На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Особенности учета НДС в организациях с различными видами деятельности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?31
 
СОДЕРЖАНИЕ
 
 
 
I.                    ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Тема: ««Особенности учета НДС в организациях с различными видами деятельности»
Введение…………………………………………………………………….3
1. Экономическая роль налога на добавленную стоимость…………..…4
2. Плательщики налога на добавленную стоимость…………………..…7
3. Налоговая база……………………………………………………….…14
4. Ставки налога на добавленную стоимость, льготы по налогу………17
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………22
Заключение………………………………………………………………...32
Библиографический список……………………………………………. 33
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
 
Основное место в российской налоговой системе занимают косвенные налоги, к которым относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенная пош­лина. В составе доходов бюджета они играют определяющую роль. Такое количе­ство косвенных налогов неизбежно приводит к неоднократному обложению од­ного и того же объекта, способствует росту цен на потребительские товары и услуги. Наиболее существенным из косвенных налогов, применяемых в Российской Фе­дерации, является налог на добавленную стоимость.
Налог на добавленную стоимость — косвенный налог, влияющий на процесс ценообразования и структуру потребления. В моделях западных экономических систем он выполняет важную роль в регулировании товарного спроса. Переход к косвенному налогообложению в нашей стране обусловлен необходимостью ре­шения следующих задач: ориентации на гармонизацию налоговых систем стран Европы; обеспечения стабильного источника доходов в бюджет; систематизации доходов.
Актуальность темы очевидна. Налог на добавленную стоимость (далее НДС)   охватывает практически все виды товаров и услуг, поэтому при относительно низких ставках  пополняет казну лучше других видов налогов. Кроме того, НДС  позволяет гибко балансировать бюджетные расходы и доходы при инфляционном росте цен, их либерализации.
НДС имеет преимущества как для государства, так и для налогоплательщиков: от него труднее уклонится, с  ним связано меньше экономических нарушений, он повышает заинтересованность в  росте доходов, а для налогоплательщиков, кроме того, предпочтительнее налогообложение расходов, а не доходов. Для современной России этот налог является "новым" налогом, так как он был введен с  1 января 1992 г., хотя более чем в  40 странах, в  том числе и в  17 европейских, он используется уже более 35 лет. Сейчас НДС регулируется отдельной главой Налогового кодекса РФ.
Налог на добавленную стоимость является одним из наиболее сложных для понимания и расчета налогов в Российской Федерации. Для понимания принципов построения налога на добавленную стоимость требуется изучить законодательную базу (закон, инструкцию, различные изменения и дополнения к этим документам), относящуюся к данному вопросу и выяснить ряд основных проблем.
Объект исследования: основы налогообложения:
Предмет исследования: налог на добавленную стоимость.
Цель данной работы – ознакомиться с учетом НДС в организациях с различными видами деятельности, для этого предполагается решить следующие задачи:
?      дать характеристику экономической сущности налога на добавленную стои­мость;
?      определить плательщиков этого налога;
?      охарактеризовать налоговую базу;
?      проанализировать ставки налога на добавленную стоимость, льготы по налогу.
Для написания работы были использованы законодательно-нормативные источники, учебники, учебные пособия, монографии, статьи из периодических изданий, электронные ресурсы.
 
 
 
 
 
 
 
 
1.     Экономическая роль налога на добавленную стоимость
 
 
Основное место в российской налоговой системе занимают косвенные налоги, к которым относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенная пош­лина. В составе доходов бюджета они играют определяющую роль. Такое количе­ство косвенных налогов неизбежно приводит к неоднократному обложению од­ного и того же объекта, способствует росту цен на потребительские товары и услуги. Наиболее существенным из косвенных налогов, применяемых в Российской Фе­дерации, является налог на добавленную стоимость.
Схема взимания налога на добавленную стоимость (НДС) была предложена французским экономистом М. Лоре в 1954 г. Это самый молодой из налогов, фор­мирующих основную часть доходов бюджетов большинства развитых стран. Во Франции он стал применяться с 1958 г. Однако показатель добавленной стоимости значительно раньше использовался в статистических целях. Например, в США он применялся с 1870 г. для характеристики объемов промышленной продукции. В нашей стране показатель добавленной стоимости использовался в аналитиче­ских целях в период НЭП. (10.,90-92)
Необходимость применения добавленной стоимости как объекта налогообло­жения для европейских стран была обусловлена построением общего рынка, так как Римский договор 1957 г. о создании Европейского экономического сообще­ства (ЕЭС) предусматривал с этой целью меры гармонизации систем косвенного налогообложения (т. е. стремление к выравниванию ставок и унификации нало­гообложения). Наличие НДС в налоговой системе было обязательным условием вступления в члены ЕЭС. Шестая директива Совета ЕЭС от 17 мая 1997 г. стала основой современной европейской системы НДС, так как была принята с целью унификации базы НДС во всех странах ЕЭС, поскольку отчисления от поступле­ний НДС в бюджеты стран — членов Европейского сообщества в определенном проценте направляются на формирование общего бюджета ЕЭС. По состоянию на июнь 1992 г., по данным ОЭСР, НДС применялся в 82 странах мира.
При решении задачи развития рыночных отношений в России возникла необ­ходимость реорганизации налога с оборота, действовавшего до 1992 г., который более чем на 80% мобилизовался в бюджет в виде разницы между фиксированны­ми государством розничными и оптовыми ценами. В новых условиях, предпола­гающих свободное ценообразование на основе спроса и предложения, исключа­лась возможность формирования бюджета посредством налога с оборота в том его виде, в котором он применялся в СССР. В то же время государство должно иметь стабильный источник доходов бюджета, что и предопределило введение в Российской Федерации с 1 января 1992 г. налога на добавленную стоимость. Тем самым обеспечивался равный подход к вовлечению в процесс формирования бюджета всех хозяйствующих субъектов независимо от организационно-право­вых форм и форм собственности.
Налог на добавленную стоимость — косвенный налог, влияющий на процесс ценообразования и структуру потребления. В моделях западных экономических систем он выполняет важную роль в регулировании товарного спроса. Переход к косвенному налогообложению в нашей стране обусловлен необходимостью ре­шения следующих задач: ориентации на гармонизацию налоговых систем стран Европы; обеспечения стабильного источника доходов в бюджет; систематизации доходов.
Основная функция НДС — фискальная. Доля НДС в бюджетах отдельных стран существенно различается.
Для функционирования НДС необходимы соответствующие информационная база, система учета и контроля. В отечественных бухгалтерских регистрах не пред­усмотрен порядок отражения величины добавленной стоимости, что не позволя­ет достоверно определить налогооблагаемый оборот и одновременно усложняет методику исчисления налога. Теоретически этот налог определяется как форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости. Добавленная стоимость созда­ется на всех стадиях производства и обращения и определяется в виде разницы между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью матери­альных затрат, относимых на издержки производства и обращения. В то же время методические положения относительно базы налогообложения НДС, которыми руководствуются на практике, не совпадают с понятием «добавленная стоимость», что приводит к значительному расширению объекта налогообложения. Основные положения правового регулирования, которые отражены в налоговом законодательстве представлены в ПРИЛОЖЕНИИ 1.
 
2. Плательщики налога на добавленную стоимость
 
Круг плательщиков НДС очень широк. Ими выступают все организации (госу­дарственные и муниципальные предприятия, хозяйственные товарищества и об­щества, учреждения) независимо от форм собственности и ведомственной при­надлежности, имеющие статус юридического лица, согласно законодательству Российской Федерации, и осуществляющие производственную и иную коммер­ческую деятельность. В соответствии со ст. 143 НК РФ плательщиками НДС являются также лица, признаваемые таковыми в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ. При условии осуществления производственной и иной коммерческой деятельности плательщиками НДС могут быть: предприя­тия с иностранными инвестициями; международные объединения и иностранные юридические лица. С 01.01.2001 г. в число плательщиков НДС вошли индивиду­альные предприниматели, которые теперь уравнены с организациями в отноше­нии исчисления и уплаты НДС.
Расширив круг налогоплательщиков, НК РФ дает право получить освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика организациям и индивидуаль­ным предпринимателям. Условием для этого является размер выручки от реали­зации товаров (работ, услуг) без НДС — в течение предшествующих 3 месяцев она не должна превышать в совокупности 1 млн руб. Следующее условие для освобождения — за 3 предшествующих последовательных календарных месяца налогоплательщик не реализовывал подакцизные товары. Для освобождения от НДС налогоплательщик должен представить в налоговый орган письменное уве­домление и выписки из: бухгалтерского баланса, книги продаж за 3 предшествующих месяца, книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций, а так­же копии журнала, полученных и выставленных счетов-фактур не позднее 20-го числа того месяца, начиная с которого он претендует на освобождение. Освобож­дение предоставляется с любого месяца не менее чем на один год и должно про­длеваться по истечении этого срока.
Налог на добавленную стоимость включается поставщиком (продавцом) в цену продукции, реализуемой потребителем (покупателем). Для упрощения расчетов объектом налогообложения у предприятий, производящих продукцию, является не добавленная стоимость, а весь оборот по реализации ими товаров (работ, услуг). С целью исключения двойного налогообложения и взимания налога с добавлен­ной стоимости введен механизм исчисления налога, позволяющий уплачивать в бюджет разность между НДС, полученным от покупателей продукции, и НДС, уплаченным поставщикам материальных ресурсов (работ, услуг), израсходован­ных в производственном процессе.
Таким образом, налогоплательщиками НДС признаются:
?      организации
?      индивидуальные предприниматели
?      лица, перемещающие товары через таможенную границу Российской Федерации.
Организации и индивидуальные предприниматели могут освобождаться от исполнения обязанностей налогоплательщика, если за три предшествующих календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (кроме подакцизных), работ, услуг не превысила в совокупности 2 млн рублей (ст.145 НК). Если лицо одновременно реализует и подакцизные, и неподакцизные товары, оно имеет право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС только по операциям с неподакцизными товарами (Определение КС РФ от 10.11.2002 № 313-О).
Не являются плательщиками НДС (кроме уплаты налога при ввозе товаров через таможенную границу РФ):
?      налогоплательщики, применяющие УСН и ЕСХН
?      налогоплательщики, применяющие ЕНВД по отдельным видам деятельности — по деятельности, которая облагается ЕНВД
Если вышеуказанные налогоплательщики, не являющиеся плательщиками НДС, выставляют счет-фактуру с НДС покупателю, они обязаны перечислить в бюджет весь полученный НДС (п. 3 ст. 173 НК).
В соответствии со статьей 146 НК РФ объектом налогообложения признаются следующие операции:
1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
2) передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
4) ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
Не признаются объектом налогообложения:
1) операции, указанные в пункте 3 статьи 39 Налогового Кодекса;
2) передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов, специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению);
3) передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;
4) выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления;
4.1) выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации;
4.2) оказание услуг по предоставлению права проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения (платным участкам таких автомобильных дорог), осуществляемых в соответствии с договором доверительного управления автомобильными дорогами, учредителем которого является Российская Федерация, за исключением услуг, плата за оказание которых остается в распоряжении концессионера в соответствии с концессионным соглашением;
5) передача на безвозмездной основе, оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;
6) операции по реализации земельных участков (долей в них);
7) передача имущественных прав организации ее правопреемнику (правопреемникам);
8) передача денежных средств или недвижимого имущества на формирование или пополнение целевого капитала некоммерческой организации в порядке, установленном Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций";
8.1) передача недвижимого имущества в случае расформирования целевого капитала некоммерческой организации, отмены пожертвования или в ином случае, если возврат такого имущества, переданного на пополнение целевого капитала некоммерческой организации, предусмотрен договором пожертвования и (или) Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций". Норма настоящего подпункта применяется при передаче такого имущества некоммерческой организацией - собственником целевого капитала жертвователю, его наследникам (правопреемникам) или другой некоммерческой организации в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций";
9) операции по реализации налогоплательщиками, являющимися российскими организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр в соответствии со статьей 3 Федерального закона "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", товаров (работ, услуг) и имущественных прав, осуществляемые по согласованию с лицами, являющимися иностранными организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр в соответствии со статьей 3 Федерального закона "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в рамках исполнения обязательств по соглашению, заключенному Международным олимпийским комитетом с Олимпийским комитетом России и городом Сочи на проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи;
10) оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования;
11) выполнение работ (оказание услуг) в рамках дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, реализуемых в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации;
12) операции по реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями и составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, выкупаемого в порядке, установленном Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Налоговым законодательством предоставлено право уменьшить исчисленный НДС на налоговые вычеты.
Вычетам подлежат, в частности, суммы налога:
?      предъявленные поставщиками (исполнителями, подрядчиками) при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории РФ. С 1 января 2009 года подлежат вычету также авансовые платежи, перечисленные в счет будущих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг;
?      уплаченные покупателями-налоговыми агентами, в случае если налоговый агент является налогоплательщиком НДС и товары (работы, услуги) приобретены для деятельности, облагающейся НДС.
?      уплаченные при ввозе товаров в Россию в таможенных режимах выпуска, временного ввоза и переработки вне таможенной территории;
?      уплаченные при ввозе в Россию товаров, которые перемещаются через ее таможенную границу без таможенного контроля и оформления.
 
Полный список налоговых вычетов по НДС указан в статье 171 Налогового кодекса.
В случае, если по итогам отчетного периода образовалось сумма налога, исчисленная к возмещению из бюджета, то налоговая инспекция должна затребовать у вас копии документов для проведения камеральной проверки. Иначе, зачет суммы возмещения не произойдет.
 
3.     Налоговая база
 
Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную харак­теристику объекта налогообложения (ст. 53 НК РФ). Соответственно для НДС это будет стоимостной показатель облагаемых налогом операций. При определе­нии налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) устанавлива­ется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и/или натураль­ной формах, в том числе оплата ценными бумагами. Выручка, полученная в ино­странной валюте, пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ на дату реализации товаров (работ, услуг).
При реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) налоговая база исчисляется как стоимость этих товаров (работ, услуг) исходя из цен, определяе­мых в соответствии со ст. 40 Налогового кодекса РФ с учетом акцизов (по подак­цизным товарам), но без включения в них НДС. Таким образом, при определении налоговой базы применяется фактическая цена (установленная в договоре) реа­лизации товаров (работ, услуг), даже если она ниже себестоимости, т. е. пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен. Рыночной ценой признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных, однородных товаров (работ, услуг) в сопо­ставимых экономических условиях.
Под рынком понимается сфера обращения этих товаров (работ, услуг), опреде­ляемая исходя из возможности покупателя приобрести товар (работу, услугу) на ближайшей территории РФ или за ее пределами. При определении рыночной цены используются официальные источники информации о рыночных ценах и бирже­вых котировках. Налоговые органы вправе контролировать правильность приме­нения цен по сделкам лишь в следующих случаях: между взаимозависимыми ли­цами; по товарообменным (бартерным) операциям; при значительном колебании (более чем на 20% в ту или иную сторону) уровня цен, применяемых налогопла­тельщиком по идентичным (однородным) товарам в пределах непродолжитель­ного периода времени. Рассмотрим данное положение на примере.
Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с настоящей главой в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).
При передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг) для собственных нужд, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 146 Налогового Кодекса, налоговая база определяется налогоплательщиком в соответствии с главой 21 НК РФ.
При ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, налоговая база определяется налогоплательщиком в соответствии с главой 21 НК РФ и таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
При применении налогоплательщиками при реализации (передаче, выполнении, оказании для собственных нужд) товаров (работ, услуг) различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам. При применении одинаковых ставок налога налоговая база определяется суммарно по всем видам операций, облагаемых по этой ставке.
При передаче имущественных прав налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных главой 21 НК РФ.
При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
Указанные доходы учитываются в случае возможности их оценки и в той мере, в какой их можно оценить.
При определении налоговой базы выручка (расходы) налогоплательщика в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации соответственно на дату, соответствующую моменту определения налоговой базы при реализации (передаче) товаров (работ, услуг), имущественных прав, установленному статьей 167 Налогового Кодекса, или на дату фактического осуществления расходов. При этом налоговая база при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных пунктом 1 статьи 164 Налогового Кодекса, в случае расчетов по таким операциям в иностранной валюте определяется в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату отгрузки (передачи) товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Если при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав по договорам, обязательство об оплате которых предусмотрено в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, или условных денежных единицах, моментом определения налоговой базы является день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав, при определении налоговой базы иностранная валюта или условные денежные единицы пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату отгрузки (передачи) товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав. При последующей оплате товаров (работ, услуг), имущественных прав налоговая база не корректируется. Суммовые разницы в части налога, возникающие у налогоплательщика-продавца при последующей оплате товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываются в составе внереализационных доходов в соответствии со статьей 250 Налогового Кодекса или в составе внереализационных расходов в соответствии со статьей 265 Налогового Кодекса.
 
4. Ставки налога на добавленную стоимость, льготы по налогу
 
Важным элементом налога являются его ставки. При введении этого налога в 1992 г. была установлена единая ставка 28%. Ее величина была рассчитана исходя из не­обходимости поддержания доходов бюджета на уровне, обеспечиваемом в предыду­щем году налогом с оборота и налогом с продаж, на смену которым пришел НДС. Ставка НДС в России на момент ее введения была значительно выше, чем в дру­гих странах. Приведем для сравнения основные ставки налога, действовавшие в 1992 г.: в Австрии - 20%, Бельгии - 19,5, Дании - 25, Франции - 18,6, ФРГ - 14, Норвегии — 20, Швеции — 25, Англии — 17,5, Японии — 6%.(9,203)
Ставки могут быть дифференцированными. Так, во Франции в 1988 г. дейст­вовали четыре ставки налога. Предельная ставка на предметы роскоши, табак, алкоголь — 33,33%; сокращенная ставка на товары культурно-образовательного назна­чения — 7; минимальная ставка на товары и услуги первой необходимости, включая продукты питания (кроме шоколада, медикаментов, жилья, транспорта), — 5,5%. В 1989 г. во Франции действовали три ставки: 5,5, 18,6, 28%. В 1992 г. — 2,1, 5,5, 18,6%. Аналогичная ситуация в Италии, где при нормальной ставке 19% для това­ров широкого потребления применяются пониженные ставки — 4 и 9%, для пред­метов роскоши — 38%.
Недолго сохранилась единая ставка НДС и в России. Уже в 1992 г. было введено налогообложение некоторых продовольственных товаров по ставке 15%. С 1 ян­варя 1993 г. базовая ставка была снижена до 20%, а ставка НДС на все продоволь­ственные товары (за исключением подакцизных) и товары для детей (по перечню, определяемому Правительством РФ) снижена до 10%. В 1995 г. был сужен и огра­ничен перечнем, утверждаемым правительством, круг продовольственных това­ров, облагаемых НДС по ставке 10%.
Основная ставка НДС составляет сейчас 18%. Кроме того, законодательством (статья 165 НК РФ) предусмотрена ставка 10%, которая применяется при реализации особых видов товаров (например, некоторых медикаментов, детских товаров, продуктов питания, печатных изданий), и ставка 0% (используется в основном при экспорте товаров). Также организации и индивидуальные предприниматели могут получить освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации (без учета НДС) не превысила в совокупности 2 млн.рублей.
Являясь косвенным налогом, НДС нейтрален по отношению к результатам фи­нансово-хозяйственной деятельности предприятия. Однако предоставление льготы повышает конкурентоспособность предприятия, так как позволяет снижать цены на продукцию даже при более высокой себестоимости по сравнению с дру­гими предприятиями, а при равных условиях — получать дополнительную прибыль (до суммы освобождения от налога). Налоговым законодательством установле­ны льготы по налогу на добавленную стоимость. Их перечень является единым для всей территории РФ и не может быть изменен решениями местных органов власти. Рассмотрим наиболее значимые льготы по освобождению от налога на добавленную стоимость.
Не подлежат налогообложению обороты, имеющие социально-выраженный ха­рактер. Например:
•   Реализация некоторых медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством РФ, реализация путевок в санаторно-курортные, оздоровительные учреждения отдыха, рас­положенные на территории РФ.
•   Оказание платных медицинских услуг.
•   Операции по реализации жилых домов, жилых помещений и долей в них, а также передача доли в праве на общее имущество в многоквартирном доме при реализации квартир.
•   Услуги учреждений культуры, искусства, архивной службы, религиозных объединений, театрально-зрелищные, спортивные, культурно-просветитель­ные, развлекательные мероприятия.
•   Услуги в сфере образования (необходимо наличие лицензии на производ­ство образовательных услуг), ведение образовательной деятельности (за ис­ключением консультационных услуг и услуг по сдаче в аренду помещений).
•   Услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, предоставля­емые государственными и муниципальными учреждениями, по содержанию детей в дошкольных учреждениях.
•   Услуги по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности.
•   Стоимость имущества, выкупаемого в порядке приватизации. Услуги город­ского транспорта (кроме такси), пригородные пассажирские перевозки мор­ским, речным, железнодорожным и автомобильным транспортом.
• Товары (работы, услуги), производимые и реализуемые общественными организациями инвалидов, в которых инвалиды составляют не менее 80% от общей численности работающих или уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднеспи­сочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25% (за исключением под­акцизных товаров, минерального сырья, полезных ископаемых, брокерских и посреднических услуг).
•   Ритуальные услуги.
От налогообложения освобождаются также:
• Услуги но сдаче в аренду служебных и жилых помещений иностранным граж­данам или организациям, аккредитованным в РФ.
•   Операции страхования и перестрахования; операции с валютой, обращени­ем банкнот, ценных бумаг, денег; банковские операции, за исключением опе­раций по инкассации.
•   Операции, облагаемые государственной пошлиной, лицензионными, реги­страционными и патентными пошлинами, а также другими сборами налого­вого характера.
•   Фотокопирование, ксерокопирование.
•   Оказание услуг по тушению лесных пожаров.
• Обороты по реализации изделий народно-художественных промыслов.
• Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполнен­ные за счет бюджета, Российского фонда фундаментальных исследований и Российского фонда технологического развития, а также выполняемые уч­реждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров.
•   Услуги по ремонту и техническое обслуживание бытовой техники и меди­цинских товаров в период гарантийного срока их эксплуатации.
В том случае, если предприятие производит и реализует одновременно товары (работы, услуги) как подлежащие, так и не подлежащие обложению НДС, то для получения льготы по налогу необходимо ведение раздельного учета этих опера­ций. Освобождение от налогообложения на основании льгот не предусматрива­ется при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах друго­го лица на основании договоров комиссии, поручения, агентских договоров.
Ознакомившись с основными льготами по НДС, следует иметь в виду, что это далеко не полный перечень операций, освобождаемых от налогообложения. Важно знать, что налогоплательщики в соответствии с п. 5 ст. 149 НК РФ имеют право отказат
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.