На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Теневая экономика: причины, масштабы, социально-экономические последствия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.10.2012. Сдан: 2010. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
Образовательное учреждение
Ульяновского  Государственного Университета
Института Дополнительного Образования
Кафедры Финансов и Кредита 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая работа
на  тему:
«Теневая  экономика: причины, масштабы, социально-экономические последствия» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                   Выполнил: студент 1 курса специальности
«Финансы  и кредит» Ковалевич Н.А.
                           Проверил: д.э.н., профессор Капканщиков С.Г.
                                                                          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ульяновск, 2008 

Содержание. 
 

Введение..............................................................................................................3 

Глава 1. Сущность теневой экономики.
      Понятие теневой экономики……………………………………………..4
      Измерение теневой экономики…………………………………………..7
      Структура теневой экономики…………………………………………...8
 
Глава 2. Анализ теневой экономики России.
2.1. Предпосылки возникновения масштабной теневой экономики…….…12
      Причины развития теневой экономики в наше время…………………14
      Обзор национальной теневой экономики.…………… ………………..17
      Социально-экономические последствия теневой деятельности………20
      Меры по борьбе с теневой экономикой………………………………...22
 
Заключение……………………………………………………………...…….26
Список  литературы..……………………………………….……………….27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 
 

     Теневая экономика – одно из немногих на сегодняшний день экономических  явлений, охватывающих все сферы  жизнедеятельности, размах  которых  вместе с тем не сопоставим со степенью изученности. Проблема теневой экономики уникальна. Факт ее существования бесспорен, и проблема в той или иной степени присуща экономике любой страны, но ее исследование, измерение представляют собой очень сложную задачу.
     Теневая экономика имеет много названий: незаконная, нелегальная, скрытая, но суть этого явления не меняется. Теневая экономика - это сокрытие доходов, неуплата налогов, контрабанда, наркобизнес, фиктивные финансовые операции. Доходы от этих видов деятельности поистине грандиозны, они исчисляются десятками миллиардов долларов, однако, те действия, которые пресекаются правоохранительными органами, являются лишь вершиной гигантского айсберга, определить размеры которого никому не под силу.
    Проблема  оказалась в центре внимания специалистов, обеспокоенных положением дел в стране, в конце 90-х годов. Сегодня, на фоне значительного улучшения общей экономической картины в РФ,  внимание к теневой экономике в прессе и научных кругах ослабло, но ее воздействие на протекание большинства экономических процессов осталось прежним, а механизм этого воздействия все так же покрыт мраком.  Это влияние теневых отношений в России настолько велико, что представляет опасность для экономической безопасности и суверенитета государства в целом и совершенно очевидна необходимость их анализа. 
 Целью данной работы является проведение анализа функционирования теневой экономики, определение причин ее возникновения и социально-экономический последствий.
 
 

Глава 1. Сущность теневой экономики. 

      Понятие теневой экономики.
 
     В настоящее время единого общепринятого универсального понятия теневой экономики не сформулировано. Многообразие позиций обусловлено, как правило, различиями в характере решаемых авторами теоретических и прикладных задач, а также в методологии и методике исследования.
     Наиболее удобным в рамках макроэкономики является определение, полученное при учетно-статистическом подходе, где основным критерием выделения теневых экономических отношений выступает их неучитываемость, то есть отсутствие фиксации официальной статистикой. Наиболее последовательным и развитым является учетно-статистический подход на основе методологии системы национальных счетов (СНС) ООН. Понятие теневой экономики определяется исходя из основной цели СНС - максимально точного учета всех видов экономической деятельности, обеспечивающих реальный вклад в производство валового внутреннего продукта (ВВП).
     Итак, теневая экономика (Shadow economy) – хозяйственная деятельность, которая развивается вне государственного учета и контроля, а потому не отражается в официальной статистике.
В соответствии с методологией СНС все проявления теневой экономики разделяются  на две группы:  
а) продуктивные виды деятельности, результаты которых  учитываются в составе ВВП;
б) преступления против личности и имущества, не включаемые в состав ВВП и фиксируемые на специальном счете для уменьшения статистических погрешностей.
     В состав производительной части теневой  экономики, включаемой в ВВП, включаются следующие элементы:
1. Показатели  законной деятельности, скрываемой  или приуменьшаемой производителями в целях уклонения от уплаты налогов или выполнения других обязательств;
2. Показатели  неформальной (неофициальной легальной)  деятельности, в том числе: деятельность  некорпорированных (то есть непосредственно  принадлежащих одному владельцу,  часто - семейных) предприятий, работающих для собственных нужд, то есть производство товаров и услуг, произведенных в домашних хозяйствах и ими же потребленных;
деятельность  некорпорированных предприятий  с неформальной занятостью (временные  бригады строителей и т.п.).
3. Показатели  неофициальной нелегальной деятельности, в том числе: легальные виды  деятельности, которыми занимаются  нелегально (например, без лицензий  и специальных разрешений);
нелегальная деятельность, представляющая собой  запрещенные законом производство и распространение товаров и услуг, на которые имеется эффективный рыночных спрос (производство и распространение наркотиков, проституция, контрабанда).
     Преимуществом данного подхода является возможность  количественной оценки скрытой части  производительной экономической деятельности на основе общепринятой методологии СНС, использования результатов расчетов при формировании экономической политики и международных сопоставлений. Результаты расчетов параметров теневой экономики по методологии СНС являются исключительно ценными для формирования социально-экономической политики, особенно в сложившейся в России ситуации, когда проблема контроля над теневой экономикой перешла из категории чисто полицейских в разряд экономико-политических.
     Вместе  с тем, данный подход не лишен недостатков. Отметим наиболее важные. В рамках концепции СНС не удается сколько-нибудь удовлетворительно оценить масштабы, структуру и влияние криминальной деятельности, не связанной с производством реального ВВП. В состав теневой экономики, с одной стороны, включаются все виды как общеуголовных, так и экономических преступлений, что чрезмерно расширяет границы теневой экономики, а с другой стороны их учет ограничивается тем влиянием, которое они оказывают на производство и потребление ВВП текущего года и использование этой информации ограничивается целями уменьшения погрешностей статистических расчетов.
     Существует  также категория экономических  правонарушений и преступлений, которым  в рамках данной методологии количественная оценка не может быть дана в силу их специфического воздействия на экономическую систему. Это происходит в том случае, если в результате их совершения имеет место либо перераспределение, не приводящее к изменению общего объема ВВП, либо упущенная выгода экономики в целом или отдельных субъектов, например, в результате недобросовестной конкуренции, монополизации рынка, возрастания инвестиционных рисков. Кроме того, неоцененным является ущерб, возникший в ситуациях информационной асимметрии, перенесения ущерба от преступлений на потребителя посредством увеличения цен, значительных отрицательных внешних эффектов (например, в связи с наркотизацией населения).
     Серьезной проблемой при использовании  этого подхода может стать  отсутствие или несовершенство информационной базы статистических расчетов.  Например, масштабы теневой экономики в России являются заниженными, поскольку Госкомстат России при расчетах объема ВВП не учитывает последний из перечисленных видов теневой экономической деятельности в связи с отсутствием информации.
     По  мере совершенствования информационной основы расчетов, статистический подход может быть более эффективно использован  для оценки масштабов деструктивных  видов экономической деятельности, а также для оценки роли теневой  экономики не только в производстве, но и в потреблении ВВП. Таким образом, учетно-статистический подход к определению теневой экономики, основанный на методологии СНС, может быть эффективно использован для выявления производительных секторов теневой экономики, оценки их масштабов и формировании экономической и правовой политики.
      
      Измерение теневой экономики
 
     Теневая экономика давно завоевала прочные  позиции фактически во всех сферах экономической и социальной жизни  страны. Пожалуй, надо еще поискать малое, среднее или крупное предприятие, которое бы в той или иной степени не осуществляло скрытые финансовые или экономические операции (для ухода от налогов). Поэтому это явление приходится учитывать и оценивать.
     Составление статистики по теневой экономике  производится в большинстве стран (в том числе, в России) в рамках СНС ООН, описанной выше. По данным Госкомстата России, на сегодняшний день доля так называемой теневой экономики (или скрытой и неформальной легальной экономической деятельности, учитываемой в границах производства) в общем объеме произведенного валового внутреннего продукта (ВВП) страны составляет 20-25%. С недавних пор именно такой процент «теневого» продукта закладывается в официальный показатель ВВП (отдельные данные по теневой экономике не публикуются). Эти официальные данные серьезно расходятся с оценками ряда экспертов. Так, по некоторым оценкам, доля теневой экономики достигает 40-50% от ВВП. Такие расхождения во многом можно объяснить разницей в подходе к оценке теневой экономики. Например, в состав теневой экономики зачастую включаются доходы от нелегальной экономической деятельности (наркобизнеса, проституции и т.п.), а также от неэкономических видов деятельности (рэкета, грабежей, печатания фальшивых денег и др.).
     Группирование видов теневой экономики осложняется существованием различных методов ее измерения, которые подчас дают различные результаты. Все эти методы из-за отсутствия официальной статистики весьма приблизительны и условны. Основные из них – метод физических затрат и метод наличных денег.
     Метод физических затрат основан на сравнении производства и потребления продукции в национальной экономике. Чаще всего берется превышение потребления электроэнергии над ее официальным производством. Полученная разность и рассматривается как база для оценки теневого сектора. Данный метод используется в основном применительно к индустриально развитым странам (хотя внедрение энергосберегающих технологий несколько уменьшает его точность).
     Второй  метод исходит из предположения, что теневая экономика живет  преимущественно за счет наличных денег. Выявляющееся превышение денежных сумм, реально функционирующих в экономике, над суммами, которые должны были бы обслуживать официально зарегистрированную экономическую деятельность, и служит базой оценки теневой экономики. Этот метод, параллельно с методом электроэнергии, используется в основном в развивающихся странах, в которых широко распространены наличные деньги.
     Кроме того, в ходу и другие методы –  экспертные оценки, основанные на выборочном числе хозяйств, на определении расхождения между официальной и фактической занятостью. Иногда применяются многофакторные динамические модели. Все эти методы, несмотря на свою сложность, не обеспечивают достаточной точности. 

      Структура теневой экономики.
 
     Масштабы  и характер деятельности в сфере теневой экономики варьируются в широких пределах – от огромных доходов, извлекаемых из преступных предприятий (например, в наркобизнесе), до бутылки водки, которой «награждают» водопроводчика за починенный кран. Различные виды теневой деятельности имеют качественные отличия, поэтому для правильного понимания проблем теневой экономики необходимо выделить ее основные сегменты, сектора.
     Для типологизации разновидностей теневой  деятельности рассматривают их связи  с «белой» («первой», официальной) экономикой, а также кто является субъектами и объектами экономической деятельности. Можно выделить три сектора теневой экономики (Табл. 1):  

1.«вторая» («беловоротничковая»);
2.«серая»  («неформальная»);
3.«черная» («подпольная») теневая экономика.  

Таблица 1. Критерии типологизации теневой экономики
Основные  признаки «Вторая» ЭТ «Серая» ЭТ «Черная» ЭТ
Субъекты Менеджеры официального («белого») сектора экономики Неофициально  занятые  Профессиональные  преступники
Объекты Перераспределение доходов без производства Производство  обычных товаров и услуг Производство  запрещенных и дефицитных товаров  и услуг
Связи с «белой» экономикой Неотрывна от «белой»  Относительно  самостоятельна Автономна по отношению  к «белой» 
 
«Вторая»  теневая экономика  – это запрещенная законом скрываемая экономическая деятельность работников «белой» экономики на их рабочих местах, приводящая к скрытому перераспределению ранее созданного национального дохода. В основном подобной деятельностью занимаются «респектабельные люди» из руководящего персонала («белые воротнички»), поэтому эту разновидность теневой экономики также называют «беловоротничковой». С точки зрения общества в целом «вторая» теневая экономика не производит никаких новых товаров или услуг: получаемые от «второй» теневой экономики выгоды получены одними людьми за счет потерь, которые несут другие люди.
«Серая» теневая экономика – разрешенная законом, но нерегистрируемая экономическая деятельность (преимущественно, мелкий бизнес) по производству и реализации обычных товаров и услуг. В отличие от «второй» теневой экономики, которая неразрывно связана с «белой» экономикой и паразитирует на ней, «серая» теневая экономика функционирует более автономно. В этом секторе теневой экономики самостоятельные производители либо сознательно уклоняются от официального учета, не желая нести расходы, связанные с получением лицензии, уплатой налогов и т.п., либо отчет о такой деятельности вообще не предусмотрен.
«Черная» теневая экономика (экономика организованной преступности) – запрещенная законом экономическая деятельность, связанная с производством и реализацией запрещенных и остродефицитных товаров и услуг. «Черная» теневая экономики обособлена от официальной экономики еще в большей степени, чем «серая» теневая экономика. «Черной» теневой экономикой в широком смысле слова можно считать все виды деятельности, полностью исключенные из нормальной экономической жизни, поскольку они считаются несовместимыми с нею, разрушающими ее. Этой деятельностью может быть не только основанное на насилии перераспределение (кражи, грабежи, вымогательство), но также производство товаров и услуг, разрушающих общество (например, наркобизнес и рэкет). В современной литературе внимание концентрируется, прежде всего, на экономике организованной преступности, деятельности профессиональных преступников.
Предложенную  типологию не следует абсолютизировать. Между разными формами теневой  экономической деятельности нет  резкой грани. Например, организованные преступные группы могут «собирать  дань» с предприятий неформального  сектора и использовать контакты с легальными предпринимателями для «отмывания» своих доходов. Все «теневики» находятся вне легальных законодательных норм и охотно сотрудничают друг с другом, что в известной степени объединяет их в противостоянии официальному миру. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Анализ теневой экономики России. 

2.1. Предпосылки возникновения масштабной теневой экономики. 

    В Советской России теневой сектор экономики был незначительным и  вдруг за 15 лет  он превратился  в один из ведущих секторов современной российской экономики (по разным оценкам, он достигает от 20 до 50%  официального ВВП). Причинами бурного расцвета теневой экономики в 90-е годы стали следующие обстоятельства:
 экономические:
-    катастрофическое разрушение всей системы народного хозяйства в связи с ликвидацией СССР (разрыв кооперационных связей, затоваривание и дефицит, неплатежи, бартер, массовые хищения);
- развал финансовой системы (запредельный дефицит бюджета, гиперинфляция, пирамида государственных заимствований, переход в расчетах на наличные деньги, в том числе в иностранной валюте, и денежные суррогаты);
-   обнищание большинства населения на фоне баснословного неправедного обогащения группы лиц из окружения президента Ельцина («гаранта» справедливости);
-  ликвидация государственной системы экономического и финансового администрирования и контроля;
-    установление запредельного (до 50% ВВП) налогового бремени;
правовые:
- возникновение правового вакуума (ошибочное введение в правоприменительную практику принципа «разрешено все, что не запрещено законом» в условиях, когда старые законы уже не работали, а новых еще не было)1;
-    разрушение правоохранительной системы постоянными реорганизациями (считаю, что это было сделано умышленно, чтобы обеспечить «приватизацию» ценнейших государственных активов);
- формирование в экономике значительного криминального сектора (масштабные хищения собственности всегда объективно порождают криминальную систему ее перераспределения);
- коррупционное использование законодательных, исполнительных и правоохранительных  органов в интересах теневой экономики;
-    формирование у граждан правового нигилизма (нарушение законов, в том числе открытое, стало повсеместной практикой, прежде всего со стороны представителей власти и крупного бизнеса);
общественно-политические:
-    разрушение идеологических основ общественной жизни (вместе с мутной водой коммунистической пропаганды выплеснули всю систему государственной идеологии);
-    формирование мировоззрения вседозволенности и продажности;
-     исповедование власть имущими двойных моральных стандартов;
-  откровенная борьба за власть ради личных корыстных интересов (крупномасштабные процессы конвертации власти в собственность и собственности во власть);
-    отношение к государству как источнику зла (на что имелись серьезные объективные причины, о чем было сказано выше).
    Итак, изложенные обстоятельства возникновения и бурного развития теневого сектора в экономике России дают основания утверждать: теневая экономика есть закономерный результат деятельности государственных органов власти и управления СССР и России в начале 90-х годов. Большинство из многих миллионов российских граждан, занятых в теневом секторе экономики, не являются злостными правонарушителями, тем более – криминальными элементами (для них это единственно доступный способ выживания). Теневая экономика (в ее некриминальной части) позволяет ее участникам в некоторой степени восстановить социально-экономическую справедливость (как и «олигархам», получить без обременения часть национального богатства). В условиях низкой конкурентоспособности российских производителей на мировом рынке теневая экономика обеспечивает необходимый уровень себестоимости промышленной продукции за счет значительного уменьшения объема налоговых и иных обязательных платежей. 

2.2. Причины развития  теневой экономики  в наше время 

Почему  теневой сектор до сих пор не утратил  значительного места в российской экономике? Попробуем выделить факторы, способствующие развитию теневой экономики  в сегодняшней России:
  Финансово-экономические:
-   несовершенство налоговой системы - до сих пор в России взимается в бюджет и государственные фонды до 35% ВВП, тогда как в развитых странах этот показатель – 25-30% (расчеты показывают: если хозяйственное общество будет добросовестно уплачивать все налоги, то налоговые и иные подобные платежи составят 50-60% всей его прибыли);
-  несправедливое первичное распределение капитала - теневой сектор обеспечивает перераспределение ВНП (рано или поздно, но Россия вынуждена будет решить проблему грабительской приватизации и олигархического капитала, - речь не о «раскулачивании олигархов», а о восстановлении справедливости в распределении национального богатства и восполнении утраченной гражданами личной и общественной собственности);
-    продолжающиеся многие годы крупномасштабные хищения бюджетных средств (по экспертным оценкам, расхищается и отмывается через теневую экономику от 10 до 20 % всех финансовых ресурсов, выделяемых на реализацию государственных программ и проектов, а также прибыли государственных предприятий);
- полное устранение граждан и предпринимателей из процесса формирования и исполнения всех видов бюджетов и внебюджетных фондов (большинством населения бюджет воспринимается враждебно – как кормушка для чиновников и близких им бизнесменов);
- отсутствие государственной  системной политики экономического и социального стимулирования выхода предпринимателей из тени (замена такой политики громкими кампаниями, приводящими лишь к росту коррупции);
-   архаичная структура финансов (сегодня денежные средства, находящиеся в обращении в теневой экономике вне российских банков, - наличные в рублях и иностранной валюте и безналичные за рубежом – составляют, по всем экспертным оценкам, астрономическую сумму, примерно равную всей официальной денежной массе М2, – около $300 млрд.)[4].
Правовые:
- существенные противоречия и пробелы в законодательстве, способствующие безответственности в нелегальной деятельности, при избыточном регулировании открытой деловой активности;
- отсутствие антикоррупционной криминологической и ситуационной экспертизы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов;
- слабая и в значительной степени коррумпированная система правоохранительных и судебных органов (в отличие от развитых стран, наши «правоохранители» не борются с профессиональной преступностью – это трудно, опасно и неденежно, а охотятся на граждан, вынужденно или неосторожно нарушающих закон);
- отсутствие государственной программы жесткой системной борьбы с организованной профессиональной преступностью, в том числе в экономической сфере;
-  незащищенность открытого эффективного частного бизнеса от произвола чиновников, «правоохранительного террора», посягательств криминала и рейдерства «олигархов» (очень многие успешные предприниматели остаются в тени исключительно из соображений безопасности).
Административные:
- отсутствие  эффективной государственной вертикали управления, охватывающей все сферы экономики на всей территории России и нацеленной не на освоение бюджета и не на прямое вмешательство в экономику, а на эффективное развитие бизнеса;
- запретительное, наказательное администрирование - чрезмерные формальные административные барьеры, препятствующие развитию легального бизнеса, нацеленность бюрократии на негатив, а не на позитив;
- местничество и мздоимство чиновников (неизбывная русская традиция ставить чиновника на «прокорм» за счет использования должностных функций в корыстных целях – своеобразная чиновничья рента);
-  безответственность и некомпетентность государственного управленческого аппарата, отсутствие зависимости оплаты труда чиновника от конкретных результатов его труда по развитию открытых рыночных отношений в экономике;
- высокая неофициальная «благотворительная» нагрузка на бизнес, обеспечить которую возможно только за счет теневой экономической деятельности.
Общественно-политические:
-   неуверенность большинства предпринимателей в стабильности рыночного экономического курса государства вследствие отсутствия четкой стратегии развития и усиления прямого участия государства в экономике;
-  недоверие граждан к государственным институтам, особенно к бюджету (большинство граждан небезосновательно считают, что в России действует двойное налогообложение: платежи в бюджет и дополнительная неофициальная оплата услуг работников бюджетных организаций);
-  социальная и политическая незащищенность большинства населения – государство отделило себя безответственностью от граждан, а граждане в ответ не считают себя быть обязанными перед таким государством;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.