Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Цена, ее функции и виды

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.10.2012. Сдан: 2010. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     Введение. 

     Важная  роль цен в экономической жизни  определяется тем, что они являются основой всех экономических измерений, оказывают значительное влияние  на затраты и результаты деятельности всех хозяйствующих субъектов: и  предпринимательских структур, и  домашних хозяйств, и народного хозяйства  в целом. Цены определяют эффективность внешнеэкономической деятельности.
     Особое  место в системе рыночной экономики  занимают цены, ценообразование, ценовая политика, где свободные цены выступают основным регулятором пропорций общественного воспроизводства, хозяйственных отношений.
       Цена представляет собой экономическую категорию, означающую сумму денег, за которую продавец хочет продать, а покупатель готов купить товар.
     Цены  являются также важным объектом государственного регулирования, благодаря которому государство осуществляет свою политику и в условиях рынка. Поэтому овладение современной методологией ценообразования с учетом российских особенностей является неотъемлемым элементом формирования квалифицированных специалистов в области экономики и управления.
     Высокая цена означает, что вещь дорогая, и  ее покупка требует больших денежных затрат, низкая цена означает дешевизну и меньшую нагрузку на карман покупателя. Однако цена, а точнее, цены, вся их совокупность представляют собой не только индивидуальную, личную, но и общественную, социальную категорию. Они регулируют как отдельные покупки и продажи товаров потребителям, так и экономические процессы в целом, включая производство, распределение товаров, обмен или потребление благ, оказание услуг. Здесь уже все цены, вместе взятые, с учетом их формирования и изменения действуют как общий, единый, целостный ценовой механизм.
     Эта функция цен и их воздействие  на экономику в масштабах не только личности и семьи, но и предприятия, отрасли, территории, страны гораздо меньше известны обывателю.
     Далеко  не все знают, что в экономике  применяются десятки миллионов цен, что под единым понятием «цена» понимается множество разновидностей цен, включая оптовые, розничные, регулируемые, договорные, свободные рыночные, государственные, контрактные, прогнозные, проектные, лимитные, мировые и ряд других.
     Будучи  широко употребительными в экономике  любого типа (централизованной, рыночной, смешанной), цены формируются и действуют  в разных экономиках по-разному. В  соответствии с коммунистической чисто распределительной доктриной экономика вообще может обойтись без денег, а следовательно, и без цен, тогда как рыночная экономика без цен становится бессмысленной.
     Цены, несомненно, представляют собой тонкий, гибкий инструмент и в то же время довольно мощный рычаг управления экономикой, хотя их реальные возможности воздействия на экономику вообще и на уровень жизни в частности намного меньше надежд, возлагаемых на цены, на ценовой механизм людьми. В директивно управляемой экономике цены используются как внешний регулятор, инструмент воздействия со стороны правительства, тогда как, в рыночной, они образуют часть системы саморегулирования.
     Целью данной работы является определение понятия цены, ее классификация, экономическое содержание, а также рассмотрение системы цен и признаков, лежащих в ее основе.
    Экономическое содержание цены.
 
     Цены  и ценообразование являются одним  из ключевых элементов рыночной экономики. Цена – сложная экономическая  категория. В ней пересекаются практически  все основные проблемы развития экономики, общества в целом. В первую очередь это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, к созданию, распределению и использованию ВВП и национального дохода.
     Существуют  две основные теории цены. По мнению сторонников одной теории, цена товара выражает его стоимость. Сторонники другой теории считают, что цена товара представляет собой сумму денег, которую покупатель готов заплатить за товар определенной полезности. Отсюда цена – денежное выражение стоимости товара.
      Понятие и сущность цены.
     Цена  – экономическое понятие, существование  и важность которого никому не надо объяснять и доказывать. С детских  лет, как только человеку приходится наблюдать, или самому участвовать в покупке, он на бытовом уровне воспринимает, что такое цена и какую роль она играет в его жизни и жизни других людей.
     Высокая цена означает, что вещь дорогая  и ее покупка требует больших  денежных затрат, низкая цена означает дешевизну и меньшую нагрузку на карман покупателя. Однако цена, а  точнее, цены, вся их совокупность представляют собой не только индивидуальную, социальную категорию. Они регулируют как отдельные  покупки и продажи товаров  потребителям, так и экономические  процессы, в целом, включая производство, распределение товаров, обмен или потребление благ, оказание услуг. Здесь уже все цены, вместе взятые, с учетом их формирования и изменения действуют как общий, единый, целостный ценовой механизм.
     Эта функция цен и их взаимодействие на экономику в масштабах не только личности и семьи, но и предприятия, отрасли, территории, страны гораздо  меньше известны обывателю.
     Далеко  не все знают, что под единым понятием «цена» понимается множество разновидностей цен, включая: оптовые, розничные, регулируемые, договорные, свободные рыночные, государственные, контрактные, прогнозные, проектные, лимитные, мировые и ряд других.
     Будучи  широко употребительными в экономике  любого типа (централизованной, рыночной, смешанной), цены формируются и действуют  в разных экономиках по-разному. В  соответствии с коммунистической чисто  распределительной доктриной экономика  вообще может обойтись без денег, а следовательно, и без цен, тогда  как рыночная экономика без цен  становится бессмысленной.
     Цены, несомненно, представляют собой тонкий, гибкий инструмент и в то же время  довольно мощный рычаг управления экономикой, хотя их реальные возможности воздействия  на экономику вообще и на уровень  жизни в частности намного  меньше надежд, возлагаемых на цены, на ценовой механизм людьми. В директивно управляемой экономике цены используются как внешний регулятор, инструмент воздействия со стороны правительства, тогда как в рыночной они образуют часть системы саморегулирования.
     В ценовом механизме следует различать  и выделять две взаимодействующие  части. Это, с одной стороны, сами цены, их виды, структура, величина, динамика изменения и, с другой – ценообразование  как способ, правила установления, формирования новых цен и изменения  действующих. Ценообразование, с которым  люди знакомы гораздо меньше, чем  с ценами, выступает активно, задающей частью всего ценового механизма. Оно, собственно, и предопределяет величину цены. Но чаще всего ценообразование от нас скрыто, а цены мы видим наяву. Цены и ценообразование составляют в своем единстве ценовой механизм.
     Под общим широко распространенным названием  «цена» понимается комплекс экономических  понятий, входящий в единую синтетическую  систему. Реально под одним наименованием  «цена» существует, как упоминалось  выше, множество ее видов, различающихся  между собой назначением, областью применения, способом формирования.
     Дать  общее, единое определение понятия  «цена» столь же сложно, как найти  всеобщую дефиницию термина «деньги». Тем более что эти понятия  тесно связаны между собой  и что термин «цена» производен от слова «деньги». Для потребителя, покупателя такое утверждение может  показаться странным. С позиции покупателя, приобретающего товары по определенным ценам, все представляется предельно  ясным. Для покупателя цена – это  количество денег, которое ему приходится платить за единицу товара, за вещь, за услугу. Для продавца – это  количество денежных единиц, которое  можно получить за продаваемую вещь. В принципе, эти естественные, эмпирические определения вполне корректны.
     Однако  подобные простейшие определения не дают ключ к пониманию, каковой должна быть цена, как она зарождается, как  действует ценовой механизм.
     Простое наблюдение отдельных цен и даже покупки по этим ценам рождают  скорее эмоциональное, чем объективно-научное  восприятие. В обыденном сознании чаще всего рождается не только частное, узкое, но и искаженное видение цены.
     Поэтому нам предстоит глубже вникнуть в  сущность понятия «цена», рассмотреть  разнообразные виды и функции  цен, изучить механизм формирования цен, способы их определения.
     Цена, как и деньги, есть историческая категория, возникшая и сформировавшаяся в процессе зарождения и развития обмена. Уже в ходе простейшего  натурального обмена приходится по сути использовать цены как обменные пропорции, обеспечивающие эквивалентность обмена. Когда древний каменотес обменивал один каменный топор на два горшка гончара, он исходил из того, что цена горшка равна половине топора. Это были своеобразные товарные цены, проявляющиеся в пропорциях обмена. Такая цена еще не универсальна и выражена для каждой из обменивающихся сторон в разных единицах.
     Появление товарных, а затем металлических  и бумажных денег породило возможность  выражать цену в одних и тех  же единицах товарного эквивалента, используемого в качестве средства платежа. Теперь уже и продавец и  покупатель видят в цене товара количество денежных единиц, которое можно получить или приходится платить за единицу товара.
     Денежная  цена расставляет, казалось бы, все  по своим местам. Но возникает новая, на этот раз, видимо, вечная проблема: «Сколько же денежных единиц того или иного  вида следует платить за единицу  того или другого товара?» Короче говоря, пришлось задуматься о способе  определения цены. И само понятие  цены как пропорции обмена попало под сильное влияние методов  ее установления, то есть механизм.
     О ценах стали говорить и писать не столько с позиций их сути и  назначения, сколько с точки зрения способов их формирования, определения. Восприятие цены все более ассоциировалось  с эпитетами, сопровождающими это  слово: «государственная», «рыночная», «твердая», «договорная» и тому подобными. Смысл цены так или иначе связывается  с ценообразующими  факторами, влияющими на ее величину.
     Целесообразно разделять два подхода к формированию цен: рыночный и производственный (затратный). При первом подходе определяющим фактором ценообразования является конъюнктура рынка, спрос и предложение товара. При втором – в основу установления цены товара кладутся производственные затраты, прежде всего трудовые, связанные с созданием, выпуском товара.
     В рамках рыночного подхода приемлемо  следующее определение:
     Цена  – это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена.
     В такой формулировке выделяются два  основных акцента. Во-первых, подчеркивается непосредственная связь цены товара с ценностью, полезностью, которой  он обладает как объект потребления. Во-вторых, согласно такой трактовке  цена товара проявляется как экономическая  сущность только в условиях его обмена на деньги или другой товар. Так что  вне рынка, без купли-продажи о  цене говорить не приходится, цену способен установить только рынок.
     Иные  позиции в отношении сути цены свойственны производственному  подходу, опирающемуся на связь цен  с факторами – производства в  целом и с главным фактором – трудом. Для такого подхода  типична следующая формулировка:
     Цена  есть денежное выражение стоимости  товара.
     В таком определении центр тяжести  перенесен на понятие «стоимость». Согласно трудовой теории стоимости, берущей  начало в трудах А. Смита и Д. Рикардо  и развитой затем К. Марксом, стоимость  определяется затратами труда на производство товара, то есть имеет  трудовую природу.
     Чтобы обойти многочисленные трудности количественного  измерения стоимости в ее трудовом восприятии, К. Маркс вынужден был  ввести понятие «абстрактный и конкретный труд», «общественно необходимые затраты  труда», но при этом стоимость продолжала оставаться теоретической категорией.
     Практическая  связь между стоимостью и ценой  была проложена посредством применения затратного принципа, в рамках которого величина цены определяется посредством  изменения суммарных затрат всех факторов на производство единицы товара в денежном выражении, именуемых  издержками производства, то есть цена равна средним издержкам. Прибавление  к издержкам определенной величины прибыли приводит к установлению искомой цены.
     Приходится  отмечать, что «стоимостный» подход к цене в его трудовой трактовке  обладает естественной ограниченностью  вследствие применимости только к продуктам  труда. На основании этого подхода  не представляется возможным устанавливать  цены предметов, вещей, не являющихся результатами человеческого труда, скажем, земли, природных богатств. В рамках производственного  подхода считается, что они не обладают трудовой, меновой стоимостью и, следовательно, ценой. В этом отношении  рыночный подход более универсален  и конструктивен.
       
       1.2.  Виды цен, их структура
       Все цены, действующие в экономике, взаимосвязаны  и образуют систему.  Система цен  характеризует собой  взаимосвязь и взаимоотношения различных видов продукции. Она складывается из различных элементов, среди которых можно выделить как отдельные цены, так и определенные их группы. Взаимосвязь цен обусловлена зависимостью отдельных предприятий, производства в целом и отраслей друг от друга, единым процессом формирования затрат на производство и другими факторами. Поэтому повышение или понижение одной цены может вызвать изменения в уровне других цен. По ряду признаков цены подразделяются на отдельные виды. Рассмотрим основные, широко распространенные виды цен.
     1). Виды цен в зависимости от сфер торговли.
     На  цены накладывает отпечаток вид  торговли товарами и услугами, посредством  которого реализуются товары, масштабы торговых операция и характер реализуемого товара. По этим признакам цены делятся  на оптовые, розничные, закупочные и  тарифы.
     Оптовыми называются цены, по которым продукция реализуется крупными партиями, в условиях так называемой оптовой торговли. Система оптовых цен применяется в торгово-сбытовых операциях между предприятиями, а также при реализации продукции через специализированные магазины и сбытовые конторы оптовой торговли, на торговых биржах и в любых других торговых организациях, продающих товары оптом, в значительном количестве.
  В сложившейся российской торговой практике было принято различать цены применительно  к продукции производственно-технического назначения и так называемые отпускные  цены применительно к продукции  потребительского назначения.
     Обычно  по оптовым ценам предприятия-производители  реализуют продукцию либо друг другу, либо торговым посредникам. Чаще всего  необходимость в оптовой продаже  возникает, когда производство продукции  локализовано в ограниченном количестве пунктов, а сфера потребления  имеет обширный радиус.
     Розничными принято называть цены, по которым товары продаются в так называемой розничной торговой сети, то есть в условиях их продажи индивидуальным покупателям, при относительно небольшом объеме каждой продажи. По розничным ценам обычно реализуются товары народного потребления населению и в меньшей мере – предприятиям, организациям, предпринимателям.
     Посредством торговли по розничным ценам чаще всего обслуживаются конечные потребители, домашние хозяйства,  граждане.
     Розничная цена обычно выше оптовой на величину торговой надбавки, за счет которой  компенсируются издержки обращения  в розничной торговле и создается  прибыль организаций и учреждений розничной торговли.
     Закупочные  цены – это цены государственных закупок продукции у предприятий, организаций, населения. В российской экономической практике были и в определенной степени продолжают быть распространенными государственные закупки сельскохозяйственной продукции у ее производителей по закупочным ценам для продовольственного снабжения городского населения, районов Крайнего Севера, армии и создания государственных резервов. Однако в принципе термин «закупочные цены» можно трактовать гораздо более широко, применительно ко всем видам государственных закупок.
     Определенной  спецификой обладают цены на услуги, представляющие виды деятельности, при которых не создается продукт в его материально-вещественной форме, но изменяется качество имеющегося продукта. Чаще всего производство услуги совпадает с началом ее потребления. Специфичность услуг  как вида деятельности накладывает  отпечаток на формирование ценна  услуги, именуемых тарифами (расценками). При установлении тарифов на услуги учитывается не только объем работ, но и временной фактор, существенную роль играет качество. Типичными примерами тарифов являются уровень оплаты коммунальных и бытовых услуг, плата за телефон, за пользование радио и телевидением.
     2). По степени и способу регулирования различаются:
       1. Регулируемые цены — устанавливаются под контролем государства или местных органов власти РК.
       Выделяются прямые и косвенные методы регулирования. Прямое 
регулирование осуществляется путем установления фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности. Косвенное регулирование предполагает воздействие на цены посредством изменения налогов и процентных ставок.

    Договорно-контрактные цены определяются по соглашению сторон. При этом продавец и покупатель, заключая договор-контракт, принимают на себя определенные обязательства.
    Фиксированные твердые цены — устанавливаются органами ценообразования или другими государственными учреждениями. Они назначаются по ограниченному кругу товаров.
    Свободные цены — освобождены от ценового вмешательства государства. Они формируются под воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения.
       Наряду  с перечисленными основными видами цен в практике хозяйствования применяется  ряд других видов цен, которые  выделяются по самым разнообразным признакам.
3.По степени обоснованности различают:
    Базисные цены — применяются в качестве исходной базы при установлении цены на аналогичные изделия. Их использование необходимо в связи с естественным изменением многих цен, с процессами инфляции.
    Прейскурантные цены — фиксируются в документальной форме в виде прейскурантов, т. е. указателей цен.
    Фактические цены сделок — в них учитывается применение различных наценок, скидок к базисной цене.
    С учетом фактора времени выделяют:
    Постоянные цены, срок действия которых заранее не оговорен.
    Сезонные цены — вид закупочных или розничных цен на товары. Носят сезонный характер. Такая цена определяется путем применения скидок (надбавок) с первоначальной продажной цены и действует в течение определенного периода времени (сезона).
    Ступенчатые цены — ряд последовательно снижающихся цен, которые уменьшаются в заранее обусловленные моменты времени по предварительно определенной шкале.
      По способу получения информации об уровне цен среди них обособляют:
    Справочные цены публикуются в каталогах, прейскурантах, экономических журналах, справочниках и другой специальной литературе. Они используются в качестве ориентировочной информации при установлении цен на аналогичную продукцию или при анализе уровней и соотношений цен.
    Прейскурантные цены — особый вид справочных цен, которые публикуются в прейскурантах фирм-продавцов.
    Расчетные цены применяются в договорах, контрактах на нестандартное оборудование, которое изготовляется по индивидуальным заказам. Такие цены рассчитываются и обосновываются поставщиком для каждого конкретного заказа с учетом его технических и коммерческих условий.
6. В зависимости от вида рынка различают:
    Аукционные цены от публичной продажи по максимально предложенному уровню на предварительно осмотренную покупателем партию товара (лот). Они устанавливаются в результате изменения соотношения между спросом и предложением.
    Биржевые котировки — цена стандартизированного однородного товара (в том числе ценных бумаг), который реализуется через биржу.
    Цены торгов — цены особой формы специализированной торговли. Эта форма торговли основана на выдаче заказов на поставку товаров или получение подрядов на производство определенных работ по заранее объявленным в специальном документе (тендере) условиям.
7. В зависимости от территории продаж бывают:
    Единые цены — действуют на всей территории страны; устанавливаются и регулируются государством.
    Региональные цены — формируются на отдельных территориях страны. К ним относятся цены на сельскохозяйственную продукцию и сырье, газ, электроэнергию.
      3. Местные цены — устанавливаются на продукцию, которая как производится, так и потребляется в данном регионе.
           8. По условиям поставки и продажи выделяют:
    Цены-нетто — цены на месте купли-продажи.
    Цены-брутто (фактурные) — цены, которые определяются с условием купли-продажи (т. е. с учетом вида и размера налогов, наличия и уровня скидок, условий страхования).
       Классификация цен позволяет выработать эффективные  методы ценообразования, которые реально отвечают требованиям, как производителя, так и потребителя.
       9. Классификация цен в зависимости от степени новизны товара.
     В соответствии с этим признаком различают  цены на новые товары и товары, реализуемые  на рынке относительно долгое время.
     По  новым товарам практикой рыночного  ценообразования многих стран выработаны определенные виды и методы образования цен.
     При выпуске на рынок нового товара предприятие  или фирма выбирает, как правило, одну из двух альтернативных стратегий  – «снятия сливок» или «проникновения на рынок».
       1. Цена «снятия сливок». Согласно этому методу, с самого начала изготовления и появления нового товара на рынке, на него устанавливается максимально высокая цена в расчете на потребителя, готового купить этот товар по такой цене.
     Цена  снижается лишь после того, как  спрос по максимальной цене оказывается удовлетворенным. Снижение цены позволяет увеличить зону продажи – привлечь новых покупателей.
     Преимущества  метода «снятия сливок»:
     1) высокая цена обеспечивает достаточно  большой размер прибыли даже при существенных издержках в первый период выпуска товара;
     2) высокая цена позволяет сдерживать  покупательский спрос, так как  при более низкой цене предприятие  (фирма) не смогло бы полностью удовлетворить потребность в товаре в связи с ограниченностью своих производственных возможностей;
     3) высокая первоначальная цена  способствует созданию «имиджа»  качественного товара, что может  в дальнейшем существенно облегчить его реализацию при снижении цены;
     4) повышенная цена способствует  увеличению спроса на престижный товар;
     5) ошибка в завышенной цене может  быть исправлена путем ее снижения – покупатели более благосклонно относятся к снижению цены, нежели к ее повышению.
     Основным  недостатком этой стратегии ценообразования  является то, что высокая цена привлекает конкурентов. Поэтому цену «снятия  сливок» можно успешно использовать при определенном ограничении конкуренции. Условием успеха является также достаточный  спрос.
     2. Цена «проникновения (внедрения) на рынок». С помощью этого метода предприятие (фирма) устанавливает значительно более низкую цену по сравнению с ценами на аналогичные товары конкурентов. Использование такой цены направлено на то, чтобы привлечь максимальное число покупателей и занять как можно большую долю рынка. Такая стратегия возможна при больших объемах выпуска товаров, которые позволяют возмещать общей массой прибыли потери ее на отдельном изделии. А это, в свою очередь, требует значительных финансовых затрат, что делает цену «проникновения на рынок» почти неприемлемой для мелких и средних предприятий (фирм), не располагающих такими финансовыми возможностями. Использование этого метода дает эффект при эластичном спросе, а также при условии, что рост объемов производства обеспечивает снижение издержек.
     3. «Психологическая» цена. Устанавливая цену, продавец должен учитывать психологию восприятия цены покупателем. «Психологическая» цена на товар обычно чуть ниже круглой суммы. Многие маркетологи уверены, что цена должна обязательно выражаться нечетным числом. Например, 99, а не 100 руб., 599, а не 600 руб. и т.д. В результате у покупателя создается впечатление: а) очень точного определения затрат на производство и невозможности обмана; б) более низкой цены, уступки покупателю и выигрыша для него. Учитывается также и другой психологический момент: покупатели любят получать сдачу.
     В действительности в выигрыше остается продавец: количество проданных товаров  и соответственно сумма полученной прибыли у него возрастают.
     4. Цена «следования за лидером» в отрасли или на рынке. В соответствии с этой стратегией ценообразования цена на товар устанавливается примерно на уровне цены главного конкурента – как правило, ведущей фирмы отрасли, доминирующей на рынке. При этом цена не должна превышать цену, предлагаемую лидером, т.е. главным конкурентом. На взаимозаменяемую продукцию (бензин) устанавливается одинаковая цена. Если товары близки друг другу по потребительским характеристикам (автомобили), то в ценах могут быть некоторые различия. Лидерство в ценах обеспечивается только в том случае, если фирма имеет явные преимущества перед конкурентами, либо по объемам производства товаров, либо по уровню издержек.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.