Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


реферат Основные функции ООН

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 13.10.2012. Год: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КЫРГЫЗСКО-РОССИЙСКИЙ СЛАВЯНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

КАФЕДРА «НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»




РЕФЕРАТ
На тему «Основные функции ООН»



Выполнила: студентка группы МЭНБ-1-08
Орозобек кызы Чынара
Проверил: Дононбаев А.Д.





Бишкек 2011

Введение………………...3
I. Теоретические аспекты международной экономической интеграции
1.1 Теоретические концепции МЭИ……….….4
1.2 Сущность и предпосылки МЭИ………...5
II. Основные региональные экономические группировки ………9
Заключение……………….15
Список использованной литературы………...17
















Введение
Международная экономическая интеграция характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособност на мировом рынке стран членов интеграционных группировок. Слово «интеграция» происходит от лат. Integratio - восполнение или integer - целый. Международная экономическая интеграция это процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей между их компаниями. Получившая наибольшее распространение региональная экономическая интеграция, возможно, в будущем станет начальной стадией глобальной интеграции, т.е. слияния региональных интеграционных объединений. Так, обсуждается идея создания зоны свободной торговли на базе ЕС и НАФТА. Для сегодняшних международных экономических отношений присущи новые количественные и качественные характеристики. Основные формы мирохозяйственных связей, международная торговля, движение капиталов, миграция населения и трудовых ресурсов, транснациональная деятельность, акции международных организаций, наконец, интеграционные процессы в мире достигли невиданных ранее масштабов. Изменились их место и роль в развитии современного общества.
В последние десятилетия во всемирном хозяйстве происходят сложные процессы сближения и взаимопроникновения национальных хозяйств нескольких стран, направленные на создание единого хозяйственного организма. Она пронизывает самые различные стороны экономической и политической жизни интернирующихся стран. Можно сказать, что при этом международные экономические взаимосвязи становятся настолько прочными, что происходит глубокое взаимопереплетение национальных процессов воспроизводства.[1]
Следует сказать, что все страны мира в течение долгих лет развивали экономическое сотрудничество на основе формального международного обобществления производства. И только вторая половина XX в. стала временем появления новых тенденций в области интернационализации производства. В этот период многие страны мира стали переходить от формального к новому периоду международного обобществления производства, который получил название интеграционного этапа. Необходимость этого шага была подготовлена всем ходом экономического развития.
Дело в том, что формальная интернационализация производства не всегда носит достаточно эффективный характер, а между тем вопросы экономической выгоды при вступлении стран в процесс международного разделения труда являются решающими. Так, в поисках повышения эффективности национального производства несколько стран Западной Европы организовали Европейское экономическое сообщество (ЕЭС).

Актуальность данной работы заключена в том, экономическая интеграция рассматривается в качестве средства преодоления противоречия между необходимостью эффективного развития экономики каждой страны, участвующей во взаимном международном разделении труда, и ограниченными возможностями, которыми располагали отдельные страны региона для реализации этой неотложной экономической задачи.
I. Теоретические аспекты международной экономической интеграции
1.1 Теоретические концепции международной экономической интеграции.
Классики экономической теории (Смит, Рикардо, Милль) были сторонниками свободной торговли (фритредерства). В их подходе к внешней торговле лежал классический принцип выгоды страны от специализации производства и обмена товарами на базе международного разделения труда. Этот подход и лежит в основе теории международной экономической интеграции, хотя в ней и существуют разные направления. Так, сторонники раннего неолиберализма (В. Репке, М. Аллэ) представляли полную интеграцию как единое рыночное пространство в масштабе нескольких стран, где действуют стихийные рыночные силы независимо от политики государств и национальных и международных законодательных актов. Представители позднего неолиберализма (Б. Баласса) большое внимание уделяли эволюции интеграции, базирующейся на развитии экономических и политических процессов в разных странах. Сторонники корпорационализма (С. Рольф, У. Ростоу) считали, что интегрирование международной экономики способны обеспечить не рыночный механизм и государственное регулирование, а международные корпорации, функционирование которых способствует рациональному и сбалансированному развитию мирохозяйственных связей. Представителями структурализма (Г. Мюрдаль) экономическая интеграция рассматривалась как процесс структурных преобразований в экономике стран с центрами развития интеграции крупными фирмами и целыми отраслями промышленности. Неокейнсианцы (Р.Купер) считали, что для использования многообразных выгод широкого международного экономического взаимодействия с сохранением в то же время максимальной для каждой страны степени свободы необходимо согласование внутренней и внешней политики интернирующихся сторон с целью достижения оптимального сочетания двух возможных вариантов развития экономической интеграции: а) объединение государств с последующей утратой ими суверенитета и взаимным согласованием экономической политики; б) интеграция с максимальным сохранением национальной автономии. Теоретики дирижизма (Я. Тинберген, Р. Санвальд, И. Штолер), отрицая решающую роль в интеграционных процессах рыночного механизма, полагали, что функционирование международных интегрированных структур возможно на основе разработки их участниками общей экономической политики и согласованного социального законодательства с целью создания оптимальной структуры международного хозяйства, устраняющей искусственные преграды и сознательно вводящей желательные элементы координации и унификации. Существенный вклад в теорию международной экономической интеграции внесли российские ученые М.М. Максимова, Н.П. Шмелев, Ю.В. Шишков и др. Осмысливая многообразие концепций экономической сущности международной интеграции, следует иметь в виду, что важным импульсом к практическому ее осуществлению с середины XX в. было стремление к укреплению связей на уровне компаний государств Западной Европы, оформленное в дальнейшем соглашениями, направленными на объединение западноевропейских государств в противовес обострившемуся в то время противостоянию двух мировых держав СССР и США.





1.2 Сущность и предпосылки международной экономической интеграции
Интеграция экономическая, форма интернационализации хозяйственной жизни, возникшая после 2-й мировой войны, объективный процесс переплетения национальных хозяйств и проведения согласованной межгосударственной экономической политики. Включает развитие производственной и научно - технической кооперации, торгово-экономически и валютно-финансовых связей, создание различных межгосударственных объединений политического и экономического характера, региональных экономических группировок зон свободной торговли, таможенных союзов, экономических и валютных союзов и др. (ЕЭС, ЕС, ЕАСТ, АСЕАН и др.).
Экономическая интеграция - это процесс сближения и взаимопереплетения экономик нескольких стран с однородными социально - экономическими системами, нацеленный на создание единого хозяйственного организма.
Это особый этап в процессе интернационализации хозяйственной жизни, который ведет к созданию нового качества - целостности обособленного хозяйственного комплекса нескольких государств (однородный, внутренне слитый хозяйственный механизм).
Признаки экономической интеграции:
Экономическая интеграция представляет собой обобществление производства на международном уровне посредством сознательного регулирования правительствами участвующих в ней стран взаимного разделения труда и международной производственной кооперации.[2] Такого рода обобществление находит свое выражение в повышении эффективности производства каждой страны до примерно усредненного уровня в масштабах регионального сообщества государств и формировании оптимальной структуры их национальной экономики.

Следует отметить, что интеграция характеризуется некоторыми существенными признаками, которые в совокупности отличают её от других форм экономического взаимодействия стран:[3]
? взаимопроникновением и переплетением национальных производственных процессов;
? широким развитием международной специализации и кооперации в производстве, науки технике на основе наиболее прогрессивных и глубоких их форм;
? глубокими структурными изменениями в экономике стран-участниц;
? необходимостью в целенаправленном регулировании интеграционного процесса, разработке скоординированной экономической стратегии и политики;
? региональностью пространственных масштабов интеграции. Интеграция носит по преимуществу региональный характер, что связано с неравномерностью интернационализации производства, а также с тем, что предпосылки для интеграции складываются в первую очередь в тех регионах, где наиболее тесны хозяйственные связи и в наибольшей степени вызревают её объективные и субъективные факторы.
Условия интеграции:
? развитая инфраструктура;
? наличие политических решений правительства (создание условий для интеграции - политическая и экономическая база);
Уровни интеграции:
? макроэкономический (государственный уровень);
? микроэкономический (межфирменный - ТНК).
Развивающиеся страны создают интеграционные группировки для преодоления проблем индустриализации. Число группировок в развивающихся странах составляет приблизительно от 35 до 40. Примером может служить МЕРКОСУР (1991 год - Асунсьонское соглашение) в состав которого входят Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай. Целями группировки являются - снижение бюджетного дефицита, преодоление кризиса.
Международная экономическая интеграция в своём развитии проходит ряд ступеней:[4]
Типы интеграции и признаки:
? Зона свободной торговли: Форма соглашения, когда участники договариваются о снятии таможенных тарифов и квот в отношении друг друга. При этом к третьим странам - у каждого своя политика. Примеры: НАФТА, ЕС, МЕРКОСУР.
? Таможенный союз: Единая таможенная политика по отношению к третьим странам. Однако возникают и более серьезные внутренние противоречия. Примером может служить ЕС, МЕРКОСУР.
? Общий рынок: Полное устранение препятствий для перемещений всех факторов производства между странами-участницами В процессе решения находятся такие вопросы, как: полное согласование экономической политики и т.д., выравнивание экономических показателей. Пример: ЕС.
? Экономический союз: Возникает на этапе высокого экономического развития. Проводится согласованная (или даже единая) экономическая политика и на этой основе идет снятие всех препятствий. Создаются межгосударственные (надгосударственные) органы. Идут крупные экономические преобразования во всех странах-участницах. Пример: ЕС.
? Валютный союз: Форма экономического союза и одновременно крупная составляющая экономического союза. Характерными чертами валютного союза являются: согласованное (совместное) плавание национальных валют; установление по соглашению фиксированных валютных курсов, которые целенаправленно поддерживаются Центробанками стран-участниц; создание единой региональной валюты; формирование единого регионального банка, являющегося эмиссионным центром этой международной валютной единицы. В развивающихся странах под валютным союзом понимают клиринговые соглашения. Пример: ЕС.
? Полная экономическая интеграция: Единая экономическая политика и, как следствие, унификация законодательной базы. Условия: общая налоговая система; наличие единых стандартов; единое трудовое законодательство и т.д. |
Эта система разработана ВТО и ГАТТ.
Единственной региональной группировкой, прошедшей через все этапы экономической интеграции является Европейский Союз, приступивший к формированию политического объединения с собственной конституцией и внешней политикой.
У всех этих ступеней, или видов, интеграции есть общая характерная особенность. Она состоит в том, что между странами, вступившими в тот или иной вид интеграции, устраняются определенные экономические барьеры. Вследствие этого в пределах интеграционного объединения складывается единое рыночное пространство, где развертывается свободная конкуренция. Под действием рыночных регуляторов - цен, процентов и т.д. - на этом едином пространстве возникает более эффективная территориальная и отраслевая структура производства. Благодаря этому все страны выигрывают на повышении производительности труда, а также на экономии расходов на таможенный контроль за внешнеэкономическими связями. В то же время каждая ступень, или вид, интеграции имеет специфические черты.
Преимущества:
? Увеличение размеров рынка - эффект от масштабов производства (для стран с малой емкостью национального рынка), на этой основе необходимость определения оптимального размера предприятия.
? Возрастает конкуренция между странами.
? Обеспечение лучших условий торговли.
? Расширение торговли параллельно с улучшением инфраструктуры.
? Распространение передовой технологии.
Отрицательные последствия:
? Для более отсталых стран это приводит к оттоку ресурсов (факторов производства), идет перераспределение в пользу более сильных партнеров.
? Олигопольный сговор между ТНК стран-участниц, что приводит к повышению цен.
? Эффект потерь от увеличения масштабов производства при очень сильной концентрации.

Предпосылками международной интеграции являются:[5]

? Близость уровней экономического развития и степени рыночной зрелости интернирующихся стран.
? Географическая близость интернирующихся стран, наличие в большинстве случаев общей границы и исторически сложившихся экономических связей.
? Общность экономических и иных проблем, стоящих перед странами в области развития, финансирования, регулирования экономики, политического сотрудничества и т.д.
? Демонстрационный эффект. В странах, создавших интеграционные объединения, обычно происходят положительные экономические сдвиги (ускорение темпов экономического роста, снижение инфляции, рост занятости и т.д.), что оказывает определенное психологическое воздействие на другие страны, которые, конечно, следят за происходящими изменениями.
? Эффект домино. После того как большинство стран того или иного региона стали членами интеграционного объединения, остальные страны, оставшиеся за его пределами, неизбежно испытывают некоторые трудности, связанные с переориентацией экономических связей стран, входящих в группировку, друг на друга.
В завершение отметим, что в общем виде интеграция для ведущих промышленных держав выступает как функция уже достигнутого ими высокого уровня развития производительных сил. Что же касается стран третьего мира, то для них интеграция это, прежде всего средство, с помощью которого они стремятся облегчить проведение индустриализации, ослабить то напряжение, с которым связано их экономическое развитие. Более конкретно это означает:[6]
? ускорение темпов экономического роста;
? создание оптимальной структуры хозяйства;
? ослабление зависимости от бывших метрополий;
? изменение подчиненного положения в системе международного разделения труда.
II. Основные региональные экономические группировки
Региональные группировки — военно-политические и экономические объединения (блоки) стран. К крупнейшим относятся военно-политический блок НАТО, преимущественно экономические объедения ЕС, НАФТА и АТЭС. Экономические региональные группировки объединяют рынки товаров и услуг, капиталов, труда, технологий; стремящиеся унифицировать налоговый, таможенный и инвестиционный режимы. Ускорение оборачиваемости товаров, капитала и информации между странами участницами повышает их экономическую эффективность и конкурентоспособност в международном разделении труда. В условиях глобализации получили широкое распространение региональные экономические объединения, создающие зоны свободной торговли, таможенные, валютные и другие союзы.
Процессы глобализации усилили роль региональных факторов в общественном производстве. В международных экономических отношениях преимущества получают государства, способные создать оптимальное соотношение между процессами глобализации и регионализации.
Если развитие интернационализации вширь ведет к глобализации, то развитие её вглубь — к интеграции и формированию целостных региональных пространств с единой валютно-финансовой системой. Технически и экономически развитые страны имеют больше производственных и финансовых возможностей для активного включения в международное разделение труда.
На ранних этапах экономического развития международное разделение труда было преимущественно межотраслевым. Согласно теории сравнительных преимуществ, в процессе международной конкуренции из всех производимых ими товаров страны специализируются на производстве тех, экспорт которых наиболее выгоден.
Каждой стадии развития национальной экономики соответствует определенный уровень воспроизводственной открытости к внешним рынкам. Во Франции, Германии, Соединенных Штатов и России в прошлом только достаточно высокий уровень развития промышленности способствовал постепенной либерализации импорта. К взаимному интегрированию наиболее расположены развитые страны. Здесь взаимодополняемость экономик обусловлена также взаимозависимостью между уровнем благосостояния и уровнем их технологического развития. Чем выше платежеспособность населения, тем более высокий спрос предъявляется на новейшие качественные изделия.
Особо отмечается низкая интеграционная эффективность между развивающимися странами, когда их экономический уровень не достигнул стадии органической необходимости объединения воспроизводственных процессов. Позитивным примером является западноевропейская интеграция развитых стран. В отличие от других субрегиональных объединений Европейский Союз служит успешным единственным опытом формирования единого рынка и создания соответствующих наднациональных институтов. Здесь удалось реализовать последовательную и постепенную интеграцию.
Перечислим крупнейшие региональные группировки, оказывающие влияние на международные экономические отношения и мировую торговлю.

? Европейский союз.
Европейское Сообщество - объединение ряда европейских государств, которые стремятся к экономической интеграции при частичном отказе от своих национальных суверенитетов. Европейское экономическое сообщество было юридически оформлено Римским договором 1957 г. Страны-участницы ЕС: Австрия, Германия, Великобритания, Италия, Ирландия, Франция, Испания, Португалия, Финляндия, Швеция, Дания, Бельгия, Люксембург, Нидерланды, Греция.
В основе экономической политики ЕС лежат следующие принципы:
o свободный торговый обмен
o свободная миграция рабочей силы
o свобода выбора местожительства
o свобода предоставления услуг
o свободное перемещение капиталов и свободный платежный оборот.
Основными источниками финансирования программ ЕС являются:
o Европейский фонд валютного сотрудничества
o Взаимное кредитование национальных ЦБ
Основными кредитными инструментами ЕС являются:
o Валютные интервенции.
o Краткосрочная валютная поддержка (срок до 75 дней, можно повторять через короткие промежутки времени).
o Среднесрочное кредитование.
o Долгосрочная помощь сроком до 5 лет.
ЕС организован в наднациональной форме. Он обладает рядом полномочий, которые были присущи только национальным государствам. На их основе действует целый ряд органов экономического и другого управления, имеющих межгосударственный (Европейский совет, Совет министров) и наднациональный характер (Европейская комиссия, Европейский парламент, Европейский суд, Палата аудиторов). Данное деление органов ЕС отражает разделение компетенции между институтами ЕС и национальными правительствами. Наднациональные органы реализуют общесоюзные цели, межгосударственные органы отражают национальные интересы. Главной особенностью организационно-правов й системы ЕС выступает превосходство права Европейского Союза над национальным правом в пределах основных договоров. ЕС выступает самостоятельным субъектом международного права, заключает торговые соглашения, соглашения о сотрудничестве с другими странами, является крупным центром предоставления экономической помощи.

? Азиатско-Тихоокеанский регион
АТР - является формирующимся мировым полюсом экономической мощи (наряду с США и Западной Европой). Здесь расположено большинство государств мира, наиболее динамично развивавшихся до глобального финансового кризиса конца 90-х годов. Среди ведущих индустриально развитых стран региона выделяются Япония, Китай с Гонконгом, Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Австралия и Новая Зеландия. Доля АТР в суммарном мировом ВНП увеличилась с 4 % в 1950 г. до 25 % в 1995 г. и по прогнозам к 2025 г. этот показатель может составить 40-50 %. Чтобы удвоить национальный доход на душу населения, США и Великобритании потребовалось 50-60 лет, тогда как Китаю и Южной Кореи — 10 лет.[7]
Единственная в Азии экономическая сверхдержава Япония не претендует на региональное лидерство. Широкую популярность в АТР получила идея создания Большого Китая или мирового общего рынка под девизом китаецентризма «Китайцы всех стран и территорий, объединяйтесь!».
В большинстве стран АТР экономика имеет экспортную специализацию и продуктивное сельскохозяйственное производство. Здесь созданы исключительно благоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций, особенно в связи с низкой арендной платой за землю и дешевой рабочей силой. Ориентированная на малый и средний бизнес экономика наиболее приспособлена для нововведений. В АТР сформировался один их мировых финансовых центров, где концентрируются значительный инвестиционный и торговый капитал. На главных перекрестках этих потоков расположены процветающие коммуникационные полюса с преференциальным режимом — Гонконг и Сингапур. При этом особых успехов добились страны, оказавшиеся в политической изоляции (Тайвань) и поверженная во Второй мировой войне Япония.

? Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество
АТЭС - региональная группировка, созданная в 1989 г. В объединение входят государства бассейна Тихого океана, сильно различающиеся по уровню экономического развития: Австралия, Бруней, Гонконг, Канада, Китай, Кирибати, Малайзия, Маршалловы острова, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Республика Корея, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили Россия, Вьетнам и Перу.
Деятельность АТЭС направлена на стимулирование взаимной торговли и развитие сотрудничества, в частности, в таких направлениях, как технические стандарты и сертификация, таможенная гармонизация, развитие сырьевых отраслей, транспорта, энергетики, малого бизнеса.
Предполагается, что к 2020 г. в рамках АТЭС будет образована крупнейшая в мире зона свободной торговли без внутренних барьеров и таможен. Однако для развитых стран, входящих в АТЭС, эта задача должна быть решена к 2010 г.

? Ассоциация государств Юго-Восточной Азии
Важным ядром интеграции АТР служит созданная в 1967г. Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) в составе Индонезии, Малайзии, Сингапура, Филиппин и Таиланда. Впоследствии были приняты Бруней, Вьетнам, Лаос, Мьянма и Камбоджа. Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) создана в 1967 году как договор 5 стран - Сингапур, Малайзия, Таиланд, Филиппины, Индонезия. В 1984 году в ассоциацию вступила Бруней, а в 1995 году – Вьетнам.
АСЕАН является самой влиятельной группировкой среди развивающихся стран. Серьезное экономическое сотрудничество начало развиваться с 1976 года, с момента принятия Декларации согласия и программы действий и подразумевало 4 сферы взаимного экономического сотрудничества:
o Преференциальный доступ товаров в рамах взаимной торговли топливо и продовольствие;
o Сотрудничество в сфере торговли (при совместном выходе на внешние рынки и рынки третьих стран);
o Производственное сотрудничество;
o Экономические связи выработка общей позиции по экономическим проблемам, представляющим общий интерес для всех членов.
Цели АСЕАН — создание зоны свободной торговли, экономическое, социальное, политическое и культурное сотрудничество, развитие интеграционных процессов в регионе. В 1994 г. был создан региональный форум АСЕАН по вопросам безопасности (АРФ), объединивший 22 государства региона, включая Россию, США, Китай, Японию, Индию, Австралию и др. В целях экономической интеграции АТР АСЕАН принял решение о создании Зоны свободной торговли (АФТА). В 2002 г. «шестерка» ведущих стран приступила к снижению большинства тарифов во взаимной торговле и созданию других преференций. Особенно большое значение имеет заключенное соглашение о создании крупнейшей в мире зоны свободной торговли АСЕАН — Китай, ежегодные саммиты АСЕАН с Китаем, Японией и Индией.

? Организация американских государств
ОАГ — основан в 1948 г. на 9-й Межамериканской конференции в Боготе. Основная цель – поддержание мира в регионе, содействие социальному, культурному и экономическому развитию. Постоянный совет ОАГ находится в Вашингтоне.

? Североамериканская ассоциация свободной торговли
НАФТА — экономическое сообщество Северной Америки. В 1988 г. между США и Канадой заключено Соглашение о зоне свободной торговли. В 1992 г. подписано соглашение между США, Канадой и Мексикой о Североамериканской ассоциации свободной торговли. Главной задачей НАФТА является не только ликвидация таможенных барьеров, а создание единого континентально рынка и свободы продвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Создание НАФТА было обусловлено в первую очередь политическим фактором, связанным с геополитической трансформацией в Евразии после распада Советского Союза и усилением интеграционных процессов в Европе и АТР. Ведущая экономическая роль в НАФТА принадлежит США, поэтому оппоненты интеграции в Канаде и Мексике опасаются утраты национального контроля над некоторыми отраслями промышленности и негативные последствия для сельского хозяйства. США рассматривают НАФТА как трамплин для более глубокого проникновения в латиноамериканские страны. Это долгосрочная геополитическая цель преследует попытку создания в Новом Свете континентального единого рынка на условиях партнерства. Поэтому США заинтересованы продемонстрировать на примере НАФТА эффективность интеграции для других стран, хотя в Латинской Америке многие опасаются этой активности. Соглашение предусматривает к 2010 г. ликвидировать взаимные барьеры в движении только товаров и капитала. Основу интеграционного процесса в этом регионе создает транснационализация капитала, а именно американского, занимающего господствующие позиции в регионе. Как субъект мировой экономики НАФТА находится в начале процесса формирования.

? Латиноамериканское экономическое объединение
Крупнейший из союзов, наиболее динамично развивающийся и влиятельный - МЕРКОСУР, созданный в 1991 году на основе Асунсьонского договора между Аргентиной и Бразилией. По размерам и экономическому потенциалу МЕРКОСУР представляет собой второй (после ЕС) таможенный союз и третью (после ЕС и Североамериканской зоны свободной торговли) зону свободной торговли.
Все решения принимаются на основе консенсуса.
Высшим руководящим органом МЕРКОСУР является Совет общего рынка. Исполнительным органом является Группа общего рынка (ГОР). Координация деятельности ГОР осуществляется МИД стран-участниц.
В систему МЕРКОСУР входят также Совместная парламентская комиссия. Технические функции в МЕРКОСУР возложены на Административный секретариат, расположенный в Монтевидео (Уругвай).
Углубление экономической интеграции в Южном конусе сопровождается укреплением МЕРКОСУР как политического образования.

Общий рынок Южного конуса (МЕРКОСУР) - главной задачей интеграции является преодоление снижения доли Латинской Америки в мировой торговли и прямых иностранных инвестициях, ускорение свободного движения товаров и услуг. Созданная зона свободной торговли (ЗСТ) охватывает территорию в 12 млн. кв. км с населением около 200 млн. человек. Здесь производится примерно половина ВВП Латинской Америки. В 1995 г была преобразована в Таможенный союз. Кроме поэтапного устранения оставшихся таможенных барьеров был введен единый внешний таможенный тариф на продукцию, импортируемую из третьих стран. Важным направлением регионального сотрудничества явилась совместная энергетическая политика, предусматривающая создание объединенной энергосистемы и освоение месторождений нефти и газа. Мировой финансовый кризис 1998 г. показал слабый «запас прочности» латиноамериканской группировки.

? Организация стран — экспортеров нефти
ОПЕК — добровольная межправительственная экономическая организация, основанная в 1960 году. Включает Иран, Ирак, Венесуэлу, Кувейт, Саудовскую Аравию, Катар, Индонезию, Ливию, Объединенные Арабские Эмираты, Алжир, Нигерию. В настоящее время в ОПЕК состоят 11 государств (Габон прекратил свое членство в 1995 году, а Эквадор в 1992 году).
ОПЕК ищет пути обеспечения стабилизации цен на нефтепродукты на мировом и международных рынках нефти с целью избежания колебаний цен на нефть, имеющих вредные последствия для государств-членов ОПЕК. Основной целью является также возвращение государствам-членам их инвестиционных капиталовложений в нефтедобывающие отрасли промышленности с получением прибыли. На долю ОПЕК сейчас приходится около 40% мирового производства нефти. Первоначально штаб квартира ОПЕК находилась в Женеве (Швейцария), но затем перебралась в Вену (Австрия). Кроме стремления увеличить доходы от нефти, а в конечном итоге установить национальный контроль над нефтяным хозяйством, членов ОПЕК объединяло также то, что они—развивающиеся страны, экономика которых финансировалась в основном за счет нефти, и были объектами эксплуатации со стороны нефтяного картеля в принципе на основе одинаковых неравноправных концессионных соглашений.
Структура ОПЕК состоит из Конференции, комитетов, совета управляющих, секретариата, генерального секретаря и экономической комиссии ОПЕК. Члены организации согласовывают размеры добычи нефти и устанавливают единые экспортные цены. ОПЕК выступает с помощью квот на добычу нефти в роли важного регулятора мирового рынка. За последние 25 лет эти функции частично утрачены за счет снижения доли ОПЕК в мировой торговле с 53 до 43%.[8]
Особое место в экспорте капитала из стран—членов ОПЕК занимает помощь и кредиты другим развивающимся государствам. В отличие от средств, рециклированных на Запад, помощь стран ОПЕК является инструментом независимой национальной политики в сфере вывоза капитала. Страны—члены ОПЕК предоставляют помощь главным образом в рамках двусторонних или региональных отношений. Некоторая часть средств поступает в развивающиеся страны при посредничестве МВФ и МБРР.
? Лига арабских государств
В арабском мире выделяются две международные организации. Лига арабских государств — политическая и экономическая организация, созданная в 1945 г. включает 21 государство и Организацию освобождения Палестины. Штаб-квартира — в Каире. Организация «Исламский конгресс» (ОИК) — международная организация, основанная в 1969 г. и объединяющая большинство мусульманских государств. Деятельность ОИК направлена на укрепление «мусульманской солидарности» и сотрудничества между государствами-членам . Штаб-квартира — в Джидде (Саудовская Аравия).
? Организация Африканского единства
ОАЕ — объединение африканских государств, созданное в мае 1963 г. на конференции в Аддис-Абебе. Основная цель ОАЕ — укрепление единства, сотрудничества и защита суверенитета африканских государств. Штаб-квартира — в Аддис-Абебе.[9]

Заключение

Понятия "интеграция&quo ; и "международная интеграция" стали настолько расхожими, что, к сожалению, зачастую утрачивают свою сущностную основу. И политики, и ученые, и журналисты говорят об "интеграции стран в мировую экономику", "реинтеграции Кыргызстана в мировое хозяйство". Возникла настолько широкая интерпретация проблем интеграции в экономике, международных отношениях, что сам этот термин фактически перестает восприниматься как термин науки.

Международная экономическая интеграция по ее сущностным признакам не может быть ничем иным, как: во-первых, добровольным межгосударственным образованием, при котором экономические ресурсы суверенных стран объединяются для совместного решения отдельных экономических, гуманитарных, оборонных задач; во-вторых, организацией, обеспечивающей решение совместно определяемых задач на основе развития товарно-денежных отношений и практики межгосударственного программирования; в-третьих, таким объединением, в котором ряд функций управления постепенно переходит к общим органам, что предполагает определенное ограничение государственного суверенитета.

Углубление международной экономической интеграции (изменение в ее формах, системе управления и т.д.) обусловлено развитием мирового хозяйства в ходе интернационализации хозяйственной жизни. В основе природы международной экономической интеграции всегда лежали процессы международной специализации труда и производства.
Европа шла к своему экономическому союзу полвека. Многие годы формировалась зона свободной торговли в Северной Америке. Не в одночасье возникли мировые интеграционные объединения в Азии и Латинской Америке. Но и по сей день, они вынуждены сообща преодолевать множество противоречий, чтобы шаг за шагом продвигаться к общим геостратегическим ориентирам.
В условиях глобализации международная торгово–экономическа конкуренция развертывается не только и не столько между отдельными государствами, а сколько между отдельными регионами. Возникновение и развитие региональных экономических организаций есть отражение данного явления. По большому счету ни одна страна, даже крупная, в условиях глобализации не способна в одиночку справиться с напором такой конкуренции. И поэтому императивом XXI века становится образование региональных объединений. Именно по этой причине возникли такие организации, как Европейский союз (ЕС), Североамериканское соглашение о зоне свободной торговли (НАФТА), Объединения стран Восточной и Юго–Восточной Азии (АСЕАН–АТЭС), и другие. Время одиночек закончилось. Времена изоляции — блестящей и не очень — прошли навсегда. Страны, которые пытаются отгородиться от мира, со временем оказываются в незавидном положении. Мы вступили в эпоху глобализации, когда конкурируют,
и т.д.................


Смотреть работу подробнее



Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.