Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Профориентационная работа с учащимися старших классов

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.10.2012. Год: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?










Курсовая работа на тему:
Профориентационная работа с учащимися старших классов









Выполнил:
Проверил:
















Омск 2008

Содержание

Введение 3
1. Теоретическая часть 5
1.1 Профориентация. Основные понятия. Структура системы профориентации. 5
1. 2 Формы организации профильного обучения в школе. Структура профилей .12
2. Эмпирическая часть 16
2.1 Анализ системы профильного образования на примере частной школы 16
2.2 Исследование профессиональной направленности у учащихся старших классов 19
3. Рекомендации по развитию профессионального самоопределения учащихся в школе 25
Заключение 26
Список использованных источников 28
ПРИЛОЖЕНИЯ 30





















Введение


На современном этапе определены основные требования к общеобразовательной школе. Это развитие индивидуальных способностей учащихся, расширение дифференцированного обучения в соответствии с их запросами и склонностями, развитие сети специализированных школ и классов с углубленным изучением различных предметов, обеспечение соответствия уровня среднего образования требованиям научно-технического прогресса.
Проблема профессионального самоопределения является одной из главных в жизни каждого человека. Данные современных исследований [21, 102] свидетельствуют о том, что по причине незнания правил выбора профессии, ситуации на рынке труда, отсутствие практического опыта в профессиональной деятельности, около 40% молодых людей выбирают профессию, не соответствующую их интересам, склонностям и убеждениям. Это влечет за собой разочарование, пополняются ряды неудачников в жизни.
В современном бурно развивающемся мире профессиональное самоопределение человека отличают, по крайней мере, две особенности. Во-первых, появление новых технологий, а, следовательно, и новых профессий и специальностей, по своим темпам значительно опережает возможности их освоения в традиционной системе профессионального образования. Во-вторых, выбор предпочитаемой сферы профессиональной деятельности (как первый шаг профессионального самоопределения) совершается сегодня человеком во все более раннем возрасте – в противном случае время может оказаться упущенным, и человек окажется социально не адаптированным при вступлении во взрослую жизнь.
Эта проблема становится особо актуальной, так как завершение учебной деятельности и вступление в трудовую жизнь требуют от лиц подростково-юношеско о возраста достаточной физиологической и психической зрелости.
Таким образом, профессиональная ориентация в школе приобретает новое качество. Она является не только важнейшим компонентом образования, но и его приоритетной целью. В последние годы эти проблемы разрабатываются в трудах Н.С. Пряжникова, Е.А. Климова, Д.И. Фельлдштейна, Л.А. Йовайша, Е.И.Головаха, С.Н. Чистяковой, В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш, О.П. Очкина. В работах этих исследователей раскрыты психологические закономерности процесса профессионального самоопределения личности и возможности их реализации в системе профориентационной работы.
Цель исследования - изучение психолого-педагогиче ких особенностей старшеклассников для выбора ими будущей профессии.
В соответствии с целью выдвигаются следующие задачи:
1. изучение психолого-педагогиче кой литературы по проблеме выбора профессии старшеклассниками;
2. Анализ школьной документации и беседы с работниками школы для анализа организации системы профильного обучения и профильной ориентации в школе;
3. Проведение исследования школьников старших классов на предмет их профессиональной ориентации (методики, анкетирование, дифференциально-диагностический опросник);
4. Анализ полученных результатов исследования;
5. Разработка мероприятий и рекомендаций по дальнейшему развитию профессионального самоопределения учащихся в рамках школы.
Объект исследования - профориентация старшеклассников и их психолого-педагогиче кие особенности, необходимые им для выбора ими будущей профессии.
Предмет исследования - особенности психолого-педагогиче кой подготовки старшеклассников к выбору профессии и ее влияние на профессиональное самоопределение.

1. Теоретическая часть

1.1 Профориентация. Основные понятия. Структура системы профориентации.

Профориентация - это многоаспектная, целостная система научно – практической деятельности общественных институтов, ответственных за подготовку подрастающего поколения к выбору профессии и решающих комплекс социально – экономических, психолого – педагогических и медико – физиологических задач по формированию у школьников профессионального самоопределения , соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах высокой квалификации.
Система профориентации является подсистемой общей системы трудовой подготовки школьников , непрерывного образования и воспитания , цель которых – всестороннее развитие личности , гармоническое раскрытие всех творческих сил и способностей, формирование духовной культуры подрастающего поколения. Она реализуется решением комплекса вышеназванных задач, обеспечивающих профессиональное самоопределение учащихся.
Профориентация, являясь целостной системой, состоит из взаимосвязанных подсистем (компонентов), объединенных общностью целей, задач и единством функций.
Организационно – функциональная подсистема - деятельность различных социальных институтов, ответственных за подготовку школьников к сознательному выбору профессии, выполняющих свои задачи и функциональные обязанности на основе принципа координации.
Логико-содержательна подсистема – профессиональное просвещение учащихся, развитие их интересов и склонностей, максимально приближенных к профессиональным; профессиональная консультация, профессиональный подбор, социально – профессиональная адаптация.
Личностная подсистема – личность школьника рассматривается в качестве субъекта развития профессионального самоопределения. Последнее характеризуется активной позицией, т.е. стремлением к творческой деятельности, самовыражением и самоутверждением в профессиональной деятельности; направленностью, т.е. устойчивой доминирующей системой мотивов, убеждений, интересов, отношением к усваиваемым знаниям и умениям, социальным нормам и ценностям; уровнем нравственной и эстетической культуры ; развитием самосознания ; представлением о себе , своих способностях , особенностях характера.
Процесс профессионального самоопределения обусловлен расширением и углублением творческой, общественно – значимой (трудовой ,познавательной ,игровой, коммуникативной) деятельности учащихся, формированием нравственной .эстетической и экологической культуры.
Управленческая подсистема предполагает сбор и обработку информации о процессах, явлениях или состоянии системы профориентации, выработку программы действий, регулирование процесса реализации и разработку рекомендаций по её совершенствованию. Программа управления профориентацией школ является составной частью управления социально-экономичес им развитием района, города, региона.
Все подсистемы профориентации взаимосвязаны между собой и в этой взаимосвязи приобретают новые, интегративные качества. Система профориентации выполняет диагностическую, обучающую, формирующую и развивающую функции.
Профориентация является непрерывным процессом и осуществляется целенаправленно на всех возрастных этапах.
Цели профориентации продиктованы обществом, его задачами, потребностями. Ведущей целью в деятельности учителя является подготовка школьников к сознательному выбору профессии. На основе общей стратегической цели и главных задач профориентации учитель ставит перед собой задачу и более близкие, конкретные цели: вооружение учащихся определёнными знаниями, формирование умений и навыков, раскрытие творческих возможностей и потребностей, воспитание эстетического сознания, нравственности и т.д. В результате это определит уровень развития личностных качеств школьников. В зависимости от степени воспитанности учеников их цели могут быть направлены на решение близких и более отдалённых, как социально значимых, так и личных целей. Деятельность, ограниченная постановкой и реализацией эгоистических целей, приобретает потребительский характер, а не созидательный, тем самым ограничивая развитие полноценной личности.
Своеобразными оказываются результаты деятельности педагогов и воспитанников в процессе профориентации. Продукт деятельности педагога воплощается в психическом облике школьников – в их знаниях, умениях, навыках, чертах личности, мировоззрении, духовных потребностях. Создание ценностей предметного и идеального характера, осознание собственного роста (интеллектуального, нравственного, эстетического, творческого и т.д.), стремление к более сложной и совершенной деятельности – результат деятельности ребенка.
Поскольку объектом профориентационной деятельности является процесс социально-профессиона ьного самоопределения человека, важно в первую очередь сформулировать группу принципов, которыми руководствуются (или должны руководствоваться) девушки и юноши, выбирая себе профессию и место в социальной структуре общества.
«Принцип сознательности в выборе профессии выражается в стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу.
Принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностями, способностями личности и одновременно потребностям общества в кадрах определенной профессии выражает связь личностного и общественного аспектов выбора профессии. По аналогии с известной мыслью нельзя жить в обществе и быть свободным от общества – можно также сказать: нельзя выбирать профессию, исходя только из собственных интересов и не считаясь с интересами общества. Нарушение принципа соответствия потребностей личности и общества приводит к несбалансированности в профессиональной структуре кадров.
Принцип активности в выборе профессии характеризует тип деятельности личности в процессе профессионального самоопределения. Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил самих учащихся в процессе трудовой и профессиональной подготовки, советы родителей и их профессиональный опыт, поиск и чтение (по интересующей теме) литературы, работа во время практики и многое другое.
Последним принципом в этой группе является принцип развития. Этот принцип отражает идею выбора такой профессии, которая давала бы личности возможность повышения квалификации, увеличение заработка, по мере роста опыта и профессионального мастерства, возможность активно участвовать в общественной работе, удовлетворять культурные потребности личности, потребность в жилье, отдыхе и т.п.»
«В профессиональной ориентации есть группа принципов, тесно связанных (и во многом пересекающимися) с общепедагогическими принципами. Это следующие принципы:
? Связь профориентации с жизнью, трудом, практикой, предусматривающей оказание помощи человеку в выборе его будущей профессии в органичном единстве с потребностями народного хозяйства в квалифицированных кадрах.
? Связь профориентации с трудовой подготовкой школьников – это принцип, предусматривающий хорошую постановку трудового воспитания и обучения. В отрыве от трудовой подготовки профориентация приобретает черты абстрактности, призывности, оторванности от практики, от общих задач трудового и профессионального становления личности;
? Систематичность и преемственность в профориентации обеспечивает профориентационная работа с 1 по 11 классы при условии обязательной преемственности этой работы из класса в класс
? Взаимосвязь школы, семьи, базового предприятия, средних профессиональных учебных заведений и общественности в профориентации учащихся предусматривает тесный контакт по оказанию помощи молодым людям в выборе профессии. При этом предполагается усиление целенаправленности и координации в совместной деятельности;
? воспитывающий характер профориентации состоит в необходимости осуществления профориентационной работы в соответствии с задачами формирования гармоничной личности, в единстве трудового. Экономического нравственного, эстетического, правового и физического воспитания;
? взаимосвязь диагностического и воспитательного подходов к проведению профориентационной работы - принцип, предполагающий недопустимость противопоставления одного подхода другому. Каждый из них решает свои задачи.
? дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их профессиональных интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планов, от уровня успеваемости. Дифференциация учащихся по группам позволяет точнее определять их средства воздействия, которые будучи эффективными в одной группе могут оказаться неэффективными в другой. Дифференциация создает условия для реализации индивидуального подхода;
? оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и их родителями, утверждающих необходимость использования разных форм, отхода от традиционно используемых одних только массовых форм, усиление внимания к сбалансированному сочетанию всех форм работы;
? соответствие содержания форм и методов профориентационной работы потребностям профессионального развития личности и одновременно потребностям района (города, региона) в кадрах определенных профессий и требуемого уровня квалификации»
Таким образом, в теории профориентации существуют и общепедагогические принципы, и специфические принципы, характеризующие профориентационную деятельность как общественное явление.
Продукт деятельности школьников – конкретный выбор профессии, в котором реализуются их знания, умения, познавательные возможности. Они должны осознавать вместе с учителем, что выполняемая трудовая подготовка в школе должна быть не имитационной вне личностного участия и заинтересованности, не формальной, а именно общественно- полезной, воспитывающей нравственно , физически и духовно здорового человека .Об этом говорилось ещё в учениях выдающихся педагогов – мыслителей прошлых столетий.
Необходимо помочь школьнику выбрать именно ту профессию, чтобы требования, которые она предъявляет к работающему, совпадали с его личностными качествами и возможностями. Неоценимую помощь человеку ответить на важнейшие вопросы : кто я? чего я хочу? что я могу?, окажет психодиагностика – одно из самых молодых направлений в психологии.
В идеале же выбор профессии должен определяться врожденными способностями, психологическими характеристиками, уровнем знаний. Чтобы определиться с будущей профессией, нужно ответить на три вопроса: могу? хочу? надо? Многие психологические профориентационные методики позволяют ответить на эти вопросы.
В основе профориентационных тестов лежит принцип самооценки возможностей тестируемого для реализации различных видов деятельности, а также оценки своего эмоционального отношения к этой деятельности. Для ответа на вопрос «Могу?» психологами-профессио едами составляются подробные профессиограммы, описывающие рабочий день, обязанности специалистов разных сфер деятельности. Тестируемому предлагается ряд утверждений, описывающих различные виды деятельности. Он должен оценить, насколько хорошо у него получается выполнять работу, представленную в предложении (делаю, как правило, хорошо; делаю средне; делаю плохо/не умею делать).
Тестирование позволяет выявить наиболее интересную для клиента сферу деятельности: тестируемому предлагается оценить свои эмоции при выполнении какой-либо работы (положительные, нейтральные, отрицательные). Кроме того, многие методики тестирования позволяют соотносить уровень профессиональных предпочтений с ожидаемым от работы уровнем ответственности, образования и т.д.
Выбор профессии по принципу: хочу? И если вам нравится такой вид деятельности, вы ищете, где этим занимаются.
В России наиболее распространена методика профориентации академика Е.А.Климова, в котоpой профессии дифференцированы по пяти областям человеческой деятельности (человек-человек, человек-машина, человек-окружающая среда, человек-знаковые системы, человек-художественны образ). В зависимости от ответов на вопросы о том, чем бы вам хотелось заниматься, предлагается pяд профессий в конкретной области.
Надо? Для ответа на этот вопрос необходимо ориентироваться в современной рыночной ситуации, знать, какие профессии востребованы на рынке труда и прогнозы спроса на 5 - 7 лет. Необходимо постоянно изучать различную литературу, периодику, интернет-ресурсы, специализирующуюся на данном вопросе.



1.2 Формы организации профильного обучения в школе. Структура профилей

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. на старшей ступени общеобразовательного школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания “системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда <…> отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования”.
Профильная школа есть институциональная форма реализации этой цели. Это основная форма, однако перспективными в отдельных случаях могут стать иные формы организации профильного обучения, в том числе, выводящие реализацию соответствующих образовательных стандартов и программ за стены отдельного общеобразовательного учреждения.
Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентиров нного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.
Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:
- обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;
- обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
- способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
- расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
Модель общеобразовательной школы с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных вариантов комбинаций учебных курсов, которые должны обеспечивать гибкую систему профильного обучения. Эта система должна включать в себя несколько типов учебных курсов.
Базовые общеобразовательные курсы - курсы, обязательные для всех учащихся во всех профилях обучения. Предлагается следующий набор обязательных общеобразовательных курсов: математика, история, русский и иностранные языки, физическая культура, а также интегрированные курсы обществоведения для естественно-математич ского, технологического профилей, естествознания - для гуманитарного, социально-экономичес ого профилей.
Профильные курсы - курсы повышенного уровня (фактически углубленные курсы для старшей ступени школы), определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. Например, физика, химия, биология - профильные курсы в естественнонаучном профиле; литература, русский и иностранные языки - в филологическом профиле; история, право, экономика и др. - в социально-экономичес ом профиле и т.д.
По базовым общеобразовательным и основным профильным курсам проводятся единые государственные экзамены (ЕГЭ).
Элективные курсы - обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана и выполняют две функции. Одни из них могут "поддерживать&qu t; изучение основных профильных курсов на заданном профильным стандартом уровне. Например, элективный курс "Математическая статистика" поддерживает изучение профильного курса экономики. Другие элективные курсы служат для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий. Например, курсы "Информационный бизнес" или "Основы менеджмента" и др. в социально-гуманитарн м профиле; курсы "Химические технологии", "Экология" и др. в естественнонаучном профиле. По элективным курсам ЕГЭ не проводится.
При этом примерное соотношение объемов базовых общеобразовательных, профильных общеобразовательных предметов и элективных курсов определяется пропорцией 50:30:20.
Предлагаемая система не ограничивает школу в организации того или иного профиля обучения (или нескольких профилей одновременно), а школьника - в выборе различных наборов базовых общеобразовательных, профильных и элективных курсов, которые в совокупности и составят его индивидуальную образовательную траекторию. Ясно, что во многих случаях это потребует реализации нетрадиционных форм обучения, создания новых моделей школьного образования.
Можно выделить несколько вариантов, или моделей, организации профильного обучения:
1. Модель внутришкольной профилизации.
Отдельная школа может быть однопрофильной (реализовывать только один из избранных ею профилей) или организовать на старшей ступени несколько профилей, т.е. быть многопрофильной.
2. Модель сетевой организации.
В подобной модели профильное обучение учащихся конкретной школы осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов иных образовательных учреждений.
Оно может строиться в двух основных вариантах. Первый связан с объединением нескольких школ вокруг наиболее сильной школы, обладающей достаточным материальным и кадровым потенциалом, которая для группы школ выполняет роль "ресурсного центра". В этом случае каждая из школ данной группы обеспечивает в полном объеме базовые общеобразовательные курсы и ту часть профильного обучения (профильные и элективные курсы), которую она способна реализовать в рамках своих возможностей. Остальную профильную подготовку берет на себя "ресурсный центр".
Второй вариант основан на кооперации школы с иными образовательными учреждениями и образовательными ресурсами - учреждениями дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования. В этом случае учащимся предоставляется право выбора получения профильного образования либо в собственной школе, либо в кооперированных с ней образовательных структурах (дистанционные курсы, заочные школы, малые академии при вузах).
Таким образом, профильное обучение в школе – это средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.







2. Эмпирическая часть

2.1 Анализ системы профильного образования на примере частной школы

Для проведения анализа школьной документации и условий профильного образования в школе была проведена беседа с завучем частной школы и сделаны соответствующие выводы.
Модель профильного обучения в частной школе включает в себя следующие элементы:
? Курс занятий по учебной программе “Твоя профессиональная карьера”, для 9 класса;
? Проведение элективных курсов для учащихся 9-10 классов;
? Профильные курсы для учащихся 10-11 классов;
? Психологическое сопровождение учащихся, педагогов и родителей в процессе профориентации;
? Информационная работа по предпрофильной подготовке в рамках классных часов и родительских собраний.
В учебном плане исследуемой частной школы на предпрофильную подготовку в 9-х классах отведены часы учебного предмета “Твоя профессиональная карьера”, где реализуется программа “Твоя профессиональная карьера”, утвержденная министерством образования РФ. Данные занятия проводятся 2 раза в неделю в течение всего учебного года. В вариативной части учебного плана введены элективные курсы и профильные занятия общим объемом часов.
Программа “Твоя профессиональная карьера” направлена на формирование у учащихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда. Программа призвана помочь учащимся соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия.
В рамках указанной программы предусмотрено проведение серии проб по пяти профессиональным сферам, включающим пять типов профессий: “человек - человек”, “человек - техника”, “человек - природа”, “человек - знаковая система”, “человек - художественный образ”. Существующие материально-техничес ие и организационно-педаго ические условия частной школы позволяют реализовать их на базе школы. В процессе проведения этого курса проводится обучение методам выбора профессии и подробная диагностика, которая поможет учащимся и родителям выбрать будущую профессию.
Учащимся 9 класса дается возможность выбрать элективные курсы, ориентируясь на выбранную в ходе диагностики профессию, либо на профессию о которой мечтаю они или их родители. Эти занятия проводятся индивидуально с каждым школьником или группой школьников по отдельному расписанию, утвержденному руководством школы. Длительность элективных курсов - 10-12 часов. Курс заканчивается конференцией, на которой учащиеся рассказывают о том чему они научились и демонстрируют образовательный продукт.
Организация элективных курсов в 9 классе осуществляется в полном соответствии с рекомендациями Министерства образования РФ, принципами и целями предпрофильной подготовки и теми конкретными условиями, в рамках которых существует на сегодняшний день рассматриваемая частная школа.
Предметные (профильные) занятия несут функцию целевой подготовки обучающихся по выбранному ими профилю, в том числе подготовку к сдаче выпускных и вступительных экзаменов в вузы.
В качестве методических средств, применяемых учителями школы для проведения профориентационной работы с учащимися старших классов, используются различные психологические диагностики. Психологическая диагностика предполагает использование в работе с учащимися комплекса психологических методик, обеспечивающих, во-первых получения каждым учащимся информации о своих индивидуальных психологических качествах и степени их соответствия той или иной профессии (диагностические методические процедуры) и, во-вторых, возможность развития этих психологических качеств (развивающие методические процедуры в виде элементов интеллектуального и социально-психологич ского тренинга, психотехнических, сюжетно-ролевых и деловых игр). К диагностикам, применяемым в данной школе, относятся:
- методика «Карта интересов»,
- «Дифференциально-диагностический опросник»,
- «Определение социальной направленности личности по Д. Голланду»;
- методика «Определения свойств нервной системы»;
- методика Русалова «Выявление структуры темперамента»;
- Методика многофакторного исследования личности Р.Кеттелла;
- «Уровень развития общих способностей»;
- «Мотивы выбора профессии»;
- «Карта склонностей».
Эти диагностики помогают выявить наклонности учащихся, сориентировать их во всем многообразии профессии, понять свои способности и желания и сопоставить их с потребностью и спросом на рынке рабочей силы.









2.2 Исследование профессиональной направленности у учащихся старших классов

Нами было проведено исследование профессиональной направленности школьников старших классов. Исследование проходило в несколько этапов:
1. Проведение различных диагностик с целью выявления профессиональной направленности учащихся;
2. Анализ полученных результатов и разработка рекомендаций для каждой группы учащихся.
В исследовании приняли участие 6 человек, учащиеся 9 класса: 3 девушек и 3 юноши. Для осуществления исследования профессиональной направленности у учащихся старших классов были использованы следующие методики:
1. методика «Карта интересов» (см. приложение А).
2. дифференциально-диагностический опросник. (см. Приложение В)
Методика «Карта интересов» предназначена для выявления предпочтений в профессии с учетом своих интересов. С помощью данной методики можно выявить наиболее интересные предпочтения школьника в определенной сфере деятельности.
Учащемуся предъявлялась следующая инструкция: " Для того чтобы помочь вам выбрать профессию, предлагаем перечень вопросов. Подумайте, перед тем как ответить на каждый вопрос. Постарайтесь дать как можно более точный ответ. Отвечайте на каждый вопрос, не пропуская ни одного. Если вы не раз убеждались, что очень любите или вам очень нравится делать то, о чем мы спрашиваем, то в листе ответов под этим номером поставьте "++"; если просто нравится - "+". Если не знаете или сомневаетесь - "0", если не нравится, не любите - "-", если очень не нравится - "- -". Всего в опроснике 174 вопроса. Учащийся отмечает свои ответы в регистрационном бланке, который представляет собой сетку из клеточек - 10х5. Использование этого бланка позволяет быстро и легко подсчитать результаты. При обработке подсчитывается количество "+" и "-" по 10 вертикальным столбцам, которые соответствуют 10 направлениям деятельности человека ( см. приложение А).
Затем из количества плюсов вычитается количество минусов и определялись 2-3 вида деятельности, по которым получены наибольшие баллы. Эти виды деятельности и являлись сферами максимального интереса тестируемого школьника.
Рассмотрим результаты, полученные в ходе исследования профессиональной направленности по методике «Карта интересов» у учащихся 9 класса частной школы, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Результаты исследования учащихся по методике «Карта интересов»


Результаты исследования показали, что всем учащимся свойственны свои индивидуальные особенности и предпочтения к определенным сферам деятельности.
В то же время для точного определения способностей и наклонностей при профессиональной ориентации одной методики мало. По ней трудно учитывать все аспекты социальной и психико-физиологичес ой природы школьника.
Для более точного определения профессиональной направленности с испытуемыми был проведен еще один тест по методике Е.А. Климова: "Дифференциально диагностический опросник" (ДДО).
"Дифференциально диагностический опросник" (ДДО) предназначен для выявления наиболее привлекательных профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова:
1. "Ч
и т.д.................


Смотреть работу подробнее



Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.