Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
курсовая работа Сравнительный анализ налоговых систем Японии и России
Информация:
Тип работы: курсовая работа.
Добавлен: 13.10.2012.
Год: 2010.
Страниц: 10.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Содержание
Введение______3
1.
Понятие налоговой системы______5
2. Основные
принципы построения налоговой
системы в экономике с развитым
рынком.____ 11
3. Современная налоговая
система
13
4. Состав
единой системы налогообложения
в Российской федерации_________15
5. Особенности налоговой
системы Японии___17
5.1 Порядок прямого
налогообложения в Японии___
19
5.2 Порядок косвенного
налогообложения в Японии__24
Заключение_________26
Список используемой
литературы_____
Введение.
Право
облагать налогом... — это не только
право уничтожать, но и право созидать. Верховный
суд США
Среди
множества экономических рычагов,
при помощи которых государство
воздействует на рыночную экономику, важное
место занимают налоги. В условиях
рыночных отношений, и особенно в переходный
к рынку период, налоговая система является
одним из важнейших экономических регуляторов,
основой финансово-кредитного механизма
государственного регулирования экономики.
Государство широко использует налоговую
политику в качестве определенного регулятора
воздействия на негативные явления рынка.
Налоги, как и вся налоговая система, являются
мощным инструментом управления экономикой
в условиях рынка. От того, насколько правильно
построена система налогообложения, зависит
эффективное функционирование всего народного
хозяйства.
В
условиях высоких налоговых ставок
неправильный или недостаточный учет
налогового фактора может привести к весьма
неблагоприятным последствиям или даже
вызвать банкротство предприятия. С другой
стороны, правильное использование предусмотренных
налоговым законодательством льгот и
скидок может обеспечить не только сохранность
и полученных финансовых накоплений, но
и возможности финансирования расширения
деятельности, новых инвестиций за счет
экономии на налогах или даже за счет возврата
налоговых платежей из казны.
Применение
налогов является одним из экономических
методов управления и обеспечения
взаимосвязи общегосударственных
интересов с коммерческими интересами
предпринимателей и предприятий, независимо
от ведомственной подчиненности, форм
собственности и организационно-правов й
формы предприятия. С помощью налогов
определяются взаимоотношения предпринимателей,
предприятий всех форм собственности
с государственными и местными бюджетами,
с банками, а также с вышестоящими организациями.
При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая
деятельность, включая привлечение иностранных
инвестиций, формируется хозрасчетный
доход и прибыль предприятия. С помощью
налогов государство получает в свое распоряжение
ресурсы, необходимые для выполнения своих
общественных функций. За счет налогов
финансируются также расходы по социальному
обеспечению, которые изменяют распределение
доходов. Система налогового обложения
определяет конечное распределение доходов
между людьми.
В
условиях перехода от административно-дире тивных
методов управления к экономическим резко
возрастают роль и значение налогов как
регулятора рыночной экономики, поощрения
и развития приоритетных отраслей народного
хозяйства, через налоги государство может
проводить энергичную политику в развитии
наукоемких производств и ликвидации
убыточных предприятий.
Налоговая
система в Российской Федерации
практически была создана в 1991 году,
когда в декабре этого года
был принят пакет законопроектов
о налоговой системе. Среди них: "Об
основах налоговой системы в Российской
Федерации", "О налоге на прибыль
предприятий и организаций", "О налоге
на добавленную стоимость" и другие.
1
Понятие налоговой системы. Сущность
и принципы налогообложения
Прежде
всего, остановимся на необходимости налогов.
Налоги появились с разделением общества
на классы и возникновением государства,
как "взносы граждан, необходимые для
содержания... публичной власти... " (К.
Маркс, Ф. Энгельс, Соч., 2-е изд., том 21, стр.171).
В истории развития общества еще ни одно
государство не смогло обойтись без налогов,
поскольку для выполнения своих функций
по удовлетворению коллективных потребностей
ему требуется определенная сумма денежных
средств, которые могут быть собраны только
посредством налогов. Исходя из этого,
минимальный размер налогового бремени
определяется суммой расходов государства
на исполнение минимума его функций: управление,
оборона, суд, охрана порядка, — чем больше
функций возложено на государство, тем
больше оно должно собирать налогов.
Итак,налогообложение — это система
распределения доходов между юридическими
или физическими лицами и государством,
а налоги представляют собой обязательные
платежи в бюджет, взимаемые государством
на основе закона с юридических и физических
лиц для удовлетворения общественных
потребностей. Налоги выражают обязанности
юридических и физических лиц, получающих
доходы, участвовать в формировании финансовых
ресурсов государства. Являясь инструментом
перераспределения, налоги призваны гасить
возникающие сбои в системе распределения
и стимулировать (или сдерживать) людей
в развитии той или иной формы деятельности.
Поэтому налоги выступают важнейшим звеном
финансовой политики государства в современных
условиях. Главные принципы налогообложения
— это равномерность и определенность.
Равномерность — это единый подход государства
к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности,
единства правил, а так же равной степени
убытка, который понесет налогоплательщик.
Сущность определенности состоит в том,
что порядок налогообложения устанавливается
заранее законом, так что размер и срок
уплаты налога известен заблаговременно.
Государство так же определяет меры взыскания
за невыполнение данного закона.
Денежные
средства, вносимые в виде налогов
не имеют целевого назначения. Они поступают
в бюджет и используются на нужды государства.
Государство не предоставляет налогоплательщику
какой либо эквивалент за вносимые в бюджет
средства. Безвозмездность налоговых
платежей является одной из черт составляющих
их юридическую характеристику.
Для
того чтобы более глубоко вникнуть
в суть налоговых платежей, важно
определить основные принципы налогообложения,
которые сформулировал Адам Смит
в форме четырех положений, четырех
основополагающих, можно сказать, ставших
классическими принципов, с которыми,
как правило, соглашались последующие
авторы. Они сводятся к следующему:
1.
Подданные государства должны
участвовать в покрытии расходов
правительства, каждый по возможности,
т. е. соразмерно доходу, которым он пользуется
под охраной правительства. Соблюдение
этого положения или пренебрежение им
ведет к так называемому равенству или
неравенству обложения.
2.
Налог, который обязан уплачивать
каждый, должен быть точно определен,
а не произведен. Размер налога, время
и способ его уплаты должны быть ясны и
известны как самому плательщику, так
и всякому другому...
3.
Каждый налог должен взиматься
в такое время и таким способом,
какие наиболее удобны для
плательщика...
4.
Каждый налог должен быть устроен
так, чтобы он извлекал из
кармана плательщика возможно меньше
сверх того, что поступает в кассы государства".
Принципы
Адама Смита, благодаря их простоте
и ясности, не требуют никаких иных
разъяснений и иллюстраций, кроме тех,
которые содержатся в них самих, они стали
"аксиомами&quo ; налоговой политики.
Сегодня
эти принципы расширены и дополнены
в соответствии с духом нового
времени. Современные принципы налогообложения
получились таковы:
1.
Уровень налоговой ставки должен
устанавливаться с учетом возможностей
налогоплательщика, т. е. уровня доходов.
Налог с дохода должен быть прогрессивным
(то есть чем больше доход, тем больший
процент от него уплачивается в виде налога).
Принцип этот соблюдается далеко не всегда,
некоторые налоги во многих странах рассчитываются
пропорционально (ставка налога одинакова
для всех облагаемых сумм).
2.
Необходимо прилагать все усилия,
чтобы налогообложение доходов
носило однократный характер. Многократное
обложение дохода или капитала недопустимо.
Примером осуществления этого принципа
служит замена в развитых странах налога
с оборота, где обложение оборота происходило
по нарастающей кривой, на НДС, где вновь
созданный чистый продукт облагается
налогом всего один раз вплоть до его реализации.
3.
Обязательность уплаты налогов.
Налоговая система не должна
оставлять сомнений у налогоплательщика
в неизбежности платежа.
4.
Система и процедура выплаты
налогов должны быть простыми,
понятными и удобными для налогоплательщиков
и экономичными для учреждений,
собирающих налоги.
5.
Налоговая система должна быть
гибкой и легко адаптируемой к
меняющимся общественно-политическ м
потребностям.
6.
Налоговая система должна обеспечивать
перераспределение создаваемого
ВВП и быть эффективным инструментом
государственной экономической политики.
Кроме
того, схема уплаты налога должна быть
доступна для восприятия налогоплательщика,
а объект налога должен иметь защиту от
двойного или тройного обложения.
Элементы
налога
Налоговая
система базируется на соответствующих
законодательных актах государства,
которые устанавливают конкретные
методы построения и взимания налогов,
то есть определяют конкретные элементы
налогов, к которым относятся:
объект
налога — это имущество или доход, подлежащие
обложению, измеримые количественно, которые
служат базой для исчисления налога; субъект
налога — это налогоплательщик, то есть
физическое или юридическое лицо, которое
обязано в соответствии с законодательством
уплатить налог; источник
налога, то есть доход из которого выплачивается
налог; ставка
налога — величина налоговых отчислений
с единицы объекта налога. Ставка определяется
либо в виде твердой ставки, либо в виде
процента и называется налоговой квотой; налоговая
льгота — полное или частичное освобождение
плательщика от налога; срок
уплаты налога — срок в который должен
быть уплачен налог и который оговаривается
в законодательстве, а за его нарушение,
не зависимо от вины налогоплательщика,
взимается пени в зависимости от просроченного
срока.
правила исчисления
и порядок уплаты налога; штрафы и другие
санкции за неуплату налога.
Способы
взимания налогов
Налоги
могут взиматься следующими способами: 1.
Кодастровый — (от слова кодастр — таблица,
справочник) когда объект налога дифференцирован
на группы по определенному признаку.
Перечень этих групп и их признаки заносится
в специальные справочники. Для каждой
группы установлена индивидуальная ставка
налога. Такой метод характерен тем, что
величина налога не зависит от доходности
объекта. Примером такого налога может
служить налог на владельцев транспортных
средств. Он взимается по установленной
ставке от мощности транспортного средства,
не зависимо от того, используется это
транспортное средство или простаивает. 2. На основе декларации.
Декларация — документ, в котором плательщик
налога приводит расчет дохода и налога
с него. Характерной чертой такого метода
является то, что выплата налога производится
после получения дохода и лицом получающим
доход. Примером может служить налог на
прибыль. 3.
У источника. Этот налог вносится лицом
выплачивающим доход. Поэтому оплата налога
производится до получения дохода, причем
получатель дохода получает его уменьшенным
на сумму налога. Например, подоходный
налог с физических лиц. Этот налог выплачивается
предприятием или организацией, на которой
работает физическое лицо. То есть до выплаты,
например, заработной платы из нее вычитается
сумма налога и перечисляется в бюджет.
Остальная сумма выплачивается работнику.
Функции
налогов
Социально-экономичес ая
сущность, внутреннее содержание налогов
проявляется через их функции. Налоги
выполняют четыре важнейшие функции:
Обеспечение
финансирования государственных расходов
(фискальная функция).
Государственное
регулирование экономики (регулирующая
функция).
Поддержание
социального равновесия путем изменения
соотношения между доходами отдельных
социальных групп с целью сглаживания
неравенства между ними (социальная
функция). Стимулирующая
функция.
Во
всех государствах, при всех общественных
формациях налоги в первую очередь
выполняли фискальную функцию
— изъятие части доходов предприятий
и граждан для содержания государственного
аппарата, обороны станы и той части непроизводственной
сферы, которая не имеет собственных источников
доходов (многие учреждения культуры,
библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны
для обеспечения должного уровня развития
— фундаментальная наука, театры, музеи
и многие учебные заведения и т. п.
Налогам
принадлежит решающая роль в формировании
доходной части государственного бюджета.
Но не это главное. Государственный
бюджет можно сформировать и без
них. Важное роль играет функция, без
которой в экономике, базирующейся на
товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись
— регулирующая. Рыночная экономика
в развитых странах — это регулируемая
экономика. Представить себе эффективно
функционирующую рыночную экономику,
не регулируемую государством, невозможно.
Иное дело — как она регулируется, какими
способами, в каких формах. Здесь возможны
варианты, но каковы бы ни были эти формы
и методы, центральное место в самой системе
регулирования принадлежит налогам. Развитие
рыночной экономики регулируется финансово-экономичес ими
методами — путем применения отлаженной
системы налогообложения, маневрирования
ссудным капиталом и процентными ставками,
выделения из бюджета капитальных вложений
и дотаций и т. п. Центральное место в этом
комплексе экономических методов занимают
налоги. Маневрируя налоговыми ставками,
льготами и штрафами, изменяя условия
налогообложения, вводя одни и отменяя
другие налоги, государство создает условия
для ускоренного развития определенных
отраслей и производств, способствует
решению актуальных для общества проблем. Социальная
или перераспределительна функция
налогов. Посредством налогов в государственном
бюджете концентрируются средства, направляемые
затем на решение народнохозяйственных
проблем, как производственных, так и социальных,
финансирование крупных межотраслевых,
комплексных целевых программ — наyчно-технических,
экономических и др. С помощью налогов
государство перераспределяет часть прибыли
предприятий и предпринимателей, доходов
граждан, направляя ее на развитие производственной
и социальной инфраструктуры, на инвестиции
в капиталоемкие и фондоемкие отрасли
с длительными сроками окупаемости затрат
(железные дороги, автострады, добывающие
отрасли, электростанции и др.). В современных
условиях значительные средства из бюджета
должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного
производства, отставание которого наиболее
болезненно отражается на всем состоянии
экономики и жизни населения. Перераспределительна
функция налоговой системы носит ярко
выраженный социальный характер. Соответствующим
образом построенная налоговая система
позволяет придать рыночной экономике
социальную направленность, как это сделано
в Германии, Швеции, многих других странах.
Это достигается путем установления прогрессивных
ставок налогообложения, направления
значительной части бюджета средств на
социальные нужды населения, полного или
частичного освобождения от налогов граждан,
нуждающихся в социальной защите.
Последняя
функция налогов — стимулирующая.
С помощью налогов, льгот и санкций государство
стимулирует технический прогресс, увеличение
числа рабочих мест, капитальные вложения
в расширение производства и др. Действительно,
грамотно организованная налоговая система
предполагает взимание налогов только
со средств, идущих на потребление. А средства,
вкладываемые в развитие (юридическим
или физическим лицом — безразлично) освобождаются
от налогообложения полностью или частично.
У нас это правило не выполняется. Стимулирование
технического прогресса с помощью налогов
проявляется прежде всего в том, что сумма
прибыли, направленная на техническое
перевооружение, реконструкцию, расширение
производства товаров народного потребления,
оборудование для производства продуктов
питания и ряда других освобождается от
налогообложения. Эта льгота, конечно,
очень существенная. Во многих развитых
странах освобождаются от налогообложения
затраты на наyчно-исследовательс ие и
опытно-констрyкторс ие работы. Делается
это по-разному. Так, в Германии указанные
затраты включаются в себестоимость продукции
и тем самым автоматически освобождаются
от налогов. В других странах эти затраты
полностью или частично исключаются из
облагаемой налогом прибыли. Было бы целесообразно
установить, что в состав затрат, освобождаемых
от налога, полностью или частично, входят
расходы на НИОКР. Другой путь — включать
эти расходы в затраты на производство.
Указанное
разграничение функций налоговой
системы носит условный характер,
так как все они переплетаются и осуществляются
одновременно.
2
Основные принципы построения
налоговой системы в
экономике с развитым
рынком.
Под
налоговой системой понимается совокупность
налогов, пошлин и сборов, взимаемых
на территории государства в соответствии
с Налоговом кодексом, а также совокупность
норм и правил, определяющих правомочия
и систему ответственности сторон, участвующих
в налоговых правоотношениях.
Формируя
налоговую систему нужно исходить
из ряда принципов. В законодательном
порядке утверждаются все виды налогов,
а также порядок их расчетов, сроки уплаты
и ответственность за уклонение от налогов.
Это позволяет использовать налоговую
систему в качестве инструмента политики
государства , имеющий силу закона, с одной
стороны. А с другой стороны, защитить
права налогоплательщика.
Можно
выделить следующий принцип - множественность
объектов налогообложения. Использование
этого принципа при создании налоговых
систем в большинстве стран объясняется,
тем что таким образом удается расширить
налогооблагаемое поле и, тем, что много
“мелких” налогов психологически выдержать
легче, чем один, но высокий.
Одним
же из важных принципов налоговых
систем является стабильность
правил применения налогов. Это касается
как порядка расчета и изъятия налогов,
так и налоговых ставок. Правила и виды
налогов могут и должны меняться с изменением
экономических условий, но эти изменения
должны быть по возможности крайне редким.
Указанный принцип обеспечивает стабильность
условий хозяйствования, дает возможность
фирмам планировать свою деятельность,
быть уверенными в своем экономическом
и финансовом развитии. Делает привлекательными
инвестиционные вложения, а также способствует
экономическому росту как на уровне фирмы,
так и всей экономики страны - стабильная
система налогообложения.
Еще
одним важным принципом формирования
налоговой системы является ориентирование
налоговой системы, а в ней - каждого
налога на “ свой”
объект, что позволяет устранить двойное
налогообложение.
В
налоговой системе должна быть определена
ответственность за уклонение от уплаты
налогов.
И
наконец, налоги должны быть разделены
по уровням изъятия: федеральный, муниципальный
(местный) и т.п.
В
рационально построенной системе
налогообложения соблюдение этих принципов
становится очевидным. В настоящее время
налоги используются как инструмент экономической
и структурной политики, уровень налогового
бремени устанавливается в зависимости
от конкретных задач государственного
регулирования и особенной экономической
ситуации.
3.
Современная налоговая
система
Налоговую
систему образуют совокупность налогов,
сборов, пошлин и других платежей, взимаемых
в установленном порядке. Конечно же она
должна быть по крайней мере ясной и четкой.
У А. Смита мы находим: «налог, который
обязывается уплатить каждое отдельное
лицо, должен быть точно определен, а не
может быть произвольным. Срок уплаты,
способ платежа, сумма платежа–все это
должно быть ясно и четко определено для
плательщика. Там, где этого нет каждое
лицо, облагаемое данным налогом, отдается
в большей или меньшей степени во власть
сборщика налогов, который может отягощать
налог для всякого неугодного ему плательщика
или вымогать для себя под угрозой такого
отягощения подарок или взятку».
Другие
требования–её простота и эффективность
и самое главное это конечно
справедливость (кто должен платить
и в каком количестве). Справедливость
понятие сложное и поэтому вокруг
этого вопроса идут постоянные трения.
Согласно Машиной, величина процентных
ставок к налогам делится на прогрессивные
(чем выше доход–выше и процент на налоги),
пропорциональные (единая ставка для всех
субъектов) и регрессивные (чем выше доход–ниже
и процентная ставка налогов) (4). С точки
зрения тех, кто считает, что «налоги должны
платить те, кто могут платить» прогрессивный
налог самый справедливый, хотя он может
и тормозить развитие предпринимательства.
Современная
налоговая система (НС) развитых стран
включает прямые и косвенные налоги. Среди
прямых налогов решающее значение имеет
т.н. подоходный налог и налог на прибыль
корпораций (корпорационный налог).
Подоходный
налог (ПН)–один из важнейших личных
налогов, взыскиваемых с дохода любого
физического лица. Может быть взимаем
как с каждой части (индулы), так и со всей
совокупности дохода (глобальный).
Вообще, для 80-х годов характерно значительное
снижение ставок ПН, связанное с преобладанием
в общем налоги других статей и весьма
популярной политикой правительств развитых
стран. Хотя в среднем ПД составляет
30-40% от всех налоговых поступлений. Люди,
стоявшие у истоков введения ПД очень
ясно предвидели реакцию граждан–поэтому
ПД снимается еще до того, как заработанные
деньги попадут в карман работника, а значит
и уплата его проходит весьма безболезненно,
все принимают его как данность.
Вторым
по значению прямым личным налогом
является налог на прибыль корпораций,
берущий свое начало с первой мировой
войны, им облагаются юридические лица
по налоговой декларации. Я не нашел информации
по России (м.б. он назван по другому), но
во всем мире этот налог играет важную
часть в местном и государственном бюджете.
Существует
и налог на сверхприбыль, которым
облагается часть прибыли сверх
определенных размеров. Мера эта, в основном,
чрезвычайная, хотя им и в мирное время
успокаивают некоторые монополии, например
«Microsoft», за их весьма агрессивную политику.
Среди прямых налогов действуют и налоги
на прирост капитала, налог с наследства
и дарений, поимущественный и другие.
Помимо
прямых, важную роль играют косвенные
налоги, которые представляют собой
надбавки к цене соответствующих
товаров и услуг. Они существуют
на данный момент в акцизах на товары
и услуги частных предприятий, фискальные
монопольные налоги и таможенные пошлины.
Сейчас «входит в моду» универсальный
акциз–налог на добавленную стоимость
НДС. Объектом выступает часть стоимости
товара, добавленной на каждой стадии
производства или обращения, что составляет
около 14%.
Фискальный
монопольный налог представляет собой
косвенный налог на те товары, производство
которых является монополией государства.
Это могут быть табачные изделия, алкоголь,
соль и многое другое.
Таможенные
пошлины представляют собой налоги,
взимаемые при перевозке товаров
через государственную границу. Посредством
механизма таможенных пошлин государство
может весьма успешно ограничивать импорт
тех или иных товаров–вести протекционискую
политику, но когда государственные интересы
попираются лоббирущими группировками,
как в России, эта пошлина приобретает
негативную функцию, способствую контрабанде
товаров.
В
настоящий момент налоги приобретают
новое качество, выступая в роли
одного из рычагов регулирования экономической
активности, оказывая посредством манипуляции
налогов на прибыль влияние на процессы
накопление капитала. 4.
Состав единой системы
налогообложения в Российской
Федерации
Введенная
с 1 января 1992 года новая
налоговая система
Российской
Федерации включает 4 группы налогов:
1. Общегосударственные налоги и сборы,
определяемые законодательством РФ;
2. Республиканские налоги и сборы
республик в составе РФ, национально-государс венных
и административных образований,
устанавливаемые законами этих
республик и решениями государственных
органов этих образований;
3. Местные налоги и сборы, устанавливаемые
местными органами государственной власти
в соответствии с законодательством РФ
и республик в составе РФ;
4. Общеобязательные республиканские
налоги и сборы республик в составе РФ
и общеобязательные местные налоги и сборы.
Состав налогов и сборов
может меняться по решению
соответствующих органов. В настоящее
время он определен законом "Об основах
налоговой системы в РСФСР".
К общегосударственным налогам,
взимаемым на всей территории РФ по единым
ставкам, относятся:
1. Налог на добавленную стоимость.
2. Акцизы.
3. Подоходный налог с банков.
4. Подоходный налог со страховой
деятельности.
5. Налог с биржевой деятельности.
6. Налог на операции с ценными
бумагами.
7. Таможенная пошлина.
8. Подоходный налог (или налог
на прибыль) предприятий.
9. Подоходный налог с физических
лиц.
10. Налоги и платежи за использование
природных ресурсов.
11. Налоги на транспортные средства.
12. Налог с имущества, переходящего
в порядке наследования и дарения и др.
К республиканским налогам и
налогам национально-государст енным
и административно-территориальных
образований относятся:
1. Налог на имущество предприятий.
2. Лесной доход.
3. Плата за воду, забираемую промышленными
предприятиями из водохозяйственных систем
и др.
К местным налогам и сборам
относятся:
1. Налог на имущество физических
лиц.
2. Земельный налог.
3. Сбор за право торговли.
4. Налог на рекламу (до 5% от стоимости
услуг по рекламе)
5. Налог на перепродажу автомобилей,
вычислительной техники и персональных
компьютеров.
6. Лицензионный сбор за право
торговли спиртными напитками.
7. Лицензионный сбор за право
проведения местных аукционов и
лотерей.
8. Сбор со сделок, произведенных
на товарных биржах и при
продаже и покупке валюты (по ставке до
0.1% от суммы сделки) и др.
Законы,
приводящие к изменению налоговых
платежей, обратной силы не имеют. Ответственность
за правильность исчисления и уплаты налога
несет налогоплательщик.
В первою очередь уплачиваются все
поимущественные налоги и пошлины (налог
на имущество предприятия и др.), их
сумма вычитается из налогооблагаемого
дохода или налогооблагаемой прибыли.
Затем уплачиваются местные подоходные
налоги, после чего с оставшейся суммы
рассчитываются и уплачиваются все
остальные налоги (налог на прибыль и др.).
5.
Особенности налоговой
системы Японии
Особый
интерес для изучающих зарубежное
налоговое законодательство унитарных
стран представляет налоговая система
Японии. Налоговая система Японии
сложилась еще в XIX веке. В современном
виде она функционирует, начиная
с послевоенного времени, когда
была проведена налоговая реформа, названная
по имени профессора Шалпа.
Остановимся на некоторых аспектах
этой системы, поскольку она
имеет специфические особенности
и несколько отличается от
налоговой системы США и западноевропейских
стран.
В
Японии функционируют государственные
налоги и налоги местные. При этом более
64% всех налоговых поступлений образуется
за счет государственных налогов, а остальные
- за счет местных налогов. Затем значительная
часть налоговых средств перераспределяется
через государственный бюджет Японии
путем отчислений от государственных
налогов в местные бюджеты. В стране 47
префектур, объединяющих города, поселки,
районы, каждый из которых имеет свой самостоятельный
бюджет. Распределение налогов является
как бы зеркальным отражением их сбора:
примерно 64% финансовых ресурсов расходуются
как местные средства, а остальные средства
обеспечивают осуществление общегосударственных
функций.
Необходимо
также отметить, что доходная часть
бюджета страны и бюджетов префектур
строится не только на налогах. В Японии
по сравнению с рядом других стран довольно
высока доля неналоговых поступлений.
Так, в государственном бюджете налоги
составляют 84% и неналоговые средства
- 16%, местные органы управления имеют до
четверти неналоговых поступлений. Сюда
входят арендная плата, продажа земельных
участков и другой муниципальной недвижимости,
пени, штрафы, продажа облигаций, доходы
от лотерей, займы и др. В неналоговые статьи
дохода включается также остаток предыдущего
года.
Налоговая
система Японии, характеризуется множественностью
налогов. Их имеет право взимать каждый
орган территориального управления. Но
все налоги страны зафиксированы в законодательных
актах. Каждый вид государственного налога
регулируется законом. Закон о местных
налогах определяет их виды и предельные
ставки, в остальном установление ведется
местным парламентом. Всего в стране 25
государственных и 30 местных налогов.
Их можно классифицировать по трем крупным
группам: Первая
- это прямые подоходные налоги на юридических
и физических лиц. Вторая
- прямые налоги на имущество. Третья
- прямые и косвенные потребительские
налоги.
Налоговая
политика Японии предусматривает укрепление
финансов местных органов власти:
префектур, городов, районов, поселков
и т.д. В Японии платят три вида
местных налогов, взимаемых муниципалитетами.
Это предпринимательский, корпоративный
муниципальный и уравнительный налоги. Предпринимательский
налог и т.д.................