Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Семейные отношения

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 13.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                                  Содержание  

Введение………………………………………………………………………………..3
1. Понятие семьи и брака……………………………………………………………...5
2. Сущность  семьи ………………………………………………………………….....7
3. Функции  семьи……………………………………………………………………..12
4. Семьи группы риска………………………………………………………………..15
Заключение………………………………………………………………………….....17
Список  литературы…………………………………………………………………...18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                  Введение
Семья - это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом  и духовном воспроизводстве населения.
Нормальная  семья – понятие очень условное. Будем считать таковой семью, которая обеспечивает требуемый  минимум благосостояния, социальной защиты  и продвижения ее членами и создает условия для социализации детей до достижения ими психологической и физической зрелости.
Как институированное образование, семья обладает комплексом социальных функций и ролей, ради которых общество создает, поддерживает и охраняет этот социальный институт.
Важной  характеристикой семьи является ее функциональная структура. Под функциями  семьи понимают направления ее деятельности, выражающие сущность семьи, ее социальный статус и социальную роль.
Общепринятой  классификации семейных функций  нет, однако между ними существуют взаимозависимость  и взаимодополняемость. К основным функциям семьи можно отнести:
репродуктивную— биологическое воспроизводство  и сохранение потомства, продолжение  рода;
воспитательную— духовное воспроизводство населения. Семья формирует личность ребенка, оказывает систематическое воспитательное воздействие на каждого члена  в течение всей жизни;
хозяйственно-бытовую  — поддержание физического состояния  семьи, уход за престарелыми;
экономическо-материальную—  поддержание одними членами семьи  других: несовершеннолетних, престарелых, нетрудоспособных;
функцию организации досуга — поддержание  семьи как целостной системы; содержание и формы проведения досуга зависят от уровня культуры, национальных традиций, индивидуальных склонностей и интересов, возраста членов семьи, ее доходов;
функцию социального контроля — ответственность  членов семьи за поведение ее членов в обществе, их деятельность; ориентирующую  основу составляют ценности и элементы культуры, признанные во всем обществе или в социальных группах.
Нормально функционирующая семья – это  семья, которая ответственно и дифференцированно  выполняет свои функции, вследствие чего удовлетворяется потребность  в росте и изменениях как семьи в целом, так и каждого ее члена. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                    Понятие семьи и брака  

Простые социальные институты – организованные объединения людей, которые выполняют  определенные социально значимые функции, обеспечи-вающие совместное достижение целей на основе выполнения членами института своих социальных ролей, обусловленных социальными ценностями, идеалами, нормами. На этом уровне управляющая система не выделилась в самостоятельную систему. Социальные ценности, идеалы, нормы сами обеспечивают устойчивость существования и функционирования социального института.
 Классическим  примером простого социального  института является институт  семьи. А. Г. Харчев определяет  семью как основанное на браке  и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью. Первоначальную основу семейных отношений составляет брак.
Брак  – это исторически меняющаяся социальная форма отношений между  женщиной и мужчиной, посредством  которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности.
 Но  семья, как правило, представляет  более сложную систему отношений,  чем брак, поскольку она может  объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но как социальный институт, т. е. систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.
Семья как социальный институт проходит ряд  этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие:
    вступление в брак – образование семьи;
    начало деторождения – рождение первого ребенка;
    окончание деторождения – рождение последнего ребенка;
    "пустое гнездо" – вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;
    прекращение существования семьи – смерть одного из супругов.
На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками. Семья как социальный институт возникла с формированием общества. Процесс формирования и функционирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами. Такими, например, как ухаживание, выбор брачного партнера, сексуальными стандартами поведения, нормами, которыми руководствуются жена и муж, родители и их дети и т. д., а также санкции за их невыполнение. Эти ценности, нормы и санкции представляют собой принятую в данном обществе исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой они упорядочивают и санкционируют их половую жизнь и устанавливают их супружеские, родительские и иные родственные права и обязанности.
На первых этапах развития общества отношения  между мужчиной и женщиной, старшими и младшими п околениями регулировались племенными и родовыми обычаями, представлявшими собой синкретические нормы и образцы поведения, базировавшиеся на религиозных и нравственных представлениях. С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционирующее их союз. Отныне социальные контроль и санкции осуществляло не только общественное мнение, но и государственные органы.
Как уже  выяснилось, причиной, побуждающей  людей объединяться в семейные группы, выступают потребности человека. Структура потребностей человека, согласно модели американского психолога  А. Маслоу, делится:
    на физиологические и сексуальные потребности;
    экзистенциальные потребности в безопасности своего существования;
    социальные потребности в общении;
    престижные потребности в признании;
    духовные потребности в самореализации.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                        Сущность семьи  

В литературе времен "застоя" принято считать, что основное назначение семьи –  удовлетворение общественных, групповых  и индивидуальных потребностей. Являясь  социальной ячейкой общества, семья  удовлетворяет ряд его важнейших  потребностей, в том числе и в воспроизводстве населения. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности.
 Из  этого и вытекают основные  функции социалистической семьи:  репродуктивная, социально-биологическая, экзистенциальная, экономическая, социально – статусная, рекреативная, досуговая, воспитательная, коммуникативная, сексуальная. Между ними существует тесная взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимодополняемость.
Как нам  кажется, этого недостаточно, поэтому мы обратимся к зарубежным социологам. Сущность семьи рассматривается, прежде всего, через ее функции. Понятие "функции семьи" отражает систему взаимодействия семьи и общества, а также семьи и личности. Под функциями семьи понимается способ проявления активности жизнедеятельности семьи и ее членов.
В социологии семьи приняты такие общие  принципы выделения типов семейной организации. В зависимости от формы  брака выделяются моногамная и полигамная семьи. Моногамная семья предусматривает  существование брачной пары – мужа и жены, полигамная – или муж, или жена имеет право иметь несколько жен или мужей.
В зависимости  от структуры родственных связей выделяются простой, нуклеарный, или  сложный, расширенный тип семьи. Нуклеарная семья представляет собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Если некоторые из детей в семье состоят в браке, то образуется расширенная, или сложная семья, включающая в себя два или более поколений.
Понятие социального института широко используется как у нас, так и за рубежом. Применительно к семье оно используется, прежде всего, как сложная система действий и отношений, которая выполняет определенные социальные функции. Или же понятие социального института рассматривается как взаимосвязанная система социальных ролей и норм, которая создана и действует для удовлетворения важных социальных потребностей и функций. Социальные роли и нормы, включенные в социальный институт, определяют соответствующее и ожидаемое поведение, которое ориентировано на удовлетворение специфических социальных потребностей.
Семья анализируется как институт тогда, когда особенно важно выяснить соответствие (или несоответствие) образа жизни  семьи, ее функций современным общественным потребностям. Модель семьи как социального  института очень важна для прогноза изменений семьи, тенденций ее развития. При анализе семьи как социального института исследователей, прежде всего, интересуют образцы семейного поведения, семейной роли, особенности формальных и неформальных норм и санкций в сфере брачно-семейных отношений.  

Как малая  социальная группа семья рассматривается  тогда, когда изучаются отношения  между индивидами, входящими в  семью. При таком подходе успешно  исследуются мотивы вступления в  брак, причины разводов, динамика и  характер супружеских отношений и отношений между родителями и детьми. Хотя при этом нужно учитывать, что групповое поведение подвержено влиянию социально-экономических и социально-культурных условий.
В настоящее  время имеются достаточные предпосылки  для постановки вопроса об интеграции институционального и группового подхода для социологического изучения семьи как социальной системы (М. С. Мацковский).
Правомерность такого подхода обусловлена тем, что к исследованию семьи может  быть применена логика системного подхода, т. е. выявление компонентов внешних и внутренних связей, целей функционирования, функций.
Теоретические и практические проблемы исследования семьи связаны с эффективностью ее функционирования как системы. Среди  таких проблем:
несоответствие  функционирования семьи общественным потребностям;
противоречие  между мужской и женской ролями в семье, между ролями профессиональными  и семейными, низкая сплоченность семейной группы;
 падение  престижа традиционного брака. 
Среди задач, которые стоят перед социологией семьи, по мнению А. Г. Харчева, следует, прежде всего, назвать следующие:
 Выяснить, какие типы социальных отношений  характерны для семьи; какие  из них первичны, какие вторичны. Чем детерминированы численность  и структура семей. Как связана  семья с другими социальными общностями и сферами социальной жизни.
 Анализировать  общественные функции семьи и  ее особенности как социального  института и малой социальной  группы, исследовать мотивацию браков  и причины разводов, социальные  психологические факторы, которые способствуют планированию семейной жизни, возникновению и преодолению внутрисемейных конфликтов.
 Изучать  исторические типы и формы  брачно-семейных отношений, тенденции  и перспективы их развития; раскрывать  диалектику общего, особенного и  индивидуального в деятельности семьи на каждом этапе ее истории. При этом не ограничиваться познанием исследуемых явлений лишь самих по себе, а через них изучать более широкие общественные структуры и закономерности.
 Разрабатывать  методологические и методические  проблемы социологии брака и семьи. При этом учитывать, что общесоциологические методы в интересах точности и надежности выводов и рекомендаций должны быть адаптированы к объекту и целям исследования.  

Условия жизни семьи, которые подразделяются на макро- и микроусловия, которые в свою очередь делятся:
 на  социально-экономические условия;  общественно-политические; социально-культурные  и идеологические; условия, связанные  с распределением населения по  демографическим, этническим, социальным, профессиональным, образовательным признакам; эколо-гические условия;
 социально-психологические  условия, характеризующие общее  состояние сознания людей, их  отношение к миру, непосредственному  окружению (социальные установки,  интересы, ценностные ориентации).
Структура семьи – совокупность отношений между ее членами, которая включает: структуру родства, структуру власти и лидерства, структуру ролей, структуру коммуникаций.
Функции семьи – способ проявления активности, жизнедеятельности семьи и ее членов. Функции семьи историчны и тесно связаны с социально-экономическими условиями общества. Это обусловливает их характер и иерархию. Современной семье присущи репродуктивная, воспитательная, хо-зяйственно-бытовая, экономическая, первичного социального контроля, духовного общения, социально-статусная, рекреационная, эмоциональная и сексуальная функции.
Образ жизни семьи  – интегральная категория, помогающая изучать в целом институциональные  и групповые характеристики семьи, исследовать, как и ради чего живут  люди, чем они заняты, проследить взаимосвязь разных сторон жизни, а также соотношение одного и того же вида деятельности у разных членов семьи. Как отмечает советский социолог Э. К. Васильева, образ жизни семьи – это специфическая форма проявления образа жизни общества. Для системации составляющих образа жизни семьи целесообразно исходить из классификации функций и сфер жизнедеятельности семьи.
Семейно-брачная  идеология – совокупность ценностей, норм, установок в брачно-семейной сфере. Успешность брачно-семейных отношений  – интегральная характеристика, отражающая качество брачно-семейных отношений. В нее входит как объективная оценка деятельности семьи, характер выполнения ею функций с точки зрения общественных потребностей, так и субъективные оценки удовлетворенности браком и семьей. Эта категория позволяет проводить сравнения качества брачно-семейных отношений в разных типах семей, в различ-ных регионах и в разные периоды времени, а также конструировать нормативные модели управления брачно-семейными отношениями.
Этапы жизненного цикла семьи – категория, которая характеризует динамику изменений семьи от ее формирования до распада. Классификация этапов жизненного цикла семьи может быть построена на разных основаниях.  

Научно-теоретические  и прикладные исследования семьи  ориентированы не на регламентацию жизни отдельных семей, а на изучение факторов, от которых зависит состояние и прогресс в целом брачно-семейных отношений во всем обществе, а также разработку практических путей совершенствования и стимуляции определенных социальных процессов. Это может быть связано с достижением равенства мужчины и женщины в обществе, с улучшением экономической и политической ситуации, с совершенствованием быта, форм досуга и отдыха; улучшением законодательства, регулирующего отношения в браке и семье.
Становление и развитие социологии семьи было процессом длительным и многоаспектным, чему предшествовало накопление фактических  данных и разнообразных взглядов на семью и брак и их переосмысление выдающимися мыслителями во все  времена.
 В  социологии семьи и брака различают  два основных направления: 
    исследование истории семьи и брака;
    анализ современной семьи и брака.
 
Семья как первичная ячейка является воспитательной колыбелью человечества. В семье  главным образом воспитываются  дети. В семье ребенок получает первые трудовые навыки. У него развивается умение ценить и уважать труд людей, там он приобретает опыт заботы о родителях, родных и близких, учится разумному потреблению различных материальных благ, накапливает опыт общения с деньгами.
Лучший  пример-это пример родителей. В большинстве  случаев дети являются отражением родителей. Конечно же, воспитательная функция  на этом не исчерпывается. Можно говорить и о самовоспитании в семье.
Восстановительная функция семьи состоит в поддержании здоровья, жизненного тонуса, организации досуга и отдыха, семья становится оздоровительной средой, где любой член семьи вправе надеяться на заботливое отношение родных и близких.  Для этого требуется не только нравственно-психологическая подготовка, но и соблюдение режима труда и отдыха, режима питания и прочее.
 Организация  досуга играет большую роль  в восстановлении. Досуг служит  средством восстановления физических  и духовных сил человека. Часто  досуг происходит у каждого  по-своему. Кто то смотрит ТВ, слушает музыку и т.д. это является пассивным отдыхом. Человек нуждается в активном отдыхе–путешествия, прогулки. Это приносит больше здоровья для семьи в целом и каждого её членов.
Под структурой семьи понимается совокупность отношений  между ее членами, включая помимо отношений родства и систему духовных, нравственных отношений, в том числе отношений власти, авторитета, и т.д. Выделяют авторитарную структуру, где семьи делятся на авторитарные и демократические. Аналог этому–деление на патриархальные, матриархальные и эгалитарные семьи. Эгалитарные семьи в настоящий момент занимают лидирующее положение в развитых странах.
Ролевое взаимодействие в семье есть совокупность норм и образцов поведения одних  членов семьи по отношению к другим. Традиционные роли, когда женщина вела домашнее хозяйство,  воспитывала детей, а муж был хозяином, собственником имущества и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, изменились. На сегодняшний день подавляющее число женщин участвуют в производственной деятельности, экономическом обеспечении семьи, принимают равное участие в общественных решениях. С одной стороны это способствовало развитию женщины как личности, равности супругов, но с другой–привело к снижению уровня рождаемости и увеличению числа разводов.
Основой современного брака становятся не экономические или статусные, а эмоциональные стороны межличностных отношений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                        Функции семьи. 

Жизнедеятельность семьи, непосредственно связанная  с удовлетворением потребностей ее членов, называется функцией семьи. «Функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет» (Соловьев Н. Я., 1977). Выполнение семьей  ее функций имеет значение не только для ее членов, но и для общества в целом.
Воспитательная  функция семьи состоит в том, что удовлетворяются индивидуальные потребности в отцовстве и  материнстве; в контактах с детьми и их воспитании; в том, что родители могут «реализоваться» в детях. В ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию поколения, подготовку новых членов общества.
Хозяйственно-бытовая  функция семьи заключается в  удовлетворении материальных потребностей членов семьи (в пище, крове и т. д.), содействует сохранению их здоровья: в ходе выполнения семьей этой функции обеспечивается восстановление затраченных в труде физических сил.
Эмоциональная функция семьи - удовлетворение ее членами  потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, активно содействует сохранению их психического здоровья.
Функция духовного (культурного) общения —  удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении, она играет значительную роль в духовном развитии членов общества.
Функция первичного социального контроля —  обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенности  теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т. п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами.
Сексуально-эротическая  функция — удовлетворение сексуально-эротических  потребностей членов семьи. С точки  зрения общества важно, что семья при этом осуществляет регулирование сексуально-эротического поведения ее членов, обеспечивая биологическое воспроизводство общества.
С течением времени происходят изменения в  функциях семьи: одни утрачиваются, другие появляются в соответствии с новыми социальными условиями. Качественно изменилась функция первичного социального контроля. Повысился уровень терпимости к нарушениям норм поведения в сфере брачно-семейных отношений (рождениям внебрачных детей, супружеским изменам и т. п.). Развод перестал рассматриваться как наказание за недостойное поведение в семье.
Нарушения функций семьи — это такие  особенности ее жизнедеятельности, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций. Способствовать нарушениям может весьма широкий круг факторов: особенности личностей ее членов и взаимоотношений между ними, определенные условия жизни семьи. Например, причиной нарушений воспитательной функции семьи может стать и отсутствие у родителей соответствующих знаний и навыков, и нарушения в их отношениях (конфликты по вопросам воспитания, вмешательство других членов семьи и т. д.).
Благополучные семьи также испытывают трудности. Их проблемы, как правило, вызваны  внутренними противоречиями и конфликтами, которые связаны с изменяющимися  условиями жизнедеятельности в социуме:
с чрезмерным стремлением защитить друг друга, помочь другим членам семьи («снисходительная, потворствующая гиперпротекция и «чрезмерная опека»);
 с  неадекватностью соотнесения собственных  представлений о семье и тех  социальных требований, которые предъявляются к ней на данном этапе социального развития (трудности восприятия противоречий современного социума).
Неблагополучные семьи (проблемные, конфликтные, кризисные). Психологические проблемы возникают  из-за неудовлетворения потребностей одного или нескольких членов семьи под воздействием сверхсильных внутрисемейных и общесоциальных жизненных факторов. Главной проблемой, как правило, является положение ребенка в семье и отношение к нему родителей. В неблагополучных семьях у родителей зачастую проявляются различные психогенные отклонения: проекция на ребенка собственных нежелательных качеств, жестокость и эмоциональное отвержение, неразвитость родительских чувств и т.д. Неблагополучные семьи разделяют на конфликтные, кризисные и проблемные (В.С.Торохтий, 1996).
Конфликтные семьи. Во взаимоотношениях супругов и  детей есть сферы, в которых интересы, потребности, намерения и желания  членов семьи приходят в столкновение, порождая сильные и продолжительные  отрицательные эмоциональные состояния. Брак может длительно сохраняться благодаря взаимным уступкам и компромиссам, а также другим скрепляющим его факторам.
Кризисные семьи. Противостояние интересов и  потребностей членов семьи носит  особо резкий характер и захватывает  важные сферы жизнедеятельности семейного союза. Члены семьи занимают непримиримые, и даже враждебные позиции по отношению друг к другу, не соглашаясь ни на какие уступки или компромиссные решения. Кризисные браки распадаются или находятся на грани распада.
Проблемные  семьи. Для них характерно появление особо трудных ситуаций, способных привести к распаду брака. Например, отсутствие жилья, тяжелая и продолжительная болезнь одного из супругов, отсутствие средств на содержание семьи, осуждение за уголовное преступление на длительный срок и целый ряд других, чрезвычайных жизненных обстоятельств. В современной России это наиболее распространенная категория семей, для определенной части которых вероятны перспективы обострения семейных взаимоотношений или появление тяжелых психических расстройств у членов семьи. 

                                                      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                      Семьи группы риска 

Говоря  о семье как о факторе, провоцирующем  употребление подростком психоактивных веществ, мы имеем в виду следующее.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.