На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Юридический прецедент

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.10.2012. Сдан: 2010. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 

Министерство  Внутренних Дел Российской Федерации
Московский  Университет  

Кафедра теории государства и права        
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

   
на тему:   

"Правовой  прецедент"          
 
 
 
 
 
 
 
 

                  Выполнил:
                  Курсант 114 учебного взвода
                  рядовой милиции 
                  В.В. Балашов  

                  Проверил:
                  К.Ю.Н.
                  Доцент  кафедры 
                  подполковник  милиции 
                  А.А. Рыжов        
                   
                   
                   
                   

Москва 2010
 

Содержание:
 


Введение

     «Источники  права» - специальный правовой термин, который употребляется для обозначения внешних форм выражения правовых форм.
     В науке различают внутреннюю и  внешнюю формы права. Под внутренней формой понимают его структуру, совокупность элементов, которые составляют содержание данного явления. Под внешней - объективный  комплекс юридических источников, формально закрепляющих правовые явления и позволяющих адресатам правовых установлений ознакомиться с их содержанием и пользоваться ими. То есть, источник права - это тот акт, к которому нужно обратиться, чтобы найти в нём норму права, необходимую для решения конкретного юридического дела.
     Под источниками (формами) права понимаются способы закрепления и выражения  правовых норм. Для того чтобы стать реальностью и успешно выполнять свои функции, право должно иметь внешнее выражение. В правовой доктрине формы, с помощью которых воля становится правовой нормой, обозначаются термином "источники права".
     Обычно  в теории права называют четыре вида источников: нормативный акт, юридический прецедент, правовой обычай и нормативный договор. В большинстве правовых систем мира доминирующим источником права является нормативный акт.
     Под источником права в идеальном  смысле понимают правовое сознание.
     Когда же говорят об источниках в юридическом  смысле, то имеют в виду различные  формы (способы) выражения, объективизации правовых норм. Таким образом, под источниками права в юридическом смысле понимаются формы выражения, объективизации нормативной государственной воли. Это и есть внешняя форма права в истинном значении термина. Форма права показывает, каким способом государство создает, фиксирует ту или иную правовую норму и в каком виде (реальном образе) эта норма, принявшая объективный характер, доводится до сознания членов общества. Следовательно, внешнюю форму права можно определить как способ существования, выражения и преобразования правовых норм.
     Итак, понятие «источник права» употребляется  на протяжении многих веков и естественно, что за такой долгий период своего существования оно трактовалось разными правоведами по-разному. Но в наиболее общем смысле под юридическими источниками права понимается та официальная форма, в которой излагаются нормы права официальный характер источникам права придается двумя путями:
    Путём правотворчества, когда нормативные документы принимаются компетентными государственными органами, то есть прямо исходят от государства.
    Путём санкционирования, когда государственные органы в том или ином виде одобряют социальные нормы (обычаи, корпоративные нормы), придают им юридическую силу.
     Таким образом, источники права признаются государством, что и предопределяет поддержку содержащихся в них норм со стороны государства и их государственную обеспеченность.
     В своей курсовой работе я бы хотел  рассказать об источниках права в целом и о таком источнике права, как юридический прецедент.  Ведь в нашей стране он не является источником права, таким как в англо – саксонской правовой системе.

   
Актуальность

     Нормы права выделяются среди других социальных регуляторов общественных отношений, что обусловлено формой их выражения, ведь сколь бы четкими и ясными ни были их предписаниями, они будут лишь упражнениями в области логики пока не приобретут соответствующую форму нормативно-правового акта, прецедента, нормативного договора и т.д.
     Для того чтобы стать реальным и эффективно выполнять свои функции (регулятивные, охранительные и др.) право должно иметь внешнее выражение, т.е. определенную форму или источник.
     Источник  права можно образно представить  как емкость, в которую помещаются нормы права, т.е. источники это  способы закрепления и существования  норм. В данном случае имеется ввиду внешняя форма выражения государственной воли вовне.
     Понятие источников права существует уже  много веков и за свою историю  оно претерпело множество изменений, так как по-разному толковалось  и применялось правоведами всех стран.
     Значимость  источников права велика для укрепления законности в правовом государстве, что особенно актуально в настоящее  время в нашей стране. Совершенство источников напрямую зависит от уровня теоретических представлений о  них и от качества всех видов юридической практики. Юридическая практика в свою очередь руководствуется источниками права при решении юридических дел.
     Актуальность  данной темы обусловлена тем, что  теория государства и права в  нашей стране находится на таком  этапе своего развития, который требует критического переосмысления ряда ее категорий, выхода на новый уровень исследований для того, чтобы соединить достижения правовой науки и смежных отраслей знания. Одной из таких категорий, требующих углубленной разработки относится и категория «источники права». Источники права играют огромную роль в правовой системе и требуют широкого комплексного подхода к их исследованию, позволяющего раскрыть историческую эволюцию, а также взаимообусловленность источников права и характера правоотношения.
     Изучением проблемы источников права занималось множество правоведов различных  стран. Разработкой понятия источников права занимались: Александров Н.Г., Кечекьян С.Ф., Зивс С.Л., Чиркин В.Е. и  др. Ученые по-разному трактовали понятие  источников права и единого подхода к решению этого вопроса найдено не было. Помимо перечисленных выше правоведов исследование в области источников права проводили такие известные как Зыкин Е.С., Шибанов А.Ф,, Коркунов Н.М., Давид Р. и др.
     Данная  тема актуальна в настоящее время  также потому, что уровень научной разработки проблемы источников права до сих пор является недостаточным. Вызвано это следующими причинами:
    во-первых, тем, что Россия па сегодняшний день стоит на пути создания правового государства и на пути отказа от прежнего политического мышления. Поэтому сейчас характерно новое видение проблемы источников права и появление новых аспектов при ее исследовании;
    во-вторых, отсутствуют обобщающие работы в области теории права, которые внесли бы новые данные в наши представления об общем понятии права и об источниках права в частности.
    в-третьих, одной из причин недостаточной теоретической разработки проблемы является многозначность и нечеткость самого понятия источника права, оно принадлежит к числу наиболее неясных в теории права.
     Из  всего вышеизложенного следует, что необходимость дальнейших теоретических  исследований проблемы источников права  очевидна.
     Сейчас  продолжает существовать множество  дискуссионных вопросов относительно того, что именно существует в нашей  стране. Одни ученые признают действие только основных видов источников (нормативно-правовой акт, нормативный договор), другие относят к источникам также правовой обычай, референдум, юридическую науку и судебную практику. Но все же для того, чтобы стать реальным и действовать в определенном государстве источник права должен быть признан именно со стороны государства. В нашей стране до сих пор официально не признаны такие источники права как судебный прецедент, правовая доктрина и правовой обычай, хотя процесс построения правового государства в России предполагает необходимость критической переоценки системы источников права с точки зрения возможности включения в нее правовой доктрины, принципов права, правового обычая и судебной практики.
     Для юриста очень важно знать и правильно понимать, что такое источник права, знать какие существуют виды источников, а также нужно уметь выбрать источник права при решении юридических дел, содержащий необходимые нормы права, регулирующие соответствующие общественные отношения.
 

Глава 1. Понятие и виды источников права

     В юридической литературе выражение  «источник права» используется в  двух различных значениях — в  значении «материального источника  права» (источника права в материальном смысле) и в значении «формального источника права» (источника права в формальном смысле).
     Под «материальным источником права» при этом имеются в виду причины образования права, т.е. все то, что, согласно соответствующему подходу, порождает (формирует) позитивное право, — те или иные материальные или духовные факторы, общественные отношения, природа человека, природа вещей, божественный или человеческий разум, воля бога или законодателя и т.д.
     Под «формальным источником права» имеется в виду форма внешнего выражения положений (содержания) действующего права.
     В данной главе речь идет о «формальных источниках права», которые в литературе обозначаются также термином «форма права».
     Источники (формы) права — это официально определенные формы внешнего выражения  содержания права.
     Официально-властная (государственная) определенность тех форм, в которых содержание действующего права находит свое внешнее выражение, объективацию и существование, придает источникам права и праву в целом институциональную определенность и упорядоченность. Это означает, что нормы действующего права (его нормативное содержание) содержатся лишь в определенных (официально признанных) источниках права, которые представляют собой официально определенные (институционализированные) формы закрепления и существования норм права.
     Каждая  система права имеет свои конкретно определенные источники права.
     В целом (применительно к разным системам права) известны следующие основные виды источников (форм) позитивного права: правовой обычай (обычное право), судебный прецедент, юридическая доктрина (так называемое «право юристов»), религиозный памятник («священные книги» различных религий), нормативно-правовой договор, нормативно-правовой акт, естественное право.
     Правовой  обычай (обычное право)это фактически сложившиеся в течение длительного времени правила регулирования поведения людей (общественных отношений), которые официально признаны (санкционированы государством) в качестве общеобязательных норм права.
     Государственное санкционирование обычая и превращение  его в правовой обычай, т.е. в источник позитивного права, может осуществляться различными способами. Возможно, например, фактическое (устное, молчаливое) санкционирование тех или иных обычаев, когда различные государственные органы (суд, администрация, представительный орган) в течение длительного времени в своей практической деятельности рассматривают и применяют соответствующие обычаи как нормы действующего права. Государственное санкционирование обычаев зачастую осуществляется в официальной письменно-документальной форме — путем признания в нормативно-правовых актах позитивно-правового значения соответствующих обычаев.
     Но  возможно и иное соотношение между  действующим правом и обычаем, когда  в нормативно-правовых актах прямо  формулируются конкретные правовые положения, которые непосредственно  воспроизводят содержание тех или иных сложившихся обычаев. В этом случае мы имеем дело не с санкционированием обычая в качестве самостоятельного источника права (в виде обычного права), а с нормой нормативно-правового акта как источника права другого вида. Аналогичным образом обстоит дело и тогда, когда в системе прецедентного права обычай кладется в основу судебного решения и тем самым приобретает официальное значение судебного прецедента как источника прецедентного права.
     Судебный  прецедент — это судебное решение по конкретному делу, имеющее значение общеобязательного правила для такого же решения всех аналогичных дел. Право принимать решения, имеющие значение прецедента, имеют лишь высшие судебные инстанции (в соответствии с установленными правилами прецедента). Судебный прецедент является основным источником права в национальных системах права, относящихся к правовой семье общего (прецедентного) права.
     Юридическая доктрина как источник права это разработанные и обоснованные учеными-юристами положения, конструкции, идеи, принципы и суждения о праве, которые в тех или иных системах права имеют обязательную юридическую силу. Обязательные доктринальные правоположения принято называть «правом юристов». Юридическая доктрина была основным источником континентально-европейского (романо-германского) права со времен римского права до XIX в., когда место основного источника занял закон (государственное нормотворчество). Но и после этого юридическая доктрина остается одним из источников в системах романо-германской правовой семьи. Значительную роль юридическая доктрина как источник права играет в мусульманском праве. Определенное правовое значение она имеет и в системах общего права.
     Религиозный памятник в качестве источника права — это священные книги различных религий, положения которых имеют общеобязательное значение в соответствующих системах религиозного права (христианского канонического права, индусского права, иудаистского права, мусульманского права). Так, Коран и сунна (изречения пророка Мухаммеда) являются двумя главными источниками мусульманского права.
     При этом необходимо иметь в виду, что  соответствующее религиозное право (мусульманское, индусское и т.д.) — это право соответствующей  религиозной общины (право, регулирующее поведение членов общины верующих), а не национально-государственная система права. Поэтому нельзя смешивать, например, индусское право с национально-государственной системой права Индии, а мусульманское право — с системой права того или иного государства, население которого исповедует ислам.
     Нормативно-правовой договор как источник права — это договор, содержащий новые нормы действующего права. Такие договоры имеются как в сфере частного, так и публичного права.
     Нормативно-правовой акт — это письменный правоуста-новительный акт государства, содержащий новые нормы действующего права. Своим правоустановительным характером (установлением новых норм права) нормативно-правовой акт отличается как от всех других правовых актов (от индивидуальных актов применения норм права и от актов толкования норм права), так и от разного рода официальных государственных актов (заявлений, обращений и т.д.) неправового характера.
     Нормативно-правовые акты являются основным источником права  в системах права романо-германской правовой семьи, к которой относится  и правовая система России.
     Существует  множество видов нормативно-правовых актов. Но в своей совокупности они  как отдельный источник права  в рамках той или иной национальной системы права образуют определенную иерархическую систему актов различной юридической силы.
     По  своей юридической силе нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты.
     Во  главе иерархической системы  нормативно-правовых актов стоит  закон — прежде всего Конституция как основной, высший закон, а после Конституции (и ниже ее) стоят остальные законы.
     Наивысшей юридической силой в системе  нормативно-правовых актов обладает Конституция. В конституциях почти всегда подчеркивается, что они принимаются народом или от имени народа. В Конституции США, например, использована формула «мы, народ Соединенных Штатов Америки…», ФРГ – «немецкий народ…принял в силу своей учредительной власти настоящий Основной Закон», Франции – «французский народ одобрил…Конституционный закон». Российская Конституция заимствует этот подход – ее преамбула, содержащая ряд принципиально важных положений, построена как длинная, но единая грамматическая фраза: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации 1
     Законы  принимаются, как правило, парламентом (высшим представительным и законодательным  органом страны). Некоторые, наиболее важные законы принимаются путем референдума.
     В странах романо-германской правовой семьи закон выступает в качестве основного и главного нормативно-правового  регулятора общественных отношений. Объектами  законодательной регуляции здесь  являются наиболее важные и существенные общественные отношения, имеющие основополагающее значение для жизни общества и устанавливаемого в нем правопорядка.
     Подзаконные нормативно-правовые акты (декреты, указы, ордонансы, постановления, приказы, инструкции и т.д.) принимаются различными органами исполнительной власти и должностными лицами в установленных законом пределах их нормотворческой компетенции. Подзаконный характер нормативных актов по общему правилу означает, что они должны приниматься на основе и во исполнение действующих законов и прежде всего — конституции страны.
     Соотношение различных подзаконных нормативных  актов также строится по принципу иерархии — с учетом различной  юридической силы разных видов подзаконных  актов. При этом юридическая сила и сфера действия подзаконных нормативно-правовых актов определяется законодательно установленным местом и властно-функциональным значением соответствующего государственного органа (или должностного лица) в общей системе исполнительной ветви власти. Поэтому подзаконные нормативно-правовые акты нижестоящих государственных органов должны соответствовать нормативно-правовым актам вышестоящих органов государственной власти.
     Естественное  право как источник позитивного  права — это официально признанные государством и закрепленные в его  конституции и законах естественные, прирожденные и неотчуждаемые права человека и права народа.
     Уже римские юристы считали естественное право (наряду с правом народов и  цивильным правом) составной частью действующего права и олицетворением его справедливости. «Во-первых, «право» означает то, что всегда является справедливым и добрым, — каково естественное право».2 Подобная трактовка правового смысла и значения естественного права была существенным компонентом римской юридической доктрины («права юристов»), которая в свою очередь являлась одним из основных источников римского позитивного права.
     Во  многом так же обстояло дело и в  последующей истории западноевропейского  позитивного права (в средние  века и в Новое время), одним  из основных источников которого всегда была юридическая доктрина, в той или иной форме включавшая в себя (помимо чисто легистских концепций) идеи и принципы естественного права.
     Существенные  изменения и в этом плане происходят в период буржуазных преобразований и формирования новых национально-государственных систем права. В этих новых социально-исторических условиях естественные права человека и права народа получают прямое закрепление в законах (в декларациях, иных учредительных актах, конституциях и т.д.), приобретают официальную общеобязательную юридическую силу и становятся самостоятельным источником национально-государственной системы действующего позитивного права.
       Впервые такое прямое официальное признание  и законодательное закрепление  естественных прав человека и прав народа нашли свое выражение в «Декларации независимости США» (от 4 июля 1776 г.), в которой, в частности, содержатся следующие положения: «Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными  и  наделены  их  Творцом  определенными   неотчуждаемыми правами,  к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью.   Для   обеспечения   этих   прав   людьми   учреждаются правительства,  черпающие  свои  законные полномочия  из согласия управляемых.  В  случае,  если  какая-либо  форма   правительства становится  губительной  для самих этих целей,  народ имеет право изменить  или  упразднить  ее  и  учредить  новое  правительство, основанное  на  таких  принципах  и  формах  организации  власти, которые,  как ему  представляется,  наилучшим  образом  обеспечат людям безопасность и счастье.  Разумеется,  благоразумие требует, чтобы правительства,  установленные с давних пор,  не менялись бы под   влиянием   несущественных   и  быстротечных  обстоятельств; соответственно, весь опыт прошлого подтверждает, что люди склонны скорее сносить пороки до тех пор,  пока их можно терпеть,  нежели использовать  свое  право  упразднять  правительственные   формы, ставшие для них привычными.  Но когда длинный ряд злоупотреблений и  насилий,  неизменно  подчиненных  одной   и   той   же   цели, свидетельствует  о  коварном  замысле  вынудить народ  смириться с неограниченным  деспотизмом,  свержение  такого  правительства  и создание новых гарантий безопасности на будущее становится правом и обязанностью народа.  Эти колонии  длительное  время  проявляли терпение,  и  только  необходимость вынуждает их изменить прежнюю систему своего правительства...».
     Процесс такой законодательной позитивации (официального признания и закрепления) естественных прав получил свое дальнейшее развитие во французской «Декларации прав человека и гражданина» (от 20 августа 1789 г.), в которой закреплены следующие естественные права человека: «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах... Цель каждого государственного союза составляет обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Таковы свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению».3
     В этом русле развивалось и последующее (особенно в XX в.) конституционное признание и закрепление естественных прав человека и прав народа в качестве основополагающего источника действующего национального права.
     Так, ст. 1 «Основного закона ФРГ» (от 23 мая 1949 г.) гласит: «Человеческое достоинство  ненарушимо. Уважать и защищать его  — обязанность всякой государственной  власти. Немецкий народ в силу этого признает неприкосновенные и неотчуждаемые права человека как основу всякого человеческого общества, мира и справедливости в мире. Нижеследующие основные права обязывают законодательство, исполнительную власть и правосудие как непосредственно действующее право».
     Естественные (прирожденные и неотчуждаемые) права  и свободы человека в качестве непосредственно действующих, имеющих  приоритетное значение во всей системе  позитивного права и обязательных для государства в целом (всех ветвей и органов власти), нашли свое официальное признание и закрепление и в Конституции Российской Федерации 1993 г. ( ст. 2, 17, 18).
     Естественные (прирожденные и неотчуждаемые) права  и свободы человека, официально признанные и закрепленные в конституции и иных правоустанавливающих государственных актах, занимают высшее место в иерархии источников действующего позитивного права данного государства и обладают высшей юридической силой. В случае коллизий они обладают приоритетом по отношению ко всем остальным нормам всех других источников позитивного права, которые должны соответствовать (как минимум — не противоречить и не нарушать) официально признанным естественным правам и свободам человека. Также и нормы конституции государства не должны противоречить признанным и закрепленным в ней естественным (прирожденным и неотчуждаемым) правам и свободам человека.
     Естественное  право (естественные права и свободы  человека), приобретая посредством  конституционного признания позитивно-правовую силу, продолжает одновременно оставаться естественным правом, которое, по логике его соотношения с позитивным правом и по юридическому смыслу соответствующих конституционных положений, имеет исходное и приоритетное правовое значение.

   
Глава 2. Юридический прецедент как источник права

     Юридический прецедент (судебная практика) - более распространенный в современном мире источник права, чем правовой обычай. "Под юридическим прецедентом понимается судебное или административное решение по конкретному делу, которому государство придает общеобязательное значение".
     Иначе говоря, Юридический прецедент - это следование не общему правилу, установленному нормой права, а норма, сформировавшаяся в результате практики разрешения аналогичных дел. Различают судебный и административный прецедент.
     Хотя родиной судебного прецедента и считается Англия, но все-таки он появился гораздо раньше. Судебный прецедент признавался источником права еще в Древнем Риме. Первоначально прецедент был обязательным для магистрата, вынесшего такое решение, на время пока он занимал данную должность. Однако постепенно правила, сформулированные преторами, сложились в систему обязательных правил - преторское право. Многие институты римского права сложились на базе судебных решений.
     Распространенный  в средневековье судебный прецедент постепенно теряет свое значение в Новое время, играя главную роль только в Англии, США и других странах, где получило распространение англосаксонское общее право.
     Таким образом, родиной прецедентного  права считается все же Англия, так как наибольшее развитие оно получило в этой стране и право Великобритании создавалось судами.
     Согласно  наиболее распространенному в правовой литературе стран «общего права» определению, прецедентное право представляет собой право, состоящее из норм и  принципов, созданных и применяемых судьями в процессе вынесения ими решения. Прецедентное право, прежде всего, связано с деятельностью судов в Англии, где централизованные королевские суды способствовали созданию единого общего для всей страны права. Специфика английского права состоит не в прецеденте как таковом, когда ранее вынесенные решения принимаются во внимание при рассмотрении сорных вопросов. Такого рода прецеденты сыграли важную роль в развитии практически всех правовых систем и не утратили значение и сегодня. Речь идет о действии доктрины прецедента, суть которой в обязанности судов следовать решениям судов более высокого уровня. Так на основе этого в Англии сложилась следующая система следования прецеденту:
    во-первых, решения, которые приняты палатой лордов обязательны для нее, а так же для всех других судов;
    во-вторых, решения, вынесенные Апелляционным судом, будут обязательны для всех судов, кроме палаты лордов;
    в-третьих, решения, вынесенные Высшим судом, обязательны для всех судов находящихся на более низком уровне.
     Отсюда  можно сделать вывод, что чем  выше положение суда, тем меньше они связаны прецедентами.
     Для всей системы общего права характерно то, что суды выступают в качестве правотворческих органов, они «открывают, фиксируют сложившиеся правила  поведения, которые становятся правом в силу общей значимости и которые вследствие именно этой общезначимости должны быть признаны государственными органами»4 (судами) юридическими.
     В прецеденте не обязательно все предыдущее решение, а лишь суть правовой позиции  суда, вынесшего первоначальное решение или приговор. Характерной особенностью прецедентного права является так же то, что все последующие решения могут вносить отдельные изменения в ранее сформировавшийся прецедент, которые так же в свою очередь становятся нормой права.
     Самой главной чертой прецедентного права  является его неписаный характер. В отличие от писаных норм, нормы  неписаного права не обладают определенной четкостью, конкретностью, за их принятием  и исполнением сложнее установить контроль. "При отсутствии писаного текста очень трудно четко определить содержание неписаных норм и проследить весь механизм их создания".5
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.