На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Прогнозирование и планирование природоохранной деятельности и рационального использования ресурсов

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 13.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?5
 
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ФРАНЦИСКА СКОРИНЫ»
 
Заочный факультет
Кафедра: экономики и управления производством
 
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
 
по курсу «Прогнозирование и планирование экономики»
 
 
 
 
Выполнила: Климчуковская А.А.
Группа: ЭУ-31
№ зачетной книжки: 09-ЭУ-24
 
 
 
 
 
 
Адрес: г.п. Лельчицы, Гомельская обл.
Ул. Красноармейская, д. 48.
Индекс: 247841
 
 
 
Гомель,2011 год

Содержание

 
Тема 21. Прогнозирование и планирование природоохранной деятельности и рационального использования ресурсов.3 вариант
1.     Формирование системы эколого-экономического прогнозирования и планирования.
2.     Организация прогнозирования и планирования природоохранной деятельности и природопользования.
Задача
Список использованных источников

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.     Формирование системы эколого-экономического прогнозирования и планирования.

 
По мере ускорения темпов научно-технического прогресса воздействие людей на природу становится все большим. В результате производственной деятельности различных предприятий загрязняются атмосферный воздух, водная среда и земельные территории. Поэтому в современных условиях чрезвычайно необходимо решение задач охраны природы от вредных выбросов и сбросов. Загрязненная природная среда оказывает отрицательное воздействие, проявляющееся в повышении заболеваемости людей, снижении их работоспособности, снижении продуктивности природных ресурсов, ускоренном износе основных фондов и т. д. Для устранения загрязнений на предприятиях проводятся соответствующие природоохранные мероприятия.
Земные ресурсы не бесконечны и при сохранении постоянно растущего их потребления будут в обозримом будущем исчерпаны, что поставит человечество в крайне сложное положение. Уклонение от прогнозирования перспектив ресурсообеспечения может иметь тяжелые последствия. Вместе с тем  сами эти перспективы и суть связанных с ними неприятностей существенно иные, чем это кажется. Человечеству не грозит в ближайшее время исчерпание  наличных в недрах минеральных ресурсов: в целом они практически неисчерпаемы. Однако технически доступная и экономически эффективная (по условиям залегания и качеству) часть полных ресурсов многих важных видов полезных ископаемых катастрофически уменьшается. Быстрое ее исчерпание и обращение к менее эффективным залежам будут означать серьезное испытание для экономики многих стран мира [3, c. 12].
В результате возрастающего экономического и социального потребления природных ресурсов в большинстве стран мира, в том числе и в Республике Беларусь, к исходу XX в. обострились две глобаль­ные проблемы природопользования — истощение многих видов природных ресурсов и постоянное снижение качества окружаю­щей природной среды. Необходимы меры по рационализации природопользования и охране окружающей природной среды. Они должны базироваться на разработке прогнозов природных ресурсов, обеспеченности ими потребностей развития экономики, социальной сферы.
Важное место в хозяйственном механизме природопользова­ния отводится прогнозированию и планированию природоох­ранной деятельности и рационального использования природ­ных ресурсов, или эколого-экономическому прогнозированию и планированию. Одна из существенных особенностей разработки плана-прогноза природопользования состоит в том, что объек­том планирования являются не только социально-экономичес­кие, но и природные процессы и явления. Природа, как извес­тно, инерционна, консервативна, изменения в ней происходят намного медленнее, чем в общественной жизни. В связи с этим огромное значение приобретают заблаговременное предвидение возможных последствий антропогенного воздействия на окру­жающую среду, составление долгосрочных программ и прогно­зов, в которых определяется экологическая стратегия хозяй­ственного развития. Такой прогноз предполагает прежде всего определение основных направлений и масштабов воздействия хозяйственной деятельности на качество окружающей среды, рассматриваемой как важнейшее условие жизни людей и устой­чивого экономического роста.
Природоохранная концепция, долгосрочные цели и основные направления их решения впервые обосновывались с учетом пе­рехода к рыночной экономике. Ставилась задача разработать и ввести в действие новый хозяйственный механизм рациональ­ного природопользования на основе применения преимущес­твенно экономических методов управления в сочетании с право­выми и воспитательными мерами.
Соответственно в Беларуси была разработана и принята Рес­публиканская комплексная программа охраны окружающей среды (программа "Экология") на 1991-1995 гг. и на перспек­тиву до 2020 г. Развитие кризисных явлений в экономике Бела­руси, прекращение финансирования ряда экологических про­грамм из общесоюзных фондов не позволило в полном объеме выполнить эту программу.
После получения Беларусью статуса независимого государ­ства эколого-экономическое прогнозирование и планирование осуществляются на основе действующих нормативно-правовых документов международного сообщества и Республики Бела­русь. С началом рыночного реформирования экономики фун­кции и содержание планирования резко изменились на всех уровнях управления. Планирование утрачивает свой директив­ный характер, становится индикативным, то есть направляю­щим, рекомендательным, ориентирующим, координирующим действия и интересы государства и других субъектов хозяйство­вания. Но в условиях экономического кризиса' индикативные планы включают как показатели-ориентиры, имеющие лишь информационное значение для предприятий, так и директив­ные показатели (в частности, госзаказ), экономические регуля­торы (цены, налоги, ставки, экономические нормативы).
Порядок планирования мероприятий по охране окружаю­щей среды был закреплен в ст. 15 Закона "Об охране окружаю­щей среды" (1992). Принятая в Беларуси политика в области экологии отражается в программах (прогнозах, планах) соци­ально-экономического развития страны и других документах, разрабатываемых и реализуемых в соответствии с Законом "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь" (1998). Основ­ные блоки эколого-экономического прогнозирования во взаимосвязи с системой государственных прогнозов социально-эко­номического развития страны можно условно классифициро­вать, как показано на рис. 1 [3, c. 29].
 

Рис. 1. Документы эколого-экономического прогнозирования и планирования, разрабатываемые по периодам времени
На верхнем уровне эколого-экономическое прогнозирование и планирование осуществляется в рамках системы государ­ственного социально-экономического планирования, которая выглядит следующим образом. На 15-летний период разрабаты­вается Национальная стратегия устойчивого развития. На ее ос­нове составляются Основные направления социально-экономи­ческого развития на 10-летний период. Программа социально-экономического развития на среднесрочную перспективу фор­мируется на 5-летний срок. Прогноз социально-экономического развития на краткосрочный период разрабатывается ежегодно. Все названные документы имеют разделы, отражающие пути решения экологических проблем и рационального природополь­зования с различной степенью детализации. Наиболее детальные показатели содержит годовой прогноз — лимиты допусти­мых выбросов загрязняющих веществ, показатели использова­ния природных ресурсов, расчет объема капитальных вложе­ний, направляемых на охрану окружающей среды, перечень природоохранных мероприятий и затраты на их проведение, до­ведение заданий до областей и Минского горисполкома, отдельных министерств, ведомств и предприятий.
Прогнозы, программы, планы конкретного эколого-экономи­ческого прогнозирования по периодам времени на уровне госу­дарства и особо важных природных комплексов и экологичес­ких систем носят, как правило, межотраслевой и межрегио­нальный характер. Цели и задачи устойчивого развития конкретизируются, прежде всего, в Национальной программе рацио­нального использования природных ресурсов и охраны окружаю­щей среды. В ней провозглашается достижение таких долгосроч­ных целей, как поддержание благоприятной, экологически бе­зопасной среды для обеспечения благополучия населения; обес­печение рационального, неистощительного природопользова­ния в интересах устойчивого социально-экономического разви­тия страны; сбалансирование процессов воспроизводства и ис­пользования возобновляемых природных ресурсов, рациональ­ное расходование невозобновляемых ресурсов с широким вовле­чением в хозяйственный оборот отходов производства.
Национальная программа рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды обычно сос­тоит из нескольких главных целевых блоков, это:
?      природоохранное законодательство;
?      нормативное обеспечение (стандарты качества, экологиче­ские нормы);
?      информационное обеспечение (экологический мониторинг, кадастры);
?      экономическое регулирование природопользования, эко­логические мероприятия при разгосударствлении и приватиза­ции;
?      экологическая безопасность и др.
Выделяются экологические аспекты отдельных отраслей экономики страны — энергетики, транспорта, сельского хозяй­ства.
Решение экологических проблем требует проведения глубоких и всесторонних комплексных научных исследований. Этим продиктована разработка Государственной научно-техничес­кой программы "Природопользование и охрана окружающей среды" (ГНТП "Природопользование"). Главной целью програм­мы является обоснование научных и технических решений, обеспечивающих повышение уровня самообеспечения страны собственными природными ресурсами, внедрение экологобезопасных и ресурсосберегающих технологий, направленных на эффективную защиту окружающей среды и уменьшение антропогенного воздействия на природные экологические системы.
Спецификой эколого-экономического планирования в Бела­руси является поиск взаимосвязанного решения общеэкологиче­ских проблем и ликвидации последствий катастрофы на Черно­быльской АЭС. Беспрецедентное по площади, уровням и продол­жительности действия радиоактивное загрязнение резко ограни­чило природно-ресурсный потенциал страны, потребовало огром­ных затрат на снижение радиационной опасности. Ряд сложных научно-технических проблем в зоне экологического бедствия ре­шается в соответствии с Государственной программой Республики Беларусь по преодолению последствий катастрофы на Чернобылъской АЭС.
В целях минимизации последствий катастрофы на ЧАЭС и социально-экономической реабилитации территорий, загряз­ненных радионуклидами, предусматривается регулярное прове­дение на пострадавших территориях радиационно-экологичес­кого мониторинга, осуществление комплекса мероприятий по реабилитации загрязненных сельхозугодий, предотвращение переноса радионуклидов на более чистые территории. Важное место отводится разработке радиационно-гигиенических пас­портов населенных пунктов, что служит основой планирования и реализации мероприятий по обеспечению радиационной безо­пасности загрязненных территорий.
Объектами природоохранного прогнозирования и планиро­вания являются и отдельные природные комплексы и экологи­ческие системы. По некоторым природным комплексам Белару­си составлены схемы охраны природы, которые включают оцен­ку современного состояния природной среды, прогноз природ­ных процессов в условиях антропогенного воздействия, ком­плекс мер, необходимых для стабилизации и улучшения при­родной среды. В разные периоды разрабатывались схемы ком­плексного использования и охраны водных и земельных ресур­сов бассейна р. Западная Двина, оз. Нарочь и других природных объектов. Составлены "Схема рационального природопользова­ния Белорусского Поозерья", "Схема рационального размеще­ния особо охраняемых природных территорий Республики Бе­ларусь". Взаимосвязанный анализ современного и перспектив­ного состояния природной среды и развития хозяйства как ис­точника антропогенных нагрузок на экологические системы позволяет в названных схемах определить стратегические направления использования природных ресурсов, охраны природы и создания условий для достижения экологической стабильнос­ти на территории природного комплекса.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.     Организация прогнозирования и планирования природоохранной деятельности и природопользования.

 
Социально-экономическое развитие страны невозможно без постоянного взаимодействия экономики и социальной сферы с окружающей природной средой. В составе факторов, отрицательно влияющих на состояние природных ресурсов, выделяют увеличение масштабов экономического (производственно-хозяйственного) и социального их потребления, а также естественные факторы (засоление, заболевание, опустынивание почвы, последствия стихийных бедствий – наводнений, ураганов, увеличение площади загрязнения почвы в результате движения паводковых вод и т. д.). В то же время положительное влияние оказывают следующие факторы:
– хозяйственная деятельность, направленная на воспроизводство природных ресурсов: посадка леса, мероприятия по разведению, селекции различных видов животного мира: поиск и разведка полезных ископаемых и др.;
– природоохранная деятельность человека: очистка водных, земельных ресурсов, предотвращение загрязнения воздушного бассейна и др.
Целью разработки данного раздела прогнозов является повышение эффективности использования природных ресурсов и снижение отрицательного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду.
Прогнозирование производится по следующим направлениям:
– охрана и рациональное использование водных ресурсов;
– охрана атмосферного воздуха;
– охрана и рациональное использование земель;
– охрана и рациональное использование лесных ресурсов [5, c. 134-135].
Объектами прогнозирования и планирования выступают следующие виды:
1.              Атмосферный воздух - его защита предполагает ряд мероприятий:
?      снижение выбросов вредных веществ;
?      разработка и использование нормативов предельно допускаемых выбросов (кон­центрация) предприятий, транспорта;
?      ввод в действие устройств снижающих выбросы и их обезвреживание.
2.              Водные ресурсы.
Исходной базой прогнозирования и планирования водных ресурсов является данные:
?      водного кадастра республики; (данные о водных ресурсах);
?      учёта расходования вод;
?      проекты перераспределения вод между водопользователями;
?      водного баланса (ресурсная и расходная часть).
Прогноз потребности в водных ресурсах формируется на расчёте водохозяйствен­ного баланса.
Расходная часть: потребность в воде отраслей хозяйствования, жилищно-коммунальное потребление, санитарные стоки и др.
Прогнозные расчёты - используются нормы и нормативы, в том числе и перспек­тивные нормы. Прогнозирование и планирование водных ресурсов включает в систему мер по предотвращению загрязнению водных источников.
3.              Земельные ресурсы.
Основным источником прогнозирования и планирования использования земельных ресурсов является данные государственного земельного кадастра (свод систематизирован­ных сведений о природном, хозяйственном и правовом состоянии земель).
Прогнозирование и планирование земельных ресурсов включают:
?      совершенствование земельно-кадастровой информационной базы;
?      повышение эффективности землепользования;
?      охрана земельных ресурсов (рекультивация земель - восстановления после нару­шения их естественного состояния);
?      правовое обеспечение землепользователей.
4.              Лесные ресурсы.
В соответствии с выполняемыми функциями лесные ресурсы подразделяются на 2 группы:
?      леса, выполняющие защитные, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоро­вительные и пейзажные функции;
?      эксплуатационные леса.
Лесопользование определяется расчётной лесосекой (нормой ежегодных объёмов рубок леса), которая рассчитывается исходя из объёмов спелой древесины, потребности в ней и поставок на экспорт.
Рациональное лесопользование предполагает не только вырубку, но и восстановле­ние леса, а также охрану лесных ресурсов от пожаров, вредителей и болезней.
5.              Минерально-сырьевые ресурсы.
Прогнозирование и планирование использования сырьевых ресурсов предполагает следующие направления:
?      оценка наличия природных ресурсов; (их количественные и качественные оценки)
?      количественные оценки выражаются запасами полезных ископаемых;
?      качественные оценки выражаются и экономической целесообразностью использо­вания (глубины залегания, содержания полезных компонентов, возможности применения технологии добычи).
?      прогнозные запасы ископаемых;
?      экологобезопасные и экономически эффективные технологии добычи, переработ­ки и использования.
Особая роль в организации экологического планирования и прогнозирования  принадлежит нормативному методу иссле­дования, и в частности применению экологических норма­тивов (предельно допустимая концентрация (ПДК), пре­дельно допустимые выбросы (ПДВ), норма зеленых зон, заповедников и т. п.). Главное их назначение – определить объективные границы допустимых антропогенных нагрузок на биосферу. В экономике природопользования применяются и другие нормативы. Например, нормативы эксплуа­тации природных ресурсов (расчетная лесосека), отходов, экономической эффективности капитальных
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.