Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Прогнозирование и планирование природоохранной деятельности и рационального использования ресурсов

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 13.10.2012. Год: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?5

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ФРАНЦИСКА СКОРИНЫ»

Заочный факультет
Кафедра: экономики и управления производством

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по курсу «Прогнозирование и планирование экономики»




Выполнила: Климчуковская А.А.
Группа: ЭУ-31
№ зачетной книжки: 09-ЭУ-24






Адрес: г.п. Лельчицы, Гомельская обл.
Ул. Красноармейская, д. 48.
Индекс: 247841



Гомель,2011 год

Содержание


Тема 21. Прогнозирование и планирование природоохранной деятельности и рационального использования ресурсов.3 вариант
1. Формирование системы эколого-экономическо о прогнозирования и планирования.
2. Организация прогнозирования и планирования природоохранной деятельности и природопользования.
Задача
Список использованных источников




















1. Формирование системы эколого-экономическо о прогнозирования и планирования.


По мере ускорения темпов научно-технического прогресса воздействие людей на природу становится все большим. В результате производственной деятельности различных предприятий загрязняются атмосферный воздух, водная среда и земельные территории. Поэтому в современных условиях чрезвычайно необходимо решение задач охраны природы от вредных выбросов и сбросов. Загрязненная природная среда оказывает отрицательное воздействие, проявляющееся в повышении заболеваемости людей, снижении их работоспособности, снижении продуктивности природных ресурсов, ускоренном износе основных фондов и т. д. Для устранения загрязнений на предприятиях проводятся соответствующие природоохранные мероприятия.
Земные ресурсы не бесконечны и при сохранении постоянно растущего их потребления будут в обозримом будущем исчерпаны, что поставит человечество в крайне сложное положение. Уклонение от прогнозирования перспектив ресурсообеспечения может иметь тяжелые последствия. Вместе с тем сами эти перспективы и суть связанных с ними неприятностей существенно иные, чем это кажется. Человечеству не грозит в ближайшее время исчерпание наличных в недрах минеральных ресурсов: в целом они практически неисчерпаемы. Однако технически доступная и экономически эффективная (по условиям залегания и качеству) часть полных ресурсов многих важных видов полезных ископаемых катастрофически уменьшается. Быстрое ее исчерпание и обращение к менее эффективным залежам будут означать серьезное испытание для экономики многих стран мира [3, c. 12].
В результате возрастающего экономического и социального потребления природных ресурсов в большинстве стран мира, в том числе и в Республике Беларусь, к исходу XX в. обострились две глобаль­ные проблемы природопользования — истощение многих видов природных ресурсов и постоянное снижение качества окружаю­щей природной среды. Необходимы меры по рационализации природопользования и охране окружающей природной среды. Они должны базироваться на разработке прогнозов природных ресурсов, обеспеченности ими потребностей развития экономики, социальной сферы.
Важное место в хозяйственном механизме природопользова­ния отводится прогнозированию и планированию природоох­ранной деятельности и рационального использования природ­ных ресурсов, или эколого-экономическо у прогнозированию и планированию. Одна из существенных особенностей разработки плана-прогноза природопользования состоит в том, что объек­том планирования являются не только социально-экономичес кие, но и природные процессы и явления. Природа, как извес­тно, инерционна, консервативна, изменения в ней происходят намного медленнее, чем в общественной жизни. В связи с этим огромное значение приобретают заблаговременное предвидение возможных последствий антропогенного воздействия на окру­жающую среду, составление долгосрочных программ и прогно­зов, в которых определяется экологическая стратегия хозяй­ственного развития. Такой прогноз предполагает прежде всего определение основных направлений и масштабов воздействия хозяйственной деятельности на качество окружающей среды, рассматриваемой как важнейшее условие жизни людей и устой­чивого экономического роста.
Природоохранная концепция, долгосрочные цели и основные направления их решения впервые обосновывались с учетом пе­рехода к рыночной экономике. Ставилась задача разработать и ввести в действие новый хозяйственный механизм рациональ­ного природопользования на основе применения преимущес­твенно экономических методов управления в сочетании с право­выми и воспитательными мерами.
Соответственно в Беларуси была разработана и принята Рес­публиканская комплексная программа охраны окружающей среды (программа "Экология" на 1991-1995 гг. и на перспек­тиву до 2020 г. Развитие кризисных явлений в экономике Бела­руси, прекращение финансирования ряда экологических про­грамм из общесоюзных фондов не позволило в полном объеме выполнить эту программу.
После получения Беларусью статуса независимого государ­ства эколого-экономическо прогнозирование и планирование осуществляются на основе действующих нормативно-правовых документов международного сообщества и Республики Бела­русь. С началом рыночного реформирования экономики фун­кции и содержание планирования резко изменились на всех уровнях управления. Планирование утрачивает свой директив­ный характер, становится индикативным, то есть направляю­щим, рекомендательным, ориентирующим, координирующим действия и интересы государства и других субъектов хозяйство­вания. Но в условиях экономического кризиса' индикативные планы включают как показатели-ориентиры имеющие лишь информационное значение для предприятий, так и директив­ные показатели (в частности, госзаказ), экономические регуля­торы (цены, налоги, ставки, экономические нормативы).
Порядок планирования мероприятий по охране окружаю­щей среды был закреплен в ст. 15 Закона "Об охране окружаю­щей среды" (1992). Принятая в Беларуси политика в области экологии отражается в программах (прогнозах, планах) соци­ально-экономиче кого развития страны и других документах, разрабатываемых и реализуемых в соответствии с Законом "О государственном прогнозировании и программах социально-экономичес ого развития Республики Беларусь" (1998). Основ­ные блоки эколого-экономическо о прогнозирования во взаимосвязи с системой государственных прогнозов социально-эко­номиче кого развития страны можно условно классифициро­вать, как показано на рис. 1 [3, c. 29].


Рис. 1. Документы эколого-экономическо о прогнозирования и планирования, разрабатываемые по периодам времени
На верхнем уровне эколого-экономическо прогнозирование и планирование осуществляется в рамках системы государ­ственного социально-экономичес ого планирования, которая выглядит следующим образом. На 15-летний период разрабаты­вается Национальная стратегия устойчивого развития. На ее ос­нове составляются Основные направления социально-экономи­че кого развития на 10-летний период. Программа социально-экономичес ого развития на среднесрочную перспективу фор­мируется на 5-летний срок. Прогноз социально-экономичес ого развития на краткосрочный период разрабатывается ежегодно. Все названные документы имеют разделы, отражающие пути решения экологических проблем и рационального природополь­зования с различной степенью детализации. Наиболее детальные показатели содержит годовой прогноз — лимиты допусти­мых выбросов загрязняющих веществ, показатели использова­ния природных ресурсов, расчет объема капитальных вложе­ний, направляемых на охрану окружающей среды, перечень природоохранных мероприятий и затраты на их проведение, до­ведение заданий до областей и Минского горисполкома, отдельных министерств, ведомств и предприятий.
Прогнозы, программы, планы конкретного эколого-экономи­ческ го прогнозирования по периодам времени на уровне госу­дарства и особо важных природных комплексов и экологичес­ких систем носят, как правило, межотраслевой и межрегио­нальный характер. Цели и задачи устойчивого развития конкретизируются, прежде всего, в Национальной программе рацио­нального использования природных ресурсов и охраны окружаю­щей среды. В ней провозглашается достижение таких долгосроч­ных целей, как поддержание благоприятной, экологически бе­зопасной среды для обеспечения благополучия населения; обес­печение рационального, неистощительного природопользова­ния в интересах устойчивого социально-экономичес ого разви­тия страны; сбалансирование процессов воспроизводства и ис­пользования возобновляемых природных ресурсов, рациональ­ное расходование невозобновляемых ресурсов с широким вовле­чением в хозяйственный оборот отходов производства.
Национальная программа рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды обычно сос­тоит из нескольких главных целевых блоков, это:
? природоохранное законодательство;
? нормативное обеспечение (стандарты качества, экологиче­ские нормы);
? информационное обеспечение (экологический мониторинг, кадастры);
? экономическое регулирование природопользования, эко­логические мероприятия при разгосударствлении и приватиза­ции;
? экологическая безопасность и др.
Выделяются экологические аспекты отдельных отраслей экономики страны — энергетики, транспорта, сельского хозяй­ства.
Решение экологических проблем требует проведения глубоких и всесторонних комплексных научных исследований. Этим продиктована разработка Государственной научно-техничес­кой программы "Природопользов ние и охрана окружающей среды" (ГНТП "Природопользов ние"). Главной целью програм­мы является обоснование научных и технических решений, обеспечивающих повышение уровня самообеспечения страны собственными природными ресурсами, внедрение экологобезопасных и ресурсосберегающих технологий, направленных на эффективную защиту окружающей среды и уменьшение антропогенного воздействия на природные экологические системы.
Спецификой эколого-экономическо о планирования в Бела­руси является поиск взаимосвязанного решения общеэкологиче­ских проблем и ликвидации последствий катастрофы на Черно­быльской АЭС. Беспрецедентное по площади, уровням и продол­жительности действия радиоактивное загрязнение резко ограни­чило природно-ресурсный потенциал страны, потребовало огром­ных затрат на снижение радиационной опасности. Ряд сложных научно-технических проблем в зоне экологического бедствия ре­шается в соответствии с Государственной программой Республики Беларусь по преодолению последствий катастрофы на Чернобылъской АЭС.
В целях минимизации последствий катастрофы на ЧАЭС и социально-экономичес ой реабилитации территорий, загряз­ненных радионуклидами, предусматривается регулярное прове­дение на пострадавших территориях радиационно-экологиче ­кого мониторинга, осуществление комплекса мероприятий по реабилитации загрязненных сельхозугодий, предотвращение переноса радионуклидов на более чистые территории. Важное место отводится разработке радиационно-гигиениче ких пас­портов населенных пунктов, что служит основой планирования и реализации мероприятий по обеспечению радиационной безо­пасности загрязненных территорий.
Объектами природоохранного прогнозирования и планиро­вания являются и отдельные природные комплексы и экологи­ческие системы. По некоторым природным комплексам Белару­си составлены схемы охраны природы, которые включают оцен­ку современного состояния природной среды, прогноз природ­ных процессов в условиях антропогенного воздействия, ком­плекс мер, необходимых для стабилизации и улучшения при­родной среды. В разные периоды разрабатывались схемы ком­плексного использования и охраны водных и земельных ресур­сов бассейна р. Западная Двина, оз. Нарочь и других природных объектов. Составлены "Схема рационального природопользова­ния Белорусского Поозерья", "Схема рационального размеще­ния особо охраняемых природных территорий Республики Бе­ларусь". Взаимосвязанный анализ современного и перспектив­ного состояния природной среды и развития хозяйства как ис­точника антропогенных нагрузок на экологические системы позволяет в названных схемах определить стратегические направления использования природных ресурсов, охраны природы и создания условий для достижения экологической стабильнос­ти на территории природного комплекса.















2. Организация прогнозирования и планирования природоохранной деятельности и природопользования.


Социально-экономичес ое развитие страны невозможно без постоянного взаимодействия экономики и социальной сферы с окружающей природной средой. В составе факторов, отрицательно влияющих на состояние природных ресурсов, выделяют увеличение масштабов экономического (производственно-хозяйственного) и социального их потребления, а также естественные факторы (засоление, заболевание, опустынивание почвы, последствия стихийных бедствий – наводнений, ураганов, увеличение площади загрязнения почвы в результате движения паводковых вод и т. д.). В то же время положительное влияние оказывают следующие факторы:
– хозяйственная деятельность, направленная на воспроизводство природных ресурсов: посадка леса, мероприятия по разведению, селекции различных видов животного мира: поиск и разведка полезных ископаемых и др.;
– природоохранная деятельность человека: очистка водных, земельных ресурсов, предотвращение загрязнения воздушного бассейна и др.
Целью разработки данного раздела прогнозов является повышение эффективности использования природных ресурсов и снижение отрицательного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду.
Прогнозирование производится по следующим направлениям:
– охрана и рациональное использование водных ресурсов;
– охрана атмосферного воздуха;
– охрана и рациональное использование земель;
– охрана и рациональное использование лесных ресурсов [5, c. 134-135].
Объектами прогнозирования и планирования выступают следующие виды:
1. Атмосферный воздух - его защита предполагает ряд мероприятий:
? снижение выбросов вредных веществ;
? разработка и использование нормативов предельно допускаемых выбросов (кон­центрация) предприятий, транспорта;
? ввод в действие устройств снижающих выбросы и их обезвреживание.
2. Водные ресурсы.
Исходной базой прогнозирования и планирования водных ресурсов является данные:
? водного кадастра республики; (данные о водных ресурсах);
? учёта расходования вод;
? проекты перераспределения вод между водопользователями;
? водного баланса (ресурсная и расходная часть).
Прогноз потребности в водных ресурсах формируется на расчёте водохозяйствен­ного баланса.
Расходная часть: потребность в воде отраслей хозяйствования, жилищно-коммунальное потребление, санитарные стоки и др.
Прогнозные расчёты - используются нормы и нормативы, в том числе и перспек­тивные нормы. Прогнозирование и планирование водных ресурсов включает в систему мер по предотвращению загрязнению водных источников.
3. Земельные ресурсы.
Основным источником прогнозирования и планирования использования земельных ресурсов является данные государственного земельного кадастра (свод систематизирован­ных сведений о природном, хозяйственном и правовом состоянии земель).
Прогнозирование и планирование земельных ресурсов включают:
? совершенствование земельно-кадастровой информационной базы;
? повышение эффективности землепользования;
? охрана земельных ресурсов (рекультивация земель - восстановления после нару­шения их естественного состояния);
? правовое обеспечение землепользователей.
4. Лесные ресурсы.
В соответствии с выполняемыми функциями лесные ресурсы подразделяются на 2 группы:
? леса, выполняющие защитные, водоохранные, санитарно-гигиеничес ие, оздоро­вительные и пейзажные функции;
? эксплуатационные леса.
Лесопользование определяется расчётной лесосекой (нормой ежегодных объёмов рубок леса), которая рассчитывается исходя из объёмов спелой древесины, потребности в ней и поставок на экспорт.
Рациональное лесопользование предполагает не только вырубку, но и восстановле­ние леса, а также охрану лесных ресурсов от пожаров, вредителей и болезней.
5. Минерально-сырьевые ресурсы.
Прогнозирование и планирование использования сырьевых ресурсов предполагает следующие направления:
? оценка наличия природных ресурсов; (их количественные и качественные оценки)
? количественные оценки выражаются запасами полезных ископаемых;
? качественные оценки выражаются и экономической целесообразностью использо­вания (глубины залегания, содержания полезных компонентов, возможности применения технологии добычи).
? прогнозные запасы ископаемых;
? экологобезопасные и экономически эффективные технологии добычи, переработ­ки и использования.
Особая роль в организации экологического планирования и прогнозирования принадлежит нормативному методу иссле­дования, и в частности применению экологических норма­тивов (предельно допустимая концентрация (ПДК), пре­дельно допустимые выбросы (ПДВ), норма зеленых зон, заповедников и т. п.). Главное их назначение – определить объективные границы допустимых антропогенных нагрузок на биосферу. В экономике природопользования применяются и другие нормативы. Например, нормативы эксплуа­тации природных ресурсов (расчетная лесосека), отходов, экономической эффективности капитальных вложений в ох­рану природы и т. п. Без необходимой нормативной базы не могут совершенствоваться хозяйственный механизм природопользо
и т.д.................


Смотреть работу подробнее



Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.