Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ финансового состояния и финансовой устойчивости предприятия ООО «ЮГРА - АЛКО»

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.10.2012. Год: 2010. Страниц: 26. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
1 МЕТОДОЛОГИЯ ПРОВЕДИЕ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ И СИСТЕМЫ 3
1.1 Понятие, значение и задачи анализа финансового состояния предприятия 3
1.2 Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия 8
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ И ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ЮГРА - АЛКО» 3
2.1 Характеристика организационной формы и направлений деятельности торгового предприятия ООО «ЮГРА - АЛКО» 3
2.2 Анализ структуры и динамики активов 4
2.3 Анализ структуры и динамики пассивов 10
2.4 Анализ ликвидности и платежеспособности 12
2.5 Анализ финансовой устойчивости 19
2.6 Анализ выручки, прибыли и рентабельности 22
2.7 Анализ деловой активности 28
3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ЮГРА - АЛКО» 3
3.1 Оценка запаса финансовой устойчивости с помощью операционного левериджа 3
3.2. Применение факторинговых схем реструктуризации дебиторской задолженности 4
3.3 Расчёт экономического эффекта от внедрения предлагаемых мероприятий 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 6
ПРИЛОЖЕНИЯ 8








ВВЕДЕНИЕ


В современных рыночных условиях, отличающихся нестабильностью ситуации, создаётся немало трудностей действующим субъектам. Поэтому огромное внимание уделяется анализу финансового состояния предприятия (независимо от формы собственности и вида деятельности), так как позволяет выявить, как в данной организации соблюдался режим экономии, насколько эффективно использовались материальные, трудовые и финансовые ресурсы; рентабельно ли работало предприятие; проводилась ли работа по обновлению основных средств, ускорению оборачиваемости оборотных средств, повышению качества оказываемых услуг.
Финансовое состояние является важнейшей характеристикой деловой активности и надёжности предприятия. Оно определяет конкурентоспособност предприятия и его потенциал в деловом сотрудничестве, является гарантом эффективной реализации экономических интересов всех участников хозяйственной деятельности, как самого предприятия, так и его партнёров.
Результаты такого анализа нужны, прежде всего, собственникам, а также кредиторам, инвесторам, поставщикам, менеджерам и налоговым службам. В данной работе проводится финансовый анализ предприятия именно с точки зрения собственников предприятия, то есть для внутреннего использования и оперативного управления финансами. Именно поэтому проведение анализа финансового состояния предприятия является актуальным вопросом не только для самого предприятия, но и для внешних пользователей информации (налоговых органов, банков и т.д.).
Исследуемая тема актуальна, поскольку на основе анализа состояния финансового состояния предприятия можно определить конкурентоспособност предприятия, его потенциал в деловом сотрудничестве, оценить, в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнеров в финансовом и производственном отношении. Анализ позволяет выработать стратегию и тактику развития предприятия, обосновывать планы и управленческие решения, выявить наиболее слабые и сильные стороны предприятия и наметить пути его улучшения.
Объектом исследования настоящей работы является торговое предприятие ООО «ЮГРА - АЛКО», работающее в сфере обеспечения рынка города Нягани ликероводочными изделиями.
Целью настоящей работы является разработка рекомендаций, которые будут способствовать росту финансовой устойчивости и надежности предприятия ООО «ЮГРА - АЛКО».
Для достижения поставленной цели нам представляется необходимым решение следующего круга задач:
    - осуществить выбор объекта исследования и дать его краткую характеристику;
- изучить методологию проведение анализа финансового состояния предприятия и системы расчетов.
    - выполнить общую оценку финансового состояния и анализ финансовой устойчивости предприятия, выбранного в качестве объекта исследования;
- разработать ряд практических мероприятий, направленных на улучшение финансового состояния предприятия;
    - показать финансово-экономиче кий эффект предлагаемых мероприятий.
Предметом исследования в данной работе является финансовое положение торгового предприятия ООО «ЮГРА - АЛКО» с точки зрения эффективности управления ею. В ходе анализа будут разработаны основные направления по улучшению финансовой устойчивости предприятия, которые будут аргументированы и подкреплены теоретическими выводами и практическими расчетами.
Результаты финансового анализа позволят выявить уязвимые места, требующие особого внимания. Нередко оказывается достаточным обнаружить эти места, чтобы разработать мероприятия по их ликвидации.
Основу информационного обеспечения финансового анализа торгового предприятия ООО «ЮГРА - АЛКО» составляет бухгалтерская отчетность, которая является единой для организации всех отраслей и форм собственности. Она состоит из форм бухгалтерской отчетности, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации, а именно: бухгалтерского баланса – форма №1; отчета о финансовых результатах и их использовании – форма №2; справка к форме №2 и приложения к бухгалтерскому балансу, форма №5, а также статистическая отчетность по труду и себестоимости, утвержденная Госкомстатом РФ.
Данная работа представляет собой реальное отражение современных методик управления финансовым положением предприятия и оценки финансово-хозяйствен ой деятельности торгового предприятия и конкретные предложения по проведению целого ряда мероприятий, полезных для стабилизации его финансового состояния путём оптимизации его финансовой устойчивости.
При написании работы использовались современные учебные пособия и материалы периодической печати.





1 МЕТОДОЛОГИЯ ПРОВЕДИЕ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ И СИСТЕМЫ

1.1 Понятие, значение и задачи анализа финансового состояния предприятия


Анализ финансового состояния занимает значительное место в управлении предприятием в условиях рыночной системы хозяйствования. Комплексная оценка финансового состояния организации позволяет решать многие важные задачи:
1. Определить реальное финансовое состояние предприятия.
2. Выявить резервы повышения эффективности производства.
3. Разработать мероприятия по наиболее полному выявлению выявленных резервов.
4. Информационно обосновать принимаемые решения в области экономики и финансов и другое.
Анализ финансового состояния затрагивает многие стороны экономической жизни фирмы. В зависимости от поставленных целей зависит методическое и информационное обеспечение анализа.
На российских предприятиях функция анализа внедряется еще достаточно слабо, хотя в последнее время необходимость его внедрения объективна.
Анализ финансового состояния позволяет существенно повысить эффективность управления, конкурентоспособност фирмы на рынке и обеспечить перспективы ее развития.
Главная цель улучшения финансового состояния предприятия сводится к одной стратегической задаче – наращиванию собственного капитала и обеспечению устойчивого положения на рынке. Для этого предприятие должно постоянно поддерживать платёжеспособность и рентабельность, а также оптимальную структуру актива и пассива баланса [20, С. 102].
Основными задачами анализа финансового состояния являются:
– прогнозирование наращивания финансовых потоков в предстоящем будущем;
– оптимизация затрат на производство и реализацию услуг, работ;
– увеличение доходов, капитала, активов и снижение расходов и просроченных обязательств;
– выявление путей повышения эффективности хозяйствования;
– поиск неиспользованных возможностей и средств для укрепления финансовой устойчивости организации, её платёжеспособности, финансовой независимости и финансовой самостоятельности во избежании банкротства;
– смягчение степени воздействия сопутствующих рисков по возвращению заёмного капитала инвесторам, банкам, кредиторам;
– использование результатов проведённого анализа для разработки новых обоснованных программ развития бизнеса организаций и адекватных управленческих решений.
Финансовое состояние предприятий характеризует размещение и использование средств предприятия. Оно обусловлено степенью выполнения финансового плана и мерой пополнения собственных средств за счёт прибыли и других источников, если они предусмотрены планом, а также скоростью оборота производственных фондов и особенно оборотных средств [13, С. 104].
Поскольку выполнение финансового плана в основном зависит от результатов производственной деятельности, то можно сказать, что финансовое состояние, определяемое всей совокупностью хозяйственных факторов, является наиболее обобщающим показателем.
Эффективность финансового состояния проявляется в платёжеспособности предприятий, в способности вовремя удовлетворять платёжные требования поставщиков техники, материалов в соответствии с хозяйственными договорами, возвращать кредиты, выплачивать заработную плату рабочим и служащим, вносить платежи в бюджет.
Финансовое состояние предприятий характеризует состояние и размещение их средств, что отражается в бухгалтерских балансах. Основными показателями анализа финансового состояния предприятия является: обеспеченность собственными оборотными средствами; соответствие фактических запасов материальных средств нормативу (финансово-эксплуатационной потребности); обеспеченность запасов предназначенными для них источниками средств; иммобилизация оборотных средств; платёжеспособность предприятия [11, С. 133].
Результаты анализа финансового состояния необходимы следующим группам потребителей:
1) Менеджеры предприятий и в первую очередь финансовые менеджеры. Невозможно руководить, принимать хозяйственные решения, не зная его финансового состояния. Для них важна оценка эффективности принимаемых ими решений и полученных финансовых результатов.
2) Собственники. Им важно знать отдачу от вложенных в предприятие средств, прибыльность предприятия, а также уровень экономического риска и вероятность потери своих капиталов.
3) Кредиторы и инвесторы. Их интересует оценка возможности возврата выданных кредитов и возможности предприятия по реализации инвестиционной программы.
4) Поставщики. Для них важна оценка оплаты поставленной продукции, выполненных работ, оказанных услуг.
Методика анализа финансового состояния – это совокупность аналитических процедур используемых для определения финансового состояния предприятия.
Детализация процедурной стороны методики анализа финансового состояния зависит от поставленных целей и различных факторов информационного, методического, кадрового и технического обеспечения. Таким образом, не существует общепринятой методики анализа финансового состояния предприятия, однако во всех существенных аспектах процедурные стороны похожи.
Анализ финансового состояния предприятия преследует несколько целей:
- определение финансового положения;
- выявление изменений в финансовом состоянии в пространственно-временном разрезе;
- выявление основных факторов, вызывающих изменения в финансовом состоянии;
- прогноз основных тенденций финансового состояния.
Анализ финансового состояния базируется на определенных принципах. При оценке экономических явлений и процессов необходимо учитывать их соответствие государственной экономической, социальной, международной политике и законодательству. Анализ должен базироваться на положениях диалектической теории познания, учитывать требования экономических законов развития производства.
Анализ требует всестороннего изучения причинных зависимостей в экономике предприятия. Анализ должен базироваться на понимании объекта исследования как сложной динамической системы со структурой элементов. Информация, использующаяся для анализа должна быть достоверна и объективно отражать действительность, а аналитические выводы должны быть обоснованы точными расчетами. Анализ должен быть действенным, т. е. активно воздействовать на ход производства и его результаты.
Для эффективности аналитических мероприятий анализ должен проводиться систематически. Эффективность анализа сильно возрастает, если он проводится оперативно и аналитическая информация быстро воздействует на управленческие решения менеджеров. Анализ должен быть эффективным, то есть затраты на его проведение должны давать многократный эффект. Ввиду многогранности, анализ деятельности предприятия необходимо дифференцировать на виды.
Анализ финансового состояния классифицируется: [20, С. 105].
- по отраслевому признаку:
отраслевой, специфика которого учитывает особенности отдельных отраслей народного хозяйства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т. д.);
межотраслевой, который учитывает взаимосвязи и структуру отраслей экономики и является методологической основой общего анализа финансового состояния предприятия;
- по признаку времени:
предварительный (перспективный), - проводится до осуществления финансовых операций для обоснования управленческих решений;
оперативный, проводится сразу после совершения финансовых операций для оперативного выявления недостатков процесса финансовой деятельности его целью является обеспечение функции управления – регулирования;
последующий (ретроспективный, итоговый), проводится после совершения финансовых операций. Он используется для контроля за финансовой деятельностью предприятия.
- по объектам управления:
технико–экономически анализ, который изучает взаимодействие технологических и экономических процессов и устанавливает их влияние на экономические результаты деятельности предприятия;
финансово–экономичес ий анализ, который особое место уделяет финансовым результатам деятельности предприятия, а именно, - выполнение финансового плана, эффективность использования собственного и заемного капитала, показатели рентабельности и т. п.;
социально–экономичес ий анализ, который изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов для повышения эффективности использования трудовых ресурсов, производительности труда и т.д.;
экономико–статистиче кий анализ применяется для изучения массовых общественно – экономических явлений;
экономико–экологичес ий анализ исследует взаимодействие экологических и экономических процессов для более рационального и бережного использования ресурсов окружающей среды;
маркетинговый анализ, который применяется для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта и т. п.
- по методике изучения объектов:
сравнительный анализ, использует метод сравнения результатов финансовой деятельности;
факторный анализ, направлен на выявление величины влияния факторов на прирост и уровень результативных показателей;
диагностический, направлен на выявление нарушения в механизме функционирования организации путем анализа типичных признаков, характерных только для данного нарушения;
маржинальный анализ, - это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений на основе причинно – следственных взаимосвязей между объемом продаж, себестоимостью продукции и прибылью;
экономико–математиче кий анализ позволяет выявить наиболее оптимальный вариант решения экономической задачи с помощью математического моделирования;
стохастический анализ используется для изучения стохастических зависимостей между исследуемыми явлениями и процессами финансовой деятельности предприятия;
функционально–стоимо тной анализ ориентирован на оптимизацию выполнения функций, которые выполняются на различных этапах жизненного цикла продукции.
- по субъектам анализа:
внутренний анализ, который производится специальными структурными подразделениями предприятия для нужд управления;
вешний анализ, который производится государственными органами, банками, акционерами, инвесторами, контрагентами, аудиторскими фирмами на основании финансовой и статистической отчетности предприятия.
- по содержанию программы:
комплексный анализ, при котором деятельность организации изучается всесторонне;
тематический анализ, при котором изучаются отдельные стороны деятельности, представляющие наибольший интерес в данный момент времени.
Таким образом, анализ финансового состояния предприятия является важной частью, основой принятия решений на микроэкономическом уровне, то есть на уровне субъектов хозяйствования. Основные направления анализа: от сложного комплекса - к составляющим его элементам, от результата — к выводам о том, как такой результат, достигнут и к чему он приведет в дальнейшем.

1.2 Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия


В анализе финансового состояния предприятий используется большое число разнообразных показателей (обобщающих, сводных, синтетических, интегральных, частных), которые можно классифицировать по различным признакам. Для конкретных целей отбираются конкретные показатели с учетом вида, методики, отраслевой специфики объектов анализа финансового состояния. В рамках анализа и диагностики финансового состояния предприятия используют процедуры комплексной оценки, которые завершаются построением мультипликатора агрегированного показателя, выведенного на базе показателей более низкого уровня, который выполняет роль своеобразного индикатора. Отметим, что существуют два типа мультипликаторов: стандартные, применяемые повсеместно, и субъективные, которые определяются для конкретного предприятия [36, с. 189].
К стандартным мультипликаторам относится широко известная модель Дюпона, которая используется для оценки экономического роста компании. Основная сложность применения этой модели связана с необходимостью ведения бухгалтерской отчетности по международным стандартам, переход на которые в России еще не осуществлен. Другой известный стандартный мультипликатор — оценка вероятности наступления банкротства предприятия по методу Альтмана. Этот показатель основан на расчете суммы пяти финансовых коэффициентов (рентабельность и оборачиваемость активов, коэффициенты задолженности и реинвестирования прибыли в активы, доля собственных оборотных средств в активах), каждый из которых имеет определенный вес. Но поскольку и набор, и веса коэффициентов были рассчитаны в США в 1960-е годы, они не соответствуют современным российским реалиям. Поэтому метод Альтмана можно применять только для общей оценки тенденций развития предприятия.
Субъективные мультипликаторы позволяют учесть специфические характеристики, которые не учитываются стандартными методами анализа и диагностики финансового состояния предприятия.
Для различных целей анализа и диагностики финансового состояния предприятия применяют различные группы показателей.
Первая группа - показатели использования материальных оборотных средств. К ним относятся:
- показатель оборачиваемости материальных запасов в днях представляет собой отношение суммы материальных запасов к однодневному обороту по реализации:
Омз = Материальные запасы / Объем продаж / 360 (1)
С помощью данного соотношения устанавливается число дней, приходящихся на один оборот материальных запасов. Низкое значение данного показателя свидетельствует об устойчивом спросе на продукцию предприятия. Высокое значение показателя может означать, что предприятие имеет больше материальных запасов, чем ему необходимо, либо испытывает трудности со сбытом продукции. Для получения более точного результата в числителе формулы часто используют среднюю величину материальных запасов за период [15, с. 103].
- коэффициент маневренности отношение оборотного капитала (текущих активов) к собственному капиталу предприятия (в процентах):
К = Текущие активы / Собственный капитал (2)
Данный коэффициент показывает долю собственного капитала предприятия, находящегося в такой форме, которая позволяет свободно им маневрировать, увеличивая закупки сырья, материалов, комплектующих изделий, изменяя номенклатуру поставок, приобретая дополнительное оборудование, осуществляя инвестиции в другие предприятия. По его величине можно судить о финансовой независимости предприятия, т, е. о способности предприятия не оказаться в положении банкрота в случае длительного технического перевооружения или трудностей со сбытом продукции. Чем выше данный коэффициент, тем ниже риск, с которым связано владение машинами и оборудованием, быстро устаревающими в условиях научно-технического прогресса [20, с. 108].
Вторая группа - показатели платежеспособности. Данный показатель измеряет финансовый риск, т. е. вероятность банкротства. В общем случае предприятие считается платежеспособным, если его общие активы превышают его внешние обязательства. Таким образом, чем больше превышение общих активов над внешними обязательствами, тем выше степень платежеспособности.
Для измерения уровня платежеспособности используют специальный коэффициент платежеспособности, который показывает долю собственного (акционерного) капитала предприятия в его общих обязательствах (в процентах):
Кn= Собственный капитал / Общие обязательства (3)
Высокий коэффициент платежеспособности отражает минимальный финансовый риск и хорошие возможности для привлечения дополнительных средств со стороны. Изменения в уровне коэффициента платежеспособности могут свидетельствовать также о расширении или сокращении деятельности корпорации (ее деловой активности).
При определении платежеспособности предприятия всегда необходимо анализировать финансовую структуру источников его средств, т. е. из каких средств финансируются его активы. Показатель, отражающий состояние финансовых средств предприятия, получил название финансового отношения и определяется путем деления величины собственного капитала на размер внешних обязательств:
ФО = Собственный капитал / Внешние обязательства (4)
Теоретически считается нормальным соотношение между собственным капиталом и внешними обязательствами 2:1, при котором 33% общего финансирования осуществляется из заемных средств. Частный вариант финансового отношения — отношение собственного капитала к размеру долгосрочных обязательств:
ФО = Собственный капитал / Долгосрочные обязательства (5)
Высокое значение данного показателя характеризует низкий риск банкротства и хорошую платежеспособность.
Уровень возврата долгосрочных обязательствотношение операционной прибыли к сумме выплачиваемых за год процентов:
Ув = Операционная прибыль / Выплачиваемые проценты (6)
Высокий коэффициент означает хорошие возможности возврата кредитов и низкую вероятность неплатежеспособност (банкротства).
Третья группа - показатели прибыльности (рентабельности). Виды прибыли, отражаемые в отчете о прибылях и убытках, являются наиболее общими показателями прибыльности предприятия. Однако при проведении финансового анализа важно знать, насколько эффективно (прибыльно) использовались все средства, обеспечившие получение конкретного дохода. Для эффективного комплексного измерения прибыльности используются следующие показатели.
Прибыль на общие инвестицииотношение прибыли до вычета налогов и суммы выплаченных процентов по долгосрочным обязательствам к общим инвестициям (долгосрочные обязательства и собственный капитал) (в процентах). Данный коэффициент показывает, насколько эффективно использовались инвестированные средства, т. е. какой доход получает предприятие на 1 денежную единицу (ден. ед.) инвестированных средств: [33, с. 18]
(Прибыль до вычета налогов + Выплачиваемые проценты)
Пои = (Долгосрочные обязательства + Собственный капитал)
Прибыль на собственный капитал — отношение чистой прибыли к собственному капиталу (в процентах):
Пск = Чистая прибыль / Собственный капитал (8)
Этот коэффициент показывает, насколько эффективно использовался собственный капитал, т. е. какой доход получило предприятие на 1 ден. ед. собственных средств.
Прибыль на общие активы — отношение чистой прибыли к общей сумме активов (в процентах):
Поа = Чистая прибыль / Общие активы (9)
Этот показатель служит измерителем эффективности использования всех активов (фондоотдачи), которыми обладает предприятие, т. е. какой доход получен на 1 ден. ед. активов. Следует отметить, что если прибыль на активы меньше процентной ставки по долгосрочным кредитам, то ситуация должна рассматриваться как неблагополучная.
Коэффициент валовой прибыли — отношение разности между объемом продаж и их себестоимостью к объему продаж (в процентах):
КВП = (Объем продаж — Себестоимость продаж) / Объем продаж (10)
Данный коэффициент показывает предел "общей прибыли", т.е. долю валовой прибыли, приходящуюся на 1 ден. ед. продаж (реализованной продукции).
Прибыль на операционные расходыотношение операционной прибыли к объему продаж (в процентах):
Пор = Операционная прибыль/ Объем продаж (11)
Это показатель величины операционных расходов, приходящихся на 1 ден. ед. продаж.
Прибыль на продажи - отношение чистой прибыли к объему продаж:
ПП = Чистая прибыль / Объем продаж (12)
Данный коэффициент показывает величину чистого дохода, полученного предприятием на 1 ден. ед. реализованной продукции.
Четвертая группа - показатели эффективности использования активов. Данную группу коэффициентов часто называют коэффициентами эффективности, так как они служат измерителями уровня эффективности использования активов, которые имеет предприятие. К ним относятся следующие коэффициенты.
Оборачиваемость материальных запасов — отношение объема продаж к величине материальных запасов, или число оборотов, совершаемых материальными запасами в год:
Омз = Объем продаж / Материальные запасы (13)
Высокое значение этого показателя считается признаком финансового благополучия, так как хорошая оборачиваемость обеспечивает увеличение объема продаж и способствует получению более высоких доходов. Если этот коэффициент значительно превышает среднеотраслевые нормы (от 4 до 8), ситуация должна быть подвергнута тщательному анализу, так как это может означать наличие риска, связанного с нехваткой запасов, следствием которого будет снижение объема продаж. Слишком высокая оборачиваемость может являться признаком недостатка свободных денежных средств и служить сигналом о возможной неплатежеспособности предприятия. Для получения более точного результата в знаменателе данной формулы часто используют среднюю величину товарных запасов за рассматриваемый период [22, с. 88].
Коэффициент эффективности использования текущих активов — отношение объема продаж к оборотному капиталу (текущим активам) (в процентах):
ЭТА = Объем продаж / Текущие активы (14)
Данный коэффициент показывает, сколько денежных единиц продукции реализовано на 1 ден. ед. текущих активов.
Коэффициент эффективности использования чистого оборотного капитала — отношение объема продаж к чистому оборотному капиталу (текущие активы минус текущие обязательства) (в процентах):
Эчок = Объем продаж / (Текущие активы — Текущие обязательства) (15)
Данный коэффициент показывает, сколько денежных единиц продукции реализовано на 1 ден. ед. чистого оборотного капитала.
Коэффициент эффективности использования основных средств — отношение объема продаж к стоимости недвижимого имущества показывает, сколько денежных единиц продукции реализовано на 1 ден. ед. основных средств (в процентах):
Эос = Объем продаж / Стоимость недвижимого имущества (16)
Величина данного коэффициента может составлять от 100 до 700% и зависит от капиталоемкости производства.
Коэффициент эффективности использования общих активовотношение объема продаж к общим активам предприятия (в процентах):
Эоа = Объем продаж / Общие активы (17)
Чем выше значения последних двух коэффициентов, тем более интенсивно, а, следовательно, и эффективно используются производственное оборудование и другие виды активов. Общий уровень финансово-хозяйственного состояния предприятия можно оценить по шкале: а) благоприятнее; б) удовлетворительное; в) неудовлетворительное г) критическое. Для качественной оценки основных позиций могут быть использованы такие характеристики, как высокий, нормальный и низкий уровень. Значения коэффициентов можно оценивать интервальным способом: те, которые попадают в интервал, — нормальные, а те, которые оказываются за его пределами, — высокие или низкие. Базу для выбора интервала составляют среднеотраслевые, а также лучшие и худшие показатели в отрасли [20, с. 155].
Одним из главных элементов финансовой деятельности является способность предприятия своевременно рассчитываться по своим обязательствам и для оценки её эффективности более пригоден показатель продолжительности финансового цикла, равный длине временного интервала между оттоком денежных средств в связи с осуществлением текущей производственной деятельности и их притоком как результатом производственно-финан овой деятельности:
, (18)
где DOC – продолжительность финансового цикла;
– оборачиваемость средств, «омертвлённых» в производственных запасах;
– оборачиваемость оборотных средств, «омертвлённых» в дебиторской задолженности;
– оборачиваемость кредиторской задолженности.
Анализ дебиторской задолженности включается в пояснительную записку отдельным блоком в раздел, отражающий порядок расчета и анализа важнейших экономических и финансовых показателей деятельности организации.
Анализ показателей дебиторской задолженности проводится в три этапа:
- анализ динамики и структуры дебиторской задолженности;
- анализ оборачиваемости дебиторской задолженности;
- анализ показателей платежеспособности и финансовой устойчивости.
Значительный удельный вес дебиторской задолженности в составе имущества и обязательств определяет их значимость в оценке финансового состояния организации. Эти суммы являются существенными для их раскрытия и пояснения в бухгалтерской отчетности. За отчетный год их вес в балансе возрастает, что свидетельствует о возникших проблемах в расчетно-платежной дисциплине фирмы, требующих детального анализа.
В анализе оборачиваемости дебиторской задолженности используются следующие показатели:
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности (Коб.дз):
Коб.дз = В / ДЗ, (19)
где В – выручка от реализации;
ДЗ – дебиторская задолженность.
Показатель отражает скорость оборота дебиторской задолженности.
Скорость оборота дебиторской задолженности (в днях):
Соб.дз = Д / Коб.дз, (20)
где Д – число дней в рассматриваемом периоде;
Коб.дз – коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности.
Показатель характеризует длительность оборота дебиторской задолженности в днях.
Показатели оборачиваемости дебиторской задолженности могут рассчитываться по всем дебиторам и по отдельным элементам.
Изменение оборачиваемости дебиторской задолженности выявляется сопоставлением фактических показателей с плановыми или показателями предшествующего года. В результате сравнения показателей оборачиваемости дебиторской задолженности выявляются её ускорение или замедление.
Анализ оборачиваемости кредиторской задолженности проводится аналогичным образом.
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности (Коб.кз):
Коб.кз = В / КЗ, (21)
где КЗ – кредиторская задолженность.
Скорость оборота кредиторской задолженности (в днях):
Соб.кз = Д / Коб.кз, (22)
Коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженности рассчитывается по формуле:
Ксоотн.д.к = ДЗ / КЗ, (23)
где ДЗ – дебиторская задолженность;
КЗ – кредиторская задолженность.
Уровень платежеспособности и финансовой устойчивости организации зависит от скорости оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности, которая характеризует эффективность функционирования организации. Анализ оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности позволяет сделать выводы о:
- рациональности размера годового оборота средств в расчетах. Эффективность расчетно-платежной системы ускоряет процесс оборачиваемости денежных средств в расчетах, способствует притоку других активов организации;
- уменьшении себестоимости продукции (работ, услуг). С увеличением числа оборотов сокращается доля постоянных расходов, относимая на показатель себестоимости;
- возможном ускорении оборота на других стадиях производственного процесса и продажи продукции (работ, услуг). Сокращение оборачиваемости дебиторской задолженности повлечет ускорение оборота денежных средств, запасов и обязательств организации [21, с. 117].
Основная цель анализа должна заключаться в определении скорости и времени оборачиваемости задолженности и резервов ее ускорения на разных этапах хозяйственной деятельности фирмы. Состояние расчетно-платежной дисциплины в организации оказывает существенное влияние на ее платежеспособность и финансовую устойчивость.



2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ И ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ЮГРА - АЛКО»

2.1 Характеристика организационной формы и направлений деятельности торгового предприятия ООО «ЮГРА - АЛКО»


Общество с ограниченной ответственностью «ЮГРА - АЛКО» создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» в целях получения прибыли, а также удовлетворения личных и общественных потребностей путем осуществления различных видов производственной и коммерческой деятельности, выполнения работ и осуществления услуг, не противоречащих действующему законодательству.
Торговое предприятие ООО «ЮГРА - АЛКО» является юридическим лицом по российскому законодательству: имеет в собственности обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде. Юридический адрес: 628181 , Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Нягань, проспект Нефтяников, дом 12
Общество является самостоятельной хозяйственной единицей, действующей на основе полного хозяйственного расчета, самофинансирования и самоокупаемости. Основным видом деятельности предприятия ООО «ЮГРА - АЛКО» являются реализация ликероводочной продукции.
Имущество и средства торгового предприятия ООО «ЮГРА - АЛКО» формируются за счет:
    - денежных и иных вкладов учредителей;
    - доходов от финансово-хозяйствен ой деятельности;
    - банковских и иных кредитов.
Высшим органом торгового предприятия ООО «ЮГРА - АЛКО» является Общее собрание участников общества.
Торговое предприятие ООО «ЮГРА - АЛКО» имеет самостоятельный баланс. Прибыль предприятия за вычетом сумм по обязательным платежам и по взаимоотношениям с бюджетами распределяется между участниками общества пропорционально их долям в уставном капитале.
Для обеспечения деятельности торгового предприятия ООО «ЮГРА - АЛКО» за счет вкладов участников образуется Уставный капитал. Торговое предприятие ООО «ЮГРА - АЛКО» самостоятельно формирует свою структуру, штатное расписание, определяет формы, систему и размеры оплаты труда, а также другие виды доходов работников с учетом действующего законодательства.
Учетная политика, организация документооборота в обществе устанавливается приказом директора. С момента образования общества применялась учетная политика по оплате. Торговое предприятие ООО «ЮГРА - АЛКО» ведет бухгалтерский учет своего имущества, обязательств и хозяйственной деятельности в натуральном и денежном выражении.
Одной из основных задач бухгалтерского учета на предприятии является: формирование полной и достоверной информации о деятельности Филиала и ее имущественном положении, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности.
Организация ведет бухгалтерский учет активов (имущества), обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, а также простой записи на забалансовых счетах. Бухгалтерский учет ведется в валюте Российской Федерации - в рублях.
Выбор способов ведения бухгалтерского учета установлен организацией в учетной политике.
При ведении бухгалтерского учета всеми подразделениями организации используется Единый план счетов.

2.2 Анализ структуры и динамики активов


В настоящее время бухгалтерский баланс предприятия составляется в оценке нетто. Итог баланса дает ориентировочную оценку суммы средств, находящихся в распоряжении предприятия. Эта оценка является учетной и не отражает реальной суммы денежных средств, которую можно выручить за имущество, например, в случае ликвидации предприятия. Текущая «цена» активов определяется рыночной конъюнктурой и может отклоняться в любую сторону от учетной, особенно в сторону инфляции.
Анализ по балансу проводится с помощью одного из следующих способов:
    Анализ непосредственно по балансу без предварительного изменения состава балансовых статей.
    Построение уплотненного сравнительного аналитического баланса путем агрегирования некоторых однородных по составу элементов балансовых статей.
    Проведение дополнительной корректировки баланса на индекс инфляции с последующим агрегированием статей в необходимых аналитических разрезах.
Рекомендуется исследовать структуру и динамику финансового состояния предприятия при помощи сравнительного аналитического баланса. Сравнительный аналитический баланс можно получить из исходного баланса путем уплотнения отдельных статей и дополнения его показателями структуры, динамики и структурной динамики
Анализируя сравнительный баланс, необходимо обратить внимание на изменение удельного веса величины собственного капитала в стоимости имущества, на соотношения темпов роста дебиторской и кредиторской задолженности. При стабильной финансовой устойчивости у организации должна увеличиваться в динамике доля собственного оборотного капитала, темп роста заемного капитала, а темпы роста дебиторской и кредиторской задолженности должны уравновешивать друг друга. На практике можно построить аналитические таблицы, характеризующие как структуру отчетности, так и динамику отдельных ее показателей.
Вариантом такого анализа является анализ тенденций развития (трендовый анализ), при котором каждая позиция отчетности сравнивается с рядом предыдущих периодов и определяется тренд, то есть основная тенденция динамики показателя, очищенная от случайных влияний и индивидуальных особенностей периодов. Этот анализ носит перспективный прогнозный характер.
Анализ динамики итога баланса, структуры активов и пассивов организации позволяет сделать ряд важных выводов, необходимых как для осуществления текущей финансово-хозяйствен ой деятельности, так и для принятия управленческих решений на перспективу.
Анализ структуры и динамики активов торгового предприятия ООО «ЮГРА - АЛКО» представлен в таблице 1. Нам представляется ненужным проводить детализированный анализ внеоборотных активов, так как они на 100% состоят из основных средств.
Таблица 1 - Анализ структуры и динамики активов торгового предприятия ООО «ЮГРА - АЛКО»


Продолжение таблица 1

Исходя из анализа структуры и динамики активов торгового предприятия ООО «ЮГРА - АЛКО» можно сделать следующие выводы:
    Итог баланса предприятия ООО «ЮГРА - АЛКО» увеличился за исследуемый период с 14 677 тыс.руб. в 2006 году до 24 201 тыс.руб в 2009 году. Поскольку доля внеоборотных активов весьма малая, следовательно, такое значительное увеличение итога баланса (на 9 534 тыс.руб.) обусловлено увеличением оборотных активов и в дальнейшем необходимо провести детализированный анализ структуры оборотных активов.
    Подавляющую долю в структуре активов торгового предприятия ООО «ЮГРА - АЛКО» за весь анализируемый период занимают оборотные активы (их доля в итоге баланса изменяется от 89,89% в 2006 году до 90,19% в 2009 году). Это обусловлено тем, что предприятие занимается реализацией ликероводочной продукции в основном через торговых представителей, то есть осуществляет зачастую лишь финансирование реализации, при этом не обладая значительной собственной материально-техничес ой базой. Это и объясняет то, что доля внеоборотных активов в итоге баланса торгового предприятия ООО «ЮГРА - АЛКО» незначительна и основные средства сконцентрированы в дебиторской задолженности торговых представителей.

Анализ структуры и динамики оборотных активов торгового предприятия ООО «ЮГРА - АЛКО» представлен в таблице 2.
Таблица 2 - Анализ структуры и динамики оборотных активов торгового предприятия ООО «ЮГРА - АЛКО»

Продолжение таблица 2

Продолжение таблица 2

Исходя из анализа структуры и динамики оборотных активов торгового предприятия ООО «ЮГРА - АЛКО» можно сделать следующие выводы:
    Наибольшую долю в структуре оборотных активов торгового предприятия ООО «ЮГРА - АЛКО» занимает краткосрочная дебиторская задолженность (её доля в итоге баланса изменяется от 79,28% в 2006 году до 76,00% в 2009 году). Это свидетельствует о том, что необходимо введение более строгой платёжной дисциплины и более эффективных схем расчётов с контрагентами. Уменьшение доли краткосрочной дебиторской задолженности относительно валюты баланса на 9,39% за 2009 год рассматривается как положительная тенденция.
    В целом, структура активов торгового предприятия ООО «ЮГРА - АЛКО» за анализируемый период не претерпела серьёзных изменений. Необходимо провести детализированный анализ оборачиваемости оборотных активов, который будет выполнен нами впоследствии при анализе деловой активности.

2.3 Анализ структуры и динамики пассивов


Анализ структуры и динамики пассивов торгового предприятия ООО «ЮГРА - АЛКО» представлен в таблице 3.

Таблица 3 - Анализ структуры и динамики пассивов торгового предприятия ООО «ЮГРА - АЛКО»


Продолжение таблица 3

Исходя из анализа структуры и динамики пассивов предприятия ООО «ЮГРА - АЛКО» можно сделать следующие выводы:
    Наибольшую долю в структуре пассивов торгового предприятия ООО «ЮГРА - АЛКО» за весь анализируемый период занимают заёмные источники средств (их доля в итоге баланса изменяется от 77,24% в 2006 году до 80,14% в 2009 году). Необходимо отметить, что такая динамика свидетельствует о значительном увеличении кредиторской задолженности и банковских кредитов, взятых предприятия, что является отрицательной тенденцией.
    Здесь же необходимо отметить и положительную тенденцию: увеличение отношение дебиторской задолженности торгового предприятия ООО «ЮГРА - АЛКО» к кредиторской (это отношение изменяется от 1,04 в 3 квартале 2009 года до 1,15 в 2009 году), то есть темпы роста краткосрочной дебиторской задолженности (а долгосрочной предприятие не имеет вообще, что также положительная тенденция) выше темпов роста кредиторской задолженности.

2.4 Анализ ликвидности и платежеспособности


Ликвидность предприятия определяется наличием у него ликвидных средств, к которым относятся наличные деньги, денежные средства на счетах в банках и легкореализуемые элементы оборотных ресурсов.
Текущая платежеспособность предприятия определяется его возможностью и способностью одновременно и полностью выполнять платежные обязательства, вытекающие из торговых, кредитных и иных операций денежного характера. Текущая платежеспособность отражает способность предприятия в любой момент совершать необходимые расходы.
Анализ платежеспособности предприятия заключается в сравнении активов, сгруппированных по степени их ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения. Расчет и анализ коэффициентов ликвидности позволяет выявить степень обеспеченности текущих обязательств ликвидными средствами. Главная цель анализа движения денежных потоков – оценить способность предприятия генерировать денежные средства в размере и в сроки, необходимые для осуществления планируемых расходов и платежей.
Задача оценки платежеспособности предприятия – определить величину покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежную форму (ликвидность) соответствует сроку погашения обязательств (срочности возврата).
Для проведения анализа актив и пассив баланса группируется по следующим признакам [26]:
    по степени убывания ликвидности (актив);
    по степени срочности оплаты (пассив).
В зависимости от степени ликвидности средств, то есть скорости превращения в денежные средства, активы предприятия разделяются на следующие группы [13]:
    А1 – наиболее ликвидные активы: денежные средства предприятия и краткосрочные финансовые вложения (ценные бумаги).
    А2 – быстрореализуемые активы: дебиторская задолженность предприятия за исключением просроченной и сомнительной.
    А3 – медленно реализуемые активы: запасы и затраты, за исключением иммобилизованных оборотных средств.
    А4 – труднореализуемые активы: внеоборотные активы.
Пассивы баланса группируются по степени срочности их оплаты следующим образом [13]:
    П1 – наиболее срочные обязательства: к ним относятся: кредиторская задолженность, а также ссуды, не погашенные в срок.
    П2 – краткосрочные пассивы: краткосрочные кредиты и займы.
    П3 – долгосрочные пассивы: долгосрочные обязательства предприятия.
    П4 – постоянные пассивы: к ним относится собственный капитал и резервные фонды предприятия.
Необходимым условием абсолютной ликвидности баланса является выполнение следующих соотношений [13]:

        , (1)
          , (2)
        , (3)

где А1 – наиболее ликвидные активы;
А2 – легко реализуемые активы;
А3 – медленно реализуемые активы;
П1 – наиболее срочные обязательства;
П2 – краткосрочные пассивы.
Если любое из неравенств имеет знак, противоположный зафиксированному в оптимальном варианте, то ликвидность баланса отличается от абсолютной. При этом недостаток средств по одной группе активов компенсируется избытком по другой, но на практике менее ликвидные средства не могут заменить более ликвидные. Сопоставление ликвидных средств и обязательств позволяет вычислить показатели текущей ликвидности, которые свидетельствуют о платежеспособности (+) или неплатежеспособности (–) организации.
Значения групп баланса торгового предприятия ООО «ЮГРА - АЛКО» по степени ликвидности и их анализ представлены в таблице 4.
Таблица 4 - Группы баланса торгового предприятия ООО «ЮГРА - АЛКО» по степени ликвидности

Продолжение таблица 4

В результате проведённого анализа ликвидности баланса торгового предприятия ООО «ЮГРА - АЛКО» можно сделать следующие выводы:
    Для торгового предприятия ООО «ЮГРА - АЛКО» второе и третье неравенства выполняется за весь исследуемый период, следовательно ликвидность баланса в значительной степени близка к абсолютной. Кроме того, наблюдается некоторое улучшение ликвидности по третьему неравенству вследствие значительного увеличения быстрореализуемых активов (их динамика изменяется от 10 459 тыс.руб. в 2006 году до 16 587 тыс.руб. в 2009 году) за увеличения дебиторская задолженность предприятия за исключением просроченной и сомнительной.
    Улучшение ликвидности торгового предприятия ООО «ЮГРА - АЛКО» по второму неравенству объясняется не сколько ростом величины наиболее ликвидных и быстрореализуемых активов (поскольку роста не было вообще), столько уже отмеченным нами резким снижением доли кредиторской задолженности.
    Невыполнение первого неравенства объясняется следующими вышеуказанными причинами: тем, что по законодательству РФ и договору с банком торговым предприятиям запрещается иметь в кассе предприятия большие наличные денежные суммы, а также тем, что торговые предприятия должны стремится рационально использовать свободные денежные средства и они должны МАВТ» находиться в постоянном обороте.
Для качественной оценки платежеспособности и ликвидности баланса предприятия кроме анализа ликвидности баланса необходим расчет коэффициентов платежеспособности.
Коэффициент срочной ликвидности отражает прогнозируемые платежные возможности предприятия при условии своевременного проведения предприятием расчетов с дебиторами и рассчитывается по следующей формуле [13]:

            , (4)

где А1 – наиболее ликвидные активы;
П1 – наиболее срочные обязательства.
Нормативное значение данного коэффициента платежеспособности предприятия составляет 1.
Коэффициент промежуточной ликвидности является промежуточным коэффициентом покрытия и показывает, какая часть текущих активов за минусом запасов и дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты, покрывается текущими обязательствами. Данный коэффициент определяется по следующей формуле [13]:
            , (5)
где А1 – наиболее ликвидные активы;
А2 – легко реализуемые активы;
П1 – наиболее срочные обязательства;
П2 – краткосрочные пассивы.
Нормативное значение данного коэффициента платежеспособности предприятия составляет 1,4.
Коэффициент текущей ликвидности показывает, какую часть текущих обязательств по кредитам и расчетам предприятие может погасить, мобилизовав все оборотные средства, и определяется по следующей формуле [13]:
          , (6)
где А1 – наиболее ликвидные активы;
А2 – легко реализуемые активы;
А3 – медленно реализуемые активы;
П1 – наиболее срочные обязательства;
П2 – краткосрочные пассивы.
Нормативное значение данного коэффициента платежеспособности предприятия составляет 2.
Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности предприятия рассчитывается в случае, если хотя бы один из предыдущих коэффициентов платежеспособности принимает значение меньше критериального. Он характеризует наличие реальной возможности у предприятия восстановить либо утратить свою платежеспособность в течение определенного периода. Данный коэффициент определяется по следующей формуле [13]:
, (7)
где – коэффициент текущей ликвидности на конец периода;
    – изменение коэффициента текущей ликвидности за отчётный период;
    – нормативное значение коэффициента текущей ликвидности, равное .
В случае, если структура баланса предприятия неудовлетворительна а предприятие – неплатежеспособно и, если коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности, определенный исходя из значения периода восстановления платежеспособности, равного шести месяцам, и установленного значения коэффициента текущей ликвидности, равного двум, имеет значение больше единицы, может быть принято решение о наличии реальной возможности восстановить свою платежеспособность.
При отсутствии негативный явлений в развитии предприятия и в случае, если коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности, определенный исходя из значения периода утраты платежеспособности, равного трем месяцам, и установленного значения коэффициента текущей ликвидности, равного двум, имеет значение меньше единицы, может быть принято решение о том, что предприятие в ближайшее время не сможет выполнить свои обязательства перед кредиторами (об утрате платежеспособности предприятия).
Рассчитанные коэффициенты платежеспособности торгового предприятия ООО «ЮГРА - АЛКО» представлены в таблице 5.
Таблица 5 - Коэффициенты платежеспособности торгового предприятия ООО «ЮГРА - АЛКО»

На основании проведённого анализа коэффициентов платежеспособности торгового предприятия ООО «ЮГРА - АЛКО» можно сделать следующие выводы:
    Коэффициент срочной ликвидности торгового предприятия ООО «ЮГРА - АЛКО» не соответствует нормативному (динамика данного показателя изменяется от 0,01 в 2006 году до 0,00 в 2009 году). Однако, необходимо отметить, что этот коэффициент является самым жестким критерием платежеспособности и показывает, какую часть краткосрочной задолженности предприятия можно погасить немедленно. Данный коэффициент не соответствует нормативному практически на всех предприятиях России.
    На конец анализируемого периода коэффициент текущей ликвидности торгового предприятия ООО «ЮГРА - АЛКО» увеличился до 1,50, что, тем не менее, всё ещё ниже рекомендуемого значения. Это произошло в основном из-за уменьшения краткосрочных пассивов, хотя и сумма быстрореализуемых активов уменьшилась, но рост этого показателя произошел и за счет преобладания темпов роста быстрореализуемых активов в валюте баланса над темпами роста срочных обязательств.
    В целом, можно отметить достаточно высокую платежеспособность торгового предприятия ООО «ЮГРА - АЛКО», причём наблюдается ряд положительных тенденций его развития.

      2.5 Анализ финансовой устойчивости

    Анализ излишков/недостатко общей величины запасов и затрат, собственных долгосрочных источников и общей величины основных источников формирования запасов и затрат торгового предприятия ООО «ЮГРА - АЛКО» по методике Ковалева В.В. [13] представлен в таблице 6.
    Таблица 6 - Анализ финансовой устойчивости торгового предприятия ООО «ЮГРА - АЛКО» по методике Ковалева В.В., тыс.руб.


    Продолжение таблица 6

    Таким образом, согласно методике Ковалева В.В. [13], финансовая устойчивость торгового предприятия ООО «ЮГРА - АЛКО» является нормальной, хотя и не абсолютной. Это обусловлено тем, что торговое предприятие ООО «ЮГРА - АЛКО» нуждается в большей величине собственных оборотных средств.
    Проведём расчёт относительных показателей финансовой устойчивости торгового предприятия ООО «ЮГРА - АЛКО» по методике Ковалева В.В. Данный расчёт представлен в таблице 7.
    Таблица 7 - Показатели финансовой устойчивости торгового предприятия ООО «ЮГРА - АЛКО»

    На основании проведённого анализа абсолютных и относительных показателей финансовой устойчивости торгового предприятия ООО «ЮГРА - АЛКО» можно сделать следующие выводы:
      В целом, по состоянию на конец 2009 года торговое предприятие ООО «ЮГРА - АЛКО» можно охарактеризовать как фирму с достаточно устойчивой финансовой ситуацией, однако прослеживается некоторая тенденция к её ухудшению.
      Необходимо отметить, что многие относительные показатели финансовой устойчивости торгового предприятия ООО «ЮГРА - АЛКО» не только не соответствуют нормативным, но и значительно уменьшаются за анализируемый период 2006…2009 гг.
    Выполним анализ финансовой устойчивости предприятия ООО «ЮГРА - АЛКО» по методике Черненко А.Ф. [26]. Предварительно сгруппируем активы и пассивы баланса способом, предложенным в параграфе 1.3. Группы активов и пассивов торгового предприятия ООО «ЮГРА - АЛКО» по методике Черненко А.Ф. представлены в таблице8.
    Таблица 8 - Группы активов и пассивов торгового предприятия ООО «ЮГРА - АЛКО» по методике Черненко А.Ф.

    Продолжение таблица 8

    Таким образом, согласно расчётам, выполненным по методике Черненко А.Ф. [26], финансовая устойчивость торгового предприятия ООО «ЮГРА - АЛКО» является практически абсолютной. Некоторое различие результатов двух применённых нами методик анализа финансовой устойчивости объясняется в основном тем, что сумма внеоборотных активов, необходимых торговому предприятию ООО «ЮГРА - АЛКО» для продолжения эффективной хозяйственной деятельности, является весьма низкой (причины этого уже приводились).

        2.6 Анализ выручки, прибыли и рентабельности

      При анализе рентабельности используются следующие основные показатели:
      Рентабельность реализованной продукции определяется как отношение прибыли от реализации продукции к полной себестоимости реализованной продукции [13]:

      . (8)

      В качестве прибыли от реализации продукции может быть использована валовая или другая прибыль из «Отчета о прибылях и убытках», в соответствии с принятой методикой.
      Рентабельность продаж определяется как отношение прибыли от реализации продукции к сумме себестоимости продукции и прибыли от реализации [13]:

      . (9)

      Рентабельность продаж является наиболее часто используемым показателем.
      Рентабельность активов (рентабельность всего капитала) определяется как отношение прибыли от реализации продукции к среднегодовой стоимости активов [13]:

                . (10)

      Среднегодовая стоимость активов (всего капитала) предприятия представляет собой среднее арифметическое итога баланса за исследуемый период.
      Рентабельность капитала (собственного и заемного) является в экономическом анализе важной сравнительной характеристикой коммерческих предприятий. Она представляет собой «параметры настройки хозяйственного механизма на производство» собственных средств, и определяется как частное от деления прибыли на величину общих финансовых вложений (капитала, пассива) или соответствующей их части.
      Рентабельность собственного капитала определяется по следующей формуле [26]:

          . (11)

      где – рентабельность всего вложенного капитала.
      Рентабельность платного заёмного капитала определяется по следующей формуле [26]:

            (12)

      Различные показатели рентабельности финансово-хозяйствен ой деятельности торгового предприятия ООО «ЮГРА - АЛКО» представлены в таблице 9.

      Таблица 9 - Анализ рентабельности финансово-хозяйствен ой деятельности
      торгового предприятия ООО «ЮГРА - АЛКО»


      Продолжение таблица 9
      Различные показатели рентабельности вложений торгового предприятия ООО «ЮГРА - АЛКО» представлены в таблице 10.
      Таблица 10 - Анализ рентабельности вложений торгового предприятия ООО «ЮГРА - АЛКО»
      Продолжение таблица 10

      Продолжение таблица 10

      Исходя из проведённого анализа показателей прибыли и рентабельности финансово-хозяйствен ой деятельности торгового предприятия ООО «ЮГРА - АЛКО» можно сделать следующие выводы:
        Выручка от реализации товаров и услуг торгового предприятия ООО «ЮГРА - АЛКО» за отчетный период снизилась с 125 474 в 2006 году до 123 544 тыс.руб. в 2009 году, то есть незначительно. Во многом это обусловлено постоянством спроса на товары предприятия.
        Основной показатель деятельности любого торгового предприятия – прибыль от реализации – за отчетный период увеличился с 3 332 тыс.руб. в 2006 году до 4 779 тыс.руб. в 2009 году. Положительной тенденцией за рассматриваемый период является то, что темпы снижения выручки незначительны, и при этом темпы роста прибыли весьма высокие. Это свидетельствует о значительном снижении доли себестоимости продукции и услуг торгового предприятия ООО «ЮГРА - АЛКО» в общем объёме выручки.
        Показатель рентабельности реализованных товаров торгового предприятия ООО «ЮГРА - АЛКО» за отчетный период снизился с 7,43% в 2006 году до 7,96% в 2009 году, то есть также незначительно. Это говорит о том, что в 2009 году каждый рубль реализации приносил в среднем около 8 копеек чистой прибыли. Особенно необходимо отметить увеличение данного показателя по сравнению с 2008 годом.
        Показатель рентабельности активов также за анализируемый период незначительно увеличился с 44,97% в 2006 году до 44,83% в 2009 году. Это говорит о том, что эффективность использования активов торгового предприятия ООО «ЮГРА - АЛКО» несколько снизилась, однако по-прежнему остается достаточно эффективной.
        Показатель рентабельности использования заёмного капитала торгового предприятия ООО «ЮГРА - АЛКО» за отчетный период снизился с 58,63% в 2006 году до 55,70% в 2009 году, то есть незначительно.
        Как следует из выше сказанного, все показатели рентабельности финансово-хозяйственно деятельности торгового предприятия ООО «ЮГРА - АЛКО» имеют достаточно высокие значения, причём обнаруживают некоторую тенденцию к увеличению. Во многом это объясняется повышением спроса на товары предприятия в 2009 году из-за повышения платежеспособности большинства постоянных клиентов предприятия, а также вследствие получения высоких прибылей от основной деятельности.

      Теперь рассчитаем показатели рентабельности собственного и заёмного капитала торгового предприятия ООО «ЮГРА - АЛКО» по методике Черненко А.Ф. [26]. Результаты данного расчёта представлены в таблице 11.
      Таблица 11 - Показатели рентабельности собственного и заёмного капитала
      торгового предприятия ООО «ЮГРА - АЛКО», рассчитанные по методике Черненко А.Ф.

          2.7 Анализ деловой активности

        Результаты расчётов коэффициентов оборачиваемости торгового предприятия ООО «ЮГРА - АЛКО» представлены в таблице 12.
        Таблица 12 - Оборачиваемость оборотных средств, капитала, запасов, дебиторской и кредиторской задолженности торгового предприятия ООО «ЮГРА - АЛКО»

        Продолжение таблица 12

        Из данных таблице 12 видно, что произошло замедление оборачиваемости практически всех проанализированных показателей торгового предприятия ООО «ЮГРА - АЛКО». В частности, можно выделить следующие моменты:
          Время оборачиваемости кредиторской задолженности торгового предприятия ООО «ЮГРА - АЛКО» увеличилось с 26 дней в 2006 году до 43 дней в 2009 году, то есть по сравнению с предыдущим отчётным периодом погашение кредиторской задолженности происходило более медленными темпами. Это свидетельствует о низкой эффективности работы финансовых подразделений исследуемого предприятия и недостаточной расчётной дисциплине. Впрочем, это обусловлено, в основном, низкой платёжной дисциплиной заказчиков, так как предыдущие анализы выявили превышение дебиторской задолженности предприятия над кредиторской.
          Итак, кредиторская задолженность торгового предприятия ООО «ЮГРА - АЛКО» погашается достаточно медленно. Тем не менее, в качестве положительной тенденции можно отметить отсутствие на балансе предприятия ООО «ЮГРА - АЛКО» невозможной для взыскания дебиторской задолженности.
        Как следует из выше сказанного, многие показатели финансово-хозяйствен ой деятельности торгового предприятия ООО «ЮГРА - АЛКО» имеют достаточно высокие значения, причём обнаруживают некоторую тенденцию к увеличению.
        Тем не менее, проанализировав состояние финансовой устойчивости торгового предприятия ООО «ЮГРА - АЛКО» по методике Ковалева В.В. был сделан вывод о том, что прослеживается некоторая тенденция к ухудшению финансовой ситуации на предприятии, о чём свидетельствует тот факт, что многие относительные показатели финансовой устойчивости не только не соответствуют нормативным, но и значительно уменьшаются за анализируемый период 2006…2009 гг.
        Согласно анализу, проведённому по методике Черненко А.Ф., финансовая устойчивость торгового предприятия ООО «ЮГРА - АЛКО» более значительна, однако необходимо иметь в виду, что данная методика основана главным образом на анализе абсолютных показателей, тогда как многие авторы подчёркивают важность анализа именно относительных показателей, что делает методику Ковалева В.В. более подходящей для анализа финансовой устойчивости торговых предприятий как предприятий с постоянно меняющейся структурой баланса.
        Таким образом, в следующей главе нам необходимо на основе проведённой общей оценки финансового состояния и анализа финансовой устойчивости торгового предприятия ООО «ЮГРА - АЛКО» разработать ряд практических мероприятий, направленных на улучшение финансового состояния предприятия. Для этого нам представляется необходимым применить факторинговые схемы реструктуризации дебиторской задолженности и оценить возможность привлечения дополнительных заёмных средств на основе эффекта финансового рычага.


        3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ЮГРА - АЛКО»

        3.1 Оценка запаса финансовой устойчивости с помощью операционного левериджа

        Поскольку в настоящей главе мы будем разрабатывать мероприятия по улучшению финансовой устойчивости рассматриваемого предприятия, предварительно необходимо определить теоретически возможный запас его финансовой устойчивости. Оценка запаса финансовой устойчивости торгового предприятия ООО «ЮГРА - АЛКО» на основе эффекта финансового рычага представлен в таблице 13.

        Таблица 13 - Расчет безубыточного объема продаж и запаса финансовой устойчивости
        предприятия ООО «ЮГРА - АЛКО» в сентябре и октябре 2010 года

        и т.д.................


Смотреть работу подробнее



Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.