Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Развитие информационных систем управления предприятием (на примере ОАО «Белшина»)

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.10.2012. Год: 2012. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Учреждение образования
«Частный институт управления и предпринимательства»


Кафедра управления






КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: Развитие информационных систем управления предприятием
(на примере ОАО «Белшина»)






Студентка Юдина Екатерина
Леонидовна
Курс 5, группа 156
Заочное отделение
Научный руководитель
Мурзич И.К.








Минск 2012

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ
1 СУЩНОСТЬ, РОЛЬ И ПОРЯДОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
1.1. Понятие информационной системы и их классификация
1.2. Структура электронных информационных систем
2 ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ И СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОАО «БЕЛШИНА»
2.1 Анализ организационно-эконом ческой деятельности предприятия ОАО «Белшина»
2.2 Использование информационных систем управления на ОАО «Белшина»
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОАО «БЕЛШИНА»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Классификация информационных систем
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Компоненты информационной системы
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Организационная структура управления


ВВЕДЕНИЕ


Индустрия разработки автоматизированных информационных систем управления зародилась в 1950-х - 1960-х годах и к концу века приобрела вполне законченные формы.
На первом этапе основным подходом в проектировании ИС был метод «снизу-вверх», когда система создавалась как набор приложений, наиболее важных в данный момент для поддержки деятельности предприятия. Основной целью этих проектов было не создание тиражируемых продуктов, а обслуживание текущих потребностей конкретного учреждения. Такой подход отчасти сохраняется и сегодня. В рамках «автоматизации» достаточно хорошо обеспечивается поддержка отдельных функций, но практически полностью отсутствует стратегия развития комплексной системы автоматизации, а объединение функциональных подсистем превращается в самостоятельную и достаточно сложную проблему.
Создавая свои отделы и управления автоматизации, предприятия пытались «обустроиться» своими силами. Однако периодические изменения технологий работы и должностных инструкций, сложности, связанные с разными представлениями пользователей об одних и тех же данных, приводили к непрерывным доработкам программных продуктов для удовлетворения все новых и новых пожеланий отдельных работников. Как следствие - и работа программистов, и создаваемые ИС вызывали недовольство руководителей и пользователей системы.
Следующий этап связан с осознанием того факта, что существует потребность в достаточно стандартных программных средствах автоматизации деятельности различных учреждений и предприятий. Из всего спектра проблем разработчики выделили наиболее заметные: автоматизацию ведения бухгалтерского аналитического учета и технологических процессов. Системы начали проектироваться «сверху-вниз», т.е. в предположении, что одна программа должна удовлетворять потребности многих пользователей.
Сама идея использования универсальной программы накладывает существенные ограничения на возможности разработчиков по формированию структуры базы данных, экранных форм, по выбору алгоритмов расчета. Заложенные «сверху» жесткие рамки не дают возможности гибко адаптировать систему к специфике деятельности конкретного предприятия: учесть необходимую глубину аналитического и производственно-технологического учета, включить необходимые процедуры обработки данных, обеспечить интерфейс каждого рабочего места с учетом функций и технологии работы конкретного пользователя. Решение этих задач требует серьезных доработок системы. Таким образом, материальные и временные затраты на внедрение системы и ее доводку под требования заказчика обычно значительно превышают запланированные показатели.
Объектом исследования — информационное обеспечение системы управления организацией.
Предмет исследования — ОАО «Белшина».
Цель работы: исследовать систему управления организацией и информационное обеспечение менеджмента.
Для достижения цели предстоит решить следующие задачи:
1 Раскрыть сущность, роль и порядок использования информационных систем управления предприятием;
2 Провести анализ организационно-эконом ческой деятельности ОАО «Белшина»;
3 Разработать предложения по совершенствованию информационного обеспечения ОАО «Белшина».


1 СУЩНОСТЬ, РОЛЬ И ПОРЯДОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ



1.1. Понятие информационной системы и их классификация


Информационная система (ИС) – система сбора, хранения, накопления, поиска и передачи информации, применяемая в процессе управления или принятия решений. ИС включает:
– информационно – справочный фонд,
– язык обработки информации,
– носители информации,
– комплекс моделей.
Автоматизированная ИС – совокупность информации, экономико-математиче ких методов и моделей, аппаратных, программных, организационных, технологических средств и специалистов.
Автоматизированная ИС предназначена для эффективной эксплуатации экономической ИС.
В организациях существует большое количество различных типов ИС: от традиционных до сложных, работающих на базе локальных и глобальных компьютерных сетей.
Информация в современном мире превратилась в один из наиболее важных ресурсов, а информационные системы (ИС) стали необходимым инструментом практически во всех сферах деятельности.
Разнообразие задач, решаемых с помощью ИС, привело к появлению множества разнотипных систем, отличающихся принципами построения и заложенными в них правилами обработки информации.
Информационные системы можно классифицировать по целому ряду различных признаков. В основу рассматриваемой классификации положены наиболее существенные признаки, определяющие функциональные возможности и особенности построения современных систем. В зависимости от объема решаемых задач, используемых технических средств, организации функционирования, информационные системы делятся на ряд групп (классов) представленных в приложении А, рисунок А.1 - Классификация информационных систем.
По типу хранимых данных ИС делятся на фактографические и документальные. Фактографические системы предназначены для хранения и обработки структурированных данных в виде чисел и текстов. Над такими данными можно выполнять различные операции. В документальных системах информация представлена в виде документов, состоящих из наименований, описаний, рефератов и текстов. Поиск по неструктурированным данным осуществляется с использованием семантических признаков. Отобранные документы предоставляются пользователю, а обработка данных в таких системах практически не производится.
Основываясь на степени автоматизации информационных процессов в системе управления фирмой, информационные системы делятся на ручные, автоматические и автоматизированные.
Ручные ИС характеризуются отсутствием современных технических средств переработки информации и выполнением всех операций человеком.
В автоматических ИС все операции по переработке информации выполняются без участия человека.
Автоматизированные ИС предполагают участие в процессе обработки информации и человека, и технических средств, причем главная роль в выполнении рутинных операций обработки данных отводится компьютеру. Именно этот класс систем соответствует современному представлению понятия «информационная система».
В зависимости от характера обработки данных ИС делятся на информационно-поисков е и информационно-решающи .
Информационно-поисков е системы производят ввод, систематизацию, хранение, выдачу информации по запросу пользователя без сложных преобразований данных. (Например, ИС библиотечного обслуживания, резервирования и продажи билетов на транспорте, бронирования мест в гостиницах и пр.)
Информационно-решающи системы осуществляют, кроме того, операции переработки информации по определенному алгоритму. По характеру использования выходной информации такие системы принято делить на управляющие и советующие.
Результирующая информация управляющих ИС непосредственно трансформируется в принимаемые человеком решения. Для этих систем характерны задачи расчетного характера и обработка больших объемов данных. (Например, ИС планирования производства или заказов, бухгалтерского учета.)
Советующие ИС вырабатывают информацию, которая принимается человеком к сведению и учитывается при формировании управленческих решений, а не инициирует конкретные действия. Эти системы имитируют интеллектуальные процессы обработки знаний, а не данных. (Например, экспертные системы.)
В зависимости от сферы применения различают следующие классы ИС.
Информационные системы организационного управления - предназначены для автоматизации функций управленческого персонала как промышленных предприятий, так и непромышленных объектов (гостиниц, банков, магазинов и пр.).
Основными функциями подобных систем являются: оперативный контроль и регулирование, оперативный учет и анализ, перспективное и оперативное планирование, бухгалтерский учет, управление сбытом, снабжением и другие экономические и организационные задачи.
ИС управления технологическими процессами (ТП) - служат для автоматизации функций производственного персонала по контролю и управлению производственными операциями. В таких системах обычно предусматривается наличие развитых средств измерения параметров технологических процессов (температуры, давления, химического состава и т.п.), процедур контроля допустимости значений параметров и регулирования технологических процессов.
ИС автоматизированного проектирования (САПР) - предназначены для автоматизации функций инженеров-проектиров иков, конструкторов, архитекторов, дизайнеров при создании новой техники или технологии. Основными функциями подобных систем являются: инженерные расчеты, создание графической документации (чертежей, схем, планов), создание проектной документации, моделирование проектируемых объектов.
Интегрированные (корпоративные) ИС - используются для автоматизации всех функций фирмы и охватывают весь цикл работ от планирования деятельности до сбыта продукции. Они включают в себя ряд модулей (подсистем), работающих в едином информационном пространстве и выполняющих функции поддержки соответствующих направлений деятельности.
Анализ современного состояния рынка ИС показывает устойчивую тенденцию роста спроса на информационные системы организационного управления. Причем спрос продолжает расти именно на интегрированные системы управления. Автоматизация отдельной функции, например, бухгалтерского учета или сбыта готовой продукции, считается уже пройденным этапом для многих предприятий.
Заказчики ИС стали выдвигать все больше требований, направленных на обеспечение возможности комплексного использования корпоративных данных в управлении и планировании своей деятельности.
Таким образом, возникла насущная необходимость формирования новой методологии построения информационных систем.
Цель такой методологии заключается в регламентации процесса проектирования ИС и обеспечении управления этим процессом с тем, чтобы гарантировать выполнение требований как к самой ИС, так и к характеристикам процесса разработки. Основными задачами, решению которых должна способствовать методология проектирования корпоративных ИС, являются следующие:
-обеспечивать создание корпоративных ИС, отвечающих целям и задачам организации, а также предъявляемым требованиям по автоматизации деловых процессов заказчика;
-гарантировать создание системы с заданным качеством в заданные сроки и в рамках установленного бюджета проекта;
-поддерживать удобную дисциплину сопровождения, модификации и наращивания системы;
-обеспечивать преемственность разработки, т.е. использование в разрабатываемой ИС существующей информационной инфраструктуры организации (задела в области информационных технологий).
Внедрение методологии должно приводить к снижению сложности процесса создания ИС за счет полного и точного описания этого процесса, а также применения современных методов и технологий создания ИС на всем жизненном цикле ИС - от замысла до реализации.
Проектирование ИС охватывает три основные области:
-проектирование объектов данных, которые будут реализованы в базе данных;
-проектирование программ, экранных форм, отчетов, которые будут обеспечивать выполнение запросов к данным;
-учет конкретной среды или технологии, а именно: топологии сети, конфигурации аппаратных средств, используемой архитектуры (файл-сервер или клиент-сервер), параллельной обработки, распределенной обработки данных и т.п.
Проектирование информационных систем всегда начинается с определения цели проекта. В общем виде цель проекта можно определить как решение ряда взаимосвязанных задач, включающих в себя обеспечение на момент запуска системы и в течение всего времени ее эксплуатации:
-требуемой функциональности системы и уровня ее адаптивности к изменяющимся условиям функционирования;
-требуемой пропускной способности системы;
-требуемого времени реакции системы на запрос;
-безотказной работы системы;
-необходимого уровня безопасности;
-простоты эксплуатации и поддержки системы.
Согласно современной методологии, процесс создания ИС представляет собой процесс построения и последовательного преобразования ряда согласованных моделей на всех этапах жизненного цикла (ЖЦ) ИС. На каждом этапе ЖЦ создаются специфичные для него модели - организации, требований к ИС, проекта ИС, требований к приложениям и т.д. Модели формируются рабочими группами команды проекта, сохраняются и накапливаются в репозитории проекта. Создание моделей, их контроль, преобразование и предоставление в коллективное пользование осуществляется с использованием специальных программных инструментов - CASE-средств.
Процесс создания ИС делится на ряд этапов (стадий), ограниченных некоторыми временными рамками и заканчивающихся выпуском конкретного продукта (моделей, программных продуктов, документации и пр.).
Обычно выделяют следующие этапы создания ИС: формирование требований к системе, проектирование, реализация, тестирование, ввод в действие, эксплуатация и сопровождение.
Начальным этапом процесса создания ИС является моделирование бизнес-процессов, протекающих в организации и реализующих ее цели и задачи. Модель организации, описанная в терминах бизнес-процессов и бизнес-функций, позволяет сформулировать основные требования к ИС. Это фундаментальное положение методологии обеспечивает объективность в выработке требований к проектированию системы. Множество моделей описания требований к ИС затем преобразуется в систему моделей, описывающих концептуальный проект ИС. Формируются модели архитектуры ИС, требований к программному обеспечению (ПО) и информационному обеспечению (ИО). Затем формируется архитектура ПО и ИО, выделяются корпоративные БД и отдельные приложения, формируются модели требований к приложениям и проводится их разработка, тестирование и интеграция.
Целью начальных этапов создания ИС, выполняемых на стадии анализа деятельности организации, является формирование требований к ИС, корректно и точно отражающих цели и задачи организации-заказчика Чтобы специфицировать процесс создания ИС, отвечающей потребностям организации, нужно выяснить и четко сформулировать, в чем заключаются эти потребности. Для этого необходимо определить требования заказчиков к ИС и отобразить их на языке моделей в требования к разработке проекта ИС так, чтобы обеспечить соответствие целям и задачам организации.
Задача формирования требований к ИС является одной из наиболее ответственных, дорогих и тяжелых для исправления в случае ошибки. Современные инструментальные средства и программные продукты позволяют достаточно быстро создавать ИС по готовым требованиям. Но зачастую эти системы не удовлетворяют заказчиков, требуют многочисленных доработок, что приводит к резкому удорожанию фактической стоимости ИС. Основной причиной такого положения является неправильное, неточное или неполное определение требований к ИС на этапе анализа.
На этапе проектирования прежде всего формируются модели данных. Проектировщики в качестве исходной информации получают результаты анализа. Построение логической и физической моделей данных является основной частью проектирования базы данных. Полученная в процессе анализа информационная модель сначала преобразуется в логическую, а затем в физическую модель данных.
Параллельно с проектированием схемы базы данных выполняется проектирование процессов, чтобы получить спецификации (описания) всех модулей ИС. Оба эти процесса проектирования тесно связаны, поскольку часть бизнес-логики обычно реализуется в базе данных. Главная цель проектирования процессов заключается в отображении функций, полученных на этапе анализа, в модули информационной системы. При проектировании модулей определяют интерфейсы программ: разметку меню, вид окон, горячие клавиши и связанные с ними вызовы.
Конечными продуктами этапа проектирования являются:
-схема базы данных (на основании ER-модели, разработанной на этапе анализа);
-набор спецификаций модулей системы (они строятся на базе моделей функций).
Кроме того, на этапе проектирования осуществляется также разработка архитектуры ИС, включающая в себя выбор платформы (платформ) и операционной системы (операционных систем). В неоднородной ИС могут работать несколько компьютеров на разных аппаратных платформах и под управлением различных операционных систем. Кроме выбора платформы, на этапе проектирования определяются следующие характеристики архитектуры:
-будет ли это архитектура «файл-сервер» или «клиент-сервер»;
-будет ли это 3-уровневая архитектура со следующими слоями: сервер, ПО промежуточного слоя (сервер приложений), клиентское ПО;
-будет ли база данных централизованной или распределенной. Если база данных будет распределенной, то какие механизмы поддержки согласованности и актуальности данных будут использоваться;
-будет ли база данных однородной, то есть, будут ли все серверы баз данных продуктами одного и того же производителя (например, все серверы только Oracle или все серверы только DB2 UDB). Если база данных не будет однородной, то какое ПО будет использовано для обмена данными между СУБД разных производителей (уже существующее или разработанное специально как часть проекта);.
-будут ли для достижения должной производительности использоваться параллельные серверы баз данных (например, Oracle Parallel Server, DB2 UDB и т.п.).
Этап проектирования завершается разработкой технического проекта ИС.
На этапе реализации осуществляется создание программного обеспечения системы, установка технических средств, разработка эксплуатационной документации.
Этап тестирования обычно оказывается распределенным во времени.
После завершения разработки отдельного модуля системы выполняют автономный тест, который преследует две основные цели:
-обнаружение отказов модуля (жестких сбоев);
-соответствие модуля спецификации (наличие всех необходимых функций, отсутствие лишних функций).
После того как автономный тест успешно пройдет, модуль включается в состав разработанной части системы и группа сгенерированных модулей проходит тесты связей, которые должны отследить их взаимное влияние.
Далее группа модулей тестируется на надежность работы, то есть проходят, во-первых, тесты имитации отказов системы, а во-вторых, тесты наработки на отказ. Первая группа тестов показывает, насколько хорошо система восстанавливается после сбоев программного обеспечения, отказов аппаратного обеспечения. Вторая группа тестов определяет степень устойчивости системы при штатной работе и позволяет оценить время безотказной работы системы. В комплект тестов устойчивости должны входить тесты, имитирующие пиковую нагрузку на систему.
Затем весь комплект модулей проходит системный тест - тест внутренней приемки продукта, показывающий уровень его качества. Сюда входят тесты функциональности и тесты надежности системы.
Последний тест информационной системы - приемо-сдаточные испытания. Такой тест предусматривает показ информационной системы заказчику и должен содержать группу тестов, моделирующих реальные бизнес-процессы, чтобы показать соответствие реализации требованиям заказчика.
Необходимость контролировать процесс создания ИС, гарантировать достижение целей разработки и соблюдение различных ограничений (бюджетных, временных и пр.) привело к широкому использованию в этой сфере методов и средств программной инженерии: структурного анализа, объектно-ориентирова ного моделирования, CASE-систем.

1.2. Структура электронных информационных систем


Информационная система является элементом большой системы и обеспечивает задачи управления информационными ресурсами, поэтому для эффективной работы всей системы большое значение имеет ее структура и состав
Все информационные системы (ИС) включают один и тот же набор компонентов представленных в приложении Б, рисунок Б.1 - Компоненты информационной системы:
– функциональные компоненты
– компоненты систем обработки данных
– организационные компоненты.
Под функциональными компонентами понимается система функций управления, комплекс взаимоувязанных в пространстве и во времени операций по управлению, необходимых для достижения поставленных перед организацией целей. Любая сложная управленческая функция расчленяется на ряд более мелких задач (операция декомпозиции) и доводится до конкретного исполнителя.
Структура представляется множеством компонент, находящихся в специфическом взаимодействии для осуществления заданных функций. Компоненты, в свою очередь, являются соединениями элементов. Форма структуры поддерживается соответствующими связями, к которым относятся внешне порожденные связи.
Таким образом, современные информационные системы и технологии в настоящее время являются тем важнейшим, если не главным, инструментом, с помощью которого обеспечивается эффективное управление предприятием в условиях постоянно ме­няющейся внешней и внутренней среды, жесткой конкуренции, процессов глоба­лизации мировой экономики. Управление предприятием в современных условиях - это управление информацией. Иными словами, успех на рынке зависит от того, насколько эффективно то или иное предприятие использует информационные ре­сурсы, какие технологии использует для управления информацией в частности и организацией в целом.


2 ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ И СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОАО «БЕЛШИНА»


2.1 Анализ организационно-эконом ческой деятельности предприятия ОАО «Белшина»


Республика Беларусь сегодня известна во всем мире как крупный производитель большегрузных автомобилей, тракторов и другой сельскохозяйственной техники. Главным поставщиком шин для этой техники является Белорусский шинный комбинат «Белшина» – одно из крупнейших предприятий в Европе, выпускающее более 200 типоразмеров шин для легковых, грузовых, большегрузных автомобилей, строительно-дорожных и подъемно-транспортны машин, электротранспорта, автобусов, тракторов и сельскохозяйственных машин, а также изготавливающее не стандартизированное оборудование и запасные части к нему.
История комбината начинается с 1965 года, когда Ленинградский проектный институт получил задание на проектирование шинного комбината в городе Бобруйске. С тех пор на протяжении 30-летнего пути предприятие развивалось, меняло облик: вырастали новые корпуса, монтировалось новое оборудование, расширялся ассортимент выпускаемой продукции, приходили новые люди.
Открытое акционерное общество «Белшина», входит в концерн «Белнефтехим» Республики Беларусь;
Белорусские шины завоевали высокую репутацию, как у отечественных, так и у зарубежных партнеров. ОАО «Белшина» поддерживает деловые взаимовыгодные отношения с 30 странами мира с учетом стран СНГ.
Предприятие имеет налаженные прочные связи с партнерами, большой опыт работы на внутреннем и внешнем рынках. Благодаря надежности, долговечности, комфортабельности белорусские шины завоевали высокую репутацию, как у отечественных, так и у зарубежных потребителей.
Общество «Белшина» включает в себя три шинных завода: завод крупногабаритных шин (с производством сверхкрупногабаритны шин), завод массовых шин, а также механический завод и шиноремонтное производство.
Завод крупногабаритных шин – производитель шин для автосамосвалов большой грузоподъемности, строительных и дорожных машин, прицепов, сельскохозяйственной техники, а также производит сверхкрупногабаритны шины.
Завод массовых шин выпускает шины для грузовых автомобилей семейства МАЗ, ГАЗ, ЗИЛ, автобусов, сельскохозяйственной техники, для легковых автомобилей ВАЗ, «Москвич», «Волга» и практически всех видов импортных легковых автомобилей.
Механический завод изготавливает сборочное оборудование, запасные части к нему, пресс-формы для вулканизации покрышек, камер, диафрагм и другую технологическую оснастку, а также осуществляет капитальные ремонты оборудования шинных заводов.
Шиноремонтное производство – занимается восстановлением изношенных автомобильных шин. С 2002 года применяется технология восстановления шин методом холодной вулканизации.
ОАО «Белшина» самостоятельно осуществляет свою хозяйственную деятельность, определяет перспективы развития, исходя из конъюнктуры рынка. Предприятие является коммерческой организацией – юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать, штампы, бланки со своим наименованием, валютный и другие счета в учреждениях банков.
Целью бизнеса предприятия является производство и реализация конкурентоспособной продукции в соответствии с потребностями рынка, повышение ее качества, расширение номенклатуры для получения прибыли, удовлетворение социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственника.
Общество свободно в выборе предмета договора, определения обязательств, а также любых других условий хозяйственных взаимоотношений, не противоречащих действующему законодательству.
Основными функциями предприятия являются:
- производственно-хозяй твенная и внешнеэкономическая;
- материально-техничес ое и энергетическое обеспечение;
- научно-исследовательс ая и проектно-изыскательс ая;
- коммерческая, кредитно-финансовая;
- ремонтно-строительна ;
- правозащитная, социальная и охрана предприятия;
-.грузовые и пассажирские перевозки, и другие функции, не противоречащие действующему законодательству РБ.
ОАО «Белшина» выпускает шины для легковых, грузовых и большегрузных автомобилей, автобусов, троллейбусов, тракторов и сельскохозяйственных машин, для строительно-дорожной и подъемно-транспортно техники, осуществляет восстановительный ремонт шин.
Ассортимент выпускаемой на предприятии продукции постоянно обновляется в соответствии с требованиями рынка. В настоящее время выпускается более 200 типоразмеров шин, (по сравнению с 26 в 1990 году).
Технологическое оборудование предприятия по состоянию на 2009 год не соответствует требованиям производства высококачественных шин.
Оборудование предприятия практически выработало свой технический ресурс, и его работоспособность поддерживается за счет ремонтов, объемы которых ежегодно растут и увеличивают себестоимость выпускаемой продукции. Износ машин и оборудования составляет около 87,1%. Кроме того, для активной части основных средств характерно моральное старение.
Устаревшие модели грузовых и сельскохозяйственных шин снимаются с производства и заменяются на перспективные цельнометаллокордные, легкогрузовые. С учетом изменения проектных мощностей по легковым и сельскохозяйственным шинам производственные мощности предприятия на 1.01.2011 года составили 3069,8 тысяч штук в год.
Использование (загрузка) оборудования по видам продукции представлено в таблице 2.1 - Использование (загрузка) оборудования по группам шин 2010 г.


Таблица 2.1 — Использование (загрузка) оборудования по группам шин 2010 г.




Источник: данные отдела реализации продукции.

Полное использование производственных мощностей невозможно ввиду нехватки оборотного капитала, а также увеличения уровня конкуренции, в первую очередь на рынке Российской Федерации.
Для более полной характеристики акционерного общества подробнее опишем продукцию предприятия и ее применение.
ОАО «Белшина» выпускает шины для легковых, грузовых и большегрузных автомобилей, автобусов, троллейбусов, тракторов и сельскохозяйственных машин, для строительно-дорожной и подъемно-транспортно техники, осуществляет восстановительный ремонт шин методом холодной вулканизации.
ОАО «Белшина» является главным поставщиком шин для большегрузных автомобилей, тракторов и другой сельскохозяйственной техники, производимой предприятиями Республики Беларусь.
Общество является лидером среди шинных заводов стран СНГ по производству шин для автомобилей большой грузоподъемности. Белорусские шины, эксплуатирующиеся на автосамосвалах грузоподъемностью от 25 до 180 тонн, завоевали высокую репутацию в горнорудных карьерах стран ближнего и дальнего зарубежья.
На ОАО «Белшина» выпускается 80 типоразмеров шин для тракторов и сельскохозяйственных машин. В области производства шин для сельскохозяйственной техники на предприятии активно используется опыт, полученный в сотрудничестве с передовыми фирмами.
Освоено и развивается производство широкопрофильных шин низкого удельного давления на почву, поставляемых в настоящее время на экспорт.
Предприятие выпускает широкий ассортимент шин для грузовых автомобилей, автобусов и троллейбусов. Осваивается производство радиальных цельнометаллокордных шин (с металлокордом в каркасе и брекере), предназначенных для городских автобусов и карьерных автосамосвалов.
Далее рассмотрим организационную структуру управления предприятием. Заводы и централизованные подразделения входят в состав служб, возглавляемых генеральным директором и его заместителями:
- служба генерального директора;
- служба технического директора (в ее составе - механический завод);
- служба директора по производству (в ее составе - два шинных завода, шиноремонтное производство, производство резинокордных рулонов и пластин);
- служба директора по экономике и финансам;
- служба коммерческого директора;
- служба по транспорту;
- служба директора по управлению персоналом и социальным вопросам.
Служба генерального директора осуществляет юридическое обеспечение, внутренний аудит, а также обеспечение режима безопасности и охрану подразделений ОАО «Белшина», выявление и нейтрализацию причин и условий, способствующих утечке коммерческой тайны, нанесению материального, морального ущерба.
Служба технического директора осуществляет организацию энергообеспечения, технического обеспечения и развития шинного производства, совершенствования техники и технологии; предотвращает выпуск некачественной продукции; организует, координирует и контролирует работу заводов и служб по разработке, внедрению, функционированию и постоянному совершенствовании системы качества; проводит текущий и капитальный ремонт, ведет строительство хозспособом, несет ответственность за эксплуатацию зданий и сооружений.
Служба директора по производству организует подготовку сырья, своевременный выпуск качественной продукции, координирует работу заводов и подразделений служб по производству шин; осуществляет шиноремонтное производство и выпуск продукции из переработанных отходов шинного производства.
Служба директора по экономике и финансам организует и совершенствует экономическую и финансовую деятельность ОАО, направленную на достижение максимальных результатов при наименьших затратах.
Служба директора по идеологической работе, управлению персоналом и социальным вопросам проводит кадровую подготовку, хозяйственную, информационную и социальную работу.
Служба коммерческого директора занята комплексным, своевременным и равномерным обеспечением потребностей производства сырьем, материалами, полуфабрикатами и комплектующими изделиями, занимается анализом, прогнозом, координацией продвижения и сбыта продукции на рынке.
Служба по транспорту осуществляет организацию и обеспечение междугородних и международных перевозок, перевозок сырья и материалов, продукции ОАО «Белшина». После преобразования структура управления ОАО «Белшина» следующая:
Общее собрание акционеров – высший орган управления Обществом.
Наблюдательный совет осуществляет руководство деятельностью предприятия в период между собраниями акционеров. Дирекция является исполнительным органом общества.
Контроль деятельности Общества осуществляет ревизионная комиссия.
Компетенция органов управления и контроля, порядок принятия ими решений определяются Уставом Общества. Схема организационной структуры приводится в приложении В.
При реализации шинной продукции наиболее привлекательным по доходности для ОАО «Белшина» является рынок Беларуси и дальнее зарубежье. Российская Федерация интересна в первую очередь с точки зрения емкости данного рынка. Наибольшим спросом пользуются шины для грузовых автомобилей и сельскохозяйственной техники, в меньшем объеме реализуются шины для легковых автомобилей.
Таким образом проведя анализ организационно-эконом ческой деятельности ОАО «Белшина» можно сделать следующие выводы:
Целью бизнеса исследуемого предприятия ОАО «Белшина», является производство и реализация конкурентоспособной продукции в соответствии с потребностями рынка, повышение ее качества, расширение номенклатуры для получения прибыли, удовлетворение социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственника. Общество является лидером среди шинных заводов стран СНГ по производству шин для автомобилей большой грузоподъемности. Белорусские шины, эксплуатирующиеся на автосамосвалах грузоподъемностью от 25 до 180 тонн, завоевали высокую репутацию в горнорудных карьерах стран ближнего и дальнего зарубежья.

2.2 Использование информационных систем управления на ОАО «Белшина»


Информационные системы играют важную роль в современных организа­циях. Цифровая технология преобразует бизнес организации. Благосостояние большинства крупнейших компаний связано с информационными системами. Они играют стратегическую роль в жизни предприятия.
Информационные системы помогают предприятию в достижении высокого качества изделий, способствуя упрощению их изготовления, совершенствуют технологический процесс, помогают выпускать стандарты эталонной аттестации, делать усовершенствования.
На сегодняшний день подразделения ОАО «Белшина» оснащены персональными компьютерами в количестве 1517 шт., из них 450 подключены в Локальную Вычислительную Сеть. Которая объединяет ПК и дает возможность работать в сети. Широко используются и такие новые технологии как Intегnеt и E-mail.
Осуществляется прямая связь с банками (система «Клиент-банк»), что дает возможность финансовому управлению оперативно отслеживать состояние счетов предприятия.
На предприятии работают следующие программные комплексы:
1 «Бухгалтерский учет»;
2 «Финансы»;
3 «Сбыт»;
4 «Управление материальными ресурсами»;
5 «Нормирование материальных ресурсов»;
6 «Управления персоналом».
На сегодняшний день компьютерный парк, которым оснащено предпри­ятие, требует во многом модернизации и замены старой физически и морально устаревшей техники.
Для внедрения эффективной системы автоматизации расчетов и бизнес-планирования требуется документировать деятельность предприятия и обеспечить организацию его функционирования.
Осуществить это можно с помощью информационных технологий трех уровней:
1) комплексных систем управления предприятием;
2) систем электронного документооборота;
3) продуктов, позволяющих создавать модели функционирования пред­приятия, проводить анализ и оптимизацию его деятельности, систем нижнего уровня класса АСУТП и САПР, продуктов интеллектуального анализа данных, а также ПО, ориентированное на подготовку и поддержание функционирования систем качества.
Указанные информационные технологии довольно сложны и недешевы. Однако, большим предприятиям при внедрении систем качества невозможно обойтись без информационной поддержки.
Таким образом, внедрение информационных технологий систем является непростой задачей интеграции прогрессив­ных зарубежных стандартов и программных разработок с отечественным опы­том в данной области.
Особое внимание следует уделить формированию штата сотрудников, занимающихся интеграцией программно-аппаратных решений и привлечению сторонних специалистов-консуль антов из специализированных фирм. Информация является изначально слабо защищенным ресурсом, и поэтому представляется чрезвычайно важным принимать повышенные меры ее защиты, обеспечивая полный комплекс информационной безопасности.
В программное обеспечение, предназначенное для выполнения функций защиты информации, входят: механизм шифрования, механизм электронной под­писи, механизмы контроля доступа, механизмы обеспечения целостности дан­ных, механизмы постановки трафика, механизмы управления маршрутизацией, антивирусные программы, программы архивации, защи­та при вводе и выводе информации и т. д.
В настоящее время наиболее острую проблему безопасности составляют вирусы. Основным средством защиты от вирусов служит архивирование. Архи­вирование заключается в создании копий используемых файлов и систематиче­ском обновлении изменяемых файлов.
Наиболее популярными антивирусными средствами являются:
- Антивирус Касперского 7;
- Nod 32
- Dr.Web.




Рисунок 2.1 — Меню «Антивирус Касперского»
Источник: собственная разработка.

Прежде всего, стоит сказать о новых возможностях программы «Антивирус Касперского 7», главной из которых является проактивная защита. При включенной проактивной защите программа контролирует изменения в файловой системе, реестре и отслеживает процессы в оперативной памяти. Как только какое-либо приложение пытается совершить явно деструктивное действие, антивирус заблокирует его. Таким образом, есть все шансы, что программа сможет предотвратить действия вируса, данных о котором еще нет в антивирусных базах.
В седьмой версии были улучшены средства для выявления руткитов. Это достигается путем использования эвристического анализатора и сканированием отдельно от остальных файлов.
Как и прежде, программа представляет собой надежное средство для обеспечения безопасности рабочей станции. Антивирус Касперского проверяет данные, передаваемые при помощи почтовых протоколов POP3, IMAP, NNTP и SMTP; анализирует интернет-трафик и довольно быстро производит сканирование жестких дисков.
Не исключена ситуация, когда вирус все-таки проник на компьютер, повредил системные файлы операционной системы, в результате чего она перестала загружаться. На такой случай в программе реализован сервис создания диска аварийного восстановления. С помощью этого диска можно вернуть работоспособность вашей операционной системы.
NOD32 представляет собой комплексное антивирусное решение для защиты компьютера от широкого круга угроз: вирусов, троянских программ, червей, spyware (шпионских программ), adware (рекламных программ) и фишинг-атак.
Интерфейс программы интуитивно понятен и не вызывает проблем при работе. Основным средством управления системой является NOD32 Control Center (Центр управления NOD32), предоставляющий быстрый доступ к основным модулям и настройкам программы. Методы диагностики файлов являются включают в себя вирусные базы, эвристический анализ (проактивная защита), позволяющий определять вредоносный код без необходимости сравнения его с вирусными базами данных, а также методы обнаружения adware, spyware, потенциально опасных и нежелательных программ. Для борьбы с руткитами и другими вредоносными программами используется система AntiStealth.
Не стоит обходить стороной антивирус компании «Dr.Web». Компания «Dr.Web» впервые обратила внимание на проблему нежелательной корреспонденции и распространяемых по электронной почте вирусов. Новый продукт «Dr.Web для Windows Антивирус + Антиспам» способен оградить компьютер от обеих напастей.
Антивирус имеет традиционно модульное строение. Сканер Dr.Web, модуль проверки файлов «на лету» — SpiderGuard, планировщик заданий Dr.Web Scheduler и спам-фильтр SpIDer Mail представлены в виде отдельных исполняемых файлов. Несмотря на общую среди программных пакетов тенденцию к возрастанию объема, Dr.Web по-прежнему занимает на диске немного места — всего 12 Мбайт. Довольно экономно программа расходует и оперативную память: модуль SpiderGuard занимает примерно 4 Мбайт, а SpIDer Mail — 15 Мбайт.
Процесс внедрения предприятиями передовых компьютерных технологий чрезвычайно сложен. Однако, внедрение этих систем - необходимое условие для повышения конкурентоспособност как предприятия, так и выпускаемой им продукции


3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОАО «БЕЛШИНА»



Современные информационные системы и технологии в настоящее время являются тем важнейшим, если не главным, инструментом, с помощью которого обеспечивается эффективное управление предприятием в условиях постоянно ме­няющейся внешней и внутренней среды, жесткой конкуренции, процессов глоба­лизации мировой экономики. Управление предприятием в современных условиях - это управление информацией. Иными словами, успех на рынке зависит от того, насколько эффективно то или иное предприятие использует информационные ре­сурсы, какие технологии использует для управления информацией в частности и организацией в целом. Поэто­му создание и внедрение современных инструментов управления предприятием, базирующихся на компьютерных информационных технологиях, развитие совре­менной ИТ-инфраструктуры являются для ОАО «Белшина» актуальной и страте­гически важной задачей
Современная ИТ-инфраструктура предприятия базируется на 3-х фундамен­тальных составляющих:
– развитая компьютерная сеть, имеющая оконечные устройства (сер­вера, ПЭВМ, сетевые принтеры и т.д.) во всех точках возникновения и обра­ботки первичной информации;
– компьютеры, установленные на рабочих местах в точках интегрирования информации;
– актуальное прикладное и системное программное обеспечение.
Все эти составляющие в различной стадии завершенности присутствуют и в ОАО «Белшина». Компьютерная сеть предприятия создавалась из этапов:
– на первом этапе монтировалась сеть в административном корпусе;
– затем проложена сеть на заводе в основные цеха;
Проложено свыше 20 км оптоволоконного кабеля и около 30 км медного ка­беля («витая пара»). Созданы и эксплуатируются основной и резервный центры коммутации.
В настоящее время в общезаводскую сеть включено более 250 рабочих станций пользователей, каждая из которых подавляющее большинство времени находится во взаимодействии с серверами (компьютеры централизованного хране­ния и обработки информации).
Для эффективной работы по обслужива­нию запросов клиентских ПК сервера должны иметь на несколько порядков более высокую производительность, чем у клиентских ПК. При дальнейшем развитии компьютерной сети экономически целесообразным представляется разделять зада­чи между несколькими серверами по функциональному признаку.
В ОАО «Белшина» сервера имеют следующий функциональный состав:
– 2 сервера под управлением NetWare;
– файловый и принт-сервера осущест­вляют коллективное использование общих файлов и сетевых принтеров. Их недос­таточная мощность делает невозможным своевременное обслуживание всех клиентов, антивирусную проверку «на лету», ведение журнала операций (т.е. стати­стической информации для последующего анализа) и т.д., поэтому их модерниза­ции и поддержанию в актуальном состоянии уделяется достаточно большое вни­мание;
– 2 сервера под управлением Windows 2000 организуют клиентские ПК в группы по организационным ролям: организация «блуждающего клиента», т.е. когда пользователь не привязан к своему компьютеру и не испытывает неудобств, например, в результате его выхода из строя и длительного ремонта; защита кли­ентских ПК от несанкционированного доступа; централизованное управление и администрирование, идентификация и аутентификация пользователей;
– 2 сервера баз данных предназначены для работы СУБД Oracle и MS SQL Server, хранения и архивирования;
– сервер-шлюз Интернета предназначен для организации безопасного дос­тупа корпоративных пользователей через сеть «Интернет», организации почтового сер­вера, вторичного сервера DNS, антиспам-сервера, сервера антивирусной проверки почтовых сообщений;
– сервер приложений — предназначен для обработки больших объемов дан­ных, подготовки сложных отчетов, выполнения нестандартных запросов; также используется для организации работы пользователей «1С: Предприятие 8.0».
В рамках инвестиционных проектов в ОАО «Белшина» поставлено лицен­зионное программное обеспечение управления сетевыми узлами (коммутаторы, маршрутизаторы, сервера, рабочие станции). Применение этого программного обеспечения позволяет собирать статистику работы узлов компьютерной сети и перераспределять информационные потоки до момента возникновения отказов, т.е. действовать с опережением: в случае аварий появляется возможность путем анализа журналов установить первоисточник возникновения неисправности, т.е. бороться с причиной, а не следствием, что позволяет многократно увеличить на­дежность функционирования и безопасность сети. Для этих целей также применя­ется специализированная станция сетевого мониторинга на основе сервера.
В связи с внедрением подсистем учета ТМЦ, одной из актуальнейших задач является построение компьютерной сети на территориально распределенных мате­риальных складах предприятия. Проектирование и строительство классической се­ти на базе оптоволоконного кабеля требует затрат не менее 5000 долл.
В качестве более дешевой альтернативы волоконно-оптическим каналам и более скоростной, чем модемная связь, предлагается организация связи со склада­ми через ADSL-модемы - это существенно более высокая скорость, чем на тради­ционных модемах при постоянной доступности телефонной линии во время со­единения. Использование такого подхода приведет к значительной экономии де­нежных средств.
Предполагается также создать сервер терминальных служб (клиен­ты). Суть его работы заключается в том, что обработка клиентских запросов про­исходит на сервере, а на клиентской стороне только отображение результатов. При таком подходе слабые и морально устаревшие ПК смогут выполнять современные программы. Также этот вариант предполагает гораздо менее интенсивное исполь­зование сети, в результате чего ПК могут работать на медленных линиях связи.
Для совершенствования информационного обеспечения в ОАО «Белшина» необходимо создать информационную базу данных.
На анализируемом предприятии наиболее оптимально внедрение системы «Галактика», которая предназначена для автоматизации управления на предприятии, с достаточно сложной структурой.
В составе системы «Галактика» реализованы несколько так на­зываемых контуров управления, которые включают в себя функцио­нальные модули системы.
Контур административного управления. Предоставляет набор средств для финансового и хозяйственного планирования, финансо­вого анализа, управления маркетингом. Включает модули:
– маркетинг - автоматизация анализа рыночных возможностей, отбора целевого рынка, разработки и претворения в жизнь марке­тинговых мероприятий;
– планирование финансов - планирование деятельности предпри­ятий с помощью экономически обоснованных планов с точки зрения их реализуемости и эффективности;
– управление проектами - экономически обоснованное и эффек­тивное планирование хозяйственной деятельности предприятия, а при использовании совместно с модулем Планирование финан­сов - и финансовой деятельности;
– финансовый анализ - автоматизация анализа финансовой и хо­зяйственной деятельности предприятия.






























Рисунок 3.1 — Контур управления
Примечание — Источник: [37]

С помощью контура планирования и управления можно выполнять планирование финансово-хозяйствен ой деятельности предприятия, осуществлять моделирование и согласование финансовых планов, проводить анализ их фактического исполнения, вести оперативный финансовый менеджмент.
Контур управления персоналом. Предназначен для автоматизиро­ванного учета кадров и выполнения вычислительных процедур, связан­ных с оплатой труда персонала предприятий и включает модули:
– управление персоналом - обеспечивает процесс формирования, хранения и корректировки штатного расписания и личных карто­чек сотрудников предприятия по подразделениям, а также полу­чение отчетов по штатному расписанию и кадрам;
– заработная плата - автоматизация учетных и вычислительных процедур, связанных с оплатой труда персонала предприятий при повременной и сдельной формах оплаты.
Контур бухгалтерского учета. Функционально полная система ведения бухгалтерского учета на предприятиях любой формы собст­венности и видов деятельности. Единое информационное простран­ство системы обеспечивает автоматическое отражение в бухгалтер­ском контуре всех хозяйственных операций.
Механизм типовых хо­зяйственных операций - универсальное средство для формирования проводок:
– касса - формирование приходных и расходных кассовых доку­ментов, а также учет полного цикла операций с подотчетными лицами;
– финансово-расчетные операции - обеспечивает автоматизацию учета безналичных расчетов, валютных операций, а также содер­жит полный комплект бухгалтерских отчетов;
– матценности — ведение складских документов и их распечатка по установленным формам; автоматизированное проведение опера­ций инвентаризации, переоценки, внутреннего перемещения;
– малоценные и быстроизнашивающиеся продукты (МБП) - учет наличия и движения; проведение операций оприходования, внут­реннего перемещения, начисления износа, списания МБП;
– основные средства и нематериальные активы - обеспечивает ав­томатизированное выполнение операций по учету наличия, износа, движения, а также по переоценке объектов основных средств и нематериальных активов предприятия;
– хозоперации - позволяет автоматизировать процедуру выполне­ния бухгалтерских проводок по хозяйственным документам. Реа­лизована возможность формирования групповых проводок, уточнения сумм и отмены ошибочных проводок;
– бухгалтерская отчетность - модуль предназначен для формиро­вания бухгалтерской отчетности итогового характера. В комплект поставки системы включаются типовые формы для годового бух­галтерского отчета и расчета налогов;
– консолидация - модуль предназначен для получения обобщен­ной (консолидированной) отчетности по корпорации;


Рисунок 3.3 — Контур планирования и управления финансами системы
Примечание — Источник: [17].
– векселя и кредиты - модуль предназначен для учета операций с векселями и другими ценными бумагами (ЦБ), а также операций кредитования.
Контур оперативного управления. Охватывает разнообразные задачи, связанные с организацией и управлением производственной и коммерческой деятельностью предприятия:
– управление договорами - модуль предназначен для автоматиза­ции бизнес-процедур, связанных с заключением, исполнением и учетом договоров и контрактов;
– управление снабжением и сбытом - управление получением и реализацией материальных ценностей, услуг на основании счетов на закупку и продажу;
– складской учет- ведение складских документов и их распечатку по установленным формам; автоматизированное проведение опе­раций инвентаризации, переоценки, внутреннего перемещения;
– поставщики, получатели - контроль за исполнением договоров с контрагентами;
– производство - учет движения материальных ценностей (сырья, полуфабрикатов, готовой продукции) в процессе производства;
– консигнация - управление операциями с товаром, принятым ли­бо переданным на реализацию;
– давальческое сырье - учет сырья, переданного для переработки сторонней организации, а также полученной от этой организации готовой продукции.
Контур управления производством. Позволяет автоматизиро­вать техническую подготовку производства, технико-экономическо планирование, учет фактических затрат на предприятии и включает модули:
– техническая подготовка производства - для использования в конструкторских отделах, службах технической документации, технологических, планово-экономически и планово-диспетчер­ск х службах предприятия;
– технико-экономическо планирование - автоматизация форми­рования плана производства и производственных программ, рас­чет потребностей в материальных и трудовых ресурсах, кальку­ляция плановой себестоимости выпускаемой продукции;
– фактические затраты - использование в производственном сек­торе бухгалтерии предприятия, позволяет рассчитать свод факти­ческих производственных затрат, фактическое исполнение смет накладных расходов, калькуляции фактической себестоимости единиц продукции;
– управление ремонтами - для планирования ремонтных работ на предприятии и расчета фактических затрат на их проведение.
Контур администрирования. Набор сервисных средств для квалифицированного пользователя и программиста, обеспечиваю­щих администрирование базы данных, корпоративный обмен данными, обмен документами с внешними информационными сис­темами, а также проектирование пользовательского интерфейса и отчетов.
Таким образом, внедрение системы «Галактика» на ОАО «Белшина» позволит: создать информационно-аналити ескую систему ОАО «Белшина» (АСУП), обеспечивающую эффективность принимаемых решений и повышающую оперативность управления всеми видами деятельности предприятия; автоматизировать обработку информации всех элементов затрат, составляющих себестоимость продукции; осуществлять оперативный расчет фактической себестоимости выпускаемой продукции; формировать цену на продукцию с учетом фактических затрат на ее производство; оценивать уровень рентабельности выпускаемой продукции и в соответствии с этим формировать производственную программу предприятия; управлять использованием ресурсов в производственной деятельности, достигать снижения себестоимости продукции, повысить уровень ее качества и конкурентоспособност ; качественно улучшить процесс управления производственной деятельностью за счет обеспечения комплексности прогнозирования и планирования движения материально-финансов х потоков; снизить
и т.д.................


Смотреть работу подробнее



Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.