На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Мировой рынок и внешняя торговля

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.10.2012. Сдан: 2010. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение 

     Международная торговля существовала и в древности, но мировой рынок, охватывающий торговлю значительной части стран, а затем  и всех стран мира, возникает только в XVI - XVIII в., в период появления машинной индустрии.
     Мировой рынок - это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом национальных рынков отдельных государств, участвующих в международном разделении труда, в международной торговле и других формах экономических отношений.
В современных  условиях экономика каждой страны поневоле попадает в возрастающую зависимость от внешнеэкономических отношений. Это проявляется в многообразии связей, складывающихся между странами.   Сейчас отдельное государство практически не может существовать обособленно от других стран, не вступая с ними в разнообразные взаимосвязи.
     Экономические отношения между странами уже  не ограничиваются внешней торговлей, товарообменом. Они включают движение капитала между странами, валютные отношения, миграцию рабочей силы, научно-технический  обмен.
     Международные экономические отношения представляют собой важнейшую составную часть широкой гаммы связей и контактов, возникших как объективная реальность вместе с первыми государственными образованиями.
   Отличительной чертой экономической ситуации конца XX в. является бурный рост сферы услуг. Если к 1960 г. их доля в валовом внутреннем продукте (ВВП), т. е. совокупной стоимости, созданной на территории данного государства за год, для ведущих западных стран не превышала 55%, то в 90-е гг. она определялась в 70—75%, причем количество занятых в отраслях, связанных с услугами, достигло в развитых экономиках 80%. 

   Примерная классификация услуг:
   • транспортные
   • финансовые (банковские, биржевые и  брокерские);
   • страховые;
   • юридические;
   • информационно-технологические, посреднические;
   • рекреационные (туризм).
   Международной торговлей услугами занимаются более 40 структур, ведущей из которых является Всемирная торговая организация, призванная координировать разработку принципов  и правил мирового рынка товаров  и услуг, а также решать вопросы защиты прав интеллектуальной собственности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I
1. Становление мирового рынка. 

     Становление простейшей формы внутреннего рынка, где все, что предназначено для продажи, сбывается самим производителем покупателю из рук в руки, а все, что покупается, сразу же оплачивается и забирается покупателем, относится к самой ранней стадии становления товарного хозяйства, основанного на разделении труда. Этот тип общения, как свидетельствует история, практиковался уже в Помпеях, в Ости или Тимгаде Римском (Северная Африка).
Свои рынки  имели Древняя Греция, Китай классической эпохи, Египет,
Вавилон, Эфиопия. С появлением денег между продавцом  и покупателем встает купец, который оказывает услуги по продаже товаров, и меняла, одалживающий на это деньги. Практически сразу после возникновения рынки начали специализироваться.
Появились национальные рынки товаров, в рамках которых розничные рынки отделились от оптовых, рынки труда, рынки капитала, и, самое главное, часть рынка уже ориентировалась на иностранных покупателей. Одной из разновидностей рынка труда была появившаяся в глубокой древности работорговля.
Известными рынками, куда приезжали за «живым товаром» не только местные, но и заморские  рабовладельцы, были Афины (V в. до н.э.), остров Делос (I-III вв. до н.э.), в средниевека — Рим, Лион, Венеция, в XVII-XVIII веках — Восточная Гвинея, Ливерпуль, Нант, другие западноевропейские города. С XVI до середины XVIII века мануфактура, основанная на разделении труда, создавала условия для более масштабного производства товаров. Для такого производства городские рынки и ярмарки становились тесными. Шаг за шагом они расширялись до региональных,
государственных, межгосударственных и, наконец, мировых  масштабов.
Международные рынки, представлявшие собой ту часть национальных рынков, которая была непосредственно связана с зарубежными рынками, возникли в Европе, на Ближнем Востоке, на Дальнем Востоке. Промышленность была тесно связана с национальными рынками. Товары для вывоза за рубеж представляли собой готовые продукты и производились из местного сырья. Торговля носила двусторонний характер. Великие географические открытия, повлекшие за собой активное развитие вывоза товаров во вновь открытые земли и стали важнейшим фактором развития капитализма в Европе.
Узкая ремесленно-мануфактурная  база перестала отвечать рыночным потребностям, и под давлением спроса в первой половине XIX века возникла крупная фабрично-заводская  индустрия, продукция которой уже  не могла сбываться только на внутреннем рынке, ей требовался всемирный сбыт. Так в эпоху первоначального накопления капитала произошло стягивание, перерастание локальных центров межгосударственной торговли в единый мировой рынок. Его окончательное формирование завершилось к рубежу XIX-XX веков, когда товарное производство в ведущих странах достигло высокого уровня развития.
     Мировой рынок—сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанных на международном разделении труда, и других факторов производства.
Мировой рынок  характеризуется следующими основными чертами:
• он является категорией товарного производства, вышедшего  в поисках сбыта своей продукции  за национальные рамки;
• он проявляется  в межгосударственном перемещении  товаров, находящихся под воздействием не только внутреннего, но и внешнего спроса и предложения;
• он оптимизирует использование факторов производства, подсказывая производителю, в каких  отраслях и регионах они могут  быть применены наиболее эффективно;
• он выполняет  санирующую роль, выбраковывая из международного обмена
товары и зачастую их производителей, которые не в  состоянии обеспечить
международный стандарт качества при конкурентных ценах. Товар, находящийся на мировом  рынке в фазе обмена, выполняет  информационную функцию, сообщая усредненные  параметры совокупного спроса и совокупного предложения, через которые каждый из участников может оценить и адаптировать параметры своего производства. Выступая сферой межгосударственного обмена товарами, мировой рынок оказывает обратное влияние на производство, показывая ему, что, сколько и для кого нужно производить. В этом смысле мировой рынок оказывается первичным по отношению к производителю и является центральной категорией теории международной экономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Формы современных МЭО и понятие мирового рынка. 

     Сложный, многофункциональный комплекс современных  МЭО — одна из сфер планетарной  системы связей между различными государственными и региональными  образованиями, развивается, в среде  мирового рынка, объединяющего фазы производства, распределения, обмена и потребления создаваемого общественного продукта в овеществленной и "дематериализованной" (информация, некоторые виды услуг) формах.
Свой нынешний облик мировой рынок приобрел благодаря воздействию нескольких тенденций, ведущими из которых для XX в. явились:
• переход от национальной замкнутости к экономике  открытого типа;
• углубление международного разделения труда;
• совершенствование  методов государственного регулирования;
• появление  транснациональных корпораций;
• возникновение  механизмов интернационального экономического обмена;
• развитие науки  и техники.
     Говоря  о стремлении государств освободиться от хозяйственной замкнутости (автаркии), следует отметить практику отстаивания  принципов "открытых дверей" и "равных возможностей" в политике ведущих держав, которые выступали за сохранение или воссоздание одинаковой для всех конкурентной среды — главного условия построения глобальной рыночной макросистемы.
Что касается международного разделения труда, то этот феномен экономической жизни приобрел новое качество в связи с выходом на первый план научно-технической составляющей хозяйственного прогресса, который сегодня ставит когда-то определяющий природно-географический фактор в процессе специализации и кооперирования национальных экономик на второй план.
     Международные монополистические группы, получившие после второй мировой войны наименование ТНК — транснациональные корпорации, —воздействуют на структуру МЭО в направлении преодоления государственных границ и распространения новейших методов менеджмента и маркетинга по всем странам и регионам планеты.
     Произошло значительное усложнение механизмов интернационального обмена в сфере хозяйства —появилось много новых юридических норм и процедур, которые признаны международным  сообществом и закреплены в двух- и многосторонних соглашениях по экономическим вопросам.
Научно-техническая  революция, прошедшая за последние  пятьдесят лет несколько стадий развития (автоматизации, компьютеризации, биологизации), привела к появлению  совершенно нового сегмента мирового рынка — рынка информации и технологий.
     Усложнение  структуры глобальной хозяйственной  макросистемы естественным образом  сопровождается дифференциацией функций  рыночной среды. К основным из этих функций можно отнести:
• индикативную информирование агентов рынка (производителей, посредников и потребителей) направленности тенденций спроса и предложения на товары и услуги;
• регулирующую воздействие на движение мировых цен;
• коммуникативную обеспечение связи между действующими агентами рынка;
• санационную "самооздоровление" рынка в процессе конкурентной борьбы, т. е. ликвидация экономически неэффективных компаний и прекращение выпуска продукции, которая не пользуется спросом.
Развитие структурно-функциональных связей в хозяйственной среде  рыночного типа на трех уровнях — национальном, региональном и глобальном — привело к возникновению следующих основных форм МЭО:
1) международная  торговля товарами и услугами;
2) международное  движение капитала;
3) международная  валютно-расчетная система;
4) международная миграция рабочей силы;
5) международный  информационно-технологический обмен.
Каждая из отмеченных форм обладает качественным своеобразием, что, однако, не препятствует их взаимопроникновению, которое наиболее отчетливо проявляется  в деятельности ТНК, создании интеграционных группировок и функционировании свободных экономических зон.
Говоря о субъектах  МЭО, необходимо выделить государства (с развитой рыночной экономикой, развивающейся, переходной), региональные интеграционные группировки (например, Европейский Союз), международные организации, транснациональные корпорации.
     Национальные  рыночные экономики развиваются не изолировано, а в тесном взаимодействии друг с другом. Ни одна страна в мире, даже США, не может произвести всю современную номенклатуру товаров, которых насчитывается десятки миллионов, обеспечить себя сотнями различных услуг, инвестиционными и трудовыми ресурсами, высококвалифицированными специалистами. Страны удовлетворяют растущие потребности личного и производственного характера посредством взаимного обмена и сотрудничества в производстве, научных исследованиях, решении экологических и других глобальных проблем, требующих объединения финансовых, технических, профессиональных и иных ресурсов. По мере развития производительных сил взаимозависимость национальных экономик возрастает, социально-экономическое развитие стран все более определяется масштабами, разнообразием и эффективностью их экономических отношений с остальным миром, которые в совокупности образуют систему международных экономических отношений (МЭО).
     Международные экономические отношения (МЭО) - это  отношения между резидентами  данной страны и резидентами других стран, которые по отношению к  данной стране являются нерезидентами.
Экономические отношения между странами осуществляются и развиваются на основе международного разделения труда (МРТ), сущность которого состоит в специализации стран в производстве определенных товаров, в производстве которых они имеют определенные преимущества; специализация делает возможным и необходимым международный обмен и кооперацию.
     Международное разделение труда является высшей ступенью развития территориального разделения труда, когда межрегиональное национальное разделение труда выходит за пределы  национальных границ. Оно выступает  как объективная предпосылка обмена между странами.
Международное разделение труда обусловливает  обмен товарами и услугами между  странами, его расширение и диверсификацию, возникновение международной торговли и мирового рынка, который представляет собой совокупное товарное обращение между странами или совокупность всех внешних рынков .
     Мировой рынок возникает на базе крупной  фабрично-заводской промышленности, продукция которой требует всемирного сбыта. Он является закономерным результатом  развития внутренних национальных рынков, которые вышли за государственные границы. Мировой рынок - это сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанных на международном разделении труда и других факторов производства. 
     Мировой рынок проявляется через международную торговлю, которая представляет собой совокупность внешней торговли всех стран и состоит из двух встречных потоков товаров - экспорта (вывоз) и импорта (ввоз). 
       Мировой рынок отличается от внутренних рынков прежде всего тем, что на этот рынок поступают не все товары, которые обращаются на национальных рынках. Мировой рынок выбраковывает из международного обмена товары, которые не отвечают международным стандартам качества при мировых ценах. Мировой рынок выступает сферой межгосударственного обмена, он оказывает обратное влияние на национальное производство, показывая что, сколько, при каких издержках и для кого нужно производить.


Рис. 1 

На рис.1 на условном примере показано взаимодействие трех стран посредством обмена товарами. Площади А, В, С представляют собой внутренние рынки этих стран. Площади в, с, а - это внешние рынки стран. В совокупности и во взаимодействии они представляют собой мировой рынок (с, а + в, а + с, в).
Характерной чертой мирового рынка является межгосударственное перемещение товаров. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Международное движение товаров. 

     Главным внешним признаком существования мирового рынка является передвижение товаров и услуг между странами.
 Международная торговля (international trade) — сфера международных
товарно-денежных отношений, представляющая собой совокупность внешней торговли всех стран мира. Применительно к одной стране обычно
используется  термин «внешняя торговля государства», применительно к
торговле двух стран между собой — «межгосударственная, взаимная, двусторонняя торговля», а применительно к торговле всех стран друг с другом — «международная или мировая торговля». Часто под международной торговлей понимают торговлю не только товарами, но и услугами. Услуги — это тоже товары, но зачастую не имеющие овеществленной формы и отличающиеся от товаров по ряду параметров, о которых речь пойдет ниже.
  Международная торговля состоит из двух встречных потоков товаров — экспорта и импорта и характеризуется торговым сальдо и торговым оборотом.
Экспорт (export/s) — продажа товара, предусматривающая его вывоз за границу.
Импорт  (import/s) — покупка товара, предусматривающая его ввоз из-за
границы.
Торговое  сальдо (trade balance) —разность стоимостных объемов экспорта
и импорта.
Торговый  оборот (trade turnover)— сумма стоимостных объемов экспорта и импорта.
По принятым в мире стандартам статистики международной  торговли ключевым элементом для признания торговли международной, продажи товара —экспортом, а покупки — импортом является факт пересечения товаром таможенной границы государства и фиксации этого в соответствующей таможенной отчетности. При этом меняет товар собственника или нет — значения не имеет.
Например, если компьютер продан (а по сути, передан) американским
подразделением IBM своему российскому подразделению, он считается
экспортом США  и импортом России, даже несмотря на то, что собственником товара осталась американская компания IBM. В теории платежного баланса, как мы увидим ниже, напротив, определяющим является смена товаром собственника, и продажа российского сырья филиалу американского предприятия, находящемуся в России, будет считаться российским экспортом, хотя сырье не пересекало границу.
     Экспорт и импорт являются двумя ключевыми понятиями, характеризующими международное движение товаров, которые применяются для всестороннего анализа международной торговли и для практических целей. Торговое сальдо и оборот, как их производные, имеют более узкое аналитическое и практическое значение и используются реже. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Равновесие на мировом рынке. 

     Если  исходить из предпосылки баланса  спроса и предложения, то графически понятия экспорта и импорта можно представить так, как показано на рис. 2. Баланс спроса и предложения на мировом рынке
     Страна I                        Мировой рынок                    Страна II

   PI
                  экспорт
     __________________ 
    
P _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _  _
                                        Q1                                                                                                                        
                                  
Представим, что  страны I и II в изоляции друг от друга производят и потребляют один и тот же товар. Спрос и предложение товара в стране I составляют DI и SI, а в стране II — соответственно DII и SII.
По горизонтальной оси показаны объемы производства товара QI, QI, по вертикальной — его внутренняя цена PI, PII соответственно в странах I и П. Рыночное равновесие спроса и предложения на товар достигается в точке Е1 в стране I, где цена товара составляет Р1, и точке Е2 в стране II, где цена товара составляет Р2. Поскольку Р1 < Р2, данный товар дешевле в стране I, чем в стране II, и, следовательно, стране I выгодно его экспортировать в страну II и получить от этого какую-то прибыль, а стране II выгодно его импортировать из страны I и тем самым сэкономить и снизить его закупки на внутреннем рынке. Из-за различия во внутренних ценах между странами I и II у страны I при любой цене на товар больше, чем Р1, возникает его избыточное предложение. У страны II при любой цене на товар меньше, чем Р2 возникает избыточный спрос на него.
Страны устанавливают торговые отношения.
Равновесная цена Р1 в стране I показывает, что в точке Е1 спрос на товар точно равен предложению и у страны I нет товара для экспорта. Тем самым определяется точка Р1' на кривой предложения на мировом рынке, показывающая минимальную цену, по достижении которой экспорта товара из страны I не будет. Для страны II равновесная цена Р2 показывает, что в точке равенства спроса и предложения Е2 стране не требуется никакого импорта товара, поскольку она обходится своими собственными ресурсами. Тем самым определяется точка Р2' на кривой спроса на мировом рынке, показывающая максимальную цену, по достижении которой импорт товара страной II прекратится.
Поскольку существуют только две страны, количество товара, экспортируемого страной I, должно соответствовать количеству товара, импортированного страной II. Или, что то же самое, избыточное внутреннее предложение в стране I должно быть равно избыточному внутреннему спросу в стране II, то есть графически А1В1 = A2В2, где А1 В1, представляет собой экспорт страны I, а А2 В2 — импорт страны II. Величина экспорта A1 В1 покажет вторую точку, определяющую кривую предложения товара на мировом рынке, а величина импорта А2 В2 покажет вторую точку, определяющую кривую спроса на товар на мировом рынке. Но поскольку количественно экспорт и импорт равны, то на графике мирового рынка они совпадут на отрезке РЕ, определив новое рыночное равновесие, которое достигается в точке Е при новом уровне мировой цены Р — равновесной цене товара на мировом рынке. Мировой спрос и предложение товара по этой цене определяются соответственно кривыми Dw и Sw.
Если возникнет ситуация, когда цена мирового рынка по каким-то причинам
поднимется выше уровня Р, расширив тем самым объем экспорта свыше A1 В1, то ограниченность спроса количественными рамками А2 В2 понизит цену до уровня Р. Если же цена мирового рынка почему-либо упадет ниже уровня Р, то количественно спрос на импорт товара превзойдет его количество, имеющееся для экспорта А1 В1 мировому уровню P.
На основе рассмотренного выше можно сделать следующие более общие
выводы:
• мировой рынок представляет собой сферу международного баланса
спроса и предложения  на товары, экспортируемые и импортируемые странами;
• размеры экспорта определяются размерами избыточного предложения товара, размеры импорта — размерами избыточного спроса на товары;
• факт наличия  избыточного предложения и избыточного спроса устанавливается
в процессе происходящего  на международном рынке сравнения внутренних
равновесных цен на одинаковые товары в различных странах;
• цена, по которой  осуществляется международная торговля, находится между минимальной и максимальной внутренними ценами равновесия, существующими
в странах до начала торговли;
• с одной  стороны, изменение мировой цены ведет к изменению количества
экспортируемых и импортируемых товаров на мировом рынке, с другой —
изменение количества экспортируемых и импортируемых товаров приводит к изменению мировой цены.
Итак, мировой  рынок стал закономерным результатом развития основанных
на разделении труда внутренних и национальных рынков товаров, которые вышли за государственные границы. Он представляет собой сферу устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанных на международном разделении труда, и других факторов производства. Мировой рынок проявляется через международную торговлю, представляющую собой совокупность внешней торговли всех стран мира и состоящую из двух встречных потоков товаров — экспорта и импорта.
Простейшая модель мирового рынка, называемая моделью  частичного равновесия, показывает основные функциональные взаимосвязи между внутренним спросом и предложением и спросом и предложением товаров на мировом рынке, определяет количественные объемы экспорта и импорта, а также равновесную цену, по которой осуществляется торговля. 
 

Глава II
1. Мировое хозяйство и международное движение факторов производства. 

     Развитие  мирового рынка товаров привело  на рубеже XIX-XX веков к
интенсификации  международного экономического общения, которое стало
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.