Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
контрольная работа Изменения в уголовном процессе по Судебным Уставам 1864 г
Информация:
Тип работы: контрольная работа.
Добавлен: 13.10.2012.
Год: 2010.
Страниц: 5.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ГОУ
ВПО «САРАТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
АКАДЕМИЯ ПРАВА»
ЮРИДИЧЕСКИЙ
ИНСТИТУТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И
АГРОБИЗНЕСА
Кафедра
истории государства
и права
Учебная
дисциплина
История
отечественного государства и права
Контрольная
работа Изменения
в уголовном процессе по
Судебным Уставам 1864
г.
ВЫПОЛНИЛ:
Студент
I курса, группы
Заочного
факультета
Слашкин
Р.Х.
Научный
руководитель:
САРАТОВ
2008. Введение.
Во
второй половине XVIII в. в России шел
процесс разложения феодально-крепостнич ского
строя и развития буржуазных отношений.
Он особенно усилился в первой половине
XIX в. и привел к кризису феодализма. Во
всех основных отраслях экономики шло
постепенное формирование капиталистического
уклада. Развитие капиталистических отношений
происходило в рамках старого феодального
способа производства, который оставался
господствующим и в этот период. Крестьянская
реформа стала крупнейшим поворотом в
истории России XIX века. Не будучи, конечно,
«революцией сверху», она, тем не менее,
открыла широкий простор для коренных
изменений в общественных отношениях,
дорогу к капитализму. За крестьянской
реформой с неизбежностью последовали
другие, которые существенно преобразовали
политическую надстройку.
Исследователи
считают судебную реформу самой последовательной
из всех реформ того времени. Современный
интерес к судебной реформе прошлого века
не случаен: и в наши дни принципы судоустройства
и процесса, заложенные в судебных уставах,
отнюдь не канули в Лету, они являются
предметом непосредственного правотворчества
и практического применения. Естественно,
что буржуазные правовые принципы не могут
переноситься прямо в нашу жизнь, но здравое
и полезное для общества в них может и
должно быть использовано.
§
1. Система судопроизводства
в России по Судебным
Уставам 1864 г.
Система
судоустройства России до 60-х годов XIX
в. Определялась положениями Уложения
о губерниях 1775г. Суд не был не был отделен
от администрации и носил ярко выраженный
сословный характер. Система судебных
органов бала крайне сложной.
Судопроизводство,
как и раньше, носило канцелярский
характер, в нем продолжала применяться
теория формальной оценки доказательств,
отсутствовала гласность процесса, не
было равенства сторон, обвиняемый не
имел права на защиту.
Буржуазным
принципам судоустройства, введенным
судебной реформой, соответствовали
буржуазные начала судопроизводства.
С принятием судебных уставов на смену
инквизиционному розыскному процессу
приходит процесс состязательный, основанный
на свободной оценке судом доказательств,
рассмотренных в ходе гласного судебного
разбирательства. По образцу государств,
где давно уже утвердились буржуазные
основы судопроизводства (в первую очередь
Франции), в России была установлена так
называемая смешанная форма судопроизводства,
при которой уголовное разбирательство
осуществляется в две стадии. Первая –
предварительное разбирательство, негласное,
письменное, не знающее равноправия сторон.
Вторая стадия – судебное разбирательство,
оно основывается на гласности, устности,
состязательности при свободной оценке
доказательств по внутреннему убеждению
судей, разделенных на коронный суд и скамью
присяжных заседателей. Только по малозначительным
делам, подлежавшим рассмотрению в мировых
судах, разделение уголовного судопроизводства
на стадии отсутствует.
Разработка
проектов нового процессуального законодательства,
как основ судоустройства, началась в
первой половине XIX века. Закончив работу
над Сводом законов, II отделение под руководством
М. М. Сперанского приступило к подготовке
проекта Устава судопроизводства по преступлениям
и проступкам, продолженной затем под
руководством Д. Н. Блудова. Руководящим
принципом для разработчиков служило
известное указание Николая I: «Недостаток
результатов происходил, главнейшее, от
того, что всегда обращались к сочинению
новых законов, тогда как надо было сперва
собрать вполне и привести в порядок те,
что уже существуют». Результатом работы
П отделения стал Проект о следствии1,
разработанный совместно с Министерством
юстиции в 1837 году.
Сознавая,
что нельзя не внести никаких изменений
в порядок расследования, авторы говорят,
очень глухо, правда, о правах обвиняемого,
предлагают ввести постоянный институт
депутатов от сословий для участия в производстве
расследования и проч. Проект утвержден
не был. Аналогичная судьба постигла и
ряд других проектов. Отметим, что инквизиционный
порядок в них оставался неизменным как
при расследовании, так и при рассмотрении
дела в суде.
В
основу нового судопроизводства были
положены следующие начала:
1)
концепция формальных доказательств
отменяется, а помещаемые в судебных уставах
правила о силе доказательств должны служить
только руководством при определении
вины или невиновности подсудимых по внутреннему
убеждению судей, основанному на совокупности
обстоятельств, обнаруженных при производстве
следствия и суда;
2)
приговор может быть или осуждающим,
или оправдывающим подсудимого. Оставление
в подозрении не допускается.
Либеральные
деятели судебной реформы сумели
защитить свои убеждения в том, что формальная
система оценки доказательств не обеспечивала
осуждения виновного и оправдания невиновного,
что только свободная оценка доказательств
на основании внутреннего убеждения судей
служит гарантией правосудия. Были также
отвергнуты приговоры об оставлении в
подозрении, так как они «... суть не что
иное, как неизбежный, но противный правосудию
исход формальной теории доказательств».
Недостатки
судебной системы и судопроизводства
вызывали недовольство даже привилегированных
сословий. В 1864 г. После длительной подготовки
были утверждены следующие документы,
составившие в целом судебную реформу:
Учреждения
судебных установлений;
Устав уголовного
судопроизводства;
Устав гражданского
судопроизводства;
Устав о наказаниях,
налагаемых мировыми судьями.
Судебная
реформа 1864 г. Провозгласила буржуазные
принципы судоустройства и судопроизводства:
Независимость
и отделение суда от администрации;
Создание
всесословного суда;
Равенство
всех перед судом;
Введение
присяжных заседателей;
Установление
прокурорского надзора;
Создание
более четкой системы судебных инстанций.
Реформа
вводила многие институты буржуазного
процесса:
Отделение
предварительного следствия от суда;
Устность
и гласность процесса;
Участие в
процессе обвинения и защиты;
Равенство
сторон, признание подсудимого невиновным
до тех пор, пока в судебном порядке не
будет доказана его виновность (предзумпция
невиновности);
Ликвидацию
формальной оценки доказательств и введение
принципа свободной оценки доказательств
самим судом на основе обстоятельств дела;
Апелляцию
и кассацию.
Но
законодательство судебной реформы
и тем более судебная практика
знали многочисленные изъятия из
указанных принципов.
Судебная
система состояла из мировых и
общих судебных органов.1
Мировые
суды рассматривали мелкие дела (о проступках
и мелкие гражданские дела) стоимостью
до 300 рублей, остальные дела рассматривались
в общих судах. Особая подсудность была
у судебной палаты, которая рассматривала
государственные преступления и т.п. Каждый
судья – единолично рассматривал все
дела. Это единственный, кто избирался,
остальных – назначали. Каждый судья автоматически
был членом палаты.2
Окружной
суд - суд профессиональных юристов
с присяжными заседателями. Суд присяжных
- одна из форм окружного суда. Окружной,
так как юристов по губерниям не хватало,
поэтому созывались юристы с нескольких.
Плюсом деления на округи было то, что
такой суд оказывался выше по рангу губернского
начальства. Окружной суд состоял из гражданского
и уголовного отделений, а уголовное отделение
состояло из двух частей – коронного суда
и суда присяжных заседателей. В заседаниях
участвовало не менее трех коронных судей
(председатель и два члена). Окружным судам
были подсудны все (за некоторыми исключениями)
уголовные дела, изъятые из ведомства
мировых судов. Дела о преступлениях, за
которые в законе были установлены наказания,
соединенные с лишением или ограничением
прав состояния, т.е. все уголовные и значительная
часть исправительных наказаний по Уложению
о наказаниях уголовных и исправительных
включали лишение или ограничение прав
состояния (ст. 19, 34), рассматривались окружным
судом с присяжными заседателями.
Окружным
судам были подсудны все иски, не
подлежавшие рассмотрению в мировых
судах (т.е. более 500 руб.).3 Для проведения
предварительного следствия при окружных
судах имелись судебные следователи, которые
должны были действовать в тесном контакте
с полицией. Судебный следователь мог
поручить полиции производство дознания,
сбор необходимых сведений.4
Все
дела, которые вел суд присяжных
подлежали обжалованию только в конституционном
порядке, остальные - в судебной палате
(куда входили сословные представительства,
что было минусом).
Следующей
судебной инстанцией была судебная палата.
Судебные палаты утверждались по одной
на несколько губерний. Они состояли из
двух департаментов – гражданского и
уголовного. Председатели и члены судебных
палат назначались императором по представлению
министра юстиции.
Судебные
палаты были апелляционной инстанцией
для окружных судов по делам, рассмотренных
без присяжных заседателей, и первой
инстанцией по наиболее важным делам,
прежде всего по делам о государственных
и должностных преступлениях, некоторых
преступлениях против порядка управления.
К ведению судебной палаты были отнесены
и некоторые преступления против веры.
Производство дознания по государственным
преступлениям велось жандармерией, предварительное
следствие – одним из членов судебной
палаты. Для рассмотрения указанных дел
судебной палатой в качестве первой инстанции
к членам уголовного департамента присоединялись
губернский предводитель дворянства той
губернии, где была учреждена палата, один
из уездных предводителей дворянства,
один из городских голов и один из волостных
старшин, т.е. сословные представители.
Над
всеми органами России стоял Сенат
– орган, формируемый по указу императора.
Сенат
являлся верховным кассационным
судом для всех судебных органов
государства, но мог быть и судом первой
инстанции по делам особой важности, например
по должностным преступлениям, совершенным
высокопоставленными сановниками. Для
рассмотрения дел о государственных преступлениях
особой важности царским указом мог создаваться
Верховный уголовный суд, который состоял
из представителей департаментов Государственного
совета и членов Сената под председательством
Государственного совета.
Судебная
реформа 1864 г. По-новому определила систему
и права прокуратуры. Прокуратура,
возглавляемая генерал-прокурором, состояла
при общих судебных органах и Сенате. На
неё возлагались обязанности осуществления
надзора за судом, следствием и местами
заключения, участия в качестве стороны
в процессе.5 Если раньше – была
губернская прокуратура, то теперь она
существовала при каждом общем суде. Вместо
стряпчих – товарищи прокурора. Изменились
и её функции: общий надзор исключительно
в судебной сфере (над дознанием, следствием,
исполнением приговора и т.п.) и функции
государственного обвинения в суде, что
стало основной функцией прокуратуры.
Судебной
реформой учреждались адвокатура и
нотариат. Адвокатура – для защиты
обвиняемых в суде по уголовным делам
и представительства интересов сторон
в гражданском процессе. Нотариат – для
оформления сделок, удостоверения деловых
бумаг. Адвокатура впервые создана в 1866
году (первые присяжные поверенные). Адвокаты
делились на присяжных-поверенных, профессиональные
юристы, имеющие стаж работы и обязательно
высшее юридическое образование. Для того
чтобы стать частным поверенным, требовалось
сдать экзамены. Адвокатами в дореволюционной
России могли быть только мужчины.
§
2. Уголовное судопроизводство.
Судебные
Уставы 20 ноября 1864 года прекратили существование
в России прежнего розыскного суда
и ввели смешанный уголовный процесс,
построенный по французскому образцу.
В нём на предварительном следствии нет
сторон, нет защиты обвиняемого; оно негласно
и письменно. Только последняя, судебная
часть процесса построена на состязательном
начале. На суде обвинитель и подсудимый
составляют стороны, предъявляющие суду
свои требования и приводящие доказательства.6
Теория формальных доказательств устранена.
По важнейшим делам вопрос о виновности
подсудимого разрешается присяжными.
Суд происходит публично, устно и гласно.
Из понятия публичности вытекает также
право печати оглашать всё происходившее
в заседании суда.
Из
правила публичности сделаны изъятия:
а)
для дел о богохулении, оскорблении
святыни, порицании веры, о преступлениях
против прав семейственных, чести и целомудрия
женщин, о развратном поведении, противоестественных
пороках и сводничестве;
б)
по распоряжению председателя суда может
быть воспрещён вход в зал заседания несовершеннолетним
и особам женского пола;
в)
также заседание может быть закрытым,
если суд признает, что публичное
рассмотрение обстоятельств дела оскорбляет
чувство веры или нравственности или же
не может быть допущено из-за ограждения
достоинства государственной власти и
охранения общественного порядка.
По
Уставу уголовного судопроизводства Российской
империи субъектами возбуждения уголовного
преследования считаются:
а)
прокуратура, руководящая полицией
при производстве дознания и наблюдающая
за производством предварительного следствия;
б)
полиция, административные власти и
казённые управления;
в)
потерпевшие от преступления частные
лица;
г)
органы судебной власти, как-то: судебный
следователь, мировой судья, земский участковый
начальник, городской судья и уездный
член окружного суда по непосредственно
усмотренным ими преступным действиям,
совершившимся в их присутствии и при
явке преступника с повинной.
Обличение
виновных перед судом в мировых
и административно-суде ных установлениях
принадлежит лицам, возбудившим преследование
(частным лицам, потерпевшим от преступления,
полиции и казённым управлениям), в общих
судах функция обвинения лежит на прокуратуре.
В качестве противовеса обвинению существует
на суде защита подсудимого.
Движение
уголовного процесса регламентировано.
По Уставу уголовного судопроизводства
1864 года всякое происшествие, заключающее
в себе признаки преступления или проступка,
прежде чем поступить на рассмотрение
общего суда, служит предметом подготовительного
производства, которое разделяется на
дознание и предварительное следствие.
Дознание производится полицией и жандармами.
Средствами действий полиции в этом случае
служат розыски, словесные расспросы и
негласное наблюдение.
Убедившись
в том, что преступление совершилось, и
приняв меры к обнаружению виновного и
к пресечению ему способов уклоняться
от следствия, полиция немедленно передаёт
своё дознание судебному следователю
и сообщает об этом лицу прокурорского
надзора, а до прибытия следователя старается
сохранить в неприкосновенности следы
преступления. По делам, влекущим за собой
лишение прав, следует затем предварительное
следствие; по другим делам может быть
преступлено к судебному производству
без предварительного следствия, если
прокурор и суд не и т.д.................