Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
курсовая работа Роль аудита во внутреннем контроле
Информация:
Тип работы: курсовая работа.
Добавлен: 13.10.2012.
Год: 2012.
Страниц: 15.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Кемеровский институт (филиал)
Федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения высшего
профессионального образования
«Российский государственный
торгово-экономическ й университет»
Факультет экономический
Кафедра бухгалтерского учета,
экономического анализа и аудита
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Аудит»
на тему «Роль аудита во
внутреннем контроле»
5 курса СБ-071 шифр группы очной
формы обучения
специальности бухгалтерский
учет анализ и аудит
Руководитель к.э.н., доцент,
профессиональный аудитор
Синицына Татьяна Васильевна
Отметка о допуске (не допуске)
к защите
«
»
2011 г.
(подпись руководителя)
Кемерово 2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………….3
1. Понятие аудита, цели, задачи
и виды………5
2. Возникновение и развитие
аудита и аудиторской деятельности………..13
3. Внутренний контроль: сущность,
задачи, классификация, предмет, объекты
и субъекты……………….17
4. Внутренний аудит: сущность,
цели, задачи и виды………...21
5. Взаимосвязь внутреннего
и внешнего аудита……….24
6. Роль внешнего аудита
для повышения эффективности
внутреннего контроля……………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………….36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………38
ВВЕДЕНИЕ
Аудит - это вид деятельности, заключающийся
в сборе и оценке фактов, касающихся
функционирования и положения экономического
объекта (самостоятельного хозяйственного
подразделения) или касающихся информации
о таком положении и функционировании,
и осуществляемый компетентным независимым
лицом, которое, исходя из установленных
критериев, выносит заключение о
качественной стороне этого функционирования.
Следовательно, под аудитом понимается
независимая проверка и выражение
мнения о достоверности финансовой
отчетности предприятия.
Потребность в услугах аудитора
возникла в связи с обособлением
интересов тех, кто непосредственно
занимается управлением предприятием
(администрация, менеджеры), кто вкладывает
средства в его деятельность (собственники,
акционеры, инвесторы), а также государства
как потребителя информации о
результатах деятельности предприятий.
Независимое подтверждение информации
о результатах деятельности предприятий
и соблюдение ими законодательства
необходимо государству для принятия
решений в области экономики
и налогообложения.
Аудиторские проверки необходимы и
государственным органам, судьям, прокурорам
и следователям для подтверждения
достоверности интересующей их финансовой
отчетности.
Аудит представляет собой сложную
многоаспектную, достаточно жестко регламентированную
предпринимательскую деятельность.
В мировой практике он уже много
лет применяется во всех сферах хозяйственной
деятельности. Роль аудита в развитых
странах существенна, а мнение аудитора
авторитетно. В современной России,
которая уверенно встала на построение
рыночной экономики также усиливается
роль и значение аудита. [12]
Внутренний контроль является способом
обратной связи между объектом управления
и органом управления, информируя
о существующем положении объекта
и фактическое исполнение управленческих
решений. Внутренний контроль – это
процесс, который обеспечивает ответственность
функционирования конкретного объекта
принятым управленческим решением и направленного
на успешное достижение поставленной
цели. Основной целью является объективное
изучение фактического состояния дел
у субъекта хозяйствования, выявление
и предупреждение тех факторов и условий,
которые отрицательно влияют на исполнение
принятых решений и достижений поставленной
цели, а также доведения этой информации
к органу управления.
Следовательно, тема «Роль аудита
во внутреннем контроле» в настоящий
момент очень интересна и актуальна,
так как существует возможность положительного
влияния внешнего аудита на внутренний
контроль и взаимодействие внутреннего
контроля с внутренним аудитом, поэтому
данная тема и является предметом моего
исследования, где объектом является сам
аудит.
Для этого были использованы 2 метода:
метод сравнения и метод обобщения.
Целью данной курсовой работы является
рассмотрение роли аудита во внутреннем
контроле.
Задачами данного исследования
являются следующие аспекты:
- понятие аудита, цели, задачи и виды;
- возникновение и развитие аудита и аудиторской
деятельности;
- внутренний контроль: сущность, задачи,
классификация, предмет, объекты и субъекты;
- внутренний аудит: сущность, цели, задачи
и виды;
- взаимосвязь внутреннего и
внешнего аудита;
- роль внешнего аудита для
повышения эффективности внутреннего
контроля.
Для написания работы были использованы
теоретические материалы, статьи из
журналов и интернета.
1. Понятие аудита,
цели, задачи и виды
Аудиторская деятельность (аудит)
в России представляет собой предпринимательскую
деятельность по независимой проверке
бухгалтерского учета и финансовой
(бухгалтерской) отчетности организаций
и индивидуальных предпринимателей.
Закон «Об аудиторской
деятельности» № 307-ФЗ трактует понятие
аудит следующим образом. Аудит
- независимая проверка бухгалтерской
(финансовой) отчетности аудируемого лица
в целях выражения мнения о достоверности
такой отчетности.
Аудитор (от лат. auditor - слушатель,
ученик, последователь) - лицо, проверяющее
состояние финансово - хозяйственной
деятельности предприятия за определенный
период. Существует мнение, что понятие
аудита значительно шире таких понятий,
как ревизия и контроль, поскольку
аудит обеспечивает не только проверку
достоверности финансовых показателей,
но и, что не менее важно, разработку
предложений по оптимизации хозяйственной
деятельности с целью рационализации
расходов и увеличения прибыли. Аудиторская
деятельность, помимо проверок, предполагает
оказание различных сопутствующих
услуг: выполнение согласованных услуг,
компиляция финансовой информации и обзорная
проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности.
[25, c. 6]
По словам известного американского
специалиста в области теории
и практики аудита проф. Дж. Робертсона
аудит является деятельностью, направленной
на уменьшение предпринимательского риска.
Он считает, что аудит способствует
уменьшению до приемлемого уровня информационного
риска для пользователей финансовых
отчетов.
Аудит отличается от судебно-бухгалтерско
экспертизы. Это отличие состоит
в том, что аудит - это независимая
проверка, а судебно-бухгалтерска
экспертиза осуществляется по решению
судебных органов. Аудит существует
независимо от наличия или отсутствия
уголовного или гражданского процесса.
Аудитор может быть привлечен
в качестве эксперта-бухгалтера при
проведении судебно-бухгалтерско
экспертизы.
Основной целью аудита
является выражение мнения о достоверности
бухгалтерской (финансовой) отчетности
экономических субъектов и соответствия
совершенных ими финансовых и хозяйственных
операций нормативным актам. Цель аудита
определяется законодательством, системой
нормативного регулирования аудиторской
деятельности, договорными обязательствами
аудитора и клиента.
Целями аудита бухгалтерской
отчетности, как это определено в
правиле (стандарте) РФ «Цели и основные
принципы аудита финансовой (бухгалтерской)
отчетности», являются формирование и
выражение мнения аудиторской организации
о достоверности бухгалтерской отчетности
экономического субъекта во всех существенных
отношениях. В ходе аудита бухгалтерской
отчетности должны быть получены достаточные
и уместные аудиторские доказательства,
позволяющие аудиторской организации
с приемлемой уверенностью сделать выводы
относительно:
а) соответствия бухгалтерского
учета экономического субъекта документам
и требованиям нормативных актов,
регулирующих порядок ведения бухгалтерского
учета и подготовки бухгалтерской
отчетности в Российской Федерации;
б) соответствия бухгалтерской
отчетности экономического субъекта тем
сведениям, которыми располагает аудиторская
организация о деятельности экономического
субъекта. Мнение аудиторской организации
о достоверности бухгалтерской
отчетности может способствовать большому
доверию к этой отчетности со стороны
пользователей, заинтересованных в
информации об экономическом субъекте.
Вместе с тем пользователи
бухгалтерской отчетности не должны
трактовать мнение аудиторской организации
как полную гарантию будущей жизнеспособности
экономического субъекта либо эффективности
деятельности его руководства.
Аудиторское заключение, содержащее
мнение аудиторской организации
о степени достоверности бухгалтерской
отчетности, не должно трактоваться как
гарантия аудиторской организации
в том, что не существуют какие-либо
иные (помимо изложенных в аудиторском
заключении) обстоятельства, влияющие
или способные повлиять на бухгалтерскую
отчетность экономического субъекта.
Цель проверки финансовых
отчетов:
1) подтверждение достоверности
отчетов или констатация их недостоверности;
2) контроль за соблюдением законодательства
и нормативных документов, регулирующих
правила ведения учета и составления отчетности,
методологии оценки активов, обязательств
и собственного капитала;
3) проверка полноты, достоверности
и точности отражения в учете и отчетности
затрат, доходов и финансовых результатов
деятельности предприятия за проверяемый
период;
4) выявление резервов лучшего
использования собственных основных и
оборотных средств, финансовых резервов
и заемных средств. [8]
Основная цель аудита может
дополняться обусловленными договором
с клиентом задачами выявления резервов
лучшего использования финансовых
ресурсов, анализом правильности исчисления
налогов, разработкой мероприятий
по улучшению финансового положения
предприятия, оптимизации затрат и
результатов деятельности, доходов
и расходов. [7]
Аудиторские организации, индивидуальные
аудиторы наряду с аудиторскими услугами
могут оказывать прочие связанные
с аудиторской деятельностью
услуги, в частности:
1) постановку, восстановление
и ведение бухгалтерского учета,
составление бухгалтерской (финансовой)
отчетности, бухгалтерское консультирование;
2) налоговое консультирование,
постановку, восстановление и ведение
налогового учета, составление
налоговых расчетов и деклараций;
3) анализ финансово-хозяйственной
деятельности организаций и индивидуальных
предпринимателей, экономическое и
финансовое консультирование;
4) управленческое консультирование,
в том числе связанное с
реорганизацией организаций или
их приватизацией;
5) юридическую помощь
в областях, связанных с аудиторской
деятельностью, включая консультации
по правовым вопросам, представление
интересов доверителя в гражданском
и административном судопроизводстве,
в налоговых и таможенных правоотношениях,
в органах государственной власти
и органах местного самоуправления;
6) автоматизацию бухгалтерского
учета и внедрение информационных
технологий;
7) оценочную
деятельность;
8) разработку и анализ
инвестиционных проектов, составление
бизнес-планов;
9) проведение научно-исследовательских
и экспериментальных работ в
областях, связанных с аудиторской
деятельностью, и распространение
их результатов, в том числе
на бумажных и электронных
носителях;
10) обучение в областях,
связанных с аудиторской деятельностью.
В теории аудита выделяют различные
виды аудита:
В зависимости от положения
аудитора к клиенту, аудит разделяют
на внутренний и внешний.
Под внешним аудитом понимают
независимую экспертизу и анализ
публикуемой финансовой отчетности
хозяйственного субъекта с целью
определения ее достоверности, полноты
и соответствия законодательству, а
также консультированием по учетным,
налоговым, финансовым, организационным
и другим вопросам.
С точки зрения эволюции
внешнего аудита выделяют:
- подтверждающий аудит. Цель
проведения данного вида аудит провести
проверку и подтвердить достоверность
отчетов;
- системно - ориентированный
аудит. Суть данного подхода заключается
в экспертизе на основе оценки системы
внутреннего контроля. Практика проведения
аудита в зарубежных странах показывает,
что если система внутреннего контроля
работает эффективно, то нет необходимости
проводить детальную проверку, потому
что аудитор может (в той или иной степени)
доверять системе внутреннего контроля
в раскрытии ошибок и нарушений.
- аудит, базирующийся на риске.
Этот подход состоит в концентрации аудиторской
работы в областях с более высоким возможным
риском, что значительно упрощает аудит
в областях с низким риском.
С позиции требования законодательства
различают обязательный и инициативный
аудит.
Обязательный аудит проводится
в случаях, непосредственно установленных
законодательством или по поручению
государственных органов. Объем
и порядок проведения обязательного
аудита регламентируются ст.5 Закона "Об
аудиторской деятельности" № 307-ФЗ.
Обязательный аудит проводится
в случаях, если:
- организация имеет организационно-правов ю
форму открытого акционерного общества;
- если ценные бумаги
организации допущены к обращению
на торгах фондовых бирж и
(или) иных организаторов торговли
на рынке ценных бумаг;
- организация является кредитной
организацией, бюро кредитных историй,
организацией, являющейся профессиональным
участником рынка ценных бумаг, страховой
организацией, клиринговой организацией,
обществом взаимного страхования, товарной,
валютной или фондовой биржей, негосударственным
пенсионным или иным фондом, акционерным
инвестиционным фондом, управляющей компанией
акционерного инвестиционного фонда,
паевого инвестиционного фонда или негосударственного
пенсионного фонда (за исключением государственных
внебюджетных фондов);
- объем выручки от продажи
продукции (продажи товаров, выполнения
работ, оказания услуг) организации (за
исключением органов государственной
власти, органов местного самоуправления,
государственных и муниципальных учреждений,
государственных и муниципальных унитарных
предприятий, сельскохозяйственных кооперативов,
союзов этих кооперативов) за предшествовавший
отчетному год превышает 400 миллионов
рублей или сумма активов бухгалтерского
баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего
отчетному, превышает 60 миллионов рублей;
- организация (за исключением
органов государственной власти,
органов местного самоуправления,
государственного внебюджетного
фонда, а также государственного
и муниципального учреждения) представляет
и (или) публикует сводную (консолидированную)
бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
- в иных случаях, установленных
федеральными законами.
Обязательный аудит проводится
ежегодно. [3]
Таким образом, обязательный
аудит представляет собой ежегодную
обязательную аудиторскую проверку
ведения бухгалтерского учета и
финансовой (бухгалтерской) отчетности
организации или индивидуального
предпринимателя.
Инициативный (добровольный)
аудит - осуществляется по решению экономических
субъектов. Характер и масштабы такой
проверки определяет клиент.
Инициативный аудит может
проводиться в любое время
и в тех объемах, которые будут
установлены самостоятельным решением
органа управления организации или
индивидуальным предпринимателем. К
данному виду аудита можно отнести
и так называемые контрольные
аудиторские проверки финансово-промышленны
групп, проводимые по инициативе и за
счет полномочных органов. Целью
такой проверки является установление
реального экономического состояния
деятельности финансово-промышленно
группы. Проведение такой проверки
может быть вызвано рядом обстоятельств,
например обнаружением недостоверной
информации в представленных документах
либо уклонением от полного и своевременного
представления необходимых документов,
злоупотреблением имеющимися правами
и оказываемыми мерами государственной
поддержки, нарушением законодательства
РФ либо законодательства субъектов
РФ. Такой аудит, как правило, ориентирован
на проверку отдельных сфер деятельности
конкретного корпоративного объединения.
Но не исключается проверка по всему
спектру вопросов, характеризующих
производственно-хозя ственную деятельность
группы, в том числе и с позиции
ее оценки на соответствие положениям
законодательства РФ и ее субъектов.
В зависимости от повторяемости
аудиторских проверок различают:
- первоначальный аудит, который
осуществляется аудитором или аудиторской
фирмой впервые
- повторяющийся аудит, осуществляемый
при длительном сотрудничестве с одной
аудиторской фирмой.
По назначению выделяют:
- налоговый аудит - это аудиторская
проверка правильности и полноты начисления
и уплаты налогов, соблюдения налоговой
политики.
- ценовой аудит - это проверка
обоснованности установления цены на
заказ. Применяется в развитых странах
при проверке обоснованности бюджетных
ассигнований (например, расходов на оборонный
заказ).
- специальный аудит (экологический,
операционный и др.) - это проверка конкретных
аспектов, соблюдения определенных процедур,
норм и правил, обычно с целью подтверждения
законности, добросовестности и эффективности
деятельности управляющих, правильность
составления налоговой отчетности, использования
социальных фондов и др.
По виду деятельности проверяемого
экономического субъекта аудит подразделяется
на:
- банковский аудит (проверяемые
организации - банки и другие кредитные
учреждения);
- страховой аудит (проверяемые
организации - страховые организации и
общества взаимного страхования);
- аудит инвестиционных институтов
и бирж (проверяемые организации - инвестиционные
институты, товарные и фондовые биржи);
- общий аудит (проверяемые субъекты
- организации прочих видов деятельности).
Внутренний аудит, в отличие
от внешнего, осуществляется работниками
самого предприятия (самостоятельным
структурным подразделением или
управлением) и предназначен для
внутрихозяйственного контроля финансового
состояния, источников затрат, диагностирования
системы управления, выявления резервов
и обеспечения администрации
рекомендациями по повышению эффективности
экономики предприятия. [20]
2. Возникновение
и развитие аудита и аудиторской деятельности
Аудит (в разных переводах
это слово означает "он слышит",
"слушающий&quo ;) имеет достаточно
большую историю. История развития
аудита уходит в глубину веков.
Профессия аудитора известна
с глубокой древности. Примерно в 200
г. до н.э. квесторы, то есть должностные
лица, ведавшие финансовыми и судебными
делами Римской империи, осуществляли
контроль за государственными бухгалтерами
на местах. Отчеты квесторов направлялись
в Рим и выслушивались экзаменатором.
Такая практика и дала термин "аудитор",
от латинского "слушать".
Первые упоминания об аудите
как о виде профессиональной деятельности
относятся к XIII и XIV векам, когда учетные
книги, составляемые купцами, стали
фигурировать в качестве вещественного
доказательства в суде. Уже в XVI веке
во многих странах был введен правовой
контроль учетных книг. Начали использовать
термин "аудит", и аудиторами называли
тех людей, кто занимался проверкой
учетных записей.
Наибольшее же развитие аудита
приходится на XVII-XIX века. В 1631 г. из Голландии
в Плимут, штат Массачусетс, США, был
послан бухгалтер для выяснения
причин возрастающей задолженности
колонии. Это считается первой аудиторской
проверкой в Америке. Однако законодательной
родиной аудита считается Великобритания,
где с 1844 г. выходит серия законов
о компаниях. В соответствии с
этими законами компании были обязаны
не реже одного раза в год приглашать
специального профессионала для
проверки бухгалтерских счетов и
отчета о прибылях для последующего
доклада на собрании акционеров.
Возникновение аудита связано
с разделением интересов тех,
кто непосредственно занимается
управлением предприятием (администрация,
менеджеры), и тех, кто вкладывает
деньги в его деятельность (собственники
акционеры, инвесторы). Последние не
могли и не хотели полагаться лишь
на ту финансовую информацию, которую
предоставляли управляющие и
подчиненные им бухгалтеры предприятий.
Достаточно частые банкротства предприятий,
обман со стороны администрации
существенно повышали риск финансовых
вложений. Акционеры хотели быть уверенными
в том, что их не обманывают, что
отчетность, представленная администрацией,
полностью отражает действительное
финансовое положение предприятия.
Для проверки правильности финансовой
информации и подтверждения финансовой
отчетности приглашались специальные
люди - аудиторы, которым, по мнению акционеров,
можно было доверять. Главными требованиями,
предъявляемыми к аудитору, были его
безупречная честность и независимость.
Знание бухгалтерского учета сначала
не было главным, однако по мере усложнения
бухгалтерского учета необходимым
требованием становится и хорошая
профессиональная подготовка аудитора.
[9]
Закон об обязательном аудите
в Великобритании был принят в 1862
г., во Франции - в 1867 г., а в США - после
великой депрессии в 1937 г.
В настоящее время практически
во всех странах мира с развитой
рыночной экономикой функционирует
общественный институт дипломированных
аудиторов со специфической организационно-правовой
инфраструктурой. В Великобритании
аудиторами именуются любые специалисты
в области контроля за достоверностью
финансовой отчетности, в том числе
и работающие в государственных
органах. Во Франции независимым
финансовым контролем занимаются две
профессиональные организации - бухгалтеров-эксперто ,
в компетенцию которых входят
непосредственно ведение бухгалтерского
учета, составление отчетности и
оказание консультационных услуг в
этой области, и комиссаров (уполномоченных)
по счетам, обеспечивающих контроль за
достоверностью финансовой отчетности.
В США проверку достоверности
финансовой отчетности осуществляет дипломированный
общественный бухгалтер.
В России звание аудитора, по
некоторым данным, введено Петром
I. Должность аудитора совмещала
отдельные обязанности прокурора,
делопроизводителя и секретаря.
Аудиторов в России называли присяжными
бухгалтерами. Три попытки организации
института аудита в 1889, 1912 и 1928 гг. по
разным причинам оказывались безуспешными.
Современную предпринимательскую
форму аудит в России стал обретать
лишь в конце 1980-х годов, когда
началась перестройка всей системы
хозяйствования и управления. Потребность
в аудите как самостоятельном
рыночном институте обусловили такие
происходящие в то время процессы,
как приватизация и акционирование
крупных предприятий; бурное развитие
малых предприятий и кооперативов;
либерализация внешнеэкономической
деятельности, приток иностранного капитала
и появление совместных предприятий.
В период с 1988 по 1993 г. аудит
в России в основном был инициативным,
поскольку не существовало законодательных
актов, регулирующих деятельность аудиторских
организаций. Предприятия в большей
мере ориентировались на услуги консалтинговых,
научно-технических организаций, которые
начали проводить аудит и оказывать
другие аудиторские услуги. Первые
аудиторские фирмы образовались
в трех формах: как хозрасчетные
организации, кооперативы и государственные
общественные образования. Характерной
особенностью таких организаций
было то, что они создавались при
государственных структурах и к
аудиторским фирмам их можно было
отнести с определенной мерой
условности. В целом этот период
можно назвать зарождением аудита
в России.
Первый регламент для
ведения аудиторской деятельности
был установлен указом Президента от
22 декабря 1993 г., в соответствии с
которым были приняты "Временные
правила ведения аудиторской
деятельности". Они использовались
как основной законодательный документ
вплоть до 2001 г., когда был принят
Федеральный закон "Об аудиторской
деятельности". В этот же период был
принят пакет постановлений Правительства,
которые регламентировали отдельные
стороны аудиторской деятельности.
[13, c. 21-29]
С 2001 года началось массовое
оформление одних и тех же аудиторов в
несколько компаний. Расширение рынка
послужило толчком для начала ценовых
войн. Тем более что бороться уже было
за что - объем аудиторско-консалтин ового
рынка за 2001 год вырос почти на 65%, что в
абсолютных цифрах оценивалось в размере
5,5 млрд. рублей.
Финансовый кризис 2007-2008
годов спровоцировал на западных
рынках еще большее ужесточение
контроля деятельности банков, рейтинговых
агентств и аудиторов. Западные регуляторы
старательно уходили от практики
саморегулирования Российские регуляторы
действовали с точностью наоборот.
Государство устранялось от контроля
за деятельностью аудиторов. В самом
конце 2008 года был принят федеральный
закон о переходе отечественного
аудиторского рынка на саморегулирование.
Закон вступил в силу 1 января
2010 года.
В отличие от системы аттестации
и лицензирования, которая действовала
до этого момента, с этого года
аудиторским фирмам и индивидуальным
аудиторам было необходимо вступить
в специализированный проект о саморегулировании
в Российской Федерации (СРО). Всего
на российском рынке стало действовать
6 саморегулируемых организаций. Новый
механизм регулирования привел к
совершенно иной картине на аудиторском
рынке, нежели это было ранее.
Из 6,2 тыс. фирм, осуществлявших
аудиторскую деятельность в России
в 2009 году, количество аудиторских фирм,
вступивших в СРО, составило только
4,9 тыс. компаний, согласно данным реестра
Минфина на 25 мая 2010 года. Число аудиторов,
вступивших в СРО, к тому же моменту
сократилось до 23,4 тыс. человек в
отличие от 38,8 тыс. аттестованных
индивидуальных аудиторов, осуществлявших
свою деятельность в 2009 году. Таким образом,
общее число действующих аудиторов и аудиторских
организаций сократилось больше, чем на
треть. Об эффективности механизма СРО
отечественного рынка аудита пока судить
рано.
3. Внутренний контроль:
сущность, задачи, классификация, предмет,
объекты и субъекты
Какой-нибудь экономический
субъект имеет свою целевую функцию,
которая реализуется и достигается
при помощи эффективно действующего
управления.
Одной их функций управления
отдельным субъектом является внутренний
контроль, субъекты которого совершают
сравнение плановых и фактических
сфер, выявляют отклонения в параметрах,
обозначают оценку безопасности размера
отклонений для субъекта хозяйствования,
выявляют факторы, которые вызвали
отклонения, а также обозначает ступень
их влияния, проводят подготовку информационной
базы для принятия управленческих решений.
Внутренний контроль является
способом обратной связи между объектом
управления и органом управления,
информируя о существующем положении
объекта и фактическое исполнение
управленческих решений. Внутренний контроль
– это процесс, который обеспечивает
ответственность функционирования
конкретного объекта принятым управленческим
решением и направленного на успешное
достижение поставленной цели. Основной
целью является объективное изучение
фактического состояния дел у
субъекта хозяйствования, выявление
и предупреждение тех факторов и
условий, которые отрицательно влияют
на исполнение принятых решений и
достижений поставленной цели, а также
доведения этой информации к органу
управления.
Функционирование системы
внутреннего контроля зависит также
от работников, которым предоставлена
ответственная деятельность. Система
отбора, найма, продвижения по службе,
обучения и подготовки кадров должна
обеспечивать высокую квалификацию
и честность ответственного персонала.
Эффективная организационная
структура субъекта хозяйствования
предусматривает ответственность
и права сотрудников. Она должна,
по возможности, преграждать попытки
отдельных лиц нарушать требования
контроля и обеспечивать раздел несовместимых
функций. [21, c. 23-35]
Будучи функцией управления,
внутренний контроль исполняет такие
задачи:
- предоставляет информацию,
которая касается процессов, которые
происходят у субъекта хозяйствования;
- помогает принять единственное
решение из общих и специальных
вопросов развития предпринимательства;
- дает возможность судить
о правильности принятых решений,
своевременности и результативности
их выполнения;
- дает возможность своевременно
выявить и устранить те условия
и факторы, которые не направлены
на эффективное ведение производства
и достижения поставленной цели;
- дает возможность установить,
какие именно службы предприятия,
а также направления его деятельности
содействуют достижению поставленной
цели и повышению результативности
деятельности предприятия.
Особенностью внутреннего
контроля является то, что он выполняется
как предыдущий, текущий и дальнейший,
может быть документальным, фактическим
и комбинированным; может проводиться
в виде: ревизии, тематической проверки,
исследования и служебного исследования.
Будучи функцией управления,
внутренний контроль, в зависимости
от времени проведения делится на
предыдущий, текущий и дальнейший.
Предыдущий контроль совершается
до принятия управленческих решений
и хозяйственных операций. Его
объектом могут быть внутрихозяйственные
планы, документы на отпуск товарно-материальных
ценностей и готовой продукции,
на выдачу денежный средств, договоры.
Цель – предупредить о
противозаконных действиях и
экономически недооцененных хозяйственных
операций; обеспечение экономических
и эффективных затрат хозяйственных
ресурсов; не допустить непроизводственных
затрат.
Текущий контроль. Цель –
выявить в процессе хозяйственных
операций негативные отклонения в хозяйственной
деятельности. которые в процессе
предыдущего или последующего контроля
могут быть не выявлены. найти внутрихозяйственные
резервы дальнейшего роста эффективности
производства.
При текущем контроле анализируются
показатели оперативной отчетности,
совершаются тематические проверки
специалистам предприятий, а также
внутренними аудиторами и ревизорами.
Дальнейший контроль. Цель
– проверка закономерности хозяйственных
операций за определенный период, выявление
недочетов в работе. нарушений и злоупотреблений.
если они были допущены. Он помогает выявить
и мобилизировать резервы для дальнейшего
улучшения всех производственных и экономических
показателей.
В зависимости от источников
информации делятся на документальные,
фактические и комбинированные.
Документальный контроль
требуется для установления достоверности
и законности хозяйственных операций
по данным первичной документации.
отчетных реестров и отчетности. в
которых они нашли отображение.
Фактическим называется контроль,
при котором количественное и качественное
положение объектов устанавливаются путем
исследования. просмотра. перерасчета.
лабораторного анализа и других способов
проверки фактического их положения.
Комбинированным контролем
называется соединение документального
и фактического контроля, которые тесно
взаимосвязаны, т.к. только их общее проведение
дает возможность установить действующее
положение объекта проверки.
В зависимости от цели, целевого
направления и метода организации делят
на ревизию, аудит, тематическую проверку,
расследования и служебное расследование.
Ревизия – это система
контрольных действий, которые совершаются
по поручению руководителя субъекта
хозяйствования аудиторской или
ревизионной группой по деятельности
структурных подгрупп.
Цель – выявление фактов
хозяйственных и финансовых нарушений,
установления причин и условий, которые
повлияли хозяйственным нарушениям и
злоупотреблениям виновных в нем лиц.
Различают полные и частичные
ревизии. Полные - охватывают всю деятельность
ревизионного объекта за определенный
период времени. Частичные ревизии – охватывают
только отдельные части работы структурной
подгруппы или фирмы.
Тематическая проверка –
это система контрольных действий, направленных
на изучение одной или нескольких сторон
производственных или хозяйственно-финансов й
деятельности предприятий.
Служебное расследование
– это проверка придерживания
работников предприятия служебных обязательств,
а также нормативно-правовых актов, которые
регулируют производственные отношения.
Внутренний контроль имеет
свой предмет, объект и субъекты выполнения.
Предмет – это все процессы
и явления, связанные с хозяйственной
деятельностью предприятий. При
этом границы внутреннего контроля
достигают от принятия управленческого
решения до выявления его результативности.
[11, c. 6]
Объектом - это хозяйственные
процессы, которые в совокупности
составляют хозяйственную деятельность
проверяемого субъекта.
Субъектами являются: управленческий
персонал и специалисты; учетный
персонал во главе с главным бухгалтером;
специальные внутренние контролирующие
службы, которые нужны на предприятии
для проведения того или иного контроля.
[6]
4. Внутренний аудит:
сущность, цели, задачи и виды
Среди составляющих внутреннего
контроля значительное место занимает
внутренний аудит. Внутренний аудит
– это независимая деятельность
у субъекта хозяйствования по поводу
проверки и оценки работы в его
интересах. Цель внутреннего аудита
– помочь членам субъекта хозяйствования
эффективно выполнять свои функции.
Внутренние аудиторы проводят
независимою экспертную оценку управленческих
функций субъекта хозяйствования.
Под главной задачей внутренних
аудиторов следует понимать обеспечение
удовлетворения потребностей органов
управления в части предоставления
контрольной информации по различным
интересующим их вопросам, но также существуют
и следующие задачи внутреннего аудита:
- проверка достаточности и
ответственности правовых актов и статуса
системы экономических регламентов и
регуляторов;
- проверка правильности составления
и условий исполнения хозяйственных договоров;
- проверка, правильности оценки
имущества, эффективности использования
материальных, финансовых, трудовых ресурсов,
своевременная уплата в бюджет налогов
и платежей во внебюджетные фонды;
- экспертиза бухгалтерских
балансов и отчетов, правильности организации,
методологии и техники проведения бухгалтерского
учета;
- экспертиза достоверного учета
затрат на производство, полноты отображения
выручки от реализации, точности формирования
финансовых результатов, объективности
использования прибыли и фондов;
- разработка и предоставление
обоснованных предложений касающихся
улучшения организации системы контроля,
бухгалтерского учета и платежной дисциплины,
повышения эффективности программ развития,
изменения структуры производства и видов
деятельности; консультирование основателей,
руководителей подразделов, специалистов
и работников аппарата управления по вопросам
организации и управления, права, хозяйственной
деятельности и других проблем;
- организация подготовки проверки
внутреннего аудита, налоговой инспекции
и других органов внутреннего контроля.
Под общей же функцией
внутренних аудиторов следует
понимать:
а) оценку адекватности систем
контроля - осуществление проверок звеньев
управления (контроля), предоставление
обоснованных предложений по устранению
выявленных недостатков и рекомендаций
по повышению эффективности управления;
б) оценку эффективности деятельности
- осуществление экспертных оценок различных
сторон функционирования организации
и предоставление обоснованных предложений
по их совершенствованию. Деятельность
внутренних аудиторов для органов управления
организацией имеет информационное и
консультационное значение. [20]
Внутренний аудит может
подразделяться на следующие виды:
Функциональный аудит
систем управления проводится для оценки
производительности и эффективности
в любом функциональном разрезе
хозяйственной деятельности.
При межфункциональном внутреннем
аудите качество исполнения различных
функций оценивается в их взаимосвязи
и взаимодействии.
Организационно-технологический
аудит систем управления выражает проводимый
органом внутреннего аудита контроль
разнообразных звеньев управления
на предмет их организационной и/или
технологической (т.е. в плане оценки
совокупности применяемых способов, приемов,
технологий).
Внутренний аудит рассматривается
как неизвестная часть общей
системы внутрихозяйственного контроля.
Внутренние аудиторы зависимы,
они находятся под руководством
руководителя предприятия, проводят проверки
как плановые, так и внеплановые
по указу последнего. По результатам
составляют отчет о проведенной
работе, отчитаются перед руководством,
дают оценку, рекомендации, советы и
информацию. Они не обязаны иметь
сертификат.
С целью обеспечения качественных
проверок службой внутреннего аудита
на предприятии нужно иметь Методические
рекомендации по вопросам аудиторских
проверок. В составе методического
обеспечения внутреннего аудита
должны быть представлены:
- аудиторские стандарты по
различным проверкам внутреннего аудита;
- стандарты внутреннего аудита,
которые обеспечивают придерживания условий
законодательства;
- критерии обозначения полноты
информационного обеспечения под каждым
видом внутреннего аудирования;
- методические рекомендации
по реализации результатов аудиторской
проверки внутреннего аудита и подготовки
решений и предложений руководству предприятия;
- отчеты внутренних аудиторов
о проведении проверки, консультаций и
предоставление рекомендаций.
Отдел внутреннего аудита
отражает важную роль в предупреждении
и выявлении ошибок и случаев
воровства. Внутренние аудиторы имеют
такие обязанности – контроль
политики предприятия касающихся сомнительных
долгов; проверка придерживания данной
политики; аудиторская проверка затрат
и другое.
5. Взаимосвязь
внутреннего и внешнего аудита
Качество работы внутреннего
аудита оказывает определенное влияние
и на проведение аудиторских проверок
внешними аудиторами.
Эффективная работа отдела
внутреннего аудита позволяет внешним
аудиторам не проводить детальную
проверку, так как внешний аудитор
может в определенной мере доверять
внутренним аудиторам в раскрытии
ошибок и нарушений. При этом существенно
снижаются затраты времени на
проверку в связи с сокращением
объема независимых процедур. Однако
в данной ситуации нельзя считать, что
ответственность внешнего аудитора
за выражаемое им мнение по финансовой
(бухгалтерской) отчетности предприятия
будет уменьшена или разделена
с внутренними аудиторами.
В свою очередь для внутренних
аудиторов доверие со стороны
внешнего аудитора служит одним из
профессиональных ориентиров и стимулирует
их деятельность в рамках действующей
на предприятии системы контроля,
необходимой для эффективного ведения
бизнеса, сохранности активов и
достижения максимально возможной
полноты и точности учетных записей.
В настоящее время порядок
взаимодействия внешних и внутренних
аудиторов регулируется Правилом (стандартом)
аудиторской деятельности «Изучение
и использование работы внутреннего
аудита».
Взаимодействие внешнего
и внутреннего аудиторов со стороны
внутреннего аудита должно быть основано
на позиции максимального содействия
независимому аудитору, со стороны
внешнего аудитора – на концепции
беспристрастного подхода к оценке
степени доверия, оказываемой внутреннему
аудитору. Данное положение отражено
в Правиле (стандарте) аудиторской
деятельности, которое предоставляет
аудиторской организацией право
свободно и в полном объеме общаться
с внутренними аудиторами, иметь
доступ к интересующим ее отчетам
внутреннего аудита и возможность
получения информации по любому важному
вопросу, который может повлиять
на ее работу.
Мнение о деятельности
внутреннего аудита формируется
аудиторской организацией уже на
стадии планирования предстоящей проверки.
При этом учитываются:
- организационный статус: положение
службы внутреннего аудита в системе управления
проверяемого предприятия, ее возможности
и способности соблюдать объективность
и независимость, наличие или отсутствие
иных обязанностей, действие сдерживающих
факторов и ограничений, накладываемых
руководством и (или) собственниками предприятия
на внутренний аудит;
- компетентность: профессиональное
образование и навыки (опыт работы) аудиторов,
политика найма, обучения и повышения
квалификации сотрудников службы внутреннего
аудита, степень понимания ими стоящих
задач и проблем;
- профессиональный уровень:
состояние планирования, контроля и документирования
работы внутреннего аудита, наличие и
содержание соответствующих положений
по внутреннему аудиту, рабочих программ
и рабочей документации;
- функциональные рамки: содержание
и объем работы, которую выполняет служба
внутреннего аудита;
- уровень значимости: рассмотрение
и принятие к исполнению руководством
и (или) собственниками предприятия рекомендаций
внутреннего аудита.
Если аудиторской организацией
принято решение об использовании
работы внутреннего аудита, ей придется
продолжить изучение работы внутреннего
аудита, ознакомиться с рабочими документами
и убедиться в том, что:
- программы и объем работы внутреннего
аудита отвечают целям внешнего аудита;
- работа внутренних аудиторов
проводится по плану и документально оформляется;
- выводы (заключения) внутренних
аудиторов достаточно обоснованы полученными
ими данными и соответствуют существующим
обстоятельствам, а содержание отчетов,
подготовленных внутренними аудиторами,
соответствует результатам выполненной
ими работы;
- зоны повышенных рисков, известные
специалистам предприятия, учитываются
при планировании работ и проверяются
внутренним аудитом;
- отношение руководства и (или)
собственников к замечаниям, предложениям
и вопросам, поставленным внутренними
аудиторами, конструктивное.
Выводы, к которым независимый
аудитор пришел в процессе изучения
системы внутреннего аудита проверяемого
предприятия, он должен отразить в своей
рабочей документации.
Независимые аудиторы могут
привлекать к своей работе внутренних
аудиторов проверяемого предприятия.
Объем и виды этих работ должны
быть определены заранее в соответствующей
программе, разработанной внешним
аудитором при планировании своей
работы, и согласованы с руководителем
отдела внутреннего аудита, так как
названные работы будут являться
дополнительными для работников
отдела внутреннего аудита.
Тесное взаимодействие внешних
и внутренних аудиторов в процессе
проведения аудиторской проверки предприятия
ни в коей мере не уменьшает ответственность
аудиторской организации за выдачу
аудиторского заключения, письменной
информации аудитора руководству экономического
субъекта по результатам проведения
аудита, а также за определение
содержания, сроков и объема аудиторских
процедур.
Между внутренним и внешним
аудитом имеются и существенные
различия. Это, прежде всего различия
в уровнях независимости. Органы
внутреннего аудита создаются на
самом предприятии, подчиняются
его руководству и находятся
полностью на его содержании. В
связи с этим независимая деятельность
органов внутреннего аудита возможна,
как правило, только в отношениях
структурных подразделений предприятия,
деятельность которых подвергается
проверке. Что касается органов внешнего
аудита, то они полностью как материально,
так и организационно независимы
от аудируемого предприятия и
осуществляют свою деятельность на договорной
основе.
Очень важно, чтобы деятельность
органов (служб) внутреннего аудита
на предприятии была четко регламентирована
соответствующим Положением (внутрифирменным
стандартом), предусматривающим их
права и обязанности, а также
гарантии руководства предприятий
по обеспечению их эффективной работы.
Различия между внутренним
и внешним аудитом вытекают также
из их основных задач и из времени
выполнения работы. Если основной задачей
внутреннего аудита является подготовка
информационных материалов о финансово-экономичес ом
состоянии данного предприятия
для руководства, то главная задача
внешнего аудита - подготовка соответствующего
заключения для внешних заинтересованных
пользователей: акционеров, инвесторов,
налоговой службы, банков, партнеров
по бизнесу, органов власти и т.д.
Внутренний аудит, являясь
составной частью внутрихозяйственного
контроля на предприятии, осуществляется
непрерывно. Периодичность внешнего
аудита, как правило, - один раз в
год.
Све и т.д.................