Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
курсовая работа ГАТС. Проблемы вступления России в ВТО
Информация:
Тип работы: курсовая работа.
Добавлен: 13.10.2012.
Год: 2012.
Страниц: 12.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Министерство образования и
науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Кафедра
Курсовая работа по дисциплине «Мировой
рынок услуг»
на тему
«ГАТС. Проблемы вступления России в
ВТО»
Выполнил
Проверил:
Уфа-2011
Содержание
Введение
3
Глава 1. Структура и принципы
ГАТС
5
Понятие и сущность ГАТС
5
Основные положения и структура соглашения
7
Принципы ГАТС
9
Глава 2. Проблемы вступления
России в ВТО
13
2.1. Понятие, цели
и принципы ВТО
13
2.2. Процесс вступления
России в ВТО
18
2.3. Проблемы вступления
России в ВТО
23
2.4. Минусы и плюсы
вступления в ВТО
32
Заключение
37
Список использованной литературы
Введение
Вступление стран мира
во Всемирную торговую организацию
(ВТО) и игра по ее правилам - это вызовы
XXI века, которые Россия не может
не принять, чтобы не потерять потенциально
конкурентоспособные отрасли нашей
страны и активизировать международное
сотрудничество с другими странами.
Присоединение России к ВТО
- сложный и длительный переговорный
процесс. Его результатом должно
стать полноправное участие России
в системе мировой торговли, реализация
преимуществ международного разделения
труда и кооперации, совершенствование
экономического сотрудничества России
со странами мира.
Курс на создание открытой
экономики, провозглашенный в России
с началом перестройки, предусматривал,
прежде всего, развитие торгово-экономически
отношений с Западом, откуда предполагалось
получить необходимые для модернизации
экономики технологию, кредиты, инвестиции
в обмен на экспортные товары - не
только традиционные топливно-сырьевые
ресурсы, но и продукцию перерабатывающей
промышленности, в том числе наукоемкую.
Эта задача была главной и в
процессе формирования стратегии внешнеэкономической
деятельности России, ее децентрализации
и либерализации, политического
и институционального обеспечения.
Между тем процесс формирования
новой глобальной структуры мирохозяйственных
отношений, основанной, прежде всего, на
существенно обновленной (в результате
“уругвайского” раунда Генерального
Соглашения по тарифам и торговле
(ГАТТ) многосторонней системе международной
торговли, продолжается и ускоряется.
Среди пятидесяти с лишним соглашений,
договоренностей, решений, протоколов
и деклараций, подписанных в итоге
"Уругвайского раунда" многосторонних
торговых переговоров, нет документов,
регулирующих в целом валютно-кредитное
сотрудничество на мировом рынке. Однако
в итоге переговоров была подписана
серия документов, имеющих некоторое
отношение к этим сферам. Такими
документами являются, прежде всего,
Генеральное соглашение по торговле
услугами и ряд документов в области
регулирования и либерализации
торговли финансовыми услугами.
Актуальность исследования.
Вступление России во Всемирную Торговую
Организацию (ВТО) – один из центральных
вопросов экономической политики. Об актуальности
исследования ряда проблем, связанных
с вступлением России в ВТО говорит то,
что обсуждение данного вопроса в прессе,
а часто и среди профессионалов, фокусируется
на узком круге вопросов, связанных с выбором
конкретных условий вступления, а именно
определения тарифов и субсидий по отдельным
товарам или группам. По мнению отдельных
экономистов, вступление в ВТО приведет
к гораздо более глубоким изменениям в
экономике, чем открытие конкретных рынков,
поэтому необходим более широкий взгляд
на необходимость и последствия вступления.
Именно поэтому проблемам вступления
России в ВТО, стоить уделить особое внимание.
Объектом исследования в
данной курсовой работе является Всемирная
торговая организация, этапы приема России
в ВТО, цели и принципы, прогнозирование
от вступления в ВТО, структура ГАТС.
Предмет исследования – ГАТС,
проблемы вступления России в ВТО.
Глава 1. Структура
и принципы ГАТС
Понятие и сущность ГАТС
Генеральное соглашение по
торговле услугами — первое многостороннее
межгосударственное соглашение по торговле
услугами — важнейший итог Уругвайского
раунда. ГАТС содержит принципы, составляющие
основу многосторонней правовой системы,
регулирующей торговлю услугами. ГАТС
имеет 29 статей, объединенных в шесть разделов:
- Круг ведения и термины,
- Общие обязательства
и дисциплина,
- Специальные обязательства,
- Прогрессивная либерализация
обмена услугами,
- Процедурные положения,
- Заключительные положения.
Составной частью ГАТС являются
приложения, касающиеся отдельных видов
услуг.
ГАТС содержит три блока
прав и обязательств:
собственно ГАТС, в котором сформулированы базисные правовые нормы, относящиеся ко всем видам услуг, а также основные концептуальные определения;
приложения, касающиеся отдельных отраслевых видов услуг, определяющие как конкретные статьи ГАТС должны применяться в отношении этих видов услуг (морской транспорт, телекоммуникации, финансовые услуги, услуги воздушного транспорта и др.), в частности изъятия по статье II ГАТС (изъятия из режима наибольшего благоприятствования)
перечни конкретных обязательств стран-членов ВТО в отношении отдельных видов услуг.
Предметом ГАТС являются меры,
оказывающие воздействие на торговлю
услугами осуществляемые центральными,
региональными и местными органами
власти, а также неправительственными
учреждениями, через которые осуществляется
юрисдикция правительства (статья I ГАТС).
Круг ведения ГАТС включает
все виды услуг и любые отраслевые
направления торговли услугами, исключая
услуги, поставка которых вызвана
выполнением правительством функций
управления. ГАТС регулирует как трансграничную
торговлю услугами, так и торговлю
ими в пределах национальной территории[1].
ГАТС определяет торговлю
услугами как их трансграничный обмен,
как их потребление в пределах
национальной территории, как их поставки
путем так называемого «коммерческого
присутствия» на территории других стран.
И, наконец, как поставку услуг путем
перемещения физических лиц, производящих
и продающих услуги, находясь на
территории иностранных государств.
Основные положения ГАТС
во многом напоминают ГАТТ, а именно:
национальный режим (иностранные поставщики
услуг и сами услуги должны пользоваться
тем же режимом, что и национальные);
режим наибольшего благоприятствования
(предполагающий одинаковый режим для
всех и отсутствие каких-либо дискриминаций
между участниками Соглашения; гласность
(вся информация, законы, административные
распоряжения, касающиеся регулирования
торговли услугами должны публиковаться);
постепенная либерализация путем
переговоров в рамках всей торговли
услугами.
ГАТС предусматривает
две группы обязательств, которые
берут на себя участники Соглашения:
общие (горизонтальные), распространяющиеся
на все виды услуг, и конкретные (специфические)
в отношении отдельных отраслей,
производящих и поставляющих услуги.
Обязательства отдельных стран
по доступу на рынки суммируются
в перечнях их обязательств. Эти
перечни являются правовыми обязательствами
каждой страны. Они создают правовое
поле в отношении каждого из четырех
видов поставок услуг. Эти перечни
составляют часть Протокола о
присоединении страны к ВТО.
Основные положения и структура Соглашения
ГАТС определяет правовые
рамки торговли услугами, в том
числе, в таких сферах как сфера
транспорта, инвестиций, образования,
связи, финансовых услуг, энергетики и
услуг водоснабжения и перемещения
физических лиц. Кроме того, Соглашение
призывает к проведению дальнейших
переговоров с целью постепенной
либерализации правил, препятствующих
торговле и инвестициям в сфере услуг.
Данные переговоры могут оказать серьезное
влияние на человеческое развитие[5].
Включение вопроса о торговле
услугами в повестку дня Уругвайского
раунда было инициировано, главным
образом, транснациональными финансовыми
и телекоммуникационными корпорациями,
которые стремились включить нормы,
регулирующие инвестиционную деятельность
в Генеральное соглашение по тарифам
и торговле (ГАТТ). Развивающиеся
страны были против такой инициативы,
и в качестве компромисса была разработана
система четырех способов поставки услуг.
ГАТС регулирует следующие “способы поставки
услуг” или категории поставки услуг:
- Трансграничная поставка
(1-ый способ поставки) - услуги, поставляемые
«с территории одного члена
ВТО на территорию любого другого
члена», к которым, например, относятся
деятельность международных почтовых
или телефонных компаний;
- потребление за рубежом
(2-ой способ поставки) - услуги, поставляемые
«на территории одного члена
потребителю услуг любого другого
члена», к которым, например, относятся
услуги, предоставляемые туристам;
- иностранное коммерческое
присутствие (3-ий способ поставки)
- услуги, поставляемые «поставщиком
услуг одного члена путем коммерческого
присутствия на территории любого
другого члена», к которым, например,
относятся открытие филиалов
иностранных банков в принимающей
стране или поглощение иностранных
компаний;
- присутствие физических
лиц (4-ый способ поставки) - услуги,
поставляемые «поставщиком услуг
одного члена путем присутствия
физических лиц члена на
территории любого другого члена»,
к таким услугам, например относится,
услуги иностранных технических
специалистов или рабочих, временно
нанятых на территории принимающих
стран.
ГАТС странам предоставлена
возможность выбора секторов и подсекторов,
в отношении которых они гарантирует
доступ на рынок (статья XVI) и национальный
режим (статья XVII), а также определить уровень
такого доступа на рынок и предоставляемого
национального режима.
Структура обязательств ГАТС
отличается от структуры обязательств
других соглашений ВТО по нескольким
признакам. Например, ГАТС предусмотрены
как общие обязательства, которые
применяются ко всем импортируемым
услугам, так и специфические
обязательства, которые фиксируются
в Перечнях стран и применяются
только к таким секторальным мерам,
которые правительство согласилось
включить в такой Перечень. К
общим обязательствам, которые выполняются
всеми членами ВТО, относятся: режим
наибольшего благоприятствования (РНБ),
транспарентность, возрастающие участие
развивающихся стран. К специфическим
обязательствам относится доступ на
рынок и национальный режим.
Общая сфера действия
ГАТС
Применение мер государственного
регулирования. В соответствии
со статьей I:1 ГАТС применяется к мерам,
принятым правительствами членов ВТО
на любом уровне и в любой форме, включая
законы, постановления, административные
распоряжения, а также на не оформленные
в письменном виде практические действия,
оказывающие воздействие на торговлю
услугами. Соглашения также применяется
к мерам неправительственных организаций,
реализующих полномочия, делегированные
им правительством любого уровня.
Способы международной торговли
услугами. Четыре способа
поставки услуг, предусмотренные ГАТС,
охватывают все возможные формы предоставления
международных услуг, включая деятельность
правительства. За счет этой особенности
соглашение распространяется не только
на традиционную трансграничную торговлю
услугами, но и на все возможные средства
и источники предоставления услуг.
Исключения. Исключений
из сферы применения Соглашения не предусмотрено,
кроме услуг, поставляемых при осуществлении
функций правительственной власти, а также
некоторых видов услуг в секторе авиатранспортных
услуг). Статья I:1.3 ГАТС предусматривает,
что услуги, поставляемые при осуществлении
функций правительственной власти не
должны поставляться на коммерческой
основе, и не должны поставляться на условиях
конкуренции с одним или более поставщиками.
На этот пункт часто ссылаются как на свидетельство
гибкости данного соглашения. Однако сфера
действия данного исключения может оказаться
довольно узкой, потому что многие виды
государственных услуг включают аспекты
конкуренции и коммерческих отношений
(например, плату).
Принципы соглашения
Соглашение ГАТС включает:
1. Базовое соглашение, в котором
изложены общие обязательства
по торговле услугами, в значительной
степени совпадающие с аналогичными
положениями Общего соглашения
по торговле и тарифам (ГАТТ),
регулирующего вопросы торговли
товарами. Положения о режиме
наибольшего благоприятствования,
доступе на рынки и национальном
режиме отражают три наиболее
важных принципа, входящих в общую
структуру ГАТС.
2. Дополнения по конкретным секторам
услуг (передвижения физических
лиц, воздушный транспорт, финансовые
услуги, услуги в сфере морских
перевозок, сфера телекоммуникации).
3. Перечень специфических обязательств
каждой из подписавших ГАТС
сторон.
Общие обязательства подлежат принятию
с некоторыми временными оговорками,
тогда как специфические - являются
предметом переговоров между
странами, в том числе присоединяющихся
к ВТО стран[1].
Все члены Всемирной торговой организаций
являются сторонами, подписавшими базовое
соглашение ГАТС. Тем не менее, хотя
все подписавшие стороны теоретически
приняли обязательство следовать изложенным
в ГАТС принципам, касающимся национального
режима, доступа на рынок и обеспечения
режима наибольшего благоприятствования,
каждая из стран-участниц во время Уругвайской
раунда взяла на себя различные специфические
обязательства в отношении различных
секторов сферы услуг.
Специфические обязательства также
устанавливают направление, по которому
страны-члены ВТО будут в дальнейшем
осуществлять либерализацию торговли
услугами, в том числе финансовыми.
Исходной точкой этого процесса является
составление списков обязательств,
облегчающих поставку иностранных
услуг в конкретных секторах сферы
услуг.
Режим наибольшего благоприятствования.
Все страны гарантируют
обеспечение режима наибольшего
благоприятствования во всех секторах
сферы услуг за исключением того
или иного конкретного сектора
данной сферы, указанного странами-участницами
ГАТС. Гарантия обеспечения режима
наибольшего благоприятствования
означает, что страна будет
обеспечивать для поставщика услуг,
представляющего другую страну-участницу,
такой режим, который не является
менее благоприятным в сравнении
с режимом, обеспечиваемым для поставщиков
услуг из любой другой страны-участницы
ГАТС.
Список освобождений
от режима наибольшего
благоприятствования
Освобождение от выполнения требования
по обеспечению режима наибольшего
благоприятствования оформляется
в тех случаях, когда какая-либо
страна открыто заявляет, что она
не гарантирует обеспечения режима
наибольшего благоприятствования
в конкретном секторе сферы услуг
для поставщиков услуг из других
стран-членов Всемирной торговой организации.
Обычно такие освобождения имеют
место, когда каким-либо странам
предоставляется право специального
или привилегированного доступа в какой-либо
сектор. Освобождения от выполнения требования
по обеспечению режима наибольшего благоприятствования
могут предоставляться только на десять
лет, причем после пяти лет действия такого
освобождения вопрос подлежит пересмотру.
Освобождения от выполнения требования
по обеспечению режима наибольшего благоприятствования
оформляются отдельно от перечня обязательств
стран-участниц ГАТС. Список соответствующих
освобождений читается относительно легко.
Страны-участницы включают в него следующие
сведения: сектор; мера, не
соответствующая режиму наибольшего благоприятствования;
страна или страны, на которые распространяется
действие данного освобождения; срок действия
освобождения; причины освобождения[5].
Доступ на рынок и
обеспечение национального режима.
Страны-участницы ГАТС перечисляют
ограничения по вопросам, связанным
с доступом на рынки и обеспечением
национального режима, в соответствующих
«списках обязательств». При указании
страной какого-либо сектора в
своем перечне обязательств в
принятии конкретного обязательства,
включенного в перечень, данная страна
выражает свое согласие на то, чтобы
разрешить иностранным поставщикам
доступ на свой рынок для предоставления
услуг, а также на то, чтобы обеспечить
для иностранных поставщиков
такие же условия, какие обеспечиваются
для внутренних поставщиков (национальный
режим).
Принимая обязательство по обеспечению
режима наибольшего благоприятствования,
национального режима или доступа
на рынок в каком-либо конкретном
секторе, страна-участница выражает
свое согласие придерживаться принципов,
определенных ГАТС, с учетом ограничений,
перечисленных в соответствующем
списке обязательств. Принятие
обязательства также означает, что
страна выражает свое согласие с тем,
чтобы не вводить более ограничительных
мер в каком-либо конкретном секторе.
Вопросы, связанные с любыми нарушениями
принятых страной обязательств, включая
гарантии, касающиеся обеспечения режима
наибольшего благоприятствования, доступа
на рынок и национального режима, регулируются
с помощью предусмотренного Всемирной
торговой организацией механизма разрешения
разногласий. Стране-нарушительниц может
быть предъявлено требование по выплате
компенсации, если комиссия по разрешению
разногласий придет к выводу о том, что
данная страна не выполнила свои обязательства.
Другие обязательства
ГАТС.
Общим обязательством является также
гласность (прозрачность или транспарентность)
регулирования торговли (статья
III): публикация международных
соглашений, национальных
законов, правил и административных
распоряжений, затрагивающих поставку
услуг. Статья VIII содержит обязательство
обеспечить, чтобы монопольные поставщики
и поставщики услуг с исключительными
правами на территории страны-члена
ВТО не злоупотребляли своим положением
на внутреннем рынке, нарушая РНБ
и специфические обязательства
страны по либерализации торговли услугами.
Наконец, статья XIV содержит перечень
прав стран-членов ВТО на т.н. общие
исключения (ограничения торговли);
для поддержания общественного
порядка, защиты общественной морали,
безопасности жизни и здоровья людей,
животных, растений, предотвращения недобросовестной
коммерческой практики и др.
Глава 2. Проблемы
вступления России в ВТО
2.1. Понятие, цели
и принципы ВТО
Всемирная торговая организация
(ВТО) – это международная организация,
созданная для урегулирования торговых
проблем в соответствии с соглашением
крупнейших торговых стран мира о
снижении экспортных и импортных
барьеров. ВТО начала свою деятельность
с 1 января 1995 как преемница Генерального
соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ).
Всемирная торговая организация
обеспечивает общие институциональные
рамки для осуществления торговых
отношений между ее членами в
вопросах, относящихся к соглашениям
и связанным с ними правовым документам[2].
Таким образом, ВТО – это
и организация, и одновременно комплекс
правовых документов, своего рода многосторонний
торговый договор, определяющий права
и обязанности правительств в
сфере международной торговли товарами
и услугами.
Правовую основу ВТО составляют:
- Генеральное соглашение о
торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994
года (ГАТТ-1994),
- Генеральное соглашение
о торговле услугами (ГАТС);
- Соглашение о торговых
аспектах прав интеллектуальной
собственности (ТРИПС).
Соглашения ВТО ратифицировались
парламентами всех стран-участниц.
Основной целью ВТО
является создание на основе единых правовых
норм торговой системы, при которой
предприятия стран-членов ВТО могут
торговать друг с другом на основе справедливой
и свободной конкуренции.
Основополагающими принципами
и правилами ГАТТ/ВТО являются:
торговля без дискриминации, т.е. взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле и взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения;
регулирование торговли преимущественно тарифными методами; отказ от использования количественных и иных ограничений;
транспарентность торговой политики; разрешение торговых споров путем консультаций, переговоров и т.д.
Важнейшими функциями ВТО являются:
1) контроль за выполнением соглашений
и договоренностей пакета документов
Уругвайского раунда;
2) проведение многосторонних
торговых переговоров между заинтересованными
странами-членами;
3) разрешение торговых
споров;
4) мониторинг национальной
торговой политики стран-членов;
5) техническое содействие развивающимся
государствам в рамках компетенции ВТО;
6) сотрудничество с международными
специализированными организациями.
Главные задачи ВТО - либерализация
международной торговли, обеспечение
ее справедливости и предсказуемости,
способствование экономическому росту
и повышению экономического благосостояния
людей. Страны-члены ВТО решают эти
задачи путем контроля за выполнением
многосторонних соглашений, проведения
торговых переговоров, урегулирования
торговых отношений в соответствии
с механизмом ВТО, а также оказания
помощи развивающимся странам и проведения
обзора национальной экономической политики
государств[3].
Основные преимущества для страны
от членства в ВТО можно суммировать
следующим образом:
1) создание более благоприятных
условий доступа на мировые
рынки товаров и услуг на
основе предсказуемости и стабильности
развития торговых отношений
со странами-членами ВТО, включая
транспарентность их внешнеэкономической
политики;
2) доступ к механизму ВТО по
разрешению споров, обеспечивающему
защиту национальных интересов,
если они ущемляются партнерами,
и таким образом устранение
дискриминации;
3) возможность реализации своих
текущих и стратегических торгово-экономически
интересов путем эффективного
участия в МТП при выработке
новых правил международной торговли.
Прочие преимущества[2]:
Выгоды
для потребителей:
понижение стоимости и повышение качества жизни за счет выхода на рынок после отмены барьеров большого ассортимента более конкурентоспособных
(за счет более низких цен и высокого качества) товаров и услуг.
Экономические
выгоды:
- повышение
доходов государства – за счет роста торгового
оборота.
- повышение занятости – за счет роста
экспорта.
- Повышение эффективности внешнеэкономической
деятельности - благодаря выходу продукции
на новые рынки.
3) Внутренние политические
выгоды:
- защита от лоббирования
– государство берёт на себя определённые
четко обозначенные международные обязательства.
- Борьба с коррупцией – отказ от квот,
обеспечение прозрачности, гласности.
4)
Внешне-политические выгоды:
- Обеспечение равных прав с более развитыми
государствами повышает конкурентоспособност
страны на мировой арене.
- Система ВТО создает эффективный механизм
для разрешения споров.
- Укрепление международной стабильности
через систему договоров.
Решения принимаются всеми
государствами-участ иками обычно
методом консенсуса, что является
дополнительным стимулом к укреплению
согласия в рядах ВТО. Принятие решения
большинством голосов тоже возможно,
но в ВТО такой практики пока не
было; в рамках работы предшественника
ВТО, ГАТТ, такие единичные случаи
имели место.
Решения на высшем уровне в
ВТО принимает Министерская конференция,
которая собирается как минимум один раз
в два года. Первая конференция в Сингапуре
в декабре 1996 г. подтвердила курс стран-участниц
на либерализацию торговли и добавила
к существующей организационной структуре
ВТО три новые рабочие группы, занимающиеся
вопросами соотношения между торговлей
и инвестициями, взаимодействия между
торговлей и политикой конкуренции, а
также прозрачностью в области государственных
закупок.
В подчинении Министерской
конференции находится Генеральный
совет, который отвечает за выполнение
текущей работы и собирается несколько
раз в год в штаб-квартире в
Женеве в составе представителей
членов ВТО, обычно послов и глав делегаций
стран-участниц[6].
В ведении Генерального совета
также находятся два специальных
органа:
- орган по анализу торговой
политики;
- орган по разрешению
споров.
Кроме того, Генеральному совету
подотчетны комитеты по торговле и
развитию; по ограничениям, связанным
с торговым балансом; по бюджету, финансам
и административным вопросам.
Генеральный совет делегирует
функции трем советам, находящимся
на следующем уровне иерархии ВТО: Совету
по торговле товарами, Совету по торговле
услугами и Совету по торговым аспектам
прав интеллектуальной собственности.
Совет по торговле товарами,
в свою очередь, руководит деятельностью
специализированных комитетов, осуществляющих
контроль за соблюдением принципов
ВТО и выполнением соглашений
ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами.
Совет по торговле услугами
осуществляет контроль за выполнением
соглашения ГАТС. В его составе
находятся Комитет по торговле финансовыми
услугами и Рабочая группа по профессиональным
услугам.
Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной
собственности, помимо осуществления
контроля за выполнением соответствующего
соглашения (ТРИПС), занимается также вопросами
предотвращения возникновения конфликтов,
связанных с международной торговлей
поддельными товарами.
Многочисленные специализированные
комитеты и рабочие группы занимаются
отдельными соглашениями системы ВТО
и решением вопросов в таких областях,
как защита окружающей среды, проблемы
развивающихся стран, процедура
присоединения к ВТО и региональные
торговые соглашения[8].
Секретариат ВТО, который
базируется в Женеве, имеет около
600 штатных сотрудников; его возглавляет
генеральный директор. Секретариат
ВТО, в отличие от подобных органов
других международных организаций,
не принимает решений, так как
эта функция возлагается на сами
страны-члены.
Основные обязанности
Секретариата – обеспечивать техническую
поддержку различным советам
и комитетам, а также Министерской
конференции, оказывать техническое
содействие развивающимся странам,
проводить анализ мировой торговли
и разъяснять положения ВТО общественности
и средствам массовой информации.
Секретариат также обеспечивает
некоторые формы правовой помощи
в процессе разрешения споров и консультирует
правительства стран, желающих стать
членами ВТО.
Рабочие языки ВТО - английский,
французский и испанский. Бюджет
организации на 2011 г. составляет 189 млн.
швейц. франков.
Таким образом, подытоживая
общую характеристику ВТО как важнейшей
экономико-политичес ой организации мирового
сообщества, можно сделать вывод, что ВТО
является международной организацией,
основной целью которой является создание
на основе единых правовых норм торговой
системы, при которой предприятия стран-членов
ВТО могут торговать друг с другом на основе
справедливой и свободной конкуренции.
Каждая страна стремится вступить в ВТО
для получения определенных экономических
выгод и повышения конкурентоспособност
свои товаров.
2.2. Процесс вступления России
в ВТО
В феврале 1994 года Правительство России
передало странам-участницам ГАТТ Меморандум
о внешнеторговом режиме России. Этот
шаг Правительства России открыл
активную фазу переговоров об условиях
присоединения России к ВТО.
В августе 1997 г. была образована Комиссия
Правительства Российской Федерации
по вопросам ВТО, которая в июле 2004
года была преобразована в Правительственную
комиссию по вопросам Всемирной торговой
организации и взаимодействию с
Организацией экономического сотрудничества
и развития, которую возглавил
Председатель Правительства Российской
Федерации М.Е. Фрадков. В состав
этого органа входят представители
ключевых министерств и ведомств.
Основная функция Комиссии - координация
процесса присоединения и выработка
переговорной позиции российской стороны.
Основным элементом работы на внутреннем
уровне в контексте присоединения
России к ВТО является приведение
российского законодательства и
правоприменительной практики в
соответствие с нормами и правилами
ВТО[8].
С 2000 года при Комитете по экономической
политике и предпринимательству
Государственной Думы работает Экспертный
совет по законодательству во внешней
торговле и иностранным инвестициям
(с 2004 г. - Экспертный совет по регулированию
ВЭД). Одним из основных направлений
его деятельности является выявление
мнений государственных органов, общественных
организаций, научных и деловых
кругов по вопросам, связанным с
присоединением России к ВТО, а также
координация законотворческой деятельности
в этой сфере.
Российская делегация на регулярной
основе проводит консультации по проблематике
ВТО с представителями стран
СНГ. На заседаниях ЕврАзЭС на уровне
глав государств в 2002-2005 годах приняты
решения о направлениях совершенствования
взаимодействия стран-членов сообщества
на переговорах по присоединению
к ВТО. Данные вопросы регулярно
обсуждаются на сессиях Межгосударственного
Совета на уровне глав Правительств стран
- членов ЕврАзЭС.
В рамках работы Группы экспертов
высокого уровня по формированию Единого
экономического пространства (ЕЭП) России,
Белоруссии, Казахстана и Украины
регулярно проводится сравнительный
анализ позиций стран «четверки»
на переговорах по присоединению
к ВТО. Результаты этого анализа
используются как при реализации
Концепции формирования ЕЭП, так
и при координации процесса присоединения
к ВТО заинтересованными сторонами
«четверки».
Большая информационная работа по обсуждению
российской позиции на переговорах
по присоединению ВТО проводится
с представителями российских деловых
кругов. Начиная с 2000 года, представители
Ми и т.д.................