Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Тип работы: реферат.
Добавлен: 13.10.2012.
Год: 2010.
Страниц: 12.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Содержание: 1.Введение………………...3 2.Страховой
хронограф………..5 3.Государственное
регулирование страховой
деятельности……….8 4.Государственный
надзор за страховой
деятельностью………...9 5.Лицензирование
страховой деятельности………16 6.
Регулирование и
контроль в области
страхования за
рубежом……….18 7.
Заключение………………..24
Введение
Проблема государственного
регулирования страхового рынка
является одной из самых актуальных
в теории и практике современного отечественного
страхования. Важность ее исследования
связана с тем, эта система до сих пор окончательно
не сформировалась: изменяется состояние
самого страхового рынка, идет постоянное
совершенствование нормативной базы страхования,
претерпевает изменения деятельность
государственных регулирующих органов.
Неустойчивость системы государственного
регулирования страхового рынка вызвана
не только внутренними факторами страхового
рынка, но и является прямым следствием
макроэкономических процессов, проблем
экономики в целом, а также ходом развития
международных интеграционных тенденций.
Отношение к
теме государственного регулирования
вообще в нашей стране за последние
10-15 лет менялось крайне динамично,
не избежав и впадения в крайности.
Если в начале 90-х вспоминать о роли государства
в экономике было вообще "не принято",
то в настоящий момент наблюдается противоположная
тенденция, когда о государственном регулировании,
ставшем почти что "публицистическ й
модой", не говорит разве что ленивый
экономист. И разумеется применительно
к страхованию все повторялось в зеркальном
отражении макропроцессов. Тем не менее,
даже сегодня, не смотря на масштабный
интерес, ни одного комплексного единого
научного исследования государственного
регулирования страхового рынка до сих
пор представлено не было. Заполнить эту
нишу и призвана данная монография.
Основной целью
данной работы является всестороннее,
комплексное рассмотрение системы
государственного регулирования страхового
рынка в РФ и зарубежных странах.
Другой целью является привлечение внимания
научной общественности и практиков рынка
(в том числе, специалистов в области экономической
теории, финансов и других нестраховых
специальностей) к проблемам развития
страховой отрасли, приведение теоретических
исследований страхования в соответствие
с требованиями современной экономической
теории, а также создание новых теоретических
и научно-практических разработок в области
государственного регулирования страхования
в РФ.
Задачами данной
работы являются:
рассмотрение понятия
государственного регулирования экономики,
его сущности, содержания, методов, форм
и видов, необходимости и границ допустимого
государственного вмешательства в экономические
процессы, основных принципов регулирующей
деятельности государства на макроуровне,
эволюции мировой системы государственного
регулирования и современных подходов
к этой проблеме
рассмотрение
взаимосвязей государственного регулирования
с саморегулированием
определение понятия
страхового рынка и его роли в
системе рыночных отношений, рассмотрение
основных особенностей, характерных для
современных развитых страховых рынков
обоснование характеристики
страхового рынка как системы, подвергающейся
действию регулирования и обоснование
влияния специфики страхования
на особенности его государственного
регулирования
попытка обобщения
теоретического и практического
опыта развитых стран в области
государственного регулирования страхового
рынка; рассмотрение моделей государственного
регулирования страхового рынка
в различных странах и обоснование
возможности и необходимости использования
зарубежного опыта в современной российской
практике
анализ эволюции
формирования отечественной системы
государственного регулирования страхового
рынка России до современного состояния,
особенностей каждого этапа его становления,
основных тенденций и перспектив
определение возможных
путей совершенствования российской
системы государственного регулирования
страхового рынка
Предмет исследования
имеет определенную специфику. С
одной стороны, хотя государственное
регулирование упрочилось в восприятии
как предмет исследования экономической
теории (политэкономии), автор настоящей
работы имеет своей целью представить
исследование, которое относилось бы в
большей степени к страховой науке, а не
к экономической теории. С другой стороны,
многие работы отечественных авторов,
затрагивавшие проблемы государственного
регулирования страхования, базировались
на том принципе, что страхование - это
неотъемлемая часть финансов, поэтому
и его регулирование должно исследоваться
в рамках науки о финансах. Нам же представляется
необходимым применить к страхованию
макроэкономический подход, исследовать
его не только с узких позиций финансовой
науки, как это было принято до сих пор,
но и взглянуть на него шире, опираясь
на достижения мировой экономической
теории. Поэтому логика исследования строится
следующим образом: сначала исследуется
система регулирования экономики в целом,
затем обосновывается макроэкономическое
значение страхования и необходимость
его государственного регулирования,
и только затем полученные результаты
первого этапа исследования экстраполируются
на страховую отрасль и обосновывается
специфика форм и методов государственного
регулирования страхового рынка.
Изучению проблемы
сопутствует ряд трудностей. Так
в РФ юридические условия функционирования
страховщиков до сих пор окончательно
не сформированы, а рыночная конъюнктура
быстро изменяется. Научные же исследования,
как известно, должны быть нацелены на
долгосрочный период. Подобное противоречие
может привести к тому, что результаты
исследований быстро устареют. В частности,
в ближайшее время на российском страховом
рынке планируются значительные законодательные
изменения, а также структурные сдвиги
в связи с приходом иностранных страховщиков
и внутренними факторами концентрации
и централизации отечественного страхового
капитала. Однако это не означает, что
исследованные в работе общие подходы
к регулированию утратят свою актуальность.
Научно-методологиче кий инструментарий
в любом случае остается неизменным, независимо
от конъюнктурных колебаний.
СТРАХОВОЙ
ХРОНОГРАФ
1765 г. - в Риге
создано первое в Российской
Империи общество взаимного страхования
от огня.
1786 г. - Манифестом
Екатерины II учреждена "Государственная
страховая экспедиция" - организация,
специализировавшаяс на имущественном
страховании (закрыта в 1822 г.).
1797 г. - учреждена
Страховая контора при Ассигнационном
банке (упразднена в 1805 г.).
1798-1799 гг. - в Москве
и Санкт-Петербурге при Камеральном
департаменте созданы "Ассекуранц-Контора&qu t;
и "Фейер Кадастр" для взаимного
страхования от огня.
1827 г. - 27 июня
учреждено "Первое Российское
страховое от огня общество"
- первое в истории России акционерное
страховое общество, положившее
начало негосударственному страхованию
и отмене первой государственной
монополии.
1835 г. - создано
"Второе Российское страховое
от огня общество",
1846 г. - образовано
страховое товарищество "Саламандра&quo ;.
1864 г. - после
земской реформы в России создана
уникальная, не имеющая зарубежных
аналогов система земского страхования;
правовой механизм участия земств в страховании
Правительство закрепило позднее в Положении
о взаимном земском страховании.
1874 г. - российские
страховщики впервые вступают
в монополистическое объединение
"Страховой синдикат", представляющее
собой тарифное соглашение между представителями
ведущих страховых обществ.
1885 г. - на российский
рынок впервые официально допускаются
иностранные страховые компании.
1886 г. - введено
в действие Положение о взаимном
страховании от огня.
1894 г. - создан
первый российский орган страхового
надзора - Комитет по надзору за страховой
деятельностью при Хозяйственном департаменте
Министерства внутренних дел и принято
Положение о надзоре за деятельностью
страховых обществ и учреждений.
1898 г. - введены
первые правила размещения страховых
резервов (Закон "О порядке помещения
и хранения средств страховыми обществами"
от 11 мая 1898 г.).
1909 г. - создан "Всероссийский
союз обществ взаимного страхования".
1918 г. - 23 марта
принят Декрет Совнаркома "Об
установлении государственного контроля
над всеми видами страхования, кроме социального",
вводивший государственный контроль за
страхованием в качестве переходной меры
к последующей национализации; 28 ноября
- Декрет Совнаркома "Об организации
страхового дела в Российской Республике",
в соответствии с которым страхование
во всех видах и формах объявлялось государственной
монополией и достоянием республики.
1919 г. - объединение
сберегательных касс с учреждениями
Народного банка РСФСР, в котором
создан отдел страхования жизни,
затем - принятие Декрета Совнаркома "Об
аннулировании договоров по страхованию
жизни" (от 18 ноября), фактически отменившего
все виды страхования жизни с перечислением
уплаченных взносов в доход государства.
1921 г. - Декрет
Совнаркома "О государственном
имущественном страховании" от 6 октября;
эта дата знаменательна также тем, что
она считается днем рождения отечественного
Госстраха и профессиональным праздником
всех российских страховщиков.
1921-1924 гг. - передача
Госстраху права проведения операций
по личному страхованию.
1925 г. - декларирован
основной принцип государственного
страхования: "страхование во
всех его видах является государственной
монополией Союза ССР".
1940 г. - 4 апреля
Верховным Советом СССР утвержден
Закон "Об обязательном окладном
страховании", установивший основные
принципы обязательного имущественного
страхования.
1947 г. - создан
Ингосстрах СССР (из состава Госстраха
было выделено Управление иностранного
страхования).
1948 г. - введено
новое Положение о главном
управлении государственного страхования
СССР и его органах на местах.
1973 г. - Ингосстрах
преобразован в страховое акционерное
общество.
1988 г. - начало
демонополизации страхования (с
принятием Закона "О кооперации
в СССР", разрешавшего участие
кооперативов в страховании), появление
первых страховых кооперативов "АСКО",
"Прогресс"
1991 г. - Закон
РСФСР от 28.06.91 г. № 1499-1 "О
медицинском страховании граждан
в РСФСР", упразднено Правление
Госстраха СССР, на его основе
создана Российская государственная
акционерная страховая компания.
1992 г. - принят
Закон Российской Федерации от
27.11.92 г. № 4015-1 "О страховании"
(впоследствии название было изменено
- Закон Российской Федерации
"Об организации страхового
дела в Российской Федерации").
Указом Президента Российской
Федерации от 10.02.92 г. № 133 создана Федеральная
служба России по надзору за страховой
деятельностью (Росстрахнадзор).
1993-1995 гг. - введены
важнейшие для страхового рынка
нормативные акты, включая "Условия
лицензирования страховой деятельности
на территории Российской Федерации",
утв. приказом Росстрахнадзора от 19.05.94
г. № 02-02/08; Положение о порядке дачи предписания,
ограничения, приостановления и отзыва
лицензии на осуществление страховой
деятельности, утв. приказом Росстрахнадзора
от 19.06.95 г. №02-02/17; Правила формирования
страховых резервов по видам страхования
иным, чем страхование жизни, утв. приказом
Росстрахнадзора от 18.03.94 г. № 02-02/04; Правила
размещения страховых резервов, утв. приказом
Росстрахнадзора от 14.03.95 г. № 02-02/06; Инструкция
о порядке расчета нормативного соотношения
активов и обязательств страховщиков,
утв. приказом Росстрахнадзора от 30.10.95
г. № 02-02/20 и др.
1994 г. - в июне
на о. Корфу подписано соглашение,
согласно которому Россия обязалась
допустить на внутренний рынок
иностранных страховщиков через 5 лет,
т.е. с 1999 г.
1995 г. - объединение
крупнейших общественных организаций
российского страхового рынка:
присоединение к Всероссийскому
союзу страховщиков страхового
союза России.
1996 г. - Правительство
разрешило относить на себестоимость
взносы по ряду видов добровольного страхования
в суммарном размере не более 1% от объема
реализуемой продукции (работ, услуг),
что оказало стимулирующее воздействие
на развитие рынка. 1 марта в соответствии
с Федеральным законом от 26.01.96 г. № 15-ФЗ
вступила в действие вторая часть Гражданского
кодекса Российской Федерации (в частности,
глава 48 "Страхование&qu t;). 14 августа
1996 г. Росстрахнадзор преобразован в Департамент
Министерства финансов Российской Федерации.
1997 г. - Федеральным
законом от 31.12.97 г. № 157-ФЗ утверждены изменения
в Закон "Об организации страхового
дела в Российской Федерации", согласно
которым возросли требования к уставному
капиталу страховщиков.
1998 г. - после
дефолта отменено требование
размещать страховые резервы в государственные
ценные бумаги.
1999 г. -2-3 марта
в Москве состоялось Всероссийское
собрание по развитию национальной
системы страхования в Российской
федерации. Федеральным законом
от 20.11.99 г. № 204-ФЗ приняты изменения
и дополнения в Закон "Об организации
страхового дела в Российской Федерации",
касающиеся условий допуска иностранных
страховщиков на российский рынок. Приказом
Минфина России от 22.02.99 г. № 16Н (в ред. от
16.03.2000 г.) утверждены новые Правила размещения
страховщиками страховых резервов. Принят
Федеральный закон от 23.06.99 г. № 117-ФЗ "О
защите конкуренции на рынке финансовых
услуг", в котором определены основы
антимонопольного регулирования страховщиков.
2000 г. - принят
Федеральный закон от 5.08.2000 г.
№ 118-ФЗ "О введении в действие
части второй Налогового кодекса Российской
федерации". Постановлением Правительства
Российской Федерации от 31.05.2000 г. № 420
размер страховых взносов, относимых на
себестоимость, увеличен до 3% объема реализации
продукции.
Государственное
регулирование страховой деятельности
В условиях переходного
периода регулирующая функция государства
в страховой деятельности должна
проявляться в различных формах:
принятие законодательных актов, регулирующих
страхование, установление в интересах
общества и отдельных категорий его граждан
обязательного страхования, проведение
специальной налоговой политики, установление
различного рода льгот страховым компаниям
для стимулирования такого рода деятельности,
а также создание особого правового механизма,
обеспечивающего надзор за функционированием
страховых предприятий и организаций.
Выполнение регулирующей функции государства,
как правило, возлагается на специальный
орган (специальную структуру) - государственный
страховой надзор (контроль). Подобная
структура существует во многих странах. Государственное
регулирование страховой
деятельности: понятие
и направления
Государственное
регулирование страховой деятельности
представляет собой воздействие
государства на участников страховых
обязательств, проводимое по нескольким
направлениям:
а) прямое участие
государства в становлении страховой
системы защиты имущественных интересов;
б) законодательное
обеспечение становления и защиты
национального страхового рынка:
в) государственный
надзор за страховой деятельностью;
г) защита добросовестной
конкуренции на страховом рынке,
предупреждение и пресечение монополизма.
Повышение эффективности
государственного регулирования страховой
деятельности, совершенствование нормативной
базы страховой деятельности рассматриваются
в качестве средств для создания эффективной
системы страховой защиты имущественных
интересов граждан и юридических лиц в
Российской Федерации.
Прямое участие
государства в становлении страховой
системы защиты имущественных интересов
обусловливается необходимостью, во-первых,
предоставления гарантий социальной защиты
определенных групп населения и проведением
обязательного государственного страхования
за счет бюджетных средств; во-вторых,
определением основ и порядка участия
государства в страховании некоммерческих
рисков для защиты инвестиций, в том числе
и иностранных, в страховании экспортных
кредитов; в-третьих,
предоставлением
дополнительных гарантии тем средствам
страховщиков, которые размещаются в форме
специальных нерыночных государственных
ценных бумаг с гарантированным доходом;
в-четвертых, созданием целевых резервов,
компенсирующих несостоятельность отдельных
страховых организаций при исполнении
ими обязательств по договорам долгосрочного
страхования жизни и пенсионного страхования
граждан.
Законодательство
о страховании имеет комплексный
характер и может быть выделено в
качестве отдельной комплексной
отрасли законодательства, включающей
в себя законы, регулирующие страховую
деятельность, указы Президента РФ, постановления
Правительства РФ, приказы и инструкции,
издаваемые в пределах своей компетенции
федеральными органами по надзору за страховой
деятельностью.
Как институт гражданского
права страхование регулируется
нормами только ГК Российской Федерации
и ряда других специальных законов. Но
сама страховая деятельность как вид хозяйственной
деятельности, основывающейся на массиве
частноправовых и публично-правовых отношений,
регулируется целым комплексом различных
нормативно-правовых актов, начиная от
закона и заканчивая приказами и инструкциями
федерального органа по надзору за страховой
деятельностью. Сюда же следовало бы отнести
и локальные, внутрифирменные акты, действующие
только в пределах и на территории конкретного
юридического лица.
Перечень нормативно-правовых
актов, регламентирующих правовое регулирование
страховой деятельности, приведен в разделе
«Список литературы» данной работы.
Государственный
надзор за страховой деятельностью
Государственный
надзор за страховой деятельностью
осуществляется в целях соблюдения требований
законодательства РФ о страховании, эффективного
развития страховых услуг, защиты прав
и интересов страхователей, страховщиков,
иных заинтересованных лиц и государства.
Система государственного
надзора за страховой деятельностью
должна предполагать:
1) организацию основ
страхового надзора в РФ, в первую очередь
путем создания специальных органов по
надзору за страховой деятельностью на
федеральном уровне и на уровне субъектов
РФ;
2)создание нормативных
актов надзора за страховой деятельностью,
выработку единых методических принципов
организации и осуществления страхового
дела;
3) определение специальных
требований к страховым организациям,
установление лицензирования и сертификации
страховой деятельности;
4) установление
единых квалификационных требований
к руководителям и специалистам страховых
организаций, сюрвейерам, аварийными комиссарами
и т.п.
Федеральный орган
исполнительной власти по надзору за
страховой деятельностью. Государственный
надзор за страховой деятельностью
на территории Российской Федерации осуществляется
федеральным органом исполнительной власти
по надзору за страховой деятельностью,
действующим на основании Положения, утверждаемого
Правительством РФ (Закон о страховании.
Ст. 30).
Постановлением
Совета Министров — Правительства
РФ от 19 апреля 1993 г. №353 (с изменениями
от 24 октября 1994 г.) было утверждено Положение
о Федеральной службе России по надзору
за cтраховой деятельностью.
Федеральная служба
России по надзору за страховой деятельностью
была создана для осуществления государственного
надзора за соблюдением законодательства
Российской Федерации о страховании, регулирования
единого страхового рынка в РФ на основе
установления общих требований по лицензированию
и ведению государственного реестра страховых
организаций, контроля за обеспечением
финансовой устойчивости страховщиков,
учета и отчетности, методологии страхования,
межотраслевой и межрегиональной координации
по вопросам страхования.
Указом Президента
РФ от 14 августа 1996 г. № 1177 Федеральная
служба России по надзору за страховой
деятельностью упразднена, а ее функции
переданы Министерству финансов Российской
Федерации (Собрание законодательств
РФ. 1996. №34. Ст. 4082), где образован Департамент
страхового надзора, осуществляющий функции
федерального органа исполнительной власти
по надзору за страховой деятельностью.
Основными
функциями федерального органа исполнительной
власти по надзору за страховой деятельностью
являются:
1) выдача страховщикам
лицензий на осуществление страховой
деятельности;
2) ведение единого
Государственного реестра страховщиков
и объединений страховщиков, а
также реестра страховых брокеров;
3) контроль за обоснованностью
страховых тарифов и обеспечением платежеспособности
страховщиков:
4) установление
правил формирования и размещения
страховых резервов, показателей и форм
учета страховых операций и отчетности
о страховой деятельности:
5) разработка
нормативных и методических документов
по вопросам страховой деятельности,
отнесенным законодательством к
компетенции федерального органа исполнительной
власти по надзору за страховой деятельностью;
6) обобщение
практики страховой деятельности,
разработка и представление в
установленном порядке предложений
по развитию и совершенствованию
законодательства РФ о страховании.
Федеральный орган
исполнительной власти по надзору за страховой
деятельностью для выполнения возложенных
на него функций вправе:
1) получать от страховщиков
установленную отчетность о страховой
деятельности, информацию об их финансовом
положении, получать необходимую для выполнения
возложенных на него функций информацию
от организаций, в том числе банков, а также
от граждан;
2) производить проверки
соблюдения страховщиками законодательства
РФ о страховании и достоверности представляемой
ими отчетности;
3) при выявлении
нарушений страховщиками требований законодательства
давать им предписания по их устранению,
а в случае невыполнения предписаний приостанавливать
или ограничивать действие лицензий этих
страховщиков до устранения выявленных
нарушений либо принимать решения об отзыве
лицензий;
4) обращаться в
арбитражный суд с иском о ликвидации
страховщика в случае неоднократного
нарушения последним законодательства
РФ, а также о ликвидации организаций,
осуществляющих страхование без лицензий.
Территориальные
органы страхового надзора. Правительством
РФ по предложению федерального органа
исполнительной власти по надзору за страховой
деятельностью, согласованному с заинтересованными
органами государственной власти, созданы
территориальные органы страхового надзора
в целях соблюдения требований законодательства
РФ по вопросам страхования и создания
условий для эффективного развития страховых
услуг, а также защиты прав и интересов
страхователей, страховщиков, иных заинтересованных
лиц и государства. Территориальные органы
страхового надзора осуществляют непосредственный
надзор за страховой деятельностью в субъектах
РФ, для чего они наделены правом проводить
проверки достоверности представляемой
страховыми организациями отчетности
и соблюдения страхового законодательства,
получать от страховщиков установленную
отчетность о страховой деятельности,
информацию об их финансовом положении,
получать необходимую для выполнения
возложенных на них функций информацию
от организаций, в том числе банков, а также
от граждан.
Территориальные
органы страхового надзора осуществляют
свою деятельность под руководством
федерального органа исполнительной власти
по надзору за страховой деятельностью,
а по вопросам, входящим в компетенцию
республик в составе Российской Федерации,
краев, областей, автономной области, автономных
округов, города Санкт-Петербурга, — во
взаимодействии с соответствующими органами
исполнительной власти субъектов Российской
Федерации.
Во исполнение
Постановления Совета Министров
— Правительства РФ от 26 июня 1993 г. №609
«О территориальных органах страхового
надзора» (Собрание актов Президента РФ
и Правительства РФ. 1993. №27. Ст. 2557) приказом
Росстрахнадзора от 3 августа 1993 г. №02-02/21
было утверждено Положение «Об инспекции
Федеральной службы России по надзору
за страховой деятельностью (Инспекции
Росстрахнадзора)» (Российские вести.
1993. №154), возложившее
на территориальные органы страхового
надзора следующие функции:
а) обеспечивать
контроль за соблюдением требований
законодательства РФ о страховании;
б) осуществлять
контроль за исполнением страховщиками
нормативных актов Федеральной службы
России по надзору за страховой деятельностью,
связанных с проведением страховой деятельности;
в) осуществлять
контроль за обоснованностью страховых
тарифов и обеспечением платежеспособности
страховщиков;
г) осуществлять
контроль за соблюдением установленных
Федеральной службой России по надзору
за страховой деятельностью правил формирования
и размещения страховых резервов;
д) обобщать практику
работы страховщиков, страховых посредников
и других участников страхового рынка
и представлять в федеральные органы исполнительной
власти по надзору за страховой деятельностью
предложения по совершенствованию практики
надзора за страховой деятельностью и
законодательства о страховании;
с) рассматривать
заявления и жалобы физических и
юридических лиц по вопросам, связанным
с нарушением законодательства РФ о
страховании;
ж) представлять
в установленном порядке бухгалтерскую,
статистическую и иную предусмотренную
законодательством отчетность о своей
деятельности.
Территориальные
органы страхового надзора имеют
право:
а) проводить
у страховщиков проверку достоверности
представляемой отчетности и соблюдения
ими законодательства о страховании;
б) получать от страховщиков
установленную отчетность о страховой
деятельности, информацию об их финансовом
положении, получать необходимую для выполнения
возложенных на нее функций информацию
от учреждений и организаций, в том числе
банков, а также от граждан;
в) при выявлении
нарушений страховщиками требований законодательства
РФ о страховании принимать меры по их
устранению;
г) вносить в
федеральные органы исполнительной
власти по надзору за страховой деятельностью
представления о приостановлении,
ограничении действия либо отзыве лицензии.
Пресечение монополистической
деятельности и недобросовестной конкуренции
на страховом рынке являются одним из
средств государственного регулирования
страховой деятельности. Предупреждение,
ограничение и пресечение монополистической
деятельности и недобросовестной конкуренции
на страховом рынке обеспечиваются Министерством
РФ по антимонопольной политике и поддержке
предпринимательства (в дальнейшем —
МАП), на которое Указом Президента РФ
от 22 сентября 1998 г. № 1142 «О структуре федеральных
органов исполнительной
власти» возложены функции упраздненного
этим же указом государственного коммитета
РФ по антимонопольной политике и поддержке
новых экономических структур.
Защита добросовестной
конкуренции на страховом рынке
и пресечение монополистической деятельности
должны протекать в рамках единого, регулируемого
государством, процесса, предполагающего
следующие формы.
1) пресечение злоупотреблением
страховыми организациями доминирующим
положением;
2) определение
на конкурсной основе тех страховых
организаций, которые будут привлекаться
к проведению страховых программ с использованием
государственных средств;
3) запрещение действий
государственных органов исполнительной
власти и органов местного самоуправления,
ограничивающих конкуренцию;
4) осуществление
государственного контроля за концентрацией
капитала на рынке страховых услуг;
5) контроль за
созданием объединений страховых
организаций, а также соглашениями
и согласованными действиями
страховых организаций:
6) пресечение установления
необоснованно высоких или низких тарифов
на страховые услуги.
Союзы, ассоциации
и иные объединения страховщиков
для государственной регистрации
в органах страхового надзора
должны получить согласие антимонопольного
органа в случае, если все участники
объединения страховщиков зарегистрированы
в одном административно-территориальном
образовании. Это согласие на регистрацию
объединения страховщиков получают в
соответствующем территориальном управлении
антимонопольного органа России согласно
порядку, устанавливаемому Положением
о порядке рассмотрения ходатайств о даче
согласия МАП России и его территориальных
управлений на государственную регистрацию
объединений страховщиков, утвержденному
приказом Государственным комитетом РФ
по антимонопольной политике и поддержке
новых экономических структур (далее ГКАП
РФ) от 29 апреля 1994 г. № 50 с учетом изменений,
внесенных Приказом ГКАП РФ от 29 марта
1995 г. №42
Согласие на
регистрацию объединения страховщиков
выдается на основании представленных
их учредителями требуемых документов.
В согласии на регистрацию объединения
может быть отказано, если представленные
документы свидетельствуют о ведении
объединением страховой деятельности,
о наличии соглашения или соглашений участников
объединения, которое имеет или может
иметь своим результатом существенное
ограничение конкуренции на этом рынке,
ущемление интересов других страховщиков
или страхователей, в том числе раздел
рынка страховых услуг по территориальному
принципу или по видам страхования, установление
(поддержание) единых страховых тарифов
по отдельным видам страхования, ограничение
доступа на рынок страховых услуг или
устранение с него других страховщиков.
Защита конкуренции
на рынке финансовых услуг. Для предоставления
страховых услуг как разновидности финансовых
услуг осуществляется комплекс мероприятий,
который должен защитить конкуренцию
на рынке финансовых услуг. Основным законодательным
актом здесь является Федеральный закон
РФ от 23 июня 1999 г. № 117-ФЗ «О защитe конкуренции
на рынке финансовых услуг»
Финансовая услуга
— деятельность, связанная с привлечением
и использованием денежных средств юридических
и физических лиц.
В качестве финансовых
услуг выступают:
• осуществление
банковских операций и сделок;
• предоставление
страховых услуг;
• предоставление
услуг на рынке ценных бумаг;
• заключение договоров
финансовой аренды (лизинга);
• заключение договоров
по доверительному управлению денежными
средствами или ценными бумагами;
• иные услуги финансового
характера.
Рынок финансовых
услуг — сфера деятельности финансовых
организаций на территории РФ или ее части,
определяемая исходя из места предоставления
финансовой услуги потребителям.
Если действия
и соглашения, совершаемые и заключаемые
резидентами РФ за пределами территории
РФ приводят или могут привести в РФ к
ограничению конкуренции на рынке финансовых
услуг, то применяются нормы Закона о защите
конкуренции на рынке финансовых услуг
(см. таблицу).
Субъекты рынка
финансовых услуг