На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа История развития уголовно-исполнительного права

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 13.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение 3
1 История  развития уголовно-исполнительного  права в дореволюционной России 4
2 Создание  уголовного и исправительно-трудового  законодательства в СССР 11
3 Уголовно-исполнительное  право на современном этапе 16
Заключение 23
Библиографический список 24
   
 
 
 


     Введение
     Задачи  уголовно-исполнительного права  как науки базируются на целях  и задачах уголовного и вытекающего  из него уголовно-исполнительного законодательства. В соответствии со ст. 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерауции уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.
     Для достижения этих целей определяются следующие задачи: регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации (ч. 2 ст. 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
     Содержащиеся  в приведенном определении общие  задачи направлены на достижение целей  наказания путем надлежащего  его исполнения. Общие задачи уголовно-исполнительного  права опосредуются в более конкретных, которые реализуются учреждениями и органами, исполняющими наказания и обеспечивающими таким образом одну из важных государственных функций - исполнение приговора суда.
     Таким образом, задачи уголовно-исполнительного  права образуют определенную систему, состоящую из общих и конкретных положений и реализуемую в деятельности специальных органов путем применения комплексных мер карательно-исправительного воздействия к осужденным.
     Цель  работы - рассмотреть понятие науки  уголовно-исполнительного права, ее цели и задачи, а также определить основные этапы ее возникновения и развития.
 


     1. История развития уголовно-исполнительного права в дореволюционной России
  Формирование уголовно-исполнительного законодательства началось при становлении государственности Древней Руси. Самый известный памятник древнерусского права, содержащий нормы об уголовных наказаниях и их исполнении, - «Русская Правда».1
     Предписания Русской Правды и ее ранней редакции – «Краткая Правда» основывались на обычаях и сложившейся практике наказания за опасные деяния.2
     Так, в качестве наказания за совершение убийства опускалась кровная месть, т.е. разновидность смертной казни, приводимой в исполнение родственниками убитого. Вместе с тем кровная месть могла быть заменена значительным штрафом. Кровная месть либо альтернативная мера в виде штрафа, предусматривались также за нанесение телесных повреждений. Сурово относился законодатель и к воровству. Так, любому предоставлялось право убить застигнутого на месте преступления ночного вора или вора, убившего собственника около его дома или во время кражи его имущества. В большинстве статей Правды предусматривался денежный штраф, размер которого зависел от тяжести преступления, сословного положения потерпевшего и преступника.
     Правоустановления об уголовных наказаниях и их исполнении носили в то время единый характер и получили дальнейшее развитие в период образования и укрепления Русского централизованного государства, в комплексных законодательных источниках: Судебниках 1497 и 1550 гг.3, в которых были объединены видоизмененные предписания Русской Правды, обычного права и судебно-прецедентной практики.
     Источник 1550 г. именовался Судебником Царя и  Великого Князя Иоанна IV (Грозного), («Царским судебником») и действовал длительное время с учетом последующих  изменений и дополнений.4
     Система наказаний и процесс их исполнения по Судебникам приобретают все более  суровый характер, направленный на устрашение населения.
     Значительная  часть применявшихся ранее штрафов  вытесняется разновидными по жестокой процедуре исполнения смертными  казнями, телесными наказаниями, лишением свободы путем помещения в тюрьму. Широкое распространение получило телесное наказание в виде торговой казни - публичного битья кнутом на торговой площади.
     Как видно, существенной особенностью процесса исполнения наказаний, призванной усилить их превентивное воздействие, был его публично-позорящий характер, «чтобы на то смотря, иным не повадно было так делать».5
     Новым этапом в формировании предписаний  об уголовных наказаниях и их исполнении было состоявшее из 25 глав и 967 статей Соборное Уложение Царя и Великого Князя Алексея Михайловича 1649 г., включающее, в частности, такие положения: гл. 7 «О службе всяких ратных людей Московского государства»; гл. 10 «О суде»; гл. 21 «О разбойных и шашиных делах»; гл. 22 «За какие вины казниши»; гл. 23 «О стрельцах». Тюрьма становится неотъемлемой принадлежностью русских городов.6 
     Соборное  Уложение пошло по пути дальнейшего  заращивания устрашающего, превентивного  и сословного начал наказания  и его исполнения. Более пятидесяти разновидностей преступных деяний могли быть наказаны по Уложению смертной казнью: простой либо квалифицированной. Широкое распространение получили различные виды телесных наказаний: болезненных, членовредительских, позорящих и др. Наметилась тенденция к расширению применения тюремного заключения: на определенный либо неопределенный сок. Новым видом наказания была ссылка преступников в окраинные города, остроги, крепости, имения. При применении уголовно-правовых мер широко девствовали принципы талиона и неопределенности наказаний.
     Важным  историческим этапом становления уголовно-исполнительного  законодательства на базе предшествовавшего  отечественного и зарубежного опыта  являлся период правления Петра I (1699 - 1725 гг.).7
     Во  время его царствования было принято  более 100 специальных актов уголовно-исполнительного, в том числе военно-пенитенциарного характера и создан прообраз основ цивилизованной регламентации уголовно-исполнительных отношений. Об этом свидетельствует тот факт, что наиболее важные из них действовали без значительных изменений около 100 лет.
     Основным  комплексным источником предписаний  о системе наказаний и их исполнении стали Артикул воинский и Краткое  изображение процессов или судебных тяжб 1716 г., в котором при непосредственном участии Петра, наряду с другими вопросами, была произведена первая систематизация уголовно-правовых и уголовно-исполнительных норм. По своей юридической природе и законодательной технике они стояли значительно выше аналогичных зарубежных памятников права того времени.8
     Артикул и приложение к нему как часть Воинского устава предназначались вначале для военнослужащих, однако вскоре после их принятия были распространены на все население страны.
     Этот  акт с учетом экономических и  политических реалий того времени предусматривал усиление суровости наказаний, их разнообразие и построение в определенной последовательности, т.е. системе (лестнице).
     Более ста видов преступлений могли  влечь обычную или квалифицированную  смертную казнь. Справедливости ради следует  заметить, что в то же время в Западной Европе смертная казнь имела несравненно больший размах, а неопределенность и альтернативность российских санкций позволяла приговоры о лишении жизни заменять различными каторжными работами, исходя из потребностей строящегося государства в рабочих руках.
     Широко  применялись известные и новые  разновидности членовредительных  и болезненных наказаний. Расширилось  применение публичных позорящих  мер по типу лишения чести, достоинства, шельмования и т.п. Значительное распространение получила ссылка на каторжные, крепостные работы или на галеры на определенный срок либо бессрочно. Сохранялись лишение свободы в виде заключений в тюрьму (крепость), под караул, высылка в окраинные города, в Сибирь: на время или пожизненно.
     На  основе проведенных реформ активизировалось дальнейшее развитие и правовая корректировка уголовно-исполнительных отношений в послепетровский период отечественной истории (в XVIII - XIX вв.).9
     Большое внимание к решению этой государственной  задачи проявила Екатерина II, ко времени правления которой, относится создание системы уголовно-исполнительных учреждений, организация приказов общественного призрения, учреждение работных и смирительных домов. Существенный вклад в развитие пенитенциарного права внесли ее проект об устройстве тюрем (Наказ Екатерины II 1782 г.).10 
     В 1819 г. под покровительством Александра I в Петербурге было образовано Попечительское общество о тюрьмах, а к 30-м годам XIX в. в России уже действовала  целая система новых общих  и специальных военных пенитенциарных актов: Устав о ссыльных 1822 г., Положение для крепостных арестантов 1823 г., Устав об этапах в Сибирских губерниях 1824 г., Положения об арестантских ротах 1834 г. и об исправлении порочных людей 1835 г., тюремная инструкция 1831 г.11 Последняя по объему и существу содержащихся в ней предписаний являлась важным шлагом к созданию общетюремного кодекса России.
     Первым  систематизированным законодательным  актом об исполнении лишения свободы  стал Свод учреждений и уставов о  содержании под стражей и ссыльных 1832 г., за которым последовали: Положение об исправительном заведении в Петербурге 1839 г., Военно-уголовный Устав 1839 г., Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. с приложениями (дополнительными постановлениями о распределении и употреблении осужденных в каторжные работы; дополнительными правилами к Уставу о содержащихся под стражей).12
     В соответствии с принятым при Николае I Уложением 1845 г. все наказания делились на два разряда: уголовные и исправительные.
     К наказаниям уголовным, например, были отнесены (ст. 19): лишение всех прав состояния и смертная казнь; лишение всех прав состояния и ссылка в каторжные работы, на поселение в Сибирь или на Кавказ; для людей, не изъятых от наказаний телексных - публичное наказание от 10 до 100 ударов плетьми через палачей с наложением или без наложения клейма. Применение каторжных работ и плетей разделялось по своей тяжести на семь степеней.13
     К исправительным мерам относились: временное  заключение в крепости, в смирительном доме, в тюрьме с лишением некоторых особенных прав и преимуществ либо без оного; краткосрочный арест; денежные взыскания; выговоры, замечания, внушения в присутствии суда.
     Кроме того, за преступления по службе могли  последовать: исключение из службы (с  лишением права вновь поступать  на государственную службу); отрешение от должности; вычет из времени службы (дающего право на пенсию, награду) до одного года; перемещение на низшую должность; вычет из жалованья (до 1/3 годового оклада).
     В целом сложившаяся система наказаний  и их исполнения в сравнении с Соборным Уложением и Артикулом воинским стала менее жесткой, однако назвать ее гуманной также нет достаточных оснований.
     Формирование  уголовной и пенитенциарной политики России XIX столетия происходило под  влиянием прогрессивных взглядов и идей отечественных и зарубежных ученых и писателей, активной позиции передовой российской общественности, что сказалось в ходе проведения прогрессивных судебной и тюремной реформ 1863-1864 гг.14
     В 1864 году в контексте буржуазных реформ принимается Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. К этому времени были отменены клеймение, телесные наказания для женщин, шпицрутены в армии, ограничивалось (а с 1885 г. - отменялось вовсе) применение розог. Устав получил высокую оценку современников за гуманность, демократизм и простоту применения. Он знаменовал собой качественно новый этап в формировании отечественной уголовной и пенитенциарной политики: этап окончательного оформления уголовно-исполнительного права в конце ХIХ - начале ХХ в.
     В армии с учетом известной преемственности в это время также появились новые военно-пенитенциарные акты, собранные в Своде военных постановлений: Положение о военно-исправительных ротах и Военно-судебный устав 1867 г., Указ «Заведения военно-тюремные», Воинский устав о наказаниях 1869 г., Дисциплинарный устав - 1869 г.15
     Дальнейшим  развитием идей демократизма и гуманизма  стало Уголовное Уложение 1903 г., предусматривающее  следующую новую систему наказаний: смертная казнь, каторга, ссылка на поселение, заключение в исправительном доме, заключение в крепости, заключение в тюрьме, арест, денежный штраф.16
     Смертная  казнь приводилась в исполнение путем непубличного повешения. Такая  процедура свидетельствовала об исключении цели публичного устрашения процессом казни.
     Каторга могла быть применена бессрочно либо на срок от четырех до пятнадцати лет. Приговоренные содержались в каторжных тюрьмах или за ее пределами и подвергались тяжелым принудительным работам.
     Заключение  в исправительный дом применялось  на срок от полутора до шести лет, заключение в крепости - на срок от двух до шести лет, а в тюрьме - от двух недель до одного года. Арест назначался на срок от одного до шести месяцев.
     Исполнение  денежного штрафа могло быть отсрочено  или рассрочено на срок до одного года.
     Развитие  уголовно-исполнительного законодательства Российской империи продолжало осуществляться путем внесения изменений и дополнений в Уставы о содержащихся под стражей и ссыльных, в тюремные инструкции и иные источники.
     Ко  времени свержения монархии и  Октябрьской революции 1917 г. пенитенциарная политика и право России получили дальнейшее развитие и впитали целый ряд прогрессивных демократических идей.17
     Таким образом, к началу советского периода  истории была создана законченная  отечественная теория и законодательная основа уголовно-исполнительного права.
 


     2 Создание уголовного и исполнительно-трудового законодательства в СССР
     Советский период уголовно-исполнительного права  продолжался с 1917 по 1993 гг.
     Основными положениями, исходя из которых началась трансформация пенитенциарного права в исправительно-трудовое, были благородные идеи об исправлении осужденных - главной цели наказания и общественно полезном труде как ведущем средстве исправления.
     Основные  руководящие идеи советской уголовной  и исправительно-трудовой политики того времени были отражены в разделе «О наказаниях» судебного пункта программы РКП(б), принятой VII съездом правящей коммунистической партии в 1919 г.18 
     В этом документе, а также в ряде работ В.И. Ленина и его соратников предусматривались отказ от наказаний, не совместимых с достоинством человека; усиление воспитательной стороны наказания; введение общественного порицания; замена лишения свободы принудительным трудом с проживанием на дому; замена тюрем воспитательными учреждениями; введение товарищеских судов для некоторых категорий рабочих и в армии.19
     Эти и другие принципы, программные установки  ускорили нормотворческую деятельность нового государства, в частности  создание уголовного и исправительно-трудового  законодательства. Такая деятельность отнюдь не находилась в стороне от развития пенитенциарного дела в мире, а вполне соответствовала международным тенденциям. Первые нормы Советского государства в области определения и исполнения уголовных наказаний появились уже в конце 1917 - начале 1918 гг. Они содержались в ряде общих и специальных уголовно-правовых декретов и обращений Совета Народных Комиссаров, съездов Советов народных депутатов, ВЦИК РСФСР, Совета рабочей и крестьянской обороны (например, Временная инструкция о лишении свободы как о мере наказания и о порядке отбывания такового 1918 г., Декрет Совнаркома РСФСР «Об учреждении распределительных комиссий» 1919 г., «Положение об общих местах заключения» 1921 г. и др.).20
     Система мест лишения свободы состояла из общих мест заключения (тюрем), воспитательно-карательных реформаториев и земледельческих колоний (в основном для несовершеннолетних и молодежи), испытательных заведений для лиц, в отношении которых имеются основания для послабления режима или досрочного освобождения, карательно-лечебных заведений и тюремных больниц. В условиях развернувшейся в России гражданской войны и интервенции правительством определялась необходимость защитить Советскую республику от классовых врагов путем изолирования их в концентрационных лагерях принудительных работ.
     В 1922 г. был введен в действие Уголовный  кодекс РСФСР, исходя из которого впоследствии был разработан и в 1924 г. принят первый в истории России единый кодифицированный акт уголовно-исполнительного характера - Исправительно-трудовой кодекс.21 В соответствии с его положениями места заключения трансформировались в направлении от тюрем к исправительно-трудовым учреждениям и подразделялись на три группы:
     а) учреждения для применения мер социальной защиты исправительного характера (дома заключения, исправительно-трудовые дома, трудовые колонии - сельскохозяйственные, ремесленные и фабричные, изоляторы специального назначения, переходные исправительно-трудовые дома);
     б) учреждения для применения мер социальной защиты медико-педагогического характера: трудовые дома для несовершеннолетних и трудовые дома для несовершеннолетних право нарушителей из рабоче-крестьянской молодежи;
     в) учреждения для применения мер социальной защиты медицинского характера: колонии  для психически неуравновешенных, туберкулезных и других больных заключенных, институты психиатрической экспертизы, больницы и т.п.
     Подготовка  и принятие открытых систематизированных  документов, доступных для каждого  гражданина, являлось величайшей заслугой отечественных юристов. Их мысль  была на уровне передовых идей своего времени. Правовые акты такого уровня проработанности и цивилизованности имелись тогда далеко не в каждой из стран Европы.
     Первые  уголовно-исполнительные акты общего и военно-специального характера  сформулировали идеи и принципы политики государства в области исполнения наказаний, которые не утратили своего значения до настоящего времени, дошли до нас и составляют методологическую основу современного пенитенциарного законодательства Российской Федерации.
     Последующий этап охватывает время принятия и действия Основных начал уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1924 г., исправительно-трудовых кодексов союзных республик, в том числе нового ИТК РСФСР 1933 г.22
     Тридцатые годы характеризуются началом все  более превалирующей тенденции к возрастанию уголовной репрессии и отступлению от основанного на законе судебного порядка их применения на основе политического тезиса об усилении классовой борьбы.23 
     Период  с конца 30-х по начало 50-х годов  отмечен детерминируемыми культом личности нарушениями законности: исправительно-трудовое право фактически перестает действовать, в особенности в период Великой Отечественной войны, законодательная регламентация исполнения наказаний оказалась заменена закрытыми для общественности ведомственными нормативными актами административного характера, а преподавание этого предмета было надолго исключено из учебных программ юридических учебных заведений.
     Следующий исторический этап характеризуется  восстановлением правовых начал  регулирования отечественных уголовно-исполнительных отношений, возрождением исправительно-трудового права на базе мер по укреплению законности в деятельности правоохранительных органов страны.
     В конце 50-х - начале 60-х гг. XX века принимается  целый блок Основ законодательства СССР и союзных республик в сфере борьбы с преступностью, вводятся в действие новые Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РСФСР.24
     На  их основе принимаются меры по улучшению  деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы, разрабатываются и утверждаются новые законодательные акты пенитенциарного характера: общесоюзные, республиканские, военные: Основы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик 1969 г., Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1970 г., Положение о дисциплинарном батальоне 1957, 1961, 1966, 1983 гг.25
     К середине 80-х годов в СССР образовались фактически две ветви законодательства, регулирующего исполнение уголовных  наказаний: исправительно-трудовое законодательство и законодательство об исполнении наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных.
     Объективно  встал вопрос о создании единой, кодифицированной, обоснованной на общей  теоретической базе отрасли законодательства, - уголовно-исполнительного. Началась работа по созданию соответствующих законопроектов, завершившаяся уже после распада СССР и образования СНГ принятием и введением в действие с 1997 г. принципиально новых Уголовного и Уголовно-исполнительного кодексов России, дальнейшей разработкой соответствующих модельных кодексов в рамках межпарламентской ассамблеи Содружества Независимых Государств.
     С ликвидацией СССР и принятием  Конституции Российской Федерации 1993 г. советский период истории отечественного права завершается.
 


     3 Уголовно-исполнительное право на современном этапе
     Дальнейшее  развитие уголовно-исполнительного  права продолжает осуществляться в рамках новой российской государственности.
     После принятия Конституции Российской Федерации 1993 г.26 начался процесс приведения российского законодательства в соответствие с ее нормами. Затронул он и сферу правового регулирования исполнения уголовных наказаний.
     Так, ст. 71 Конституции Российской Федерации устанавливает, что в ведении Российской Федерации находится уголовное; уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство. Указанный подход законодателя предполагал осуществление перехода от исправительно-трудового к уголовно-исполнительному закону.
     Введение  в действие новой Конституции  активизировало проводимую одновременно с формированием проекта нового Уголовного кодекса России работу над  проектом приходящего на смену Исправительно-трудовому  Уголовно-исполнительного кодекса. 
     Существенным  шагом в реформировании рассматриваемой сферы положило принятие федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»27, который отменил действовавшие ранее общесоюзные «Положение о предварительном заключении под стражу» и «Положение о порядке кратковременного содержания лиц, подозреваемых в совершении преступления». Данный федеральный закон отделил правовой статус содержащихся под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений от правового статуса лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Это позволило продвинуться по пути выполнения Россией взятых международных обязательств по демократизации системы уголовной юстиции.28
     13 января 1996 г. Президент Российской  Федерации одобрил Концепцию  реорганизации уголовно-исполнительной системы МВД России на период до 2005 г. Концепция содержала комплекс организационно-правовых, социально-экономических, психолого-педагогических и иных мер по приведению деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, в соответствие с требованиями Конституции Российской Федерации, потребностями надежно обеспечить права и законные интересы осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. По существу в ней нашла отражение идеология реформирования уголовно-исполнительной системы России на кратчайшую и отдаленную перспективу.29
       В целях обеспечения применения  вновь принятого Уголовного кодекса  Российской Федерации30 в декабре 1996 года был принят федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР и Исправительно-трудовой кодекс РСФСР в связи с принятием Уголовного кодекса Российской Федерации».31
     В законе излагались вытекающие из содержания Уголовного кодекса России, согласованные  с текстом проекта Уголовно-исполнительного  кодекса положения, адаптирующие Исправительно-трудовой кодекс к действию в условиях реализации нового уголовного законодательства.
     Перед началом разработки нового кодекса выявились две основные группы недостатков законодательства, регулирующего исполнение уголовных наказаний: во-первых, ошибки и упущения, содержащиеся в правовых нормах, и, во-вторых, отсутствие единого правового акта, объединяющего исправительно-трудовое законодательство и законодательство об исполнении наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных. Встал вопрос о создании единой отрасли законодательства, объединенного общей теоретической базой, - уголовно-исполнительного права.
     Задача  устранения той и другой группы недостатков  была решена при принятии Уголовно-исполнительного кодекса.
     С 1 июля 1997 г. вступил в действие новый  Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации.32 Таким образом, в России завершился период перехода от исправительно-трудового к уголовно-исполнительному законодательству
     Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации устанавливает правовые нормы, определяющие правовое положение осужденных; фиксирующие взаимоотношение уголовно-исполнительного законодательства с международными правовыми актами; контрольные функции органов государственной власти и органов местного самоуправления, судебного надзора, ведомственного контроля и прокурорского надзора за деятельностью органов и учреждений, исполняющих наказания.33
       Предписания Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации исходят из ряда положений международных договоров, посвященных охране прав и свобод человека и гражданина, и специальных международных соглашений об обращении с осужденными. В ст.3 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации определено, что уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации учитывает соответствующие международные договоры Российской Федерации в пределах экономических и социальных возможностей страны.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.