Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
курсовая работа Институты государственной собственности
Информация:
Тип работы: курсовая работа.
Добавлен: 13.10.2012.
Год: 2012.
Страниц: 14.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Министерство
образования и науки Российской
Федерации
Федеральное
государственное бюджетное образовательное
учреждение
высшего профессионального образования
«Кубанский
государственный технологический
университет»
Факультет
экономики, управления и бизнеса
Кафедра
экономической теории
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по дисциплине
«Институциональня экономика»
на тему:
«Институты государственной собственности»
Выполнила
студентка группы 11-ЭБ-МН3 Чувилко
Вероника Александровна
Допущена
к защите
Научный
руководитель
___
Нормоконтролер
работы
___
(подпись,
дата, расшифровка подписи)
Защищена
___
Оценка ___
(дата)
Члены
комиссии ______
_________ (подпись, дата, расшифровка
подписи)
2011
Реферат.
Курсовая работа, 41 с., 2 гл., 20 источников.
Объектом в курсовой работе
являются институты государственной
собственности.
Предметом являются санкционированные
отношения, складывающиеся в процессе
формирования государственной собственности,
а также в процессе её дальнейшего
развития.
Цель данной курсовой работы заключается
в определении и анализе институтов государственной
собственности.
В соответствии с целью поставлены
следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность теории
прав собственности;
- провести анализ институтов государственной
собственности;
- выявить проблемы государственной собственности
в России;
- дать оценку институтам государственной
собственности в России.
Исследование институтов права
собственности в современной экономической
науке даёт нам понять, что право собственности,
как центральный институт любой системы
права, в той или иной степени регулирует
все экономические отношения входящие
в основу общества.
К.Маркс и Ф.Энгельс отмечали важнейшую
роль собственности в обществе, подчеркивая,
что во всяком революционном движении
выходит на первое место вопрос о собственности,
как основной вопрос движения.
Основной целью процесса законодательного
регулирования отношений государственной
собственности, является разработка системы
правовых норм, закрепляющих и регулирующих
режимы осуществления всей совокупности
правомочий собственника: владения, присвоения,
пользования, распоряжения, разработка
системы правил и механизмов их реализации,
а также мер и способов охраны и защиты
собственности.
Содержание
Введение……….………………..5
Глава
1. Теория прав собственности……….8
1.1. Собственность и право собственности………...8
1.2. Объекты и субъекты права собственности………..11
1.3. Содержание права собственности………...……..16
1.4. Режимы прав собственности……………….20
Глава
2. Институт государственной собственности
в России………..23
2.1. Государственная собственность
в российской экономике…….……23
2.2. Анализ института государственной
собственности в России………29
Заключение……………….37
Список
используемой литературы………...40
Введение
Право собственности - неотъемлемая
часть гражданского законодательства
любого развитого государства. Право собственности
в любой правовой системе общества выступает
как центральный правовой институт. Оно
юридически закрепляет и регулирует отношение
собственности.
Когда экономические отношения по принадлежности
(присвоенности) материальных благ, прежде
всего, средств производства, и в связи
с этим по владению, пользованию и распоряжению
этими благами закрепляются и охраняются
правом в данном обществе, собственность
выступает в юридическом смысле, то есть
как право собственности. Поэтому, можно
сказать, что в системе права любого классового
общества право собственности является
основным институтом, характеризующим
всю данную систему права.
Оно не только закрепляет существующую
в обществе систему распределения материальных
благ, но и опосредствует юридически, наряду
с другими правовыми институтами, общественные
отношения людей в процессе производства,
распределения, обмена и потребления материальных
благ.
Государственная собственность существует
в разных странах мира в неодинаковых
объемах. В России исторически доля государственной
собственности была велика. Нынешний ее
объем остается достаточным, но множество
нареканий вызывают размытая структура
государственной собственности и низкий
уровень управления ею.
Таким образом, право собственности,
как центральный институт любой
системы права, в той или
иной степени регулирует все
экономические отношения входящие
в основу общества.
Данная работа посвящена рассмотрению
законодательного и экономического регулирования
института права государственной собственности.
Для раскрытия темы, хотелось бы рассмотреть
понятие государственной собственности
как экономической категории, его соотношение
с понятием права государственной собственности
и то, как это урегулировано законодательством
на данном этапе развития правовой системы
России.
Актуальность этой темы заключается
в том, что существование человеческого
общества немыслимо без экономических
отношений собственности, которые, в свою
очередь, не могут существовать в развитом
обществе без их правого закрепления.
Цель данной курсовой работы
заключается в определении и
анализе институтов государственной
собственности.
В соответствии с целью поставлены
следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность
теории прав собственности;
- провести анализ институтов
государственной собственности;
- выявить проблемы государственной
собственности в России;
- дать оценку институтам государственной
собственности в России.
Объектом в курсовой работе
являются институты государственной
собственности.
Предметом являются санкционированные
отношения, складывающиеся в процессе
формирования государственной собственности,
а также в процессе её дальнейшего развития.
Структура данной работы определяется
её целью и задачами. Она состоит
из введения, двух глав, заключения
и списка литературы.
Во
введении обоснована актуальность темы
курсовой работы и её важность, сформулированы
цели и задачи, определены объект и предмет
исследования.
В
первой главе рассмотрены теоретические
основы государственной собственности,
а именно: основные понятия и сущность
институтов государственной собственности,
объекты и субъекты права собственности,
режимы прав собственности.
Во
второй главе проведён анализ институтов
государственной собственности в России.
В
заключении приводятся краткие выводы.
Глава 1.Собственность как объект исследования
институциональной экономической теории
1.1.Собственность
и право собственности
«Собственность» является одной из наиболее
изученных категорий, как экономической,
так и юридической наукой. Это объясняется
особой важностью для общества отношений
собственности, и, следовательно, необходимостью
их правового регулирования. Как известно,
собственность представляет собой материальную
основу жизнедеятельности любого общества.
Чаще всего под собственностью
понимают отношения присвоения
определённого имущества (материального
блага) конкретным лицом (лицами) и одновременное
отчуждение данного имущества (блага)
от всех иных лиц.
Эти отношения складываются из
двух составляющих: отношение индивида
(или коллектива) к присвоенному
конкретному материальному благу как
к своему. И отношение всех иных лиц к данному
материальному благу как к чужому.
К.Маркс и Ф.Энгельс отмечали
важнейшую роль собственности
в обществе, подчеркивая, что во
всяком революционном движении выходит
на первое место вопрос о собственности,
как основной вопрос движения.
Но несмотря
на свою важнейшую роль, первоначально
собственность не получила научного
определения. Известно, что древние
римляне не проводили различия между
собственностью и правом собственности.
Когда в их работах и почти всех последующих
юристов стояло слово «собственность»,
то, как правило, имелось в виду право собственности
исключительно.
А.Тьер определял собственность
как «естественный инстинкт взрослого
человека, ребёнка, животного, единственная
цель и необходимая награда труда»[15,c.139].
Заслуживает внимания классическая
трудовая теория Д. Локка, полагавшего,
что собственность является самостоятельной
ценностью вне договорных отношений.
«Закон разума» устанавливает
правило, согласно которому вещи должны
принадлежать тем, кто затратил на них
собственный труд, даже, несмотря на то,
что до этого иные лица обладали на вещи
правом собственности.
В конечном счете, человек отгораживал
своим трудом собственность от
общего достояния (в первую очередь
земельный участок). Со временем появляются
границы между земельными участками, и
возникает необходимость в утверждении
собственности путем договора и соглашения.
Договоры носили произвольный характер
и к содержанию самой собственности никакого
отношения не имели. Понимание собственности
Локк обосновывал тем, что человек - господин
и владелец своей собственной личности,
а, следовательно, владелец своих действий
и своего труда. Труд выступает как источник
права собственности.
Можно выделить ряд функций собственности:
1)собственность главная и незаменимая
мотивационная основа активной,
в том числе творческой, созидательной
деятельности человека, прежде всего,
в области производства, экономики.
2)собственность является силой,
обременяющей собственника социальной
ответственностью за результаты использования
своего имущества, за успех своего дела;
3)собственность как средство
удовлетворения интересов и потребностей
человека.
Итак, по своей сути собственность
является категорией экономической,
социальной, не лишенной духовной сути.
Собственность – это отношение лица к
принадлежащей ему вещи, как к своей, которое
выражается в полном господстве над ней.
Одним из специфических признаков
права собственности, который
существовал изначально, является всеобъемлющий
или абсолютный характер права. Этот признак
вытекает из анализа всех вышеизложенных
позиций и утверждений. Ясно видно, что
право собственности имеет качество решающего
фактора жизнедеятельности, основы производства,
иных областей социальной и бытовой жизни.
Абсолютный характер права собственности
проявляется в его действии
по отношению к другим лицам,
на которых лежит обязанность
не вторгаться в полномочия
собственника. Он означает его
исключительность, так как никакое иное
право, аналогичное праву собственности
и вещному праву, не может быть установлено
на данное имущество.
Право собственности является
по своему содержанию обобщённым
выражением тесно связанных правомочий.
Правомочия по владению, пользованию
и распоряжению имуществом, принадлежащим
собственнику, являясь неотъемлемым признаком
права собственности, лишь намечают три
основные группы правовых возможностей,
не исчерпывая всю широту права собственности.
Бессрочный характер права так же является
признаком права собственности. Российское
гражданское законодательство не ограничивает
право собственности сроками и прекращается
оно только в соответствии с основаниями,
указанными в ГК РФ.
В качестве признака права
собственности можно указать, то,
что оно основано на положениях закона.
ГК РФ прописывает общие положения права
собственности, основания приобретения
и прекращения, называет субъекты и виды
собственности. Однако в силу диспозитивности
норм гражданского законодательства дополнительные
условия, например, права и обязанности
собственников, порядок раздела совместной
собственности могут быть определены
соглашением сторон [2,c.230].
Рассуждая о праве собственности
и употребляя соответствующую
формулировку в различных контекстах,
не следует упускать из поля зрения элементарное
положение, что «право» может рассматриваться
в двух различных специально-юридическ х
значениях:
- как объективное право, т.е.
совокупность юридических норм
о собственности, установленных
государством правил поведения, регулирующих
отношения собственности (иначе говоря,
это вся система норм гражданского законодательства,
регулирующих отношения собственности);
- как субъективное право, т.е.
правомочия, субъективные возможности,
принадлежащие субъекту, а именно право
владения, право пользования и право распоряжения.
В итоге следует отметить, что
еще задолго до существования
современного общества собственности
придавали особое значение и
всегда связывали с личностью.
Именно тогда зародилась известная
формула «человек-вещь». Единственной
недоработкой того времени было отождествление
собственности и права собственности.
Но наука исправила это положение и сейчас
собственность вне своего единства с правом
теряет смысл и предназначение. Вне этого
единства вещи, материальные и нематериальные
блага становятся «грудой мертвых предметов»
используемых не по назначению и подлежащих
разорению.
1.2 Объекты и субъекты права собственности
Объектами собственности является
«всеобщий товар» во всех сферах
жизнедеятельности, бытия - деньги, денежные
знаки. По мере экономического развития
общества деньги всё более становились
выражением особенностей собственности
как «достояния», «богатства» - в отношении
каждого конкретного лица его состояния.
Субъекты и основные формы права собственности.
В зависимости от того, к какой форме и
к какому виду относится право собственности,
принадлежащее тому или иному конкретному
лицу, определяется правовой режим имущества,
составляющего объект этого права, и спектр
тех возможностей, которыми в отношении
указанного имущества располагает его
собственник.
Право общей собственности с
содержательной точки зрения, а
также в части гарантий его
осуществления, охраны и защиты абсолютно
идентично по соответствующим параметрам
классическому субъективному праву собственности.
С той лишь разницей, что на стороне собственника
наличествует множественность лиц. Для
третьих лиц, противостоящих управомоченной
стороне, это несколько менее удобно, чем
когда собственник представлен одним
лицом. Поэтому главная задача специального
правового регулирования отношений общей
собственности традиционно заключается
в том, чтобы создать у третьих лиц видимость
единства субъекта - носителя права общей
собственности. Регулирование же отношений
между сособственниками является задачей
второстепенной и решается законодателем
постольку, поскольку без ее решения невозможно
достичь главной цели[5,c.243].
Дальнейшее подразделение права
собственности на виды может
проходить по различным основаниям.
Например, согласно положениям гл. 6 ГК
РФ вещи можно подразделить на движимые
и недвижимые, а соответственно право
собственности на объекты движимого имущества
будет несколько отличаться от права собственности
на недвижимое имущество. Право собственности
на недвижимость подлежит обязательной
государственной регистрации, в противном
случае само право собственности станет
недействительным, и распоряжение объектом
собственности будет невозможным. Любая
незарегистрированная сделка будет просто
признана судом недействительной [2,c.375].
Субъектами права собственности,
всегда выступают граждане и
юридические лица - российские и иностранные,
государство и муниципальные образования.
С введением в законодательство
института частной собственности
граждане как собственники вправе использовать
принадлежащее им имущество, в том числе
и потребительского назначения, как для
предпринимательской так и для любой
другой не запрещенной законом деятельности.
Все это поставило гражданина как собственника
в равное положение с другими собственниками
(юридическими лицами, государством). Претерпели
существенные изменения источники образования
собственности граждан, так и формы ее
проявления. Основными источниками образования
собственности граждан служат ныне их
труд в качестве наемных работников, их
собственная экономическая деятельность
[4,c.87].
Право собственности юридических
лиц (за исключением государственных
и муниципальных предприятий,
а также учреждений, финансируемых
собственником) представляет собой один
из видов частной собственности.
В образовании имущества юридического
лица участвуют его учредители
(участники). В этой связи необходимо
четко различать характер прав
учредителей на имущество юридического
лица и полномочия самого юридического
лица. Объем правомочий учредителей (участников)
относительно имущества юридического
лица зависит от его организационно-правов й
формы. Участники хозяйственных товариществ
и обществ, производственных и потребительских
кооперативов имеют обязательственные
права (право на получение прибыли); указанные
юридические лица владеют имуществом
на праве собственности
В собственности юридических
лиц может находиться любое
имущество, за исключением отдельных
его видов, для которых законом
установлен специальный режим. При этом
закон, как правило, не ограничивает количество
и стоимость имущества. Такие ограничения
могут быть установлены в целях защиты
основ конституционного строя, нравственности,
здоровья, прав и законных интересов других
лиц, обеспечения обороны страны и безопасности
государства.
Государственная собственность.
Различают понятие государственной
собственности как экономической
категории и понятие права
государственной собственности
(принадлежащей государству в
субъективном смысле). Государственная
собственность как экономическая категория
означает общественное отношение по владению,
пользованию и распоряжению различным
имуществом, принадлежащим всем членам
общества в лице избранных ими органов
власти.
Государство в отношении своей собственности
не является каким-то обособленным субъектом,
как в праве частной собственности. Каждый
орган государственной власти, министерство
и ведомство осуществляет правомочия
по пользованию и распоряжению, иному
владению имуществом, составляющим государственную
собственность, в пределах своих полномочий.
Так, Министерство финансов распоряжается
средствами бюджета РФ, Министерство природопользования
- недрами РФ.
Для права государственной собственности
характерна множественность субъектов,
обусловленная в свою очередь многоуровневым
характером государственной собственности
и ее объектов. В ст. 214 ГК РФ говорится
о том, что государственной собственностью
в РФ является имущество, принадлежащее
на праве собственности РФ (федеральная
собственность). Следовательно, здесь
субъектом собственности является само
российское государство - РФ как единое
целое. Далее в ст. 214 ГК РФ указывается
имущество, принадлежащее на праве собственности
субъектам РФ: республикам, краям, областям,
городам федерального значения, автономным
областям и округам (собственность субъектов
РФ)[2,c.187].
Наряду с РФ как единым государством
субъектами права государственной
собственности являются также
субъекты Федерации. Несмотря
на наличие различных субъектов,
единство фонда государственной собственности
не нарушается. Множественность субъектов
права государственной собственности
обусловлена расширением прав субъектов
РФ, регионов, государственных предприятий,
а также самостоятельных, свободных экономических
зон.
Таким образом, государственная
собственность в настоящее время
существует в двух видах: в виде федеральной
собственности и собственности субъектов
Российской Федерации.
Муниципальная собственность. Муниципальная
собственность - это собственность
муниципальных образований. В принципе
право муниципальной собственности аналогично
по содержанию праву государственной
собственности.
Субъектами права муниципальной
собственности являются городские
и сельские поселения, а также
другие муниципальные образования.
От имени муниципального образования
права и обязанности собственника могут
приобретать и осуществлять органы местного
самоуправления. Муниципальное образование
распоряжается, владеет и пользуется муниципальным
имуществом не как один субъект, а представляет
собой систему органов местного самоуправления
внутри каждого муниципального образования,
и каждый из органов местного самоуправления
в рамках своих полномочий осуществляет
права собственника муниципального имущества,
необходимого ему для своей деятельности.
Объектами права муниципальной
собственности являются средства
местного бюджета, муниципальные
внебюджетные фонды, имущество
органов местного самоуправления, а
также муниципальные земли и другие природные
ресурсы, находящиеся в муниципальной
собственности, муниципальные предприятия
и организации, муниципальные банки и
другие кредитно-финансовые организации,
муниципальный жилищный фонд и нежилые
помещения, муниципальные учреждения
здравоохранения, образования, культуры
и спорта, другое движимое и недвижимое
имущество.
Таким образом, граждане, юридические
лица, государство и муниципальные
образования являются носителями
мощных юридических прав собственника.
Эти права признаны обществом
и государством в качестве
абсолютных и исключительных, фиксированы
в законе и охраняются государством. Права
собственника функционируют на основе
общих принципов гражданского права (равенства
участников гражданских отношений, неприкосновенности
собственности, свободы договора и т.д.).
Статус собственника позволяет лицу на
основе и в пределах закона строить свое
поведение в отношении объектов собственности
по своему усмотрению.
1.3 Содержание права собственности
Рассматривая содержание права
собственности, следует помнить,
что собственность - это широкое, наиболее
полное обладание вещами и иными предметами.
В правовом отношении собственности на
одной стороне находится собственник,
а на другой все окружающие его лица, которые
обязаны воздерживаться от нарушений
прав собственника. У носителя права появляется
необходимость в правопритязании, в предъявлении
требований к обязанному лицу (всё равно
- непосредственно или через суд) лишь
при нарушении его права, при невыполнении
обязанным лицом своих обязанностей, иногда
- при угрозе нарушения. Считается, что
отношение собственности является односторонним.
Обязанная сторона должна быть полностью
пассивна - не нарушать прав собственника.
В случаях, когда говорят об обязанностях
окружающих что-то сделать по отношению
к собственнику, имеет место не отношение
собственности. Из этого следует, что содержание
права собственности очерчивается только
изложением прав собственника. Согласно
ГК РФ «собственнику принадлежат права
владения, пользования и распоряжения
своим имуществом».
Владение нередко определяется как
фактическое господство лица над вещью.
Однако, такое определение не может быть
принято прежде всего потому, что понятие
господства лица над вещью является нежелательным
для правовой теории, рассматривающей
отношения между людьми, а не отношения
между людьми и вещами. Некоторые современные
правоведы выделяют во владении наряду
с господством термин физическое обладание
вещью. Но владение может существовать
и при отсутствии физической связи между
владельцем и вещью. Условия жизни и взгляды
общества определяют достаточность и
недостаточность признаков, позволяющих
судить окружающим о нахождении вещи во
владении какого-то лица. Для всех лиц,
окружающих владельца, такими признаками
являются те, которые свидетельствуют
о нахождении вещи во владении, независимо
от того, знают окружающие, кто владелец,
или нет. По общему правилу предполагается,
что вещи, находящиеся, например, в квартире
гражданина принадлежат ему. Но владение
существует в данном случае и без знания
окружающих о его наличии. Следовательно,
определяющим в ответе на вопрос о том,
существует ли владение, является фактическая
возможность для владельца пользоваться
вещью[7,c.16].
Налицо тесная связь владения
и пользования. Однако не исключено,
что владение может существовать
и при отсутствии пользования.
Не имеет значения, пользуется
владелец вещью в данный момент
или нет, для фактического владения
важна только возможность пользоваться
вещью. Так владение существует
всегда, когда есть фактическая
возможность пользоваться. Пользование
возможно лишь при наличии владения, но
не обязательно собственности. Пользование
отделяется от владения в случаях, когда
пользователю предоставляется имущество,
находящееся во владении другого лица
(аренда).
В соответствии с законодательством
собственник вправе передать арендатору
имущество за плату во временное владение
и пользование либо только во временное
пользование. Собственник может выбрать
предоставить ли арендатору право временного
владения или нет. В случае предоставления
права пользования и права владения арендуемым
имуществом, арендатор получает возможность
защищать свои права и интересы, предъявляя
вещно-правовые иски.
Закон предусмотрел случаи, когда
арендодатель не имеет права
выбора передаваемых правомочий.
По договору проката арендодатель обязан
предоставить движимое имущество арендатору
во временное владение и пользование.
Транспортное средство так же поступает
арендатору во временное владение и пользование.
Возможность пользования не всегда
свидетельствует о праве пользования,
а наличие владения не означает наличия
права владения. Право владения означает
наличие и правового основания, т.е. необходимо
не только фактическое господство над
вещью, но и правовое. Фактическое и правовое
господство могут не совпадать. В таком
случае вещь находится в фактическом обладании
одного лица, но у этого лица отсутствует
правовое основание обладания (например,
если вещь украдена).
Собственник всегда обладает
правом владения и осуществляет
фактическое владение принадлежащими
ему вещами. Но фактическое владение не
является необходимым для существования
права владения. Право владения, а соответственно
и право собственности может возникнуть
у лица до передачи ему вещи по основаниям,
указанным в законе (например, при находке,
в случае отказа собственника от вещи,
в силу приобретательской давности и т.д.).
В случае передачи собственником вещи
другому лицу по договору найма, перевозки,
хранения, подряда, экспедиции- нет передачи
права собственности, право сохраняется
в полном объеме за собственником, включая
правомочие владения. Вещь может быть
изъята у собственника помимо его воли
в случаях, предусмотренных законом, с
сохранением за ним права собственности
(арест), собственник может временно оставить
вещь вне места своего пребывания, не осуществлять
фактического владения вещью и не передавать
ее другому лицу.[3,c.185]
Следующим правомочием собственника
является пользование.
Д.И. Мейер полагал, что право
пользования, выделяемое из права
собственности, в большей части случаев
соединяется с правом владения, так что,
предоставляя стороннему лицу пользование
вещью, собственник обыкновенно предоставляет
ему владение. Однако право пользования
может быть предоставлено и без права
владения, в особенности, когда пользование
вещью состоит в употреблении её плодов.
Но если пользование вещью, по самому существу
её, только и может состоять в непосредственном
употреблении вещи, то лицо, приобретшее
право пользования, вправе требовать от
собственника, чтобы он предоставил ему
и владение вещью, вправе требовать её
выдела.
Следует отметить, что пользование
может выражаться как в разнообразных
действиях, так и в бездействии.
Закон не обязывает собственника
пользоваться его имуществом. Однако
если закон обязывает субъекта действовать,
то косвенно это может относиться и к пользованию
необходимым для этого имуществом. Непользование
или ненадлежащее пользование способно
послужить основанием прекращения права
собственности.
Пользование тесно связано с
третьим правомочием собственника
- распоряжением.
Под распоряжением следует понимать
совершение действий, влекущих за
собою существенное изменение
самой вещи (вплоть до перехода
её в иное состояние) либо
её правовой принадлежности, а
также предполагающих возможность
такой перемены. Такими действиями могут
быть: отказ от вещи, отчуждение вещи другому
лицу, переработка, залог, уничтожение
и т.д. При осуществлении пользования и
распоряжения самим собственником не
возникает вопроса, что относится к пользованию,
а что к распоряжению. Разграничение этих
правомочий не имеет практического значения[4,c.57].
Разделение пользования и распоряжения
имеет значение при предоставлении
вещи в пользование другому
лицу. С одной стороны, происходит
предоставление права другому лицу,
т.е. распорядительное действие. С другой
стороны, имеет место использование вещи,
извлечение полезных свойств - доходов.
Согласно положениям ГК РФ арендатору
не предоставляется правомочие распоряжения.
Но существует возможность субаренды,
что по своей сути является ни чем иным
как распоряжением.
Итак, правомочие пользования представляет
собой основанную на законе
возможность эксплуатации, хозяйственного
или иного использования имущества
путем извлечения из него полезных
свойств, его потребления. Прослеживается
тесная связь с правомочием распоряжения.
Право распоряжения является
специфическим элементом права
собственности, потому что оно
редко осуществляется без права
собственности. Оно служит собственникам
для удовлетворения их потребностей.
Распоряжение необходимо для использования
потребляемых вещей, для использования
денег.
Рассматривая содержание права
собственности, нельзя определять
владение как ведущий признак
права собственности. Во-первых,
собственником можно стать, не
получив вещи во владение, и не владея
ей. Во-вторых, владельцами признаются
и несобственники, владеющие вещью. В-третьих,
нельзя разделять традиционную «триаду»
правомочий и отдавать приоритет какому-либо
из них. Все три правомочия должны рассматриваться
в совокупности и взаимозависимости. Необходимо
также учитывать положения законодательства,
дополняющие «триаду» бременем собственности.
1.4.Режимы прав собственности
Обычно различают четыре режима
прав собственности: частная
собственность, ресурсы общего пользования,
ресурсы открытого доступа и ресурсы,
принадлежащие государству.
При открытом
доступе к ресурсам наблюдается
тенденция к их чрезмерной эксплуатации,
поскольку ни у кого нет стимулов
сохранить или ограничить темпы
нынешнего использования, чтобы обеспечить
эффективное потребление ресурса в будущем.
Отсутствие прав собственности при открытом
доступе означает отсутствие заинтересованности
к инвестициям, поскольку тот, кто инвестирует
средства в сохранение ресурса не имеет
никаких гарантий, что ему достанется
отдача от этих инвестиций. В данном случае
термин «инвестиции» характеризует как
собственно капитальные вложения, так
и сдерживание темпов использования ресурсов
ради интересов получения краткосрочной
прибыли в ущерб долгосрочной продуктивности
ресурса. Классическим примером ресурсов
открытого доступа до недавнего времени
являлись ресурсы Мирового Океана. Киты
пострадали от чрезмерного отстрела, в
результате которого на грани исчезновения
оказались отдельные виды. Атмосфера также
является одним из ресурсов открытого
доступа. Свобода в отношении прав на выбросы
до введения ограничений приводила к уничтожению
ассимиляционного потенциала атмосферы[10,c.44].
Частная собственность в принципе обеспечивает
стимулы для собственника сохранять долгосрочную
продуктивность ресурса. Если у частного
собственника существует уверенность,
что в долгосрочной перспективе он получит
выгоду от своих инвестиций, направленных
на укрепление продуктивности ресурса,
то он не будет заинтересован в нанесении
вреда самому себе и не станет чрезмерно
эксплуатировать ресурс.
Чтобы права собственности в полной мере
создавали стимулы для рационального
использования ресурса, они должны быть
четко определены, быть исключительными,
безопасными, гарантированными и передаваемыми.
Защита и надлежащее соблюдение прав частной
собственности тоже являются необходимыми
условиями эффективного функционирования
института частной собственности, который
без надлежащего выполнения данных условий
не создает стимулов к рациональному природопользованию.
Четкая определенность и исключительность
прав собственности означает
ясность правого пространства, которое
«покрывается» правом собственности
(что можно, а что нельзя) и
отсутствие конкурирующих альтернативных
претензий на данный ресурс.
Управление ресурсами общего
пользования, находится где-то
между ресурсами открытого доступа
и частной собственностью. Общее
пользование означает, что четко
определенная группа пользователей
обладает ресурсами, и что они
в состоянии исключить доступ не владельцев
к данному ресурсу. Примером ресурсов
такого типа являются различные формы
выпаса скота в Африке. Где племена владеют
и используют поля совместно.
Ресурсы общего пользования имеют
меньше рисков плохого управления,
нежели ресурсы открытого доступа и их
не следует смешивать. Имеется ряд примеров
эффективного регулирования предельной
нагрузки на пастбищах, используемых коммунами.
Однако, эта форма собственности показала
себя неустойчивой к изменению внешних
условий.
Государственная собственность
на землю и другие природные
ресурсы казалось бы на первый
взгляд преодолевает возможность
повторения «трагедии общего
пользования»: собственник един. Однако,
чтобы эффективно осуществлять
управление своей собственностью,
государство должно быть в состоянии осуществлять
мониторинг за природопользованием отдельными
группами лиц, которым данный ресурс предоставлен
во временное использование, а также быть
в состоянии обеспечивать установленные
правила[15,c.139].
Глава 2. Институт государственной
собственности в России
2.1. Государственная собственность
в российской экономике
В любой экономической системе,
в том числе и рыночной экономике,
государство выступает в известном
смысле как экономический агент, обладающий
правом и возможностью принуждения, например,
в сфере налоговой политики, государственного
законодательства. Принуждение часто
обосновывается политической философией,
требующей подчинения личных интересов
общественным. Принуждение, если оно расширительно
трактуется государством, сводит на нет,
все преимущества свободного предпринимательства,
основанного на конкуренции и рыночном
ценообразовании.
Роль и значение государственной
собственности в России.
Собственность - это отношения между людьми,
выражающие определенную форму присвоения
материальных благ, и в особенности форму
присвоения средств производства. Они
порождают целую гамму отношений между
ее участниками, а также между ними и обществом
в лице государства. Социальная сущность
этих отношений и есть выражение присущих
данному обществу экономических отношений
собственности. Для более полного представления
о собственности следует определить то
место, которое принадлежит её в системе
общественных отношений[8,c.87].
Во-первых, собственность - это основа,
фундамент всей системы общественных
отношений. От характера утвердившихся
форм собственности зависят и
формы распределения, обмена, потребления.
Во-вторых, от собственности зависит
положение определенных групп, классов,
слоев в обществе, возможности их доступа
к использованию всех факторов производства.
В-третьих, государственная собственность
есть результат исторического
развития. Ее формы меняются с
изменением способов производства.
Причем, главной движущей силой этого
изменения является развитие производительных
сил. Производство, олицетворяемое ветряной
мельницей, писал Ф.Энгельс, дает общество
с сюзереном во главе, паровая машина выдвигает
на первый план промышленную буржуазию.
В-четвертых, хотя в пределах
каждой экономической системы
существует какая-то основная
специфическая для нее форма
собственности, это не исключает
существования и других ее
форм, как старых, перешедших из
прежней экономической системы,
так и новых, своеобразных ростков перехода
к новой системе. Переплетение и взаимодействие
государственной формы собственности
с другими формами оказывает положительное
воздействие на весь ход развития общества.
Рассмотрение системы отношений
собственности позволяет ответить на
вопрос, в чьих интересах осуществляется
экономическая деятельность. Если приоритет
отдается индивидуальному интересу, то
можно говорить о системе отношений индивидуального
частного отношения. Если присвоение осуществляется
в интересах какого-либо коллектива, то
речь идет о коллективной собственности.
Присвоение может вестись определенной
социальной группой людей. Здесь на лицо
уже классовый интерес.
Для успешного развития государственной
собственности необходимо выполнение
многих экономических и социальных условий,
в частности необходим пересмотр самого
отношения к собственности в новых экономических
условиях[19,c.49].
Особенностью института государственной
собственности является то, что
как совокупность указанных правовых
норм, институт права государственной
собственности охватывает нормы конституционного,
гражданского права, и нормы других правовых
отраслей, также регулирующих рассматриваемые
отношения: государственного, административного,
финансового, земельного и пр., т. е. представляет
собой комплексный правовой институт.
По содержанию в нем преобладают гражданско-правовые
нормы, а определяющую роль играют конституционные
(государственно-прав вые) нормы.
В России взят курс на переход
к системе, сочетающей частную
(индивидуальную и групповую), государственную
и смешанную формы собственности на средства
производства. Это вполне логично сопрягается
с курсом на переход к рынку. Раз рынок
предполагает свободу производственной
и коммерческой деятельности, конкуренцию
между производителями, значит должно
быть преодолено господство какой-то одной
формы собственности. Оно должно быть
заменено взаимно дополняющими друг друга
различными формами собственности, каждая
из которых оказалась бы наиболее приспособленной
к конкретной сфере экономики, к каждому
специфическому виду экономической деятельности[8,c.89]
Государственная собственность
в нашей стране существует
на 3-х уровнях:
На уровне
всей федерации – федеральная собственность.
2.На
уровне субъектов федерации. Каждый
из них имеет свою региональную собственность.
3. Муниципальная собственность(собственность
на уровне отдельного города,
округа, села и т.д., кроме Санкт-Петербурга
и Москвы, которые выступают как
субъекты федерации).
Государственная собственность преобладает
в отраслях, имеющих общенациональное
значение, т.е. отраслях, которые необходимы
обществу в целом, но часто малоэффективны
и не выгодны для частного бизнеса.
Практически государственная собственность
представлена преимущественно:
- в отраслях производственной инфраструктуры
(передача электроэнергии, железные и
автомобильные дороги, средства связи,
порты, водоснабжение) ;
-в отраслях непроизводственной
(социальной) инфраструктуры (школы, больницы,
жилищно-коммунальное хозяйство);
- новейших наукоемких отраслях,
требующих колоссальных первоначальных
затрат и не обеспечивающих
быструю и гарантированную отдачу
- атомная, аэрокосмическая промышленность
и т.п.
Государственные предприятия не
являются собственниками своего имущества.
Закрепленное за ними имущество находится
в их хозяйственном ведении. Оно (имущество)
не делится ни на какие вклады, паи или
доли, в том числе работников предприятия,
поскольку оно целиком принадлежит собственнику-учредите ю
- государству.
Предприятия, находящиеся в государственной
собственности, функционируют в
интересах общества в целом,
они, как правило, не ставят
перед собой задачу максимизации
прибыли. Их деятельность направлена
на максимизацию социально-экономических
выгод, достижение общенародных, социальных
целей. Это предполагает четкое определение
этих целей и создание условий, обеспечивающих
использование ограниченных ресурсов
именно в интересах общества в целом.
Тенденции и перспективы развития
государственной собственности в России.
Любое государство структурирует
отношения собственности, исходя
из соображений экономической
эффективности, об удельном весе
каждой из форм собственности.
Какова же возможная сфера
распространения государственной
собственности в экономике России?
Государственная собственность,
вероятно, сохранит свою значимость
и функцию опорного звена всей
хозяйственной цепи. Набирающий
обороты процесс приватизации, ведущий
к расширению индивидуальной
и групповой форм собственности,
не означает, что государственная собственность
будет полностью свергнута. Есть такие
отрасли народного хозяйства, которые
нецелесообразно дробить на элементы.
Прежде всего, государственная
собственность наиболее адекватна
для использования неделимых, уникальных
или всеобщих ресурсов, принадлежащих
действительно народу. Примером могут
служить невоспроизводимые природные
ресурсы, в частности, земля и ее недра;
те или иные объекты, использование которых
связано с большим риском для всего населения.
К последним объектам относится значительная
часть энергетики, транспорта, вообще
экономической инфраструктуры и той части
экономической системы, которая работает
на население непосредственно и создает
творческий потенциал нации. Понятно,
что нет необходимости передавать, например,
в коллективную собственность АЭС, со
средствами производства огромной стоимости.
В этом случае, разумеется, сохраняется
безусловная прерогатива государственной
собственности.
Еще долгое время государственному
сектору будут принадлежать значительные
позиции в народном хозяйстве России,
и этот сектор требует адекватной ему
системы управления. По-видимому, все госпредприятия
могут быть разделены на две категории:
одна - под прямым управлением государства,
вторая - на полном коммерческом расчете[19,c.45].
Что касается развития государственной
собственности, то здесь, безусловно,
широкие возможности оставляют
традиционные развитые индустриальные
и постиндустриальные технологические
системы. Скажем, крупные предприятия,
работавшие ранее в рамках военно-промышленного
комплекса, должны сохранить государственную
форму собственности.
В каких бы сферах ни развивалась
государственная собственность
в экономике, ее главной болезнью
остается бюрократические тенденции.
Это явление особенно опасно в условиях
нестабильности экономических отношений,
где господство подобных тенденций превращает
государственную по форме собственность,
в собственность с корпоративным содержанием
в ущерб развитию других, не менее важных
для экономики форм. Для развития государственной
формы как формы общественной все большее
значение начинают приобретать качественные
изменения в содержании отношений собственности[10,c.49 .
В настоящее время, учитывая
произошедшие изменения в структуре
государственной собственности и последствия
уже проделанных продвижений, следует
особое внимание уделить развитию именно
государственного сектора. Государственная
собственность должна сохранить в перспективе
весомую роль, при этом нельзя забывать
о проблемах национальной безопасности,
спешить избавляться от прибыльных предприятий.
Для устойчивости нашего экономического
развития необходим мощный государственно-корпор тивный
сектор. Для этого требуются общероссийская
программа объединения технологически
связанных предприятий, без кооперации
которых производство неконкурентоспособно
В итоге можно сказать, что
необходимо устранение не столько
государственной собственности,
сколько ее монополии. Госсобственность
должна сохранить в перспективе
весомую роль. При этом нельзя забывать
о проблемах национальной безопасности,
спешить избавляться от прибыльных объектов.
Вместе с тем важно обеспечить развитие
различных форм частной собственности
и собственности работников, используя
и такие варианты разгосударствления
экономики, как аренда с правом выкупа.
В России переход к многообразию
форм собственности начался несколько
лет назад, и с тех пор
пришлось столкнуться со множеством
проблем, не предусмотренных ранее.
Теперь уже многие, доселе не
вызывающие сомнения пути и методы построения
рыночной экономики на базе различных
форм собственности, оцениваются неоднозначно.
Виною многих неудач переходного периода
стали непоследовательность и противоречивость
многих действий правительства, необдуманность
р и т.д.................