Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
контрольная работа Прогнозирование и планирование природоохранной деятельности и рационального использования ресурсов
Информация:
Тип работы: контрольная работа.
Добавлен: 13.10.2012.
Год: 2012.
Страниц: 7.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
?5
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ФРАНЦИСКА СКОРИНЫ»
Заочный факультет Кафедра: экономики и управления производством
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу «Прогнозирование и планирование экономики»
Адрес: г.п. Лельчицы, Гомельская обл. Ул. Красноармейская, д. 48. Индекс: 247841
Гомель,2011 год
Содержание
Тема 21. Прогнозирование и планирование природоохранной деятельности и рационального использования ресурсов.3 вариант 1. Формирование системы эколого-экономическо о прогнозирования и планирования. 2. Организация прогнозирования и планирования природоохранной деятельности и природопользования. Задача Список использованных источников
1. Формирование системы эколого-экономическо о прогнозирования и планирования.
По мере ускорения темпов научно-технического прогресса воздействие людей на природу становится все большим. В результате производственной деятельности различных предприятий загрязняются атмосферный воздух, водная среда и земельные территории. Поэтому в современных условиях чрезвычайно необходимо решение задач охраны природы от вредных выбросов и сбросов. Загрязненная природная среда оказывает отрицательное воздействие, проявляющееся в повышении заболеваемости людей, снижении их работоспособности, снижении продуктивности природных ресурсов, ускоренном износе основных фондов и т. д. Для устранения загрязнений на предприятиях проводятся соответствующие природоохранные мероприятия. Земные ресурсы не бесконечны и при сохранении постоянно растущего их потребления будут в обозримом будущем исчерпаны, что поставит человечество в крайне сложное положение. Уклонение от прогнозирования перспектив ресурсообеспечения может иметь тяжелые последствия. Вместе с тем сами эти перспективы и суть связанных с ними неприятностей существенно иные, чем это кажется. Человечеству не грозит в ближайшее время исчерпание наличных в недрах минеральных ресурсов: в целом они практически неисчерпаемы. Однако технически доступная и экономически эффективная (по условиям залегания и качеству) часть полных ресурсов многих важных видов полезных ископаемых катастрофически уменьшается. Быстрое ее исчерпание и обращение к менее эффективным залежам будут означать серьезное испытание для экономики многих стран мира [3, c. 12]. В результате возрастающего экономического и социального потребления природных ресурсов в большинстве стран мира, в том числе и в Республике Беларусь, к исходу XX в. обострились две глобальные проблемы природопользования — истощение многих видов природных ресурсов и постоянное снижение качества окружающей природной среды. Необходимы меры по рационализации природопользования и охране окружающей природной среды. Они должны базироваться на разработке прогнозов природных ресурсов, обеспеченности ими потребностей развития экономики, социальной сферы. Важное место в хозяйственном механизме природопользования отводится прогнозированию и планированию природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов, или эколого-экономическо у прогнозированию и планированию. Одна из существенных особенностей разработки плана-прогноза природопользования состоит в том, что объектом планирования являются не только социально-экономичес кие, но и природные процессы и явления. Природа, как известно, инерционна, консервативна, изменения в ней происходят намного медленнее, чем в общественной жизни. В связи с этим огромное значение приобретают заблаговременное предвидение возможных последствий антропогенного воздействия на окружающую среду, составление долгосрочных программ и прогнозов, в которых определяется экологическая стратегия хозяйственного развития. Такой прогноз предполагает прежде всего определение основных направлений и масштабов воздействия хозяйственной деятельности на качество окружающей среды, рассматриваемой как важнейшее условие жизни людей и устойчивого экономического роста. Природоохранная концепция, долгосрочные цели и основные направления их решения впервые обосновывались с учетом перехода к рыночной экономике. Ставилась задача разработать и ввести в действие новый хозяйственный механизм рационального природопользования на основе применения преимущественно экономических методов управления в сочетании с правовыми и воспитательными мерами. Соответственно в Беларуси была разработана и принята Республиканская комплексная программа охраны окружающей среды (программа "Экология" на 1991-1995 гг. и на перспективу до 2020 г. Развитие кризисных явлений в экономике Беларуси, прекращение финансирования ряда экологических программ из общесоюзных фондов не позволило в полном объеме выполнить эту программу. После получения Беларусью статуса независимого государства эколого-экономическо прогнозирование и планирование осуществляются на основе действующих нормативно-правовых документов международного сообщества и Республики Беларусь. С началом рыночного реформирования экономики функции и содержание планирования резко изменились на всех уровнях управления. Планирование утрачивает свой директивный характер, становится индикативным, то есть направляющим, рекомендательным, ориентирующим, координирующим действия и интересы государства и других субъектов хозяйствования. Но в условиях экономического кризиса' индикативные планы включают как показатели-ориентиры имеющие лишь информационное значение для предприятий, так и директивные показатели (в частности, госзаказ), экономические регуляторы (цены, налоги, ставки, экономические нормативы). Порядок планирования мероприятий по охране окружающей среды был закреплен в ст. 15 Закона "Об охране окружающей среды" (1992). Принятая в Беларуси политика в области экологии отражается в программах (прогнозах, планах) социально-экономиче кого развития страны и других документах, разрабатываемых и реализуемых в соответствии с Законом "О государственном прогнозировании и программах социально-экономичес ого развития Республики Беларусь" (1998). Основные блоки эколого-экономическо о прогнозирования во взаимосвязи с системой государственных прогнозов социально-экономиче кого развития страны можно условно классифицировать, как показано на рис. 1 [3, c. 29].
Рис. 1. Документы эколого-экономическо о прогнозирования и планирования, разрабатываемые по периодам времени На верхнем уровне эколого-экономическо прогнозирование и планирование осуществляется в рамках системы государственного социально-экономичес ого планирования, которая выглядит следующим образом. На 15-летний период разрабатывается Национальная стратегия устойчивого развития. На ее основе составляются Основные направления социально-экономиче кого развития на 10-летний период. Программа социально-экономичес ого развития на среднесрочную перспективу формируется на 5-летний срок. Прогноз социально-экономичес ого развития на краткосрочный период разрабатывается ежегодно. Все названные документы имеют разделы, отражающие пути решения экологических проблем и рационального природопользования с различной степенью детализации. Наиболее детальные показатели содержит годовой прогноз — лимиты допустимых выбросов загрязняющих веществ, показатели использования природных ресурсов, расчет объема капитальных вложений, направляемых на охрану окружающей среды, перечень природоохранных мероприятий и затраты на их проведение, доведение заданий до областей и Минского горисполкома, отдельных министерств, ведомств и предприятий. Прогнозы, программы, планы конкретного эколого-экономическ го прогнозирования по периодам времени на уровне государства и особо важных природных комплексов и экологических систем носят, как правило, межотраслевой и межрегиональный характер. Цели и задачи устойчивого развития конкретизируются, прежде всего, в Национальной программе рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. В ней провозглашается достижение таких долгосрочных целей, как поддержание благоприятной, экологически безопасной среды для обеспечения благополучия населения; обеспечение рационального, неистощительного природопользования в интересах устойчивого социально-экономичес ого развития страны; сбалансирование процессов воспроизводства и использования возобновляемых природных ресурсов, рациональное расходование невозобновляемых ресурсов с широким вовлечением в хозяйственный оборот отходов производства. Национальная программа рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды обычно состоит из нескольких главных целевых блоков, это: ? природоохранное законодательство; ? нормативное обеспечение (стандарты качества, экологические нормы); ? информационное обеспечение (экологический мониторинг, кадастры); ? экономическое регулирование природопользования, экологические мероприятия при разгосударствлении и приватизации; ? экологическая безопасность и др. Выделяются экологические аспекты отдельных отраслей экономики страны — энергетики, транспорта, сельского хозяйства. Решение экологических проблем требует проведения глубоких и всесторонних комплексных научных исследований. Этим продиктована разработка Государственной научно-технической программы "Природопользов ние и охрана окружающей среды" (ГНТП "Природопользов ние"). Главной целью программы является обоснование научных и технических решений, обеспечивающих повышение уровня самообеспечения страны собственными природными ресурсами, внедрение экологобезопасных и ресурсосберегающих технологий, направленных на эффективную защиту окружающей среды и уменьшение антропогенного воздействия на природные экологические системы. Спецификой эколого-экономическо о планирования в Беларуси является поиск взаимосвязанного решения общеэкологических проблем и ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Беспрецедентное по площади, уровням и продолжительности действия радиоактивное загрязнение резко ограничило природно-ресурсный потенциал страны, потребовало огромных затрат на снижение радиационной опасности. Ряд сложных научно-технических проблем в зоне экологического бедствия решается в соответствии с Государственной программой Республики Беларусь по преодолению последствий катастрофы на Чернобылъской АЭС. В целях минимизации последствий катастрофы на ЧАЭС и социально-экономичес ой реабилитации территорий, загрязненных радионуклидами, предусматривается регулярное проведение на пострадавших территориях радиационно-экологиче кого мониторинга, осуществление комплекса мероприятий по реабилитации загрязненных сельхозугодий, предотвращение переноса радионуклидов на более чистые территории. Важное место отводится разработке радиационно-гигиениче ких паспортов населенных пунктов, что служит основой планирования и реализации мероприятий по обеспечению радиационной безопасности загрязненных территорий. Объектами природоохранного прогнозирования и планирования являются и отдельные природные комплексы и экологические системы. По некоторым природным комплексам Беларуси составлены схемы охраны природы, которые включают оценку современного состояния природной среды, прогноз природных процессов в условиях антропогенного воздействия, комплекс мер, необходимых для стабилизации и улучшения природной среды. В разные периоды разрабатывались схемы комплексного использования и охраны водных и земельных ресурсов бассейна р. Западная Двина, оз. Нарочь и других природных объектов. Составлены "Схема рационального природопользования Белорусского Поозерья", "Схема рационального размещения особо охраняемых природных территорий Республики Беларусь". Взаимосвязанный анализ современного и перспективного состояния природной среды и развития хозяйства как источника антропогенных нагрузок на экологические системы позволяет в названных схемах определить стратегические направления использования природных ресурсов, охраны природы и создания условий для достижения экологической стабильности на территории природного комплекса.
2. Организация прогнозирования и планирования природоохранной деятельности и природопользования.
Социально-экономичес ое развитие страны невозможно без постоянного взаимодействия экономики и социальной сферы с окружающей природной средой. В составе факторов, отрицательно влияющих на состояние природных ресурсов, выделяют увеличение масштабов экономического (производственно-хозяйственного) и социального их потребления, а также естественные факторы (засоление, заболевание, опустынивание почвы, последствия стихийных бедствий – наводнений, ураганов, увеличение площади загрязнения почвы в результате движения паводковых вод и т. д.). В то же время положительное влияние оказывают следующие факторы: – хозяйственная деятельность, направленная на воспроизводство природных ресурсов: посадка леса, мероприятия по разведению, селекции различных видов животного мира: поиск и разведка полезных ископаемых и др.; – природоохранная деятельность человека: очистка водных, земельных ресурсов, предотвращение загрязнения воздушного бассейна и др. Целью разработки данного раздела прогнозов является повышение эффективности использования природных ресурсов и снижение отрицательного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду. Прогнозирование производится по следующим направлениям: – охрана и рациональное использование водных ресурсов; – охрана атмосферного воздуха; – охрана и рациональное использование земель; – охрана и рациональное использование лесных ресурсов [5, c. 134-135]. Объектами прогнозирования и планирования выступают следующие виды: 1. Атмосферный воздух - его защита предполагает ряд мероприятий: ? снижение выбросов вредных веществ; ? разработка и использование нормативов предельно допускаемых выбросов (концентрация) предприятий, транспорта; ? ввод в действие устройств снижающих выбросы и их обезвреживание. 2. Водные ресурсы. Исходной базой прогнозирования и планирования водных ресурсов является данные: ? водного кадастра республики; (данные о водных ресурсах); ? учёта расходования вод; ? проекты перераспределения вод между водопользователями; ? водного баланса (ресурсная и расходная часть). Прогноз потребности в водных ресурсах формируется на расчёте водохозяйственного баланса. Расходная часть: потребность в воде отраслей хозяйствования, жилищно-коммунальное потребление, санитарные стоки и др. Прогнозные расчёты - используются нормы и нормативы, в том числе и перспективные нормы. Прогнозирование и планирование водных ресурсов включает в систему мер по предотвращению загрязнению водных источников. 3. Земельные ресурсы. Основным источником прогнозирования и планирования использования земельных ресурсов является данные государственного земельного кадастра (свод систематизированных сведений о природном, хозяйственном и правовом состоянии земель). Прогнозирование и планирование земельных ресурсов включают: ? совершенствование земельно-кадастровой информационной базы; ? повышение эффективности землепользования; ? охрана земельных ресурсов (рекультивация земель - восстановления после нарушения их естественного состояния); ? правовое обеспечение землепользователей. 4. Лесные ресурсы. В соответствии с выполняемыми функциями лесные ресурсы подразделяются на 2 группы: ? леса, выполняющие защитные, водоохранные, санитарно-гигиеничес ие, оздоровительные и пейзажные функции; ? эксплуатационные леса. Лесопользование определяется расчётной лесосекой (нормой ежегодных объёмов рубок леса), которая рассчитывается исходя из объёмов спелой древесины, потребности в ней и поставок на экспорт. Рациональное лесопользование предполагает не только вырубку, но и восстановление леса, а также охрану лесных ресурсов от пожаров, вредителей и болезней. 5. Минерально-сырьевые ресурсы. Прогнозирование и планирование использования сырьевых ресурсов предполагает следующие направления: ? оценка наличия природных ресурсов; (их количественные и качественные оценки) ? количественные оценки выражаются запасами полезных ископаемых; ? качественные оценки выражаются и экономической целесообразностью использования (глубины залегания, содержания полезных компонентов, возможности применения технологии добычи). ? прогнозные запасы ископаемых; ? экологобезопасные и экономически эффективные технологии добычи, переработки и использования. Особая роль в организации экологического планирования и прогнозирования принадлежит нормативному методу исследования, и в частности применению экологических нормативов (предельно допустимая концентрация (ПДК), предельно допустимые выбросы (ПДВ), норма зеленых зон, заповедников и т. п.). Главное их назначение – определить объективные границы допустимых антропогенных нагрузок на биосферу. В экономике природопользования применяются и другие нормативы. Например, нормативы эксплуатации природных ресурсов (расчетная лесосека), отходов, экономической эффективности капитальных вложений в охрану природы и т. п. Без необходимой нормативной базы не могут совершенствоваться хозяйственный механизм природопользо и т.д.................