На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Исследование темперамента

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 13.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ИВЭСЭП
Институт  Внешнеэкономических  Связей, Экономики  и Права 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа по дисциплине:
Экспериментальная психология
На  тему: Исследование темперамента 
 
 
 
 
 
 
 
 

Работу  выполнила:
Студентка 5 курса
Заочного  отделения
Ф-та Психологии
Белецкая У.В. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание.
     Введение………………………………………………………………3
    Теоретические основы исследования темперамента
      Общее понятие о темпераменте…………………………….....4
      Основные компоненты темперамента………………………...5
    Исследование типов темперамента и его свойств
      Метод исследования……………………………………………8
      Организация и проведение исследования…………………….8
      Анализ и интерпретация результатов исследования…………9
    Заключение……………………………………………………………16
    Список  используемой литературы…………………………………..17
    Приложения.…………………………………………………………..18
    Таблица 1………………………………………………………………23 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     Введение.
     Различия  между людьми в значительной степени  определяют их поступки, поведение, то есть, в конечном счете, влияют на их судьбы. Поэтому психологу важно  не ограничиваться установлением факта  и направления индивидуальных различий, а попытаться понять механизм и последовательность их развития, выявить область реализации и базу функционирования.
     Изучение  индивидуальности в психологии имеет  большую историю, и едва ли найдется другая область исследований, которую рассматривали бы со столь разных сторон. При изучении взаимодействия психических процессов в исследованиях личности и поведения значение индивидуальных различий возрастает настолько, что практически всегда оказывается, что мы имеем дело лишь с разными формами их проявления.
       Особенности свойств темперамента давно привлекают внимание исследователей. Тем не менее, полученные ими данные крайне противоречивы. Выдвинуто множество теорий и  методов изучения. Вместе с тем, только глубокое изучение этого вопроса позволит проявить и правильно интерпретировать специфику свойств темперамента в индивидуальности. Данное обстоятельство и предопределило актуальность моего исследования.
       Цель  исследования: изучение типов темперамента и его свойств.
       Объектом исследования являются девушки и юноши 20-22 лет.
       Предметом исследования являются свойства темперамента.
       Для достижения поставленной цели были выдвинуты  следующие задачи:
      Знакомство с теоретической литературой по теме исследования;
      Обозначение метода исследования;
      Выявление особенностей типов темперамента и его свойств.
 
 
 
1.Теоретические  основы исследования  темперамента. 

         1.1. Общее понятие  о темпераменте. 
     Когда говорят  о темпераменте, то имеют  в виду многие психические различия между людьми - различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности. Тем не менее темперамент и сегодня остается во многом спорной и нерешенной проблемой. Однако при всем многообразии подходов к проблеме, ученые и практики признают, что темперамент - биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо.
     Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Наиболее специфическая особенность темперамента заключается  в том, что различные свойства темперамента данного человека не случайно сочетаются друг с другом, а закономерно связаны между собой, образуя определенную организацию, структуру, характеризующую 3 темперамента.
     Итак, под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые, одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и  во взаимосвязи характеризуют тип темперамента. 
 
 

     К свойствам темперамента относятся  индивидуальные особенности, которые:
           -Регулируют динамику психической деятельности в целом;
         -Характеризуют особенности динамики  отдельных психических процессов;
         -Имеют устойчивый и постоянный характер и сохраняются в развитии на протяжении длительного отрезка времени;
         -Находятся в строго закономерном соотношении, характеризующем тип темперамента;
         - Обусловлены общим типом нервной системы.
     Пользуясь данными признаками, можно с достаточной определенностью отличить свойства темперамента от всех других психических свойств личности. 

     1.2.Основные компоненты темперамента.
     Анализ  внутренней структуры темперамента представляет значительные трудности, обусловленные отсутствием у  темперамента (в его обычных психологических характеристиках) единого содержания и единой системы внешних проявлений. Попытки такого анализа приводят  к выделению трех главных, ведущих, компонентов темперамента, относящихся к сферам общей активности индивида, его моторики и его эмоциональности. Каждый из этих компонентов, в свою очередь, обладает весьма сложным многомерным строением и разными формами психологических проявлений.
     Особое  значение в структуре темперамента имеет тот его компонент, который  обозначается как общая психическая активность индивида. Сущность психической активности заключается в стремление личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности; конечно при этом направление, качество и уровень реализации этих тенденций определяется другими особенностями личности: ее интеллектуальными и характерологическими особенностями, комплексом ее отношений и мотивов. Степень активности распространяется от вялости, инертности и пассивного созерцательства на одном полюсе до высшей степени энергии, мощной стремительности действий и постоянного подъема - на другом.
     К группе качеств, составляющих первый компонент  темперамента, вплотную примыкает группа качеств, составляющих второй - двигательный, или моторный компонент, ведущую роль в котором играют качества, связанные с функцией двигательного (или специального) и речевого аппарата. Среди динамических качеств двигательного компонента следует выделить такие, как быстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда и ряд других признаков мышечного движения. Совокупность особенностей мышечной и речевой моторики составляет ту грань темперамента, которая легче  других поддается наблюдению и оценке и поэтому часто служит основой для суждения о темпераменте их носителя.
     Третьим основным компонентом темперамента является “эмоциональность“, представляющая собой обширный комплекс свойств и качеств, характеризующих особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. По сравнению с другими составными частями темперамента этот компонент наиболее сложен и обладает разветвленной собственной структурой. В качестве основных характеристик “эмоциональности” выделяют впечатлительность, импульсивность и эмоциональную лабильность. Впечатлительность выражает аффективную восприимчивость субъекта, чуткость его к эмоциональным воздействиям, способность его найти почву для эмоциональной реакции там, где для других такой почвы не существует. Термином “импульсивность” обозначается быстрота, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий без их предварительного обдумывания и сознательного решения выполнить их. Под эмоциональной лабильностью обычно принимается скорость, с которой прекращается данное эмоциональное состояние или происходит смена одного переживания другим.
     Основные  компоненты темперамента образуют в актах человеческого поведения то своеобразное единство побуждения, действия и переживания, которое позволяет говорить о целостности проявлений темперамента и дает возможность относительно четко ограничить темперамент от других психических образований личности - ее направленности, характера, способностей и др.
     Темперамент ( от лат. Temperamentum- надлежащее соотношение черт от tempero - смешиваю в надлежащем соотношении) - врожденная характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний.
     Свойства  темперамента к числу собственно личностных качеств человека можно  отнести только условно, они скорее составляют индивидные его особенности, так как в основном биологически обусловлены и являются врожденными. Тем не менее, темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера и поведения человека, иногда определяет его поступки, его индивидуальность, поэтому полностью отделить темперамент от личности нельзя. Он выступает как бы связующим звеном между организмом, личностью и познавательными процессами. 
 
 
 
 
 
 
 

2. Исследование типов  темперамента и  его свойств.
     Изучение  темперамента человека может быть либо направленным на общую характеристику и определение его типа, либо углубленным, ориентированным на изучение свойств темперамента. В обоих случаях может быть применен весь набор методов психологического исследования. 

  2.1. Метод исследования.
     Для диагностики свойств и типов темперамента личности, была использована  методика Г.Айзенка.
   Опросник  предназначен для изучения индивидуально-психологических  черт личности с целью диагностики  степени выраженности свойств, выдвигаемых в качестве существенных компонентов личности: нейротизма, экстраверсии, интроверсии и психотизма.
   Тест-опросник Г.Айзенка содержит 57 вопросов (см. приложение 1), на который испытуемый должен ответить «да» (+) либо «нет» (—). Время ответов не ограничивается, хотя затягивать процедуру не рекомендуется.
     Обработка результатов по  методике Айзенка:
     Полученные  результаты ответов сопоставляются с «ключом» (см. приложение №3). За ответ, соответствующий ключу, присваивается 1 балл, за несоответствующий ключу — 0 баллов. Полученные баллы суммируются. 

         2.2. Организация и проведение исследования.
    Участвовали в эксперименте студенты 4-5го курсов ВУЗов Санкт-Петербурга. Возрастной состав испытуемых 20-22 года. Общее количество 20 человек, из них 10 девушек и 10 юношей.
    Форма проведения эксперимента – групповая.
    Общее время тестирования 45мин. – 1 час.
    Испытуемым  были выданы:  
      - бланки  ответов к методике, используемой в эксперименте;
      - текст опросника к методике Айзенка.
    Обработка полученных данных:
    Подсчет и сопоставление результатов анкетирования с табличными данными, что позволило нам в соответствии с этими результатами выявить степень выраженности исследуемых качеств; все полученные показатели были занесены в таблицу № 1.   

    2.3. Анализ и интерпретация  результатов исследования.
     Произведя обработку бланков ответов по методике Айзенка, мы смогли определить вид темперамента испытуемых.
     Интерпретация результатов:
     Методика  содержит 4 шкалы: экстраверсии — интроверсии, нейротизма, психотизма и специфическую  шкалу, предназначенную для оценки искренности испытуемого, его отношения к обследованию.  

     Интерпретация показателей по шкале "Искренность":
     Численный показатель      Интерпретация
     0 - 3      4 - 6
     7 - 9
     Откровенный      Ситуативный
     Лживый*
 
     *В  данном случае речь идет только  лишь о степени искренности при ответах на вопросы теста, а отнюдь не о лживости как личностной характеристике.  
 
 
 
 
 
 

     Интерпретация показателей по шкале "Экстраверсия и интроверсия":
Значе-ние 0-2 3-6 7-10 11-14 15-18 19-22 23-24
Интерпретация для шкалы "Экстраверсия"  
Сверх интроверт
 
Интроверт
 
Потенциальный интроверт
 
Амбиверт
 
Потенциальный экстраверт
 
Экстраверт
 
Сверх экстраверт
 
 
     Интерпретация по шкале "Нейротизм":
Значе-ние 0-2 3-6 7-10 11-14 15-18 19-22 23-24
Интерпретация для шкалы "Нейротизм"  
Сверх конкордант
 
Конкордант
 
Потенциальный конкордант
 
Нормостеник
 
Потенциальный дискордант
 
Дискордант
 
Сверх дискордант
 
 
     Г.Айзенк рассматривал структуру личности как состоящую из трех факторов.
     1. Экстраверсия —  интроверсия. Характеризуя типичного экстраверта, автор отмечает его общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Он действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив, беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться.
     Типичный  интроверт — это спокойный, застенчивый, интровертивный человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям, серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.
     2. Нейротизм. Характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность). Нейротизм, по некоторым данным, связан с показателями лабильности нервной системы. Эмоциональная устойчивость — черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а также склонностью к лидерству, общительности. Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз.
     3. Психотизм. Эта шкала говорит о склонности к асоциальному поведению, вычурности, неадекватности эмоциональных реакций, высокой конфликтности, неконтактности, эгоцентричности, эгоистичности, равнодушию. Согласно Г.Айзенку, высокие показатели по экстраверсии и нейротизму соответствуют психиатрическому диагнозу истерии, а высокие показатели по интроверсии и нейротизму — состоянию тревоги или реактивной депрессии. Нейротизм и психотизм в случае выраженности этих показателей понимаются в качестве «предрасположенности» к соответствующим видам патологии.
     Высокие оценки по шкале экстраверсии—интроверсии соответствуют экстравертированному типу, низкие — интровертированному.
     Средние показатели по шкале  экстра-, интроверсии: 7—15 баллов.
     Средние показатели по шкале  нейротизма: 8— 16.
     Средние значения по шкале  психотизма: 5—12.
     Если  по шкале искренности количество баллов превышает 10, то результаты обследования считаются недостоверными и испытуемому следует отвечать на вопросы более откровенно.
     Привлекая данные из физиологии высшей нервной  деятельности, Айзенк высказывает гипотезу о том, что сильный и слабый типы, по Павлову, очень близки к экстравертированному и интровертированному типам личности. Природа интро- и экстраверсии усматривается во врожденных свойствах центральной нервной системы, которые обеспечивают уравновешенность процессов возбуждения и торможения. Таким образом, используя данные обследования по шкалам экстра-, интроверсии и нейротизма, можно вывести показатели темперамента личности по классификации Павлова, который описал четыре классических типа: сангвиник (по основным свойствам центральной нервной системы характеризуется как сильный, уравновешенный, подвижный), холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный), флегматик (сильный, уравновешенный, инертный), меланхолик (слабый, неуравновешенный, инертный). На графике (рис.1) можно увидеть, как соотносятся типы темперамента со шкалами опросника, так называемый «круг» Айзенка. Там же приведена краткая характеристика каждого типа темперамента. Как правило, следует говорить о преобладании тех или иных черт темперамента, поскольку в жизни в чистом виде они встречаются редко. 
 
 

 

     Рис.2. Круг Айзенка 

     Сангвиник - быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка жизни, системы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности вырабатываются поверхностность и непостоянство.
     Холерик - отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощаться больше, чем следует. Имея общественные интересы, темперамент проявляет в инициативности, энергичности, принципиальности. При отсутствии духовной жизни холерический темперамент часто проявляется в раздражительности, аффективности, несдержанности, вспыльчивости, неспособности к самоконтролю при эмоциональных обстоятельствах.
     Флегматик - характеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений. Настойчивый и упорный «труженик жизни», он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, рассчитав свои силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать.  Экономит силы, попусту их не тратит. В зависимости от условий в одних случаях флегматик может характеризоваться «положительными» чертами — выдержкой, глубиной мыслей, постоянством, основательностью и т.д., в других — вялостью, безучастностью к окружающему, ленью и безволием, бедностью и слабостью эмоций, склонностью к выполнению одних лишь привычных действий.
     Меланхолик - у него реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств, при слабом их выражении. Ему трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию (опускаются руки). Ему свойственны сдержанность и приглушенность моторики и речи, застенчивость, робость, нерешительность. В нормальных условиях меланхолик — человек глубокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами. При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают. 

     Для удобства в работе с опросником был  использован бланк ответов для испытуемых (приложение №2) и ключ для подсчета результатов (приложение №3).
     Данные  результатов исследования по методике Айзенка были занесены в таблицу №1, что позволило мне прийти к выводу:
     Среди множества черт характер индивида некоторые  выступают как ведущие, другие как  второстепенные, обусловленные развитием  ведущих свойств, при этом они  могут и гармонировать, и резко  контрастировать с ведущими свойствами, что образует цельные или более противоречивые характеры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение.
     Подводя итог всему вышесказанному, хочется  еще раз отметить, что особенности  свойств темперамента привлекали и  привлекают внимание психологов разных стран. Методы их изучения достаточно условны и не объективны, но работы в этом направлении ведутся и приносят свои плоды.
       В своей работе я постаралась освятить общее представление о темпераменте (основные свойства и компоненты), также попыталась исследовать типы и свойства темперамента у определенной группы людей. Результаты показали, что деление людей на 4 вида темперамента достаточно условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента; часто в характере человека соединяются черты разных темпераментов. Темперамент может также изменяться в результате самовоспитания. Поэтому «чистые виды» темперамента встречаются достаточно редко. Но, зная основные особенности каждого типа, гораздо легче находить общий язык с разными людьми, приспосабливаться к новым условиям, устранять конфликты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Список  используемой литературы.
     1.В.Д.Небылицын. Темперамент. Психология индивидуальных различий. Тексты под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. М,1982.
     2.Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб: Издательство «Питер», 2000.
     3.Егорова Психология индивидуальных различий. М., 1997.
     4.И.Кант. О темпераменте. Психология индивидуальных различий. Тексты.М,1982.
     5.Немов Р.С. Психология // Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 3 кн. Кн. 1, М.: Просвещение ВЛАДОС, 1998.
     6.Павлов И. П. Полн. собр. Соч. Т.3.Кн.2. М.-Л., 1951. С.269.
     7.Практическая психология в тестах, или как  научиться понимать себя и других, М., изд. «АСТ-Пресс Книга», 2001 г.
     8.Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: ООО «Речь», 2000. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Приложение 1.
     ТЕКСТ ОПРОСНИКА.
     1. Часто ли Вы испытываете тягу  к новым впечатлением, к тому, чтобы отвлечься, испытать сильные  ощущения?
     2. Часто ли Вы чувствуете, что  нуждаетесь в друзьях, которые  могут Вас понять, ободрить или посочувствовать?
     3. Считаете ли Вы себя беззаботным  человеком? 
     4. Очень ли трудно Вам отказываться  от своих намерений? 
     5. Обдумываете ли Вы свои дела  не спеша и предпочитаете ли  подождать прежде чем действовать? 
     6. Всегда ли Вы сдерживаете свои обещания, даже если это Вам невыгодно?
     7. Часто ли у Вас бывают спады  и подъемы настроения?
     8. Быстро ли Вы обычно действуете  и говорите, не тратите ли много  времени на обдумывание? 
     9. Возникало ли у Вас когда-нибудь  чувство, что Вы несчастны, хотя никакой серьезной причины для этого не было?
     10. Верно ли, что "на спор" Вы способны решиться на все?
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.