Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
контрольная работа Компетентностный подход к определению содержания образования
Информация:
Тип работы: контрольная работа.
Добавлен: 13.10.2012.
Год: 2012.
Страниц: 5.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
?Федеральное агентство по образованию Нижнетагильская государственная социально-педагогиче кая академия Институт психолого-педагогиче кого образования Кафедра возрастной педагогики
Компетентностный подход к определению содержания образования
Контрольная работа № 1 По дисциплине «Теоретическая педагогика»
Выполнил: студентка 312 гр. Агафонова А.А.
Проверил: доцент кафедры ВП Овчинникова Л.Н.
Нижний Тагил
Содержание
Введение. 3 Понятие «компетенция»,«компе ентность», их соотношение. 4 Этапы исследования компетентности как научной категории применительно к образованию. 6 Компетентностный подход к определению содержания образования. 8 Ключевые компетентности, их классификации. 9 Заключение. 10 Список литературы.
Введение.
Существует множество различных мнений о понятиях «компетенции» и «компетентности», о необходимости внедрения их в содержание образования. Главной сегодняшней задачей, по выражению одного из крупнейших теоретиков и практиков образования взрослых, американского ученого М. Ноулза, стала «производство компетентных людей, таких людей, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, и…чья основная компетенция заключалась бы в умении включиться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни». Один из авторов компетентностного подхода в английском образовании – Джон Равен считает, что понятие компетентности не содержит каких – либо принципиально новых компонентов, не входящих в объем понятия «умение». Поэтому все разговоры о компетентности и компетенции ему представляются несколько искусственными, призванными скрыть старые проблемы под новой одеждой. Попробуем разобраться в этих понятиях и их содержаниях, рассматривая мнение других авторов.
Понятие «компетенция», «компетентность», их соотношение.
В педагогической литературе часто используются термины «компетенция», «компетентность». Их широкое применение вполне оправдано особенно в связи с необходимостью модернизации содержания образования. Например, в Стратегии модернизации содержания общего образования читаем: «…основными результатами деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе. Речь идет о наборе ключевых компетенций учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах». Есть специальные статьи, посвященные этому вопросу. Но посмотрим в Толковый словарь русского языка: Компетентность-осведомленность, авторитетность. Компетенция: 1. Круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом. 2. Круг полномочий, область подлежащих чьему-нибудь ведению вопросу, явлений.
И. Л. Пересторонина указывает на то, что профессиональная компетентность учителя представляет собой совокупность профессионально-педаг гических компетенций: 1. социально – психологическая компетенция, связанная с готовностью к решению профессиональных задач; 2. коммуникативная и профессионально– коммуникативная компетенции; 3. общепедагогическая профессиональная компетенция (психолого-педагогич ская и методическая); 4. предметная компетенция в сфере учительской специальности; 5. профессиональная самореализация. Под компетенцией понимается совокупность качеств личности, а также знаний, умений и навыков. Соотношение понятий представлено в таблице (1):
Этапы исследования компетентности как научной категории применительно к образованию.
Достижение профессиональной успешности связано с обеспечением необходимого уровня профессиональной компетентности. В модели обучения С. А. Дружилов выделяет четыре стадии, характеризующие процесс профессионального обучения, начиная от стадии первоначального знакомства с новым материалом, заканчивая стадией сформированной профессиональной компетентности: 1. Бессознательная некомпетентность – у человека нет необходимых знаний, умений, навыков, и он не знает об их отсутствии или вообще о возможных требованиях к таковым для успешной деятельности. Эта стадия характеризуется следующей профессиональной самооценкой: «Я не знаю, что я не знаю». Когда человек осознает недостаток знаний, умений, навыков, необходимых для данной деятельности, он переходит на вторую стадию; 2. Сознательная некомпетентность – человек осознает, что ему не хватает профессиональных знаний, умений, навыков. Здесь возможны два исхода: а) конструктивный, т.е. осознание субъектом своей профессиональной некомпетентности и способствует повышению его мотивации на приобретение недостающих профессиональных знаний, умений, навыков. б) деструктивный, т.е. появление у субъекта чувства неуверенности в своих силах, психологического дискомфорта, повышенной тревожности и др. Рефлексия: «Я знаю, что я не знаю». 3. Сознательная компетентность – человек знает, что входит в структуру и составляет содержание его профессиональных знаний, умений, навыков и может их эффективно применять. Рефлексия: «Я знаю, что я знаю». 4. Бессознательная компетентность – профессиональные навыки полностью интегрированы, встроены в поведение; профессионализм является частью личности. Эта компетентность характеризует уровень мастерства. Однако именно при этой стадии велика опасность профессиональной деформации
Компетентностный подход к определению содержания образования.
Г. Г. Скоробогатова, доцент МИОО, Москва, рассуждая о компетентности и компетенции, считает, что образование в своей качественной характеристике – это не только процесс или система, но еще и результат присвоения личностью ценностей, которые рождаются в процессе компетентностного подхода. Сам результат присвоения знаний школьниками и будет определять их компетентность. Образовательная компетентность реальна, относится к личности, существует «здесь и сейчас». С ней могут происходить аффективные трансформации, она имеет эмоциональную окраску. Состав образовательной компетенции конкретизируется в том числе на уровне учебных предметов. В «Обязательном минимуме содержаниея образовательных программ», а также в «Требованиях к уровню подготовки выпускников» для каждой ступени обучения и каждого предмета определяются ее элементы. Образовательная компетентность является следствием личностно- ориентированного обучения, поскольку относится к личности учащегося и формируется только в процессе выполнения им определенного комплекса действий. Из вышесказанного можно заключить, что компетентностный подход к определению содержания образования вполне разумен и оправдан.
Ключевые компетентности, их классификации.
Модифицируя понятия «компетенция» и «компетентность» в педагогическом контексте, можно построить специальную терминологическую конструкцию: « образовательная компетенция»- уровень развития личности учащегося, связанный с качественным освоением содержания образования, ключевая часть которой проходит через все образовательные области и призваны объединить их в единое, целостное содержание. Аналогично строим термин «образовательная компетентность»-спос бность учащегося осуществлять сложные культуросообразные виды деятельности. Видим, что образовательная компетентность- это уже сложившееся личностное качество. Ключевая часть относится к общепредметному содержанию образования и составляет его главную составляющую. Основной компетентностью, которая формируется к концу основной школы, является способность к созданию собственного продукта, выполненного и представленного с ориентацией на восприятие другим человеком. Такое понимание компетенции может быть конкретизировано как: ? Социальная компетентность – способность действовать в социуме с учетом позиций других людей; ? Коммуникативная компетентность – способность вступать в коммуникацию, с целью быть понятым. ? Предметная компетентность – способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры.
Заключение.
«Компетенция» и «компетентность» уже широко используются в других видах жизнедеятельности человека и обозначают высокое качество его профессиональной деятельности. Этот же смысл данным понятиям придает и педагогика для описания качества подготовки своих клиентов. Давайте спросим себя, а какие термины «ближе» всего к отмеченному свойству выпускников школы? Возможно, при всех неудобствах, связанных с привычным нам пониманием этих слов, новые термины обозначают направления развития (или модернизации) российского образования. Возможно, компетенции и компетентности в дальнейшем опишут сложную структуру культуросообразности деятельности школьников и принесут инновационный характер в развитие содержания образования.
Список литературы.
1. Дружилов С. А. Обучение и стадии профессиональной компетентности/ Непрерывное образование как условие развития творческой личности. Сб. по мат – лам Фестиваля педагогического творчества. 2000г., г. Новокузнецк. 2. Пересторонина И. Л. Особенности формирования профессиональной компетентности будущего учителя при изучении второго иностранного языка / Научное исследование и российское образование: идеи и ценности 21 века ., 2003г. 3. Равен Дж. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы. 1999г.4. Толковый словарь русского языка / сост. С. И. Ожегов и др. – М.: ОГИЗ, 1936. 2