Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска

Обходим антиплагиат


Наименование:


методичка Методические материалы «История политической и философской мысли Беларусcии»

Информация:

Тип работы: методичка. Добавлен: 13.10.2012. Год: 2010. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ



УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ВИТЕБСКАЯ ОРДЕНА «ЗНАК ПОЧЕТА» ГОСУДАРСТВЕННАЯ
АКАДЕМИЯ ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ»







КАФЕДРА
ФИЛОСОФИИ И ПОЛИТОЛОГИИ






МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
«История политической и философской мысли Беларуси»
по учебным курсам «Политология» и «Философия»
для студентов всех форм обучения



















ВИТЕБСК, 2006








Методические материалы подготовили: доценты: Лукина Л.В.

ст. преподаватели: Климентьева И.А.
Сивухин О.В.
Ромашков Г.М.


Рецензент:


































Содержание философско – политологических исканий мыслителей Беларуси предопределялось существенными аспектами исторического прошлого народа и получили отражение в литературных памятниках, созданных отечественными мыслителями в различные эпохи.
Истоки белорусского этноса и его государственности исследователи связывают с существованием в 1Х-ХШ вв. на территориях, составляющих нынешнюю Беларусь, ряда славянских земель-княжеств, которые входили в состав Киевской Руси. Среди таких образований своим значением выделялись княжества Полоцкое, Витебское, Минское, Туровское и Пинское. Наибольшую силу приобрело Полоцкое княжество. Оно смогло упрочиться настолько, что в состоянии было вести междоусобную борьбу даже с такими мощными соседями, как Новгородское и Киевское княжества. В Полоцком княжестве наиболее зрелых форм в своем развитии достигла система органов власти и управления.
Дальнейший путь к нынешней государственности, пролегал через вхождение, упомянутых выше земель, в состав Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского. В разное время его сокращенно называли: Великое княжество Литовское (ХШ-ХУ1 вв.); Речь Посполитая (1569-1795); Российская империя (с конца ХУШ в.). Затем, были: Белорусская Народная Республика (25 марта 1918 г.), Белорусская Советская Социалистическая Республика (1 января 1919 г.), Литовско-Белорусская Советская Республика (март 1919 г.), а также вторичное создание БССР (1 августа 1920 г., с 1922 г. – БССР в составе СССР) и, наконец, провозглашение в Декларации государственного суверенитета Республики Беларусь (27 июля 1990 г.).

Период Киевской Руси

Первые памятники социально-политической мысли Беларуси относятся к ХП в. В этот период государство – Киевская Русь – распадалось на удельные княжества. Русские князья-родственники, враждуя из-за наследства и политического влияния, не желали подчиняться единому центру, роль которого ранее выполнял Киев. Существовавшие на территориях, составляющих нынешнюю Беларусь, земли-княжества также отказывались подчиняться Киеву. Эти события, конечно же, не могли не волновать мыслителей того времени. Об этом свидетельствуют произведения и общественная деятельность Евфросинии Полоцкой (ок. 1120-1173) и Кирилла Туровского (1130-1182).
Игуменья Евфросиния Полоцкая – в мирской жизни полоцкая княжна Предслава – вошла в историю как выдающаяся просветительница белорусского народа. Впоследствии она стала одной из первых восточнославянских женщин, причисленных к лику святых. О характере ее социально-политическ х взглядов говорит текст церковного певческого канона ХП в. о Евфросинии. В нем утверждаются те же идеи, что и в «Слове о полку Игореве», - пламенный протест против братоубийственных усобиц, необходимость единения восточнославянских земель перед внешней угрозой. Полоцкая игуменья изучала и пропагандировала идеи летописи «Повести временных лет», «Слова о законе и благодати»
митрополита Иллариона, «Поучения» киевского князя Владимира Мономаха и другие сочинения. Своей просветительской деятельностью Евфросиния


способствовала воспитанию у населения патриотических чувств, развитию государственности в жизни славянских племен, укреплению княжеской власти.
Епископ Кирилл Туровский, также был причислен церковью к лику святых и снискал себе славу как блестящий стилист, оратор. В его литературном наследии центральное место занимают речи («слова»), посвященные преимущественно философско-богословс ой проблематике. Но он как гуманист, поборник нравственности и защитник обездоленного люда обращался и к злободневным вопросам общественной жизни. В одном из «Слов» Кирилл Туровский возмущается тем, что властители «немилосердны к рабам своим и рабыням, не дают им достаточно еды и одежды, и работами насилуют и другими бедами, и бьют ни за что». (Арлоу У. Еуфрас1ння Полацкая. Мн., 1992. С.112.). Одновременно мыслитель осуждает раскольнические действия русских князей, их стремление отмежеваться от Русской земли, отделиться от Киева.
Евфросиния Полоцкая и Кирилл Туровский внесли весомый вклад в формирование одной из самых примечательных отечественных политических идей – идеи единения восточнославянских земель. Под влиянием этой идеи развивались политические события во все последующие периоды отечественной истории. Ныне поиск новой формулы своего единения снова становится доминирующим компонентом общественного сознания белорусского, русского и украинского народов.
Период Великого княжества Литовского
Этот период, вне всякого сомнения, занимает особое место в историческом развитии народа Беларуси и соответственно его политической мысли. Белорусские историки М.В. Довнар-Запольский (1867-1934гг.) и В.М. Игнатовский (1881-1931гг.) полагали, что это государственное образование правильнее было бы называть Великим княжеством Литовско-Белорусским поскольку белорусы в структуре его населения имели численное превосходство. Однако это мнение оспаривается другими учеными. С их точки зрения, неправомерно называть государство белорусским, если к тому времени этнически еще не сложилась сама белорусская народность. Тем не менее, именно в период Великого княжества Литовского и набирает силу процесс формирования этнического самосознания белорусов. Он проявляется главным образом в развитии родного языка, письменности, философской, политической и правовой мысли, бытовой культуры, устного народного творчества, приверженности православному вероисповеданию.
На развитии политической мысли в рассматриваемый период благотворно сказлся общий духовный подъем, охвативший европейские страны в эпоху Возрождения. Это время дало нам Франциска Скорину (ок. 1490г. – не позднее 1552г.) – белорусского и восточнославянского первопечатника и просветителя; Миколу Гусовского (ок. 1470г.-1533г.) – европейски известного поэта-гуманиста. Книги Библии, на перевод и издание которых ушла основная часть творческой энергии Ф. Скорины, стали заметным явлением не только восточнославянской, но и европейской культуры в целом. Поэма же М. Гусовского «Песнь о зубре» – это замечательный памятник не только отечественной литературы, но и философской, политической мысли, своеобразная энциклопедия жизни белорусов того времени. Можно уверенно утверждать, что Микола Гусовский и Франциск Скорина заложили

гуманистическую и свободолюбивую традицию в истории духовных исканий белорусского народа.
Поэму «Песнь о зубре» Микола Гусовский написал в Риме на латинском языке в1521-1522 гг. Произведение отличается глубоким социальным звучанием, в нем отчетливо проявляются гуманистическое мировоззрение автора, его вера в человека деятельного, гармонически развитого, духовно и физически совершенного. Не вызывает сомнений демократическая направленность идейно-политических взглядов поэта. Он предстает перед читателями как горячий сторонник мира, дружбы и единения народов. Войны – как захватнические, так и междоусобные – он считает презренным делом. Призывая европейские народы объединиться перед лицом золотоордынской и турецкой угрозы, Гусовский с горечью пишет о том, что его народ вынужден в одиночестве противостоять завоевателям:
Войны! Злачынная справа – вайна выкл1кае
Гнеу мой, 1 слезы, 1 боль. Без падтрымк1, бясконца
Войны вядзем мы адз1н на адз1н за свяшчэнны
Братн1 саюз хрысц1янства з навалай з усходу.
(Гусоуск1 М. Песня пра зубра: На лац1н., беларус., рус. мовах. /Пер. на беларус. Мову Я. Семяжона. Мн., 1980. С. 80.).
Особое место в творчестве Гусовского занимает идея национального патриотизма. «Песнь о зубре» написана как гимн своему отечеству, его стойкому и мужественному народу. Гражданским долгом автор считает просвещение и пробуждение национального сознания своего народа. С возмущением пишет Гусовский о страданиях и бесправии простых людей, произволе и безнаказанности их угнетателей. Будучи страстным патриотом, с любовью описывает родную природу, охоту на зубра, ратные и трудовые дела белорусов, восславляет их героическое прошлое. Созданный в поэме монументальный образ зубра – это символ Родины, любовь к которой была главным источником творческого вдохновения поэта.
Франциск Скорина свои социально-политическ е взгляды изложил в предисловиях, послесловиях и комментариях к напечатанным им религиозным книгам. Исследователи справедливо отмечают, что Скорина является первым мыслителем Беларуси, который поставил и рассмотрел проблему соотношения права и закона. Объясняя возникновение законов, он делил их на «неписаные» и «писаные». По его убеждению, люди сначала жили по «неписаным», или «прироженым», законам справедливости и взаимного уважения. Одновременно Скорина проповедует равенство всех перед законом. Он требует, чтобы суд был справедливым, ибо законы предназначены для охраны спокойствия и благосостояния общества.
Видными представителями белорусской политической мысли этого периода были также Андрей Волан (1530-1610гг.), Сымон Будный (ок. 1530-1593гг.), Василий Тяпинский (ок. 1540-1604гг.), Михаил Литвин (ХУ1 в.), Л.И. Сапега (1557-1633гг.), Петр из Гонендза (между 1526-30 – 1573гг.), Якуб из Калиновки (?-1583), Павел из Визны (ХУ1 в.), Мартин Чеховиц (1532-1613гг.). В их произведениях нашли отражение актуальные для эпохи Возрождения проблемы: происхождение и



сущность государственной власти, идеалы справедливого правления, соотношение права и закона, естественные права человека, соотношение прав и свобод граждан. Эти произведения не уступали лучшим образцам западноевропейской политической мысли того времени. Отечественная политическая мысль получила свое закрепление в таких уникальных политико-правовых документах, как Статуты Великого княжества Литовского 1529 г., 1566 г. и 1588 г.
Социально-политическ е и правовые идеи рассматриваемого периода носили гуманистический характер. В общем потоке общественных проблем и предлагаемых их решений получили развитие два направления: умеренно-гуманистичес ое и радикально-гуманисти еское.
Представители умеренно-гуманистичес ого, направления (Ф. Скорина, М. Гусовский, А. Волан, С. Будный, В. Тяпинский, М. Литвин, Л. Сапега ) выражали интересы феодального сословия и горожан, сознавали необходимость определенных общественных перемен, являлись приверженцами активной социальной деятельности в рамках существующих общественных институтов.
Представители радикально-гуманисти еского, направления социально-политичес ой мысли (Якуб из Калиновки, Мартин Чеховиц и др.) в религиозно-теологичес ой форме отражали интересы и общественные идеалы народных низов, стремились к основательным социально-политическ м переменам, считали необходимым проявлять социальную активность. Если в содержании социально-политическ х и правовых идей представителей первого направления ведущей была раннебуржуазная тенденция, то у выразителей второго – народно-утопическая
Обширен круг политических и правовых проблем, находившихся в поле внимания Андрея Волана. По каждой из них он стремился сказать свое слово. Волану по праву принадлежит приоритетная роль среди белорусских мыслителей в разработке гражданско-правовой концепции политики. В основном его трактате «О политической и гражданской свободе» центральное место занимает анализ естественных прав людей, свободы, равенства и справедливости. Важным прирожденным свойством человека Волан считал стремление к свободе. «В том, - писал он, - что человеческой природе наиболее приличествует свобода, в соответствии, с которой никто не рождается невольником, ни один мудрец в этом никогда не сомневался». (Сокол С.Ф. Политическая и правовая мысль в Белоруссии ХУ1 – первой половины ХУП в. Мн., 1984. С. 61.). Условиями же свободы, по Волану, являются: гарантированная законом защита личных прав человека; подчинение всех без исключения государственных чиновников, в том числе и самого монарха, закону; учреждение справедливых и независимых судов; решение конфликтов между людьми судом; подготовка квалифицированных и добросовестных юристов. Так, в понимаемой мыслителем свободы, рассматриваются и оцениваются самые различные стороны общественной жизни.
Политико-правовые воззрения Андрея Волана, если не опережали соответствующие идеи западноевропейских мыслителей, то были, во всяком случае, на одном уровне. Они и сегодня, когда наше общество поставило своей целью построение демократического правового государства, звучат актуально.

Сымона Будного с Якубом из Калиновки. Последний, поддерживаемый рядом своих единомышленников, выступал перед христианами с проповедью уравнительных и анархистских социальных идей. В частности, он требовал, от имущих христиан, чтобы они неотложно продавали свою собственность, а вырученные деньги распределяли между бедными. Якуб из Калиновки доказывал также, что христианам нет необходимости иметь правительство, делиться на господ, подданных и подневольных, потому требовал полной свободы для всех, упразднения государства как такового со всеми его учреждениями и атрибутами. Свои идеи он обосновывал тем, что первые христиане имели общее имущество, что все члены христианских общин были равны друг перед другом и что между ними не было ни господ, ни рабов. Явно вырисовывается, что Якуб из Калиновки выступал в качестве идеолога бедного и обездоленного люда, по своим идейно-политическим взглядам являлся, своего рода утопистом социалистом.
С иных идейных позиций возражал ему Сымон Будный. Пользуясь современной лексикой, его социально-политическ е взгляды можно отнести к умеренно консервативным. Уравнительным социальным идеям, требованиям полной свободы для всех он противопоставил модель устройства общества, основанного на мирном сосуществовании и сотрудничестве различных социальных групп, развивающуюся эволюционно, без революционных потрясений. Вместе с тем мыслитель решительно выступил в защиту правительства и права каждого подданного занимать государственную должность. Для подтверждения своих идей Будный прибегал к логическим, рационалистическим доводам, опираясь при этом на авторитет текстов Священного Писания. Так, выступая против отказа людей от своего имущества, он писал: «Естли бы кто зараз все именье покинул или кому отдал, не будеть напотом мети откуле милостину дати, и сам мусить у иных хлеба «просити». (Саверчанка 1. Сымон Будны – гуман1ст 1 рэфарматар. Мн., 1993. С. 160.). Но он замечает, что, и Сын Божий не призывал своих последователей сразу все продать и раздать: «Хрыстос жадае ад сва1х вучняу не таго, каб яны н1чога не мел1, а каб яны спауна давал1 ялмужну (милостыню, - В.М.), гатовыя аддаць нават апошняе». (Там же. С. 163).
Необходимость правительства, Будный доказывая пятнадцатью логическими доводами, аргументы для которых почти полностью заимствуя из Священного Писания. Подобными же приемами он обосновывает и необходимость деления общества на господ и подданных. По подобной схеме отстаивает Будный и выдвинутые им принципы взаимоотношений между господами и подчиненными, систему их взаимных прав и обязанностей, соблюдение которых, по его мнению, принесет пользу и тем и другим, явятся гарантией общественного спокойствия.
Биографы Сымона Будного высказывают сомнения о его непосредственном участии в разработке Статута Великого княжества Литовского 1588 года. Однако, несомненно, что в текст Статута вошел целый ряд юридических норм, регулирующих отношения различных социальных слоев – богатых и бедных, господ
и подневольных, государственных чиновников и подданных, основывающихся на идеях, которые отстаивал в своих произведениях мыслитель.
Непосредственное участие в разработке общей концепции и формулировании ряда статей Статута 1588 года принимал другой выдающийся деятель Великого

княжества Литовского – Лев Иванович Сапега. Это был один из самых знатных представителей белорусского рода Сапег. По своему богатству и политической роли в обществе этот род не уступал Радзивиллам
Свои социально-политичес ие взгляды Л.И. Сапега изложил в «Предисловии» к Статуту Великого княжества Литовского 1588 г. и в «Письме к архиепископу Иосафату Кунцевичу от 12 марта 1622 г.». Фундаментальным в его политической теории является понятие «свобода». Сущность свободы Сапега усматривает в неотчуждаемых правах человека – право на собственность, личная безопасность, свобода религиозного и политического выбора. Эти права, по утверждению мыслителя, должны быть закреплены законом. Основной же задачей любой государственной структуры является обеспечение человеку гарантий его свободы. Реализация этой гарантии возможна, по его убеждению, только в условиях такого государства, в котором верховенствует закон. В «Предисловии» к Статуту Сапега пишет: «Там бельлуа, а по нашему дикий зверь, господствует, где человек по своему усмотрению власть осуществляет, а где опять право или статут верх имеет, там сам Бог всем владеет». (Гусоуск1 М. Песня пра зубра: На лац1н., беларус., рус. мовах / Пер. на беларус. Мову Я. Семяжона. Мн., 1980. С. 80). Таким образом, в идейном наследии мыслителя главное усматривается в обосновании им идеи правового государства. Это положение предопределяет весь комплекс его политических взглядов и оценок.
Период Речи Посполитой
Белорусская политическая мысль все больше обращается к проблемам дальнейшего исторического пути своего народа, развития его самостоятельности, единения с братским русским народом. Объективной предпосылкой актуализации в общественном сознании идеи воссоединения белорусов, как и украинцев, с русскими является усиление социального и национально-религиоз ого гнета со стороны господствующих слоев Польши. По мере роста мощи и значения Московского государства как общерусского центра идея воссоединения с русскими с середины ХУ1 в. овладевает сознанием различных слоев православного населения, а с середины ХУП в. она становится доминирующей в умонастроениях народных масс.
Выразителем идей общерусского, восточнославянского единства является известный педагог и политический деятель Афанасий Филиппович (1597-1648гг.). В 1638 г. он посетил Москву – с тем, чтобы попытаться убедить русского царя встать на защиту национально-религиоз ых прав белорусского и украинского народов. Эта миссия описана автором в работе «История путешествия в Москву». Перед читателями картина бедственного и бесправного положения белорусского и украинского народов в Речи Посполитой. Его «История путешествия» была занесена в Московские государственные акты и направлена царю. Самого Филипповича приветливо и гостеприимно приняли в Посольской избе (внешнеполитическом ведомстве Российского государства).
Идея единения, русского, белорусского и украинского народов получает обоснование и дальнейшее развитие в трудах педагога и общественного деятеля Стефана Зизания (2-я пол. ХУ1 – нач. ХУП в.), в работах выдающегося белорусско-русского поэта, церковного и общественного деятеля Симеона Полоцкого (1629-

1680гг.), а также видного писателя и общественного деятеля, епископа белорусского Георгия Конисского (1717-1795гг.). Всех их объединяло стремление привести понятные и убедительные для своих современников доводы в пользу отстаиваемой ими идеи.
Стефан Зизаний был основателем религиозно-этическог учения, которое носило в тех условиях актуальный общественно-политичес ий характер. Мыслитель современное ему общество рассматривал как своеобразное поле противоборства сил зла и добра. Воплощением зла выступают принявшие унию светские и духовные феодалы, «слуги Антихриста», которые погрязли в роскоши и телесных удовольствиях. Воплощение добра - простой люд, «вс1 змордованыи и обтяженныи», «слуги Христа», которые борются против католицизма и унии. Это учение имело своей целью активизировать национально-религио ную и антифеодальную борьбу белорусского и украинского народов.
Симеон Полоцкий пришел к глубокому пониманию необходимости воссоединения русских, белорусов и украинцев на основании осмысления общего исторического прошлого отечества. В ранних стихотворениях, «Метрах», которые написаны в честь встречи русского царя Алексея Михайловича и его армии в Витебске, он утверждал, что национально-религиоз ая свобода восторжествует на Беларуси только в результате помощи «с востока». Симеон Полоцкий считал миссию русского царя и его армии богоугодной, справедливой и освободительной. По его мысли Алексей Михайлович не просто союзник белорусов, но и их «дедич» (наследник по делу), «всех россов царь и государь». Право русского царя на титул «Всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержец» обоснован исторически, и рассматривается в качестве законного преемника власти киевских князей.
Георгий Конисский всю свою жизнь посвятил идее воссоединения белорусского, украинского и русского народов в единое Российское государство. В своих исследованиях он исходит из того, что русские, украинцы и белорусы испокон веков являются братскими народами и что их объединяет не только общая вера, но и общая историческая судьба, общая духовная культура и общий в своей основе язык. Будучи авторитетным общественным и религиозным деятелем, Георгий Конисский немало способствовал достижению указанной цели.
Гуманистические идеи, связанные со свободолюбивыми устремлениями белорусов, присущи также произведениям Мелетия Смотрицкого (ок. 1572-1633гг.). Его имя чаще вспоминают как автора «Грамматики», которая длительное время служила основным пособием для изучения славянского языка. Но Смотрицкий известен еще и как политический мыслитель. Им написано свыше двух десятков работ. В них он проявил себя страстным защитником православия, которое подвергалось гонениям и притеснениям со стороны польских властей и католического духовенства. Отстаивая интересы православных верующих, он использовал популярную в то время идею свободы. Согласно Смотрицкому одной из важнейших форм проявления свободы является свобода совести, возможность беспрепятственного выбора человеком своего вероисповедания. «Кто же может
быть свободным, - вопрошал он, - если в совести, если в вере становится рабом»? (Сокол С.Ф. Политическая и правовая мысль в Белоруссии ХУ1 – первой половины ХУП в. Мн., 1984. С. 121.). Он считал обязанностью государства (короля)

обеспечение защиты прав и свобод своих подданных. В том числе и их права на свободу вероисповедания.
В ряде произведениях белорусских мыслителей критически осмысливались различные стороны феодальных общественных порядков как не соответствующих высоким гуманистическим идеалам. Так, крепостное право становится главным предметом творческих усилий Аарона Олизаровского (1618-1659гг.), Михаила Карповича (1744-1795гг.), Иосифа Еленского (1756-1811гг.).
Профессор права юридического факультета Виленской академии Аарон Олизаровский обращал внимание своих современников на неравную защиту законодательством и еще в большей степени судебной практикой жизни представителей разных сословий, в чем усматривал вопиющую несправедливость. Был возмущен тем, что паны присвоили себе право на жизнь и смерть крестьян, лишают их жизни за любой проступок. Неся за это лишь легкое наказание в виде небольшого денежного штрафа.
Эти и другие идеи, разрабатывавшиеся политическими мыслителями в период Речи Посполитой, прочно вошли в сознание белорусов, способствовали пониманию ими реальной угрозы утраты своей самобытности. Сформулированные социально-политическ е идеалы нашли затем свое выражение в движении православного населения против гнета польских феодалов, за реализацию своих экономических, политических, культурных и религиозных прав, за воссоединение Беларуси и Украины с Россией.
Период Российской империи
Политическая мысль Беларуси этого периода характеризуется преимущественно революционно-демокра ической направленностью. Это идейно-политическое течение возникло на общей почве российской действительности, где вопросы о крепостном праве и охраняющем его царском самодержавии с самого начала Х1Х в. встали как важнейшие общественные проблемы.
Особенно ярко революционно-демократ ческое содержание политических идей белорусских мыслителей начинает обозначаться во второй половине Х1Х века. Доминирует среди обсуждавшихся в это время теоретических и практических проблем общественной жизни крестьянский вопрос. Революционные демократы Беларуси стояли за самое радикальное для тех условий его разрешение – раздел помещичьей земли между крестьянами и передачу им всей земли без всяких выкупов. Не менее важным предметом дискуссий на собраниях землячеств и революционных кружков белорусской молодежи были и проблемы, связанные с пробуждением и подъемом белорусского национального движения. Белорусский национальный вопрос ставился и рассматривался революционными демократами в общей связи с польским, литовским и украинским национальными вопросами. Центром всей общественно-политичес ой жизни в западных областях России стала подготовка и проведение восстания, направленного на разрешение проблем.
Для развития революционно-демократ ческих политических идей и становления национального движения в Беларуси огромное значение имела деятельность Кастуся (Константина Семеновича) Калиновского (1838-1864гг.). Всю свою недолгую жизнь он посвятил делу освобождения белорусского и литовского крестьянства. Будучи студентом Петербургского университета, который

он закончил с присвоением ему степени магистра права, Калиновский включился в революционно-демократическое движение. В 1861 г. он был одним из создателей в Гродно революционной подпольной организации. В 1862-1863 гг. издавал нелегальную газету «Мужыцкая прауда», а затем принял активное участие в подготовке и организации восстания 1863 г. на Беларуси. После поражения восстания Калиновский был схвачен и казнен.
Революционная деятельность Калиновского полностью соответствовала его демократическим социально-политичес им взглядам. Фактически он выступил выразителем интересов и стремлений трудового народа, был идеологом крестьянской революции. Его социальный идеал это крестьянский социализм. Он считал, что крепостное право является вопиющей несправедливостью, и потому мечтал об освобождении крестьян и раздаче им земли. Эта мысль в различных вариантах многократно повторяется в идейном наследии Калиновского. Он страстно призывал крестьян к борьбе за землю и волю. По его мнению, только крестьянская революция могла привести к тому, «чтобы никогда никакой никому мужики барщины не служили и никакого в казну оброка не платили, чтоб навеки веков народ наш был свободным и счастливым». (Калиновский К. Из печатного и рукописного наследия. Мн., 1988. С.49.). В политической программе Калиновского есть положение об освобождение от власти Московского царя и создании демократического государства. Он писал, что «нам не манифестов, а свободы нужно, какую нам царь пожелает дать, а какую мы сами, мужики, между собой сделаем». (Там же. С. 51-52).
Излагая свои представления об идеале государственного устройства, Калиновский сформулировал знаменитый девиз: «Не народ зроблен для урада, а урад для народа». Отношения между правительством и народом он уподобляет отношениям между старательным слугой и его хозяином: «Как хороший слуга смотрит за добром хозяйским и слушает своего хозяина, так и хорошее правительство должно заботиться о счастье людей, слушаться народа и делать так, как народу лучше». (Там же. С. 41). В своих публикациях Калиновский в презрительном смысле употребляет слово «москали», которым он обозначал царское правительство и весь его чиновничий аппарат. Русских и белорусов он считал братскими народами и всем сердцем желал, чтобы для достижения народного блага они «не проливали лишней братской крови». Накануне восстания он так писал о русском народе: Народ маскоуск1 скаланаецца ад нашай векавой крыуды. Ен свабодным братам нашым, а не прыгнятальн1кам быць жадае 1 адказнасць перад нашчадкам1 за нашу жалезную няволю рашуча ускладае на гатовы пасц1 царызм. (Кал!ноуск1 К. За нашу вольнасць. Творы, дакументы. Мн., 1999. С. 51). Восстание 1863 года рассматривалось им как составная часть общероссийской освободительной революции. Как свидетельствуют некоторые деятели восстания, Калиновский был сторонником идеи федерализма. В случае успешного выступления он должен был направить варшавскому правительству сообщение о том, что Литва и Беларусь – это самостоятельное государство. Однако прямых документальных подтверждений таким сведениям не обнаружено.



До самой смерти Калиновский был предан делу освобождения крестьянства, утверждению социальной справедливости. Перед казнью он заявил следователям, что умрет спокойно, если будет знать, что земля отдана народу. О страстной
приверженности революционера идеалу социального равенства свидетельствует следующий эпизод. Когда во время оглашения приговора его назвали дворянином, Калиновский воскликнул: «У нас нет дворян, все равны!».
Ближайшими наследниками демократических, свободолюбивых устремлений Кастуся Калиновского стали поэты Франтишек Богушевич (1840-1900)гг. и Адам Гуринович (1869-1894гг.). Их деятельность – особенно это относится, к творчеству Богушевича – формировала в общественном сознании идеи самобытности Беларуси и ее народа. «Спрадвеку, - писал Богушевич, - як наша зямелька з Л1твой злучылася, як 1 з Польшчай Зъядналася дабравольная, дык усе яе «Беларусяй» звал1, 1 не дарма ж гэта! Не вял1кая, не малая, не чырвоная, не чорная яна была, а белая, чыстая, н1кога не б1ла, не падб1вала, тольк1 баран1лася». (Багушев1ч Ф. Творы. Мн., 1991. С. 17). Богушевич указал и на самостоятельность белорусского языка, на его принципиальное равенство с языками других народов и обратился к белорусам со страстным призывом любить и беречь свой родной язык.
Затем, уже в начале ХХ в., насущные социальные и национальные потребности трудового белорусского народа в духе революционно-демократ ческой традиции выражали Алоиза Степановна Пашкевич (1876-1916гг.), известная под псевдонимом Тетка, Максим Богданович (1891-1917гг.), Янка Купала (1882-1942гг.), Якуб Колас (1882-1956гг.) и др. Велико значение в формировании национального самосознания белорусов, их консолидации как самобытного народа выходившей в 1906-1915 гг. газеты «Наша н1ва». Из номера в номер пропагандировалась идея равенства белорусов с другими народами, отстаивались законные культурные и социальные права. Опубликованные на страницах газеты произведения стали идейной основой белорусского национального движения.
С наибольшей полнотой и ясностью идею человеческого и национального достоинства белорусов выразил и утвердил в общественном сознании Янка Купала. В его дореволюционном творчестве главное место занимают проблемы, связанные с признанием самого факта существования белорусского народа, его права на национальное самоопределение, самостоятельное историческое развитие, собственную государственность. Многие его произведения наполнены глубоким социальным содержанием, направлены на выражение и защиту интересов трудового народа, на пробуждение в нем революционной активности.
С большой художественной силой показаны и свободолюбивые устремления белорусского народа, несовместимость его интересов с эксплуататорскими слоями самодержавно-помещич его общества в произведениях Якуба Коласа
и т.д.................


Смотреть работу подробнее



Скачать работу



Смотреть полный текст работы бесплатно


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.