На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Развитие агротуризма в Гродненской области

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
Курсовая работа
 
«Развитие агротуризма в  Гродненской области»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Оглавление
Введение……………………………………………………………………3
    Пояснительная записка
      Сущность понятия «агротуризм». Формы организации агротуризма………………………………………………………………………...6
      Развитие агротуризма в Республике Беларусь…………………..11
      Современное состояние и тенденции развития агротуризма в Гродненской области……………………………………………………………...15
      Перспективы развития агротуризма в Гродненской области на примере агроусадьбы «Селяхи»………………………………………………….24
Заключение…………………………………………………………….….43
Список используемых источников……………………………………...45
Приложение……………………………………………………………….47
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
   Проведение отпуска  в деревне у нас издавна  было одним из распространенных  видов отдыха. Даже наши дачные  поселки, садово-огородные кооперативы, дома в деревне служат попыткой развить эту идею. Но затем более популярными стали поездки на море, в Грецию, Испанию и другие теплые страны. Все это как-то  заслонило привлекательность провинциального отдыха.
С начала 80-х годов нашего столетия наметился сдвиг в приоритетах  путешественников. Вместо жаркого солнца всё чаще предпочтение отдаётся тенистым лесам, а вместо городских громад – поселениям традиционных народностей. Это заставляет говорить о феномене так называемого сельского терроризма, особого сектора туристской области, который, по некоторым оценкам, уже  охватывает более 10% туристского рынка.
Неожиданно сельский туризм становится чем-то вроде последнего крика моды, который привлекает миллионы европейцев с весьма устойчивым достатком. Сейчас все большее число людей  предпочитает патриархальное спокойствие, первозданность, экологическую чистоту  стандартизированной суете и  пестроте фешенебельного курорта. Во всяком случае, Австрия, Словакия, Германия, Чехия, Польша интенсивно наращивают свои мощности по приему агротуристов. Достаточно сказать, что в одной Австрии до 10 процентов  крестьянских усадеб предоставляют  услуги по размещению и питанию туристов. Беларусь выделяется среди стран  Восточной Европы своим природным  и культурным богатством и необыкновенным людским потенциалом. Восхищают  ее  живописные деревеньки с красивейшей  традиционной архитектурой, старинные  маленькие города, исторические места, уголки, овеянные легендами и поэзией, традиционная народная культура, вкусная  и разнообразная кухня, но  более  всего - гостеприимность и открытость белорусов - людей с Душой. Все  это создает великолепные предпосылки  для развития сети белорусских  агроусадеб.
В Национальной программе  развития туризма в Республике Беларусь на 2006-2010 годы агроэкотуризм выделен в качестве одного из важнейших направлений развития. Перед специалистами, владельцами агроусадеб, органами власти поставлен ряд задач: создание туристских деревень с традиционной народной архитектурой на основе существующих сельских поселений, расположенных в живописной местности; активизация использования резервов сельского населения посредством организации сельских туров с  проживанием и питанием в деревенских домах, усадьбах; создание агротуристских комплексов на базе сельскохозяйственных производственных кооперативов и т.д.
Актуальность моей курсовой работы заключается в том, что  в  Республике Беларусь агротуризм – достаточно развивающееся явление. В нашей стране есть огромный потенциал для развития, именно, этого вида туризма, благодаря экоресурсам.
 
Цель: изучить особенности развития агротуризма в Гродненской области.
Задачи:
    Осуществить анализ литературы по исследуемой теме;
    Проанализировать современное состояние и тенденции развития агротуризма в Гродненской области;
    Разработать индивидуальный текст экскурсии по агроусадьбе «Селяхи»;
    Разработать рекламную продукцию агроусадьбы «Селяхи».
Объект исследования: экскурсионная деятельность Республики Беларусь
Предмет исследования: агроусадьба «Селяхи» Волковысского района Гродненской области.
 
 
Методы исследования:
    Теоритический анализ литературы
    Анализ исторических документов
    Сравнительный анализ фото, рисунков, иллюстраций
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
I. Пояснительная записка
1.1 Сущность понятия «агротуризм». Формы организации агротуризма
Агротуризм - это вид деятельности, организуемый в сельской местности, при котором формируются и  предоставляются для приезжих гостей комплексные услуги по проживанию, отдыху, питанию, экскурсионному обслуживанию, организации досуга и спортивных мероприятий, занятиям активными видами туризма, организации рыбалки, охоты, приобретению знаний и навыков. Агротуризм ориентирован на использование сельскохозяйственных, природных, культурно-исторических и иных ресурсов сельской местности и ее специфики для создания комплексного туристского продукта.
Агротуризм считают социально-ориентированным  туризмом.
При наличии разнообразных  видов и особенностей агротуризма, его классическая модель предполагает, что организацией туризма на селе занимаются исключительно фермеры  или члены их семей, извлекающие  из этого дополнительный доход, но не меняющие при этом своего производственного  профиля. Главная особенность в  том, что клиенту-гостю предлагают проживание в сельской местности  и знакомство с жизнью и бытом  фермеров.
Туристы некоторое время  ведут сельский образ жизни среди  природы, знакомятся с ценностями народной культуры, прикладного искусства, с  национальными песнями и танцами, местными обычаями, принимают участие  в традиционном сельском труде, народных праздниках и фестивалях.
Агротуризм ориентирован на ознакомление со спецификой (с особенностями) местного сельскохозяйственного природопользования, традиционным деревенским бытом и создает экономические предпосылки для развития дружественных природе методов ведения сельского хозяйства.
В последнее время агротуризм становится все популярнее среди  владельцев небольших предприятий  и все востребованнее среди туристов. В Европе существует примерно 190 тыс. структур размещения в сельской местности и практически каждый четвертый турист, в основном горожанин среднего достатка, проводит каникулы в селе. Среди факторов, повлиявших на развитие этой формы туризма, следует отметить:
- рост мобильности граждан  за счет увеличения количества  личного транспорта;
- более эффективная организация  свободного времени (выходные, более  частые и короткие каникулы);
- рост динамичности и  уровня стрессов в современной  городской жизни;
- разнообразие и рост  качества услуг, предлагаемых  владельцами туристических структур  в сельской местности, их специализация.
Агротуризм возник как  следствие быстрого развития гостиничной  индустрии в крупных курортных  зонах (приморские курорты, порты, санаторные центры). Эта форма туризма стала  привлекательна для туристов, которые  предпочитают покой, природную естественность, непосредственные контакты с местными традициями. В последнее время  сельские туристические направления  становятся все популярнее, а сельский туристический бизнес регистрирует из года в год все больший объем  продаж, привлекая все большее  количество бизнесменов в эту  сферу деятельности. В настоящее  время в динамике международных  туристических потоков наблюдаются  тенденции, благоприятные для сельского  туризма:
- ориентация туристов  на небольшие и комфортабельные  структуры размещения, в которых  господствует семейная атмосфера;
- активное времяпровождение  вне городских зон (экскурсии, прогулки, специфические виды спорта);
- повышенный интерес к  культурным ценностям, традициям,  местным праздникам.
Развитие агротуризма  основывается на уравновешенном менеджменте  потребностей сельской местности. Туристическое  предложение в сельской местности  складывается из нескольких компонентов:
- неповторимость местного  характера;
- конкретные преимущества  для туриста;
- преобладание естественного  начала;
- экономическая эффективность;
- специализированный маркетинг;
- отлично вписывается  в местный архитектурный стиль.
Кроме того, агротуризм произвел и социальные перемены в жизни  села. Взаимоотношения между принимающей  стороной и туристами развиваются, обычно, по следующему сценарию: прибыл как турист, а уехал как друг.
Отдых в селе носит больше активный, чем пассивный характер. Здесь туристам предлагаются занятия  активного характера, а также  возможность познать нечто новое:
1.Этнофольклорные мероприятия  - предполагают участие в творческих  ателье народных умельцев, просмотр  этнофольклорных концертов, участие в народных празднествах, посещение выставок, музеев и т.д.
2.Участие в сборе ягод, грибов, яблок и т.д.
3.Изучение истории государства,  географической зоны, населенного  пункта: предполагает посещение  исторических музеев, крепостей,  мемориалов, организация лагерей  для проведения археологических  раскопок под руководством специалистов.
4.Отдых в спокойных  местах с прекрасными пейзажами.
5.Организация экскурсий  в пейзажные заповедники.
6.Активный отдых - рыбалка  и охота.
7.Прогулки по лесу со  сбором грибов, ягод, лекарственных  трав и т.д.
8.Спортивные мероприятия.
Понятно, что владельцы  сельской усадьбы не могут обеспечить все типы развлечений даже для  своих туристов. Поэтому необходимо сотрудничество с другими структурами, которые обслуживают гостей села. Обычно такими партнерами становятся:
- структуры размещения (рестораны,  бары, таверны),
- владельцы транспортных  средств (традиционный, ретроварианты),
- центры народных промыслов  и ремесленного производства, художественные  и этнофольклорные коллективы, музеи, представительные хозяйства, администрация заповедника.
Агротуризм, как любая  отрасль туризма имеет свои плюсы  и минусы.
Так, положительным для  сельского населения являются:
-  возможность дополнительного  заработка в доступной деятельности (прием туристов, продажа им продукции  подсобного хозяйства, сопровождение  на рыбалку, за грибами, орехами,  конный прокат, транспортные услуги);
-  возможность для взрослых  членов семьи заняться созидательным  трудом;
-  интересное общение  с туристами из разных регионов, стран;
-  стимул для приведения  своего приусадебного участка  в порядок;
-  стимул для изучения  иностранных языков, приобретения  навыков работы на компьютере;
-  повышение образовательного  и культурного уровня;
-  повышение интереса  сельских жителей к сохранению  природы.
Положительные стороны для  органов власти и управления:
-  увеличение занятости  населения и рост доходов семей;
-  снижение социальной  напряженности в сельской местности,  постепенное улучшение качества  жизни сельских жителей;
-  рост предпринимательской  активности в сельской местности  и создание рабочих мест в  смежных с туризмом областях (культура, сельское хозяйство, транспорт,  торговля);
-  использование в сельском  туризме в основном ресурсов  населения, а не бюджетных средств;
-  дополнительные поступления  в бюджет косвенных налогов  от сферы услуг (торговля, связь,  транспорт, медуслуги, культура) и прямых налогов от деятельности объектов сельского туризма;
-  рост заинтересованности  населения в поддержании населенных  пунктов в порядке;
-  улучшение в будущем  криминогенной ситуации за счет роста культурного уровня населения и др.
Положительные стороны для  предпринимателей:
-  увеличение доходов  всей сферы обслуживания за  счет появления платежеспособных  клиентов (магазинов, АЗС, связи,  почты и пр.);
-  возможность создания  различных производств в связи с возросшим спросом (в первую очередь на продукцию сельского хозяйства);
-  возможность установить  деловые связи и привлечь инвестиции.
Положительные стороны для  окружающей среды:
-  снижение нагрузки  на окружающую среду, поскольку  создаются рабочие места в  сфере обслуживания, а население  перестает чрезмерно потреблять  природные ресурсы;
-  отходы от пребывания  туристов утилизируются владельцами  сельских гостевых домов;
-  растет заинтересованность  населения в сохранении и процветании  окружающей природы;
-  участники сельского  туризма могут принимать участие  в очистке берегов рек, облагораживании  родников, расчистке прилегающей  к их усадьбам территории, улучшении  подъездов к объектам сельского  туризма.
Отрицательные же стороны  сельского туризма следующие:
-  слабый приток прямых  доходов в бюджеты всех уровней  в первые годы развития сельского  туризма;
-  необходимость постоянной  поддержки работников сельского  туризма в связи с высокими  затратами, связанными с продвижением  турпродукта;
-  сельские жители, принимающие  туристов без профессиональной  подготовки, зачастую оказывают  услуги низкого качества;
-  в связи с ростом  числа туристов возможно увеличение  цен на отдельные виды товаров.
1.2 Развитие агротуризма в Республике Беларусь
Недавно агротуризму Беларуси исполнилось 10 лет.
Идея развития агротуризма  в Беларуси, можно сказать, витала в воздухе. Несмотря на то, что Беларусь – единственная страна в Европе, где нет ни моря, ни гор, у нее  есть значительный потенциал для  развития этого вида туризма – 20 тысяч рек, 10 тысяч озер, 36% территории – леса, 7% - национальные парки. При  этом, гостеприимное, терпимое ко многому население и множество деревень, в которых мало что изменилось с XIX века. Оказывается, более 80% горожан хотели бы провести свой отпуск не на море, а в деревне. А для жителей деревень – это дополнительный заработок и возможность улучшить свое жилье. Для местных властей и региона в целом – приток дополнительных средств, развитие инфраструктуры, создание новых рабочих мест. Для страны в целом – возможность развития туризма за пределами городов, где полностью отсутствуют гостиницы, снятие противоречий между городом и деревней. Ну а для туристов – возможность недорогого отдыха в экологически чистой среде.
Не хватало лишь какого-то организационного начала, которое объединило бы людей и дало бы возможность  этой замечательной идее материализоваться. Для этого в ноябре 2002 г. было создано  Общественное объединение «Агро- и экотуризм».  Именно эта дата – день рождения агротуризма. Среди инициаторов были люди, которые уже работали в сфере туризма. Это работники музея сельской культуры «Дудутки», профессионалы туризма и просто патриоты родины.
Теперь в этой сфере  задействовано  более 500 человек. Это  главным образом жители сельской местности Беларуси, которые хотят  освоить новую профессию и  организовать на своих усадьбах «Bed&Breakfast» сервис. Это люди разных возрастов и профессий: учителя, фермеры, экономисты, пенсионеры, молодежь. Они хотят начать свое дело, обеспечить себе и своей семье достойное существование, а заодно – вдохнуть жизнь в свои, часто умирающие деревни.
Беларусь последняя страна в Европе, которая стала на этот путь. С одной стороны это хорошо. Перед нами масса примеров и моделей  развития. С другой стороны –  мы последние. А значит, чтобы догнать  другие страны нам нужно работать очень много.
Агротуризм – благородный  вид туризма. Мы идем по этой дороге уже не первый год. Это увлекательное  и благородное дело.
В задачи организации входит:
-привлечение граждан  к занятию сельским и экологическим  туризмом;
-усиление их экономической  и социальной активности;
-популяризация сельского  и экологического туризма среди  населения;
-содействие развитию  национального законодательства;
-содействие развитию  международного сотрудничества.
 Сделано за время  работы:
-Подготовлена команда  преподавателей-тренеров в области  сельского туризма
-Проведено более 50 семинаров  для желающих заниматься сельским  туризмом (в разных регионах Беларуси)
-Состоялась презентация  агро- и экотуризма Беларуси на Первом европейском конгрессе сельского туризма в Испании (октябрь 2003 г.) и Всемирном конгрессе по экотуризму в Осло (май 2007 г.)
-Реализовано более 10 международных  проектов в области агроэкотуризма  и устойчивого развития
-Проведен фестиваль сельского  туризма в д. Заборье Россонского района Витебской области, в котором приняли участие Министр спорта и туризма, вице-губернатор Витебской области, представители СМИ, хозяева сельских усадеб, туристы из городов Беларуси;
-Организовано постоянное  присутствие стенда «Сельский  туризм Беларуси» на международных  ярмарках и биржах в г. Минске
-Обеспечено активное  участие в международных конгрессах, семинарах, форумах (Первая конференция  по сельскому туризму Беларуси, 2003 г.; Первый конгресс сельского  туризма, Испания, 2003 г.; форум «Slow Food»; семинары Всемирной туристской организации (WTO), Украина, 2003 г., Латвия, 2003 г., Чехия, 2004 г.; Бизнес форум Клайпеда, 2005 г.; крупнейшая туристическая выставка ITB, Берлин, 2006, 2008 гг.; Всемирный конгресс по экотуризму, Осло, 2007 г.; Генеральная Ассамблея Всемирной туристской организации, Колумбия, 2007 г.);
-Принято участие в  нескольких крупных международных  туристических выставках: ITB в Берлине  (май 2006 г, март 2008 г.), Reisepavillon в Ганновере (февраль 2006 г.)
-Принято участие в  разработке «Национальной программы  развития туризма в Республике  Беларусь на 2006 – 2010 гг.», «Закона  о туризме» и Указа Президента  Республики Беларусь № 372 «О  мерах по развитию агроэкотуризма  в Республике Беларусь»
-Обеспечено членство  Беларуси в известных организациях ECEAT (Европейский центр экологического и агротуризма) и TIES (Международное общество экотуризма)
-Созданы сайты – www.ruralbelarus.by, www.greenbelarus.com, www.greenways.by
 Основные направления  деятельности:
- подготовка обучающих  программ, проведение семинаров,  тренингов;
-разработка стандартов  для классификации усадеб, сертификация  усадеб в соответствии со стандартом  организации;
-продвижение туристического  продукта «Отдых в белорусской  деревни» на международном и внутреннем рынках;
- взаимодействие с другими  организациями в области развития  агроэкотуризма; совершенствование  и разработка новых туристических  продуктов
Основные источники финансирования Организации – это членские взносы, гранты, добровольные пожертвования, донорская  помощь. Именно они позволили объединению  работать так активно.
У инициаторов создания организации  и членов правления имеется значительный опыт деятельности в этой области. Большинство  ее учредителей занимались организацией «сельского» туризма в другом качестве: сотрудники туристских агентств, менеджеры туристско-экскурсионных  программ в музейном комплексе «Дудутки». Они имеют значительный опыт в организации туристских услуг в сельской местности.
Согласно официальной  информации, на 1 января 2009 года в 110 районах  Беларуси насчитывалось 474 агроусадьбы  — в 2,5 раза больше по сравнению с 2007 годом, и в 14 раз — с 2006-м. По данным ОО "Агро- и экотуризм", реально из них работают примерно 250 усадеб. Если в 2007 году у нас в стране было 18 тысяч агротуристов, то в 2008 году — уже 39 тысяч, которые оставили 2 млрд белорусских рублей. Это довольно хороший показатель для Европы. Тогда, как предполагаемный предел для Беларуси — 1000-1500. Это говорит о том, что агротуризм в Беларуси находится на начальной стадии. [Приложение2]
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.3 Современное  состояние и тенденции развития  агротуризма в Гродненской области
Гродненская область расположена  на западе Беларуси и занимает 25 тыс. кв. км. Общая граница со странами Европейского союза – Польшей  и Литвой  обусловливает широкие  возможности для развития трансграничного  туризма, а также разработки и  эксплуатации туристических маршрутов, использующих объекты агроэкотуризма на территории Республики Беларусь и  за рубежом. Непосредственная близость к зарубежным соседям, у которых сфера агротуризма развита значительно лучше, стимулирует его прогресс и в нашем регионе, формируя позитивный опыт организации приема гостей в сельских усадьбах.
Климат умеренный, в сравнении  с восточными районами Беларуси более  влажный, с теплой зимой и прохладным летом.
Леса занимают 1/3 часть  территории Гродненской области. На юго-западе расположен знаменитый Национальный парк «Беловежская пуща», в центре области  – Липичанская пуща, на востоке области – начинается Налибокская пуща. В районе Августовского канала начинается Августовская пуща, расположенная, в основном, на территории Польши.
Область имеет разветвлённую  речную сеть. Почти все реки края относятся к бассейну Немана. Неман, который протекает по территории области, — третья по величине река в Беларуси. Его общая протяжённость  — 937 км, а в пределах Гродненской  области — 360 км.
В крае немного озёр. Самые  крупные: Белое (557га) расположено к  северо-востоку от Гродно, озеро  Рыбница (248га) — в Гродненском  районе, озеро Свитязь (224га) — южнее Новогрудка.
На территории Гродненской  области находятся природно-естественные и природно-антропические объекты, имеющие глобальный статус, утвержденный дипломами ЮНЕСКО. Это – Национальный парк «Беловежская пуща» и Дуга Струве. Кроме того, на территории области находятся часть Налибокского охотничьего заказника, а также функционируют гидрологический заказник "Дикое", ландшафтные заказники — "Свитязянка", «Котра», "Сорочанские Озера" «Липичанская пуща», ботанические заказники — Гожевский, Поречский, Сапоцкинский, Слонимский. Ряд из этих регионов являются местом обитания редких животных и птиц.
Разнообразная и красивая природа, богатый животный и растительный мир нашей области, несомненно, привлекает сюда ценителей тихого и спокойного отдыха, экотуристов, желающих посетить нетронутые уголки природы и т.п. Поэтому увеличение числа субъектов агроэкотуризма, которые не только предоставят питание и ночлег, но и обеспечат разнообразный и познавательный досуг, будет способствовать увеличению потока въездного туризма.
На сегодняшний день для  Гродненской области наибольший удельный вес в объеме агроэкотуристических услуг имеет малый, семейный и индивидуальный бизнес. Это – хозяева сельских усадеб, не являющиеся предпринимателями, но зарегистрированные в местных органах власти как владельцы агроусадеб. Например, усадьбы «У озера» (Гродненский р-н), «Ля Свяцка» (Гродненский р-он), «Alb’a Ruthenia (Лидский р-он), «Матулянскі куток», «Трычоўскі маёнтак» (Гродненский р-н), усадьба «Над Неманом» (Лидский р-н) признаная Республиканской конкурсной комиссией лучшей агроэкоусадьбой Республики Беларусь за 2008 и 2009 годы.
Особо следует отметить небольшую  деревню Докудово (Лидский р-н), в которой уже сегодня функционирует пять агроусадеб: «Докудово», «У парома», «Валынцы», «Два Бусла», «У Нарвы». В перспективе на основе этого сельского поселения, расположенного в живописной местности, возможно создание туристической деревни. Такой агроэкотуристический центр сможет быть привлекательным различным сегментам потребителей, поскольку будет иметь возможность предложить широкий перечень дополнительных услуг.
Отдых в деревенских домах (усадьбах) организуют и крестьянско-фермерские хозяйства (КФХ). Однако в Гродненской  области доля КФХ, успешно сочетающих свою основную деятельность с приемом  туристов, к сожалению, пока незначительна, лишь 5-7% от общего их числа , например, усадьбы «Верес» (Зельвинский район), «Рыбное» (Дятловский район), «Мечта» (Сморгонский район) и др.
К субъектам агроэкотуризма относятся специализированные объекты, на базе которых предоставляются  туристические услуги: деловой и  познавательный туризм; экотуризм; историко-краеведческий  туризм; спортивный туризм. Положительный  опыт подобной работы успешно реализуется  агротуристическим комплексом «Гарадзенскі маёнтак “Каробчыцы” ОАО «Гродненский мясокомбинат» и агроэкотуристическим комплексом ООО «Конно-спортивный центр «Гиппика».
Что же касается сельскохозяйственных предприятий, то их возможности в  развитии агроэкотуризма Гродненской  области не используются вообще, поскольку  руководители и главные специалисты  этих организаций не владеют необходимой  информацией и не уверенны в его  эффективности.
Анализируя количество субъектов  агроэкотуризма с 2006 по 2009 годы в разрезе  областей Республики Беларусь, можно  сделать вывод о том, что за этот период в Гродненской области  наблюдался значительный рост активности.
Количество усадеб увеличилось  с 2006 по 2009 год в 26 раз.
По результатам 2009 года агроэкотуризм - самое успешное направление туризма  в Гродненской области. В 2009 г. принято 70 000 туристов (в 1,8 раза больше, чем в 2008 году). Сумма оплаты предоставленных  услуг составила в 2009 году 5 261 млн. рублей.
Определить районы отличающиеся активностью и желанием местных  жителей работать в этой сфере (Гродненский, Лидский, Кореличский и др.) и те, которые являются отстающими в этой деятельности (Берестовицкий, Слонимский, Ивьевский, Волковысский и др.). Таким образом, на данном этапе развития агроэкотуризма следует выявить причины, сдерживающие активность субъектов агроэкотуризма и разработать действенные механизмы вывода регионов из этого состояния. Наиболее важным для этих регионов является обеспечение информированности населения о нормативно-правовой базе в сфере агроэкотуризма, оказании субъектами услуг агроэкотуризма и их регистрации, а также презентации деятельности лучших агроэкоусадеб Гродненской области и республики (так называемый обмен опытом). Основой для определения проблем и перспектив развития агроэкотуризма на этих территориях, могут стать социологические опросы местных жителей, маркетинговые исследования, проводимые с целью изучения спроса на продукт сельского туризма, а также оценка туристических возможностей данных регионов.
С целью создания представления  о состоянии агроэкотуризма в  Гродненской области был проведен анкетный опрос 25% хозяев усадеб, который  выявил то, что 70% усадеб расположено  относительно недалеко от районных центров (до 30 км), а значит попасть в них не составляет особого труда. Есть примеры того, что хозяева усадеб приезжают в ближайший населенный пункт или районный центр, где есть железнодорожная станция или автобусный вокзал для встречи своих клиентов.
В основном туристам предлагаются одноэтажные дома (80%) деревянной постройки (67%), в которых для приема агроэкотуристов подготовлены 2-3 комнаты. Около половины усадеб оснащено современными коммуникациями (вода, санузел).
Среди дополнительных услуг, которые предлагают хозяева усадеб своим гостям, можно выделить: сбор ягод и грибов (60%), рыбалку (57%), охоту (20%), отдых на воде и велопрогулки (по 43%), около 40% усадеб Гродненской  области организуют экскурсии по окрестностям, лишь четверть усадеб предлагают гостям быть участниками традиционных праздников и народных обрядов, 20% - наблюдать и быть участником сельского  быта. Катание на лошадях и общение с домашними животными предлагают соответственно 30 и 10 % усадеб. Примечательно то, что около 70% усадеб Гродненской области работает круглый год.
Мы рассмотрели положительные факторы и ресурсный потенциал развития агротуризма в Гродненской области. Однако для решения задачи успешного развития агротуризма необходим анализ факторов, влияющих на этот процесс как положительно, так и отрицательно. К положительным факторам развития агротуризма относятся толерантность сельского населения, наличие привлекательных природных и сельских ландшафтов, сохранность этнических особенностей и раритетных элементов материальной культуры и быта белорусской деревни. В ряде сельских регионов сохранились народные промыслы и ремесла, которые считаются одними из факторов аттрактивности сельских поселений.
Главными целями развития агротуризма являются удовлетворение спроса населения на отдых в сельской местности и повышение уровня жизни сельчан. Чтобы проблема повышения  доходов сельского населения  посредством организации туристского  обслуживания решалась эффективно, необходимо формирование рынка агротуристических  услуг. Это значит, что туристское обслуживание в деревне должно быть поставлено на поток, по крайней мере, в летний туристический сезон, а  не осуществляться эпизодически или  зависеть от случайных гостей. Решение  задачи ощутимого повышения уровня доходов сельского населения за счет туризма требует формирования массового рынка агротуризма с достаточным количеством потребителей для его устойчивого функционирования. Однако массовость агротуристских потоков - это перспектива будущего, так как в настоящее время, как в Гродненской, так и в других областях нашей страны широко распространены более дешевые формы отдыха, являющиеся альтернативой агротуристскому обслуживанию.
Во-первых, это - проведение свободного времени на садово-дачных участках, где горожане имеют возможность  отдохнуть вне урбанизированной среды, заняться сельским трудом в свое удовольствие. В последнее время  все большая часть населения  рассматривает свои дачи не как источник получения дополнительных продуктов питания, а как место отдыха, что связано с экономическим подъемом и повышением доходов населения до уровня, позволяющего удовлетворять потребности в продовольственных товарах практически полностью. Здесь, однако, следует отметить проблему сохранения дачных домов в целости и сохранности, так как воровство и поджоги стали не редкость. Люди, не имеющие дачи, в данном случае приобретают альтернативу: постоянно волноваться о своем имуществе или спокойно жить и работать в городе при этом каждый раз выбирать новые места отдыха в сельской местности.
Во-вторых, значительная часть  населения городов имеет тесные родственные связи с деревней. Многие жители городов имеют родственников  старших поколений в сельской местности, у которых зачастую проводят отпуска и каникулы. Доля горожан  с такой формой проведения свободного времени постоянно сокращается  в связи с постепенной утерей родственных связей с сельским населением.
В-третьих, виды отдыха вне  города (например, организация пикников), широко распространенные среди населения, легко осуществимы туристами  самостоятельно.
Сдерживающими факторами  развития агротуризма также являются некоторые социально-географические и природные условия. Среди социально-географических главным фактором является специфика сельской системы расселения, в которой доминируют средние и крупные сельские поселения, что явилось результатом активного внед
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.