общественных свойств товаров
и возможность их количественной формализации
с целью формирования товаров с заданной
общественной потребительной стоимостью. Товароведно-описател ный
этап товароведения приходится на период
возникновения и становления капитализма
как общественной формации. С развитием
промышленного производства увеличивается
номенклатура товаров, расширяется область
их распространения вследствие развития
внутренней и внешней торговли.
С
возрастанием значимости сферы товарного
обращения и усложнением ее функций
возникает потребность в квалифицированной
информации о товарах, особенно о
редких, так называемых «заморских»,
которая знакомила бы с назначением
и свойствами этих товаров и формировала
покупательский спрос. Задачи товароведения
на этом этапе развития торговли свелись
к составлению руководств с описанием
назначения, свойств и методов потребления
товаров. Первая кафедра товароведения,
которая была учреждена в 1549 году при Падуанском
университете, занималась описанием таких
редких и специфических товаров, как растительные
и животные фармацевтические средства.
Примером
руководства, где описывались редкие
и специфические товары, ввозимые
в основном из других стран, может служить
«Торговая книга», вышедшая в России в
1575 году, где говорится «как молодым людям
торг вести и знати всему цену и отчасти
в ней описаны всяких земель товары различные,
их же привозят на Русь немцы и иных земель
люди торговые». К такого же рода изданиям
относится и книга профессора Геттингенского
университета И. Бекмана «Введение в товароведение,
или ученье о важнейших иностранных товарах»,
вышедшая значительно позже
(1774 г.) в Германии.
На
товароведно-описате ьном этапе развития
товароведения товары, как правило, описывались
в алфавитном порядке без какой-либо систематизации. Товароведно-технологический
этап развития товароведения характерен
для периода развитого промышленного
производства, который сопровождается
относительно быстрым развитием производительных
сил и возвышением потребностей, повышением
функциональных свойств товаров и расширением
географии их производства.
В
этих условиях возникает необходимость
в разработке объективных показателей
для оценки отдельных потребительских
свойств с целью их нормирования, а также
в разработке научно обоснованных рекомендаций
по сохранению товаров.
Эти
задачи уже фигурируют в определениях
товароведения, относящихся к начальной
стадии рассматриваемого этапа.
Так,
И.Г.Людовицы в книге «Основы полной
торговой системы» (1756 и 1789 гг.) пишет, что
«предмет товаропознания – в особенности
есть познание товаров, смотра по купецкой
в них нужде. Знание сие простирается на
разделение и роды товаров, деление, свойство,
испытание или разбирание, цену и доброту,
порчу, сохранение и содержание, исправление,
выделку, подделку, пользу и употребление,
а также на знания суть лучшие сорта и
роды товаров…».
В
справочном коммерческом словаре И.Вавилова,
изданном в 1856 году, дается в принципе
аналогичное определение: «Товароведение
– наука, научающая иметь точные и полезные
познания о товарах, их сортах, местах
происхождения и сбыта, средствах к покупке
и продаже, способах перевозке и хранения…».
Разработка
объективных методов оценки потребительной
стоимости товаров потребовала раскрытия
материально-веществ нной природы отдельных
потребительских свойств на уровне сырья,
полуфабрикатов, готовой продукции и установления
между ними количественных связей.
Результаты
этих исследований явились также
мощным средством совершенствования
технологии производства товаров, возвышения
их потребительной стоимости.
Научное
товароведение в этот период своего
развития тесно связано с технологией
производства товаров. Это видно
хотя бы из определения товароведения,
которое приводится а энциклопедическом
словаре, изданном в 1896 году: «Товароведение
– отрасль технологии в широком смысле
этого слова, имеющая целью возможно точнее
распознать употребление в технике сырых
продуктов, определить их происхождение
и указать наилучшее употребление. Товароведение,
как самостоятельная отрасль знания, обязано
расширению торговли, способствовавшему
успехам промышленности предоставлением
в ее распоряжение многочисленных и разнообразных
колониальных продуктов».
Хотя
цели товароведения и технологии
заметно различаются, научная основа у
них едина – это естественные науки. Профессор
М.Я.Киттары писал по этому поводу, что
«изучение технологии и товароведения
должно основываться на изучении химии,
физики и других естественных наук». В
этот период практически все известные
товароведы были одновременно и технологами.
Некоторые из них стали основоположниками
того или иного вида материаловедения.
Развитие
товарного обращения на товароведно-технолог ческом
этапе вызвало потребность в
специалистах, вооруженных как знанием
технологий производства, так и торгового
дела. Их подготовкой занялись специальные
учебные заведения, где товароведение
преподавалось как самостоятельная дисциплина.
В России первыми подобными заведениями
были Московское коммерческое училище
(основанное в 1772 году), Московская практическая
академия коммерческих наук (1810г.), Высшее
коммерческое учебное заведение – Московский
коммерческий институт (1907г.) с коммерческо-технологи еским
(товароведным) факультетом. В 1918 году
на базе Московского коммерческого института
был создан Московский институт народного
хозяйства им.К.Маркса, который с 1924 года
носит имя Г.В.Плеханова.
Основоположник
научного товароведения в России
– профессор М.Я.Киттары (1825 – 1880
гг.) преподавал в Московской практической
академии. В книге «Публичный курс товароведения»
(1860г.) он впервые изложил научные основы
товароведения. Учебный курс товароведения
М.Я.Киттары разделил на две части – общую,
где рассматривались общетеоретические
вопросы товароведения, и частную, глее
рассматривались отдельные группы товаров.
Дальнейшее
развитие отечественного товароведения
на товароведно-технолог ческом этапе
связано с именами профессоров
Московского коммерческого института
П.П.Петрова (1850-1928гг.) и М.Я.Никитинского
(1854-1924гг.). В 1906 году под их редакцией вышел
фундаментальный учебник «Руководство
по товароведению с необходимыми сведениями
их технологии», который впоследствии
неоднократно переиздавался. Этот труд
наиболее значительная работа товароведно-технолог ческого
этапа развития товароведения, получившая
мировое признание.
Началом
товароведно-формиру щего
этапа развития товароведения следует
считать 30-е годы ХХ столетия, когда произошло
более или менее четкое разграничение
объектов товароведения и материаловедения,
и материаловедение выделилось в самостоятельную
научную дисциплину. Товароведение как
научная дисциплина отходит от детального
изучения сырья, материалов и технологии
производства изделий и концентрирует
свое внимание на дальнейшем раскрытии
сущности потребительной стоимости, на
разработке методов количественной оценки,
как отдельных потребительских свойств
товаров, так и их потребительной стоимости
в целом с целью оптимизации процессов
управления ассортиментом и качеством
товаров.
В
1933 году выходит учебник М.С.Бродского
и Г.Р.Корек «Основы товароведения», который
можно считать первым учебником товароведно-формирую его
этапа. Авторы учебника подчеркивают настоятельную
необходимость разработки общетеоретических
основ товароведения и уделяют особое
внимание вопросам классификации и качества,
разработки комплексных методов оценки
качества и т.д.
В
послевоенные года товароведно-формирую ее
направление получило дальнейшее развитие
в многочисленных научных трудах
ученых товароведов и различного
рода учебниках и учебных пособиях.
Среди них следует выделить принципиально
новое по структуре построение курса и
характеру изложения материала издание
в девяти книгах под редакцией профессора
Н.А.Архангельского, вышедшее в 1957-1962гг.
Общетеоретическая часть товароведения
была изложена в отдельной книге.
На
развитие теоретического и практического
товароведения большое влияние
оказывают систематически проводимые
научно-теоретически конференции
и симпозиумы.
В
развитие товароведения на первой стадии
товароведно-формиру щего этапа большой
вклад внесли работы многих ученых-товароведов:
профессоров Н.А.Архангельского (1899-1961гг.),
Н.В.Чернова (1894-1971гг.), Н.И.Егоркина (1882-1977гг.),
Н.В.Булгакова (1894-1980гг.), Б.Ф.Цереветинова
(1904-1979гг.) и др.
Товароведение
как научная дисциплина получила
широкое распространение в мировой практике.
Советская школа товароведения являлась
одной из ведущих в этой области и вносила
свой достойный вклад в ее развитие.
От
уровня товароведной подготовки специалистов-товаров дов,
а также других работников торговли
во многом зависит эффективность работы
этой отрасли, являющейся важнейшим звеном
общественного производства. В ближайшие
года усилия товароведов должны быть направлены
на выполнение комплексной программы
развития производства товаров народного
потребления, которая предусматривает
коренное улучшение качества и ассортимента
товаров научно-технического прогресса.
2.Связь
товароведения с другими
науками и дисциплинами
Товароведение
как комплексная научная дисциплина,
пользующаяся методом системного подхода,
на практике широко опирается на знания
из разных областей естественных, общественных
и технических наук. Марксистско-ленинска
философия является методологической
основой научного познания в товароведении,
позволяющей товароведению понять с позиций
диалектического материализма сущность
отдельных его категорий, раскрыть закономерности
и противоречивости проявления интересующих
его явлений и событий. Политическая
экономия, и т.д.................