На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Содержание и техника составления бухгалтерского баланса на примере СХПК «ПРИГОРОДНЫЙ» Глазовского района Удмуртской Республики

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.10.2012. Сдан: 2010. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ» 

ФАКУЛЬТЕТ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа
по  дисциплине «БУХГАЛТЕРСКАЯ (ФИНАНСОВАЯ) ОТЧЕТНОСТЬ» 

На  тему: «Содержание и техника составления бухгалтерского баланса на примере СХПК «ПРИГОРОДНЫЙ» Глазовского района Удмуртской Республики» 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                           
                                               
                                                                              Проверил: ст. преподаватель
                                                            А.В. Владимирова
                           
                                                                                 Выполнил: студентка 4 курса
                                                                                    Ю.Г. Баженова (специальность
                                                                                  080109 - «Бухгалтерский учет,
                                                                               анализ и аудит», гр.80, шифр
                                             0705010) 
 
 
 
 
 

Ижевск 2010
Содержание 

Введение 

1. Экономическое  содержание бухгалтерского баланса
      Сущность, значение и функции бухгалтерского баланса
      Виды балансов и их классификация
      Строение и структура бухгалтерского баланса
2. Организационно-экономическая  и правовая характеристика хозяйства
2.1.    Местоположение, правовой статус и виды деятельности
      Организационное устройство, размер и специализация
      Основные экономические показатели
      Организация бухгалтерского учета
3. Техника составления бухгалтерского баланса
    3.1.    Организация подготовительной работы  составления   бухгалтерского  баланса
      Техника составления бухгалтерского баланса, трансформация показателей бухгалтерского учета с целью составления бухгалтерского баланса
      Анализ показателей бухгалтерского баланса с целью принятия управленческих решений
      Рационализация формы бухгалтерского баланса и техники его
          составления
Выводы  и предложения
Список  использованной литературы
3 5
5
8
11 

13
13
15
21
22
25 

25 
 

28 

38 

47

        Введение

     Одной из важнейших задач в области  бухгалтерского учета, стоящих перед  организацией, является ежегодное составление  бухгалтерской финансовой отчетности.
     Отчетность - совокупность сведений о результатах  и условиях работы предприятия за истекшее время, представленных органам управления. Она содержит сведения о реализованной продукции, затратах на производство продукции, состоянии хозяйственных средств и источниках их образования, финансовых результатах работы предприятия.
     Основная задача отчетности - изыскание резервов дальнейшего роста и совершенствования деятельности предприятия, стабильности на рынке. По данным отчетности руководитель предприятия отчитывается перед трудовым коллективом, учредителями, государством.
     Отчетность  представляет собой систему показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности организации за отчетный период. Отчетность включает таблицы, которые составляют по данным бухгалтерского, статистического и оперативного учета, и является завершающим этапом учетной работы.
     Данные  отчетности используются внешними пользователями для оценки эффективности деятельности предприятия, а также для экономического анализа в самой организации. Вместе с тем отчетность необходима для оперативного руководства хозяйственной деятельностью и служит исходной базой для последующего планирования. Отчетность должна быть достоверной, своевременной. В ней должна обеспечиваться сопоставимость отчетных показателей с данными за прошлые периоды.
     Организации составляют отчеты по формам и инструкциям, утвержденным Минфином и Госкомстатом РФ. Единая система показателей отчетности предприятий позволяет составлять отчетные сводки по отдельным отраслям, экономическим районам, республикам и по всему народному хозяйству в целом.
      Годовая бухгалтерская отчетность предприятия до представления в соответствующие органы рассматривается и утверждается в порядке, устанавливаемом учредительными документами. Утверждены Минфином РФ следующие формы годового отчета:
      – бухгалтерский баланс (ф.1);
      – отчет о прибылях и убытках (ф.2);
    – отчет  об изменениях  в капитале (ф.3);
      – отчет о движении денежных средств (ф.4);
      приложения к финансовой отчетности.
    Одним из важнейших документов финансовой отчетности является бухгалтерский  баланс. Именно поэтому мной была выбрана для курсовой работы данная тема, так как она всегда актуальна.
       Цель данной работы заключается  в рассмотрении теоретических  основ порядка составления бухгалтерского  баланса и приобретение практических  навыков в этой сфере на  примере СХПК «Пригородный» Глазовского района Удмуртской Республики.
       Задачи курсовой работы:
- изучить  содержание и технику составления  бухгалтерского баланса;
- провести  анализ показателей бухгалтерского  баланса;
- предложить  рационализацию формы бухгалтерского баланса и техники его составления.
       Объектом исследования является  СХПК «Пригородный» Глазовского  района Удмуртской Республики.
       Периодом исследования считаются  2007-2009 гг.
       Методологической основой разработки  темы курсовой работы являются нормативные и инструктивные материалы, регулирующие бухгалтерский учет в Российской Федерации, труды отечественных и зарубежных экономистов. При написании курсовой работы были использованы балансовый и экономико-математический методы. 

    Экономическое содержание бухгалтерского баланса
      Сущность, значение и функции бухгалтерского баланса
      Термин  «баланс» принят в экономической  литературе, как правило, для обозначения  системы интервальных показателей, характеризующих источники образования  каких-либо ресурсов и направления их использования за определенный период времени. Например, баланс производства и распределения валового внутреннего продукта, материальные балансы (угля, хлеба и т.д.), баланс денежных доходов и расходов государства и др. Балансовый метод как способ представления данных в виде двусторонних таблиц с равными итогами широко используется в планировании, учете и экономическом анализе. В бухгалтерском учете слово «баланс» имеет двоякое значение:
    равенство итогов, когда равны итоги записей по аналитическим счетам и соответствующему счету, итоги актива и пассива бухгалтерского баланса и т.д.;
    наиболее важная форма бухгалтерской отчетности, показывающая состояние средств организации в денежной оценке на определенную дату.
      Равные  итоги формы по активу и пассиву располагаются по большей части на одном уровне, занимая строго горизонтальное положение подобно коромыслу весов, находящихся в положении равновесия. В отличие от балансов, используемых при планировании и анализе, бухгалтерский баланс представляет собой систему моментных показателей, характеризующих состояние средств организации на определенную дату. По определению профессора Я.В. Соколова: «Баланс есть модель, с помощью которой в интересах пользователей представляется на определенный момент времени финансовое положение организации». (15, стр. 56-59). В условиях рыночной экономики значение баланса настолько велико, что его часто выделяют в самостоятельную отчетную единицу, дополнением к которой является совокупность всех других форм бухгалтерской отчетности. Роль прочих форм бухгалтерской отчетности состоит в расшифровке данных, которые содержатся
в балансе. Если в указанных отчетных формах отражаются показатели, характеризующие  ту или иную сторону деятельности организации, то в балансе представлено состояние всех средств организации. В основу построения баланса положена классификация хозяйственных средств. В экономике любого государства баланс выполняет важные функции:
    баланс знакомит собственников, менеджеров и других лиц, связанных с управлением, с имущественным состоянием организации. Из баланса они узнают, чем собственник владеет, т.е. в каком количественном и качественном соотношении находится тот запас материальных средств, которым организация способна распоряжаться;
    по балансу определяют, способна ли организация выполнить свои обязательства перед третьими лицами или ей грозят финансовые трудности;
    по балансу определяют конечный финансовый результат деятельности организации в виде наращивания собственного капитала за отчетный период, по которому судят о способности руководителей сохранить и приумножить вверенные им материальные и денежные ресурсы;
    на показателях, приведенных в балансе, строится оперативное финансовое планирование любой организации, осуществляется контроль за движением денежных средств;
    данные балансы широко используются налоговыми службами, кредитными учреждениями и органами государственного управления.
      В отечественной литературе отдельные авторы выделяют следующие функции баланса:
    основная форма отчетности;
    контрольная функция;
    база финансово-хозяйственной деятельности организации.
      В рыночной экономике многие организации имеют сложную структуру, а
их подразделения  ведут законченный бухгалтерский  учет и составляют самостоятельные  балансы. Располагая балансами и  отчетностью дочерних и зависимых организаций, руководители могут, например, координировать деятельность всего имущественного комплекса.
      В состав организации как имущественного комплекса входят все виды активов, предназначенные для предпринимательской деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права, требования, долги, исключительные права и др. Любой бухгалтерский баланс представляет состояние имущественной массы как группировку разнородных имущественных средств и прав на эти ценности и одновременно как капитал, образованный волей определенных хозяйственных субъектов, а также третьих лиц. Каждый пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности с помощью модели баланса стремится решать свои задачи. Кредиторов волнует платежеспособность организации, и поэтому они склонны рассматривать баланс как категорию бухгалтерского учета, позволяющую на определенный момент времени представить в денежном измерении имущественное положение организации.
    Покупателей и продавцов волнует вопрос, что выгоднее продать: предприятие в целом или же, ликвидировав его, распродать его имущество. В этом случае составляется актуарный баланс, который представляет собой одну из разновидностей статического баланса.
    Администрацию и собственников волнует движение капитала, которое должно приносить прибыль. Поэтому они рассматривают баланс как категорию бухгалтерского учета, позволяющую представить финансовый результат хозяйственной деятельности организации за отчетный период.
    Налоговые органы в зависимости от действующего в стране налогового законодательства могут быть заинтересованы как в статическом, так и в динамическом балансе. Для налоговых органов составляется декларация, которая может быть увязана с балансом. В этом случае балансовая прибыль должна быть равна налогооблагаемой величине. В другом случае для налоговых органов собираются прямо из первичных документов, и тем самым создается параллельный налоговый учет, или же данные выбираются их счетов Главной книги и модифицируются в соответствии с требованиями налоговых органов. 

      1.2 Виды балансов и их классификация
      Исходя из целей составления балансы классифицируются по различным видам. Цель составления бухгалтерского баланса определяет подход к порядку формирования показателей в нем. Такая направленность порождает выделение классификационных признаков, к числу основных из них относятся следующие: период информационного охвата; источники данных для составления; объем информации, содержащейся в балансах; характер деятельности организации; форма собственности; объекты отражения и т.д.
      Цель  составления бухгалтерских балансов теснейшим образом связана с  периодом информационного охвата. По этому признаку балансы подразделяются на вступительные и периодические. К вступительным балансам относятся те, составление которых преследует цель – дать характеристику началу какого-либо финансово-хозяйственного процесса организации. К периодическим балансам относятся те из них, целью которых является формирование информации о финансово-хозяйственной деятельности организации за определенный период времени.
      В свою очередь, вступительные балансы  в зависимости от целей составления  имеют дальнейшее подразделение. Так, вступительный баланс, составляемый на начало деятельности организации, принято  называть начальным.  Вступительные балансы, составляемые организациями, являющимися правопреемниками ранее действующих организаций, могут называться передаточными. Кроме вышеуказанных к вступительным балансам относятся такие, которые составляются функционирующими организациями на начало отчетного периода.
    Периодические балансы по периоду информационного  охвата подразделяется на промежуточные (квартальные) и годовые.
    Разновидностью  периодических балансов является ликвидационный баланс, который составляется при ликвидации организации на дату прекращения деятельности хозяйствующего субъекта.
    По  источникам данных для составления  баланса они подразделяются на инвентарные, книжные и генеральные. Инвентарный баланс составляется по данным инвентаризации имущества и обязательств организации. Книжный баланс составляется только по данным бухгалтерского учета. Генеральный баланс составляется по данным бухгалтерского учета, которые подтверждены результатами проведенной инвентаризации.
    По  объему информации, содержащейся в  балансе, они подразделяются на единичные и сводные. Единичные балансы отражают результаты деятельности одной организации, а сводные – результаты деятельности нескольких организаций, являющихся самостоятельными юридическими лицами.
    По  характеру деятельности организации  составляются балансы как по основной деятельности, так и не по основной.
    По  форме собственности организаций  балансы подразделяются на балансы  бюджетных учреждений, частные, кооперативные  балансы и балансы некоммерческих организаций.
    По  объекту отражения хозяйственной деятельности балансы подразделяются на самостоятельные (составляемые, как правило, отдельным юридическим лицом) и отдельные (составляемые структурными подразделениями предприятия, выделенными на отдельный баланс).
    В условиях развития предпринимательства и поиска наиболее эффективной формы хозяйственной деятельности организации большое значение для классификации балансов получил признак изменения организационно-правовой структуры организации. По этому признаку составляются разделительные, объединительные, передаточные и санируемые балансы.
    Разделительные  балансы составляются при разделении организации на несколько самостоятельных  юридических лиц. Такие балансы  также составляются  и при выделении  из действующей организации отдельного юридического лица.
    Объединительные балансы составляются при объединении  нескольких организаций в одну. В  свою очередь, передаточный баланс составляется при изменении собственников  или при реорганизации организации.
    Санируемый  баланс составляется в тех случаях, когда организации грозит банкротство. Такой баланс делается с привлечением аудитора еще до окончания отчетного периода с целью показать кредиторам реальное состояние дел в организации. В отличие от периодического баланса в санируемом некоторые статьи могут не приниматься в расчет либо подвергаться значительной уценке.
    По  формату баланс может быть выражен  несколькими вариантами:
      Двусторонний – актив слева, пассив справа, иногда наоборот;
      Односторонний – актив сверху, пассив под активом, или наоборот;
      Разделенный – по центру приводятся названия статей, а слева и справа от них указываются числовые значения актива и пассива;
      Сводный – слева приводятся названия статей, а справа в двух колонках перечисляются суммы, относящиеся к активу (1-ая колонка) или пассиву (2-ая колонка);
      Шахматный – это матрица, по строкам которой перечисляются статьи актива, а по столбцам – статьи пассива (или наоборот).
      По времени составления балансы  подразделяются на:
    - провизорный баланс – баланс, составленный в конце месяца  до наступления отчетной даты;
    - перспективный – составляется  на будущие периоды статистическими  методами;
    - директивный – строится исходя  из оптимальной структуры использования  ресурсов фирмы.
    По  полноте баланс бывает: баланс-брутто – включает в себя регулирующие статьи; баланс-нетто – это баланс, из которого исключены такие статьи. Исключение регулирующих статей называется очисткой баланса. [   , стр. 20-26] 

    1.3 Строение и структура бухгалтерского баланса
    Бухгалтерский баланс - это основной документ финансовой отчетности во всех странах. Одним из отличий построения бухгалтерского баланса в разных странах является форма расположения актива и пассива, и группировка статей.
    Рассмотрим  подробнее строение и структуру  бухгалтерского баланса.
    В международной практике согласно МСФО существует баланс в двух формах: форма бухгалтерского счета (горизонтальная) и форма отчета (вертикальная) с преобладанием формы отчета.
    По  размещению разделов и статей бывают американский, британский и континентальный  балансы. В американском балансе  статьи актива размещаются по  убыванию  их  ликвидности,  в британском – по возрастанию.
    Статьи  пассива в британском и американском балансе приводятся по убыванию востребованности, начиная с долгосрочных обязательств и заканчивая капиталом. В континентальном  балансе пассив начинается с капитала.
    Несмотря  на отличия в названии и построении балансов, их основой в любой стране является важнейшее уравнение бухгалтерского учета, отображающее взаимосвязь между  активом и пассивом:
    Актив = Капитал + Обязательства
    Международными стандартами признаны все разновидности балансов. Страны с действующим единым общепринятым планом счетов чаще всего имеют регламентированную форму баланса. В тех странах, в которых организации разрабатывают собственный план счетов, форма баланса произвольная.
    В России применяется континентальный  баланс, так как пассив начинается с капитала.
    Несмотря  на это, для всех стран установлен минимальный перечень балансовых статей, согласно МСФО 1:
1. Основные  средства
2. Нематериальные  активы
3. Финансовые  активы, в том числе:
- инвестиции, учтенные по методу участия,
- торговая  и иная дебиторская задолженность,
- денежные  средства и их эквиваленты
4. Запасы
5. Торговая  и иная кредиторская задолженность
6. Отложенные  налоговые обязательства и требования
7. Долгосрочные обязательства, включающие проценты
8. Выпущенный  капитал и резервы, отложенные  резервы.
9. Доля  меньшинства.
      Таким образом, можно говорить о том, что  бухгалтерские балансы, составленные в нашей стране, удовлетворяют  требованиям международных стандартов финансовой отчетности, в балансе присутствуют все вышеперечисленные балансовые статьи.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2.     Организационно-экономическая  характеристика предприятия
      2.1. Местоположение, правовой статус и виды деятельности организации
   Деревня Качкашур расположена в юго-восточной части Глазовского района    (Центральная усадьба хозяйства СПК «Пригородный»). Кооператив расположен в 7км. от районного центра города Глазова и в 170 км. от столицы республики Ижевска. Связь с районным центром и городом Ижевском осуществляется автомобильным транспортом по автодороге с асфальтовым покрытием. Состояние дорог удовлетворительное.
    СХПК  «Пригородный» создан и зарегистрирован 25 марта 1998г., протокол №58 планов добровольного членства для совместной деятельности по производству и сбыту сельскохозяйственной продукции. Сельскохозяйственный производственный кооператив создается на добровольной основе для совместной деятельности его участников по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, а также иной не запрещенной законодательством деятельности.
    Сельскохозяйственный кооператив колхоз (в дальнейшем СХПК) – это кооператив, созданный гражданами для совместной деятельности по производству, переработке и сбыту продукции сельскохозяйственной продукции, а также для выполнения иной, не запрещенной законом коммерческой деятельности, основанной на личном трудовом участии членов кооператива. Производство продукции здесь основано на личном трудовом участии членов кооператива и объединении их имущественных паевых взносов в размере и порядке, установленных законом и уставом предприятия. При этом в паевой фонд не передается земельные участки, находящиеся в собственности крестьянских или личных подсобных хозяйств, за исключением земель, предназначенных для общекооперативных нужд.
    СХПК «Пригородный» является юридическим лицом, имеет права самостоятельного хозяйствующего субъекта, самостоятельный баланс, расчетные счета в банках, печать и иные необходимые реквизиты юридического лица. Права и обязанности юридического лица кооператив приобретает с момента его регистрации. Срок деятельности не ограничен. В своей деятельности  колхоз руководствуется Уставом и законодательством РФ. Колхоз создается на добровольной основе для совместной деятельности его участников по производству, переработке и сбыту продукции, оказания услуг членам кооператива, гражданам и иным юридическим лицам в целях получения прибыли.
  Реорганизация колхоза (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) осуществляется по решению общего собрания членов кооператива в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации Федеральным Законом «О сельскохозяйственных кооперациях».
    Ликвидация колхоза влечет прекращение его деятельности без права перехода прав и его обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
      Колхоз  может быть ликвидирован:
    1. По  решению общего собрания;
     2. По решению суда в случае  допущенных при его создании  грубых нарушений закона, либо осуществления деятельности без соответствующего разрешения, либо деятельности запрещенной законом;
      3. В случае признания банкротом  либо в случае объявления им  о своем банкротстве.
    Отношения с внешней средой СХПК «Пригородный» строятся на механистическом подходе: посредством должностных инструкций и коллективного договора достаточно четко определены порядок  работы, права и обязанности. Примером закрепления ответственности может быть список материально-ответственных лиц, приказы руководителя, которыми назначаются ответственные за пожарную безопасность и др.
      Землепользование хозяйства некомпактное, сильно вытянутое с севера на юг и состоит из пяти участков: одного основного массива и четырех чересполосных. В хозяйстве хорошо развита сеть внутрихозяйственных полевых дорог. По северной части землепользования проходит тракт республиканского значения Глазов-Ижевск.
    Водоснабжение населенных пунктов и производственных центров осуществляется из буровых скважин с подземными водопроводами и сетью водозаборных колонок.
    СХПК «Пригородный» расположен в северном умеренно-теплом, умеренно-влажном агроклиматическом районе республики. По данным метеостанции: сумма положительных температур выше +10.° С, осадков за год выпадает 600мм. Продолжительность вегетационного периода составляет 160 дней. Летом наблюдаются засушливые явления, которые характеризуются пониженной влажностью воздуха, повышенными температурами, сопровождающимися ветром. Летние дожди выпадают часто в виде грозовых ливней, они слабо увлажняют почву.
    Рельеф территории хозяйства увалисто-волнистый с развитой овражно-балочной сетью. Преобладающими элементами рельефа являются склоны увалов. В целом рельеф благоприятный для хозяйственной деятельности. Только в отдельных местах условия рельефа затрудняют механизированную обработку почвы и уборку урожая.
    Сельскохозяйственная продукция реализуется в пределах Удмуртии: молоко - на ПК «Глазов-молоко»; мясо – ОАО «Лаверна»; зерно – на Глазовский мелькомбинат. 

      2.2. Организационное  устройство, размеры  и специализация  организации.
      Концентрация  сельскохозяйственного производства представляет собой сосредоточение средств производства и рабочей силы в организациях. Углубление концентрации – объективный процесс, обусловленный действием экономического закона превосходства крупного производства перед  мелким. Степень концентрации характеризуется размерами производства.
      Управление  колхозом осуществляет общее собрание, правление колхоза, наблюдательный совет и председатель правления. Наблюдательный совет избирается при наличии членов колхоза более 50 человек. Общее собрание является высшим органом управления колхозом и полномочно решать любые вопросы, касающиеся деятельности предприятия, в том числе отменять или подтверждать решения правления, наблюдательного совета и председателя правления. Исполнительным органом является правление и его председатель. Они избираются общим собранием из числа членов кооператива сроком на 5 лет. Председатель правления проводит его заседания, без доверенности действует от имени кооператива, представляет интересы в органах государственной власти, органах местного самоуправления, распоряжается имуществом, заключает договоры и выдает доверенности, осуществляет прием и увольнение работников, организовывает их работу, издает обязательные для исполнения членами и работниками приказы и распоряжения. Председатель и члены правления подотчетны наблюдательному совету и общему собранию.
      СХПК  «Пригородный» является многоотраслевым  хозяйством с молочным производственным направлением. В растениеводстве  основное направление – производство зерна.
      Размеры предприятий тесно связаны с их отраслевой принадлежностью. Подавляющее большинство сельскохозяйственных организаций относиться к числу мелких и средних организаций.
    СХПК «Пригородный» относится к числу средних организаций и является одним из самых крупных  и преуспевающих сельскохозяйственных организаций  района. Показатели размера предприятия представлены в таблице 2.2.1.
            Таблица 2.2.1- Показатели размера предприятия
Показатель 2007 2008 2009 2009 год в % к 2007 году
1.Валовая  продукция сельского хозяйства в текущих ценах, тыс. руб.  
28371
 
26554
 
33069
 
116,6
2.Товарная  продукция сельского хозяйства,  тыс. руб.  
18400
 
18950
 
25680
 
139,6
3.Площадь  сельскохозяйственных угодий, га  
4742,23
 
4742,23
 
4742,23
 
100
        Продолжение таблицы 2.2.1 – Показатели размера предприятия
Показатель 2007 2008 2009 2009 год в % к 2007 году
4.Площадь  пашни, га 3741,25 3741,25 3741,25 100
5.Основные  производственные средства на  конец года, тыс. руб.  
70942
 
87775
 
97385
 
137,3
6.Среднегодовая  численность работников, занятых в сельскохозяйственном производстве, чел.  
232
 
235
 
236
 
101,7
7.Поголовье  скота, усл. гол. 1791 1753 1666 93
 
      Основным  показателем размера хозяйствующего субъекта и его производственных подразделений следует считать стоимость валовой продукции. Этот показатель позволяет анализировать размеры организации независимо от ее специализации, интенсивности производства и других особенностей.  Значение этого показателя имеет устойчивую тенденцию роста за счет интенсификации производства, так при незначительных изменениях экстенсивных факторов (площадь сельскохозяйственных угодий в растениеводстве и среднегодовое поголовье КРС в животноводстве) значение показателя в отчетном году по отношению к базисному году возросло на 16,6%.  Таким образом, росту показателя способствовали такие факторы как повышение урожайности сельскохозяйственных культур за счет внесении удобрений, грамотного севооборота, заготовления и приобретения качественных семян; повышения продуктивности животных за счет рационализации содержания, кормления и ветеринарного обслуживания животных.
    Наиболее важным показателем размера хозяйства является площадь сельскохозяйственных угодий, которая оказывает непосредственное влияние на объем производимой продукции. Площадь сельскохозяйственных угодий и площадь пашни в течение трех лет не изменилась, хозяйство обрабатывает все земли, находящиеся в его распоряжении рационально сочетая  все виды сельскохозяйственных угодий, хозяйство устраивают те площади, которые они используют для посадки сельскохозяйственных культур.
    Достаточно точно характеризует размер предприятия численность работников. СПК «Пригородный» относится к числу средних предприятий, численность работников предприятия увеличилась, так как поголовье крупного рогатого скота увеличилось и понадобилось больше работников, чтоб ухаживать за этим поголовьем.
    Размер животноводческого предприятия в определенной степени характеризует величина поголовья скота. Число и продуктивность животных определяют объем производства животноводческой продукции. С учетом поголовья рассчитывается потребность хозяйства в рабочей силе, животноводческих помещениях, кормах. На протяжении анализируемого периода изменения численности поголовья незначительны, поголовье уменьшилось, так как меньше стало лошадей и свиней.
    Определенное представление о размере производства дает стоимость основных производственных фондов.  Из данных таблицы видно, что стоимость основных средств увеличилась, так как построили новое здание, купили новую технику, произвели ремонт сооружения.
    Специализация сельскохозяйственного производства как форма общественного разделения труда выражается в преимущественном производстве определенных видов продукции, а иногда и в выполнении отдельной стадии в производстве годового продукта. Это объективный, динамический процесс, обусловленный, прежде всего, развитием производственных сил. Специализация сельскохозяйственного производства имеет большое значение: во-первых, способствует концентрации материальных и финансовых ресурсов на производстве конкурентоспособной продукции; во-вторых, создает благоприятные условия для научно-технического прогресса, перевода отраслей на индустриальный путь развития; в-третьих, дает возможность совершенствовать формы организации труда; в-четвертых, способствуют повышению экономической эффективности производства. Специализация способствует концентрации производства: уровень концентрации зависит непосредственно от нее.
    К специализированным относят организации с главной отраслью, на долю которой приходится свыше 50% всей товарной продукции, а также организации, имеющие две основные отрасли, каждая из которых составляет не менее 25%. Сельскохозяйственные предприятия, имеющие три или более основных отраслей, относятся к многоотраслевым (неспециализированным). Специализация обусловливает производственное направление хозяйства.
    Таблица 2.2.2 – Структура денежных поступлений
Показатель Прошлый год Отчетный  год Отклонения, тыс. руб.
тыс. руб. в % к итогу тыс. руб. в % к итогу
1.Растениеводство,  всего: 677 4 564 2,6 -113
В т.ч.: зерно 677 4 564 2,6 -113
2.Животноводство, всего: 16377 96 21203 97,4 4826
в т.ч. скотоводство, всего: 15768 92,5 20770 95,4 5002
из  них: молоко 12374 72,4 17469 80,2 5122
             мясо 3421 20,1 3301 15,2 -120
3.Свиноводство, всего:  
609
 
3,6
 
433
 
2
 
-176
Итог  по сельскому хозяйству:  
17054
 
100
 
21767
 
100
 
4713
 
     Коэффициент специализации рассчитывается по формуле:
                       Кс=100/?Ут*(2n-1) (1)
    где,  Кс – коэффициент специализации
      100 – сумма удельных весов в структуре товарной продукции, %
      Ут  – удельный вес отрасли в структуре  товарной продукции, %
      n – Порядковый номер в ранжированном ряду, начиная с первого.
      Рассчитаем  коэффициент специализации СХПК «Пригородный»:
      Кс=100/ 97,6*(2*1-1)+2,4* (2*2-1)=0,9
            Коэффициент специализации углубленный.
      За  последние три года главной отраслью по производству продукции
является  скотоводство. Выручка от реализации продукции увеличилась, так как  стали продавать больше продукции, хозяйство нашло выгодные каналы сбыта продукции.  СХПК «Пригородный» относится к числу специализированных предприятий молочно-мясного  направления. Молочное скотоводство является основной отраслью, на которую приходится более 50% всей выручки. Отрасль мясного скотоводства развивается в неразрывной связи с главной отраслью и приносит хозяйству порядка 24-30% выручки. Специализация  хозяйства во многом обусловлена особенностям отрасли.     
    Развитие растениеводства как дополнительной отрасли обусловлено потребностью хозяйства в полноценных кормах. Отрасли растениеводства и животноводства дополняют друг друга в обеспечении потребностей хозяйства разнообразными продуктами; сочетание их повышает эффективность использования земельных, материальных и трудовых ресурсов.
       Свиноводство является дополнительной отраслью. Однако развитие этой отрасли в качестве основной проблематично, т.к. свиноводство требует создания кормовой базы с преимущественной долей комбикормов, которые предприятие вынужденно покупать. А использование покупных кормов, как известно, ведет к увеличению себестоимости продукции, и соответственно, уменьшению прибыли.
    Каждое предприятие стремится получить максимальную прибыль от реализации своей продукции. Чтобы получить эту прибыль предприятие должно увеличивать выручку от ее реализации снизить себестоимость продукции. Чтобы выручка увеличилась, предприятие должно найти выгодные каналы сбыта продукции. Чтобы снизилась себестоимость предприятие должно производить собственные производственные запасы, применять квалифицированный труд работников. 

      2.3. Основные экономические  показатели деятельности  организации
      К основным экономическим показателям деятельности организации относится много показателей. Остановимся на ниже приведенных в таблице
2.2.3 - Основные  показатели деятельности хозяйства.
      Таблица 2.2.3 – Основные показатели деятельности хозяйства
Показатель 2007 год 2008 год 2009 год 2009 год в %  к 2007 году
1.Себестоимость  1ц. основных видов продукции,  руб.:        
-зерна 313 320 339 108
-молока 557 550 589 106
-мяса  КРС 5258 5500 5309 101
2.Валовая  продукция в текущих ценах  - всего, тыс.руб.:  
48999
 
46587
   43928  
90
в т.ч.: -растениеводства
-животноводства
 
12145 36854
 
12001 34628
 
11291 32637
 
93 86
3.Электровооруженность, кВт/ч 35 36 38 109
4.Электрооборачиваемость, кВт/ч 1,5 1,3 1,4 93
5.Производительность  труда: -произведено  валовой продукции на 1 среднегодового  работника;
 
210
 
213
 
219
 
104
-выход  валовой продукции в расчете  на 1 чел-ч., всего: 1401 1254 984 70
в т.ч.: - в растениеводстве 1215 1020 807 66
          - в животноводстве 186 156 177 95
6.Прибыль  и рентабельность производства: -прибыль –всего, тыс. руб.
 
 
1904
 
 
1890
 
 
1996
 
 
105
- прибыль  на 100 га сельскохозяйственных угодий, тыс.руб.  
36
 
36
 
37
 
103
- прибыль  на 1 работника, тыс.руб.  
8
 
8
 
10
 
125
-уровень  рентабельности, % 6,5 3,5 2,4 37
-норма  прибыли, % 1,6 1,7 1,7 106
 
      Себестоимость 1ц. зерна в 2009г. по сравнению с 2007г. увеличилась на 8%, так как увеличились затраты по производству зерна, так как стали использовать меньше собственных семян.
      Себестоимость 1ц. молока и мяса КРС в 2009г. по сравнению  с 2007г.
увеличилась, так как увеличились затраты  по содержанию КРС, а они в свою очередь увеличились, так как  нерационально стали использовать имеющиеся ресурсы.
    Электровооруженность увеличилась на 9%, так как сумма электроэнергии на производственные нужды увеличилась: увеличилось количество техники, аппаратов;  площадь  сельскохозяйственных угодий увеличилась, так как увеличилось количество сельскохозяйственной техники, рабочей силы, были освоены новые земли.
    Электрооборачиваемость уменьшилась на 7%, так как сумма электроэнергии на производственные нужды уменьшилась: уменьшилось количество техники, аппаратов;  площадь сельскохозяйственных угодий не изменилась.
    Валовой продукции на 1 среднегодового работника произведено больше на 4%, так как валовая продукция растениеводства и животноводства увеличилась, численность работников уменьшилась: снизилась заработная плата, неблагоприятные условия труда.
    Предприятие в целом прибыльное, так как увеличивается урожайность: применяют удобрения, соблюдение правил посадки и высева, благоприятные климатические условия, проведение агротехнических мероприятий; но не рентабельное, так как прибыль увеличивается, себестоимость увеличивается: не выгодные каналы сбыта продукции. 

      2.4 Организация бухгалтерского  учета
      Ответственность за организацию бухгалтерского учета  в организации, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации. Требуемое  количество бухгалтеров определяется в зависимости от объемов обрабатываемой информации по каждому объекту учета. К специалистам по бухгалтерскому учету предъявляются особые требования. Их ценность определяется стажем работы, квалификацией, уровнем образования, умением быстро и безошибочно ориентироваться в условиях рыночных отношениях в хозяйственных процессах. В бухгалтерии СХПК «Пригородный» работает 4 человека.
    Весь  учетный процесс сосредоточен в  центральной бухгалтерии. В подразделениях хозяйства, в бригадах, в цехах ведется лишь первичный учет. Заполненные первичные документы унифицированной формы поступают в бухгалтерию, где их проверяют, обрабатывают и все записи вносят в учетные регистры.
      Бухгалтерский учет на предприятии ведется на основании  учетной политики, которую хозяйство формирует самостоятельно, согласно действующего законодательства. Содержание учетной политики оформляется приказом руководителя №9 от 03.01.04г. об учетной политике, где оговариваются все правила ведения бухгалтерского учета, задачи бухгалтерского учета. Главный бухгалтер несет ответственность за ее формирование. Руководитель организации утверждает приказ об учетной политике и несет ответственность за ее содержание и исполнение. В СХПК «Пригородный» журнально-ордерная форма бухгалтерского учета. Все журналы ордера построены по кредитовому признаку в корреспонденции с заранее установленными счетами. Проверяемые месячные итоги из регистров переносятся в Главную книгу типовой формы. Основанием для записей в регистрах учета являются первичные учетные документы и бухгалтерские справки. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они подписаны председателем или лицами, которым предоставлено право подписи и согласованы с главным бухгалтером. Денежные расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства принимаются к исполнению только при наличии на них подписи лиц, имеющих право подписывать первичные учетные документы. Первичные документы, регистры бухгалтерского учета хранятся в течении 5 лет. Ответственность за своевременное и качественное создание документов, фиксирующих факт совершения хозяйственной операции, и передачу их в установленные сроки для отражения в учете возложена на лиц, оформляющих  и подписывающих эти документы.
      Аналитический учет ведется в ведомостях. Для оформления хозяйственных операций применяются типовые формы учетной документации.
      Бухгалтерский учет ведется в соответствии с  Планом счетов и инструкцией по его  применению.
      Инвентаризация  статей баланса проводят в соответствии со статьей 12 ФЗ от 21.11.1996 г. №126-ФЗ «О бухгалтерском учете» в следующие сроки:
- инвентаризацию  основных средств, материалов, товаров  по состоянию на 1 октября;
- инвентаризацию  инвестиций и расчетов по состоянию  на 1 декабря.
      Согласно  ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» главный бухгалтер составляет месячную, квартальную и годовую отчетность. Годовая отчетность составляется по типовым  и специализированным формам годовой бухгалтерской отчетности сельскохозяйственных организаций. Отчет составляется по  данным Главной книги, журналов ордеров и вспомогательных ведомостей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      3. Техника составления  бухгалтерского баланса
      3.1. Организация подготовительной  работы составления  бухгалтерского 
               баланса
    Под техникой составления бухгалтерского баланса понимается совокупность всех необходимых учетных процедур. Это трудоемкий процесс, который в методическом  плане доступен только специалистам в области бухгалтерского учета. Он включает следующие этапы:
      Проведение ежегодной инвентаризации перед составлением годового бухгалтерского баланса;
      Формирование оборотных ведомостей или Главной книги при журнально-ордерной форме счетоводства;
      Изучение особенностей формирования показателей баланса;
      Формирование статей бухгалтерского баланса.
    Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности перед составлением бухгалтерского баланса  организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств. При проведении инвентаризации организациям необходимо руководствоваться Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29 июля 1998г. № 34-н, Методическим указаниями по инвентаризации имущества  и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13 июня 1995г. № 49; постановлением Госкомстата России «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету  результатов инвентаризации» от 18 августа 1998г. № 88. Количество инвентаризаций в отчетном году, порядок, сроки их проведения, а также состав инвентаризируемого имущества и обязательств определяет руководитель организации, кроме случаев, когда в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» проведение инвентаризаций обязательно.  [  , 45-51]
    В СХПК «Пригородный» Глазовского района проводятся инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности. Результаты инвентаризации рассматриваются инвентаризационной комиссией с принятием решения, за счет кого должны быть отнесены недостачи, выявленные при инвентаризации, или как оприходовать излишки. Решения комиссии протоколируются. Протоколы в зависимости от размера и характера недостач утверждаются руководителем организации или вышестоящей организацией по ходатайству руководства организации. На основании утвержденных протоколов бухгалтерия производит записи по счетам, приводя тем самым в соответствие данные инвентаризации и текущего учета. После проведения инвентаризации для обеспечения своевременного составления квартального или годового отчетов вводят сводный график работ всех подразделений бухгалтерии с указанием сроков выполнения работ.
      Далее производится проверка записей на счетах бухгалтерского учета. При обнаружении  ошибок, вносятся исправления. Затем  закрываются операционные и финансово-результативные счета бухгалтерского учета. После этого производится сверка теперь уже регистров аналитического и синтетического учета, на основании которых составляется Главная книга.
    Затем бухгалтерия приступает к заполнению Главной книги. Записи в Главную книгу делают только из журналов-ордеров по счетам. После определения в Главной книге остатков по счетам их сверяют с аналитическими данными по каждому синтетическому счету, и на основании Главной книги составляют баланс.
    Основой для составления бухгалтерского баланса являются учетные записи, подтвержденные оправдательными документами. При ведении учета с помощью журнально-ордерной формы счетоводства баланс составляется на основании данных Главной книги. Обороты по дебету отдельных счетов собирают в Главную книгу из ряда журналов-ордеров и оборотных ведомостей. Обороты по кредиту каждого счета записываются в Главную книгу только из журналов-ордеров. Хозяйственные операции записывают в журналы-ордера по мере их совершения и формирования документации. Систематическая запись в журналы-ордера является одновременно хронологической записью. Проверенные месячные итого из журналов-ордеров записывают в Главную книгу. Журналы-ордера и Главная книга взаимно дополняют  друг друга: в журнале делается расшифровка кредитового  оборота каждого счета, а в Главной книге  дебетового оборота этого же счета.
    
      
    
       
    
    
    
      

    
    
      

      
 

    Рис. 1. Схема построения бухгалтерского баланса
    В СХПК «Пригородный» применяется журнально-ордерная форма учета. Поэтому бухгалтерский баланс составляется по данным Главной книги. Поэтому только после проверки правильности и полноты заполнения Главной книги в бухгалтерии заполняются статьи бухгалтерского баланса. Ряд статей составляется с привлечением данных аналитического учета (ведомостей, журналов-ордеров или иных аналогичных по назначению регистров). Статьи баланса отражаются в двух разрезах: графа 3 «На начало отчетного года»; графа 4 «На конец отчетного периода». Данные графы 3 должны соответствовать данным графы 4 предыдущего года с учетом произведенной на начало отчетного года реорганизации, а также изменений в оценке показателей бухгалтерской отчетности. В графе 4 показываются данные о стоимости активов, капитала, о резервах и обязательствах на конец отчетного периода (месяц, квартал, год).
    Бухгалтерский баланс должен включать числовые показатели в нетто-оценке, т.е. за вычетом регулирующих величин, которые должны раскрываться в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.  

      Техника составления бухгалтерского баланса, трансформация  показателей бухгалтерского учета с целью  составления бухгалтерского баланса
      Как уже отмечалось выше, бухгалтерский  баланс состоит из двух частей: актива и пассива.
    Рассмотрим  заполнение 1 раздела актива баланса  «Внеоборотные активы». Данный раздел включает в себя 110, 120, 130, 140, 150 строки.
    По  строке 110 «Нематериальные активы»  отражается наличие нематериальных активов (НМА) по остаточной стоимости (за исключением тех НМА, по которым амортизация не начисляется).
    Состав  нематериальных активов приводится в ПБУ 14/2000. В него входят:
      объекты интеллектуальной собственности, исключительные права на которые принадлежат организации и которые используются в производственной или управленческой деятельности более одного года;
      организационные расходы  (затраты, связанные с образованием организации и признанные вкладом учредителя в уставный капитал);
      деловая репутация предприятия (разница между покупной ценой организации как имущественного комплекса и стоимостью всех ее активов и обязательств по бухгалтерскому балансу).
      Имевшиеся ранее расшифровки групп статей исключены, поскольку они должны приводиться в пояснениях к бухгалтерскому балансу (ф.№ 5).
    Так, организация может представить  в расшифровке к бухгалтерскому балансу стоимость патентов, лицензии, товарных знаков (знаков обслуживания), иных аналогичных перечисленных прав и активов. При этом статья заполняется по данным аналитического учета к счетам 04 и 05. По строке 110 приводится общая стоимость данных активов по остаточной стоимости. В нашей организации нематериальных активов не имеется, поэтому данная строка остается незаполненной.
    Следующая строка раздела «Внеоборотные активы» - строка 120 «Основные средства». По этой строке приводятся показатели по основным средствам, как действующим, так и находящимся на реконструкции, модернизации, восстановлении, консервации или в запасе, по остаточной стоимости. Согласно ПБУ 6/2001 главный критерий, которому должно отвечать имущество, включенное в состав основных средств, - это срок его полезного использования в качестве средств труда. Этот срок не может быть меньше одного года. Таким образом, на счете 01 независимо от стоимости нужно учитывать любое имущество со сроком службы более 12 месяцев.
    Показатель  строки заполняется расчетным путем  как разница между суммой остатков по счетам 01 «Основные средства»  и 03 «Доходные вложения в материальные ценности» (за исключением данных, отраженных по строке 135 «Доходные вложения в материальные ценности») и суммой остатка по счету 02 «Амортизация основных средств». В нашей организации эта строка заполняется следующим образом: берутся остатки по счету 01 и 02 из Главной книги, и из суммы по счету 01 вычитается сумма по счету 02.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.